Под самоконтролем в психологии понимается возможность личности регулировать и контролировать свои эмоции, мысли и действия (бездействия), непосредственно связанная с осознанностью и силой волей. Происходящее от английского словосочетания Self-control («я контролирую») это понятие переплетено с самодисциплиной индивида, широко применяется в гельштат-психологии и помогает человеку в достижении поставленных целей.
Определение, что это такое
Самоконтроль в психологии – это оценка и осознание человеком собственных действий, психических процессов и состояний (Большой психологический словарь). В это понятие так же вкладывается способность личности ориентироваться на эталонное поведения и возможность получения ею сведений о контролируемых действиях и состояниях.
В толковых словарях С. И.Ожегова, Д. Н. Ушакова, Т.Ф. Ефремовой самоконтроль трактуется, как контроль человека над самим собой, своим поведением, состоянием своей работы.
Профессор А. А. Крылов отмечал, что человек на протяжении всей своей жизни выступает субъектом и объектом контроля. В первом случае он сам является обладателем контрольного механизма, а во втором — подчиняется общественному контролю. В понятие «самоконтроля» доктор психологических наук вкладывал возможность личности самостоятельно контролировать собственные поступки, психологическую и эмоциональную деятельность.
Педагогический энциклопедический словарь трактует термин, как сознательную регуляцию человеком собственного состояния, побуждений и действий, основывая и сопоставляя их принятым в обществе субъективным представлениям и нормам. Огромное значение здесь отводиться самоограничению, являющемуся важным элементом самоконтроля, и подразумевающему под собой способность человека отказаться от непродуктивных и неодобряемых обществом порывов.
Подробно раскрывая понятие, авторы словаря также отметили, что способность к самоконтролю не заложена в индивиде на генетическом уровне, а должна формироваться постепенно, развивая его как личность.
Как психологическое явление, самоконтроль включает в себя все процессы, благодаря которым личность способна:
- управлять собственным поведением;
- контролировать свои биологические потребности, тяги, импульсивные порывы;
- приводить свои непреодолимые влечения в зависимость от условий внешней среды и окружения.
Под самоконтролем в психологии также подразумевается особая, присущая индивиду способность усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание им своего несовершенства и желание действовать исключительно как разумный, придерживающийся установленных правил поведения человек.
Профессор А.А. Крылов отметил, что осуществляющие самоконтроль нейрологические процессы происходят в большей части в области коры головного мозга. Травмирование любой из его долей (как внутриутробное, так и произошедшее в результате сознательной деятельности) приводит к нарушению процесса самоконтроля, появлению агрессивного или девиантного поведения.
Характеристика и описание процесса
Самоконтроль в психологии – это, по мнению американо-израильского психолога Д. Кинемана, система, обеспечивающая функционирование человеческой психики и концентрацию внимания, обязательную для сознательных умственных действий.
По словам психолога, самоконтроль:
- является неотъемлемой частью саморазвития;
- способствует достижению человеком поставленных целей;
- помогает избавиться от вредных привычек и оказывает помощь в формировании новых привязанностей.
Д. Кинеман так же вкладывал в понятие «самоконтроля» — помощь в сохранении человеком в стрессовых ситуациях приверженности, а также один из способов борьбы с различными психологическими проблемами. Благодаря самоконтролю индивид легче переносит трудности, физические, психологические и интеллектуальные нагрузки.
В 1960-м году американский психолог У. Мишель провел среди маленьких детей «зефирный тест» во время которого каждый из детей получил по куску десерта и наказание о том, чтобы не думать, а его вкусе и сладости.
Ребенку предлагалось 2 варианта действия:
- сесть кусок зефира сразу;
- выждать 15 мин и получить еще одну часть десерта.
Последующие 40 лет психолог внимательно следил за жизнью участников эксперимента и пришел к выводу о том, что дети, поддавшиеся искушению и съевшие свой кусок зефира сразу, во взрослой жизни сталкивались с множеством эмоциональных и психологических проблем намного чаще тех, кто при помощи самоконтроля преодолел первоначальный соблазн.
Обобщенное определение термина доктор психологических наук, профессор А.А. Крылов дает с позиции функционального подхода к нему, основанного на том, что объект самоконтроля, независимо от сферы психических явлений, всегда имеет проверочный характер, осуществляемый в процессе сличения его с эталоном, уже фактически имеющим место в реальном мире.
В основу самоконтроля психологии вкладывают понятия:
- Закона Йеркса-Додсона, основанного на формировании результатов под воздействием различного мотивационного уровня. В соответствии с данной теорией высокий мотивационный уровень подходит только для достижения краткосрочных результатов и небольших целей.
- Потребностно-информационной теории эмоций, в соответствии с которой низкая мотивация – является залогом достижения желанной, но труднодоступной цели, поскольку чем дольше человек движется к желаемому результату, чем сильнее нарастает эмоциональное перенапряжение, приводящее к состоянию стресса и потери возможности мыслить рационально.
По мнению психологов, в большинстве случаев эти два феномена связаны между собой, являясь основной частью самоконтроля.
Виды самоконтроля
Самоконтроль в психологии – это умение личности затормаживает свои простейшие побуждения и эмоции, с целью подчинения их более достойным и высоким целям (словарь «Психология человека от рождения до смерти»)ю
Доктор психологии Крылов А.А. в своем курсе лекцией отмечал, что способность к самоконтролю пронизывает всю человеческую деятельность: учебную, игровую, профессиональную и спортивную, а в зависимости от специфики своего проявления, временных и пространственных характеристик подразделяется на установленную в психологии классификацию.
Различают:
Вид самоконтроля | Их характеристика |
Непроизвольный самоконтроль | Заключается в умении человека сдерживать свои чувства, эмоции и желания на биологическом уровне при помощи собственных эмоциональных и физических сил. Механизмы самоконтроля здесь основаны на контурах саморегуляции, обеспеченных жизнедеятельностью организма и своим функционированием вне сферы человеческого сознания. |
Произвольный самоконтроль | Носит осознанный характер постановки и обеспечен достижением соответствующих целей за счет выполнения определенного вида деятельности. |
Непосредственный и опосредованный самоконтроль | Понятия различаются в зависимости от способа сдерживания человека. В первом случае он использует собственные органы чувств. Во втором, обращается за помощью к внешним факторам. |
Самоконтроль перед действием | Реализуется на всех этапах человеческой деятельности, подразделяясь на:
1. Антиципирующий (предварительный) самоконтроль, основанной на предварительной проверке еще не совершенных действий, на предмет правильности их выбора. 2. Текущий самоконтроль, направленный на проверку правильности использования промежуточных действий и оценки промежуточных результатов. 3. Результирующий самоконтроль, подводящий итоги работы и отвечающий на вопрос о достижении ранее поставленной цели. |
Констатирующий и корректирующий | В первом случае позволяет выявить актуальные проблемы, во втором – избавляется от них или предупреждает возникновение каких-то осложнений. |
Внешний и внутренний самоконтроль | Первый позволяет человеку бороться со своими личностными, негативными импульсами. Второй – с негативными проявлениями окружающей среды. |
Поведенческий самоконтроль | Предполагает совершение действий в соответствии с долгосрочными целями и жизненными приоритетами. Так, например, человек, несмотря на желание поспать подольше просыпается рано для того, чтобы сходить в спортзал и сбросить лишний вес. |
Эмоциональный самоконтроль | Направлен на поддержание позитивного мировоззрения при преодолении трудностей. Позволяет личности проявить свои эмоциональные качества (чуткость, надежность и внимательность) и положительно сказывается на межличностных отношениях. |
Различаются также зрительный, слуховой и тактильный самоконтроль.
Процесс жизнедеятельности человека подчиняется доминирующему внешнему самоконтролю, преобладающему в разнообразных видах общественной деятельности и поведенческой практике. Так, идущий пешком или пользующийся личным, или общественным транспортом человек при помощи навигатора сверяет свое местоположение по отношению с конечной точкой маршрута.
Механизм самоконтроля
Самоконтроль – это условие адекватной, целенаправленной, интегрированной психики человека, основа его самовоспитания и самосовершенствования, обучения и профессиональной деятельности, поведения в обществе (доктор психологии, профессор Крылов А.А.).
В процессе своей жизнедеятельности личность, по мнению доктора наук, способна выступать как в роли объекта, так и субъекта контроля:
- В первом случае человек (как объект) подчиняет нормам общественной морали и нормативно-правовым правилам, регулирующим воспитательный и обучающий процесс, профессиональную деятельность, социальные и бытовые отношения.
- В качестве субъекта человек сам управляет конкретными механизмами контроля, направляя их вовне (на поступки и действиях окружающих людей) или на самого себя.
Осуществление самоконтроля невозможно без наличия должного (эталонного) поведения, а соответствие поступков, действий или внешних факторов по отношению к эталонным нормам проводится путем сличения.
Механизм самоконтроля, по мнению А. Крылова, проходит на клеточном уровне человеческого организма и основывается на способности саморегуляции к поддержанию оптимального уровня дыхания, состояния крови и работы всех жизненно важных органов и систем.
Пронизывает самоконтроль и все протекающие в организме человека психологические процессы: ощущение, мышление, восприятие, собственное психическое состояние и эмоциональную сферу.
Ключевые навыки развития, выделяемые А.А. Крыловым для развития самоконтроля:
Саморегулирование
Помогает научить человека обдумывать свои действия перед тем, как их осуществить, а также позволяет человеку при необходимости проявлять самодисциплину, сохраняя рациональность и спокойствие даже в стрессовой ситуации.
Надежность
Отражает то, насколько хорошо человек способен выполнять взятые на себя обязательства, помогать окружающим и следовать принятым в обществе нормам морали и нравственности,
Адаптивность
Способность адаптировать свои реакции и эмоции к различным ситуациям означает, что человек способен справиться с любыми внешними или внутренними изменения, став более гибким и открытым для различных точек зрения.
Оптимизм
Оптимистичное отношение необходимо для тренировки ума и эмоций, позволяет человеку улучшить свое поведение, сохраняя при этом сосредоточенность и мотивацию.
Специалисты отмечают, что для людей с развитым самоконтролем характерны три ключевые черты:
- Самосохранение. Заключающее в развитии здорового отношения человека к окружающему миру и происходящим в нем явлениям, и сосредоточенность его на использовании ресурсов для улучшения своего качества жизни.
- Самоутверждение. Основано на способности человека адекватно оценивать себя и свои способности, а также возможности свободно обсуждать интересующие его вопросы.
- Самореализация. Связана со стрессоустойчивостью, заставляющей человека понять необходимость саморазвития для осуществления наиболее трудных дел.
Как развить самоконтроль
Самоконтроль в психологии – это методика обучения уверенности в себе, основанная на систематическом ведении человеком журнала социальных событий, отражающем все происходящие с ним как негативные, так и позитивные эмоциональные изменения (Хьел Л., Зиглер Д. «Теории личности»).
По своей сути самоконтроль представляет собой искусственное подавление личностью негативных эмоций, желаний и действий, овладение которым необходимо для успешной работы и социального и личностного взаимодействия.
Приемы для развития самоконтроля, по мнению практикующего психотерапевта, гельштат-терапевта, кандидата биологических наук Шахова Е.Г. включают:
Способность к самоограничению
Самоограничение как качество личности – основано на способности человека добровольно контролировать желания своего ума и тела, держать себя в рамках культурных и нравственных ограничений. Как яркий признак зрелости личности самоограничение основано на связывании себя с нравственным долгом.
Ярким примером самоограничения являются деяния святых мучеников или добровольный отказ человека от сладостей и алкоголя, в пользу выработки естественных гормонов удовольствия.
Способность к распознаванию эмоций
Процесс заключается в постоянном отслеживании человеком своих эмоций с целью определения их первичного или вторичного появления.
К первичным эмоциям психологи относят:
- радость;
- страх;
- гнев;
- печаль;
- отвращение;
- удивление.
Все остальные эмоциональные состояния являются комбинацией из первичных, и носят вторичный характер.
Ведение дневника эмоций
Определившись с качеством эмоций человеку, по мнению психолога и специалиста в техники проведения когнитивно-поведенческой терапии Гуздовой С.Л. следует завести специальный дневник, в котором он будет отслеживать, и контролировать свои эмоции, мысли, чувства и желания, выделяя из них проблемные и вызывающие у него негативное состояние.
Контроле эмоций
При возникновении ситуации, когда эмоции могут выйти из-под контроля, практикующий психотерапевт, гельштат-терапевт, кандидат биологических наук Шахова Е.Г. советует индивиду отстраниться и переключить свое внимание на другие эмоции, с помощью:
- Отвлечения от действительности: прогулки, перемещения в другую комнату.
- Спортивных упражнений. Полноценная спортивная тренировка поможет снизить выраженность эмоционального состояния.
- Подробной визуализации приятных воспоминаний.
Тренировка
В качестве тренировки самоконтроля специалисты советуют индивиду использовать любые видеоролики (фильмы, песни, клипы), вызывающие негативное эмоциональное состояние. Во время просмотра человек должен стараться сдерживать свои чувства, а в случае ощущения потери контроля над ними, постараться дистанционироваться, переключив внимание на другие занятия.
Помощь в развитии самоконтроля человеку, по мнению специалиста гельштат-психологии Гуздовой С.Л., окажет:
- Постановка им реальных, достижимых целей, направленных на изменение старых привычек и выработку новым навыков. Примером такого поведения может стать выработка человеком способности просыпаться на 10 мин раньше обычного времени для того, чтобы сделать утреннюю зарядку.
- Согласование целей со своими ценностями. Большую помощь в обучении эмоциональному контролю окажет правильная мотивация, направленная на получение желаемой цели.
- Принятие ответственности. Самоконтроль невозможен без принятия человеком ответственности за свои эмоции и поступки. Так, например, если человек поставит перед собой задачу закончить важный проект в течение недели, он будет вынужден перебороть желание отдохнуть.
- Отношение к себе в позитивном ключе.
- Ведение режима дня, развивающее дисциплинированность человека и помогающее обучению правильному распределению своего времени.
- Спортивные занятия, повышающие выносливость и стрессоустойчивость человека, и чтение книги, необходимое для умственного развития и самообразования личности.
- Периодический выход человека из зоны своего комфорта, способствующий расширению кругозора и заставляющий человека преодолевать свои внутренние страхи.
В психологии в понятие «самоконтроля» вкладывается умение человеком сохранять спокойное эмоциональное состояние даже в самых сложных стрессовых ситуациях. Способность управлять своими эмоции, чувствами и действия считается психологами одним из главных условий успешной жизни и реализации человека в социальной и профессиональной деятельности, овладеть которой может любой желающий посредством несложных, но эффективных психологических упражнений.
Видео о самоконтроле
Как научиться контролировать свои эмоции: