Несмотря на ряд достижений в области изучения деятельности человеческого мозга, именно память остается самым загадочной его функцией. Ученые и исследователи лишь могут объяснить модель запоминания и дальнейшего воспроизведения информации, но в целом аргументировать, как именно работает этот сложный механизм они пока не в состоянии.
В частности много вопросов вызывает избирательность человеческой памяти, когда определенные события почему-то запоминаются легко, а другие – нет. В психологии даже существует понятие «эффект края», отражающее особенность памяти человека запоминать именно начальные и конечные данные или события.
Понятие эффекта края в психологии
Суть данного понятия очень проста – среди информации, поданной в любом виде, лучше всего запоминаются первые и последние фрагменты. Данная особенность функционирования памяти имеет значение для процесса обучения и психологической практики.
Учитывая этот феномен, преподавателям и учителям рекомендуется организовывать подачу материала таким образом, чтобы наиболее важные тезисы озвучивались (или визуализировались) в начале и конце занятия. Этот же принцип будет работать и при психотренингах, когда специалист основные, корректирующие поведение и мышление, понятия доводит до клиента в начале своей беседы и по её завершению.
Эффект края в психологии подробно исследовался психологом из Германии Эбиннгаузом, который пришел к выводу, что он может проявляться как при непосредственном воспроизведении, так и при отложенном. В настоящее время существование данного феномена подтверждают и иные психологи, рассматривающие его в сопряжении с эффектами:
- первичности – первого впечатления;
- недавности – когда придается большая важность недавним событиям (или полученной информации), чем произошедшим ранее.
В некоторых случаях эффект края может стираться. Чаще всего это случается, если воспринимаемая информация сама по себе имеет мощную экспрессивно-эмоциональную окраску и содержит некие триггеры (аффективно значимые вещи).
Как работает феномен?
Эффект края в психологии официально определяется как явление, заключающееся в том, что из информационного ряда быстрее и легче запоминаются и заучиваются элементы, которые располагаются в начале, а также в конце такой последовательности. Практически эффект края проявляется в повседневной жизни постоянно – во время образовательного или рабочего процесса, при личных встречах.
Именно этим феноменом объясняется важность производимого первого впечатления, которое сохраняется и впоследствии становится стереотипом. Учитывая этот факт, становится понятно, почему принято считать, что у каждого человека есть только один шанс произвести первое впечатление.
Работа данного феномена связана с особенностью восприятия информации, когда человеческая память моментально сохраняет информацию, полученную в начале:
- лекции;
- беседы;
- просмотра фильма.
При этом психологами акцентируется внимание, что для сохранения таких сведений человеку не приходится прилагать усилий, так как они сохраняются сами по себе интуитивно или подсознательно. Поэтому можно сказать, что принцип эффекта края основан на особенностях работы психики, при которых избирательность памяти нацелена на сохранение данных в начале и в завершении информационного потока.
Позиционные эффекты
Эффект края в психологии тесно связан с позиционными эффектами недавности и первичности.
Позиционный эффект — это разница в восприятии и воспроизведении каких-либо элементов, находящихся в разных местах воспринимаемого информационного ряда. Возможность выделения эффектов недавности и первичности связана с существованием краткосрочной и долговременной памяти.
Известно, что эффект недавности может исчезать, если после ознакомления с какой-либо информацией человеку необходимо выполнить практическую задачу, но при этом в данном случае сохранится эффект первичности. Вместе с тем, при дисфункциональных расстройствах памяти (амнестическом синдроме) эффект первичности может отсутствовать вовсе, хотя эффект недавности будет сохраняться.
Также эффект первичности со временем утрачивает свои позиции, что связано с возрастом человека и перераспределением внимания. Этим объясняется тот факт, что возраст человека оказывает существенное влияние на долговременную память.
Эффект первичности (primacy)
Данный эффект по-другому называют эффектом первого впечатления или знакомства. Специалистами, исследующими работу мозга, а также психологами доказано, что наибольшую значимость имеет информация, полученная при первичном соприкосновении.
Это может касаться как впечатления о человеке, так и текстового или учебного материала. При этом при появлении каких-либо противоречивых сведений люди обращаются именно к информации поступившей ранее. Также эффект первичности иногда определяют как ошибку восприятия, связывая это с типичным проявлением неточности сенситивного познания.
Эффект первичности проявляется не только в степени доверия к информации полученной при первой встрече, изучении или ознакомлении, но и с её запоминанием.
К примеру, при восприятии на слух числового ряда или каких-то слов человек с большой долей вероятности с легкостью воспроизведет первые элементы этих последовательностей, тогда как информация из середины или окончания ряда не будет запоминаться также легко.
Объясняется эффект первичности как раз особенностями функционирования долгосрочной и краткосрочной памяти. Дело в том, что знания, полученные ранее, успевают отложиться в долговременной памяти, тогда как новые знания, существующие пока лишь в краткосрочной памяти, мозг не воспринимает как достоверные.
Еще одной причиной существования данного эффекта является подсознательная расстановка приоритетов между источниками информации. При этом именно первоисточник чаще полностью удовлетворяет информационные запросы индивида и поэтому становится более привлекательным и вызывающим доверие.
Эффект первичности широко используется политтехнологами при составлении речей для публичных людей, политиков в предвыборной гонке. Доказано, что большую вероятность победы в избирательной компании имеет тот кандидат, чьи посылы содержат неминуемость такой победы и звучат они, как правило, вначале обращенных к избирателям монологах.
Эффект недавности (recency)
Эффект края также тесно связан с еще одним проявлением избирательности человеческой памяти – эффектом недавности. Психологи и специалисты, изучающие деятельность человеческого мозга, понимают под этим эффектом свойство человека оценивать важность и значимость недавно произошедших событий выше, тех, что были значительно ранее.
Благодаря данному эффекту возрастает вероятность припоминания последних данных, расположенных в информационном ряду в сравнении с материалом, находящимся в середине. Установлено, что эффект недавности не зависит от того, насколько длинным является информационный ряд, а тесно связан с деятельностью, которой занимается человек, после предъявления этого ряда.
Если она непосредственно связана с полученными сведениями, то эффект запоминания усиливается в разы. Если же производимая деятельность носит отвлеченный характер, то эффект проявляется не столь выражено.
Среди исследователей нет единого мнения, какой из этих эффектов сильнее оказывает влияние на память человека, его деятельность и поведение.
Проводимые эксперименты показывали, что превалирование одного эффекта носило индивидуальный характер, но все же чаще, по прошествии долгого времени, брал верх эффект первичности, так как эффект недавности стирался за счет получения иных новых сведений и впечатлений.
Области применения
Эффект края применяется во многих сферах жизни людей. Зная эту особенность памяти людей, можно эффективно воздействовать на них в различных областях и добиваться поставленных целей.
Применение эффекта края | Направленность |
В психологии | Применяется при прорабатывании разного рода психологических проблем, когда сеанс общения выстраивается так, что важная информация доводится до клиента в начале и закрепляется в конце. Такой подход позволяет ускорить перенастройку ложных установок и ускорить процесс адаптации пациента. |
В политике | Используется при построении речей политиков, как в письменных обращениях, так и в устных выступлениях. Способствует широкой пропаганде основных значимых идей. |
В продажах | Применяется маркетологами для увеличения продаж и повышения узнаваемости бренда. В начале рекламы и в конце особый акцент делается на название фирмы, компании, что способствует запоминанию названия и расширению узнавания бренда. |
В управлении персоналом | Для повышения результативности и производительности труда работникам могут озвучиваться цели компании в общем, а также их личная заинтересованность в результате и мотивационные бонусы. |
В процессе обучения | Применяется преподавателями и самими обучающимися с целью усвоения сложного материала. |
Влияние феномена на поведение человека
Доказанный на практике эффект края позволяет объяснить некоторые психологические парадоксы. Такое запоминание оказывает влияние на последующее восприятие индивидом окружающей его реальности.
Произведенное первое впечатление при знакомстве с человеком или же субъектом предметного мира нередко становится стереотипным, и любое последующее соприкосновение будет рассматриваться сквозь призму полученных первоначальных ощущений. В этой связи четко прослеживается воздействия позиционного эффекта первичности.
Однако и эффект недавности или краевого восприятия нередко может перекрывать первое впечатление, особенно если полученная информация отличается от привычного представления об объекте. Поэтому можно говорить о тесном переплетении этих 2-х позиционных эффектов и их существенном влиянии на память человека, а также его поведение.
Исследования Эббингауза
Впервые эффект края был открыт одним из основателей экспериментальной психологии, немецким психологом Германом Эббингаузом. Именно он первый обратил внимание на то, что человек лучше запоминает сведения, которые располагаются не в середине информационного ряда, а в его начале или конце.
Отправной точкой и доказательной базой для подтверждения его теории стали слоги, не имеющие смысла. Это были просто речевые элементы, состоящие из 2-х согласных и одной гласной. Эббингауз составил около 2300 таких несвязанных по смыслу слогов и провел эксперимент по заучиванию и запоминанию такого ряда на самом себе.
В ходе эксперимента психолог обнаружил, что многократные повторения в итоге приводили к одинаковому результату – слоги, находящиеся в начале ряда и в его конце запоминались лучше, чем слоги из середины.
Этот эффект сохранялся и при непосредственном воспроизведении материала и при его отложенном восстановлении в памяти. Впоследствии этот эксперимент, доказывающий существование эффекта края, стал частью теории памяти.
Примеры явления в жизни
Феномен запоминания данных в начале и в конце информационной линейки применяется на практике во многих сферах. Особенно успешно эту особенность памяти человека используют маркетологи в рекламных роликах и видео.
Основным принципом и целью такого рекламного блока является запоминание покупателем бренда и товара. Поэтому большинство рекламных роликов содержат в начале и в конце видео различные призывы к действию с их товаром с обязательным упоминанием бренда (например — всегда кока-кола, сок добрый, паста колгейт).
Иногда (особенно в видео) название рекламируемого бренда и товара может просто стоять особняком в начале и конце речевой конструкции и не быть связано с основным текстом, что только усиливает эффект.
По такому же принципу создаются сайты интернет-магазинов, ориентированные на продажи:
- вкладка «Купить» или «Корзина» располагается в конце меню;
- кнопки «Каталог» или «Товары» — в начале.
Но человек сталкивается с феноменом эффекта края не только под воздействием прагматичных маркетологов. Это происходит и в повседневной обычной жизни.
Любому человеку свойственно помнить свой первый поцелуй, первую влюбленность, первую полученную зарплату или иное важное событие, состоявшееся впервые. При этом при повторении эти события не впечатываются в памяти столь глубоко – мало кто помнит 5-ю или 6-ю зарплату или 10-ю поездку на велосипеде.
Также в повседневной жизни иногда люди могут столкнуться с тем, что при прослушивании нескольких песен последняя из них все время прокручивается в мозгу, перебивая другие мысли. Остановить этот процесс можно таким же образом, просто послушав иную менее раздражающую песню или мелодию, которая отложится в памяти как последняя.
Эффект края в психологии является интересным феноменом, характеризующим особенности функционирования памяти, когда человек лучше всего запоминает сведения расположенные не в середине информационного потока, а в его начале и конце.
Данное явление имеет неоднозначное значение, так как с одной стороны позволяет подавать учебный материал в наиболее приемлемой для запоминания форме, а с другой – может быть использовано для разного рода маркетинговых и политических манипуляции.
В целом же открытие эффекта края помогло лучше понять, как функционирует человеческая память и каковы особенности восприятия информации в зависимости от её расположения в информационном ряду.
Видео об эффекте края
Про эффект края:
https://www.youtube.com/watch?v=Mco9XzE8Aiw