Способность мозга концентрировать внимание на задаче дает возможность преуспеть в деле и решать проблемы, которые ежедневно ставит жизнь. Этому психологическому навыку можно обучиться.
Определение
Концентрация в психологии – это способность управлять вниманием, волевым решением фокусируя его на объекте, который в данный момент является наиболее важным, выделять этот объект из окружающего мира и удерживать информацию о нем в памяти.
Данная способность выражается в умении:
- осознать важность объекта;
- максимально быстро оценить имеющиеся о нем сведения;
- временно убрать из круга внимания все остальные объекты. Круг внимания – термин, обозначающий ту область, на которую в данный момент направлена умственная энергия;
- длительное время держать в памяти все данные об объекте;
- обрабатывать их, не отвлекаясь на внешние раздражители.
Проблемами повышения концентрации внимания человечество заинтересовалось еще в глубокой древности. Первый шаг в этом направлении сделала китайская медицина, разработав практику цигун, позволяющую достичь нужного результата за счет медитации и успешно применяющуюся в наше время.
В соответствии с новейшими исследованиями, медитация по данному методу изменяет активность мозга, помогая ему настроиться на работу в особом режиме.
Среди ученых, занимающихся проблемами внимания и, в частности, поиском методов повышения его концентрации, немало фамилий известных психологов:
Психолог | Годы жизни |
Описание |
Гуго Мюнстерберг | 1863-1916 | Немецкий психолог, основоположник теории определения профпригодности. Разработанные им тесты до сих пор используются для получения данных о способности человека сосредотачиваться на решении определенной задачи |
Пьерон Анри | 1881-1964 | Французский психолог, основные труды которого посвящены психофизиологии. Разработанные им методики повышения концентрации внимания успешно применяются в современной психологии |
Рубенштейн С.Л. | 1889-1960 | Советский психолог, автор первых отечественных учебников по психологии. Изучал способность к концентрации внимания и к занятиям малоинтересными делами у детей и ее изменение по мере взросления. Сделанные им выводы актуальны и сегодня |
Вальтер Шульте | 1910-1972 | Немецкий психиатр и психотерапевт, разработавший широко известные таблицы Шульте, которые предназначены для проверки свойств внимания, в частности, его концентрации. Они читаются эффективным и одновременно простым инструментом тренировки памяти, способности усваивать большой объем информации, повышения скорости реакции, улучшения периферического зрения. Сейчас таблицы Шульте используются во всех странах при подготовке сотрудников спецслужб |
Характеристки и свойства
Концентрация в психологии – это способность, которая зависит от:
- особенностей характера и темперамента индивидуума. Например, спокойному, уравновешенному сангвинику сосредоточиться легче, чем нервному, неусидчивому холерику;
- возраста. Маленькие дети не способны произвольно переключиться на нужный объект, их внимание привлекает лишь то, что им интересно;
- важности получения решения;
- того, насколько поставленная задача интересна человеку;
- уровня сложности задания и его соответствия уровню интеллектуального развития;
- наличия/отсутствия физических или эмоциональных проблем, отвлекающих от процесса решения;
- условий, в которых приходится искать решение.
Существует мнение, что основным фактором, определяющим возможности человека к концентрации внимания, являются его волевые качества. Чем сильнее воля, тем ярче проявляется способность отбросить посторонние мысли и максимально сосредоточиться на главном.
Функции и роль
Умение быстро сфокусировать внимание на решении какой-либо задачи, необходимо тому, кто ставит перед собой амбициозные цели.
Это дает возможность:
- в кратчайшее время разобраться в сути самой тяжелой для понимания темы;
- наметить конкретную цель и идти к ней, не растрачивая свое внимание на что-то другое;
- думать только о поставленной задаче и быстро находить решение;
- контролировать свои мысли, направляя их в нужное русло;
- приумножать знания, повышать профессионализм;
- всегда оставаться собранным и добиваться успехов в работе, уважения коллектива и роста благосостояния.
Формы проявлений и физиология
Концентрация в психологии – это механизм, позволяющий человеку сосредоточиться по собственному желанию на объекте. Полностью он не изучен, однако известно, что за концентрацию внимания отвечает кора головного мозга.
Многочисленные исследования показали: у человека, сфокусировавшегося на какой-либо задаче, возбуждены определенные участки коры. В то же время, та часть мозга (таламус), которая должна получать сигналы от органов чувств и передавать их для дальнейшей обработки, начинает работать избирательно, пропуская только часть информации и отсеивая лишнее.
Этим объясняется тот факт, что, погрузившись в свои мысли, человек порой перестает реагировать на внешние раздражители, ощущать дискомфорт, забывает о чувстве голода.
Существует гипотеза, что процессом достижения нужной концентрации внимания руководит присутствующая в организме система самоконтроля. Она состоит из особых клеточных структур, которые в нужный момент посылают в мозг сигнал, заставляя его переходить в особый режим работы.
Проблемы и нарушения
Способность к концентрации может временно ослабевать у людей любого возраста по причине:
- усталости;
- плохого самочувствия;
- ярких эмоциональных переживаний.
Как правило, она полностью восстанавливается, как только исчезает мешающий фактор.
Кроме того, следует учесть, что мозг не может постоянно находиться в «особом» режиме, усиленно обрабатывая информацию: наступает истощение, и способность к концентрации падает, сменяясь рассеянностью. Поэтому рекомендуется делать короткие (по 5-10 мин) перерывы, после каждого часа интенсивного «мозгового штурма».
Если невозможность сфокусировать внимание в течение длительного времени, это повод задуматься и попробовать найти причину, по которой мозг отказывается выполнять свои когнитивные функции.
Это может быть:
- злоупотребление алкоголем и систематическое курение;
- неправильное питание, отсутствие в рационе микроэлементов и витамин, требующихся мозгу для полноценной работы;
- недостаток кислорода. В этом случае снижению концентрации внимания сопутствуют и другие симптомы: головные боли, слабость, быстрая утомляемость;
- отсутствие полноценного ночного отдыха: длительные нарушения сна приводят к тому, что снижается выработка мелатонина. Это становится причиной замедления процесса восстановления клеток мозга;
- прием некоторых лекарственных препаратов, угнетающих ЦНС;
- гормональные изменения в организме при беременности, в период менопаузы, в подростковом возрасте;
- постоянный стресс: сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, являются сильнейшим фактором, мешающим сконцентрироваться;
- неподходящая обстановка для работы: шум, громкая музыка, излишне яркое или тусклое освещение, слишком низкая или высокая температура в помещении;
- особенности психики: рассеянность иногда является наследственным свойством.
Ослабление способности концентрироваться может свидетельствовать и о начальной стадии заболеваний, влияющих на работу мозга: болезни Паркинсона, Альцгеймера. В этом случае без помощи врача не обойтись.
У взрослого человека проблема с концентрацией внимания обычно появляется не только в снижении трудоспособности, но и в том, что он постоянно забывает об элементарных вещах:
- подолгу не может сосредоточиться на выполнении каких-либо действий;
- быстро устает от чтения;
- жалуется на то, что голова «отказывается соображать»;
- легко отвлекается от дела, а потом долго не может на нем сосредоточиться.
Если речь идет о нарушениях концентрации внимания у ребенка, то здесь необходимо учитывать его возраст. Например, у детей дошкольного возраста произвольное внимание развито слабо и малыш не может сосредоточиться на неинтересном для него деле.
У ребенка школьного возраста имеются проблемы данного типа, если он:
- быстро теряет интерес к рассказу учителя на уроке;
- не слышит, когда с ним разговаривают;
- не в состоянии досмотреть до конца фильм;
- с трудом сосредотачивается даже на том деле, которое раньше доставляло ему удовольствие;
- рассеян, постоянно «витает в облаках», часто отвлекается от игр.
Этому может быть и другое объяснение:
- слишком скучный или трудный для понимания рассказ учителя;
- плохое самочувствие;
- неинтересный фильм;
- наличие какой-то проблемы, не дающей покоя.
Диагностика
Проверить, насколько высока способность к концентрации внимания, можно самостоятельно, при помощи простых тестовых заданий.
Для этого потребуется:
- секундомер;
- соответствующий настрой;
- задания.
Для чистоты эксперимента необходимо проводить тест в условиях, исключающих все мешающие факторы. Для более точно работы с секундомером желательно воспользоваться помощью друга.
Психологические результаты оцениваются по времени, затраченному на выполнение заданий на концентрацию и по правильности решения.
Метод Мюнстерберг
Испытуемому предлагается хаотичный, на первый взгляд, набор букв, в котором необходимо найти 23 слова и каждое из них подчеркнуть карандашом или назвать вслух.
Например:
- врсолнцендмродрайонмлжэщыфитновостьпрюмитвыфянфактыкцйвыхъмитрлэкзамен;
- валджикожэнгпрокурорвыйцукиментиилтеориябеджитзиркенхоккейюэфыяченим;
- телевизорвыцунгитлочимапамятькрязивфйукенвосприятиежчяцугозмыфлюбовьпидф-хъймитспектакльпджэчиьюбрадостьцычяйтьбджэнародпойвадитфйрепортажкеджъятнроч;
- конкурсалондатьяирулсдличностьчсдвбнлрнэпджолдфплаваниемплфжйпшлэжвокомедия;
- отчаяниекедитьгбиылабораториямокдфтчюошщдщвоснованиявтнчбяфджпенэ.
Если:
- на выполнение задания ушло 2 мин – это хороший результат;
- потребовалось больше времени – существуют проблемы с концентрацией внимания;
- осталось время – отлично;
- количество найденных слов меньше 23 – за каждое пропущенное слово добавляется штрафных 5 секунд.
Таблица Шульте
Квадрат 5Х5, разбит на 25 ячеек, в каждой из которых записано в хаотичном порядке число от 1 до 25, например:
14 | 18 | 7 | 24 | 21 |
22 | 1 | 10 | 9 | 6 |
16 | 5 | 8 | 20 | 11 |
23 | 2 | 25 | 3 | 13 |
19 | 15 | 17 | 12 | 4 |
Необходимо последовательно найти все числа, указывая на них ручкой. При этом оставлять какие-либо пометки запрещено. Обычно дается 5 разных таблиц и 5 попыток. Каждый раз регистрируется затраченное на задание время.
Если в среднем оно составляет:
- меньше 40 секунд – высокий уровень концентрации внимания;
- от 40 до 50 секунд – средний уровень;
- свыше 50 секунд – низкий уровень.
Совет: необходимо стараться смотреть в центр таблицы, используя периферическое зрение, и как можно меньше перемещать взгляд. Не стоит называть числа вслух: артикуляция существенно увеличивает время, необходимое для выполнения задания.
Метод «10-ти слов»
Метод работает с кратковременной памятью, которая тесно связана со способностью концентрировать внимание. Испытуемому 1 раз зачитываются 10 слов, не связанных между собой по смыслу, после чего предлагается повторить их в произвольном порядке. Всего предоставляется 5 попыток с 5-ю разными словарными наборами.
При оценке результата учитывается количество слов, которое удалось вспомнить:
- 8-10 слов – хорошая концентрация внимания;
- 7 слов – удовлетворительная;
- 0-6 слов – слабая.
Тест Пьерона-Рузера
Для тестирования потребуется:
- карандаш;
- секундомер:
- бланк с изображенными на нем геометрическими фигурами.
Требуется за 1 мин проставить в каждой из фигур определенный знак:
- в квадрате – плюс;
- в треугольнике – минус;
- в ромбе – точку;
- в кружочке – ничего.
Через нескольких мин (по сигналу инструктора) расстановка знаков заканчивается.
Уровень концентрации внимания определяется по количеству безошибочно проставленных знаков:
- 100-104 – очень высокий;
- от 91 до 99 – высокий;
- от 80 до 90 – средний;
- от 65 до 79 – низкий;
- меньше 64 – очень низкий.
Также учитывается количество ошибок: если их не больше 2-х, то ранее определенный уровень концентрации снижается на 1 ступень (например, с высокого на средний). Если ошибок 3 или 4 – на 2 ступени, больше 4-х – на 3 ступени.
Разновидностью данного теста является тест Тулуз – Пьерона. Отличается только тем, что каждая геометрическая фигура расположена в своей ячейке-квадратике. Тест Тулуз-Пьерона можно использовать для определения способности к фокусированию внимания у детей с 6-ти лет.
Кольца Ландольта
Метод применим для тестирования взрослых и детей дошкольного возраста. Обычно его используют при оценке готовности ребенка к поступлению в школу. Испытуемому предоставляется бланк, на котором изображены кольца с разрывом в разных местах. Им предлагается зачеркнуть те, в которых разрыв находится вверху, внизу, справа, слева.
Время выполнения теста – 5 мин, после работы в течение каждой мин под просмотренным участком проставляется черта, через 5 мин работа заканчивается.
Способность к концентрации внимания в каждую минуту теста и, в общем, за все время вычисляется по формуле: S = (0,5N — 2,8n)/t, где:
- S – уровень концентрации;
- N – количество просмотренных колец (за 1 или 5 мин);
- n – количество ошибок;
- t – время (60 или 300 секунд).
Тест «Перепутанные линии»
Тест рассчитан на детей с 5-6 лет. Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены 10 линий. Необходимо взглядом, не используя карандаш и не водя по рисунку пальцем, пройти по каждой из линий, начиная с 1-й, и найти точку, где она заканчивается. Если испытуемый уложится в 5 мин, не совершив ошибок, это считается хорошим результатом.
Методы управления
Концентрация в психологии – это способность сосредоточиться на решении той или иной задачи.
Ее же отсутствие – серьезный недостаток, который не смогут компенсировать ни:
- прекрасная память;
- высокий уровень IQ;
- бьющая через край энергия.
Избавиться от него можно самостоятельно, для чего сначала выявить и убрать все факторы, мешающие сконцентрироваться, а затем последовать нескольким советам психологов:
- Организовать рабочее место. Убрать все лишнее со стола, выключить радиоприемник и мобильный телефон. Если невозможно избавиться от постороннего шума, заглушить его приятной музыкой или «белым шумом», например, звуками дождя или вьюги.
- Не пытаться заниматься сразу несколькими проблемами, а сконцентрировать на 1-й из них. Режим однозадачности является наиболее эффективным и позволяет в кратчайшие сроки последовательно решить все задачи. Желательно начинать с самой сложной из них, постепенно переходя к простым.
- Не требовать от мозга невозможного. Непрерывно работать в полную силу он способен лишь в течение 1 ч, далее – концентрация внимания снижается. Не стоит пренебрегать кратковременным отдыхом.
- Организовывать прогулки на свежем воздухе. Кровь насытится кислородом, а активное движение улучшит кровоснабжение клеток мозга и поможет ему лучше работать.
- Обеспечивать полноценный ночной сон. Это обязательное условие продуктивной работы мозга, поскольку именно ночью происходит восстановление и обновление всех его структур.
- Продумать рацион питания. Пока в нем не появятся продукты, необходимые для правильного функционирования мозга (рыба, грецкий орех, цитрусовые, продукты, богатые жирными кислотами витаминами В3, В6, С, медью, железом) усилия будут тщетны.
- Снизить количество сладкого и трансжиров, что тормозят работу синапсов мозга и провоцируют рассеянность.
- Проконсультировавшись с врачом, пройти курс лечения препаратами, улучшающими память и концентрацию внимания.
Также необходимо тренировать мозг, выполняя ежедневно несложные упражнения, на которые уйдет несколько мин времени.
Для этого необходимо:
- Принять удобную позу, расслабиться, сконцентрировать внимание на каком-то предмете: лампе, пятне на стене, картине. Удерживать внимание на нем, не отвлекаясь на посторонние мысли, в течение 5 мин. Постепенно время нужно довести до 15 мин.
- Сесть в кресло прямо, поднять голову, плечи расправить. Поднять правую руку горизонтально ладонью вниз. Медленно повернуть голову и на 1 мин сконцентрировать взгляд на пальцах. Проделать то же самое с левой рукой. Продолжительность занятий постепенно увеличивается до 5-6 мин.
- Налить в стакан воду, удерживать его на уровне глаз в течение 1 мин стараясь, чтобы вода была неподвижной. Через мин поменять руку и повторить все сначала. Через несколько дней попробовать увеличить время до 2-3-х мин.
Также можно попробовать:
- сконцентрироваться на приятном запахе, например аромате цветов: медленно вдыхать его, думая только о нем и отбросив все посторонние мысли;
- прислушаться к биению сердца, сосредоточившись исключительно на нем, мысленно повторяя его ритм;
- взять часы с секундной стрелкой, расположив их на уровне глаз. Сконцентрироваться на стрелке, внимательно следя за ее движением в течение 2 мин и думая все это время только о ней. Если внимание будет ускользать, через некоторое время повторить попытку;
- закрыть глаза и представить стену. Мысленно покрасить ее в белый цвет, затем написать на ней число 100. Удалить его и написать 99, и так далее в порядке убывания. В идеале нужно дойти до нуля. Стараться удерживать внимание на стене, не переключаясь на другое;
- осуществить следующий тренинг: лежа в постели, перед сном закрыть глаза и представить, что находитесь в другом, хорошо знакомом, месте, например, в другой комнате. Вспомните, где относительно кровати, расположено окно и какой за ним открывается вид, где дверь и как она открывается, мысленно расставить мебель. Упражнение не только улучшит способность к концентрации, но и поможет расслабиться, успокоиться, уснуть.
Также существуют программы, разработанные ведущими психологами и направленные на улучшение концентрации внимания:
- метод осознанной медитации Mindfulness;
- программа тестирования и стимуляции Когнифит (может использоваться для взрослых и детей от 7-ми лет).
Отличным тренажером для мозга станут интеллектуальные игры и упражнения, которые разовьют способность к концентрации внимания и доставят удовольствие.
В их числе:
- решение судоку;
- головоломки со словами;
- компьютерные игры на поиск предметов;
- математические задачи;
- устный счет.
Бороться с неспособностью сосредоточиться под силу каждому, за исключением случаев, когда рассеянность – следствие заболеваний ЦНС. Для этого нужно осознать наличие проблемы, устранить все, что мешает концентрации внимания, и регулярно тренировать мозг с помощью несложных и увлекательных психологических упражнений.
Видео о концентрации внимания
Развитие концентрации внимания: