В психологии часто используется понятие «архетип». Его ввел в науку Карл Густав Юнг – швейцарский психолог и педагог. Некоторое время он был последователем и сторонником известного во всем мире Зигмунда Фрейда. Но затем К. Юнг отошел от изучения психоанализа и искал новые подходы к пониманию психики. Он является основоположником аналитической психологии. Под его авторством выпущена книга на тему «Структура психики и архетипы». Сегодня многие психологи используют в своей работе архетипы.
Что это такое, определение
Архетипами по Юнгу можно назвать факторы, которые влияют на реакцию человека на определенные события, ситуации или объекты. Реализуется устойчивая модель поведения человека. Такие реакции являются врожденными или коллективно бессознательными.
К.Юнг утверждал, что архетипы заставляют появляться мыслям и чувствам в отношении какого-либо объекта.
К примеру, можно привести отношения ребенка и матери. Ребенок воспринимает свою мать, как совокупность определенных характеристик, которые сложились исторически. К ним относятся воспитание, плодородие и зависимость.
Также К.Юнг вывел гипотезу о том, что архетипы возникают во сне. Но их можно встретить и в живописи, литературе, религии в виде различных символов. Юнг отмечал: в разных культурах можно встретить похожие содержания. Это доказывает, что архетипы едины для всех культур.
История
Карл Юнг и Зигмунд Фрейд были связаны не только профессиональными отношениями, но и дружбой. Юнг — последователь Фрейда, вплоть до 1912 года. В этом году вышла работа молодого ученого о психологии бессознательного. Труд послужил расколом между Фрейдом и Юнгом, так как теория второго была несопоставима с учениями первого.
Само слово «Архетип» уже существовало еще до появления теорий Карла Юнга. Оно означало идею возникновения мира. Его создателем был Бог. В дальнейшем слово имело значение «подлинник»
Персонификации либидо
Карл Густав Юнг стал применять термин «архетип» в своих трудах, первый раз употребив его в 1912 году.
Фрейд и Юнг по-разному объясняют понятие либидо. Второй был согласен с идеей либидо по Фрейду, поэтому его труд описан с позиции фрейдизма. Но трактуется термин шире. Основной функцией либидо является не только сексуальная. Он утверждал, что сексуальная потребность – часть психической энергии, которая проявляется лишь тогда, когда это актуально и приоритетно для личности.
К. Юнг выдвинул теорию о том, что причиной проблем психики может быть не только неудовлетворенная сексуальная потребность, как утверждал Фрейд. Юнг считал, что причиной может быть любая другая необходимость, которая является приоритетной для личности. Также эта потребность выходит за рамки животных инстинктов. Юнг выдвинул теорию о том, что базовая энергия человека может проявляться не только в рамках неосознанных порывов, но и в осознанной деятельности.
В научном труде описываются персонификации либидо в виде божеств. Уже в 1916 году Юнга публикуют в научном журнале. В новой научной работе он уже отрыто не соглашается с теориями Фрейда. В этой же работе К. Юнг вводит в психологию понятие коллективного бессознательного. Как доказательство выступают различные мифы, сказания разных народов. Они все имеют общие черты.
Происходит соединение коллективного бессознательного с индивидуальной личностью. В этой же статье Юнг впервые использует понятие «персона», которое в дальнейшем станет одним из архетипов. Персона выступает в роли маски для коллективной психики. Она используется при взаимодействии личности с обществом.
Также появляются 2 новых понятия – анима и анимус. Анима – мужская часть личности, которая показывает женскую сторону его сущности. Анимус – аналогичное понятие для женской психики.
Изначальные образы
После 1917 года Юнг пытается реализовать идеи о соединении индивидуальности и неосознанного. Он пишет новую работу, где обращается к работам ученых в различных направлениях. Среди них Альфред Адлер (основоположник индивидуальной психологии), Якоб Буркхардт (культуролог, ввел понятие «изначальный» образ).
Соединяя различные учения, происходит формирование понятия «изначальных» образов по Юнгу. Такие образы вызывают мощный толчок энергии человека.
Изначальные формы
В 1919 году Юнг впервые употребляет понятие «архетип». Оно необходимо для демонстрации точек соприкосновения теорий коллективного бессознательного с предыдущими философскими учениями. Юнг делает вывод о том, что коллективное бессознательное состоит из 2 частей — инстинкты и архетипы.
Развитие темы
К 1928 году в свет выходит книга К. Юнга, которая расширяет понятие архетипов.
Архетип в психологии – это унаследованная предрасположенность к возникновению определенной идеи. Личность всю жизнь балансирует между 2 противоположностями коллективной психики. Здесь желание следовать за обществом с помощью социальных ролей. А с другой стороны находится бессознательное коллективное с личными стимулами.
Впервые упоминается понятие самость. Это явление, когда происходит синтез бессознательного и сознательного. Чаще всего такое происходит во сне. Человеку приходят образы, символы, которые посылает ему бессознательная часть психики.
Теперь ученый сформулировал процесс соединения 2 частей психики. Сначала происходит отделение от персоны (победа дракона героем), затем освобождение от анимы или анимуса. Заключением процесса является отречение от сверхчеловеческих иллюзий архетипа мано-личности.
Архетип и символ
После 1947 года К. Юнг пытается систематизировать свои теории. Он считал, что разум человека удерживает баланс между 2 доминантами бессознательного коллективного.
С одной стороны выступают инстинкты. Они представляют собой все физическое.
Архетип в психологии – это все, что относится к психике. Данная часть выступает с другой стороны. 2 доминанты неосознанного коллективного работают вместе, создавая потоки энергии для психических процессов.
Затем Карл Юнг переиздает собственную статью, расширяя изучение синхронной работы инстинктов и архетипов. Труд носит название «О психической энергии». В статье Юнг объясняет, как движется энергия между инстинктами и архетипами. Он утверждает, что в состоянии покоя, человеческая энергия тратится на обеспечение жизнедеятельности, то есть физических потребностей. Но у каждого человека есть переизбыток такой энергии. И она требует выброса. Таким образом, свою энергию человек тратит на создание культуры. Ее выброс происходит в виде различных символов. Они формируются из архетипов.
Каждый символ, появившийся из бессознательного должен быть притягателен, чтобы пересилить инстинкты. Теперь Карл Юнг не так критично относится к символам и индивидуации.
Последние труды психиатра были направлены на объяснение отдельных архетипов.
Классическая школа
Труды Карла Густава Юнга выступили основой для дальнейших изучений другими психиатрами.
Unus Mundus
Если следовать за теориями К. Юнга, то создается система подхода к высшему уровню бытия. Психиатр считал, что весь мир делится на 2 доминанты, которые противоположны. Но они синхронизируются, перетекая друг в друга. Это соединения становится условием для появления высшего уровня бытия.
Unus Mundus делится 2 доминанты: материя и психика. Психика в свою очередь также делится 2 противоположных, но работающих сообща, доминанты. Это индивидуальная психика и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное по Юнгу делится на инстинкты и архетипы.
В коллективном бессознательном
Классическая школа психологии относит инстинкты к физиологическим потребностям, хоть и их существование не доказано научно. Инстинкты воспринимаются органами чувств.
Архетип в психологии – это полная противоположность инстинктам. Поэтому и работают в обратном порядке. То есть через эмоции или образы.
Доказательством может быть то, что некоторые научные открытия были сделаны учеными после увиденных сновидений. Позже было доказано, что все открытия, сделанные в области физики, так или иначе, уже существовали в образах, созданными еще античными философами.
Архетипы и образы
Архетип и образ – 2 противоположных доминанты, как описывалось выше. Они перетекают друг в друга, синхронизируясь. Поэтому архетипы были необходимы К. Юнгу для ответа на вопросы критиков о том, что образ не наследственен. Архетип может привлечь из осознанного таки образы, которые вызовут эмоции. При появлении страха, тревоги или другой эмоции образуется определенная модель поведения. Так, по мнению последователей Юнга, работает весь психологический комплекс.
Классификация архетипов
Сам К. Юнг не считал, что архетипы нуждаются в классификации. Так как они проявляются в виде образов из неосознанного, познавать их можно только через анализ. Анализировать необходимо возникшие содержания, которые появляются благодаря архетипам. Поэтому классификацию можно создавать лишь гипотетически. В разных работах Юнга и его последователей встречаются различные архетипы (младенец, мать, возрождение), но нет строгой их классификации и разделения.
Единственным способом разделения, который использовал К.Юнг было выделение 2 доминант противоположных друг другу. В высшем уровне бытия выделена пара: духовное и материальное. Существует мужской архетипический образ Небесный отец и противоположный ему женский образ – Великая мать.
Дальнейшие попытки классифицировать архетипы шло следующим путем. В 1988 году была выпущена книга «Психэ и материя». В ней Фонг Франц отстаивает теорию о том, что архетипы именно классифицируются, а не появляются случайным образом. Она называла этот процесс «игра архетипов». Свои слова она подтверждала Зодиаком. Она считала, что знаки Зодиака – проекции человеческих фантазий.
В дальнейшем, Леопольд Стейн озвучивал теорию о том, что каждый архетип несет единственную свою функцию. Это идет вразрез с архетипами по Юнгу, которые могли нести сразу несколько функций. По теории Стейна классификация возможна.
Неортодоксальные концепции
Новой ветвью в изучении юнговских концепций стал курс лекций последователя аналитической школы Джеймса Хиллмана. Он являлся директором по исследованиям института К. Юнга. На основе лекций вышла книга «Пересмотр психологии». Она открыла дорогу новой аналитической школы психологии.
Представители классической школы довольно свободно и произвольно трактовали архетипы. С этим был не согласен Хиллман. Особенно ученый критиковал труды представителя старой школы Эриха Нойманна (ученик и последователь юнговских теорий), который сводил все женские содержания к единому архетипу Матери.
Также Хиллман не считал, что самость – ядро, которое объединяло остальные архетипы.
Архетип в психологии – это устаревший термин, по мнению Хиллмана. Он предложил заменить понятие архетипа, так как оно было слишком размытым и произвольным, заменив его на архетипические образы. В таком случае рушилось понятие 2 противоположных доминант.
Теперь было нужно объяснить появление образов по-другому. Хиллман использовал идею французского исламоведа, ссылаясь на концепцию трех миров. Такая же система была найдена Хиллманом у философа Марсилио Фичино. Он выделил три составляющие: тело, разум и воображение.
Путешествие героя
На основе путешествия героя, создан опросник, который позволит раскрыть доминирующий архетип личности. Модифицированная версия путешествия создана одной из последовательниц течения, которое соединяло в себе эзотерику, оккультизм, синкретизм, Кэрол Пирсон.
Название самого направления: «Новая эра». Для создания опросника Кэрол Пирсон взяла наработки Нойманна, которого критиковал Джеймс Хиллман, и Джозефа Кэмпбэлла (американский мифолог). И соединила с новым направлением аналитической школы психологии от Джеймса Хиллмана.
Первые теории о том, что мифы и легенды разных культур имеют одну идею, высказал антрополог А. Бастиан. Уже в 1909 году последователь Фрейда нашел 12 признаков, которые объединяют легенды разных народов. В 1912 году К. Юнг попытался извлечь идею из мифов в реальную жизнь. Таким образом, был сформирован архетип героя. В 1936 была выпущена книга, авторство которой предлежит антропологу Реглану. Она носит название «Герой». В ней ученый выделил уже 22 повторяющихся признака героя.
Кэрол Пирсон выделила сначала 6 архетипов. Также она отмечала, что личность не всегда проживает все архетипы последовательно один за другим, как она описала в своей схеме, которую можно найти в книге «Внутренний герой». Книга была переиздана уже после 1990 года. В ней насчитывалось уже 12 архетипов. Они стали основой для опросника, который создала Кэрол Пирсон в сотрудничестве с Хью Марром.
Критика
Как и все направления психологии и науки, архетипы подвергались критике.
Образы не наследуются
Адольф Портманн выдвигал теорию на тему того, что высшие животные, к которым относятся млекопитающие, некоторые виды птиц, пресмыкающиеся, имеют инстинкты аналогичные человеческим архетипам. В будущем попытки соединить учения об архетипах с этологией предпринимали и другие сторонники юнговской психологии.
К 2000 году были предприняты попытки связать архетипы с когнитивной психологией. Джин Нокс в своих исследованиях делала упор на теорию привязанности, автором которой является английский психоаналитик Джон Боулби.
Она выстроила предположение о том, что ментальная модель человека – результат слияния архетипов (они наследуются) и личного опыта. В данной модели развития архетип выступает основой для развития личности. Но личный опыт воздействия с важными фигурами, к которым привязан человек, чрезвычайно важен. Сюда относятся отношения с родителями.
Влияние
Архетипы до сих изучаются и используются в различных сферах науки и жизни человека. Появилась архетипическая педагогика. Это направление, которое помогает расти педагогу в духовной и психологической сфере.
В 2001 году была выпущена книга, которая описывала архетипы в маркетинге брендов. Она носит название «Герой и бунтарь». Одним из авторов стала Кэрол Пирсон (создательница опросника по определению архетипов). Главной мыслью книги стало то, что выигрывает тот бренд, который в своей рекламе использует устоявшиеся образы, которые приближают к архетипам.
Определить архетип поможет психологический тест. В нем содержатся простые вопросы, на которые нужно отвечать предельно честно. Это поможет определить потенциал, возможности, сильные и слабые стороны личности.
Видео об архетипах
Понятие архетипа в коллективном бессознательном: