Нарушения памяти в психологии. Что это такое кратко, индивидуальные особенности у детей, подростков

Когнитивные нарушения – это субъективно воспринимаемые или объективно наблюдаемые нарушения высших мозговых функций вследствие органической патологии мозга. Подобные нарушения негативно влияют на процесс получения знаний, работу, быт и общение с окружающими.

В психологии память относится к когнитивным функциям; ее отклонения отражаются на способности сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Причины этого могут быть связаны с множеством факторов, поэтому очень важно при обнаружении признаков нарушения памяти своевременно обратиться к специалисту и предотвратить развитие более тяжелых болезней.

Общая информация

Нарушения памяти в психологии – это вид когнитивных нарушений, симптомы которых включают в себя жалобы на снижение памяти или умственной работоспособности. Относительно проблем с памятью, отклонения отражаются на сохранении, поиске и установлении функциональных связей между информацией о событиях и объектах.

Память тесно связана с:

  • речью;
  • мышлением;
  • восприятием;
  • эмоциями;
  • произвольными действиями.

Память — это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации. Качество запоминания обусловлено вниманием человека к объекту записи. Противоположным акту запоминания является забывание, которое служит важным условием запоминания, поскольку оно разгружает центральную нервную систему, освобождая место для новых связей.

Память определяется работой всего головного мозга, но в первую очередь — это биологический феномен, обусловленный деятельностью органов чувств. Человеческая память представляет собой бесконечно более сложный механизм — это функция мозга, нейронная активность которого позволяет фильтровать, сохранять и уничтожать воспоминания.Нарушения памяти в психологии. Что это такое кратко, индивидуальные особенности у детей, подростков

Нарушения памяти бывают настолько характерными, что могут служить важнейшим диагностическим критерием в распознании некоторых острых и хронических психических заболеваний. Некоторые отклонения в запоминании, хранении и воспроизведении информации могут говорить о наличии процессуального психического заболевания и различных вариантах слабоумия (деменции).

Процесс восстановления воспоминаний и памяти в целом очень сложный. Лечение должно основываться на устранении причины возникновения амнезии. Для избавления от симптома проводится терапия первичного заболевания. На фоне лечения основного лечения, могут быть назначены препараты, положительно воздействующие на мозговую деятельность.

К таким медикаментам относят:

  • витамины группы В;
  • ноотропные вещества;
  • антиоксиданты;
  • нейропротекторы.

Работа памяти обусловлена деятельностью нервных клеток — нейронов. Для предотвращения нарушений памяти рекомендуется также регулярно укреплять нейронные связи с помощью заучивания нового материала и его использования, например, с помощью заучивания стихотворений.

Также запоминание можно улучшить, если постепенно повышать сложность усваиваемого материала и с интервалами повторять его.

Что влияет на запоминание, индивидуальные особенности

Нарушения памяти характеризуются отклонениями в прочности запоминания. В психологии это определяется продолжительностью сохранения информации и готовность ее воссоздать в нужный момент. Каждому человеку присущи свои индивидуальные особенности памяти, которые обусловлены высшей нервной деятельностью.

Эффективность запоминания и хранения информации складывается из 3 показателей:

  • лабильность;
  • сила;
  • уравновешенность.Нарушения памяти в психологии. Что это такое кратко, индивидуальные особенности у детей, подростков

Например, людям с устойчивой нервной системой легче использовать свои способности в запоминании и воспроизведении информации в трудных условиях, а также запоминать сложный и логически не связанный материал. Лабильная нервная система дает большую производительность памяти.

Людям с повышенной возбудимостью больше запоминается вербальный материал, когда склонные к торможению индивиды более склонны к хранению и воспроизведению наглядной информации.

Темперамент также оказывает влияние на запоминание:

  • Сангвиник. Запоминание быстрое, но не устойчивое, артистичное воспроизведение информации перед аудиторией.
  • Флегматик. Запоминание медленное, но более устойчивое, констатирование фактов без особых эмоций.
  • Меланхолик. Запоминание динамичное, устойчивое, но уязвимое относительно внешних факторов.

Наличие внутренних ресурсов и способность к работе в данный момент времени также определяют индивидуальные особенности запоминания. Важное значение играют различия в видах представления информации, которые могут способствовать улучшению или ухудшению запоминания у каждого человека.Нарушения памяти в психологии. Что это такое кратко, индивидуальные особенности у детей, подростков

Например, одному человеку привычнее закреплять в памяти образную информацию, представленную в изображениях, цветах, таблицах и графиках, а другому – словесную логическую, представленную в понятиях, определениях и числах.

Возрастные особенности

Нарушения памяти в психологии – это явление, относящееся к когнитивным нарушениям. Легкая степень нарушений преобладает у более молодых пациентов. Отклонения развиваются в самых ранних стадиях органических неврологических заболеваний.

При этом страдают скорость обработки информации и способность переключаться с одного вида деятельности на другой. Пациенты жалуются на замедленность мышления и реакции, что нередко мешает им в профессиональной деятельности.

Жалобы на снижение памяти, внимания, умственной работоспособности нередко предъявляют молодые пациенты на приеме у терапевта или невролога.

Субъективные жалобы больных с ухудшением памяти связаны с невротическими расстройствами, связанными со стрессом, и соматоформными расстройствами в виде повышенной тревожности или снижения фона настроения. Также у молодых людей особенно велика вероятность легких депрессивных нарушений при наличии жалоб на снижение памяти.

Наиболее частыми ранними жалобами являются:

  • трудности в запоминании имен;
  • проблемы с тем, чтобы вспомнить местонахождение каких-либо предметов;
  • проблемы с организацией встреч и событий (человек о них забывает);
  • трудности с своевременной оплатой счетов.

Самыми частыми заболеваниями, вызывающими нарушение памяти и других когнитивных (познавательных) функций у людей пожилого и старческого возраста, являются болезнь Альцгеймера, сосудистые заболевания головного мозга и смешанные формы, представляющие собой сочетание обоих патологических процессов.

В большинстве случаев процесс нарушения памяти спровоцирован возрастными изменениями в структуре головного мозга и нервной системы.

Их может вызвать сахарный диабет, неправильное питание, строгие диеты. Процесс у каждого человека развивается индивидуально, но является необратимым. Иногда неприятное состояние обостряется после перенесенного стресса, депрессии, инсульта.

Наиболее эффективными средствами для лечения когнитивных нарушений, обусловленных эмоциональными расстройствами, являются психотропные препараты, особенно антидепрессанты.

Однако наличие многочисленных нежелательных побочных эффектов, поведенческой токсичности, организационные трудности при выписывании этих средств врачами общей практики и неврологами и нежелание пациентов принимать препараты этого класса объясняют их редкое использование с целью улучшения когнитивных функций.

Виды нарушения памяти

Нарушения памяти в психологии – это расстройства, негативно воздействующие на память, высшую психическую функцию, включающую в себя комплекс когнитивных способностей: запоминание, хранение и воспроизведение.Нарушения памяти в психологии. Что это такое кратко, индивидуальные особенности у детей, подростков

Согласно одной из распространенных классификаций, нарушения памяти разделяются на 3 группы:

  • дисмнезия;
  • амнезия;
  • парамнезии.
Название группы видов

Виды и их описание

Дисмнезия Дисмнезия — обобщенное название нарушений, при которых снижаются возможности запоминания и уменьшаются запасы памяти. К данному виду нарушений относится гипермнезия и гипомнезия. Гипермнезия — это кратковременное обострение памяти. Может проявляться в маниакальных состояниях, когда происходит обострение памяти на текущие и прошлые впечатления у маниакальных пациентов. Гипомнезия — снижение разных форм и видов памяти, нередко прогрессирующее с различной скоростью до степени амнезии, включая системную.
Амнезия Амнезия — расстройства, выражающиеся в частичной или полной утрате способности воспроизводить информацию, полученную в прошлом. Виды амнезии:
  • антиретроградная амнезия. Нарушение памяти о событиях после начала заболевания;
  • ретроградная амнезия. Нарушение памяти о событиях, предшествовавших приступу заболевания либо травмирующему событию;
  • фиксационная амнезия. Неспособность запоминать, хранить и воспроизводить новую информацию, а также фиксировать в сознании текущие события и события недавнего прошлого;
  • прогрессирующая амнезия. Постепенное ослабление памяти;
  • тотальная амнезия. Выпадение из памяти всей информации, которая только была у больного, включая даже сведения о себе;
  • истерическая амнезия – вид амнезии, при котором из памяти выпадают лишь отдельные неприятные события и факты, психологически неприемлемые для больного;
  • диссоциативная амнезия, при которой пациент утрачивает память на события в основном личного характера. Диагностические критерии для установления данного диагноза следующие:
  1. характерная «конверсия» – трансформация в симптомы неприятного аффекта, порожденного конфликтной ситуацией, которую больной не в состоянии разрешить;
  2. частичная или полная утрата памяти на прошлое, осознания собственной личности и собственных ощущений;
  3. «психогенный» характер расстройства, напрямую связанного с конфликтной ситуацией, которая была объективно доказана, даже если она отрицается больным;
  4. внезапные начало и регресс, объем амнезии варьируются день ото дня.
Парамнезия Парамнезия характеризуется провалом памяти, который замещается ложной информацией. К этому виду нарушений относятся:
  • конфабуляции — ложные воспоминания с убежденностью в их истинности, реальности;
  • псевдореминисценции — нарушение памяти, выражающееся в создании ложных воспоминаний или искажении действительных. При псевдореминисценции события, которые на самом деле имели место, перемещаются во времени;
  • криптомнезии — такое расстройство памяти, когда человек забывает источник той или иной информации. Например, какая-то ситуация произошла с ним в реальности или только во сне.

Во время клинических нарушений необходимо различать декларативную и процедурную память. Первый вид представляет собой произвольное запоминание событий и объектов.

Процедурная память характеризуется запоминанием:

  • действий;
  • навыков;
  • привычек;
  • условных способов поведения.

Причины у детей, подростков, взрослых

Нарушения памяти в психологии – это расстройство, относящееся к нарушениям когнитивных функций. Они могут возникать при острых и хронических заболеваниях центральной нервной системы (ЦНС).

К заболеваниям ЦНС, при которых может нарушаться память, относятся:

  • Острые нарушения мозгового кровообращения (инсульты). Выраженные нарушения памяти возникают при обширных инфарктах и кровоизлияниях, а также при относительно небольших инфарктах, расположенных в функционально значимых зонах, при очагах разных размеров, расположенных в лобных долях, теменно-височно-затылочных областях мозга.
  • Хронические сосудистые заболевания головного мозга, особенно в форме болезни Бинсвангера, довольно редкой патологии головного мозга, при которой у человека поражается белое вещество, что ведет к утрате способности передвижения и деменции (слабоумию).
  • Болезнь Альцгеймера и другие прогрессирующие атрофические заболевания головного мозга (деменция). Нарушение памяти на текущие события часто является самым первым симптомом болезни Альцгеймера, когда еще сохранено критическое отношение к своему состоянию и осознание своего дефекта. С такими жалобами больной прежде всего обращается к неврологу.Нарушения памяти в психологии. Что это такое кратко, индивидуальные особенности у детей, подростков
  • Психические и умственные нарушения при гипотиреозе, в основе которого лежит недостаточная выработка гормонов щитовидной железы, играющих важную регуляторную роль в процессах тканевого дыхания и синтеза белков. Гипотиреозом страдает 2–6% населения в возрасте старше 60 лет, он в 4–8 раз чаще встречается у женщин.
  • Дегенеративный процесс в мозгу, симптомы и признаки которого возникают на фоне злоупотребления алкоголем (алкогольные энцефалопатии). Среди них нарушение памяти наиболее ярко выражено при синдроме Корсакова. Для него характерно резкое снижение памяти на текущие события (при относительно сохранной на отдаленные события и профессиональную память) в сочетании с периодами, когда воспоминания о реальных событиях прошлого относят к настоящему.
  • Синдром Хакима-Адамса, который относится к неврологическому заболеванию, при котором расширяется желудочковая система в головном мозге, на фоне чего внутричерепное давление не повышается, а спинномозговая жидкость нормально не циркулирует. Это заболевание, характеризуется нарушением ходьбы, когнитивными нарушениями, включающими прогрессирующее снижение памяти, и тазовыми расстройствами.

У детей и подростков нарушения памяти могут возникать также в результате:

  • психофизических состояний, как следствие стрессов и переутомления, соматических заболеваний;
  • черепномозговых травм;
  • дефиците витаминов (В1, В12, никотиновой и фолиевой кислоты);
  • психических заболеваний;
  • задержка психического развития, аутизм;
  • синдрома Дауна.

У детей нарушения памяти могут встречаться из-за негативного комплексного воздействия нескольких факторов.

Среди них могут быть:

  • неблагоприятная обстановка в детском саде, школе или в семье;
  • синдром с повышенной утомляемостью, раздражительностью и нервной возбудимостью;
  • часто протекающие ОРВИ;
  • болезненное состояние, возникающее при недостаточном поступлении в организм витаминов по сравнению с их расходованием.

Нарушения памяти – это опасный симптом серьезного заболевания или часть расстройства когнитивных функций человека. В психологии данное отклонение достаточно опасно ввиду его негативного влияния на профессиональную, общественную и бытовую деятельность человека.

Нарушение важно обнаружить на ранних стадиях развития, чтобы вовремя начать комплексное лечение и предотвратить развитие других не менее опасных болезней.

Видео о нарушении памяти

Про нарушение когнитивных функций:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Здоровье взрослых и детей. Инструкции по применению препаратов, средств, советы, консультации врачей, специалистов
Добавить комментарий

Lazer kesim Abkant büküm Lazer kesim fiyatları Akbant büküm fiyatları Lazer kesim sac Akbant büküm sac Akbant büküm metal Lazer kesim cnc Akbant büküm cnc Lazer kesim krom Lazer kesim paslanmaz çelik Akbant büküm paslanmaz çelik Lazer kesim alüminyum Akbant büküm alüminyum Lazer kesim ankara Lazer kesim istanbul Dijital reklam ajansı Sosyal medya reklam ajansı Google Ads ajansı Reklam ajansı fiyatları En iyi reklam ajansı Türkiye'deki reklam ajansları Reklam ajansı