Акселерация – это ускоренный темп физиологического, психического и сексуального развития человека, опережающий показатели нормы в среднем на срок до 2-х лет. Получивший известность в медицине и психологии лишь в XIX веке термин немецкого ученого Е. Коха затрагивает как все аспекты психологического становления человека (общая акселерация), так и отдельные ее стороны (парциальная акселерация).
В современной психологии под понятием «акселерации» принято понимать ускоренный темп развития и интенсивное половое воспитание подростков, сопровождающееся бурными нейроэндокринными сдвигами.
Определение и характеристика
Акселерация в психологии – это более быстрое физическое и психическое развитие, протекающее в детском и подростковом возрасте. Определение данного термина впервые было предложено в 1935 г. немецким ученым Е. Кохом и первоначально использовалось для диагностирования более быстрого роста и созревания детей и подростков XX в. по сравнению с их сверстниками в предыдущем поколении.
Во время своих многолетних исследований немецкий специалист сделал вывод о том, что дети 30-х гг. XX столетия во всех возрастно-половых группах оказались более крупными, чем были их родители в том же возрасте.
В современной психологии под термином «акселерация» так же понимается характеристика внутригруппового расслоения по темпам развития детей одного возраста. В этом случае под понятием «акселерированных» («ретардированных») детей подразумеваются дети и подростки, обгоняющие по своему биологическому возрасту паспортный на несколько лет (или наоборот).
В зарубежной психологии феномен «акселерации» ассоциируется с понятием «секулярный тренд», подразумевающим наличие характерных сдвигов при внутригрупповой и «эпохальной» («вековой») акселерации:
- В первом случае поздний период полового созревания происходит на фоне увеличившихся размеров тела ребенка, возникающих при удлинении срока ростового периода.
- «Вековая» акселерация прямо противоположна групповой, и характеризуется более ранним периодом полового созревания детей, сочетающимся с увеличенными размерами их тела. Данный феномен был подробно изучен российским антропологом Властовским В.Г., но до сих пор не получил достоверного научного обоснования.
Другой перевод термина определяет «акселерацию» как эпохальный сдвиг — отражающий изменения природы человека на протяжении более длительного отрезка времени, выходящего за пределы столетия.
По словам доктора биологических наук В.Г. Властовского, подобные тенденции неоднократно имели место в истории человечества и подразумевают под собой не только ускорение развития подрастающего поколения, но и существенные изменения в развитии взрослых людей, произошедшие за период в 100-150 лет и характеризующиеся:
- увеличением размеров тела;
- удлинением репродуктивного периода;
- более поздним наступлением менопаузы у женщин;
- сохранением работоспособности в пожилом возрасте;
- увеличением продолжительности жизни.
Помимо физиологического развития, процесс акселерации связан и с некоторыми изменениями в психологическом состоянии человека.
В большинстве высокоразвитых стран мира характерные изменения зафиксированы учеными с середины прошлого века. Некоторые упоминания о них, по словам доктора биологических наук Властовского В.Г., имеются и в трудах античных и средневековых ученых.
«Патология психического развития» доктора медицинских наук Тиганова А.С. под термином «акселерация» подразумевает процесс ускорения (от 1 -го до 2-х лет) физиологического, интеллектуального и сексуального развития подрастающего поколения, в общем или парциально. В последнем случае, по словам доктора наук, можно отмечать появление неравномерности психофизического развития.
Профессор отмечал, что процесс акселерации детей в старшей возрастной группе неоднократно освещался в медицинской и психологической литературе, как связанный с подростковым инфантилизмом феномен, причины появления которого, остаются малоизученными.
В «Большом психологическом словаре» под термином «акселерация» подразумевает более быстрое физиологическое развитие детей, наблюдающееся в период, захватывающий последние 150 лет. Данный феномен здесь охватывает различные анатомические и физиологические стороны организма, в числе которых увеличение роста и веса новорожденных и детей школьного возраста.
Существенно сократился при этом и срок полового созревания (на 1-2 г.), ставший результатом воздействия ряда социальных и биологических факторов.
Причины появления
Акселерация в психологии – это ускорившееся по сравнению с предыдущим поколением созревание подростков, проходящее в форме массового явления, проявившегося в 50-х гг. ХХ в. Как самостоятельный феномен она получила свою известность в конце XIX в., но ее отдельные проявления наблюдались учеными и ранее, а также были описаны в трудах древнегреческого ученого Гиппократа.
Точные причины появления феномена, несмотря на его активное изучение, остаются неустановленными.
Доктора психологии Зельцер А., Властовский В. Г. и А. Е. Личко называют под вероятными причинами появления акселерации:
- изменение солнечной активности и повышенную радиацию;
- всеобщую урбанизацию, сопровождающуюся ростом отдельных городов и массовым переселением в них жителей сельской местности;
- распространенность смешанных браков, сопровождающуюся ломкостью национальных, культурных и религиозных традиций;
- значительное улучшение качества пищи, преобладание в продуктах витаминов и минеральных веществ.
- интеллектуализированное воспитание ребенка, происходящее на фоне изоляции его от детского коллектива;
- изменения структуры генотипа;
- различные психические дисфункции.
Науке известны так же случаи, когда психическая акселерация развивается в форме гиперкомпенсаторного феномена у детей, из-за особенностей физиологического развития вынужденных вести малоподвижный образ жизни. Так, по словам докторов Властовского В.Г. и А.Е. Личко, высокие интеллектуальные способности можно наблюдать у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП) и клапанными пороками сердечной деятельности.
Проведенные группой ученых Международного института психосоматического здоровья, под руководством Копьева А.Ф. исследования объяснили начавшимся процессом акселерации социально-культурные, экономические и социопсихологические сдвиги в 50-60-х гг. прошло века.
В середине 80-х гг. прошлого века ученые заметили спад процесса акселерации, а также постепенное выравнивание периода взросления у детей и подростков.
Виды
Акселерация в психологии — это ускорение физического и психоэмоционального развития представителей поколения, родившихся позже, чем их предшественники (Бендас Т. «Гендерная психология»).
В современной психологии феномен может выступать в нескольких проявлениях:
Эпохальная
Ускорившее созревание подростков, проявившееся в 20-50-х гг. прошлого века наблюдается уже на стадии внутриутробного развития эмбриона. Данный процесс проявляется значительным физиологическим ростом и ускорением общего развития детей и подростков, наблюдающимся по сравнению с предыдущими поколениями.
По данным исследований, современные дети рождаются с увеличившейся на 0,8-1,5 см длиной тела и выросшим, по сравнению с предыдущим поколением на 66-100 г весом. Во время дальнейшего роста ребенка эти различия возрастают. Так же, по данным исследований, изменения касаются работы всех жизненно важных органов и систем.
Феномен эпохальной акселерации (акселерации развития), по данным исследований, проведенных специалистами психологии Лебединской К. С, Властовским В. Г. и Личко А.Е. особенно заметен на этапе становления у подростков репродуктивных способностей.
В конце XIX начале XX вв. половое созревание начиналось у девочек 12-14-летнем возрасте, а у мальчиков в период от 13-ти до 15-ти лет и завершалось в 18-20 лет у девушек и в 20-23 г. у юношей.
Начиная с 50-х годов ХХ в. учеными был отмечен сдвиг в процессе становления репродуктивных способностей в меньшую сторону (на 1-2 года по сравнению с предыдущим поколением). Физическая зрелость у таких детей также наступала значительно быстрее, при этом акселерация усугубляла физиологические и социопсихологические особенности течения пубертатного периода.
Начавшийся в подростковом возрасте процесс акселерации считается учеными наименее благоприятным и повышает предрасположенность ребенка к развитию нервно-психических расстройств. К неблагоприятному проявлению акселерации развития специалистами относятся ситуации, когда ребенок на 1-2 года в ускоренном этапе проходит стадию пубертатного становления, приобретая к 14-ти – 16-ти летнему возрасту взрослые очертания лица и тела.
Такой резкий скачок развития сопровождается:
- маломотивированными колебаниями настроения;
- взрывчатостью и конфликтностью характера;
- интенсивным развитием сексуальности, проявляющейся в форме активной мастурбации или раннего вступления в сексуальные отношения.
По мнению ученых, подобное состояния довольно распространено у подростков, страдающих различными психопатоподобными расстройствами, и способствует появлению их первоначальной симптоматики 10-12-летнем возрасте.
Внутригрупповая
Феномен проявляется процессом ускоренного физиологического развития отдельных детей и подростков в своих возрастных группах и проявляется появлением у них более высокого роста, значительного увеличения мышечной массы, повышением их физиологических возможностей.
С негативной стороны этот процесс сопровождается снижением функциональных способностей внутренних органов. Так, по данным исследований, было установлено, что у таких детей наряду с повышенными темпами развития, может наблюдаться появление эндокринных расстройств, лор-патологий и дисфункций сердечной мышцы.
По способу своего протекания внутригрупповая акселерация разделяется на:
Вид феномена |
Его характеристика |
Гармоничную акселерацию | Считается довольно редким явлением в современном мире, и сопровождается развитием в одинакового ускоренном темпе всех личностных психологических функций ребенка. |
Дисгармоничную акселерацию | Распространение, по данным научных исследований, явление, во время которого быстрое психическое и физиологическое развитие ребенка в раннем возрасте сопровождается появлением соматовегетативных дисфункций. По мере взросления к ним возможно присоединение сердечно-сосудистых и эндокринных патологий. В психической сфере при таком виде акселерации ускоренное развитие одних психических функций может сопровождаться полной отсталостью в формировании других. |
Интеллектуальная
Появившейся в конце 30-х г. прошлого века термин получил свое развитие после проведения ряда исследований американского социолога Джеймса Флинна, показавших увеличение коэффициента интеллекта американцев (IQ) с каждым новым десятилетием в среднем на 3 пункта. Подобные исследования были проведены и в других странах мира, выявив значительный рост показателя IQ.
Появление данной тенденции объясняется учеными стимулирующим влиянием на клетки мозга мощного информационного потока и употреблением в пищу продуктов, насыщенных витаминами и белком. Так же психологами было отмечено и влияние раннего развития ребенка на увеличение его интеллектуальных способностей.
Сексуальная
Связанный с ускоренным половым развитием подростков феномен был установлен учеными в период с конца XIX – начала XX вв. и сопровождался, помимо изменения роста и массы тела детей, существенным изменением срока их полового созревания.
По данным исследований:
- у девочек изменился период начала менструального кровотечения, переместившийся на 12-14-летний возраст;
- у мальчиков переместился срок появления поллюций и период активного роста и развития на возраст в 13-14 лет.
Изменение срока полового созревания привело к пробуждению у юношей раннего интереса к проблемам любви, отношениям между полами и к появлению раннего сексуального влечения. Одновременно с этим увеличивается разрыв между уровнем физического развития и нравственно-психологической, социальной и гражданской зрелостью подростков, что приводит к необходимости проведения у них курса полового воспитания, направленного на удержание молодежи от раннего начала половой жизни.
Отрицательные стороны развития
Акселерация ребенка в младенческом и дошкольном возрасте сопровождается появлением ряда трудностей при его дальнейшем воспитании. Ускорившийся темп психического развития ребенка в возрасте от 1-го до 1,5 лет может привести к развитию у него сверхчувствительности к возможным проявлениям стресса. По данным психологических исследований, психическая акселерация не всегда сопровождается повышением интеллектуального развития и увеличением креативных способностей.
Специалисты отметили, что эти дети рано начинают говорить, правильно пользуются местоимениями, задают логически правильно построенные вопросы и проявляют творческую фантазию, но их интеллектуальная деятельность не развивается из-за неспособности мозга переработать полученную извне информацию и их реальный опыт.
Акселерация у ребенка может проявляться и в форме клинического феномена, развивающегося на начальном этапе шизофренического расстройства личности.
Так же она может предшествовать появлению в дальнейшем:
- синдрома патологического фантазирования;
- синдрома гиперактивности;
- психоэндокринного синдрома.
Группа психологов Международного института психосоматического здоровья, под руководством Копьева А.Ф., проводивших исследование феномена акселерации выявили возникновение у подростков, прошедших пубертатный период в ускоренном темпе, выраженные вегетативные нарушения, проявляющиеся:
- развитием тахикардии, сопровождающейся резкими колебаниями показателей артериального давления (АД);
- «беспричинным» субфебрилитетом;
- трудностями с засыпанием и бессонницей;
- усилением аппетита;
- жалобами на появление чувства жара, озноб, повышенную потливость;
- ортостатической гипотензией;
- маломотивированными перепадами настроения;
- взрывчатостью и конфликтностью характера.
Положительные стороны влияния
Психиатрическая акселерация также может иметь положительные аспекты, способствуя более раннему развитию у ребенка таких психологических функций как:
- сознание;
- самосознание;
- мышление;
- интеллект;
- творческие способности;
- исключительная интеллектуальная продуктивность.
Ярким примером психиатрической акселерации, выделенным немецким неврологом М. Критчи, стал мальчик, начавший произносить свои первые слова в возрасте 4-х месяцев, прочитавший свой первый букварь в годовалом возрасте и окончивший университет с красным дипломом, достигнув 15 лет.
В психологии под акселерацией подразумевается более быстрый темп развития детей и подростков, проявляющийся сокращением периода взросления на срок до 2-х лет по сравнению с предыдущими поколениями.
Развивающийся на всех стадиях физического, социального и психического развития ребенка процесс ускоряет формирование интеллектуальных, мыслительных и творческих способностей ребенка, но также сопровождается вегето-сосудистыми нарушениями, усиливающими нервную возбудимость и ранимость находящихся в этом подростковом периоде детей.
Видео об акселерации
Понятие об акселерации: