Впервые упоминания об аутизме и его признаках появились в 1943 г., когда американский психиатр Лео Каннер описал поведение нескольких детей со странностями. Их особенности не были похожи на ранее изученные психические расстройства, а их явные поведенческие симптомы были схожи между собой.
В этот же год австрийский ученый в результате своих исследований установил ряд идентичных особенностей поведения у группы детей, и спустя год выпустил статью с подробным описанием расстройства.
В середине 1980-х гг. проводились многочисленные исследования по вопросам аутизма и его симптомам, однако генетические истоки этой болезни стали изучать только в 1990-е гг.
Современная наука позволила точно дать определение этому заболеванию и установить несколько видов аутизма, его особенности и способы лечения. Таким образом, аутизм – это заболевание, для которого характерно нетипичное социальное поведение и замкнутость, которая обусловлена изменениями в мозге.
Виды заболевания
Аутизм у ребенка, признаки которого можно выявить в домашних условиях, может классифицироваться по возрастному периоду возникновения и причинам появления.
Официально аутизм разделен на 4 вида.
Ранний детский аутизм
Современность такова, что в среднем в группе детей численностью 30 человек, 1 из них будет страдать какой-либо формой раннего аутизма. Он проявляется в первые 3 года жизни ребенка и представляет собой нарушения психики во всех сферах, причем симптомы раннего аутизма можно легко спутать с другими заболеваниями.
Явными признаками раннего аутизма (иначе синдром Каннера) являются:
- полное отсутствие у ребенка интереса к людям и общению с ними, замкнутость;
- отрешенность от внешнего мира;
- эмоциональное равнодушие в отношении близких, семьи;
- не умение различать одушевленный и неодушевленный предметы;
- слабая реакция на внешние раздражители (громкая музыка, яркий свет, шум);
- стереотипное поведение, которое проявляется в агрессии на любые изменения в привычных событиях (перемена места жительства, перестановка мебели, смена маршрута, одежды);
- однообразие в игре, при этом любое вмешательство в его деятельность вызывает агрессию и злость;
- отсутствие фокусированного взгляда «глаза в глаза», избегание зрительного контакта;
- стремление к одиночеству;
- неопределенное отношение к матери, в одном случае ребенок всячески избегает ее общества, в другом предпочитает находиться рядом, но без проявления чувств;
- задержка психомоторного развития, низкий интеллект и неспособность к самообслуживанию.
Атипичный аутизм
Атипичный аутизм был выявлен учеными в 1994 г. Отличительной особенностью этого заболевания является период его проявления, а именно после 3-х лет. Чаще всего этой патологии подвержены дети, уже имеющие нарушение речи или умственные отклонения.
На начальном этапе заболевания ребенок приобретает все необходимые навыки, после чего наступает резкое состояние регресса и утраты всех способностей. Этот вид аутизма предполагает тяжелую форму умственной отсталости.
Синдром Аспергера
Впервые это заболевание было выявлено в 1944 г. Гансом Аспергером. Это заболевание характеризуется как сильное нарушение социальной адаптации и приводит к сложностям во всех сферах жизнедеятельности. Для детей с синдромом Аспергера характерна неуклюжесть в движениях, однако речь развита достаточно хорошо.
Больные с этой патологией часто увлекаются какой-либо сферой или наукой до фанатизма, говоря об этом даже в неуместной обстановке. Происхождение и источники этого заболевания до сих пор доподлинно неизвестны, но на каждые 10000 человек приходится 15-20 больных синдромом Аспергера.
Синдром Ретта
Данный вид аутизма встречается только у девочек и, к сожалению, полностью не излечим из-за высокой степени умственной отсталости. Это заболевание трудно не заметить, оно характеризуется неосознанными движениями рук, однообразной речью, печальным выражением лица и наличием судорог.
Опасность этого синдрома в том, что после 8 лет ребенок может резко потерять в весе и не сможет двигаться без помощи посторонних.
Стадии и степени аутизма
Каждое заболевание имеет свои темпы развития и этапы, что обусловлено различной этиологией этих синдромов. При своевременном и регулярном обследовании можно вовремя купировать некоторые процессы.
Стадии раннего детского аутизма
Для этого вида аутизма характерны следующие стадии развития:
Стадия | Длительность периода |
Симптомы |
Психоз | с рождения до полугода |
|
Регресс | 6-12 мес. |
|
Кататоническая | 1,6-2 года |
|
Аутизм у ребенка, признаки которого можно спутать с гиперактивностью и особенностями характера, в первые годы жизни родители не могут с точностью определить. Однако после 2-х лет эти отклонения сложно игнорировать, они начинают прогрессировать. В этот момент необходимо срочно обращаться к специалистам.
Стадии атипичного аутизма
Для атипичного аутизма характерны те же стадии развития, что и у раннего детского аутизма. При этом первые симптомы возникают в возрасте 1,6 лет, а первым проявлением становится регресс физического и умственного развития.
В 86% случаев начальная стадия атипичного аутизма возникает без провоцирующих факторов, самопроизвольно. Только в 5% случаях дебют может возникнуть в результате психогенного фактора (прекращение грудного вскармливания, разлука с родителями, смена места жительства).
После того, как заканчивается 3-я стадия заболевания, можно заметить у ребенка некоторый прогресс, однако вместе с тем остается гиперактивность, неврозы и агрессивное поведение.
Стадии синдрома Аспергера
При заболевании синдромом Аспергера первые признаки начинают проявляться в 2-3 года. При этом в отличие от других видов аутизма, для синдрома Аспергера характерно развитие речи до ходьбы. Словарный запас быстро обогащается, речь хорошо развита.
Это заболевание характерно больше для мальчиков, при этом высокий шанс благоприятного развития в будущем.
Стадии синдрома Ретта
Этапы заболевания могут изменяться в зависимости от самого ребенка, от пола и возраста, от характера, выделяют несколько основных стадий:
- Аутистическая стадия начинается в возрасте 12-18 мес. В этот период происходит резкое торможение в развитии, пропадает интерес к окружающей обстановке.
- Стадия быстрого регресса длится от недели до нескольких месяцев и проявляется в виде мышечной атрофии, отсутствия эмоционального контакта.
- Псевдостационарная стадия может продолжаться до 10 лет, для нее характерно слабоумие, утрата речевых навыков, судорожные припадки, при этом частично восстанавливается зрительный контакт с окружающими, появляется интерес к миру.
- Тотальное слабоумие. Теряется способность к самостоятельному передвижению, жеванию и другим навыкам.
Симптомы аутизма
Некоторые признаки распространяются на все виды аутизма, однако имеет место существенная разница между синдромами.
Симптомы раннего детского аутизма
Даже в период младенчества можно определить симптомы раннего аутизма, у такого ребенка заметно отсутствие эмоционального контакта с матерью. При этом один и тот же ребенок может менять модель поведения от пассивного до гиперактивного.
Кроме вышеперечисленных признаков, ярким симптомом у детей 2-2,6 лет является неспособность пользоваться речью для общения. Пассивный словарный запас в этом возрасте остается в пределах нормы, но ребенок отказывается общаться, хотя часто придумывает бессмысленные слова. О себе он предпочитает говорить в 3-м лице.
Значимым отличием детей с ранним аутизмом от сверстников является то, что ни на одном этапе развития в игре не присутствует сюжетно-ролевая линия. Эти дети отказываются примерять на себя любые социальные роли и участвовать в общественных процессах.
Симптомы атипичного аутизма
Аутизм у ребенка, признаки которого можно определить только в подростковом возрасте, называется атипичным. При этом раннее детство проходит без отклонений и каких-либо признаков аутизма.
Симптомы заболевания сводятся к следующим:
- сложности в общении с людьми – может быть в виде полного нежелания общаться, а может присутствовать желание, но ребенок не умеет применять коммуникационные навыки;
- речевые нарушения – низкий словарный запас и неумение выражать мысли и правильно понимать чужую речь;
- эмоциональная отрешенность – ребенок не способен выразить эмоции, хотя он их ощущает, поэтому часто выглядит равнодушным;
- стремление к постоянству во всех сферах жизни, педантичность, следование привычному поведению;
- агрессивность – проявляется даже вследствие безобидных явлений, например, если предложить ребенку то, чего он не хочет в данный момент или что противоречит его планам;
- долгая сосредоточенность на одной игре – ребенок может несколько часов подряд играть в одну и ту же игрушку или игру, смотреть один и тот же мультфильм.
Кроме того, дети с атипичным аутизмом не переносят тактильного контакта даже с близкими, а периодами игнорирует других людей, если к нему обращаются. Ребенок с таким диагнозом может подолгу носить одну и ту же одежду или отдавать предпочтение определенному цвету.
Чаще всего атипичный аутизм характерен для мальчиков, но по статистике это 2 человека из 10 тыс.
Симптомы синдрома Аспергера
Основными симптомами являются:
- стереотипность интересов и увлечений;
- сложности в общении со сверстниками от застенчивости до агрессии и открытых конфликтов;
- слабо окрашенная речь, отсутствие эмоций и мимики, монотонность в голосе;
- практически отсутствует эмпатия;
- неумение понимать невербальное общение, шутки;
- неуклюжесть в движениях и действиях, медлительность.
Несмотря на эти признаки, у людей с синдромом Аспергера интеллект остается на среднем уровне и не уступает здоровому человеку.
Симптомы синдрома Ретта
Заболевание возникает по причине генной мутации, а основными его симптомами являются:
- замедленный рост конечностей и головы, непропорциональность;
- неразвитость речи;
- часто дети с синдромом Ретта ходят на прямых ногах из-за невозможности сгиба коленей;
- высокая вероятность судорожных припадков;
- медленный рост;
- учащенное, поверхностное дыхание и апноэ.
Причины появления
С точностью определить причину возникновения того или иного вида аутизма невозможно, поскольку спровоцировать их могут не только генетические нарушения.
Причины раннего детского аутизма
Ученые считают, что ранний детский аутизм может появиться исключительно в результате звуковой психической травмы. От природы такие дети рождены уже с признаками интроверта, они сконцентрированы на своих эмоциях и тонко чувствуют мир.
Причинами появления аутизма могут быть:
- слишком громкая музыка (многократно);
- крики, завышенный тон голоса;
- оскорбительные высказывания со стороны взрослых, как в сторону ребенка, так и просто в его присутствии.
После таких факторов ребенок начинает со страхом воспринимать любые резкие звуки и шумы, даже бытовых предметов.
Причины атипичного аутизма
Не существует единогласного мнения ученых относительно причин атипичного психоза, предположительно к ним относят:
- наследственный фактор – часто у детей с таким заболеванием в роду есть носители этого синдрома или другие психические отклонения;
- генетика – к этому синдрому имеют отношение 3 гена, однако научные доказательства этому пока отсутствуют;
- наличие психических нарушений – спровоцировать появление атипичного аутизма могут такие заболевания, как эпилепсия, синдромы Дауна и Ретта, а также шизофрения;
- патологии беременности матери;
- врожденная патология головного мозга.
Причины синдрома Аспергера
Статистика утверждает, что чаще всех синдромом Аспергера страдают мужчины.
Причины возникновения:
- биологическая – учеными было установлено, что существует заметная разница между мозгом здорового ребенка и ребенка с этим заболеванием;
- генетическая предрасположенность – в 15% случаях синдром Аспергера возникает по причине генной мутации, в остальных случаях это наследственный фактор;
- факторы риска – сюда относится вероятность возникновения болезни у лиц пожилого возраста или у недоношенных детей.
Причины синдрома Ретта
Синдром Ретта – сложная генетическая патология, поэтому единственной причиной его появления может быть генетическая мутация. Сразу после рождения у ребенка с этим заболеванием происходит замедление развития мозга, а к возрасту 4 лет вовсе останавливается.
Развитию синдрома могут способствовать:
- случайные мутации генов;
- мутация на стадии зародыша;
- нарушение мозговой деятельности в гестационном периоде.
Диагностика аутизма
Для того чтобы выявить любую разновидность аутизма нужно пройти курс обследования, состоящий из нескольких этапов. Эти этапы зависят от возраста ребенка и симптоматики.
Аутизм у ребенка, признаки которого можно заметить в возрасте 18 мес., называется ранним.
Первоначально родителям следует самим себе ответить на вопросы:
- существует ли зрительный контакт у ребенка с взрослым, когда малыш заинтересовался предметом или игрушкой;
- реагирует ли ребенок, если взрослый указывает ему на предмет;
- использует ли ребенок фантазию во время игр.
Если чаще ответом на эти вопросы является «нет», можно предположить аутизм. Кроме этих вопросов во время визита к врачу, необходимо заполнить анкету с рядом вопросов, такую же анкету заполняет медицинский сотрудник, который должен попытаться установить контакт с ребенком.
Кроме того, проводится ряд медицинских процедур, а именно:
- ЭЭГ – выполняется для того, чтобы исключить эпилепсию;
- полисомнография – выполняется для того, чтобы обнаружить нарушения сна;
- РЭГ – процедура позволяет обнаружить гипоксию мозга и определить состояние сосудов;
- МРТ – с его помощью можно обследовать внутренние органы и ткани;
- КТ – благодаря компьютерной томографии можно подробно исследовать каждый слой головного мозга;
- кардиоинтервалография – подробно исследует нервную систему ребенка, что является обязательным при диагностике аутизма.
Кроме аппаратной диагностики немаловажны лабораторные исследования, такие как анализы крови, иммунитета, обследование зрительного аппарата и кишечника.
Симптомы атипичного аутизма можно спутать с другими видами аутизма, поэтому проводятся следующие исследования:
- медико-психологическое обследование через тесты;
- продолжительное и постоянное наблюдение за ребенком для выявления особенностей и отклонений в его поведении.
В том случае, если врач установил, что имеются отклонения, однако симптомы расходятся с привычными видами аутизма, ребенку ставится диагноз «атипичный аутизм».
Это заболевание диагностируется чуть сложнее, нежели остальные виды аутизма. Это связано с тем, что более сложные патологии определяются легче.
Для того, что установить наличие синдрома Аспергера, необходимо провести наблюдение за ребенком, оценить его психическое и физическое состояние, а также обязательно проводить медицинское обследование. Важно отметить интеллект ребенка, социальные навыки, историю его развития с самого рождения и уровень развития речи на момент исследования.
Разумеется, чем раньше будет обнаружено наличие синдрома, тем более положительную динамику можно наблюдать в будущем. Ребенку оказывается медицинская, психологическая и бытовая помощь.
Заболевание синдромом Ретта носит достаточно серьезный характер, его симптомы очевидны и не требуют продолжительной диагностики. Подтверждается диагноз после подробного анализа психики ребенка, его семейных отношений, анамнеза. В обязательном порядке необходимо изучить течение беременности матери, период внутриутробного развития ребенка, а также его развитие в первые годы жизни.
Врачу необходимо точно знать, с чего начались признаки заболевания, особенно его состояние после 6 мес. В этот период с большей вероятностью появляются судороги, задержка психомоторного развития и появляются стереотипные движения конечностями.
Диагностика аутизма проводится как в государственных поликлиниках, так и в частных медицинских центрах. В настоящее время существует множество клиник со специализацией по психиатрическим заболеваниям детей, в том числе и аутизму.
Большой популярностью пользуются клиники Израиля, там детям с аутизмом оказывается помощь в любом направлении, в клиниках работаю специалисты мирового уровня.
В России также много клиник, где диагностируют и лечат аутизм – в Самаре, Москве, Челябинске, Волгограде, Краснодаре. Стоимость диагностики аутизма будет зависеть от симптомов, степени и сложности заболевания. Ценовой диапазон можно узнать на сайтах клиник.
Когда необходимо обратиться к врачу
Самым необходимым специалистом для ребенка с аутизмом является психиатр. Кроме того, обязательно наблюдение гастроэнтеролога, невролога, педиатра, клинический психолог и по необходимости психолог-логопед.
Невролог необходим для того, чтобы исключить эпилептическую природу судорожных припадков с помощью процедуры ЭЭГ. При любых нарушениях работы кишечника следует незамедлительно обратиться за лечением к гастроэнтерологу. Поскольку при аутизме часто ухудшается аппетит, требуется постоянное отслеживание веса и биохимического состава крови.
При любой форме аутизма у детей наблюдается нарушение осанки, деформация стоп, искривление позвоночника, поэтому участие хирурга-ортопеда тоже необходимо.
Сложность при любой диагностике и выборе необходимого специалиста в том, что ребенок с аутизмом не способен в полной мере сам понять свои недомогания и сформулировать жалобы. Он не чувствует боль так, как ее чувствует здоровый ребенок.
Таким образом, к специалисту необходимо обращаться на самой ранней стадии возникновения аутизма, при подозрении на психические отклонения.
Профилактика аутизма
В тех случаях аутизма, где причиной является генетическая мутация, профилактики не существует. Но есть закономерность – у большинства детей с аутизмом в семье есть родственники с психическими нарушениями, алкоголизмом, параноидальным психозом. Поэтому таким семьям стоит с большим вниманием отнестись к психическому здоровью своего ребенка.
Ребенку с аутизмом требуется повышенное внимание, это важно учитывать тем родителям, которые видят склонность своего ребенка к заболеванию аутического спектра или наблюдают у него явные признаки.
Существует несколько вариантов профилактики аутизма:
- первичная (ранняя) – совокупность действий, направленных на предупреждение первичных симптомов аутизма. Эту профилактику проводят в условиях амбулаторного лечения в психиатрических клиниках. На этой стадии профилактики точно устанавливается диагноз, проводится наблюдение за ребенком, исследуется его взаимодействие с окружающими и семьей, его интеллектуальные способности;
- поведенческая терапия – на этом этапе проводится совершенствование социального взаимодействия, развитие речи и купирование приступов агрессии;
- метод физического воздействия – делится на терапию принудительного удержания, поддерживающего общения и метод аудитивного интеграционного тренинга;
- педагогические программы – самая популярная из них построена на принципе сочетания интеллектуального развития и физических упражнений;
- медикаментозная терапия – этот метод профилактики применим только в качестве вспомогательного элемента лечения.
Методы лечения аутизма
В большинстве случаев аутизма полное излечение не представляется возможным, однако обязательно проводятся меры по сглаживанию симптомов. Способы облегчения жизни ребенку с заболеванием аутизм делятся на несколько направлений.
Лекарственные препараты
- Акатинол мемантин. Это средство немецкого производства показано к применению деменции любой этиологии, а основным компонентом в составе является мемантин гидрохлорид. Обладает психостимулирующим и ноотропным действием, эффективен при аутизме, но при наличии судорог принимать с осторожностью. Препарат выпускается в виде таблеток, в одной упаковке могут содержаться таблетки 5, 10, 15 и 20 мг. Начинать прием препарата лучше с маленькой дозировки, во время еды, если эффекта недостаточно, доза увеличивается постепенно на 5 мг. Максимум в день можно принимать до 30 мг. Стоимость препарата – 1700 руб. В любом случае, установить нужную дозировку может только лечащий врач, поскольку передозировка такого серьезного препарата может привести к серьезным последствиям;
- Гаммалон – препарат японского производства с ноотропным эффектом, улучшает память и работу мозга, восстанавливает речь и физическое состояние, купирует слабые судороги. Принимается до еды, дозировка зависит от возраста, детям в сутки показаны 2-3 г, взрослым 3,5 г. Стоимость препарата – 2400 руб.;
- Кетилепт – антипсихотический препарат, который назначают при шизофрении и приступах психоза, биполярном расстройстве, депрессиях. Препарат выпускается в виде таблеток по 25, 100, 150, 200 и 300 мг. Принимается вне зависимости от приема пищи, а дозирование устанавливается строго лечащим врачом. При шизофрении и психозах в первый день нужно принимать 50 мг, а в последующие дни увеличивать дозу еще на 50 мг во 2-й день и на 100 мг в следующие дни до 300 мг. Стоимость препарата – 1400 руб.
Народные методы лечения аутизма
Часто при лечении аутизма прибегают к фитотерапии, однако эффективность этого метода остается недоказанной. Но можно с точностью сказать, что благодаря некоторым сборам повышается иммунитет, улучшается память и успокаивается нервная система.
Есть несколько популярных рецептов:
- сбор из цветков боярышника, шиповника, рябины, зверобоя, донника, багульника, мелиссы, корня пиона и солодки. Смешать 1 ч.л. трав и залить 1 ст. кипятка, прокипятить еще 5 мин. и полчаса настоять, после чего процедить. Принимать по 1/3 ст. 3 раза в сутки до приема пищи на протяжении 4-5 мес.;
- отвар из альфредии поникшей – обладает ноотропным и антиксиолитическим действием, эффективен при эпилепсии, аутизме и шизофрении. Нужно взять горсть сухой травы и смешать с водой в расчете 1:10, варить 7 мин., можно применять в виде компрессов;
- сбор аморфы кустарниковой и черной водяники – эти травы полезны при параличе, эпилепсии и любых заболеваниях нервной системы. Залить смесь корней этих трав кипятком, дать настояться, после процедить и принимать внутрь по 1/3 ст. ежедневно.
Прочие методы лечения аутизма
Многим детям с аутизмом помимо регулярного приема медикаментов необходима домашняя терапия, а именно:
- иппотерапия – лечение с помощью лошадей и верховой езды, этот метод помогает детям с аутизмом наладить контакт с окружающим миром. Лошадь способна чувствовать настроение и внутреннее состояние человека, помогает справиться с неврозом. Иппотерапия должна проводиться регулярно, 2-3 раза в неделю;
- дельфинотерапия – кроме того, что в воде быстро укрепляются мышцы, благоприятное воздействие на психику ребенка оказывает контакт с дельфинами. Они тонко чувствуют людей благодаря высокому интеллекту и всегда добродушны к детям. Посещать дельфинов стоит не реже 3-х раз в неделю по 1,5 часа;
- арт-терапия – способствует развитию коммуникативного навыка у детей с аутизмом, кроме того снимает напряжение и помогает понять, какой эмоциональный фон у ребенка в настоящий момент. Терапию необходимо проводить через день или ежедневно, в зависимости от желания ребенка.
Возможные осложнения аутизма при отсутствии терапии
Науке пока не известен способ полного излечения аутизма, но доказано, что своевременная и регулярная терапия способствует ослаблению симптомов заболевания.
Если не предпринимать никаких действий по улучшению качества жизни ребенка с аутизмом, его состояние может ухудшиться довольно быстрым темпом, а признаками регресса будут являться:
- полное отсутствие речи;
- беспомощность;
- погружение в свой внутренний мир;
- эмоциональная нестабильность;
- продолжительная депрессия;
- учащенные судорожные припадки;
- нарушение сна и покоя;
- потеря зрения.
Наряду с вышеперечисленными осложнениями будут страдать внутренние органы, неизбежны проблемы с пищеварением и мозговой деятельностью вплоть до полной потери адекватности.
Признаки аутизма зависят от его вида и степени сложности. Если диагноз поставлен в первые годы жизни ребенка, шанс помочь ему более высок, однако полностью и навсегда избавиться от аутизма невозможно.
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео об аутизме
Комаровский об аутизме: