Акселерация в психологии. Что это такое, определение, причины

Акселерация – это ускоренный темп физиологического, психического и сексуального развития человека, опережающий показатели нормы в среднем на срок до 2-х лет. Получивший известность в медицине и психологии лишь в XIX веке термин немецкого ученого Е. Коха затрагивает как все аспекты психологического становления человека (общая акселерация), так и отдельные ее стороны (парциальная акселерация).

В современной психологии под понятием «акселерации» принято понимать ускоренный темп развития и интенсивное половое воспитание подростков, сопровождающееся бурными нейроэндокринными сдвигами.

Определение и характеристика

Акселерация в психологии – это более быстрое физическое и психическое развитие, протекающее в детском и подростковом возрасте. Определение данного термина впервые было предложено в 1935 г. немецким ученым Е. Кохом и первоначально использовалось для диагностирования более быстрого роста и созревания детей и подростков XX в. по сравнению с их сверстниками в предыдущем поколении.

Во время своих многолетних исследований немецкий специалист сделал вывод о том, что дети 30-х гг. XX столетия во всех возрастно-половых группах оказались более крупными, чем были их родители в том же возрасте.

В современной психологии под термином «акселерация» так же понимается характеристика внутригруппового расслоения по темпам развития детей одного возраста. В этом случае под понятием «акселерированных» («ретардированных») детей подразумеваются дети и подростки, обгоняющие по своему биологическому возрасту паспортный на несколько лет (или наоборот).

В зарубежной психологии феномен «акселерации» ассоциируется с понятием «секулярный тренд», подразумевающим наличие характерных сдвигов при внутригрупповой и «эпохальной» («вековой») акселерации:

  1. В первом случае поздний период полового созревания происходит на фоне увеличившихся размеров тела ребенка, возникающих при удлинении срока ростового периода.
  2. «Вековая» акселерация прямо противоположна групповой, и характеризуется более ранним периодом полового созревания детей, сочетающимся с увеличенными размерами их тела. Данный феномен был подробно изучен российским антропологом Властовским В.Г., но до сих пор не получил достоверного научного обоснования.

Другой перевод термина определяет «акселерацию» как эпохальный сдвиг — отражающий изменения природы человека на протяжении более длительного отрезка времени, выходящего за пределы столетия.Акселерация в психологии. Что это такое, определение, причины

По словам доктора биологических наук В.Г. Властовского, подобные тенденции неоднократно имели место в истории человечества и подразумевают под собой не только ускорение развития подрастающего поколения, но и существенные изменения в развитии взрослых людей, произошедшие за период в 100-150 лет и характеризующиеся:

  • увеличением размеров тела;
  • удлинением репродуктивного периода;
  • более поздним наступлением менопаузы у женщин;
  • сохранением работоспособности в пожилом возрасте;
  • увеличением продолжительности жизни.

Помимо физиологического развития, процесс акселерации связан и с некоторыми изменениями в психологическом состоянии человека.

В большинстве высокоразвитых стран мира характерные изменения зафиксированы учеными с середины прошлого века. Некоторые упоминания о них, по словам доктора биологических наук Властовского В.Г., имеются и в трудах античных и средневековых ученых.

«Патология психического развития» доктора медицинских наук Тиганова А.С. под термином «акселерация» подразумевает процесс ускорения (от 1 -го до 2-х лет) физиологического, интеллектуального и сексуального развития подрастающего поколения, в общем или парциально. В последнем случае, по словам доктора наук, можно отмечать появление неравномерности психофизического развития.Акселерация в психологии. Что это такое, определение, причины

Профессор отмечал, что процесс акселерации детей в старшей возрастной группе неоднократно освещался в медицинской и психологической литературе, как связанный с подростковым инфантилизмом феномен, причины появления которого, остаются малоизученными.

В «Большом психологическом словаре» под термином «акселерация» подразумевает более быстрое физиологическое развитие детей, наблюдающееся в период, захватывающий последние 150 лет. Данный феномен здесь охватывает различные анатомические и физиологические стороны организма, в числе которых увеличение роста и веса новорожденных и детей школьного возраста.

Существенно сократился при этом и срок полового созревания (на 1-2 г.), ставший результатом воздействия ряда социальных и биологических факторов.

Причины появления

Акселерация в психологии – это ускорившееся по сравнению с предыдущим поколением созревание подростков, проходящее в форме массового явления, проявившегося в 50-х гг. ХХ в. Как самостоятельный феномен она получила свою известность в конце XIX в., но ее отдельные проявления наблюдались учеными и ранее, а также были описаны в трудах древнегреческого ученого Гиппократа.

Точные причины появления феномена, несмотря на его активное изучение, остаются неустановленными.Акселерация в психологии. Что это такое, определение, причины

Доктора психологии Зельцер А., Властовский В. Г. и А. Е. Личко называют под вероятными причинами появления акселерации:

  • изменение солнечной активности и повышенную радиацию;
  • всеобщую урбанизацию, сопровождающуюся ростом отдельных городов и массовым переселением в них жителей сельской местности;
  • распространенность смешанных браков, сопровождающуюся ломкостью национальных, культурных и религиозных традиций;
  • значительное улучшение качества пищи, преобладание в продуктах витаминов и минеральных веществ.
  • интеллектуализированное воспитание ребенка, происходящее на фоне изоляции его от детского коллектива;
  • изменения структуры генотипа;
  • различные психические дисфункции.

Науке известны так же случаи, когда психическая акселерация развивается в форме гиперкомпенсаторного феномена у детей, из-за особенностей физиологического развития вынужденных вести малоподвижный образ жизни. Так, по словам докторов Властовского В.Г. и А.Е. Личко, высокие интеллектуальные способности можно наблюдать у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП) и клапанными пороками сердечной деятельности.Акселерация в психологии. Что это такое, определение, причины

Проведенные группой ученых Международного института психосоматического здоровья, под руководством Копьева А.Ф. исследования объяснили начавшимся процессом акселерации социально-культурные, экономические и социопсихологические сдвиги в 50-60-х гг. прошло века.

В середине 80-х гг. прошлого века ученые заметили спад процесса акселерации, а также постепенное выравнивание периода взросления у детей и подростков.

Виды

Акселерация в психологии — это ускорение физического и психоэмоционального развития представителей поколения, родившихся позже, чем их предшественники (Бендас Т. «Гендерная психология»).

В современной психологии феномен может выступать в нескольких проявлениях:

Эпохальная

Ускорившее созревание подростков, проявившееся в 20-50-х гг. прошлого века наблюдается уже на стадии внутриутробного развития эмбриона. Данный процесс проявляется значительным физиологическим ростом и ускорением общего развития детей и подростков, наблюдающимся по сравнению с предыдущими поколениями.

По данным исследований, современные дети рождаются с увеличившейся на 0,8-1,5 см длиной тела и выросшим, по сравнению с предыдущим поколением на 66-100 г весом. Во время дальнейшего роста ребенка эти различия возрастают. Так же, по данным исследований, изменения касаются работы всех жизненно важных органов и систем.

Феномен эпохальной акселерации (акселерации развития), по данным исследований, проведенных специалистами психологии Лебединской К. С, Властовским В. Г. и Личко А.Е. особенно заметен на этапе становления у подростков репродуктивных способностей.

В конце XIX начале XX вв. половое созревание начиналось у девочек 12-14-летнем возрасте, а у мальчиков в период от 13-ти до 15-ти лет и завершалось в 18-20 лет у девушек и в 20-23 г. у юношей.

Начиная с 50-х годов ХХ в. учеными был отмечен сдвиг в процессе становления репродуктивных способностей в меньшую сторону (на 1-2 года по сравнению с предыдущим поколением). Физическая зрелость у таких детей также наступала значительно быстрее, при этом акселерация усугубляла физиологические и социопсихологические особенности течения пубертатного периода.

Начавшийся в подростковом возрасте процесс акселерации считается учеными наименее благоприятным и повышает предрасположенность ребенка к развитию нервно-психических расстройств. К неблагоприятному проявлению акселерации развития специалистами относятся ситуации, когда ребенок на 1-2 года в ускоренном этапе проходит стадию пубертатного становления, приобретая к 14-ти – 16-ти летнему возрасту взрослые очертания лица и тела.

Такой резкий скачок развития сопровождается:

  • маломотивированными колебаниями настроения;
  • взрывчатостью и конфликтностью характера;
  • интенсивным развитием сексуальности, проявляющейся в форме активной мастурбации или раннего вступления в сексуальные отношения.

По мнению ученых, подобное состояния довольно распространено у подростков, страдающих различными психопатоподобными расстройствами, и способствует появлению их первоначальной симптоматики 10-12-летнем возрасте.

Внутригрупповая

Феномен проявляется процессом ускоренного физиологического развития отдельных детей и подростков в своих возрастных группах и проявляется появлением у них более высокого роста, значительного увеличения мышечной массы, повышением их физиологических возможностей.

С негативной стороны этот процесс сопровождается снижением функциональных способностей внутренних органов. Так, по данным исследований, было установлено, что у таких детей наряду с повышенными темпами развития, может наблюдаться появление эндокринных расстройств, лор-патологий и дисфункций сердечной мышцы.Акселерация в психологии. Что это такое, определение, причины

По способу своего протекания внутригрупповая акселерация разделяется на:

Вид феномена

Его характеристика

Гармоничную акселерацию Считается довольно редким явлением в современном мире, и сопровождается развитием в одинакового ускоренном темпе всех личностных психологических функций ребенка.
Дисгармоничную акселерацию Распространение, по данным научных исследований, явление, во время которого быстрое психическое и физиологическое развитие ребенка в раннем возрасте сопровождается появлением соматовегетативных дисфункций. По мере взросления к ним возможно присоединение сердечно-сосудистых и эндокринных патологий. В психической сфере при таком виде акселерации ускоренное развитие одних психических функций может сопровождаться полной отсталостью в формировании других.

Интеллектуальная

Появившейся в конце 30-х г. прошлого века термин получил свое развитие после проведения ряда исследований американского социолога Джеймса Флинна, показавших увеличение коэффициента интеллекта американцев (IQ) с каждым новым десятилетием в среднем на 3 пункта. Подобные исследования были проведены и в других странах мира, выявив значительный рост показателя IQ.

Появление данной тенденции объясняется учеными стимулирующим влиянием на клетки мозга мощного информационного потока и употреблением в пищу продуктов, насыщенных витаминами и белком. Так же психологами было отмечено и влияние раннего развития ребенка на увеличение его интеллектуальных способностей.

Сексуальная

Связанный с ускоренным половым развитием подростков феномен был установлен учеными в период с конца XIX – начала XX вв. и сопровождался, помимо изменения роста и массы тела детей, существенным изменением срока их полового созревания.

По данным исследований:

  • у девочек изменился период начала менструального кровотечения, переместившийся на 12-14-летний возраст;
  • у мальчиков переместился срок появления поллюций и период активного роста и развития на возраст в 13-14 лет.Акселерация в психологии. Что это такое, определение, причины

Изменение срока полового созревания привело к пробуждению у юношей раннего интереса к проблемам любви, отношениям между полами и к появлению раннего сексуального влечения. Одновременно с этим увеличивается разрыв между уровнем физического развития и нравственно-психологической, социальной и гражданской зрелостью подростков, что приводит к необходимости проведения у них курса полового воспитания, направленного на удержание молодежи от раннего начала половой жизни.

Отрицательные стороны развития

Акселерация ребенка в младенческом и дошкольном возрасте сопровождается появлением ряда трудностей при его дальнейшем воспитании. Ускорившийся темп психического развития ребенка в возрасте от 1-го до 1,5 лет может привести к развитию у него сверхчувствительности к возможным проявлениям стресса. По данным психологических исследований, психическая акселерация не всегда сопровождается повышением интеллектуального развития и увеличением креативных способностей.

Специалисты отметили, что эти дети рано начинают говорить, правильно пользуются местоимениями, задают логически правильно построенные вопросы и проявляют творческую фантазию, но их интеллектуальная деятельность не развивается из-за неспособности мозга переработать полученную извне информацию и их реальный опыт.

Акселерация у ребенка может проявляться и в форме клинического феномена, развивающегося на начальном этапе шизофренического расстройства личности.

Так же она может предшествовать появлению в дальнейшем:

  • синдрома патологического фантазирования;
  • синдрома гиперактивности;
  • психоэндокринного синдрома.Акселерация в психологии. Что это такое, определение, причины

Группа психологов Международного института психосоматического здоровья, под руководством Копьева А.Ф., проводивших исследование феномена акселерации выявили возникновение у подростков, прошедших пубертатный период в ускоренном темпе, выраженные вегетативные нарушения, проявляющиеся:

  • развитием тахикардии, сопровождающейся резкими колебаниями показателей артериального давления (АД);
  • «беспричинным» субфебрилитетом;
  • трудностями с засыпанием и бессонницей;
  • усилением аппетита;
  • жалобами на появление чувства жара, озноб, повышенную потливость;
  • ортостатической гипотензией;
  • маломотивированными перепадами настроения;
  • взрывчатостью и конфликтностью характера.

Положительные стороны влияния

Психиатрическая акселерация также может иметь положительные аспекты, способствуя более раннему развитию у ребенка таких психологических функций как:

  • сознание;
  • самосознание;
  • мышление;
  • интеллект;
  • творческие способности;
  • исключительная интеллектуальная продуктивность.

Ярким примером психиатрической акселерации, выделенным немецким неврологом М. Критчи, стал мальчик, начавший произносить свои первые слова в возрасте 4-х месяцев, прочитавший свой первый букварь в годовалом возрасте и окончивший университет с красным дипломом, достигнув 15 лет.

В психологии под акселерацией подразумевается более быстрый темп развития детей и подростков, проявляющийся сокращением периода взросления на срок до 2-х лет по сравнению с предыдущими поколениями.

Развивающийся на всех стадиях физического, социального и психического развития ребенка процесс ускоряет формирование интеллектуальных, мыслительных и творческих способностей ребенка, но также сопровождается вегето-сосудистыми нарушениями, усиливающими нервную возбудимость и ранимость находящихся в этом подростковом периоде детей.

Видео об акселерации

Понятие об акселерации:

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Здоровье взрослых и детей. Инструкции по применению препаратов, средств, советы, консультации врачей, специалистов
Добавить комментарий