Когнитивная психология – ответвление экспериментальной психологии. Если говорить кратко и понятно простому человеку без профильного образования, то когнитивисты занимаются изучением познавательных процессов мозга человека.
Понятие когнитивной психологии
Само слово пришло из латинского языка – cognitive. Оно означает «знание», «познавать». Ответвление психологии занимается исследованием познавательных (когнитивных) процессов психики индивидуума.
Список процессов:
- память;
- логическое мышление;
- внимание;
- эмоции;
- речь;
- воображение.
Сюда же входит и способность принимать решения. В понятие включены все познавательные процессы для использования, структурирования мозгом информации.
Когнитивная психология нужна в изучении искусственного интеллекта, так как работу мозга можно расписать алгоритмом:
- информация поступает;
- мозг ее перерабатывает;
- мозг получает новое знание, оно сохраняется в памяти.
Это необходимо при моделировании математического мышления. В науке оно применимо и для искусственного интеллекта, по аналогии с работой человеческого мозга.
Когнитивная психология, кратко и понятно говоря, занимается исследованием человека, сравнивая его с системой, основывается на поступлении информации из окружающего мира, ее переработке, и хранении в памяти. Даже термин «переработка информации» перекочевал из инженерных областей в область когнитивной психологии.
Когнитивная психология считалась альтернативным вариантом к устаревшему бихевиоризму.
Направление было построено на опытах, которые проводили на животных. Считалось, что человеческая психика работает также на 100%. В 60-е случился «когнитивный переворот», который открыл новую область. Она рассматривает психику человека, как область, которую нужно исследовать, но отдаляясь от связи с опытами на животных.
Что изучает когнитивная психология
Когнитивная психология рассматривает познавательные процессы психики, занимающаяся поиском, переработкой и хранением информации. Процессы рассмотрены подробно ниже.
Память
Когнитивная психология (кратко и понятно о методах вида психологии написано далее в статье) много внимания уделяет памяти человека. Память отвечает за хранение уже переработанной информации другими познавательными процессами. Она воспроизводит прошлый опыт человека в той или иной ситуации.
Память – один из главных процессов в психике человека. Она применяется в реальной жизни человека. Память позволяет ему пользоваться воспоминаниями, полученными знаниями, помогает хранить информацию о своей реакции на те, или иные события, эмоции, которые испытывал человек (волнение, страх, радость, злость).
Мышление
Мышление позволяет индивидууму принимать решения, связывая образы, воспоминания, понятия, накопленный опыт (сохраненная информация). Мышление дает понять, принять или изменить полученные образы и понятия.
Кратко и понятно можно объяснить, как работает мышление, описывая ситуацию в кофейне. Человек решил заказать кофе. Перед ним список доступных напитков (появляется информация извне). Мозг человека обрабатывает информацию, используя воспоминания.
Например, память говорит о том, что капучино ему в прошлый раз не понравился. Индивидуум делает вывод, что напиток не подходит. Он выбирает другой напиток, который благодаря его воображению вызывает прилив приятных эмоций. Поэтому мышление занимает большую область изучения в когнитивной психологии.
Когнитивизм подразумевает разделение мышления на 2 группы: сознательное и бессознательное.
В науке выделяют 3 типа мышления:
- Наглядно-дейтственный. Он подразумевает производство и организацию деятельности. Ситуация с кофе отнесится к этому типу.
- Наглядно-образный. Тип переводит мысли в образы.
- Отвлеченный ─ абстрактное рассуждение.
Внимание
Процесс означает направленность восприятия человека на объект, или ситуацию. Внимание означает особо повышенный интерес индивидуума с целью получения информации.
Избирательность | Свойство, при котором мозг человека цепляется именно за необходимую информацию, отсекая ненужное, для достижения цели. |
Устойчивость | Способность мозга продолжительно фиксироваться на определенной задаче, ради получения нужных данных. |
Концентрированность | Обобщенное понятие избирательности. Оно помогает сосредотачиваться на объекте. |
Эмоции
Под эмоцией понимается процесс психики, который возникает, как реакция на ситуации. Интересный факт в том, что эмоция может появиться еще до начала ситуации. Например, волнение перед важным событием.
Способность принимать решения
Способность принимать решения напрямую связана с другим познавательным процессом – мышлением. Принимать решения необходимо для того, чтобы достичь цели. Цель – это задача, в которой имеются трудности и препятствия. Сутью принятия решения будет преодоления этих самых препятствий.
Принятие решения достигается через примерный алгоритм:
- Сначала мозг распознаёт задачу.
- Далее происходит оценка своих возможностей – хватает ли ресурсов для того, чтобы преодолеть препятствия на пути к решению задачи.
- С помощью мышления разрабатывается стратегия действий, которая решит задачу, появляется концентрация внимания, мозг обрабатывает память (опыт, знания).
- Подключение физических и интеллектуальных возможностей индивидуума (они оценены в пункте 2).
- Контроль над прогрессом. Мозг анализирует: можно ли продолжить по той же схеме, или стоит от неё отказаться, разработав новую цепь (нехватка ресурсов, изменение начальной цели).
- Оценивание результата. Конечный итог может вызвать эмоции, как положительные, так и отрицательные. Если ожидания оправданы, и цель достигнута, возникают положительные. Эмоции запоминаются, информация обрабатывается и хранится в памяти. В дальнейшем индивидуум в похожей ситуации вспомнит: был выбранный алгоритм рабочий или нужно подобрать другую схему действий.
Что такое когнитивный подход
Когнитивный подход ориентируется на то, что человеческий мозг способен не только механически реагировать на воздействия извне, но и может анализировать поступающие данные, сравнивать различные факты.
На этой основе он может:
- принимать решения;
- решать проблемы;
- ставить цели и задачи.
Когнитивный подход заключен на том, что поступающая информация из внешнего мира проходит через «обработку» внутри психики. Поэтому разные данные воспринимаются индивидуумами по-разному.
Когнитивная психология рассматривает ограниченность емкости системы. То есть «вместимость памяти» человека ограничена. Прием новой информации, хранение старой – этот ресурс ограничен. Поэтому когнитивный подход базируется на моделировании новых способов работы с таким процессом познавательной деятельности, как память.
С помощью когнитивного подхода в психологии формируется устойчивое понятие о том, что физический окружающий мир воспринимается психикой в особой «преобразованной» индивидуумом форме. И её нельзя свести к свойствам стимуляции.
Когнитивная психология (кратко и понятно определение КПТ дано в конце статьи) регулярно используется для обучения детей школьного возраста, а также для взрослых в психотерапии.
Методы когнитивной психологии
Выделяют несколько методов когнитивной психологии. Главным из них является — метод анализа микроструктуры.
Во время его проведения проходит 3 этапа:
- Логический анализ. При помощи инструментов когнитивизма специалист дает возможность пациенту увидеть свои ошибочные суждения.
- Эмпирический анализ. На данном этапе разрабатываются приемы, которые помогут человеку объекты реальности соотнести между собой верно.
- Прагматический анализ. Последний этап, который заключается в том, что пациент учится оптимально осознавать свои действия.
Такой метод применяется при лечении депрессии. А также метод анализа микроструктуры используется для людей, занижено оценивающих себя.
Специлисты-когнитивисты считают, что проблемы личности начинаются из-за неправильной схемы действий. Поэтому главная цель метода – обучение адекватному, адаптивному методу поведения индивидуума, которое решит проблемы после закрепления нового навыка.
Получается, что когнитивисты изучают не личность в целом, а механизм ее социальных установок, которые уже сформировались и сохранились в памяти. Специалист может увидеть, как сформированные алгоритмы мешают, или помогают личности воспринимать окружающий мир и его воздействие.
Второй метод – познание себя.
Для метода познания себя также выделяется несколько этапов:
- Период раннего детства. Именно с детства начинается процесс самопознания. Ребенок рождается в семье, у него есть свои «важные взрослые». Постепенно, примерно к 3 годам начинается отделение от этих взрослых, происходит становление личности.
- Дальнейший этап – кризис. Ребенок ищет себя, своё внутреннее «Я» формируется.
- Подростковый возраст. Данный этап именуется активным самопознанием. Подросток уже довольно самостоятелен, он в состоянии отделить себя от своих «важных взрослых». Близится процесс сепарации от родителей.
В этот важный период поступает много информации, подросток выделяет свои ценности, свои идеалы, формируется своё мировоззрение. В процессе такого активного самопознания случается большое количество внутренних конфликтов и противоречий. А из-за них появляются и внешние конфликты с окружающим миром.
Анализ себя – первое с чего стоит начать. На пути к самосовершенствованию необходимо наблюдать за своими поступками, чем они вызваны, какие воспоминания, какие эмоции они вызывают.
Анализ своих действий происходит с помощью памяти и мышления. Можно сравнивать последние ситуации с аналогичными, но произошедшими месяц назад или год. Необходимо уловить, какую реакцию вызывает та или иная ситуация. И какие действия способствовали такому итогу.
Самонаблюдение поможет оценивать свои возможности, свои ресурсы, которые будут необходимы при решении задач.
Определение когнитивного диссонанса
Когнитивная психология (кратко и понятно ее определение дано в статье) включает в себя когнитивный диссонанс – состояние психики человека, когда возникает большой внутренний конфликт.
Само понятие ввел американский социальный психолог Леон Фестингер. В переводе с латинского получается 2 слова – «познание» и «дисбаланс». Поэтому по-другому данное состояние психики называется дисбаланс познавательных функций, которые описывались выше (внимание, память, речь, мышление).
Причины возникновения диссонанса
Леон Фестингер вывел 2 гипотезы, которые могут объяснить причины дисбаланса:
- При столкновении с внутренним противоречием, человек старается его преодолеть, потому что возникает ощущение сильного напряжения.
- В дальнейшем индивидуум старательно избегает похожих ситуаций, поскольку воспоминание отложилось в памяти, запомнились эмоции, которые вызвало данное противоречие.
Дисбаланс возникает из-за того, что мозг привык упорядочивать все системы жизни, восприятия человека. Так и работают познавательные процессы. Но все может измениться при получении неожиданной новой информации, идеи, цели.
При поступлении чего-то нового у мозга нет алгоритма действий. В этот момент возникает внутренний конфликт, смешанные чувства. Слаженная система познания не работает на 100%.
Когнитивно-поведенческая терапия: прикладная работа с мыслями и поведением
Когнитивно-поведенческая терапия считает одной из самых используемых метод работы в психологии. Он помогает выделить неосознанную мотивацию человека к тем или иным поступкам. Затем метод поможет перевести их в степень осознанных и привести к изменению устоявшихся убеждений и поведений, которые впоследствии приведут к исключению невротических состояний.
Данный метод терапии включает методы из 2 направлений психологии:
- Когнитивный. Он говорит о том, что расстройства психики могут возникнуть на основе приобретенных в течение жизни навыков, воспоминаний, суждений.
- Бихевиористский. Данное направление говорит о том, что желаемое поведение можно получить, если поощрять его, как это работает у животных.
Как проходит консультация у когнитивно-поведенческого психолога
Консультация поделена на несколько этапов. Первый из них – определение состояния клиента. Психолог через наводящие вопросы узнает о том, как прошла неделя, день, как чувствует себя клиент.
Далее, исходя из состояния клиента, определяется дальнейший план, по которому можно понять, о чем будет сегодняшняя беседа. Она будет ориентирована на то, что приоритетно сейчас для клиента, что больше всего беспокоит. Обязательным условием будет выполнение клиентов «домашних заданий».
Ему нужно будет анализировать свое поведение, свои реакции на различные жизненные ситуации. Он проводит различные эксперименты по наставлению психолога, пробует новые модели поведения. Также частой практикой является ведение дневника. Это может быть дневник эмоций (негативных и положительных) или достижений.
Как проходит сеанс КПТ
Сеанс проходит 1-2 раза в неделю в зависимости от желания, возможностей, а также необходимости для клиента. Классический сеанс не длится дольше 50-60 мин. Все дело в том, что более длительная терапия утомляет клиента. Поэтому нет смысла для терапии дольше 1 часа.
Перед сеансом клиент выполняет домашние задания. Выполнение таких заданий – 70% успеха терапии. Невозможно достигнуть хороших результатов лишь из часовой терапии 1-2 раза в неделю. Поэтому важно выполнять задания психолога. Ответы на задания помогут психологу сформировать целостную картину, понять, что в приоритете для клиента и правильно выбрать дальнейший план действий.
Например, возникновение негативных эмоций на определенные ситуации вызваны не самой ситуацией, а отношением индивидуума к ней. Так как вся внешняя информация проходит через призму психики и преобразуется, вызывая негативные эмоции.
Поэтому записанная негативная эмоция поможет психологу создать план действий, который поможет изменить привычную схему оценок и суждений человека. Таким образом, поменяется отношение к подобным ситуациям.
Что получает пациент после сеансов КПТ
Если пациент регулярно выполнял задания, отрабатывал новые схемы поведения, разработанные вместе с психологом, то улучшается качество жизни.
Человек начинает мыслить по-другому, так как использует другую схему действий, оценок и суждений. В дальнейшем, ситуации, которые беспокоили пациента, не будут вызывать трудностей.
Каковы последствия
Что получает пациент после терапии:
- Он понимает, что вызывает в нем неприятные переживания.
- Он знает, как справляться с такими переживаниями в мягкой форме.
- Он меньше зациклен на обидах, травмах прошлого.
- У него появляются новые возможности для самопознания.
- У него улучшается эмоциональное состояние.
Когнитивная психология помогает людям понять, из чего складываются их неприятные переживания. Специалист-когнитивист кратко и понятно, с помощью упражнений и экспериментов, объяснит, как справляться с трудностями, меняя тактику своего восприятия, поведения и оценок.
Видео о науке
Когнитивная психология: