Лечение заикания (логоневроза) быстрее и легче проходит у детей. В это время у ребенка еще только формируется речь и нервная система. Родители должны вовремя различить запинания, при произношении трудных слов, от начала развития болезни. Для этого необходимо знать признаки заикания. При подозрении на развитие логоневроза, нужно пройти диагностику и комплексное лечение у логопеда.
Чем может быть вызвано заикание у ребенка
Логоневроз у детей может иметь врожденный или приобретенный характер. Зная причины приобретенного характера, у родителей имеется возможность предостеречь ребенка от заикания.
Врожденные причины, проявляются у детей до 5-ти лет:
- Тяжелые роды с родовыми травмами.
- Патология в развитии мозга, той части, что отвечает за речь.
- Предрасположенность по наследственной линии.
Когда логоневроз вызван перечисленными причинами, то речь у ребенка нарушается сразу, как только он начинает говорить. Лечение занимает длительное время.
Приобретенные причины, могут нарушить речь у детей с 1,5 лет:
- Сильный стресс или испуг. Испуг может быть разовым, но очень сильным, или умеренным, но изо дня в день (боязнь темноты, просмотры фильмов ужасов, сказки про бабаек).
- Частое пребывание ребенка в перевозбужденном состоянии.
- Неправильная постановка речи у родителей (быстрая и нечеткое произношение слов).
- Повторение речи за заикающимися детьми или взрослыми.
- Строгое воспитание, сопровождающееся наказаниями.
- Ссоры родителей и их развод.
- Переучивание левши в правшу.
- Родители не уделяли внимания на развитие речи у ребенка в начале ее формирования.
- Ребенок начал говорить слишком рано или поздно. При этом нарушается развитие речевого аппарата.
- Раннее обучение иностранным языкам.
- Болезни инфекционного характера, влияющие на работу мозга и речевого аппарата (корь, коклюш, менингит).
- Травмы головного мозга.
Основными причинами развития заболевания являются нарушения в головном мозге или психологические отклонения. До 7-ми лет логоневроз не успевает нанести сильного ущерба психике ребенка и эффективнее поддается лечению. Мальчики больше предрасположены логоневрозу из-за особенности строения полушарий головного мозга.
Формы и степени заикания
Заикание у детей имеет различие в зависимости от того, что вызвало нарушение речи, как выражается болезнь и где в речевом аппарате локализовались судороги. А также логоневроз различается по степени тяжести.
Классификация заикания в зависимости от причины:
- невротическое. Нарушение речи вызвано психологическими факторами (испуг, стресс, сильные эмоциональные волнения);
- неврозоподобное. Причиной развития болезни является нарушение функционирования мозга (травма при родах, наследственность, осложнение после инфекции);
- смешанное. Эта форма болезни сочетает в себе невротическую и неврозоподобную формы.
Классификация по типу судорог:
- клоническая. Ребенок не может нормально выговорить первый слог или первую букву.
- тоническая. В этом случае ребенок запинается уже в середине слова или предложения. Делает длительные паузы.
- смешанная. Сочетает в себе тоническую и клоническую формы.
Классификация по месту локализации судорог:
- голосовые. Судороги локализуются в гортани;
- артикуляционные. Спазм задевает язык, губы и небо;
- дыхательные. Ребенок начинает заикаться при вдохе, выдохе или при вдохе и выдохе;
- смешанные. Может сочетать в себе 2 или 3 вышеперечисленных вида.
Степени протекания логоневроза:
- легкая. Нарушение речи возникает при быстром произношении слов или при сильном волнении. Проявляется редко;
- средняя. Логоневроз возникает при беспокойствах, нервозности,
- тяжелая. Ребенок заикается независимо от нервного напряжения. При этом возможно повышение двигательной активности (размахивает руками, может напрягать мышцы лица).
В зависимости от вида заболевания и степени его тяжести будет определяться лечение, а также, какие специалисты будут наблюдать ребенка. Может потребоваться помощь невролога и психолога.
Как проявляется патология?
Лечение заикания у детей назначается логопедом, только после того как будет определено, что это точно логоневроз. Ребенок может просто запинаться, при произношении сложных для ребенка слов, или не подражать заикающемуся человеку.
Родители могут определить болезнь самостоятельно при обнаружении следующих признаков:
- При возрасте до 3-х лет ребенок может споткнуться при начале произношения слова или недоговорить его до конца, при этом будет делать длинные паузы. С возрастом такое явление может пройти. Но если при этом не присутствуют дополнительные симптомы: при запинке видно напряжение мышц шеи и лица; ребенок может начать активно махать руками, топтаться на месте, сильно сжимать кулаки; после заикания возможно длительное молчание, так как ребенок будет бояться снова начать говорить; можно заметить дрожание губ и не сосредоточенный взгляд; при нарушении произношения слова ребенок будет плакать из-за неудачи. Дети в этом возрасте только начинают развиваться и подражают взрослым. Если в окружении имеются заикающиеся родственники. То в этом возрасте ребенок может спокойно им подражать, повторяя мимику и жесты. Поэтому для точного диагноза нужно обследование у логопеда.
- Дети старше 3-х лет уже более осознанные. Поэтому у них заикание протекает в более выраженной форме: при заикании ребенок начинает краснеть или бледнеть и при этом увеличивается потовыделение; возможно отсутствие друзей, ребенок больше времени будет предпочитать играть самостоятельно; во время разговора возможно перебирание пальцев рук или верчение в них предмета; проявляется замкнутость с агрессией; может нарушиться процесс сна и сопровождаться ночным недержанием мочи; ребенок будет пытаться говорить на выдохе, иногда на вдохе, так как ему так легче произносить слова. Даже если симптомы выражены слабо, не стоит пускать логоневроз на самотек и ждать, что заболевание отступит само. Необходимо обследоваться у логопеда. До 7-ми лет заикание легче поддается лечению.
Диагностика
Для точной и полной диагностики заикания необходимо проходить обследование у логопеда невролога и психолога. Также ребенок будет состоять на учете у педиатра. При первичном обращении специалистом производится сбор общей информации (есть предрасположенность к болезни, когда были первые нарушение, поведение ребенка в это время).
При дальнейшем обследовании проверяется:
- дыхание ребенка при разговоре;
- быстро или медленно он произносит фразы;
- сопровождается ли беседа дополнительными жестами.
Если ребенок отказывается от разговора, это тоже является диагностическим параметром.
По полученным данным определяется тяжесть заболевания. Для уточнения причины назначаются аппаратные обследования (МРТ, ЭЭГ, обследование кровообращения в мозге). После пройденных процедур и осмотра специалистами назначается комплексное лечение.
Основные методы лечения и коррекции
При обнаружении первых признаков заикания у ребенка, первоначально необходимо обратиться к педиатру. По характеристике патологии врач направит к нужным специалистам.
Когда сильно выражен психологический фактор, необходимо наблюдение у психолога и логопеда. Иногда требуется дополнительная консультация у невролога. Лечение сочетает в себе беседы со специалистами, занятия с ними, а также дополнительные процедуры.
Логопедические занятия
Лечение заикания у детей всегда проходит совместно с занятиями с логопедом. На них ребенок учится говорить плавно, выговаривать трудные для него звуки. Специально подобранная программа позволяет снять напряжение с речевого аппарата. Родители должны подготовить ребенка к своеобразным урокам. Он не должен бояться говорить на первых занятиях так, как у него получается.
Уроки необходимо проводить не только в кабинете логопеда. Врачом задаются и домашние задания, выполнение которых необходимо. Ребенка можно записать на уроки пения, учить с ним стихи улучшающие моторику речи. Занятия дома нужно поставить в игровой форме.
Необходимо научить ребенка ставить правильно интонацию не только в словах, но и во всем предложении. При успехах нужно поощрение. Это будет стимулом к дальнейшему лечению.
Дома с ребенком можно проводить следующие занятия:
- произносить слоги или гласные то громко, то тихо. Потом их выговаривать быстро и с замедлением. Менять интонацию (удивленно, грустно или восторженно);
- развивать мышцы речевого аппарата. Для этого нужно надувать щеки, вибрировать языком, раскачивать им как маятником;
- научить ребенка чувствовать ритм при разговоре. Для этого можно разыгрывать сценки, пересказывать сказки.
Самостоятельно начинать занятия не рекомендуется. Логопед подбирает нужные упражнения, учитывая возраст и необходимую нагрузку. Первые занятия могут занимать не более 20-ти мин. Постепенно время будет увеличиваться.
Ребенок должен уметь правильно говорить не только дома или в кабинете у врача. Важно научить его общаться без запинаний на людях. Для преодоления этого препятствия назначаются занятия с психологом. Порой побороть психологический барьер ребенку гораздо сложнее, чем научиться вести речь без заикания.
Психотерапия
Занятия у психолога необходимы, даже если заикание вызвано не психологическим фактором. Логоневроз со временем загоняет ребенка в угол, он стесняется своего дефекта и предпочитает больше молчать, чем пытаться завести разговор.
Задача психолога заключается в снятии закомплексованности у ребенка, для этого нужно научиться:
- не обращать внимания на заикание, не сосредотачиваться на дефекте речи;
- расслабляться в стрессовых ситуациях. А родители должны по возможности ограждать ребенка психологических травм (ругань при детях, рассказы страшилок на ночь);
- делать перерыв в разговоре, если началось заикание. В это время нужно успокоиться, отвлечься на окружающие предметы;
- замечать достижения в разговорной речи. Родители могут завести дневник и отмечать в нем успехи ребенка.
При заикании важно поднять самооценку у ребенка, он должен любить себя таким, какой есть. Родители не должны делать большого акцента на проблеме. Нельзя искоренять болезнь принужденными занятиями. При полном спокойствии проблема с логоневрозом будет решена.
Дыхательные упражнения
Лечение заикания будет эффективнее, если его сочетать с дыхательной гимнастикой. У детей во время занятий тренируются голосовые связки, а также ребенок учится правильно дышать при разговоре. Необходимо наблюдать за состоянием ребенка во время упражнений.
Первоначально они могут вызвать небольшое повышение давления и головную боль.
Ребенок должен осуществлять быстрые вздохи и медленные выдохи. Чтобы при выдыхании воздуха можно было успевать произносить слово без запинок и делений на слоги. Дыхательной гимнастикой первоначально занимаются под контролем логопеда. В дальнейшем уроки разрешается проводить дома.
Родители должны говорить с ребенком медленнее и произносить слова без искривлений. Во время уроков нужно использовать спокойную музыку, таким образом, ребенок будет успокаиваться. Самыми распространенными занятиями являются вдохи и выдохи на спине, с грузом на животе у ребенка и сдувание семян с одуванчика (листочков со стола).
Когда ребенок научится правильно дышать, нужно вводить простые слова, произносимые на выдохе. Постепенно нагрузка увеличивается. Для устранения стеснительности можно проводить занятия в кругу бабушек и дедушек.
Точечный массаж
Точечный массаж не рекомендуется делать самостоятельно. Процедура состоит в надавливании на особые точки на лице, спине, грудной клетке. Необходимо правильно рассчитать надавливание и время воздействие на каждую точку. При проведении процедуры у ребенка улучшается кровоснабжение в речевом аппарате, снимается спазм и нормализуется работа нервной системы, что отвечает за регуляцию речи.
Дома родители могут делать ребенку расслабляющий массаж, он не менее важен для улучшения речи. В вечернее время поглаживать ребенка по спине или грудной клетке круговыми движениями, без надавливаний. В это время ребенок может проговаривать стихи назначенные логопедом.
Компьютерные программы
В домашних условиях лечение заикания можно производить с помощью компьютерных программ (демосфен, Speak gentle, Speech corrector). Их основное назначение, чтобы дети могли слышать свою речь и пытались ее нормализовать. Для этого на ребенка надеваются наушники и он должен произносить слова в микрофон.
Программа воспроизводит их с задержкой, в 1-3 сек. Далее программой даются советы и обозначаются допущенные ошибки. Рекомендовано ребенку не просто произносить слова, но и говорить их с разной интонацией (удивление, испуг, радость).
Иглоукалывание
Лечение заикания у детей старше 3-х лет можно осуществлять с помощью иглоукалывания. Рефлексотерапевт с помощью игл воздействует на специальные точки.
В результате манипуляций в организме ребенка происходят изменения:
- введение игл пробуждает рецепторы боли (сама процедура практически безболезненна), тем самым организм пробуждается, улучшается работа мозга и всей нервной системы;
- снимается спазм в мышцах речевого аппарата;
- устраняется стресс и его последствия;
- происходит расслабление и запускается восстановительный процесс организма.
Это метод по эффективности не уступает лекарственным препаратам и не имеет последствий.
Важно только подобрать умелого специалиста и исключить противопоказания:
- наличие повышенной температуры;
- нарушение сворачиваемости крови и анемия;
- патологии кишечника;
- эпилептические припадки;
- болезни сердца и почек.
Если ребенка пугает процедура, то следует от нее отказаться, иначе испуг только усилит заикание.
Гипноз
Данная процедура подходит детям старше 10-ти лет, которые подвержены воздействию гипноза. При проведении сеанса может быть раскрыта причина заикания (если она психологического характера), снимается спазм с речевого аппарата и устраняется боязнь толпы.
Во время гипноза специалист может исключить психологическую причину из подсознания ребенка или способствует тому, чтобы ребенок самостоятельно справился со своими страхами. В редких случаях ребенок забывает про заикание, выйдя из транса, и начинает нормально говорить (но только если болезнь была на начальной стадии).
Гипноз запрещен детям с эпилепсией или с нарушением психики.
Медикаменты
При заиканиях неврологом или психологом могут быть назначены лекарственные средства. Их нужно принимать совместно с занятиями у специалистов, самостоятельно они не избавят от заикания.
В медикаментозной терапии используются противосудорожные и успокоительные препараты:
Вид препарата | Название | Основные характеристики |
Успокоительное | Тенотен | Таблетки для рассасывания разрешены к использованию с 3-х лет. Противопоказанием является непереносимость компонентов. |
Пустырник | Можно использовать с 1-го года. Не рекомендовано употреблять более 25 дней. Таблетки вызывают сонливость | |
Валериана | Разрешено давать детям с 3-х лет. Курс от 10-ти до 31-го дня. Привыкания не вызывают. Прием средства вызывает сонливость, иногда головные боли. | |
Противосудорожные | Клоназепам | Разрешено использовать с года. При приеме могут появиться головные боли, тошнота, учащение сердцебиения. До 10-ти лет производить прием под контролем специалиста. |
Мидокалм | Таблетки и инъекции разрешены детям после 3-х лет. Прием средств вызывает тошноту, головную боль и зуд. | |
Атаракс | Можно употреблять детям с 12-ти месяцев. Обладает успокоительным действием. Может вызвать сонливость, учащение сердцебиения и сонливость. | |
Гомеопатические | Нотта | Капли или таблетки назначаются с 3-х лет. Не имеют противопоказаний и побочных эффектов. Курс лечения до 1-го месяца. |
Беби-сед | Разрешен к использованию с 7-ми лет. Кур лечение не более 14 дней. Сочетается со всеми препаратами, не имеет побочных эффектов. | |
Ноотропы | Пантогам | Разрешен к использованию с 5-ти лет. Длительный прием (более 5-ти месяцев) может вызвать аллергию. |
Анвифен | Назначают с 3-х летнего возраста. При лечении возможно головокружение, тошнота, аллергия. | |
Фенибут | Используют для лечения с 3-х лет. Уменьшает заикание, борется с энурезом. При употреблении возможна тошнота, зуд и головокружение. | |
Транквилизаторы | Феназепам | Можно давать с 16-ти лет. При тяжелых заиканиях может быть назначен в более раннем возрасте, лечение будет производиться под строгим контролем специалиста. Длительный прием может вызвать привыкание. Имеет большой список противопоказаний и побочных эффектов, поэтому перед употреблением необходимо ознакомиться с инструкцией. |
Сибазон | Разрешен с 7-ми лет. Дополнительно способствует снятию судорог. Прием может вызвать головокружение, сонливость, запор. Имеет ограничение при совместном использовании других медикаментов. Нужно уточнять у специалиста. |
Самостоятельный подбор медикаментов запрещен. Некоторые препараты нуждаются в употреблении под строгим контролем врача, так как имеют побочные действия. Если средство не подходит ребенку, невролог или психолог назначат замену медикамента.
Народные средства
Лечение заикания у детей можно сочетать с рецептами народной медицины. Необходимо использовать только проверенные средства и перед их использованием курс лечения нужно обговорить с педиатром.
Отвары и настои, используемые для успокоения, снятия спазмов и улучшения функционирования мозга:
- настой из мелиссы, корня солодки и календулы (смесь готовится из трав в равных пропорциях) запарить 30 г смеси в 180 мл кипятка. Напиток разделить на утренний и вечерний прием. Снимает спазм в речевом аппарате и обладает успокаивающим действием.
- Настой из шиповника, мяты, корня одуванчика приготовленный аналогично помогает снять напряжение, и успокаивает нервную систему. Настой разделить на 4-ре приема и выпить в течение суток.
- Настой из крапивы, мяты и ромашки, готовится, как и предыдущие напитки. Употребить в течение дня. Средство снимает спазмы, успокаивает, дополнительно обладает обеззараживающим действием.
Используя народную медицину нужно учитывать возраст ребенка и наличие противопоказаний (повышенная аллергия, болезни пищеварительного тракта). Если педиатр не разрешает использовать в лечение травы, не стоит приступать к лечению самостоятельно.
Особый подход при воспитании
Дети с заиканием не требуют отличительного подхода, наоборот важно, чтобы к ним относились как к здоровым детям, тогда они меньше концентрируют внимание на своей проблеме. Родители должны следить за становлением речи маленького ребенка и при появлении первых симптомов заикания обратиться к педиатру и логопеду. Если потребуется, то будет назначена диагностика и лечение у специалистов.
Родители должны научить ребенка уметь расслабляться при заикании и отвлекаться от возникшей проблемы.
При этом сами взрослые должны говорить медленно и правильно произносить каждое слово. Так ребенку будет легче понять родителей и, копируя их разговор, будет начинать правильно разговаривать.
При начале лечения все занятия должны проводиться в отведенное им время. Не стоит пропускать уроков, когда ребенок не в настроении, но и нельзя сильно давить на него. Если дома имелись ссоры и скандалы, их следует исключить, чтобы не вызывать психологического расстройства у ребенка. А также не разрешать долгое время проводить за компьютером, особенно за жестокими играми.
Прогноз
В зависимости от возраста ребенка, причины вызвавшей заикание и на какой стадии находится болезнь, будет прогноз лечения. Дети до 7-ми лет гораздо быстрее и без последствий восстанавливают речь. Родители должны помнить, что после выздоровления велик риск повтора логоневроза, и чаще это бывает вызвано психологическим воздействием.
Лечение заикания первоначально происходит с помощью занятий у специалистов. Через 2-3 недели уже можно будет выполнять уроки дома. Важно не пропускать процедуры. У детей дошкольного возраста болезнь вылечивается без последствий.
Автор статьи: Котлячкова Светлана
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о лечении заикания у ребенка
Как можно избавиться от заикания:
https://youtu.be/StNOPKU4lUs