Понятие восприятия, перцепции (лат. perceptio — чувственное познание) в психологии изначально рассматривалось как целостный образ предметов и явлений, сформированный непосредственно сигналами, полученными от различных рецепторов органов чувств — зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных.

Этот образ соединяется с мышлением и памятью, после чего становится осмысленным, а также получает возможность быть названным, то есть соединяется с речью. Нарушения восприятия предшествуют или сопутствуют различным психическим заболеваниям.

Определение

Первыми трактовку восприятия сделали структуралисты в 30-х годах прошлого века. Они считали, что восприятие — один из ключевых психических процессов и оно синтезируется на основании ощущений, полученных от различных объектов окружающего мира.

А также оно зависит от уже имеющегося жизненного опыта человека и состояния его психики в момент восприятия конкретного предмета или действия.

Практически одновременно со структуралистами возникло направление гештальт психологии. Её представители противопоставили структуралистам свою теорию о том, что восприятие – это не набор отдельных ощущений, а напротив, их целостность. Восприятие упорядочивает получаемые ощущения согласно уже сложившейся в нем определенной схеме и структуре — гештальту.

Гештальт формируется из близких по внешнему виду, интенсивности и свойствам предметов и событий. Немаловажно и наличие минимального временного интервала между ними.

Третьей теорией восприятия стала теория бессознательных умозаключений. Она утверждает, что восприятие зрительных объектов происходит во многом бессознательно и во многом зависит от степени мышечного напряжения зрительных мышц. Именно размер изображения предмета на сетчатке глаза и напряжение мышц позволяют определить удаленность и размеры объекта.Нарушение восприятия в психологии фонематического, зрительного, времени, цвета. Особенности у детей, взрослых, причины, симптомы, виды

В 1950-х годах Дж. Гибсон трактовал восприятие, как способ изучения окружающей среды с целью большей определенности и осознания нахождения собственного организма в определенном месте и времени, в окружении определенных объектов.

Виды

Нарушение восприятия в психологии зависит от многих факторов и уровней самого восприятия.

Есть несколько классификаций:

  1. По анализатору, от которого поступает информация, восприятие бывает нескольких модальностей:
  • зрительным (размеры, формы, цвета),
  • слуховым (в том числе речевое),
  • тактильным (расстройства ощущений давления, влажности, температуры),
  • обонятельным,
  • вкусовым (в том числе неспособность связывать определенный аромат с определенным вкусом),
  • кинестезическим.

При нарушениях работы какого-либо анализатора искажается или выпадает соответствующее ему восприятие.

  1. По способу существования — пространство, время и движение различают три соответствующих раздела восприятия.

Восприятие времени отражает скорость и последовательность, с которой предметы и события сменяются. Оно строится из:

  • восприятия темпа (скорость изменения и смены объектов), при нарушениях человек может не успевать фиксировать эту скорость и «зависать»,
  • восприятия ритма (оценка силы и частоты воздействия объектов), сбои этого восприятия усложняют повседневную «руинную» жизнь человека и привычные действия,
  • восприятия последовательности явлений (не просто характеризует объективные изменения предметов, но оно ещё связано с интеллектом и памятью человека), при нарушениях человек путается в происходящем.

    Нарушение восприятия в психологии фонематического, зрительного, времени, цвета. Особенности у детей, взрослых, причины, симптомы, виды
    Нарушение восприятия в психологии

Восприятие пространства – это оценка величин, форм, цветов и других свойств каждого предмета, взаимодействия между ними, расстояний. К нему относятся:

  • восприятие линейной перспективы (бессознательная оценка близости или дальности объекта),
  • восприятие размеров и форм предметов.

При нарушении этого восприятия чаще бывают зрительные расстройства.

Восприятие движения — это оценка изменения во времени и пространстве предметов, объектов и самого наблюдателя. В него входят:

  • тип движения
  • направление движения
  • форма движения
  • размах или амплитуда движения
  • продолжительность движения
  • скорость движения
  • равномерность, замедление или ускорение движения.

Затруднения с восприятием этих явлений могут приводить к дезадаптации в пространстве, особенно в условиях улицы, трудностям в выполнении работы.

  1. Уровни построения восприятия:
  • обнаружение предметов и явлений,
  • различение их с помощью сравнения отдельных составляющих,
  • идентификация объектов с теми, что уже присутствуют в памяти,
  • опознание их с помощью категоризации — поиска общих свойств и характеристик (сличение).

Первые 2 уровня относятся к уровню рецепторов и ощущений, они нарушаются при поражении различных анализаторов. Вторые 2 уровня задействуют сложные процессы в центральной нервной системе и страдают при её поражениях.

  1. Восприятия также могут быть организованными (это наблюдения, для которых также требуется волевой компонент) и неорганизованные (фоновые или случайные). При сложностях с концентрацией внимания и мотивации страдают организованные восприятия.
  2. Виды нарушений восприятия (сопутствуют психическим расстройствам):
  • гипостезия — уменьшение чувствительности и реакции на предметы, объекты и действия внешнего мира,Нарушение восприятия в психологии фонематического, зрительного, времени, цвета. Особенности у детей, взрослых, причины, симптомы, виды
  • гиперстезия — увеличение чувствительности к любым воздействиям,
  • агнозия — при сохранном сознании отсутствие узнавания предметов, объектов, частей своего тела (может быть речевая, зрительная, слуховая, письменная и др.),
  • иллюзии — ошибочное восприятие реально существующих объектов (например, искажение расстояний и перспективы, форм и размеров, изменение характера звуков или запахов и т.д.),
  • галлюцинации — восприятие реально не существующих предметов и объектов (видения, которые воспринимаются больным как реальные).

Симптомы, формы проявлений

Нарушение восприятия в психологии наиболее часто проявляются в виде неправильного восприятия пространства. Это может быть внешнее пространство (нарушения касаются работы зрительного или слухового анализаторов) или внутреннее (кожно-кинестезическое).

Наиболее часто проявляется агнозия.

Нарушение восприятия в психологии фонематического, зрительного, времени, цвета. Особенности у детей, взрослых, причины, симптомы, видыЗрительная агнозия не позволяет узнавать больным привычные предметы и объекты, как в реальности, так и на изображениях. Они путают людей и могут не различать мимику и эмоции. Предметная агнозия усложняет узнавание предметов в том случае, если отсутствует какая-либо деталь. Может возникнуть цветовая слепота — частичная или полная, приводящая к невозможности различать цвета.

Слуховая агнозия при нормальной работе слухового анализатора затрудняет определение привычных шумов, мелодий, звуков, а также силу и направление звуковых волн. Например, больные могут не узнать звук мотора автомобиля или шум поезда, не различать производимых животными звуков.

Очень большая групп расстройств восприятия речи, связанных со слухом и зрением называется афазия.

Она может быть моторная (затруднено воспроизведение речи, но сохранено понимание) или сенсорная (нарушено понимание речи при нормальном её словесном или письменном воспроизведении), по типу словесной глухоты (невозможность улавливать на слух речь, невозможность письма под диктовку), словесной слепоты (человек не может читать или различать цвета, но может говорить или воспринимать речь на слух). При тотальной афазии нарушаются все речевые функции.

Тактильные агнозии — астереогнозия (затруднение узнавания предметов наощупь без помощи зрения), соматогнозия (сложности с идентификацией собственного тела и его частей в пространстве, а также их самоопределением).

Вкусовые расстройства представлены агевзией (отсутствием вкусового восприятия), гипогевзией (понижением чувствительности к вкусам) и дисгевзией (искажение вкусового восприятия).

Подобные нарушения бывают при психических, неврологических заболеваниях, травмах и интоксикациях, а также при дисфункциональных состояниях анализаторов или центральной нервной системы (например, при стрессах, психических травмах, усталости).

Потеря чувства реальности происходящего, восприятие мира чужим и неестественным называется дереализация. Трудности в самоощущении, путаница в собственной личности — деперсонализация.

Нарушения восприятия времени встречаются гораздо реже. При этих состояниях люди не могут сориентироваться в ближайших минутах-часах, а длинные промежутки времени (годы, например), могут воспринимать как дни или часы.

Причины появления

Нарушение восприятия в психологии встречается часто и его причин может быть очень много.

К ним относятся:

  1. Дисфункциональные состояния центральной или периферической нервной системы:
  • психическая травма,
  • стресс,
  • хроническая усталость,
  • депрессия,Нарушение восприятия в психологии фонематического, зрительного, времени, цвета. Особенности у детей, взрослых, причины, симптомы, виды
  • бессонница,
  • вегетососудистая дистония.
  1. Нарушения кровообращения головного мозга или периферических анализаторов:
  • хроническая недостаточность мозгового кровообращения,
  • состояние после инсульта,
  • атеросклероз сосудов головного мозга,
  • атрофия зрительного нерва.
  1. Атрофические заболевания мозга, сопровождаемые деменцией — болезни Альцгеймера, Паркинсона, Пика.
  2. Интоксикации головного мозга, особенно алкогольная и наркотическая.
  3. Травмы головного мозга.
  4. Опухолевые образования головного мозга.
  5. Различные органические патологии, сопровождающиеся поражением структур мозга — нейроинфекции, сифилис, туберкулез, эпилепсия.
  6. Психические заболевания — шизофрения, биполярное аффективное расстройство, различные психозы и другие.

Психологические теории и школы

Нарушения восприятия изучали представители различных психологических направлений.

Они использовали разную теоретическую базу, а также практические методики.

  1. Первыми возникло учение структуралистов. Ими стали И. Мюллер, Г. Гельмгольц, Э.Геринг и Э. Б. Титченер. Они считали, что целостный образ предмета в сознании человека формируется из сочетания ощущений, полученных от различных анализаторов.

Методика структуралистов называлась аналитической интроспекцией. С ее помощью они изучали именно ощущения — «кирпичики», из которых строится восприятие. Они раскладывали один образ на отдельные воспринимаемые части и изучали их в естественных условиях. И заметили, что при сходных ощущениях ассоциативным путем формируется объединенное восприятие разных предметов.

  1. Критиками структуралистов стали гештальт-психологи. Яркими представителями были М. Вертхаймер, В. Келлер и К. Коффка. По их мнению, человек воспринимает предметы, объекты и ситуацию в целом, как бы единым комплексом внешних раздражителей. Их методика называлась феноменологической, когда человеку предлагалось описывать полный комплекс своих ощущений. При этом при сходно воспринимаемых ситуациях считалось, что процессы в головном мозге происходят похожие. Также гештальтисты считали все способности к ощущениям врожденными.
  2. Экологическую теорию восприятия предложил Дж. Гибсон. Согласно ей, окружающая среда активно исследуется человеком с помощью активного поиска человеком сигналов из внешнего мира. Именно потоки раздражителей и порождают ощущения, которые формируют восприятие. Само восприятие трактуется как средство адаптации человека к внешнему миру.Нарушение восприятия в психологии фонематического, зрительного, времени, цвета. Особенности у детей, взрослых, причины, симптомы, виды
  3. В 1961 г Ж. Пиаже, работая с детьми, пришел к выводу, что восприятие — это развиваемое в течение всей человеческой жизни свойство психики. С помощью него человек постепенно учится выделять и находить общие детали от поступающих ощущений, а также управлять своими движениями в соответствии с полученной информацией.

Диагностика

Нарушение восприятия в психологии и психиатрии приходится выявлять у многих пациентов. Их широко применяют врачи-психиатры и психологи. При этом используются различные способы и тесты, которые зависят от исследуемого типа восприятия.Нарушение восприятия в психологии фонематического, зрительного, времени, цвета. Особенности у детей, взрослых, причины, симптомы, виды

Нарушения зрительного восприятияПациентам показывают фотографии, рисунки (в том числе с недорисованными контурами, перечеркнутые), а также проверяют способность узнавать известные места, строения, лица. Также применяют прожективную методику ТАТ (включает несколько сюжетных картинок, которые должен описать испытуемый), матрицы Равена (помогает проверить способность к концентрации восприятия и внимания) и тест «Вырезы» (на двух половинах страниц дополняющие друг друга части фигур, которые испытуемый должен правильно подобрать)
Нарушения слухового восприятияПроверяют узнавание известных мелодий и ритмов, бытовых шумов, звуков, издаваемых животными
Нарушения тактильного восприятияИспытуемые без помощи зрения определяют положение своего тела или пальцев в пространстве, узнают предметы наощупь, описывают поверхности и формы
Нарушения восприятия пространстваИсследуемые определяют верх-низ и право-лево на картинках, показывают умение пользоваться компасом, картами, схемами, ориентироваться и составлять маршруты в помещении и по городу
Иллюзии и галлюцинацииИх зачастую заметно при общении с больным или по его поведению в одиночестве или с другими людьми. Для уточнения проводится ряд проб:

  • Диагностика сенсорной возбудимости — больным предлагают различные варианты сочетания геометрических фигур, картинки, создающие обманы зрения.
  • Проба Ашафенбурга — больному дают отключенный телефон и предлагают поговорить.
  • Проба Липмана — при надавливании на глазные яблоки происходит стимуляция зрительного анализатора и больной описывает что видит.
  • Проба Рейхардта — пациент описывает что видит на чистом листе бумаги.

Можно ли излечить и как

Для улучшения состояния пациентов с нарушениями восприятия можно применять методики психотерапевтического воздействия, в основном в рамках индивидуальной терапии. При отсутствии органических поражений головного мозга они могут дать и самостоятельный эффект, но чаще используются в качестве дополнения к психофармакологической терапии.

Клиентцентрированная терапия

Идея принадлежит К. Роджерсу. Она заключается в том, что человек прислушивается к мнению того, кого доверяет. Поэтому психолог, проявляя сочувствие, эмпатию и умение активно слушать вызывает понимание у пациента. После этого тот более склонен пересматривать свои установки и мотивы, менять поступки и поведение. Цель этой терапии — развитие самоактуализации и самопереживания, выявление своих проблем и нарушений.

Арт-терапия

При расстройствах восприятия очень эффективна арт-терапия, особенно групповая. Её можно подобрать так, чтобы максимально задействовать «пострадавший» анализатор. Например, зрение или слух. Занимаясь различными видами творчества, человек анализирует свои возможности, а также выявляет проблемы восприятия. Регулярные занятия фактически тренируют органы чувств, улучшая их работу.Нарушение восприятия в психологии фонематического, зрительного, времени, цвета. Особенности у детей, взрослых, причины, симптомы, виды

Например, при сложностях слухового восприятия, можно читать вслух или слушать чтение книг, можно исполнять музыку или петь. Для коррекции восприятий зрения или пространства нужно много рисовать — картины, схемы, карты, абстракции, в пространстве помогают ориентироваться танцы. А лепка, скульптура, гончарное искусство могут исправить тактильные расстройства.

Телесно-ориентированная терапия

Её истоки лежат в китайской медицине и основным способом влияния на психику и физическое состояние считается избавление от стресса и расслабление. Способов достичь расслабления много, часто используются электронные приборы, массаж, иглоукалывание. При полном расслаблении мышц происходит облегчение движения энергии, крови, спинномозговой жидкости, улучшаются обменные процессы. Наряду с этим становятся более возбудимыми органы чувств, улучшается восприятие.

Когнитивная терапия

Направлена на исправление проблемного поведения и может быть эффективна для коррекции нарушений восприятия на фоне стресса, депрессии. Планирование и пошаговое исполнение рекомендаций врача приводит к улучшению адаптации человека в социуме и снятию стресса.

Психодинамическая терапия

Подразумевает длительные поиски в прошлом пациента травмирующих его ситуаций или событий, приведших к имеющимся нарушениям и болезням. Постепенное выявление вытесненных мотивов и желаний, их актуализация, как бы снимают бллоки с поведения и органов чувств пациентов.

Пет — терапия

Общение с различными животными помогает улучшить работу органов чувств, улучшает эмоциональный фон и самочувствие пациентов. Наибольшего эффекта дает контакт с лошадьми, дельфинами, а также кошками и собаками.

Нарушения восприятия — очень часто встречаемое расстройство в психологической практике, а также при самых различных заболеваниях и функциональных состояниях. Важно вовремя полностью их выявить и начать коррекцию наряду с лечением основного заболевания.

Автор: Наталья Калегова

Видео о нарушении восприятия

Лекция о нарушениях восприятия:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ