Память – это фундамент нашего сознания, позволяющий запоминать то, что видим, слышим или делаем. В результате всё, что сохранилось в прошлом, воспроизводится в будущем. Мнемотехника (с греческого «искусство запоминания») – это особая техника по усвоению новой информации, включающая в себя различные методики для развития памяти взрослым.

Причины слабой памяти

Современный ритм жизни негативно сказывается на работе головного мозга.

Причины плохой памяти обусловлены следующими факторами:

  • проблемы со сном (бессонница, систематическое недосыпание);
  • употребление алкогольных напитков, наркотических веществ и курение табачных изделий;
  • употребление обезболивающих препаратов и антидепрессантов;
  • недостаток одного или нескольких витаминов в организме;
  • повреждение костей черепа или мягких тканей (нервы, сосуды, ткани мозга и оболочки);
  • опухоли железистой ткани гипофиза;
  • злокачественные опухоли (рак);
  • инфекционное заболевание, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза;
  • обширное поражение печени (цирроз);
  • почечная или печёночная недостаточность;
  • хроническая усталость;
  • информационная перегрузка мозга;
  • заболевание центральной нервной системы – болезнь Альцгеймера;
  • рассеянный склероз;
  • болезнь Паркинсона;
  • сахарный диабет;
  • нарушение кровообращения головного мозга, что обычно связано с атеросклерозом;
  • перенесённый инсульт;
  • заболевание позвоночника, при котором поражаются межпозвоночные диски и сами ткани позвонков – остеохондроз;
  • анемия;
  • синдром Дауна;
  • нарушение обменных процессов в организме;
  • астенический синдром;
  • проблемы со зрительными функциями;
  • постоянные стрессовые ситуации;
  • частое поражение организма вирусными инфекциями;
  • гормональный дисбаланс;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • сосудистое поражение головного мозга, которое медленно развивается – дисциркуляторная энцефалопатия;
  • вегето-сосудистая дистония;
  • дисмнезия и парамнезия – изменение памяти, искажение воспоминаний;
  • синдром вертебро-базилярной артериальной системы;
  • стойко повышенное артериальное давление.

Почему важно тренировать память

Тренировка памяти позволяет поднять активность мозговой деятельности, что влияет на физическое и психическое здоровье человека.

Мнемотехника для развития памяти взрослым: упражнения, тренировка. Как развить, улучшить память и внимание человека. Игры, стихи

Качественное усвоение информации поможет:

  • выучить иностранный язык;
  • устроиться на хорошую и высокооплачиваемую работу;
  • научиться анализировать и оценивать ситуацию, строить планы.

Когда снижается память, уменьшается кровоснабжение головного мозга, в итоге снижаются интеллектуальные способности. Чтобы в клетки мозга поступала глюкоза, необходимо заниматься интеллектуальной и творческой деятельностью. Подобный энергообмен налаживает процессы кровообращения, что благотворно влияет на работу головного мозга.

При снижении интеллектуальной нагрузки увеличивается риск развития болезни Альцгеймера. Чтобы этого не произошло, стоит тренировать свою память. Активное усвоение новой информации повышает потребление глюкозы, в итоге сжигаются калорий, не превращаясь в жир.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника для развития памяти взрослым – совокупность приёмов и методов, позволяющих лучше и эффективнее запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Данная система ставит перед собой цель развивать:

  • воображение;
  • мышление;
  • внимание;
  • слуховую, двигательную, тактильную и зрительную память.

Мнемотехника для развития памяти взрослым: упражнения, тренировка. Как развить, улучшить память и внимание человека. Игры, стихи

Мнемотехника позволяет решить следующие задачи:

  • научить управлять своей памятью и вниманием;
  • увеличить объём памяти;
  • стимулировать интеллектуальное развитие;
  • развить сообразительность, наблюдательность;
  • стимулировать творческую активность.

Кому нужна мнемотехника

Данная техника полезна для всех категорий людей, но для некоторых она особенно необходима:

  • лица, желающие выучить иностранные языки. Мнемотехника поможет запомнить правила, слова и времена;
  • школьники и студенты — им приходится постоянно усваивать большое количество новой информации. Методика позволяет выделить нужные данные, написать шпаргалки и запомнить собранный материал;
  • предприниматели – их работа требует постоянного общения с деловыми партнёрами, чтобы запоминать все важные сведения, необходима мнемотехника;
  • учителя и воспитатели – мнемотехника развивает ораторские способности, поэтому так полезна людям данной сферы. Методика улучшает память, тем самым увеличивая кругозор этих людей, а они передают свои знания ученикам.

Психофизиологические основы мнемотехники

Мнемотехника основана на трёх принципах, которые необходимы для развития памяти взрослым и детям:

  • образ;
  • ассоциация;
  • расположение.

Одна из основ успешного восприятия новой информации – яркие, впечатляющие образы.

При изучении иностранного языка рекомендуется представлять состояние, которое хочется передать. Например, фраза «I hear – я слышу», произнося её, стоит попытаться услышать звуки вокруг. Рекомендуется искать приятные образы в своём воображении, так как негативные образы мозг часто блокирует.

Представление должно вызывать приятные эмоции:

  • смех;
  • удивление;
  • любопытство.

Чтобы запомнить какой-либо объект, потребуется его с чем-то сопоставить. Например, запоминая местонахождение школы или больницы, можно обратить внимание на запахи или эмоциональные состояния. В воображении человека легко создать личные ассоциации.

Мнемотехника для развития памяти взрослым: упражнения, тренировка. Как развить, улучшить память и внимание человека. Игры, стихи
Как работает мнемотехника для развития памяти взрослым.

Для этого объекты запоминания:

  • воссоединяют;
  • придают им форму, цвет и запах;
  • представляют процесс их взаимодействия.

В создании полноценного ассоциативного образа помогут:

  • движения;
  • тактильные ощущения;
  • ароматы.

Ассоциативный ряд должен быть динамичным и объёмным, чтобы собранная информация становилась единым целом. Такой приём как расположение помогает запомнить перечень несвязанных между собой слов: список покупок или план на день.

Суть техники следующая: необходимо воспроизводить образы в некоторой последовательности и связывать запоминаемые объекты со знакомым и привычным местом, например, домом.

Например, есть планы на день:

  • написать реферат;
  • полить цветы;
  • убраться;
  • сходить в магазин;
  • погулять с собакой.

Человеку требуется совершить все эти действия в своём воображении. Если речь идёт о списке покупок, то представить поход в магазин и последовательное приобретение товаров.

Виды мнемотехники

В данной методике выделяется 6 направлений:

  • народная – каждый человек в течение жизни создаёт свой способ запоминания. Приёмы данного вида обычно закладываются в детском саду, школе и университете. Дети, не умеющие читать, воспринимают всё новое с помощью визуализации. При запоминании алфавита, номера телефона, адресов или торжественных дат, люди используют приём кодирования созвучия. Часто мы ищем закономерности или применяем приём привязки. Народная мнемотехника – самое распространённое направление, но отличается низкой эффективностью;
  • классическая – вид мнемотехники, который изначально использовали племена Майя и жители древней Греции. Чтобы научиться запоминать длинные тексты и повысить свои способности в ораторском искусстве, применялась классическая мнемотехника. Сначала это была система внутреннего письма, а далее появился метод Цицерона. Он заключался в выделении объектов на улице или в хорошо освещённом помещении и закреплении на них нужной информации. Потом было решено запоминать новые сведения с помощью зрительных образов: основные, в которые вкладывалась суть и вспомогательные для установки последовательности. В дальнейшем последователи классической мнемотехники разделились на 2 группы: одни использовали образные коды, а другие решили разрабатывать альтернативные методы, так как имели сложности с визуализацией. Люди, имевшие сложности с воображением, стали первооткрывателями педагогической мнемотехники;

Мнемотехника для развития памяти взрослым: упражнения, тренировка. Как развить, улучшить память и внимание человека. Игры, стихи

  • педагогическая – она продвигалась Петром Рамусом в 16 веке в Англии. Педагогическая техника была более проста и понятна, потому что не ставила высоких требований и не требовала визуализации. Её суть заключалась в переписывании текстов из учебников в тетради, перечитывание материала и постоянное чтение вслух. Такая методика сохранилась до современных дней и часто используется в школах и высших учебных заведениях. Установлено, что классический вид намного эффективнее, но педагогическая техника пользуется большим спросом и легче воспринимается;
  • цирковая – классическая мнемотехника тесно переплетается с цирковой (эстрадной). Данный вид основан на преображении информации в жесты, мимику, слова, интонацию голоса. Суть заключается не в запоминании данных, а в их передаче с помощью задуманных приёмов и действий;
  • спортивная – подобное направление используется профессиональными мнемонистами, участвующими в соревнованиях. Участники оцениваются по скорости запоминания и по объёму усвоенной информации. Обычно такие спортсмены типизируются на каком-то одном виде данных. Самым сложным считается запоминание произносимым чисел, так как это делается его 1 раз;
  • современная – это направление базируется на теоретических данных и различных исследованиях. Современное направление собрало нужную информацию из других видов, соединив наиболее важные методики в единое целое.

Практические приемы мнемотехники

Путём комбинации образов, ассоциаций и расположений, были созданы приёмы мнемотехники:

  • эйдетика – суть приёма заключается в запоминании объекта, связывая его с какой-либо эмоцией. Психологи установили, что информация усваивается намного лучше под воздействием эмоциональных факторов;
  • символизация – приём основан на придании, запоминаемым объектам, понятных и логических изображений. Например, на рабочем столе значок «корзина» отражает суть действия – убрать всё ненужное;
  • приём запоминания чисел – метод, который подойдёт каждому человеку. Цифрам присваиваются буквы или слова, что позволяет кодировать целые словосочетания и предложения. 1 – хлеб, 2 – молоко, 3 – сахар, а потом составить нужный текст;
  • метод О ’Брайена – приём, связанный с запоминанием чисел, которые необходимо сопоставлять с известными личностями (1 – Юрий Никулин, 2 – Георгий Вицин). Другому числу даётся дополнительное слово и составляется предложение по смыслу;
  • образная цепочка – метод, тренирующий визуальную и ассоциативную память. Объекты представляются в необычном виде, далее соединяются в воображаемую цепочку. Слова для запоминания – снегирь, ложка и телефон. Образ – снегирь сидит на ветке, держа ложку и разговаривая по телефону;

Мнемотехника для развития памяти взрослым: упражнения, тренировка. Как развить, улучшить память и внимание человека. Игры, стихи

  • мнемонические фразы – приём, необходимый для запоминания каких-либо сведений. Самый известный вариант – «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Фраза помогает запомнить последовательность цвет радуги. Есть и другая версия – «Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки».

Советы для эффективного запоминания

Мнемотехника для развития памяти взрослым должна быть дополнена полезными советами:

  • заручиться позитивным настроем и желанием запомнить новую информацию;
  • полноценно сконцентрироваться на материале и быть внимательным ко всем деталям;
  • научиться сопоставлять новую информацию с давно известной старой;
  • тренироваться располагать детали в памяти так, чтобы потом их легко можно было найти;
  • повторять, что сильно увеличит шансы на усвоение новых данных;
  • создавать ассоциации, придумывая песни или стихи;
  • делать визуальные подсказки и письменные заметки;
  • читать нужную информацию перед сном.

Простые и эффективные методики запоминания

Для лёгкого усвоения нового материала можно прибегнуть к интересным методикам:

  • необходимо учесть механизмы восприятия. Если человек – аудиал, подойдёт запись с нужным текстом. Визуалы запомнят информацию максимально хорошо, посмотрев видео ролик или посмотрев книжку. Для кинестетиков важны тактильные ощущения, поэтому делают акцент на контакт с запоминаемым объектом;
  • прочитанную информацию полезно пересказать своими словами;
  • рисование, составление конспектов и таблиц, выписка интересных деталей;
  • метод ОВОД – сначала из текста выделяется основная мысль, в момент второго чтения следует обращать внимание на детали и вдумчиво исследовать материал. На основании прочитанного проводится обзор, анализирую полученную информацию. Остаётся доводка – текст повторяется, начиная с основных мыслей, заканчивая подробностями. Желательно не подсматривать. В конце текст снова читается и проводится анализ упущенных моментов;
  • метод Цицерона – подойдёт для запоминания больших текстов. Суть заключается в расстановке важных мыслей и деталей в хорошо знакомой комнате. Выбирается последовательность перемещения, чтобы текст не потерял логический смысл;

Мнемотехника для развития памяти взрослым: упражнения, тренировка. Как развить, улучшить память и внимание человека. Игры, стихи

  • метод пиктограмм – такой способ идеально подходит визуалам и необходим для укрепления их памяти, а также для исследования и диагностики. Пиктограмма – это образ, воспроизведённый на бумаге, создаваемый для запоминания каких-либо выражений. Основа метода заключается в нахождении основных слов и фраз, которые потом рисуются, исходя из воображения человека;
  • метод Аткинсона – предлагает использовать только ресурсы мозга, постепенно нагружая его новой информацией. Для этого выбирается текст: обычный или лучше в стихотворной форме. Сначала учится несколько строк 5-6, на следующий день повторяются запомненные строки и добавляется ещё такое же количество. В последний день к выученной части текста добавляется снова 5-6 строк. На усвоение нового материала влияет число повторений. Постепенно объём текстов должен увеличиваться. Занятие рекомендуется проводить в утреннее время.

Упражнения мнемотехники для начинающих

Мнемотехника для развития памяти взрослым предусматривает простые упражнения, подходящие для начинающих:

  • придумать стихотворение с содержанием нужного материала;
  • воспроизвести стихотворение или прозу, представляя героев, ощущения, цвета, голоса;
  • запомнить личные данные – фамилию и сопоставить ассоциации. Например, Каменев – камень, Горбулин – горб, Мыльников – мыло;
  • присвоить запоминаемому объекту название предмета из личной комнаты.

Лучшие упражнения для развития памяти взрослым

Чтобы научиться усваивать качественно и в короткие сроки новую информацию, можно прибегнуть к эффективным упражнениям:

  • ежедневное чтение книг, не менее 20-30 страниц в день, желательно читать продуктивную литературу;
  • гуляя на улице, можно пытаться запоминать номера автобусов и проезжающих машин;
  • каждый день необходимо учить 3-4 новых слова, например, из английского или французского языка;
  • решение сканвордов и кроссвордов;
  • можно общаться с друзьями, коллегами и запоминать их внешний вид, воспроизводя все детали после прощания.

Ассоциации

Работа с ассоциациями помогает в развитии образного мышления, которое довольно сложно даётся большинству людей. Данный приём даёт возможность запомнить самые разные вещи, связав их между собой. Важный принцип мнемотехники – сопоставлять хорошо знакомые вещи с теми, которые необходимо отложить в памяти.

Мнемотехника для развития памяти взрослым: упражнения, тренировка. Как развить, улучшить память и внимание человека. Игры, стихи

Если человек научится быстро и правильно составлять ассоциативные связи, он сможет качественно усваивать новую информацию, развивая работу головного мозга.

Отличный способ держать память в тонусе – работать с противоположными или совсем разными словами. Тренировки должны занимать примерно пол часа, далее следует такой же по времени перерыв. В момент отдыха нельзя смотреть телевизор, слушать музыку, так как мозгу необходим полноценный отдых.

Игры для развития памяти

Мнемотехника для развития памяти взрослым предусматривает не только упражнения, но и игры:

  • фуршет – на экране высвечиваются напитки и еда, с каждым шагом появляются новые элементы. Задача – найти объекты, которые ещё не появлялись;
  • числовой охват – суть игры заключается в запоминании, показываемых чисел. На экране появляется определённое число, необходимо правильно ввести заданные символы;
  • сложное скоростное движение – задача запомнить текущий предмет и сравнить его со следующим. Внизу есть 2 кнопки – да и нет. В игре постепенно увеличивается скорость и требуется быстро сравнивание фигур;
  • головоломки – пазлы – настольная игра. Для взрослых желательно выбирать большие наборы, где более 1000 элементов;
  • снежный ком – идея, которая хорошо подойдёт для большой компании. Люди становятся в круг и начинают называть свои имена. Сначала 1 человек, потом 2 человек называет предыдущее имя и своё, а следующий указывает ранее указанные имена и так далее. Потом добавляются фамилии, увлечения, города.

Большинство игр легко найти в интернете и позаниматься в режиме онлайн.

Звуки и вспомогательные объекты

Мнемотехника часто выручает при изучении Азбуки Морзе – представление букв, знаков препинания и цифр в виде последовательности тире и точек. Морзянку сложно выучить, поэтому каждый символ наделяется определённым звуком. Например, буква В напевается так — ви-даа-лаа. Для лучшего усвоения новых данных можно прослушивать аудиозаписи.

Тренировки по методу спецслужб

Бизнесменам и светским людям особенно важно общение с людьми, поэтому необходимо запоминать имена людей, их увлечения. Для этого необходимо ассоциировать имя и фамилию человека с какими-то образами, которые помогут легко запомнить информацию.

Важно обращать внимание на черты лица и делать аналогию. Чтобы картина получилась полной, общий образ требуется совместить с увлечениями. Например, человек любит играть в футбол. Тогда нужно предоставить его с мячом. Рекомендуются ежедневные тренировки для развития навыка.

Чтобы запомнить всю важную информацию из переговоров, потребуется в созданный образ ранее добавить ассоциации. В процессе деловой беседы стоит делать записки по основным моментам и фиксировать в своей памяти только главные пункты.

Для лучшего усвоения новых сведений, желательно найти причину, по которой всё необходимо запомнить. Если требуется отложить в памяти номер телефона, стоит каждой цифре дать необычную ассоциацию в виде слова или фразы.

Мнемотехника для развития памяти взрослым: упражнения, тренировка. Как развить, улучшить память и внимание человека. Игры, стихи

Человек часто забывает о будущих намерениях и планах, чтобы это исправить, необходимо развивать проспективную память. Для этого выбираются цели на день, которые гарантированно произойдут: поездка в гости, посещение магазина или встреча с другом. В течение несколько дней посчитываются выбранные мишени, потом выбирается другая цель.

Такая методика заставит реагировать внешние события, вспоминая намерения.

В развитии чувства времени поможет тренинг с секундомером: человеку нужно засечь время и заниматься своими делами, отсчитывая время, но не делая на этом акцента. Если в итоге ничего не получилось, упражнение начинается заново.

Постоянные записи в ежедневник и обращение к ним наладят систему, которая поможет вспоминать планы. Чтобы процесс работы был грамотным и спокойным, стоит создать себе правила. Иногда приходится отрываться от одного дела, переходя к другому. В таком случае рекомендуется откладывать в памяти факт незавершённости, чтобы мозг оставался в лёгком напряжении.

Мнемотехника – это интересная методика, необходимая для развития памяти взрослым и детям. Она помогает почти во всех сферах жизни, активирует работу головного мозга и решает проблемы современного общества.

Полезные видео и мнемотехнике, особенностях данной методики и упражнениях

Приемы и упражнения мнемотехники:

Метод Цицерона:

1 КОММЕНТАРИЙ
  1. Интересная техника! Особенно полезна при изучении иностранных языков.

    Ответить автору Павел

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ