Дошкольный этап взросления знаменуется кризисом 7 лет у ребенка. Данное понятие ввел в возрастную психологию Л.С. Выготский. Ведущий советский психолог проводил исследования в 1920-1930 годах и отметил период стремительного развития ребенка в течение короткого срока.

Во время него происходит формирование готовности к обучению в школе, самооценки, изменяется стиль общения и поведения под влиянием нового окружения, повышенных требований взрослых людей.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, внутрисемейной ситуации, социальной среды начаться кризис может в 6-8 лет. Его продолжительность составляет около 1 года. По его завершению ребенок обретает на мир новый взгляд и переходит на следующий уровень развития.

Определение

Л.С. Выготский в статье «Кризис семи лет» и работе «Проблема возраста» изложил теорию о стабильных и критических этапах взросления.

Во время стабильных периодов ребенок постепенно накапливает изменения, в кризисные меняется резко. Главную роль в этом процессе ученый отводил социальной среде, которая, по его мнению, выступает в роли источника развития. Кризис связан с появлением у ребенка новых способностей, которыми он учится владеть.

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология расценивает как уход от ситуативного поведения к поведению, ориентированному на будущие последствия от совершенного действия. В своих трудах Д.Б. Эльконин отмечает, что ребенок получает доступ к более осознанному выбору.

Он становится способен заранее оценивать результаты собственных действий и заранее переживать возможные огорчения или чувство удовлетворения. У его поступков появляется эмоционально-смысловая нагрузка.

Общепсихологический советский психолог А.Н. Леонтьев описывает кризис как результат перехода от игровой ведущей деятельности к обучению. В своих работах он утверждал, что под влиянием обучения у ребенка происходит перестройка частных психических процессов, которые вызывают изменения в его личности.

Ученый расходился во мнении с Л.С. Выготским об обязательном остром течении кризиса. Он считал, что развитие ребенка может носить бескризисный характер в случае правильного воспитания.

Л.И. Божович исследовала периоды взросления и процессы формирования личности ребенка. Она дала определение кризису – как внешнему проявлению внутреннего неудовлетворения ребенка. Психолог указывала, что если вовремя не происходит перехода ребенка на новое положение, то возникает противоречие между внутренней позицией и объективным положением ребенка в обществе.Кризис 7 лет у ребенка. Возрастная психология: Выготский, Эльконин, Петрановская, как проявляется, вести себя родителям

С ее точки зрения, подрастающий человек стремится занять новое место в жизни, стать школьником, потому что связывает это с доступом к более взрослому образу жизни. Он воспринимает обучение в качестве общественно значимой деятельности.

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология в изложении К.Н. Поливановой рассматривает как форму пробы. По ее мнению, ребенок формирует способности в стабильный период, на этапе кризиса он пробует применять их на практике, и получает разрушительные или плодотворные результаты.

Он нарушает семейные правила, проявляет упрямство, другие характерные для этого этапа черты поведения, и приобретает новое для него видение ситуаций.

Известный современный психолог и педагог Л.В Петрановская считает кризис естественным этапом взросления ребенка. При благоприятном течении его срок составляет несколько месяцев. Если условия неблагоприятные, период длится 1-2 года.

Психолог объясняет, что родители, воспитатели сохраняют воспитательную позицию по отношению к ребенку, но у него к возрасту 6-7 лет уже сформирован «внутренний родитель». Всплески раздражительности и другие перемены в его характере связаны с тем, что у него исчезла потребность в постоянных внешних подсказках.

Ребенок к этому возрасту запоминает установки, способен предсказывать реакцию родителей, других людей на собственное поведение или поведение другого человека, желает сам принимать важные для него решения.

Характеристики

Если до наступления дошкольного кризиса ребенок открыт и понятен родителям, то с его наступлением он утрачивает прежнюю непосредственность. Психологи выделяют несколько характерных особенностей, которые свойственны кризису 7 лет.

  • Уход от действий без раздумий и сомнений. Раньше ребенок испытывал желание и сразу приступал к осуществлению задуманного. Теперь он сначала обдумывает – к чему его приведет действие. Он начинает скрывать от взрослых внутренние переживания, использовать в собственных целях ложь.

    Кризис 7 лет у ребенка. Возрастная психология: Выготский, Эльконин, Петрановская, как проявляется, вести себя родителям
    Кризис 7 лет у ребенка
  • Осмысливание переживаний. Ребенок перестает ориентироваться на предпочтения значимого взрослого. Он начинает понимать свои эмоции и ориентироваться в них, отдавать себе отчет в том, что ему самому нравится.
  • Появление карикатурного, манерного или натянутого поведения. Ребенок проявляет интерес ко всему новому, пробует новые социальные роли, поэтому начинает копировать интонации и манеру поведения окружающих людей.
  • Стремление к обязательной полезной деятельности. Подрастающий человек испытывает желание занять в обществе престижное место, приступить к деятельности, которую общественное мнение оценивает как значимую. Он открывает для себя такое понятие как «статус» человека.
  • Изменение к своему месту в отношениях со взрослыми людьми. Ребенок старается на серьезной основе вступать в межличностные отношения.
  • Возникновение негативного отношения к незаслуженной похвале или положительной оценке. Ребенок перестает радоваться одобрению, которое получил нечестным путем, стремится соблюдать общепринятые правила.
  • Обесценивание «детского» образа жизни. Ребенок начинает нарушать ранее установленные правила, желает занять позицию взрослого, утвердиться в новой для себя роли. Он стремится сделать по-своему, противопоставить себя в первый момент взрослому, чтобы убедиться в том, что действует по собственной воле.
  • Изменение характера общения со сверстниками. Ребенок во время общения и игр начинает руководствоваться правилами справедливости, очередности. У него возникают устойчивые дружеские контакты с другими детьми.

Кризис 7 лет возрастная психология связывает не только с изменением отношений к ребенку взрослых людей и предстоящим обучением в школе, но и с преобразованиями его организма на физиологическом уровне.

  1. Перестройкой иммунной системы. Уровни иммуноглобулинов соответствуют параметрам взрослого человека, но слизистые оболочки еще не обеспечивают защиту организма на достаточном уровне. В 6-7 лет множественные стрессовые факторы провоцируют формирование аллергических и многих хронических заболеваний.
  2. Созреванием лобных долей головного мозга. Эти участки отвечают за логическое мышление. Благодаря им ребенок получает возможность планировать свои действия, предполагать последствия действий, создавать и удерживать целостные образы. Он перестает ориентироваться только на желания, становится способным делать то, что необходимо.
  3. Обострением эмоциональных реакций. Из-за подвижности нервных процессов ребенок проявляет непоседливость, внезапную агрессию. Он не может управлять или сдерживать чувства, поэтому демонстрирует резкие перепады настроения.

Если взрослые мешают ребенку на этом этапе жизни самостоятельно совершать действия, пробовать свои силы, делать ошибки, они не дают ему научиться пользоваться новыми возможностями. Разумный подход при воспитании позволит ребенку заложить основу для самоуправления, независимости, активности, ценностных ориентаций и личностных смыслов.

Формы проявления

Новые симптомы и негативные проявления в поведении ребенка являются обратной стороной положительных преобразований его личности. Каждое из них скрывает действия, которые имеют большое значение для развития ребенка.

Кризис 7 лет у ребенка. Возрастная психология: Выготский, Эльконин, Петрановская, как проявляется, вести себя родителям

Типы симптомовКак ведет себя ребенокПочему ребенок себя так ведетВ чем смысл действия для ребенка
НегативныеОспаривает ограничения и требования.

Демонстрирует утрированное поведение с элементами шутовства или манерности.

Игнорирует или оттягивает выполнение неприятных обязанностей, совершает действия после паузы.

Проявляет упрямство, непослушание в конфликтной, демонстративной или молчаливой форме.

Острее реагирует на критику.

Сравнивает права, обязанности свои и других членов семьи, выступает против выявленной на его взгляд несправедливости.

Начинает осознавать внутреннее и внешнее «Я». При недостатке опыта старается вести себя так, как ему хочется выглядеть.

Проводит оценку привычного хода жизни.

Воспринимает взрослость – как полную свободу в поступках, но еще не понимает, что она связана с ответственностью.

Начинает сверять с идеалом результаты своих действий, внутреннее оценивать себя и сравнивать с другими детьми.

Знакомится с содержанием социальных ролей. Он узнает, что означает быть школьником, братом, матерью, учителем, как поступать в той или иной роли.

Формирует социальный стиль поведения.

Переосмысливает способы и правила взаимодействия с родителями, проверяет свои новые возможности.

Примеривает на себя роль взрослого, развивает абстрактное и логическое мышление, учится отстаивать собственную точку зрения, создает новые формы поведения.

Формирует самооценку

НейтральныеПримеряет одежду родителей, подражает словам и поведению значимых взрослых.Подчеркивает свою «взрослость», чтобы приблизиться к кажущейся свободе и независимости родителей.Пытается вжиться в новую для себя в жизни роль, получить одобрение.
ПозитивныеПроявляет заинтересованность неигровыми занятиями: от рисования до конструирования.

Самостоятельно принимает решения, планирует и осуществляет действия, берется за новую для него работу по собственной инициативе.

Желает создавать то, что обладает ценностью.

Демонстрирует новую социальную позицию, испытывает интерес к общению со взрослыми людьми.

Стремится получить признание, самоутвердиться.

Чувствует потребность получить подтверждение того, что он вырос, достичь уважения.

Кризис 7 лет у ребенка. Возрастная психология: Выготский, Эльконин, Петрановская, как проявляется, вести себя родителям

При неблагоприятном исходе кризиса некоторые черты могут закрепиться в характере ребенка. К их числу относится: конфликтность, тревожность, нежелание посещать школу, непослушание, сложности в общении со сверстниками. При благоприятном разрешении ребенок выносит из кризиса положительные приобретения в виде эмоциональных, социальных и интеллектуальных навыков.

Диагностика

Диагностика кризиса 7 лет у ребенка входит в число значимых целей возрастной психологии. Благодаря своевременному обследованию родители получают возможность оценить готовность ребенка к школе, выявить проблемы в его развитии, определить их причины и провести развивающие занятия.

Тестовые методики имеют разный уровень сложности. Они позволяют осуществить психологическую, познавательную, интеллектуальную, эмоциональную диагностику личности ребенка к школе, проанализировать особенности его личности и уровень его социальной адаптации.

Тест Керна-Йерасека

Методика помогает создать суждение об общем развитии, тонкой моторики ребенка, его способности контролировать себя.Кризис 7 лет у ребенка. Возрастная психология: Выготский, Эльконин, Петрановская, как проявляется, вести себя родителям Кризис 7 лет у ребенка. Возрастная психология: Выготский, Эльконин, Петрановская, как проявляется, вести себя родителям Кризис 7 лет у ребенка. Возрастная психология: Выготский, Эльконин, Петрановская, как проявляется, вести себя родителям

В ходе теста ему предлагают по памяти нарисовать мужскую фигуру, срисовать письменные буквы, а затем группу точек. Высокие результаты являются надежным подтверждением успешности будущего школьного обучения. Низкие результаты не предсказывают плохой успеваемости. Они служат поводом для оказания педагогической и эмоциональной поддержки.

Методика Д.Б. Эльконина «Графический диктант»

Тест позволяет выявить способность ребенка слушать указания взрослого, выполнять их, и по заданию психолога действовать самостоятельно. При прохождении теста ему выдают листок в клетку с четырьмя точками. На нем он под диктовку рисует узор, а затем продолжает его самостоятельно. Кроме самоконтроля тест определяет способность ребенка ориентироваться в пространстве.

Методика Н.И. Гуткиной «Последовательность событий»

Исследование дает возможность диагностировать способность ребенка к обобщению, оценить уровень развития его мышления и речи. Перед ним выкладывают несколько картинок с изображением разных этапов действия.

Ребенку предлагают разложить картинки в смысловой ряд и придумать на основе изображений историю. В ходе рассказа он продемонстрирует логическое мышление, величину словарного запаса, особенности произношения, согласование частей речи.

Методика А.Р. Лурии «10 слов»

Тест предназначен для определения внимания, состояния памяти, скорости утомления ребенка.Кризис 7 лет у ребенка. Возрастная психология: Выготский, Эльконин, Петрановская, как проявляется, вести себя родителям

Ему предлагают запомнить 10 слов, между которыми нет связи. Психолог оценивает количество слов, которые ребенок запоминает с первого раза и после нескольких повторов, а также какое их количество он может воспроизвести через одну и более попыток. Исследование помогает скорректировать учебные нагрузки и режим дня испытуемого.

Методика Т.Е Рыбакова «Узнавание фигур»

Тест позволяет оценить особенности восприятия ребенка. Ему предлагают запомнить 9 фигур на одном рисунке, затем найти их на втором рисунке среди других изображений. Количество узнаваний указывает на объем и уровень развития зрительной памяти.

Тест Д. Векслера

Исследование позволяет оценить интеллект и умственное развитие ребенка. Психолог задает ему вопросы, которые касаются общей осведомленности, словарного запаса, нахождения сходства. Потом специалист предлагает ребенку сложить ребенку фигуры, найти в картине недостающие детали, определить последовательность изображений.

Тест Д. Бука «Дом. Дерево. Человек»

Диагностика выявляет эмоциональное состояние ребенка. Его просят нарисовать дом, дерево, человека и детально расспрашивают о рисунке. Методика помогает оценить степень недоверия к себе, конфликтности, тревожности и другие особенности самоощущения.

С той же целью психологи прибегают к методике О.А. Ореховой «Домики» и тесту К. Тейлор «Сказка».

Методика Р. Жиля «Фильм-тест»

Тестирование дает возможность составить представление о модели поведения ребенка, доминирующих чертах в его характере, уровне социально-психологической адаптации.

В ходе исследования ребенку предлагают рассмотреть картинки с различными сюжетами и ответить на вопросы о своей реакции, найти для себя на изображении подходящее место. Методика дает ответы на вопросы относительно отношения ребенка к членам семьи, друзьям, его стремлению к конфликтному поведению, уединенности, доминированию.

Методика В.Г. Щур «Лесенка»

Тест помогает составить представление о самооценке ребенка. Ему демонстрируют нарисованную лесенку. Затем объясняют, что на нижней ступеньке находятся «самые плохие», а на верхней «самые хорошие» дети, и предлагают выбрать ступеньку для себя. По результатам выбора ребенка и его опроса специалист диагностирует заниженную, завышенную или адекватную самооценку.Кризис 7 лет у ребенка. Возрастная психология: Выготский, Эльконин, Петрановская, как проявляется, вести себя родителям

Диагностическое обследование, проведенное детским психологом, имеет высокую степень достоверности. Его можно провести в детском медицинском центре, психологическом центре, записавшись на прием специалиста. Продолжительность консультации может варьироваться от 50 минут до 1,5 часов. Стоимость услуги в зависимости от уровня психолога и центра составляет 2,500-6000 рублей.

Детский психолог установит доверительный контакт с ребенком, индивидуально подберет методики. На основе результатов он обрисует психологическое состояние, степень готовности к школьному обучению, даст рекомендации родителям. При необходимости специалист назначит проведение коррекционных занятий.

Методы регулирования

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология относит к числу малых переходных состояний. Для коррекции развития разработано большое количество педагогических приемов и методик.

Методика А.Л. Венгера «Пиктограмма»

Рисуночное письмо помогает ребенку в игровой форме развить память и улучшить ассоциативное мышление. Взрослый произносит короткие фразы, которые не связаны между собой: «Вчера светило солнце, сегодня идет дождь», «Катя играет во дворе», «Под елкой сидит заяц».

После каждой фразы он предлагает ребенку быстро нарисовать простую картинку, отображающую суть фразы. На первых этапах в подборе изображения и рисовании может потребоваться помощь взрослого.

Ребенку вручают его рисунки в тот же день через несколько часов и на следующие сутки, чтобы он повторил фразы, которые ему рассказал взрослый человек. Занятие проводят ежедневно, в каждое из них включают 3 фразы. Через некоторое время с ребенком не рисуют, а только обговаривают возможные изображения.

Методика М.Н. Аксеновой «Веселый карандаш»

Игра позволяет развить внимание, воображение, память, мышление и восприятие ребенка. На магнитной доске располагают 3 геометрические фигуры: квадрат, треугольник и круг.Кризис 7 лет у ребенка. Возрастная психология: Выготский, Эльконин, Петрановская, как проявляется, вести себя родителям

Ребенку задают загадки о том, что можно нарисовать с помощью каждой фигуры. Затем ему дают нарисовать солнце, дом, флаг, любой другой ответ, который он придумал. На следующий день ребенку предлагают найти новые варианты ответов.

Методика Н.В. Нижегородцевой «Развитие самоконтроля»

В игровой манере ребенку дают выполнить 2 упражнения, чтобы сформировать у него навыки самоконтроля. На первом этапе перед ребенком ставят пирамидку, собранную из колец разного цвета и размера, и просят собрать по ее образцу вторую. На втором этапе перед ним располагают образец узора из геометрических фигур и приглашают заполнить его вырезанными из цветной бумаги соответствующими фигурами.

Задания учат ребенка учитывать размер объектов, сопоставлять их цвет и чередовать их в заданном порядке.Методики подбирают индивидуально для развития направления, нуждающегося в дополнительном внимании со стороны взрослых.

Советы родителям

Действия родителей, коррекция системы требований к ребенку позволят сгладить проявление кризиса и предотвратить формирование негативных черт характера. Психологи рекомендуют внести в процесс воспитания несколько изменений.

  • Привлечь ребенка к составлению списка семейных правил. Каждый член семьи может предложить свой список, из которого на общем совете будет сформирован список правил для всей семьи.
  • Общаться с ребенком как со взрослым человеком. Если родитель слушает ребенка, задает ему вопросы, перестает отдавать ему приказы, а убеждает в своей правоте, то ребенок в большинстве случаев следует желанию взрослого.
  • Следить за нагрузкой для ребенка. При быстрой утомляемости для него имеет смысл сократить количество учебной нагрузки и посещаемых секций.
  • Установить четкий режим дня. Родителям стоит приучать ребенка вовремя принимать пищу, ложиться спать, отдыхать и общаться с друзьями. Правильная организация жизни снизит на него давление стрессовых ситуаций.
  • Проявлять объективность во время оценки поведения ребенка и результатов его деятельности. Он нуждается в своевременной похвале и помощи, чтобы найти выход из сложных ситуаций.
  • Показывать личный пример. Ребенок в первую очередь копирует поведение родителей. Важно своим поведением и самоорганизацией давать ему положительный пример.
  • Играть в игры вместе с ребенком. В ходе свободных игр он сможет осмыслить и заново проиграть какой-либо кризисный сценарий и освободиться от довлеющей над ним проблемой.

Независимо от того как протекает кризис 7 лет у ребенка, он нуждается в эмоциональной поддержке и помощи взрослых. С точки зрения возрастной психологии кризис является неотъемлемым периодом в процессе становления личности.

Правильное поведение и внимание родителей на этом этапе поможет ему сформировать положительное отношение к учебе, адекватную самооценку, уважительное отношение к самому себе и окружающим людям.

Видео о кризисе 7 лет

Как пережить кризис 7 лет:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ