Способность мозга концентрировать внимание на задаче дает возможность преуспеть в деле и решать проблемы, которые ежедневно ставит жизнь. Этому психологическому навыку можно обучиться.

Определение

Концентрация в психологии – это способность управлять вниманием, волевым решением фокусируя его на объекте, который в данный момент является наиболее важным, выделять этот объект из окружающего мира и удерживать информацию о нем в памяти.

Данная способность выражается в умении:

  • осознать важность объекта;
  • максимально быстро оценить имеющиеся о нем сведения;
  • временно убрать из круга внимания все остальные объекты. Круг внимания – термин, обозначающий ту область, на которую в данный момент направлена умственная энергия;
  • длительное время держать в памяти все данные об объекте;
  • обрабатывать их, не отвлекаясь на внешние раздражители.

Проблемами повышения концентрации внимания человечество заинтересовалось еще в глубокой древности. Первый шаг в этом направлении сделала китайская медицина, разработав практику цигун, позволяющую достичь нужного результата за счет медитации и успешно применяющуюся в наше время.Концентрация внимания в психологии. Что это такое, упражнения, как повысить, способы, причины потери, проблемы, нарушение

В соответствии с новейшими исследованиями, медитация по данному методу изменяет активность мозга, помогая ему настроиться на работу в особом режиме.

Среди ученых, занимающихся проблемами внимания и, в частности, поиском методов повышения его концентрации, немало фамилий известных психологов:

ПсихологГоды жизни

Описание

Гуго Мюнстерберг1863-1916Немецкий психолог, основоположник теории определения профпригодности. Разработанные им тесты до сих пор используются для получения данных о способности человека сосредотачиваться на решении определенной задачи
Пьерон Анри1881-1964Французский психолог, основные труды которого посвящены психофизиологии. Разработанные им методики повышения концентрации внимания успешно применяются в современной психологии
Рубенштейн С.Л.1889-1960Советский психолог, автор первых отечественных учебников по психологии. Изучал способность к концентрации внимания и к занятиям малоинтересными делами у детей и ее изменение по мере взросления. Сделанные им выводы актуальны и сегодня
Вальтер Шульте1910-1972Немецкий психиатр и психотерапевт, разработавший широко известные таблицы Шульте, которые предназначены для проверки свойств внимания, в частности, его концентрации. Они читаются эффективным и одновременно простым инструментом тренировки памяти, способности усваивать большой объем информации, повышения скорости реакции, улучшения периферического зрения. Сейчас таблицы Шульте используются во всех странах при подготовке сотрудников спецслужб

Характеристки и свойства

Концентрация в психологии – это способность, которая зависит от:

  • особенностей характера и темперамента индивидуума. Например, спокойному, уравновешенному сангвинику сосредоточиться легче, чем нервному, неусидчивому холерику;
  • возраста. Маленькие дети не способны произвольно переключиться на нужный объект, их внимание привлекает лишь то, что им интересно;
  • важности получения решения;Концентрация внимания в психологии. Что это такое, упражнения, как повысить, способы, причины потери, проблемы, нарушение
  • того, насколько поставленная задача интересна человеку;
  • уровня сложности задания и его соответствия уровню интеллектуального развития;
  • наличия/отсутствия физических или эмоциональных проблем, отвлекающих от процесса решения;
  • условий, в которых приходится искать решение.

Существует мнение, что основным фактором, определяющим возможности человека к концентрации внимания, являются его волевые качества. Чем сильнее воля, тем ярче проявляется способность отбросить посторонние мысли и максимально сосредоточиться на главном.

Функции и роль

Умение быстро сфокусировать внимание на решении какой-либо задачи, необходимо тому, кто ставит перед собой амбициозные цели.

Это дает возможность:

  • в кратчайшее время разобраться в сути самой тяжелой для понимания темы;
  • наметить конкретную цель и идти к ней, не растрачивая свое внимание на что-то другое;
  • думать только о поставленной задаче и быстро находить решение;
  • контролировать свои мысли, направляя их в нужное русло;
  • приумножать знания, повышать профессионализм;Концентрация внимания в психологии. Что это такое, упражнения, как повысить, способы, причины потери, проблемы, нарушение
  • всегда оставаться собранным и добиваться успехов в работе, уважения коллектива и роста благосостояния.

Формы проявлений и физиология

Концентрация в психологии – это механизм, позволяющий человеку сосредоточиться по собственному желанию на объекте. Полностью он не изучен, однако известно, что за концентрацию внимания отвечает кора головного мозга.

Многочисленные исследования показали: у человека, сфокусировавшегося на какой-либо задаче, возбуждены определенные участки коры. В то же время, та часть мозга (таламус), которая должна получать сигналы от органов чувств и передавать их для дальнейшей обработки, начинает работать избирательно, пропуская только часть информации и отсеивая лишнее.

Этим объясняется тот факт, что, погрузившись в свои мысли, человек порой перестает реагировать на внешние раздражители, ощущать дискомфорт, забывает о чувстве голода.

Концентрация внимания в психологии. Что это такое, упражнения, как повысить, способы, причины потери, проблемы, нарушениеСуществует гипотеза, что процессом достижения нужной концентрации внимания руководит присутствующая в организме система самоконтроля. Она состоит из особых клеточных структур, которые в нужный момент посылают в мозг сигнал, заставляя его переходить в особый режим работы.

Проблемы и нарушения

Способность к концентрации может временно ослабевать у людей любого возраста по причине:

  • усталости;
  • плохого самочувствия;
  • ярких эмоциональных переживаний.

Как правило, она полностью восстанавливается, как только исчезает мешающий фактор.Концентрация внимания в психологии. Что это такое, упражнения, как повысить, способы, причины потери, проблемы, нарушение

Кроме того, следует учесть, что мозг не может постоянно находиться в «особом» режиме, усиленно обрабатывая информацию: наступает истощение, и способность к концентрации падает, сменяясь рассеянностью. Поэтому рекомендуется делать короткие (по 5-10 мин) перерывы, после каждого часа интенсивного «мозгового штурма».

Если невозможность сфокусировать внимание в течение длительного времени, это повод задуматься и попробовать найти причину, по которой мозг отказывается выполнять свои когнитивные функции.

Это может быть:

  • злоупотребление алкоголем и систематическое курение;
  • неправильное питание, отсутствие в рационе микроэлементов и витамин, требующихся мозгу для полноценной работы;
  • недостаток кислорода. В этом случае снижению концентрации внимания сопутствуют и другие симптомы: головные боли, слабость, быстрая утомляемость;
  • отсутствие полноценного ночного отдыха: длительные нарушения сна приводят к тому, что снижается выработка мелатонина. Это становится причиной замедления процесса восстановления клеток мозга;
  • прием некоторых лекарственных препаратов, угнетающих ЦНС;
  • гормональные изменения в организме при беременности, в период менопаузы, в подростковом возрасте;
  • постоянный стресс: сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, являются сильнейшим фактором, мешающим сконцентрироваться;
  • неподходящая обстановка для работы: шум, громкая музыка, излишне яркое или тусклое освещение, слишком низкая или высокая температура в помещении;
  • особенности психики: рассеянность иногда является наследственным свойством.

Ослабление способности концентрироваться может свидетельствовать и о начальной стадии заболеваний, влияющих на работу мозга: болезни Паркинсона, Альцгеймера. В этом случае без помощи врача не обойтись.Концентрация внимания в психологии. Что это такое, упражнения, как повысить, способы, причины потери, проблемы, нарушение

У взрослого человека проблема с концентрацией внимания обычно появляется не только в снижении трудоспособности, но и в том, что он постоянно забывает об элементарных вещах:

  • подолгу не может сосредоточиться на выполнении каких-либо действий;
  • быстро устает от чтения;
  • жалуется на то, что голова «отказывается соображать»;
  • легко отвлекается от дела, а потом долго не может на нем сосредоточиться.

Если речь идет о нарушениях концентрации внимания у ребенка, то здесь необходимо учитывать его возраст. Например, у детей дошкольного возраста произвольное внимание развито слабо и малыш не может сосредоточиться на неинтересном для него деле.

У ребенка школьного возраста имеются проблемы данного типа, если он:

  • быстро теряет интерес к рассказу учителя на уроке;
  • не слышит, когда с ним разговаривают;
  • не в состоянии досмотреть до конца фильм;
  • с трудом сосредотачивается даже на том деле, которое раньше доставляло ему удовольствие;
  • рассеян, постоянно «витает в облаках», часто отвлекается от игр.

Этому может быть и другое объяснение:

  • слишком скучный или трудный для понимания рассказ учителя;
  • плохое самочувствие;
  • неинтересный фильм;
  • наличие какой-то проблемы, не дающей покоя.

Диагностика

Проверить, насколько высока способность к концентрации внимания, можно самостоятельно, при помощи простых тестовых заданий.

Для этого потребуется:

  • секундомер;
  • соответствующий настрой;
  • задания.

Для чистоты эксперимента необходимо проводить тест в условиях, исключающих все мешающие факторы. Для более точно работы с секундомером желательно воспользоваться помощью друга.

Психологические результаты оцениваются по времени, затраченному на выполнение заданий на концентрацию и по правильности решения.

Метод Мюнстерберг

Испытуемому предлагается хаотичный, на первый взгляд, набор букв, в котором необходимо найти 23 слова и каждое из них подчеркнуть карандашом или назвать вслух.Концентрация внимания в психологии. Что это такое, упражнения, как повысить, способы, причины потери, проблемы, нарушение

Например:

  • врсолнцендмродрайонмлжэщыфитновостьпрюмитвыфянфактыкцйвыхъмитрлэкзамен;
  • валджикожэнгпрокурорвыйцукиментиилтеориябеджитзиркенхоккейюэфыяченим;
  • телевизорвыцунгитлочимапамятькрязивфйукенвосприятиежчяцугозмыфлюбовьпидф-хъймитспектакльпджэчиьюбрадостьцычяйтьбджэнародпойвадитфйрепортажкеджъятнроч;
  • конкурсалондатьяирулсдличностьчсдвбнлрнэпджолдфплаваниемплфжйпшлэжвокомедия;
  • отчаяниекедитьгбиылабораториямокдфтчюошщдщвоснованиявтнчбяфджпенэ.

Если:

  • на выполнение задания ушло 2 мин – это хороший результат;
  • потребовалось больше времени – существуют проблемы с концентрацией внимания;
  • осталось время – отлично;
  • количество найденных слов меньше 23 – за каждое пропущенное слово добавляется штрафных 5 секунд.

Таблица Шульте

Квадрат 5Х5, разбит на 25 ячеек, в каждой из которых записано в хаотичном порядке число от 1 до 25, например:

141872421
2211096
16582011
23225313
191517124

Необходимо последовательно найти все числа, указывая на них ручкой. При этом оставлять какие-либо пометки запрещено. Обычно дается 5 разных таблиц и 5 попыток. Каждый раз регистрируется затраченное на задание время.

Если в среднем оно составляет:

  • меньше 40 секунд – высокий уровень концентрации внимания;
  • от 40 до 50 секунд – средний уровень;
  • свыше 50 секунд – низкий уровень.

Совет: необходимо стараться смотреть в центр таблицы, используя периферическое зрение, и как можно меньше перемещать взгляд. Не стоит называть числа вслух: артикуляция существенно увеличивает время, необходимое для выполнения задания.

Метод «10-ти слов»

Метод работает с кратковременной памятью, которая тесно связана со способностью концентрировать внимание. Испытуемому 1 раз зачитываются 10 слов, не связанных между собой по смыслу, после чего предлагается повторить их в произвольном порядке. Всего предоставляется 5 попыток с 5-ю разными словарными наборами.

При оценке результата учитывается количество слов, которое удалось вспомнить:

  • 8-10 слов – хорошая концентрация внимания;
  • 7 слов – удовлетворительная;
  • 0-6 слов – слабая.

Тест Пьерона-Рузера

Для тестирования потребуется:

  • карандаш;
  • секундомер:
  • бланк с изображенными на нем геометрическими фигурами.Концентрация внимания в психологии. Что это такое, упражнения, как повысить, способы, причины потери, проблемы, нарушение

Требуется за 1 мин проставить в каждой из фигур определенный знак:

  • в квадрате – плюс;
  • в треугольнике – минус;
  • в ромбе – точку;
  • в кружочке – ничего.

Через нескольких мин (по сигналу инструктора) расстановка знаков заканчивается.

Уровень концентрации внимания определяется по количеству безошибочно проставленных знаков:

  • 100-104 – очень высокий;
  • от 91 до 99 – высокий;
  • от 80 до 90 – средний;
  • от 65 до 79 – низкий;
  • меньше 64 – очень низкий.

Также учитывается количество ошибок: если их не больше 2-х, то ранее определенный уровень концентрации снижается на 1 ступень (например, с высокого на средний). Если ошибок 3 или 4 – на 2 ступени, больше 4-х – на 3 ступени.

Разновидностью данного теста является тест Тулуз – Пьерона. Отличается только тем, что каждая геометрическая фигура расположена в своей ячейке-квадратике. Тест Тулуз-Пьерона можно использовать для определения способности к фокусированию внимания у детей с 6-ти лет.

Кольца Ландольта

Метод применим для тестирования взрослых и детей дошкольного возраста. Обычно его используют при оценке готовности ребенка к поступлению в школу. Испытуемому предоставляется бланк, на котором изображены кольца с разрывом в разных местах. Им предлагается зачеркнуть те, в которых разрыв находится вверху, внизу, справа, слева.

Время выполнения теста – 5 мин, после работы в течение каждой мин под просмотренным участком проставляется черта, через 5 мин работа заканчивается.Концентрация внимания в психологии. Что это такое, упражнения, как повысить, способы, причины потери, проблемы, нарушение

Способность к концентрации внимания в каждую минуту теста и, в общем, за все время вычисляется по формуле: S = (0,5N — 2,8n)/t, где:

  • S – уровень концентрации;
  • N – количество просмотренных колец (за 1 или 5 мин);
  • n – количество ошибок;
  • t – время (60 или 300 секунд).

Тест «Перепутанные линии»

Тест рассчитан на детей с 5-6 лет. Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены 10 линий. Необходимо взглядом, не используя карандаш и не водя по рисунку пальцем, пройти по каждой из линий, начиная с 1-й, и найти точку, где она заканчивается. Если испытуемый уложится в 5 мин, не совершив ошибок, это считается хорошим результатом.

Методы управления

Концентрация в психологии – это способность сосредоточиться на решении той или иной задачи.

Ее же отсутствие – серьезный недостаток, который не смогут компенсировать ни:

  • прекрасная память;
  • высокий уровень IQ;
  • бьющая через край энергия.

Избавиться от него можно самостоятельно, для чего сначала выявить и убрать все факторы, мешающие сконцентрироваться, а затем последовать нескольким советам психологов:

  1. Организовать рабочее место. Убрать все лишнее со стола, выключить радиоприемник и мобильный телефон. Если невозможно избавиться от постороннего шума, заглушить его приятной музыкой или «белым шумом», например, звуками дождя или вьюги.Концентрация внимания в психологии. Что это такое, упражнения, как повысить, способы, причины потери, проблемы, нарушение
  2. Не пытаться заниматься сразу несколькими проблемами, а сконцентрировать на 1-й из них. Режим однозадачности является наиболее эффективным и позволяет в кратчайшие сроки последовательно решить все задачи. Желательно начинать с самой сложной из них, постепенно переходя к простым.
  3. Не требовать от мозга невозможного. Непрерывно работать в полную силу он способен лишь в течение 1 ч, далее – концентрация внимания снижается. Не стоит пренебрегать кратковременным отдыхом.
  4. Организовывать прогулки на свежем воздухе. Кровь насытится кислородом, а активное движение улучшит кровоснабжение клеток мозга и поможет ему лучше работать.
  5. Обеспечивать полноценный ночной сон. Это обязательное условие продуктивной работы мозга, поскольку именно ночью происходит восстановление и обновление всех его структур.
  6. Продумать рацион питания. Пока в нем не появятся продукты, необходимые для правильного функционирования мозга (рыба, грецкий орех, цитрусовые, продукты, богатые жирными кислотами витаминами В3, В6, С, медью, железом) усилия будут тщетны.
  7. Снизить количество сладкого и трансжиров, что тормозят работу синапсов мозга и провоцируют рассеянность.
  8. Проконсультировавшись с врачом, пройти курс лечения препаратами, улучшающими память и концентрацию внимания.

Также необходимо тренировать мозг, выполняя ежедневно несложные упражнения, на которые уйдет несколько мин времени.

Для этого необходимо:

  1. Принять удобную позу, расслабиться, сконцентрировать внимание на каком-то предмете: лампе, пятне на стене, картине. Удерживать внимание на нем, не отвлекаясь на посторонние мысли, в течение 5 мин. Постепенно время нужно довести до 15 мин.
  2. Сесть в кресло прямо, поднять голову, плечи расправить. Поднять правую руку горизонтально ладонью вниз. Медленно повернуть голову и на 1 мин сконцентрировать взгляд на пальцах. Проделать то же самое с левой рукой. Продолжительность занятий постепенно увеличивается до 5-6 мин.
  3. Налить в стакан воду, удерживать его на уровне глаз в течение 1 мин стараясь, чтобы вода была неподвижной. Через мин поменять руку и повторить все сначала. Через несколько дней попробовать увеличить время до 2-3-х мин.

Также можно попробовать:

  • сконцентрироваться на приятном запахе, например аромате цветов: медленно вдыхать его, думая только о нем и отбросив все посторонние мысли;
  • прислушаться к биению сердца, сосредоточившись исключительно на нем, мысленно повторяя его ритм;
  • взять часы с секундной стрелкой, расположив их на уровне глаз. Сконцентрироваться на стрелке, внимательно следя за ее движением в течение 2 мин и думая все это время только о ней. Если внимание будет ускользать, через некоторое время повторить попытку;
  • закрыть глаза и представить стену. Мысленно покрасить ее в белый цвет, затем написать на ней число 100. Удалить его и написать 99, и так далее в порядке убывания. В идеале нужно дойти до нуля. Стараться удерживать внимание на стене, не переключаясь на другое;
  • осуществить следующий тренинг: лежа в постели, перед сном закрыть глаза и представить, что находитесь в другом, хорошо знакомом, месте, например, в другой комнате. Вспомните, где относительно кровати, расположено окно и какой за ним открывается вид, где дверь и как она открывается, мысленно расставить мебель. Упражнение не только улучшит способность к концентрации, но и поможет расслабиться, успокоиться, уснуть.Концентрация внимания в психологии. Что это такое, упражнения, как повысить, способы, причины потери, проблемы, нарушение

Также существуют программы, разработанные ведущими психологами и направленные на улучшение концентрации внимания:

  • метод осознанной медитации Mindfulness;
  • программа тестирования и стимуляции Когнифит (может использоваться для взрослых и детей от 7-ми лет).

Отличным тренажером для мозга станут интеллектуальные игры и упражнения, которые разовьют способность к концентрации внимания и доставят удовольствие.

В их числе:

  • решение судоку;
  • головоломки со словами;
  • компьютерные игры на поиск предметов;
  • математические задачи;
  • устный счет.

Бороться с неспособностью сосредоточиться под силу каждому, за исключением случаев, когда рассеянность – следствие заболеваний ЦНС. Для этого нужно осознать наличие проблемы, устранить все, что мешает концентрации внимания, и регулярно тренировать мозг с помощью несложных и увлекательных психологических упражнений.

Видео о концентрации внимания

Развитие концентрации внимания:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ