Конфронтация в общепринятом смысле – это противостояние, столкновение разных мнений. Но данное понятие используется и в качестве одной из психологических техник, которая выводит работу с клиентом на другой уровень.
Определение
Конфронтация используется в психологии в психотерапии при конфликте между осознанным и неосознанным желанием пациента решить свою проблему и стремлением уйти от него же. По Х. Гарнеру данная методика подразумевает вмешательство специалиста в повествование пациента. Директивное обращение к нему всегда сопровождается вопросом «Как вы думаете?», «Что вы чувствуете?»
Далее ответы пациента можно поделить на 3 категории:
- Согласие.
- Частичное согласие.
- Полное отрицание.
Провоцирующие вопросы врача должны подтолкнуть пациента к переоценке поведения и суждений, помогут выработать взаимно удовлетворяющий путь решения проблемы.
Такая техника применяется в 3 случаях:
- Есть противоречия в поведении человека.
- Есть противоречия в убеждения.
- Пациент уклоняется от темы.
Конфронтация занимает большую часть жизни людей в целом, не только на сеансах у психолога и психотерапевта. Противостояние, отличие мнений имеет место быть в любой человеческой сфере деятельности. Поэтому понятие делится на классификации.
Классификация
Рассмотрев классификацию, на которую делится конфронтация, легче понять значение термина, применяемого в психологии. В простой разговорной речи вместо слова «конфронтация» применяется слово «конфликт». Так легче воспринимать понятие.
Деструктивная и конструктивная
В современной жизни принято делить конфронтацию на разрушающую и конструктивную. Первый вид приводит к решению возникшей проблемы и является рычагом, который запускает процесс перехода к общей выходу из ситуации. При этом решение проблемы устраивает обе стороны. С самого начала конструктивное противостояние двух или более сторон не выглядит агрессивным.
Выделяют следующие признаки работающей конфронтации:
- Нет агрессии, взаимной неприязни.
- Появляется адекватный способ «выпустить пар», отпустить негативные эмоции, которые появились из-за разногласий.
- Показывает скрытые проблемы, помогает их решению.
- Каждый из участников открыто говорит свое мнение, касаемо появившегося вопроса.
Признаки деструктивной конфронтации:
- Формирует негативный климат между участниками.
- Не приводит к решению проблемы.
- Появляется агрессия и взаимная неприязнь.
- Участники конфликта делятся на два лагеря, они не заинтересованы в поиске общего решения, каждый «тянет одеяло» на свою сторону.
Мягкая и жесткая
Конфронтация – это в психологии понятие противостояния. К мягкой конфронтации можно отнести поведение одного из участников конфликта, старающегося перевести его в более позитивную форму. Мягкая конфронтация присутствует не только в конструктивном пути. Часто участник переходит в более мягкую форму при конфронтации с человеком, который, по его мнению, находит выше по статусу, возрасту. Противостояние не всегда уместно.
Более жесткое противостояние уместно с близкими людьми, к ним относятся семья и друзья. В официальных условиях жесткое поведение в конфликте может быть оценено не верно. Например, ситуация с начальником на работе. Когда руководитель переходит в стадию жесткой конфронтации, правильнее будет перевести его в более мягкую форму, не подставляя своего профессионального положения. При этом сотрудник не замалчивает, не дает нарушить личные границы. Конфронтация – это в психологии противостояние.
Если оно невозможно на одном уровне у сторон, то одна из них может придерживаться мягкой позиции:
- Привлечение внимания на свою сторону. Агрессивный участник конфликта часто не слышит мнения оппонента.
- Просьба прекратить конфликтное поведение.
- Протест против продолжения конфликта.
- Пауза. Выжидание реакции со стороны жесткого оппонента.
- Благодарность за разумное решение. Возможно, извинение за какие-либо действия, если они переходили личные границы.
Аркадий Егидес – российский психолог и доктор психологических наук.
Он описывает поведение при мягкой конфронтации немного иначе:
- Описание своего состояния оппоненту. Оно поможет донести ему свои чувства, намерения и мысли.
- Просьба снять конфликтоген. К понятию относятся знаки, действия, слова, которые порождают конфликт, подпитывают его. Сюда можно отнести грубый тон, излишнее жестикулирование, переход на оскорбления.
- Частичное оправдание партнера. Такое поведение показывает, что участник понимает своего оппонента.
- Подавление своих конфликтогенов.
- Подача синтонов. Термин ввел сам А. Егидес. Он означает элемент общения. Сюда относятся все действия, которые делают приятно оппоненту.
В семейных отношениях
В семейных отношениях, конфронтация – обычное явление.
Данная классификация делится еще на 3 типа:
- Классическая. Стандартный вид конфликтов, когда члены семьи ругаются из-за несхожести мнений. А затем просто мирятся. Такой вид конфронтации не несет вреда семейным отношениям, если не переходит на регулярную основу. В положительном ключе классическая конфронтация в семье приводит к взаимопониманию, выгодному для всех сторон решению вопросов.
- Нерешенная. К такому виду относятся все конфликты, которые не были решены. Например, возникла проблема в семье. Произошел конфликт. Он не был решен, один или все участники сделали вид, что это пройденный этап. Но не было открытого диалога, высказывания мнений, выгодного для всех выхода. Поэтому вопрос «тлеет» в семейных отношениях. Ситуации могут копиться, в конечном счете они спровоцируют большой деструктивный конфликт из-за того, что негативные эмоции хранились долгое время. Такие ситуации могут разрушить семейные связи.
- Кризисная. Такая конфронтация возникает в тяжелые периоды для семей, характеризуется особенным накалом напряженности. Если члены семьи не ставят в приоритет сохранение отношений, то конфронтация переходит в деструктивный тип. Такие семьи распадаются, но бывают ситуации, когда люди живут дальше вместе.
Конфронтация на почве национальной принадлежности и вероисповедания
Конфронтация на такой почве – одна из жесточайших ситуаций во всем мире. В истории человечества зафиксированные кровавые, ужасные события на фоне такой конфронтации.
Какие есть причины:
- Расовая принадлежность.
- Этнический язык.
- Вероисповедание.
Обычно конфликт провоцируется стороной, которая считается относительно сильнее и больше по численности. Такая конфронтация является нездоровой и мешает нормальному развитию общества. Несогласие стороны, на которую оказывается давление, с порядками, которые установленные сильной стороной, вызывает сильный поток агрессии. Конфликт включает в себя массовые преследования, гонения, насильственные меры.
Главным решением, которое искоренит конфронтацию по национальной принадлежности и вероисповеданию, является установка равных прав. На примере из истории человечества можно привести конфликт на почве разного цвета кожи. Расовая дискриминация началась еще в 19 веке. На сегодняшний день проблема частично решена, благодаря законодательной инициативе, общественным движениям, созданию нового мышления. Но борьба за равные права продолжается до сих пор.
Когда и почему возникает
Из классификаций конфронтации можно выделить и причины, по которым они возникают.
4 группы причин конфронтации:
- Социально-психологические.
- Личностные.
- Организационно-управленческие.
- Собственно объективные.
Последние 2 группы – объективные. К причинам их возникновения можно отнести условия, в которых взаимодействуют личности. Окружающая обстановка создает различие мнений, расхождение убеждений.
Субъективные причины конфронтации имеют связь с личными особенностями сторон конфликта. Нет определенных причин возникновения конфронтации, поскольку каждая ситуация уникальна.
Но можно выделить самые часто встречающиеся причины конфликтов:
- Естественное расхождение мнений, касаемо различных ситуаций, ввиду того, что каждый воспринимает ее через призму своей психики.
- Расхождение духовных ценностей, материальных стремлений.
- Образ жизни оппонентов.
- Стереотипы, которые сформированы много лет назад по поводу взаимодействия между людьми.
- Низкий уровень эмоционального интеллекта.
- Неподготовленная правовая база, которая позволила бы регулировать человеческие взаимоотношения.
Этапы развития
Развитие конфронтации делится на этапы, которые имеют свои характерные особенности. Если изучить этапы развития противостояний, которые сопровождаются различием мнений, то можно легко находить пути решения в таких ситуациях. Данные стадии развития ситуации поддерживают сами участники, причем неосознанно. Эмоциональные выпады сторон в конфликте зависят от их подготовленности.
Латентная стадия
Конфронтация – это в психологии означат противостояние. Появившиеся разногласия между участниками говорят о предконфликтной стадии.
Есть некоторые факторы, которые могут указывать на создание конфронтации:
- Между собеседниками, партнерами, оппонентами возникает недопонимание. Нарушен процесс передачи информации, возможно искажение фактов.
- К противоречиям приводит окружающая обстановка. Например, авторитарный стиль руководства в организациях с давлением на сотрудника создает негативную обстановку. Отсутствие возможности открытого диалога и конструктивной конфронтации вызывает недовольство.
- Особенности характера, различия духовные ценностей у разных людей. Конфликт возникает между людьми, по-разному воспринимающими окружающий мир и ситуации в нем.
Данные факторы сами по себе не являются причиной конфронтации. Но они подготавливают почву для роста напряжения между участниками. При его возникновении, две стороны легко переходят в следующую стадию развития конфронтации. На другом этапе уже сложнее выйти из обсуждения.
Конфронтация
При возникновении у обеих сторон желания доказать свою правоту, зарождается сам конфликт. Данный этап характеризуется ростом напряжения, активное проявление эмоций.
Разногласия очевидны не только для участников конфронтации, но и для свидетелей ситуации, если такие есть.
Здесь конфронтация делится на 2 типа, которые описывались выше. Деструктивная конфронтация подразумевает активный поток негативных эмоций, старание ограничить действия противоположной стороны. Деструктивный конфликт может включать оскорбления, унижения и даже насилие.
Конструктивный конфликт подразумевает активный диалог между участниками, где каждый может высказать свое мнение. Обе стороны имеют интерес к решению появившихся разногласий. Активное проявление эмоций также имеет место быть в данной ситуации, но оно не носит негативный характер.
На данном этапе развития конфронтации нужно каждому участнику осознать суть появившейся проблемы. Чтобы приступить к урегулированию, каждый оппонент должен четко обозначить свою позицию.
Разрешение проблемы
Стороны должны направить свои усилия на решения проблемы.
Методами разрешения ситуаций становятся:
- Компромиссы.
- Сотрудничество.
- Насилие.
- Избегание.
Первые 2 способа являются здоровыми путями решения конфликтных ситуаций. При решении проблемы, стороны учитывают желания друг друга, стараясь получить выгоду для всех. Сотрудничество может подразумевать то, что одна из сторон окажется в менее выгодном положении, но взамен на какие-либо действия оппонента.
Последние 2 способа являются токсичным. Избегание конфликта не позволяет решить проблему, она может «всплыть» в самый неподходящий момент для участников позже. У одного или всех участников конфронтации копятся отрицательные эмоции, которые в дальнейшем могут выйти в агрессию.
Насилие – это всегда токсичное поведение. К нему можно отнести манипуляцию, игнорирование – все это методы психологического насилия. Физическое насилие подразумевает то, что абьюзер в данной ситуации не умеет решать конфликтные ситуации, переходя рамки. В таком случае не должно идти и речи о решении проблем. Главной задачей человека, к которому проявлялось физическое насилие является обрыв всех контактов с агрессором.
Умение вести цивилизованный открытый диалог – залог успешного решения конфронтации. Поведение людей в ситуациях поможет устранить проблему без прохождения всех этапов.
Постконфликтная стадия
Противостояние завершается. Стороны подводят итоги. Каждый из участников определяет для себя, оправданы ли ожидания. Если 2 стороны смогли договориться и спокойно выйти из конфликта, то такие ситуации не несут вреда для их отношений. Если одна из сторон остается в минусе, то у нее сохраняется негативный осадок, эмоции продолжают копиться. Такой исход может стать началом нового конфликта на той же почве. Информационный обмен будет нарушен, возможно, отношения будут завершены между сторонами.
Если научиться отличать стадии развития конфронтации, то можно осознанно подходит к решению возникших противостояний между сторонами. Участники смогут опираться не на эмоции, а на здравый смысл, что поможет сохранить отношения и находить решения проблем, которые устроят всех.
Методы управления
Здоровым выходом из конфронтации можно считать стремление участников к общему решению проблемы. Они готовы услышать противоположную точку зрения, возможно, принять ее.
Помимо адекватных методов решения конфронтации, есть негативные методы, которые неосознанно используют люди.
Переговоры
Конфронтация – это в психологии расхождение мнений. Переговоры -тактический прием, который позволит найти взаимоприемлемые выходы из сложившегося положения.
Чтобы такой метод работал, необходимо соблюдать некоторые условия:
- Стороны конфронтации взаимозависимы.
- Нет значимого противовеса между полномочиями, силами сторон.
- Стадия развития конфронтации должна соответствовать возможности переговоров. На латентной стадии проще всего перейти к переговорам. Если на стадии решения проблемы было насилие, то вероятность переговоров близится к 0. При конструктивном конфликте, необходимо начинать переговоры после того, как будут выплеснуты эмоции.
Уход от конфликта
Такой метод относится к ответно-агрессивным методам управления конфронтацией.
Но такой способ может применяться в некоторых ситуациях:
- Тема противостояния банальная, не требует решения.
- Есть ощущение, что эмоции слишком накалены и требуется «отрезвление» чувств.
- Неудачное время для обсуждения.
В остальных случаях уход от конфликта возникает при страхе перед оппонентом. Важно понимать, что уход от конфронтации не всегда ставит точку в возникшем вопросе. Часто стрессовая ситуация возвращается через некоторое время.
Уступки
Такой метод применяется, если одна из сторон в процессе обсуждения обнаруживает, что она неправа. Также способ применяется в случае согласия стороны, что для оппонента более важен предмет столкновения. Или есть необходимо уменьшить потери.
В таком случае одна из сторон остается в меньшинстве по собственной инициативе.
Общий алгоритм воздействия на такие ситуации выглядит следующим образом:
- Стороны признают, что есть разногласия.
- Определяется возможность проведения переговоров.
- Стороны выявляют вопросы, которые возникли в процессе. Происходит активное обсуждение.
- Создание вариантов решения.
- Принятие решения.
- Конфронтация окончена. Прием в психологии является самым здоровым. Это позволяет уменьшить ущерб и сохранить отношения между сторонами.
Видео о конфронтации
Конфронтация в психотерапии: