В психологии активно применяют дифференциальную диагностику. Такие методы позволяют точно определить тип темперамента индивидуума, установить профессиональную пригодность. Это научный подход, базирующийся на совокупной систематизации наблюдаемых субъективных признаков и объективных свойств.
Определение и общая характеристика
Методология включает обширный набор средств и принципов для выделения персональных психологических, поведенческих и мировоззренческих особенностей личности. Изучению подлежат механизмы и процессы, лежащие в основе формирования индивидуальности.
Дифференциальная диагностика – это в психологии дисциплина, разрабатывающая и использующая классификационную таксономию многочисленных личностных аспектов:
- профессионально-трудовых;
- гендерных;
- бытовых;
- творческих;
- стимулирующих;
- обучающих.
Методология определяет общие для групп индивидуумов и коллективов аспекты. Впервые принципы дифференциальной психодиагностики сформулировал в опубликованном в 1900 г. фундаментальном научном труде Уильям Стерн – немецкий философ, известный развитием персоналистического направления.
Германский мыслитель считается автором интеллектуального коэффициента (IQ). В XX в. дифференциальная психодиагностика стремительно развивалась. Источник научной дисциплины и ее теоретических предпосылок лежит в трудах Чарльза Дарвина, впервые проявившего интерес к индивидуальным различиям индивидуума внутри популяции.
Существенный вклад в развитие направления внес Фрэнсис Гамильтон, опубликовавший больше 340 статей и книг на эту тему. Британский исследователь считался убежденным сторонником социального дарвинизма и евгеники.
Авторству Гамильтона принадлежит концепция статистической корреляции развития личности в зависимости от общественных условий.
Современная дифференциальная психодиагностики специализируется на:
- анализе индивидуальных аспектов;
- изучении групповых признаков;
- определении диапазона и границ психологических различий;
- установлении причин и природы градации поведенческих особенностей;
- использовании полученных данных в ходе профессионального тестирования.
Концептуальной основой дисциплины выступает теория черт, предполагающая возможность точного определения не изменяющихся со временем индивидуальных атрибутов, признаков и аспектов с помощью специальных техник.
Методы выделения таких особенности представлены в таблице:
Способ исследования | Основополагающие аспекты |
Концептуализация | Определение неизменяющихся индивидуальных признаков личности базируется на опыте предыдущих исследований. |
Семантическое сходство | Предусматривает группировку описательных терминов для обозначения установленных в ходе тестирования персональных признаков. |
Факторный анализ | Психологическая техника базируется на использовании многомерной статистической процедуры. Применяется для структурирования общих признаков в рамках теории черт. |
Дисперсия характеристик | Предназначена для распределения специфических признаков личности по логическим категориям. Позволяет выстраивать четкие иерархические системы при психологическом тестировании. |
Дифференциальная диагностика – это комплексное изучение личности для определения индивидуальных признаков. Часто применяется в рамках так называемой генетики поведения, исследующей влияние наследственных факторов на психофизиологические свойства личности.
Цели и задачи
Дифференциальная психодиагностика имеет ключевое значение для формирования, развития, социального взаимодействия личности в любом возрасте и на всех этапах жизненного цикла.
Основные задачи и цели:
- Выделение факторов влияния. Предполагает выявление существенных личностных характеристик. Факторы влияния оказывают воздействие на формирование психотипа и эмоционального портрета индивидуума. Цель исследования заключается в определении социальных возможностей личности.
- Выявление диапазона персональных или групповых различий. Задача состоит в установлении пределов и границ варьирования психологических особенностей личности в пределах социума. Такую методику используют при тестировании коллективных особенностей замкнутых групп.
- Исследование причин, вызывающих изменения диапазона персональных различий. Круг задач охватывает общественные аспекты влияния, биологические, наследственные и физиологические факторы. Имеет значение для сексуальной дифференциации.
- Составление структуры психологических характеристик. Такие параметры отличаются разным взаимным влиянием. Некоторые психологические характеристики считаются изолированными или обособленными, не оказывающими заметного воздействие на другие параметры личности.
- Выяснение среднего показателя групповых различий. Направлено на прогнозирование адаптационных возможностей индивидуума в новых социальных или трудовых условиях. Такому тестированию подвергают детей при переходе от дошкольного развития к школьному.
- Идиографический анализ. Предусматривает всестороннее дифференциальное исследование личности в контексте социального окружения или в отрыве от общественной среды в зависимости от целей тестирования. Задачей идиографического анализа служит составление уникального психологического портрета.
Такие техники применяют для выяснения динамики полового созревания, целесообразности получения определенного образования, выбора сферы профессиональной деятельности.
Задачи и цели дифференциальной психодиагностики направлены на оценку перспектив построения успешной карьеры, возможности развития коммуникативных навыков, управления процессами и трудовыми коллективами.
Такое тестирование требуется для определения и коррекции влияющих бытовых, трудовых факторов, социальных условий. Важная задача дифференциальной психодиагностики заключается в построении так называемой мотивационной лестницы.
В каких областях используется?
Сферы применения такого тестирования обусловлены многочисленными отличиями в текущем состоянии личностей, величиной и направленностью эмоционально-физиологических реакции на стимулирующие раздражители.
Подобные градации объясняет теория криволинейного отклика, эмпирическая взаимосвязь довлеющего обстоятельства с силой ответной реакции. Психологическое тестирование используют в области персонализированной медицины.
Подобные модели базируются на применение индивидуализированных моделей психологической коррекции или соматического лечения, построенных для умственного состояния и физиологического статуса конкретного пациента.
Первоначальное обследование проводят с учетом психологического профиля для более эффективного внедрения:
- терапевтических схем;
- клинических протоколов;
- лечебных решений;
- фармацевтических продуктов;
- методов и способов врачебного вмешательства.
Такой подход позволяет выстраивать прогностические модели отклика индивидуума и его организма на применяемые средства и продукты. Дифференциальную психодиагностику используют для оценки личностных характеристик, их вероятных вариаций при изменении социальной атмосферы и жизненных условий.
Типичные сферы применения отличительного тестирования заключаются в определении:
- типа темперамента – комплекса поведенческих реакций и рефлексов, основанных на биологических нюансах, нейрохимических особенностях;
- мотивации – единственного причинного фактора или их сочетания, инициирующих продолжение либо прекращение определенной деятельности;
- интеллектуального развития, определяемого наблюдаемыми способностями к абстрактному мышления, логическим построениям, эмоциональному познанию, планированию и прочим умственным действиям;
- круга интересов – совокупности факторов, заставляющих сосредотачиваться на объектах, событиях, процессах;
- самоэффективности – способности достигать поставленной цели разными способами, склонности к накоплению опыта, прогрессу и совершенствованию.
Дифференциальное психологическое тестирование используют для лечения хронических заболеваний, комплексных наследственных синдромов. Такая диагностика применяется в корпоративных системах для оценки потенциала сотрудников.
Это набор методов, который используют в отношении представителей специфических профессий и занятий:
- спортсменов;
- пилотов;
- астронавтов;
- полицейских;
- военнослужащих;
- педагогов;
- врачей;
- промышленных альпинистов;
- практикующих взрывотехников.
Отличительное тестирование распространено как в прикладных сферах, так в теоретических и экспериментальных направлениях. Такие мероприятия входят в состав психологии образования, клинической, организационной и многих других. Дифференциальное тестирование служит частью программ личностного развития.
Базовые принципы
Процесс выявления индивидуальных особенности основывается на системе сходных признаков и свойств. Любая претендующая на статус независимой научная дисциплина располагает собственным набором базовых принципов.
Для дифференциальной психодиагностики таковыми считаются:
- реализация формалистического подхода к исследованиям;
- внедрение интегрального анализа, предусматривающего изучение соотношения и взаимного влияния личностных свойств;
- определение связи индивидуальных закономерностей;
- исследование воздействия экзо- и эндогенных факторов на детерминацию персональных качеств;
- оценка и статистическое измерение личностных характеристик.
При изучении эмоциональных свойств с целью дифференцирования психотипа применяют совокупный анализ устойчивых в долгосрочном периоде и универсальных параметров испытуемого.
Такой базовый принцип обеспечивает разграничение между стабильными, воспроизводимыми в различных жизненных ситуациях типологически-индивидуальными качествами и уникальными особенностями, присущими только конкретной личности.
При психологическом тестировании с целью дифференцирования анализируют динамическую структуру признаков и формообразующие компоненты. Выполняют оценку закономерностей, которые регулируют и определяют индивидуальные свойства.
Такое изучение позволяет решать практические задачи дифференциальной диагностики – психотерапевтические, корректирующие. Базовые принципы научной дисциплины предусматривают анализ темперамента, уровня интеллектуального развития.
Оценке подлежат механизмы образования формальных психологических признаков. Для реализации такого принципа и облегчения исследовательской деятельности разработаны системы классификационного распределения индивидуальных свойств и уникальных качеств.
Выделяют персональные и групповые различия. Первые присущие только изучаемой личности, последние – характерны для профессиональных сообществ, социальных формаций, замкнутых коллективов.
Дифференциальная диагностика – это область прикладной психологии, базовый принцип которой заключается в изучении межиндивидуальных вариативностей с обязательным определением источников наблюдаемой детерминации.
Результаты такого обследования учитывают при построении прогностических моделей поведения личности в той или иной ситуации. В соответствии с базовыми принципами научной дисциплины, изучению подлежат когнитивно-перцептивные свойства индивидуума.
Этапы
В задачи отрасли входит объяснение индивидуально-психологических различий между отдельными личностями или социальными формациями. Исследования базируются на представленных ниже этапах изучения персональных признаков и свойств.
Скрининг
Стадия научного поиска либо практического обследования представляет собой экспресс-диагностику индивидуальных особенностей. Признаки на этапе скрининга устанавливают без точной дифференциальной квалификации.
Такое тестирование считается предварительным и призванным предоставить базовые данные для проведения дельнейших, более углубленных исследований. Скрининг обычно проходит в форме собеседования.
Углубленное психологическое тестирование
Этап представляет собой способ измерения психофизиологических реакций с применением специализированных техник. Используют особые тесты – стандартизированную систему вопросов и заданий.
С их помощью обнаруживают индивидуальные особенности личности, устанавливают уникальные характеристики личности. Результаты тестирования сопоставляют со шкалой, разработанной для определенного контингента и содержащей среднестатистические значения.
Детальное изучение индивидуальных особенностей
Оценивают эмоциональные реакции, характеристики познавательных наклонностей и умственных способностей. Такое тестирование актуально в педагогике, трудовой и профессиональной сферах.
В ходе детального изучения индивидуальных психологических особенностей анализируют морально-волевые качества, реакцию на стрессовые раздражители, способность длительное время сосредотачиваться на занятии или процессе.
Методы
Для изучения психологических свойств личности применяют сравнительные способы дифференцирования. Методология предусматривает анализ эмоциональных реакций и поведенческих особенностей отдельных индивидуумов или групповых формаций под влиянием изменяемых внешних условий.
Дифференциальная диагностика – это прикладная отрасль психологии, использующая для исследования свойств и признаков личности следующие методы:
- Общенаучные. Стандартные способы, практикуемые в многочисленных теоретических сферах и прикладных дисциплинах, адаптируются под узкопрофильные задачи психологического тестирования. Применяют динамическое наблюдение, экспериментальный подход, моделирование.
- Психогенетические. Ориентированы на определение значения наследственных факторов в формировании индивидуальных интеллектуально-эмоциональных различий.
- Интроспективные. Предусматривают самоанализ и собственную оценку испытуемого. Практикуют дневниковый, автобиографический, тестовый методы.
- Психофизиологические. Предполагают применение аппаратных технологий – электроэнцефалограммы, позитронно-эмиссионной томографии, функциональной МРТ. Проводят нейрохимические исследования.
- Социометрия. Набор таких методов включает собеседование с психологом, участие испытуемого в специализированных проектах, устное и письменное анкетирование.
Для представителей творческих профессий, управленческих кадров предназначается метод анализа продуктивности деятельности. Такая программа направлена на повышение производительности, раскрытие латентных возможностей, совершенствование индивидуальных трудовых качеств.
Достоверность
Надежность результатов психометрической диагностики дифференциальной направленности определяется согласованностью показателей первичного тестирования с последующими при условии применения аналогичных методов или эквивалентных форм.
Дисперсия погрешностей и ошибок обычно соответствует среднестатистическим колебаниям.
Разницу результатов обусловливают даже малозаметные изменения внешних условий, физического или эмоционального состояния испытуемого:
- утомление;
- нервозность;
- непривычные обстоятельства проведения теста;
- беспокойство;
- тревожные или приятные переживания.
Ретестовая (повторная) надежность результатов демонстрирует возможность распространения дифференциального исследования на личности с похожими свойствами, темпераментом, складом характера.
Учитывая большое количество влияющих факторов и изменчивость психоэмоционального состояния, полностью ручаться за достоверность полученных результатов невозможно. Однако применяемые методы дают общее представление о психологических характеристиках испытуемого.
Более достоверным считается тест интеллектуального развития, поскольку оперирует измеряемыми и математически точными параметрами. Предназначенные для массового экспресс-обследования компьютерные программы стандартизированы.
Это сводит вероятность ошибок к уровню минимальной статистической погрешности. Использование такого ПО требует лишь контроля корректности выполнения заданий для получения результата высокой степени достоверности.
Способы изучения различий между индивидуумами носят название дифференциальной диагностики. Обследования включают широкий спектр вербальных, аппаратных, статистических методов анализа. Это дисциплина, разрабатывающая и применяющая поведенческо-прогностические модели.
Видео о дифференциальной диагностике
Как проходит исследование личности: