Анамнез в психологии – это совокупность данных о клиенте, которые специалист получает в ходе различных методов исследования. В переводе с греческого термин переводится как «воспоминание». Изначально понятие использовалось в медицине, но позже стало применяться в смежных областях науки.
Определение
Анамнез в психологии – это понятие, которое рассматривали такие психологи как Н. Я. Семаго, И. И. Мамайчук, А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. З. Фрейд и Й. Брейер описывали определение как воспоминания прошлых событий, которые оказали влияние на невротические проявления в настоящем.
Б.В. Зейгарник, представительница отечественной школы психологии, определяла термин как сведения, характеризующие «продольный срез» жизненного пути человека. Д.Б. Эльконин называл анамнезом историю жизни и развития ребенка или взрослого.
В. Мясищев считал, что анамнез как история жизни человека является основным методом исследования и изучения личности. М.А. Котик отмечал, что анамнестический метод схож с биографическим, так как связывает происходящие явления с предшествующими событиями.
С.Л. Рубинтшейн указывал, что анамнез в психологии основан на принципе детерминизма. По его словам, в ходе изучения личности необходимо опираться на то, что внешние события всегда опосредованы внутренними процессами. Другими словами, любое внешнее воздействие и эффект от него зависит от истории человека и его внутренних особенностей.
Л.С. Выготский рассматривал сбор данных анамнеза не как односторонний субъективный, а как динамический процесс. В ходе получения данных, психолог учитывал наследственность, внутриутробное развитие, условия среды и воспитания человека.
С.Н. Костромина и А.Ф. Ануфриев выделили 2 вида психологического анамнеза:
- Объективный – данные, которые получены о лиц, следивших за жизнью и ростом клиента со стороны. Это родители, друзья, родственники, соседи, учителя, коллеги.
- Субъективный – информация, которую рассказал о себе сам обследуемый.
В.Н. Мясищев и Е.П. Феоктистов предложили систему форм связи внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на формирование личности.
Форма связи | Описание |
Аккумуляция | Событие, при котором некоторые внешние условия влияют на развитие каких-либо конкретных свойств. Например, эгоцентризм возникает одновременно от нескольких факторов: состав семьи, наличие сиблингов, стиль воспитания, стиль общения вышестоящих по статусу лиц, место в социальной группе. |
Субординация | Ситуация, в которой одно свойство становится главенствующим, и влияет на появление нескольких других внешних условий. Вместе они образуют определенную особенность человека. Например, алкоголизм родителей провоцирует появление материальных трудностей, незаинтересованность ребенком, неблагополучие внутрисемейного климата. Субординация здесь – возможное асоциальное поведение. |
Антагонистическая связь | Событие, из-за которого внешние условия негативно влияют на возникновение и развитие особенностей личности. Например, излишнее количество внеклассных занятий уменьшает количество времени, которое ребенок проведет с семьей. Это приводит к проблемам в психоэмоциональном состоянии. |
В.В. Ковалев выделял несколько видов анамнеза:
- Семейный – используют для сбора данных о семейной истории, ситуации, отношениях, ролевых позициях в семье, воспитательных установках.
- Личный – включает информацию о развитии и становлении личностных особенностей человека, включая то, как сам человек оценивает свои психические состояния.
- Деятельностный – сведения о характеристиках ведущей деятельности (представляющей особое значение) человека на данном этапе развития.
Зачем нужен
Анамнез в психологии – это сведения о человеке и о его состоянии, записанные с его слов, а также выясненные в ходе опроса. Информация, собранная в ходе анамнеза, включает в себя общие данные о человеке, формировании его как личности. В процессе получения сведений нужно обратить внимание на важные вехи в жизни клиента, условия жизни, социальное окружение, стиль семейного воспитания, отношения вне семьи.
Основная задача метода – выяснение индивидуально-психологических особенностей человека. Анамнез нужен для постановки первичного диагноза, формирования понимания причин и механизмов симптомов, с которыми пациент пришел или был направлен к специалисту.
Получение данных в психологии рассматривают как начальный этап процесса психодиагностики. В ходе анамнеза возникает взаимодействие клиента и консультанта, разворачивается контакт. Основная роль анамнеза проявляется на этапе выдвижения гипотез о состоянии клиента.
Выявленная информация позволяет подтвердить или опровергнуть предположения о первоначальных причинах психических образований личности. Метод дает возможность понять, что именно определило способ развития человека, какие события жизни ребенка и в какой степени повлияли изменение психики.
В клинической психологии анамнез применяют для постановки корректного диагноза и назначения подходящего лечения. Правильно проведенный сбор сведений предоставляет информацию о причине появления заболевания, особенностях его протекания, эмоциональном и физическом состоянии пациента.
Ценность анамнеза в психологии состоит в том, что в его ходе реализуется генетический метод изучения фактов психики. Согласно ему любое психическое явление видят как процесс, в котором психолог старается восстановить все моменты развития, смену этапов. То есть, этот факт дает возможность рассмотреть конкретное событие в определенной истории.
Структура
Анамнез в психологии – это информация о клиенте, которую собирают по определенной схеме. Структура опроса используется в первоначальном виде или адаптируется психологом конкретно к каждому случаю. Схема отражает важные события в жизни клиента, время появления проблемы и ухудшения состояния. Полученные данные облегчают работу психолога в процессе консультирования.
М.М. Семаго и Н.Я. Семаго писали, что во время анамнеза психолог должен обращать внимание на основные стадии развития, которые отражают особенности раскрытия психики. Их называют узловыми моментами. Это важнейшие и определяющие моменты становления психики, в ходе которых качественно меняются основные психические образования.
К ним относятся периоды:
- 2,5-3 месяца;
- 7-8 месяцев;
- 1 год;
- 18-24 месяцев;
- 2,5-3 года;
- 5,5-6,5 лет;
- 9-10 лет.
Стандартная схема психологического анамнеза выглядит следующим образом:
- Демографические данные:
- возраст;
- семейное положение;
- образование;
- профессия.
- Актуальные нарушения и проблемы:
- появление, развитие и длительность затруднений;
- события в жизни, которые появились с возникновением, обострением и решением трудностей;
- возраст, когда появились проблемы;
- перемена отношения к значимым людям, изменение интересов, ухудшение сна и аппетита из-за появления затруднений;
- причина обращения к психологу и запрос клиента;
- попытки самостоятельно или с помощью других специалистов решить проблему;
- употребление медикаментов;
- информация о семье (алкоголизм, заболевания психики, суициды, наркомания).
- Психосоциальный анамнез (сбор информации о межличностных отношениях):
- раннее детство (обстоятельства, очередность родов, родители, семейные отношения);
- дошкольное детство (наличие сестер и братьев, значимые семейные ситуации, первые воспоминания);
- младший школьный период (успеваемость, проблемы с ровесниками и учителями, семейные отношения);
- юность и отрочество (отношения с друзьями и ровесниками, родителями, лицами противоположного пола, успеваемость, стремления);
- взрослый возраст (отношения в социуме, удовлетворенность браком и работой, семейные отношения, половая жизнь, утрата значимых людей, экономические условия жизни, возрастные изменения, употребление наркотических и алкогольных веществ, психологические кризисы, планы на будущее).
Содержание и количество информации, получаемой в ходе анамнеза, определяется задачами диагностики, установками терапевта, а также подходом, в котором работает психолог. Например, А. Адлер и его последователи считали, что на стиль жизни человека влияет порядок рождения в семье.
По мнению психолога, очередность рождения важна, так как она связана со становлением главных установок личности. Старших детей обычно характеризует чувство ответственности, которое возникает в помощи родителям по присмотру за младшими сестрами и братьями. Эти дети склонны к порядку, стабильности, консерватизму.
Вторые дети с рождения подвержены сиблинговой травме – соперничеству со старшим братом или сестрой. Из-за разницы в возрасте со стороны младшего постоянно присутствует более преуспевающий конкурент. Поэтому эти дети амбициозны, умеют конкурировать, постоянно ищут новые занятия.
Младшие дети с детства окружены всеобщей любовью. Несмотря на благоприятное положение, такая ситуация способствует формированию постоянной надежды на любовь и потворство окружения.
Единственный ребенок получает все внимание родителей. У него много социальных контактов, но небольшой опыт общения. Такие дети часто избалованы, ждут, что мир будет делать все для них, но после разочаровываются и настраиваются враждебно.
Т. Лири предлагал другую структуру анамнеза, основанную на глубоком анализе:
- информация о поведении в социуме;
- сведения о самооценке;
- данные, полученные в ходе тестирования тематическим апперцепционным тестом и анализа сновидений;
- информация о бессознательном;
- сведения о ценностной системе личности.
Методы и способы
Анамнез – это информация о ретроспективных свойствах обследуемого, условиях формирования и развития личности в психологии. Главная задача психолога – установить события, которые повлияли на путь становления психики, то есть на значимые факторы жизни ребенка.
В психологическом анамнезе применяют различные разговорные и документальные методы. Они помогают лучше вникнуть в проблему человека и понять ее истоки. Сведения, полученные в ходе общения, анализируют, а затем выделяют нерешенные проблемы. Их пытаются разобрать с помощью таких методов как наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности.
В ходе сбора информации нужно работать с доступными сведениями, которые могут быть подвергнуты содержательной интерпретации психолога, а также соответствуют профессиональной компетенции специалиста.
Беседа
Главные данные анамнеза получают в ходе беседы. Она проводится в свободной форме или в виде ответов на вопросы. Каждый психолог имеет собственную ориентировочную схему хода опроса, которая должна быть гибкой и вариативной. Протекание беседы зависит от ответов клиента на вопросы терапевта.
Для успешного хода необходимо соблюдать условия:
- Подготовленность. Психолог задает только подготовленные и продуманные вопросы. Их форма и содержание определяется задачами, положением и возрастом опрашиваемого. В процессе разговора вопросы меняются, преобразовываются и дополняются зависимо от ответов клиента.
- Непринужденность, живой ход беседы. Разговор должен происходить в доброжелательной, доверительной и искренней атмосфере, не настораживающей клиента. Это особо важно при субъективном сборе информации.
- Беседа должна идти по схеме. Психолог должен пользоваться готовой или самостоятельно подготовленной структурой беседы. Это обычно ориентировочная схема, которая меняется в зависимости от ответов на вопросы.
- При беседе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности клиента.
- Фиксация ответов проводится с помощью аудиозаписи или введения протокола. Иногда это делается после окончания диалога.
Разные психологи могут извлечь из беседы разную информацию.
Расхождение происходит по нескольким причинам:
- Различные способы опроса клиента.
- Влияние личности терапевта на клиента.
- Фиксирование разных проявлений в поведении опрашиваемого.
- Разница в интерпретации полученных сведений.
В психологическом анамнезе беседа и разговорные методики предваряют тестовые и проективные методы диагностики.
Рассказ
Свободный рассказ человека о себе и проблеме, с которой он столкнулся, дает возможность раскрыться, проявиться. Из полученных данных психолог делает выводы об особенностях личности, отношения к проблеме, подходит к формированию запроса.
Расспрос
Применяется для получения сведений, которые клиент не замечает или игнорирует в рассказе. Такой метод позволяет выделить именно содержательно значимую информацию для постановки диагноза.
Анализ документов
Расширяет базу данных обследования, представляет собой хранилище объективных сведений о клиенте.
Помимо разговорных техник, используют множество различных способов сбора информации:
- наблюдение за поведением, особенностями реакции на раздражители, невербальными проявлениями;
- изучение записей других специалистов, которые направили человека на консультацию;
- психодигностические методы.
Для проведения психодиагностики в рамках анамнеза используют:
- тесты интеллекта, способностей, познавательной сферы;
- личностные тесты, для выявления разных сфер – мотивационной, эмоционально-волевой, особенностей темперамента, характера, самооценки, уровня социального интереса;
- ситуативные методики для определения актуального состояния обследуемого;
- проективные тесты – рисуночные методики, сочинения, анализ сновидений.
Анамнез – это информация о жизни и развитии человека, которую получают в ходе беседы или различных психологических тестов. Полученные сведения используют для лучшего понимания истоков проблемы человека. Правильно собранный анамнез помогает разрешить волнующую клиента ситуацию, улучшить его эмоциональное состояние.
Виде про анамнез
Сбор жалоб и анамнез в психиатрии: