Эффект ореола – это понятие, которое ввел в психологию американский ученый Эдвард Торндайк еще в 1920 году, проводя эксперименты. В последующем, множество других психологов доказывали существование такого феномена. Раньше его использовали, говоря исключительно о межличностных отношениях. Но в современном мире эффект ореола активно используется во всех сферах жизни.
Что это такое, определение
Эдвард Торндайк в ходе своих исследований заметил, что стереотипное мышление преобладает у людей, когда складывается впечатление об окружающих. Они чаще опираются на восприятие отдельных черт – приятная внешность и голос, разговорчивость. Такой человек воспринимается позитивно, остальные качества затмеваются. Если человек, напротив, при первой встрече выглядит вызывающе, угрюмо, имеются недостатки внешности, грубые черты лица, низкий голос, то он воспринимается негативно.
Ореол создается после первого впечатления. Остальные качества, незаметные при встрече впервые, мозг дорисовывает самостоятельно. Психика придумывает черты характера для человека, опираясь лишь на первое впечатление. Происходит «навешивание ярлыков». Стоит отметить, что изменить сложившееся мнение бывает очень сложно.
Характеристика и механизм
Эффект ореола в психологии – это своеобразный помощник мозга. Он упрощает процесс переработки информации. В течение дня мозгу приходится работать с большим объемом входящих данных, которые запускают мыслительные процессы. Эффект ореола поможет сориентироваться ему, используя минимум сведений. С помощью феномена формируется классификация окружающих объектов.
Без гало-эффекта рухнул бы мир рекламы и многие отрасли экономики. Сама по себе услуга или товар не привлекает внимание потребителя. Но если подключить эффект ореола, то отношение потенциального покупателя можно изменить. В рекламе используются яркие, большие предметы, образы на которых останавливается взгляд и заставляет потребителя неосознанно отнестись к продукту положительно.
Для рекламы привлекают популярных и успешных людей, которые своим видом притягивают потенциальных покупателей.
Но такой маркетинговый ход должен подвергаться тщательному анализу, ведь при неправильном применении у потребителя может создаться отрицательное мнение.
Причины возникновения
Феномен проявляется практически у 100% людей, независимо от пола, возраста и интеллектуального развития. Утверждения людей о том, что они не оценивают других, совсем не познакомившись, не совсем правдивы.
Причины появления:
Причина | Пояснение |
Ограниченное количество времени для оценки нового человека в окружении | В спешке не получится трезво оценить человеческие качества при знакомстве. Поэтому приходится опираться на первое впечатление. Также на формирование ореола влияет информация о личности, полученная до встречи от других людей. |
Мозг перегружен информацией | Невозможно сконцентрироваться на изучении отдельной личности, если мозг загружен большим потоком информации. В таком случае на помощь приходит эффект ореола. |
Стереотипное мышление | Общество часто навязывает человеку шаблоны, по которым он в дальнейшем оценивает человека. Часто такая оценка оказывается неверной. |
Ощущение, что знакомство неважно для личности | В этом случае заметны корыстные интересы Складывается приятное, позитивное впечатление, если общение с человеком может быть выгодно для личности. Например, при знакомстве с влиятельным высокопоставленным человеком, складывается впечатление, что он целеустремленный, активный и приятный в общении. Хотя такое бывает не всегда. А если знакомство проходит с человеком, который не имеет большого влияния, то оно вызывает негативные впечатления. |
Неординарность личности, вызывающий внешний вид | Примечательные черты человека при знакомстве могут вызвать положительные или негативные эмоции, затмив все остальное. Например, если девушка уверена в себе, она одевается так, как ей нравится, то о ней может неосознанно сложится шаблонное негативное впечатление о том, что она ветрена и непостоянна. Художник, который пишет прекрасные портреты, тонко чувствует природу, позитивно воспринимается людьми, несмотря на склочный тяжелый характер. |
Существует несколько факторов, которые вызывают эффект ореола. Ниже условия возникновения рассмотрены подробно с примерами.
Эффект зачетки
Эффект ореола в психологии – это неосознанный механизм. Его можно встретить в любой сфере. Такой пример можно встретить в учебных заведениях в отношениях преподавателя и ученика. Если поступивший на обучение человек проявляет себя как трудолюбивый и усердный на первых порах, но в дальнейшем уже не показывает таких результатов, то в глазах преподавателя он остается отличником.
Преподаватели, мыслящие аналогиями, часто завышают баллы тем, кто не проявляет успехов в обучении сейчас, но первый год-два кропотливо «работали на зачетку». Пролистывая зачетную книжку, преподаватель видит, что в начале обучения студент показывал высокие знания. Поэтому такие студенты часто получают высокий балл, не показывая высоких результатов сейчас. Так проявляется феномен в учебной жизни.
Фальшивая успешность
В глазах окружающих человек может выглядеть успешным, создавая вокруг себя красивую картинку жизни. Сегодня в мире, где человек большую часть времени проводит в социальных сетях, легко создать некий образ, по которому его будут оценивать окружающие. К примеру, человек выставляет напоказ фотографии на красивом фоне, рядом с дорогими машинами, в хороших ресторанах.
Перед знакомством с человеком иногда появляется возможность предварительно получить первое впечатление, заглянув на его страницу, на какой-либо социальной сети. Создается приятное впечатление, но на деле человек не является таким успешным. И в дальнейшем эффект ореола рассеивается. Первое положительное мнение, даже полученное с картинки, надолго остается в памяти человека, и его довольно сложно изменить.
Во многих крупных компаниях работодатели просят потенциальных кандидатов на должности показать свою страницу в социальной сети. Чаще всего просят показать свой профиль в Instagram. Такое действие работодатель выполняет неспроста. В век технологий и социальных сетей очень просто оценить кандидата, опираясь на его профиль.
Легко получить первое впечатление, благодаря той картинке, которую создает человек на своей личной странице. Более того, опытный специалист по подбору персонала может сравнить то, как показывает себя человек при личной встрече, а также, как он показывает себя окружающим в своем профиле.
Даже если в профиле создается идеальная картинка жизни человека, то опытный специалист легко заметит отличия при личной встрече. Из-за этого работодатель может задаться вопросом: «Для чего человек создает некий образ?». И решение по поводу трудоустройства может измениться в худшую сторону.
Эффект ореола психологии – это прием, который может работать не в пользу человека, а наоборот.
Эффект «первого слова»
Несмотря на то что Йозеф Геббельс далек от психологии, он являлся известным политиком и последователем Адольфа Гитлера, он первым ввел понятие «эффект первого слова», который напрямую связан с психологическим понятием эффекта ореола. Политик утверждал, что прав всегда тот индивидуум, чье слово звучало первым. Многие психологи в дальнейшем подтверждали эту теорию.
Для примера можно взять несколько политиков, которые высказывают свои мнения, озвучивают свои обещания. Чаще всего обещания одни и те же от разных людей и в разное время. По статистике большее доверие вызывают политики, которые раньше других высказали свое мнение. Если политик высказывает свою позицию первым, он становится успешнее.
В политике часто используется такой прием, касаемо негативных высказываний в сторону оппонентов. Чем раньше одна из сторон выльет негативные факты по поводу соперника, тем больше вероятность укрепить свое положение. Положительное впечатление чаще складывается о тех, кто высказал свою позицию раньше. Конкуренты используют все: нелицеприятные факты из жизни оппонента, скандалы и обвинения. Каждый из ходов используется для поднятия своей репутации в глазах людей, и снижения у конкурента.
У простых людей, далеких от политики появляется эффект ореола, где первый выступивший воспринимается, как положительная сторона. А тот, в чей адрес выдвинуты обвинения, негативные факты, воспринимается народом отрицательно. Такое мнение бывает довольно сложно изменить, особенно это касается людей, которые не опираются на критическое мышление, думают стереотипами.
Эффект ореола в рекламе
Эффект ореола давно применяют маркетологи, презентуя товары или известные бренды. Феномен прекрасно справляется с задачей продвижения. Эти психологические ходы позволяют влиять на предпочтения потенциальных потребителей, заручившись их положительным отношением к новинкам.
Одним из известнейших примеров является компания Apple. Сперва появились медиапроигрыватели IPod, которые запомнились пользователям, как качественные гаджеты для прослушивания музыки. Они были стильными, ими пользовались известные люди. Благодаря этому выросли продажи ноутбуков Mac от Apple. Затем уже подскочили продажи смартфонов IPhone, планшетов IPad, часов Apple Watch, не так давно появились первые беспроводные наушники AirPods.
Каждый год бренд выпускает обновленные версии своих продуктов. Они пользуются колоссальным спросом у потребителя из-за того, что создалось положительное впечатление в самом начале. Для новых потенциальных покупателей продукции эффект ореола срабатывает от просмотра стильной и дорогой рекламы, на которую бренд тратит большие средства. А также срабатывает желание быть, как известные люди, о которых сложилось положительное мнение из-за эффекта ореола.
Другим примером умного маркетингового хода является компания Philips. Бренд производит известную во всем мире бытовую технику. Но путь компании начался с крупных продаж телевизоров, благодаря которым у людей осталось положительное впечатление. До сих пор реклама этого бренда является минималистичной. Этого достаточно для того, чтобы зацепить потенциальных клиентов.
Поэтому первое впечатление от бренда играет большую роль не только для привлечения новых клиентов и покупателей, а также для их удержания. Ведь негативное знакомство с брендом может испортить отношение клиента навсегда.
Влияние
Как описывалось выше, эффекту ореола подвержены все люди, независимо от их статуса, возраста и пола. Снизить вероятность возникновения феномена помогает развитие критического и аналитического мышления, чтобы снизить воздействие стереотипов, которые навязывает общество. Благодаря этому ум становится гибким, ему не требуется давать оценку человеку по первому впечатлению. Но полностью избежать эффекта ореола все равно не получится. Поэтому русская поговорка о том, что встречают по одежке, излагает правильную мысль.
Эффект ореола в психологии – это неизбежная реакция мозга. Чаще всего встречается в той ситуации, когда происходит знакомство с новым человеком и необходимо дать ему общую оценку по каким-либо определенным параметрам. Они заметны сразу при первой встрече.
Если складывается положительное мнение о человеке, то есть большая доля вероятности, что в дальнейшем общении при проявлении отрицательных черт характера или поведения, они не будут восприниматься слишком негативно. Эффект ореола может затуманить рассудок, смягчая реакцию на негативные поступки человека только из-за первого хорошего впечатления.
То же самое касается популярных людей. Их воспринимают, как положительных. Даже если появится доказательство того, что поступки человека отрицательные, он не будет восприниматься негативно. Оценка его, как человека, все равно будет смягчаться из-за первого впечатления и появления гало-эффекта.
Из-за навешивания ярлыков люди судят друг друга неверно. Это оказывает влияние на многие сферы жизни. Неправильно сложившееся впечатление может испортить любые межличностные отношения. Это касается любовных отношений, дружбы, карьеры. Поэтому если появляется ощущение, что люди оценивают неверно, навешивают ярлыки, то можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.
Во-первых, необходимо научить себя правильно и грамотно разговаривать. Люди, которые обладают ораторскими способностями, чаще создают положительное впечатление.
Во-вторых, необходимо избегать разговоров о своих недостатках, особенно при первых встречах с незнакомыми людьми. Вместо этого лучше говорить о своих достижениях, победах. Но в этом случае важно добиться «золотой середины». Никому не понравится человек, который только и занимается тем, что восхваляет себя перед людьми. Здесь эффект ореола сработает в худшую сторону. Важно держаться уверенно перед незнакомыми людьми, но не вести себя высокомерно.
Для того чтобы быть уверенным в себе, находясь в обществе незнакомых людей, нужная стабильная нормальная самооценка. Ее нужно развивать. Для этого важно заниматься тем делом, которое приносит удовольствие, принимать себя полностью со всеми плюсами и минусами. Сложно самостоятельно научиться принятию себя, в этом случае прекрасно помогает психотерапия. Опытный психолог поможет полюбить себя. Такой человек уверенно чувствует себя при знакомстве с людьми. И эффект ореола с ним работает в положительном ключе.
При знакомстве с людьми необходимо учить свой мозг заострять внимание именно на положительных чертах незнакомца. Данный способ поможет разглядеть и другие хорошие качества человека, не опираясь на ярлыки. Со временем развивается насмотренность.
Также полезно научиться заводить новые знакомства и контакты. Обмен информацией с новыми людьми развивает способность более объективно оценивать незнакомцев. Чем больше встречается разных людей в жизни, тем сильнее проявляется осознание того, что все люди очень разные. Тем самым рушатся те стереотипы, которые в нас закладывают с самого детства. После этого в корне меняется мышление. И эффект ореола уже работает не так явно. Или же он работает чаще в положительном ключе.
Эффект ореола неизбежен в жизни. Он давно доказан психологами и специалистами по межличностным отношениям. Поэтому не стоит упускать из внимания такой пункт, как первое впечатление.
Видео об эффекте ореола
Эффект ореола в психологии: