Чувства человека являются важной частью его внутренних переживаний и стремлений. В психологии выделяют разные виды чувств, которые помогают лучше разобраться в том, как переживания формируют личность каждого человека.
Чем чувства отличаются от эмоций?
Чувства в психологии – это один из важных факторов восприятия человеком действительности. Вместе с эмоциями, они помогают формировать собственное представление о событиях вокруг.
Однако все попытки определить, чем чувства отличаются от эмоций, имеют разное соотношение: иногда эмоции и чувства отождествляют, но чаще эмоции являются частью чувственного опыта человека.
Главные различия между чувствами и эмоциями в:
- происхождении;
- длительности;
- целенаправленности.
С биологической точки зрения эмоции – это ситуативные переживание непосредственной реальности, они являются краткой реакцией на любое восприятие человеком.
Чувства в психологии, с другой стороны, – это более сложные и длительные внутренние переживания человека, в которых задействованы не только биологические реакции, но и личностный опыт, социальные нормы и духовные потребности.
Также психологи считают, что все одинаково реагируют на ситуацию эмоционально, задействуют те же биологические механизмы, в то время как чувственное переживание – это более субъективный и индивидуальный характер. Поэтому эмоция радости проявляется у всех примерно одинаково, но состояние счастья у каждого свое.
Еще одно важное свойство, отличающее чувства от эмоций, — это важность контекста и социальной среды того или иного общества. Так, например, чувство долга или чувство достоинства имеют разное значение в разные исторические периоды, тогда как страх всегда проявлялся одинаково.
Сколько всего чувств у человека?
Несмотря на то, что чувства являются одним из способов познания мира человеком, вопрос их полного понимания и категоризации до сих пор открыт.
Чувства лежат в основе большинства человеческих потребностей и действий, а также развиваются в сложной взаимозависимости с культурной и социальной средой человека. Первые попытки описать важность и целенаправленность чувств принадлежат Аристотелю.
Он обосновал наличие 5 чувств человека, способствующих познанию человека:
- зрение;
- слух;
- обоняние;
- осязание;
- вкус.
Позже философы включили сюда еще и чувство интуиции, или непостижимое, и такой набор человеческих чувств считался завершенным на протяжении столетий. Но современные неврологи далеко не согласны с такой классификацией. Чувства стали рассматривать более детально и выделять отдельные аспекты их проявлений.
Так, например, чувство вкуса, как восприятие, включает чувство сладкого, соленого, кислого или горького. Основываясь на разных научных подходах и классификациях, выделяют от 3 до 21 чувств, свойственных человеку.
Современная наука выделяет 3 минимальные категории чувств, таких как:
- химические чувства (обоняние и вкус);
- механические (слух и осязание);
- световое (зрение).
Более расширенный перечень человеческих чувств включает другие ощущения и восприятия:
- суставно-мышечное чувство;
- вибрационная чувствительность;
- вестибулярный аппарат (чувство равновесия или эквибриоцепция и чувство ускорения);
- болевая чувствительность или ноцицепция;
- температурная чувствительность или термоцепция;
- проприоцепция или чувство осознания тела (если исключить восприятие окружение мира человеком 5 чувствами, он все равно осознает, где и как лежит его рука);
- чувство времени;
- висцеральное (интуитивное) чувство.
Главный подход, который свойственен этой классификации, – что все эти чувства могут распознаваться человеком осознано. Немного другой подход к пониманию чувств предлагают психологи. Чувства в психологии – это набор переживаний, свойственных каждому человеку.
Считается, что первичными являются 2 формы чувств – удовлетворение и страдание, а количество их производных возрастает и усложняется с возрастом.
Поэтому, исходя из взаимозависимости жизненного опыта, настроения, эмоций и мышления, психологи описывают 5 основных чувств и их разновидностей, которые испытывает каждый человек.
А именно:
- гнев (бешенство, ненависть, раздражение, обида, ревность, недовольство);
- страх (ужас, испуг, оцепенение, вина, стыд, замешательство, раскаяние);
- грусть (горечь, тоска, лень, жалось беспомощность, одиночество);
- радость (счастье, восторг, умиротворение, надежда, любопытство, вера, уверенность);
- любовь (нежность, сочувствие, доброта, восхищение, искренность, естественность).
Таким образом, чувства человека являются основой психологической грамотности, которая обеспечивает устойчивое формирование личиночного развития и познания.
Функции чувств
Чувства в психологии – это неотъемлемая часть жизни каждого человека.
Они помогают формировать собственное представление о мире, оценивать приоритеты и эффективно поддерживать коммуникацию с другими людьми.
Мотивационная
Мотивационная функция чувств выполняют основополагающую роль стимулирования человека к действию и поддержания его активности.
Мобилизуя все переживания и цели, чувство желания является важным побуждающим фактором к любому действию:
- концентрации над заданием;
- планированию;
- формированию необходимого психоэмоционального настроя;
- быстрому восстановлению после стресса или тревоги.
Сигнальная
Сигнальная функция является способностью человека реагировать на разные сигналы из окружающей среды и собственного внутреннего состояния.
Благодаря этой функции человек воспринимает любую информацию (эмоции, чувства, невербальную коммуникацию), а его мозг может идентифицировать и придать значимости тем или иным сигналам, на основании которых формируется оценочное суждение и ответная реакция.
Оценочная
Главное задание оценочной функции человека – понять, что происходит вокруг, интерпретировать любое восприятие информации (вербальной и невербальной) с субъективной точки зрения как желаемое или вредное воздействие на собственное состояние.
Оценочная функция формируется на основании жизненного опыта и неосознанно придает некой значимости предмету или ситуации в положительном или негативном ключе.
Функция, синтезирующая основы образа
Чувства в психологии – это множество разных чувственных раздражителей, которые воспринимают информацию по-разному.
Поэтому цель синтезирующей функции состоит в создании целостной и понятной картины восприятия из разных кусочков информации (например, целостное восприятие торта с его формой, запахом, вкусом и эстетикой). Эта функция создает возможность гармонического существования мыслей, чувств и эмоций.
Экспрессивная функция
Экспрессивная функция чувств является важной частью коммуникации каждого человека. Она помогает не только воспринимать невербальную информацию во время общения с другими, но и обеспечивает собственное синхронное выражение чувств и мыслей с целью создания более полной картины экспрессии.
Виды чувств, их проявления и классификация
Из-за того, что само понятие чувств и их производных до сих пор остается открытым, существуют разные их категории и виды. Самой часто используемой классификацией сегодня является отражение чувств как социальной сущности человека, которая разделяет все психоэмоциональные переживания на 3 группы.
Они такие:
- моральные;
- интеллектуальные;
- этические.
Также существуют такие подкатегории как социальные, практические, правовые и профессиональные чувства, которые частично пересекаются с тремя вышеупомянутыми.
Моральные или нравственные чувства
Нравственные чувства являются основой каждого общества. Они имеют исторические и культурные корни, обусловленные нормами поведения, формировавшимися столетиями. Их существование обусловлено необходимостью каждого человека чувствовать себя причастным к коллективу.
Моральные чувства предполагают оптимальное поведение людей с целью быть понятыми, также они формируют основы коллективного и индивидуального сознания.
Придерживаясь основ нравственного поведения, человек, как общественное существо, чувствует удовлетворение и принятие себя другими. Моральные чувства формируют ощущение привязанности, общности и коллективной идеи с которой отождествляются все члены общества.
Впервые основу для понимания нравственных чувств описал английский философ Адам Смит в XVIII столетии. Он дал собственную классификацию их важности, однако особенностью нравственных чувств является их изменчивый характер, поэтому, сегодня, важность и ценность моральных норм существенно изменилась.
Также не все нравственные чувства имеют одинаковую значимость и могут варьироваться в том или ином обществе, зависимо от того, какие культурные и общественные цели считаются приоритетными.
Самыми распространенными и универсальными нравственными чувствами сегодня являются:
Примеры моральных чувств | Описание |
Симпатия и сочувствие | Чувство симпатии и его влияние между людьми формирует положительное расположение и желание помочь человеку, даже вопреки собственному комфорту. Сочувствие, как разновидность симпатии, является способностью разделять любые чувства собеседника. |
Привязанность | Это ощущение близости, основанное на глубинной симпатии. В отличие от любви, привязанность касается только эмоциональной близости, формируется в процессе социализации и дает ощущение общности ценностей. |
Уважение | Чувство выражения достойного отношения к любому другому человеку, независимо от его достижений, ценности или важности. Уважение подразумевает необходимость учитывать мнение других и значение последствий тех или иных действий не только для себя, но и для коллектива. |
Благодарность | Это чувство признательности, возникшее на основании положительного опыта за сказанное или сделанное другим человеком. Благодарность является глубоким внутренним переживанием, пассивной реакцией на различные способы выражения уважения или поддержки, не требующей взаимных действий. |
Любовь | Это сильное чувство привязанности, обычно сопровождается эмоциональными и душевными переживаниями, нежели привязанность или симпатия. |
Дружба | Бескорыстные отношения между людьми, основанные на взаимных интересах или рода занятости. Дружба является важной составной частью процесса адаптации человека в обществе. |
Коллективизм, товарищество, патриотизм | Ощущение разделения и понимания единых жизненно важных ценностей с другими людьми. Такие чувства как коллективизм и патриотизм являются основополагающими для формирования общества и совместной культуры. В отличие от дружбы, чувство товарищества не нуждается в наличии общих личностных интересов, в его основе лежит разделение некой идеи. |
Совесть | Чувство осознанного выбора собственных действий, согласно с которым, последствия не должны причинить вреда другим членам общества. |
Доброжелательство и справедливость | Высшие чувства нравственности, вызванные желанием действовать бескорыстно во благо других. |
Таким образом, нравственные чувства являются основополагающими для формирования гармонии в межличностном существовании, независимо от наличия общих интересов с другими людьми или нет.
С противоположной стороны, существуют антиобщественные чувства, которые деструктивно влияют на отношение между людьми.
К ним относятся чувства:
- гнева;
- злобы;
- ненависти;
- антипатии;
- презрения;
- вражды;
- зависти;
- недоброжелательности.
Интеллектуальные чувства
В отличие от нравственных чувств, которые дают человеку ощущение общности, интеллектуальные связаны с познавательной деятельностью.
Таким образом, интеллектуальные чувства являются не только психологической составной каждого человека, но и формируют его мировоззрение и мыслительные процессы, способствуя умственному воспитанию и развитию творческого мышления.
Возникновение интеллектуальных чувств у каждого человека, по мнению психологов, основывается на физиологической предпосылке ориентировочного рефлекса, связанного с потребностью объяснять все процессы вокруг себя, которые каждый воспринимает с помощью органов чувств.
В отличие от нравственных чувств, неосознанно копируемых от других членов общества, интеллектуальные чувства развиваются целенаправленно в процессе обучения. Они являются основой для профессионального роста человека, а также составляют важную часть его уверенности в собственных силах.
К самым главным примерам интеллектуальных чувств относятся:
Примеры интеллектуальных чувств | Описание |
Чувство удивления | Вызванное чем-то новым и необычным, мало привычным для личной картины мира человека. В результате удивления повышается внимание, и стимул разобраться в непознанном объекте. |
Чувство догадки | Возникает в процессе познания чего-то нового. Чувству догадки свойственно составлять гипотезы, предполагать исход событий и построение логических связей между доступной информацией. Главная цель этого чувства – понять природу и суть нового. |
Уверенность | Чувство, которое рождается при правильном формировании логических связей и общей картины понимания того или иного предмета. Уверенность возникает в процессе мышления, и основывается на ощущении правильного объяснения информации. |
Чувство удовлетворения | Возникает как результат успешно проделанной работы. |
Чувство ясности и нечеткости мысли | Чувства, возникшие на основании четкости осознания мыслительного процесса: если решения и выводы получаются легко, ощущается легкость и ясность, в противоположном случае – чувствуется смутность. |
Недоумение | Чувство, вызванное трудностями объяснения фактов и причинно-следственных связей. Недоумение может иметь двоякое влияние на познавательный процесс: или побуждать разобраться в проблеме, или провоцирует сильный ступор и непонимание, куда двигаться дальше. |
Сомнение | Чувство, связанное с возникновением сомнений из-за несогласованной и нелогической информации, нестыковки фактов и проблем в наблюдении за событиями. Обычно чувство сомнения не позволяет увидеть полную картину происходящего. |
Эйфория | Ощущение, возникшее от правильного решения, успешно пройденного пути и завершенной работы. |
Таким образом, интеллектуальные чувства являются главным источником приобретения новых знаний и развития собственных творческих способностей.
Все навыки, полученные в результате развития интеллектуальных способностей, связанные с решением проблем и формированием собственного независимого мышления.
Эстетические или высшие чувства
Эстетические чувства являются самыми неоднозначными среди всех свойственных человеку переживаний. Несмотря на постоянные попытки создать объективное понимание об их критериях и свойствах, эстетические чувства остаются субъективным.
Если нравственные чувства воспринимаются человеком через неосознанное проживание в обществе, а интеллектуальным обучаются, то эстетические чувства являются максимальным проявлением индивидуальности и развиваются интуитивно каждым человеком.
Поэтому, самыми важными чертами эстетического мировоззрения является индивидуализм и исторический контекст.
Главная цель эстетических чувств – не в ощущении единства или поиске истины, а в стремлении к совершенству, красоте, гармонии и пониманию всех процессов. Отличающая черта эстетических чувств – поиск качества.
Уровень эстетического удовольствия проявляется не в функциональности и практичности, а в попытке творения и материализации в художественных образах действительности, которую человек созерцает, как источник вдохновения.
Поэтому, эстетические чувства описывают попытку человека найти прекрасное, возвышенное, определить суть комического и трагического.
Предполагается, что проявление этих чувств самое разнообразное и его можно найти везде: от созерцания природы (голубизны неба или блеска звезд), архитектуры, живописи, поэзии и музыки до поступков людей и поиска наслаждения в ежедневном труде.
Особая черта эстетики состоит в том, что чем дольше человек ищет прекрасное и возвышенное, тем больше он его находит и понимает в разных проявлениях.
Этому процессу свойственно выделение факторов, особенностей, связей и осознание эмоционального переживания личности к заинтересованному предмету, которого она наделила особым интересом.
Эстетические чувства всегда субъективные и специфические, они формируются человеком с целью не только осознать фактическую важность предмета или явления для общества, но, и чтобы наделить его особым смыслом.
Главными элементами, формирующими эстетические чувства, являются:
Примеры эстетических чувств | Описание |
Любование, или эстетическое наслаждение | Особое восприятие целостности объекта, чувство удовольствия от сочетания красок, форм, звуков, движений или других особенностей предмета или явления. |
Гармония | Осознание завершенности предмета или явления, логичности его формы и важности каждого элемента. |
Чувство красивого | Субъективная оценка реально существующего предмета, его внутренней гармонии и творческого вклада создателя и важности его намерения.
Чувство красоты оценивается с точки зрения разных факторов (сочетание цвета и форм, контрастов и исторической актуальности предмета). |
Чувство возвышенного | Восприятие гениального в предмете или явлении, выделении уникальных особенностей сочетания важности, интеллектуального вклада и прогресса. |
Чувство прекрасного | Свойство чувственного восприятия, переживания и подражания реальности не через фотографическое копирование увиденного, а через художественную переоценку того или иного объекта. |
Чувство трагического | Сильные душевные переживания, цель которых – оторваться от будничной реальности и задуматься над глубиной и смыслом жизни. |
Чувство комического | Восприятие целостности и несоответствия разных аспектов предмета, дисгармония между формой, смыслом и сюжетом. |
Чувства в психологии, такие как эстетические, моральные и интеллектуальные – это высшие познавательные свойства каждого человека.
Развивая те или иные элементы высших чувств, человек не только осознает свое место в обществе и чувствует себя частью коллективного сознания, он также способен развивать индивидуальные потребности и стремление осуществить задуманные идеи.
Видео о чувствах в психологии
Чем чувства отличаются от эмоций:
https://youtu.be/LJyd_U004ko