Агрессивность (враждебность) — это в психологии субъективная предрасположенность субъекта к поведению, целью которого считается причинение вреда окружающим либо подобное аффективное состояние, сопровождающееся появлением гнева или злости. По мнению психологов, несмотря на то, что агрессивность сопровождает человеческое общество на всех этапах его развития, для индивида она не свойственна, а дети усваивают ее, перенимая модель поведения от своих родителей.
Впервые понятие агрессивности появилось в психоанализе З. Фрейда, объяснявшего данное качество поведения как бессознательное стремление человека к смерти и разрушению. Впоследствии понятие «агрессивности» было доработано Э. Фроммом и Э. Берном и группой российских психологов, определивших агрессивность, как силу, с которой человек выражает любовь или ненависть к окружающим или самому себе.
Определение агрессивности и агрессии: сходства и отличия
Агрессивность в психологии – это свойство личности, выраженное в предпочтении применения насильственных методов для достижения своих целей. Данный термин непосредственно связан с понятием «агрессия» и происходит от латинского “aggredi” (нападать).
До начала ХIХ в. под «агрессивным» понималось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Впоследствии термин приобрел узкую направленность, подразумевая под собой активное или пассивное поведение индивида, направленное на причинение физического или морального вреда окружающим или самому себе, а также животному или неодушевленному предмету, посредством его разрушения.
Американский детский психоневролог и разработчик гельштат-терапии Лауретте Бендер понимала под агрессией повышенную активность и желание самоутверждения. Испанский ученый Хосе Родригес Дельгадо описывал агрессию, как акт враждебности, внезапной атаки и разрушения, сопровождающийся действиями, направленными на причинение вреда обществу или отдельной личности. Понятие «агрессивности» при этом является поведенческой реакцией, подчиняющейся разрушающей силе.
Американский психолог Роббер Уилсон давал определение агрессии, как физическому действию или угрозе такового, направленному на уменьшение свободы другого индивида.
У Эрика Фромма агрессивность – это причинение физического или морального ущерба не только человеку, но и животному, а также любому неодушевленному предмету.
Арнольд Басс трактует понятие, как склонностью к любому поведению, несущему угрозу или наносящему ущерб другим людям.
Е.В. Зимановская называет агрессивностью любое поведение, направленное на подчинение себе воли постороннего человека. В работах А.А. Реан можно найти мнение о том, что агрессия подразумевает под собой нанесение человеком вреда любому живому или неживому объекту.
Российский психолог также дает понятие «агрессивности», как готовности к враждебным действиям в отношении постороннего человека, подготовленной готовностью индивида к восприятию или интерпретации поведения окружающих соответствующим образом.
В современной психологии понятия «агрессии» и «агрессивности» часто смешиваются. Так Е.П. Ильин понимал под агрессивностью способность личности к враждебному (агрессивному) реагированию при возникновении конфликтной ситуации. Агрессивное действие при этом, психолог понимал как ситуативную реакцию и проявление агрессивности. При регулярном повторении агрессивных действий можно говорить о возникновении агрессивного поведения.
Психологические теории и школы
Агрессивность в психологии – это, по З. Фрейду, естественное состояние, считающее показателем животного начала в человеческом существе и объясняемое бессознательным влечением человека к смерти и разрушению.
Созданная автором психоанализа «Психоаналитическая теория агрессивности» связывает феномен с развитием либидо и определяет его как составную часть прегенетальной организации. По мнению Фрейда на фаллической фазе развития агрессивность ребенка направлена против его родителей, братьев или сестер, а сами разрушающие действия носят характер бессознательных и питаются энергией Танатоса («влечения к смерти») и при отсутствии подходящего объекта способны привести к самоуничтожению личности.
Концепция Э. Фромма
Эрих Фромм разделял агрессивность на доброкачественную и злокачественную:
- Под доброкачественной агрессией понимается биологически адаптивная реакция, возникающая при появлении угрозы жизни. Такое поведение свойственно всем без исключения людям и животным и проявляется как ответ на устранение реальной угрозы или ее причины. Такая агрессивность, по мнению ученого, не носит деструктивного характера и возникает как ответ на подлинную разрушающую агрессивность («Тронь меня и я убью тебя»).
- Злокачественная (враждебная) агрессивность – неадаптивная форма агрессивности, присущая, по мнению Фромма, исключительно человеку и опирающаяся не на биологические, а на социальные корни. Примером злокачественной агрессивности могут служить различные формы жестокости и насилия (в том числе и сексуального), садизм и некрофилия.
По теории Фромма человек культурен лишь в той мере, в какой он в состоянии контролировать свое стихийное, разрушительное начало. При ослаблении этих механизмов проявляется склонность к «злокачественной» агрессии, сопровождающейся жестокими действиями и разрушительным поведением.
Теория Ф. Перлза
В 1945-м году понятие агрессивности было дано Ф.Перлзом в его книге «Эго, голод и агрессия», где, проводя параллель между психическими и физиологическими процессами, автор определяет, что для пищеварения нужна естественная агрессия, позволяющая кусать пищу. Сопровождает агрессивность, по мнению автора, и процесс познания, для которого необходимо вначале разломать объект, а затем сформировать его мысленную модель.
Задача психолога, по мнению Перлза в том, чтобы помочь человеку осознать свою агрессивность и взять ответственность за ее проявление, поскольку, избегая ее, человек вносит в свою жизнь страх.
Теория Э. Бернса
«Психика в действии» Эрика Берна определяет агрессивность как силу, помогающую человеку выразить чувство любви или ненависти к себе и к своему окружению. По мнению психолога, индивид может обманывать себя или других, слабо проявляя свои чувства или наоборот выражая агрессией едва теплящиеся чувства.
Говоря о таком способе любви или ненависти, следует также учитывать направления их выражения, поскольку если для одних людей привычно выражать свои чувства по отношению к окружающим, то для других индивидов свойственно обращать агрессивность преимущественно на самих себя.
Таким образом, человек может ненавидеть кого-то, а апогеем такой агрессивности станет убийство. В другом случае, индивид может с ненавистью относиться к самому себе, что побуждает его со временем на осуществление суицида. Оба этих действия, по мнению Берна, являются следствием агрессивности, различаясь между собой лишь направлением действия.
Теория А.А. Реана
Концепция А.А. Реана определяет агрессивность, в виде готовности индивида к враждебным действиям в отношении другого индивида, обеспеченной желанием воспринимать и интерпретировать действия окружающих, соответствующим образом.
В соответствии с этой концепцией «агрессивность» как черта личности связана с враждебностью, обидчивостью, недоброжелательностью. Ориентируясь на это, А.А. Реан рассматривает потенциально агрессивное восприятие в форме устойчивой личностной особенности мировосприятия и миропонимания
Теория Алфимова М.В. и Трубников В.И.
Российские психологи Алфимова М.В. и Трубников В.И. подразумевают под «агрессией» негативные эмоции, мотивы и даже негативные установки. Эти факторы, по мнению ученых, могут играть важную роль, но не являются предпосылками агрессивности.
Ученые отметили, что для агрессивного поведения может быть присуще как эмоциональное возбуждение, так и холодность. Необязательно здесь и присутствие ненависти, поскольку проявление агрессии может быть направлено человеком даже на того, к кому он относится положительно.
Виды агрессивности
Агрессивность в психологии – это, по определению Е.П. Ильина, свойство личности, отражающее склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации.
В современной психологии дано несколько вариантов классификации агрессивности:
По Эрику Фромму
В концепции немецкого социолога “Анатомия человеческой деструктивности”, представлены два вида агрессивности:
Доброкачественная агрессивность
Доброкачественная агрессивность, заложена в человеке генетически и проявляется при возникновении чувства угрозы. По мнению Фромма данный вид агрессивности довольно редко ведет к уничтожению противника и имеет своей целью только напугать обидчика.
Доброкачественная агрессивность может быть представлена в форме псевдоагрессивности, то есть в действии, способном нанести вред, но не сопровождавшемся умышленными намерениями:
Непреднамеренная агрессивность | Связана со случайным причинением вреда. Характерным примером такой агрессии является проверка револьвера и случайный выстрел при непроизвольном нажатии курка. |
Игровая агрессивность | Применяется в учебных тренингах на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Не имеет под собой каких-либо разрушительных целей. |
Агрессивность для самоутверждения | Характерна в большей степени для мужчин и подростков и имеет под собой цель оказания разрушительных действий в попытке самоутверждения в обществе. |
Оборонительная агрессивность | Считается формой проявления биологической адаптации человека. |
Злокачественная агрессивность
Злокачественная агрессивность проявляется в форме жестокости и деструктивного поведения, отсутствует у животных и свойственна только человеку. Главные проявления такой агрессивности: жестокие истязания и убийство, а в качестве своего обоснования такие действия имеют только получение человеком личного удовольствия.
Проявляется такая агрессивность в 3-х формах:
Спонтанные проявления агрессивности | Связаны с деструктивным потенциалом, произрастающим в постоянно действующих условиях. При появлении травмирующих обстоятельств данный потенциал мобилизуется, сопровождаясь резкой вспышкой. |
Деструктивность отмщения | Агрессивность из мести возникает как ответная реакция индивида на несправедливость, причинившую вред ему или кому-то из его близких. Часто может сопровождаться особой жестокостью. |
Экстатическая деструктивность | Связана с агрессивностью, направленной человеком на причинения вреда самому себе (наркомания, токсикомания, суицид) и может быть спровоцирована чувством одиночества, беспомощности или тоски. |
Современная классификация
В современной психологии также принята классификация агрессивности, разделяющая ее на:
Физическую | Для которой характерно применение физической силы по отношению к окружающим людям или неодушевленным предметам. |
Вербальную | Негативные чувства здесь индивид реализует посредством слов (криков, ссор) или вербальных реакций (угроз, проклятий). |
Прямую | Такая форма агрессии направлена непосредственно на конкретного индивида. |
Косвенную | Требует осуществления агрессии посредством окольных путей (сплетен, язвительных шуток) или ненаправленных и неупорядоченных действий (удары по подушкам, битье посуды, крики). |
Внешнюю | Агрессия, направленная на окружающих. |
Внутреннюю | Разрушающие действия индивида обращены на себя, проявляясь в форме самоунижения, нанесения себе телесных повреждений, суицида. |
Защитную | Враждебность, становящаяся ответом на чьи-то провоцирующие (или кажущиеся таковыми) деяния. |
Провоцирующую | Обидные действия, начатые индивидом «первым». |
Здоровую и необоснованную | Границы данных разрушающих деяний размыты, поскольку под агрессивным проявлением так же можно понимать энергичность. Имеющая основание, вызывающая симпатию и желание подражать агрессивность считается, в психологии, здоровой |
Враждебную | Источником такой агрессии считается гнев, а ее цель – причинение вреда. |
Инструментальную | Отличается от враждебной тем, что причинение вреда здесь не цель, а лишь ее достижение. |
Формы проявления
Агрессивность в психологии – это по теории Э. Берна, сила, позволяющая человеку выражать чувство любви или ненависти к самому себе или своему окружению.
По опроснику Басса-Дарки индивид способен проявлять свою агрессивность:
Прямой или физической агрессией | Состоит в применении физической силы индивидом по направлению к постороннему лицу. |
Косвенной агрессией | Враждебность, косвенным путем направленная на другое лицо (при помощи злых шуток, насмешек), или же являющаяся бесконтрольной (битье посуды, швыряние вещей). |
Раздражением | Деструктивные действия здесь связаны с эмоциональным возбуждением (вспыльчивостью, грубостью). |
Негативизмом | Противостояние можно проявить как пассивным сопротивлением, так и развив активную борьбу, направленную на преодоление традиционных для общества устоев. |
Обидой | Проявляется как ненависть или зависть к окружающим. |
Подозрительностью | Возникает как недоверие или осторожность к другим людям или их потенциально «опасным» убеждениям. |
Вербальной агрессией | Позволяет выражать свои негативные чувства посредством крика или словесного ответа в форме угрозы или проклятия. |
Чувства вины | Выражается в убеждении человека в своей косвенной вине, неправомерных действиях и может сопровождаться появлением угрызения совести. |
Причины появления
Агрессивность в психологии – это, по концепции Д. Бернса, готовность индивида к разрушительному поведению, не являющаяся генетической, а приобретаемая по время социального взаимодействия.
Как черта личности агрессивность развивается постепенно, при воздействии множества провоцирующих ее факторов. Стимулируют формирования враждебного (агрессивного поведения) семейные отношение, общение со сверстниками и СМИ. Наблюдая, дети учатся проявлению агрессивности, пытаются применять свои знания на практике, а при положительном опыте приобретенная враждебность закрепляется, становясь главенствующей чертой характера.
Для подростков формирование агрессивности присуще в пубертатный период. Наиболее склонны к враждебному поведению юноши и девушки, страдающие от чувства озлобленности и недоверия к окружающим, высокой тревожности, эгоцентризма.
При отсутствии серьезных интересов или хобби, узости мышление и недостатка финансовых средств для удовлетворения потребностей возникает склонность к появлению девиантного поведения, проводящего к разрушению желаемых вещей, присущих видимым обидчикам.
У лиц в возрасте старше 18-ти лет формированию агрессивности способствуют:
- алкогольная и наркотическая зависимость;
- приобретенные в детстве травмы психического или физического характера;
- переутомление и отсутствие полноценного сна и отдыха;
- наличие личных и финансовых проблем;
- игровая зависимость или частый просмотр хорроров;
- излишне строгое воспитание;
- депрессия, деменция, психопатия и шизофрения.
Как определить и предупредить развитие
Агрессивность – это довольно распространенный поведенческий феномен, часто встречающийся в психологической практике. Его диагностика проводится врачом-психотерапевтом, психиатром или клиническим психологом на основе анализа действий пациентов и частоты возникающих у него приступов деструктивного поведения.
Для уточнения диагноза также могут быть проведены:
- опрос, во время которого специалист попытается установить причины, вызвавшие появление агрессивности;
- наблюдение врача за действием пациента, склонностью к враждебному выражению своих действий;
- психодиагностическое тестирование, позволяющее квалифицировать агрессивность и установить в какой форме она проявляется.
Для агрессии не свойственно возникать на «пустом месте», а для ее своевременного предотвращения, необходимо научиться распознать склонность человека к агрессивному поведению.
Американский психолог Джон Бернс отмечает, что определить зарождающуюся враждебность человека можно в момент диалога, когда собеседник перестает реагировать на доводы оппонента, фокусируясь исключительно на своей точке зрения. По мнению специалиста – это и есть начало зарождающейся агрессии, способной в дальнейшем спровоцировать разрушающее (деструктивное) поведение.
При появлении подобного состояния, Бернс в своем «Континууме агрессии» советует незамедлительно прекратить разговор или обратить внимание собеседника на неэффективность общения, предложив ему изменить формат диалога.
Родителям, столкнувшимся с агрессивным поведением ребенка, специалист советует, попытаться выслушать его, не вступая в конфликт и при возможности понять его позицию. Для полноценного роста ребенка и исключения дальнейшей агрессивности важно, чтобы он рос в спокойной обстановке и, по возможности, не был участником конфликтных ситуаций между родителями.
Психологами замечено, что маленьким детям свойственно подсознательно впитывать атмосферу взаимоотношений между родителями, а в дальнейшем переносить привычную модель поведения на свою семью.
Профилактику агрессивности ребенка окажут:
- положительные увлечения и хобби (спортивные, музыкальные, научные занятия);
- спокойная, неконфликтная атмосфера в семье;
- внимание к его потребностям и чувствам, а также отсутствие возможных упреков и критики его взглядов и увлечений.
Справиться с проявлением агрессии человека, по мнению психологов, возможно только посредством спокойного, неагрессивного поведения, с полным отсутствием провокации к враждебным действиям.
При отсутствии своевременного оказания помощи, высока вероятность смертельного исхода, спровоцированного действиями агрессивного человека.
Для предупреждения опасных последствий столкнувшимся с агрессивностью людям следует:
- снизить число присутствующих при конфликте лиц;
- позволить агрессору высказать свое недовольство («выпустить пар»);
- попробовать отвлечь человека физической работой;
- продемонстрировать доброжелательное отношение, предложив совместно поискать выход из сложившийся ситуации;
- по возможности разрядить ситуацию смешными шутками или комментариями на отвлеченную тему.
Как избавиться от агрессивности
Лечение агрессивности проводится посредством психотерапии, включающей:
- индивидуальную работу с психологом, позволяющую осознать и устранить причины враждебности и раздражительности;
- групповые тренинги, во время которых моделируются конфликтные ситуации, позволяющие пациенту сформировать собственный алгоритм адекватного поведения.
В тяжелых случаях агрессивности дополнять работу с психотерапевтом может прием медикаментозных препаратов, включающих использование нейролептиков и бензодиазепинов.
Агрессивность в психологии – это устойчивая черта личности, для которой свойственно проявление агрессии и восприятия любого действия окружающих как опасного или враждебного.
Нашедший отражение в теориях З. Фрейда, Э. Фромма и российских психологов феномен характерен для раздражительных, обидчивых, часто переживающих раздражение и гнев людей и проявляется в девиантном (разрушительном) поведении, направленном на причинение вреда окружающим людям, животным или неодушевленным предметам, или же на собственное разрушение индивида.
Видео об агрессии
Откуда берется агрессия: