Попытки определить понятие интеллекта и измерить его предпринимались с древних времен. Но исследователи и психологи до сих пор не пришли к единому мнению относительно разных теорий и составляющих этой характеристики. Существует даже мнение, что нужно отказаться от всех вариантов трактовки данного термина и заменить его другими более конкретными (но они еще также не введены).
Общее определение
Самой распространенной была трактовка К. Ясперса, утверждавшего, что интеллект — это человек, который рассматривается в совокупности со стороны его уникальных способностей.
Н.Н. Моисеев утверждал, что интеллект — это постановка целей, планирование ресурсных вариантов, стратегическое строение для поставленной цели. Он дает возможность решать конкретные долгосрочные задачи, то есть речь идет об умении построить планы и реализовать их, а также просчитать возможные риски и последствия действий, которые для этого предпринимаются.
Чаще всего психологи используют трактовку, утверждающую, что интеллект характеризуется способностью к абстрактному мышлению, логике, аналитическим операциям, обнаружению взаимосвязей и законов, обучаемости, адекватному восприятию данных и умению решать поставленные задачи. Задачами могут быть абсолютно любые проблемы, встречающимися в жизни и требующими решения.
Современные психологи трактуют интеллект как умение познавать мир и эффективно решать любые проблемы, в том числе овладевать принципиально новыми умениями для устранения препятствий. В связи с этим интеллект вполне можно развивать, увеличить или уменьшить его КПД.
Интеллект иногда характеризуется в психологии исключительно по отношению к целям, которые встречаются в жизни. В частности, это актуально при выживании, которое является главной целью, прочие же — только вытекают из нее, а также к целям и возможностям, реализуемым в какой-то конкретной области деятельности.
Общий интеллект
В 1904 г. психологом Ч. Спирманом была разработана концепция фактора G, известная также как общий интеллект или фактор общего интеллекта. Ученый сделал открытие, обнаружив взаимосвязь между конкретными когнитивными навыками. Концепция подтверждает, что человеческая способность действовать согласно ситуации непосредственно зависит от прочих его умений и уровня умственных способностей.
Данный фактор общего интеллекта обычно представлен в примерно половине вопросов при тестировании, определяющем уровень интеллекта. С помощью таких тестов возможно лишь оценивать определенные отдельные способности, например, логическое мышление или память, но ни один из них не показывает общей картины.
Коэффициент интеллекта
IQ (intelligence quotient) или коэффициент интеллекта используют для определения интеллектуальных способностей. Данное соотношение выражается умственным возрастом, деленным на биологическим и умноженное на 100. Например, если 12-летний ребенок развил ум, который обычно характерен 14-летнему подростку, то его IQ будет равен 117.
Если по результатам тестирования ребенок имеет средние или даже низкие показатели IQ, то это не означает его будущие неудачи. Как правило, нормой считается 90-110, а низкий показатель – менее 70 в большинстве тестов.
Необходимо учитывать, что стандартное тестирование подразумевает соответствующие ответы, но человек может мыслить нестандартно, креативно, выполняя задания неверно. Тогда получается неадекватный низкий результат. Также возможна ситуация, когда человек (чаще всего ребенок) теряется и может справиться даже с элементарными для них заданиям вследствие волнения и желания получить высокий балл.
Результаты тестирования необходимо тщательно изучать и выдавать интерпретацию с учетом индивидуальных особенностей характера и мышления человека. Самый популярный тест в современной психологической науке — это тест Айзенка. Также используются варианты тестирования Д. Векслера (психиатра из США), так как именно их считают самыми объективными. Но единого стандарта для определения IQ не существует.
Социальный интеллект
Интеллект – это в психологии умение верно понимать, что значит поведение того или иного человека. Данное умение нужно для оптимального межличностного взаимодействия и быстрой адаптации в определенном социуме.
Данный термин был впервые в 1920 г. использован в психологических трудах Э. Торндайком для определения «дальновидности в межличностных отношениях». Другие исследователи по-своему интерпретировали данный термин, конкретизировали его и адаптировали.
В частности, в 1937 г. Г. Олпорт увидел взаимосвязь социального интеллекта со умением высказать почти мгновенные суждения об окружающих, предсказать самые вероятные их реакции. По его мнению, это особенный «социальный дар», который может обеспечить легкость взаимоотношений, при этом его результатом будет социализированное приспособление, но без глубокого понимания мотивов и причин.
Как измеряют
Впервые надежный вариант диагностики для определения уровня социального интеллекта разработал и внедрил в свою практику исследователь Дж. Гилфорд. По его концепции, социальный интеллект – это конкретная система интеллектуальных умений, которая при этом не зависит от уровня и влияния общего интеллекта.
Данные умения, аналогично общеинтеллектуальным, представляются в виде 3 изменяемых факторов: содержание, операции, результаты. Исследователь смог выделить 1 конкретную операцию — познание (С), а также сосредоточился в проводимых экспериментах на конкретизации и изучении поведения (СВ).
Данное умение определяется с помощью 6 факторов:
- Определение элементов поведения (CBU) — умение выделить определенную вербальную и невербальную экспрессию (данное умение близко к определению «фигуры из фона», которая была исследована в гештальт-психологии).
- Определение уровней поведения (СВС) — это умение распознать обобщенные свойства в некоторых данных о поведении человека, имеющих экспрессивный или ситуативный окрас.
- Определение отношений поведения (CBR) — это умение понять человеческие взаимоотношения, которые существуют.
- Определение систем поведения (CBS) – это умение понять логику формирования и дальнейшего развития целостных ситуационных взаимодействий, смысловую нагрузку поведения людей в каких-то определенных ситуациях.
- Определение преобразований поведения (СВТ) — это умение понять первоначального значения похожего поведения (вербального и невербального) в различных ситуациях.
- Определение итогов поведения (CBI) — это умение прогнозировать возможные результаты какого-либо поведения, основываясь из полученных данных.
Эмоциональный интеллект
Есть мнение, что самые успешные и наиболее влиятельные люди в мире не всегда обладают гениальными способностями к наукам. Основным фактором, который дает возможность прийти к славе, быстрой карьере, признанию, считается не общий интеллект, который определяется как IQ (intelligence quotient), а эмоциональный, обозначаемый психологами как EQ (emotional quotient).
Интеллект – это в психологии человеческое умение к пониманию и контролю своих чувств и эмоций, интерес к окружающему социальному миру, эмоциям, а также возможность понять эмоциональный фон и управление ими.
Понятие было сформулировано американским исследователем Л. Гарднером в 90-х гг. XX века. Однако необходимо отметить, что его изучение за последние годы так и не позволило сформировать его конкретные границы, в отличие от показателя IQ.
Признаки высокого эмоционального интеллекта
Среди исследований были определены ряд признаков, которые указывают на высокий порог эмоционального интеллекта.
В частности, можно привести следующие из них:
- Сформированный эмоциональный словарь — это умение понять и отличить смежные эмоции и чувства, а также описать их;
- Повышенный интерес к окружению, здоровое любопытство и эмпатия — это способность мысленно поставить себя на место любого человека, наладить контакт;
- Восприимчивость к переменам, возможность приспособиться к житейским обстоятельствам;
- Способность без труда отказать себе и окружению в неуместных желаниях – такое умение является свидетельством самоконтроля и самоуважения;
- Умение и желание делить с окружающими интересные знания, дарить им приятные нежданные подарки, при этом не ожидая что-то взамен;
- Умение ценить то, что есть, не жаловаться, что чего-то недостаточно — крайне полезно в жизни, уменьшает стрессы и ведет к отличному самочувствию.
Виды интеллекта по Говарду Гарднеру
Разработанная концепция, включающая в себя разделение интеллекта на разные типы, долгое время не находила подтверждений и считалась просто вызовом тесту на IQ. Данное тестирование определяет уровень интеллекта в количественных показателях. Концепция о 8 типах интеллекта указывает на то, что все люди так или иначе стремится к развитию каждого из этих типов. Именно это способствует формированию его умения к познаванию не только социума, но и окружающего мира в целом.
Данная концепция разработана Говардом Гарднером. Именно этот исследователь в 1983 г. решил внести изменения в устоявшееся к тому времени понятия об интеллекте, разработанные школой когнитивных наук. На данный момент, несмотря на достоверные резковаты проведенных исследований и аргументацию, эта концепция не является общепринятой.
Пространственный
Данный вид характеризуется превосходным ориентированием в пространстве любого масштаба (неважно маленького или большого). Лучше всего такой тип интеллекта развивается у водителей разного транспорта, архитекторов, любителей шахмат.
Телесно-кинестетический
Данный тип интеллекта характеризуется способностью использовать свое же тело, управлять им, точностью движений, балансировкой и тому подобное. Развит у танцоров, а также представителей прикладных профессий.
Музыкальный
Такой тип интеллекта характеризуется повышенной чувственностью к звукам, а также ритмам. Певцы, гитаристы, пианисты и другие игроки на различных инструментах обычно хорошо владеют этим видом интеллекта.
Лингвистический
Этот вид интеллекта определяет хорошим восприятием всех факторов, связанных со словами, их дефинициями, сочетанием. Данный тип является доминирующим у писателей, поэтов, журналистов, копирайтеров.
Логико-математический
Выражается в умении понимать символы и факты, отличать их от гипотез и теорий. Лучше всего развивается у ученых.
Межличностный
Характеризуется способностью взаимодействовать с людьми. Оптимальное умение понимать, определять эмоции, чувства и настроение. Развит у успешных продавцов, учителей, психологов.
Внутриличностный
Это умение верно определять и улавливать свои эмоции, решения для покоя.
Натуралистический
Интеллект – это в психологии способность, которая определяется чутким отношением к природе, возможностью разобраться в ней, видеть отличия между растениями, животными и прочее.
Формирование каждого из описанных типов интеллекта и их взаимодействие указывают на умения развивать познание. Эта концепция может объяснить, к примеру, почему успешные музыканты неважно учились в школе.
Теории по структуре интеллекта
На данный момент разработано множество концепция и теорий, которые описывают структуру и состав интеллекта, самые известные из них принадлежат Ч. Спирмену и Р. Кеттеллу. Последний также известен своим 16-факторным тестом.
Исследования Чарльза Спирмена
Ч. Спирмен в начале XX века сформулировал 2 центральных фактора: G (general – общий) и S (special – специфический). G определяет общий уровень, S – конкретные умения, специфику мышления, восприятия и прочих способностей, задействованных для решения каких-либо определенных жизненных задач.
Теория Реймонда Кеттелла
В 40-х гг. прошлого столетия концепция общего интеллекта дорабатывалась исследователем Кэттелом, сформулировавшим и доказавшим существование понятий «подвижный» и «кристаллический» интеллект, ставшими структурными частями общего интеллекта.
Подвижный вид характеризует способность человека обосновать собственные действия и решения, умение находить выход из разных жизненных ситуаций вне зависимости от имеющегося опыта.
Иными словами, этот тип интеллекта человек использует для аналитической деятельности, выявления классических схем поведения и причинно-следственных связей при задействовании элементарных логических приемов и заключений. Исследователь считал, что данный тип интеллекта непосредственно связан с генетическим наследием, но никак не зависит от образования и способности к обучению.
При этом кристаллический интеллект не может быть врожденным и не имеет никаких связей с формированием и работой нервной системы человека. Иными словами, он развивается исключительно при обучении и развитии персональной культуры. Такой тип интеллекта состоит из обобщенных познаний об обычной деятельности человека, лексическом пласте, словосочетаниях, пользовании оборудованием и инструментами, формировании отчетов и прочее.
Другими словами, в том случае, когда появляется новая задача и человек понимает, что ранее встречал уже что-то похожее, задействуется именно кристаллизовавшийся интеллект. В случае отсутствия предыдущего опыта – применяется подвижный тип.
Качества и свойства
Значительными свойствами интеллекта можно назвать пытливость и глубину ума, а также гибкость и подвижность, способность к логике и доказательствам:
Свойства ума | Характеристика и значение |
любопытство | желание всесторонне узнать о каком-либо явлении или предмете в действительных отношениях, определяется активным познанием |
глубина ума | определяется умением отделить основные моменты от второстепенных, нужное от необязательного |
гибкость и подвижность | это умение обширно использовать свой собственный опыт, быстро и четко оперативно изучать элементы новых взаимосвязей и отношений, абстрагироваться от шаблонов мышления |
логичность | определяется четкой последовательностью измышлений, умением учесть любые значимые элементы в обследуемом объекте, всевозможные взаимосвязи |
доказательность | определяется умением пользоваться в необходимое время фактами, закономерностями, убеждающими в верности измышлений и выводов |
критичность | характеризуется способностью четко оценивать итоги измышлений, умением критически оценивать их, избегать неверного решение, остановить собственные действия, если они не способствуют решению поставленных задач |
широта | это умение видеть всю задачу целиком, при этом не упуская из вида первоначальную информацию, сопутствующую поставленной задаче, охватывать разные варианты в решении вопроса |
Познания возникают во время обучения и практического применения. Значительный запас полезной информации (эрудиция) — это очень важный элемент интеллекта. Полноценно и всесторонне оценить умственное развитие человека, который овладел огромных количеством познаний, нельзя, так как запас знаний не может отразить всего интеллекта.
У человека может быть 3 диплома о высшем образовании, но он при этом может не обладать высоким уровнем интеллекта. А человека, обладающий относительно невеликим запасом знаний, нельзя считать отсталым. Умение рассуждать, применять свой жизненный опыт и познания может быть на значительном уровне, и это при некоторых условиях проявится в достижении успехов.
На показатель интеллектуального развития влияют факторы:
- генетическое наследие;
- жизненный и культурный уровень семьи;
- методы обучения и воспитания в дошкольном возрасте;
- здоровье матери в период беременности.
Однако эти факторы не указывают на то, что интеллектуальное развитие начинается только в раннем возрасте. В это время могут закладываться основы, однако интеллект включает в себя множество разных структурных элементов. Также он изменяется в течение всей жизни человека.
Интеллект — обобщенная умственная способность, включающая умение делать выводы, прогнозировать, решать проблемы и вопросы. Так же он позволяет планировать, абстрагироваться, вникать в сложные концепции.
Нельзя забывать о возможности обучаться на основе своего и чужого опыта. Это не только изучение материала и данных, специфические академические познания или способность грамотно проходить тестирования. Данное понятие в психологии включает в себя широкие и глубокие умения узнавать окружающий мир, определять суть явлений и определять, как поступить в той или иной ситуации.
Видео об интеллекте в психологии
Когнитивная психология. Что такое интеллект: