В жизни каждого человека особую роль играет память: как на работе, так и при обучении. В психологии принято выделять произвольный и непроизвольный вид запоминания, первый из которых является основополагающим в развитии личности. Это дает возможность эффективнее усваивать информацию и взаимодействовать с обществом.
Понятие произвольной памяти в психологии
Память представляет собой вид умственной деятельности человека, которая характеризуется такими навыками, как:
- накопление;
- сохранение;
- применение получаемой информации из внешних источников.
На основании различных психоэмоциональных аспектов, в психологии принято квалифицировать память на различные типы, в том числе — произвольный и непроизвольный.
Произвольная память в психологии – это процесс сознательной характеристики, который позволяет добиться желаемой цели исходя из осознанной постановки самой проблемы и дальнейших действий для ее реализации. Такая память ставит перед собой задачу к специальному обучению, заучиванию определенной информации. Сам процесс запоминания и дальнейшего воспроизведения является специальным, ранее продуманным действием.
Произвольное запоминание определяется обязательной постановкой четкой цели для запоминания той или иной информацию. Такое явление позволяет продвинуться человеку в умственном развитии, профессиональной деятельности, то есть — обучиться самому необходимому.
Произвольная память от непроизвольной классификации отличается тем, что любое запоминание и дальнейшее воспроизведение в психологии человека, характеризуются отсутствием специальных целей или методик, помогающих выучить предполагаемый предмет. В этом случае все происходит неосознанно и не контролируется самим человеком.
История изучения произвольной памяти
Одним из наиболее ярких примеров изучения произвольной памяти является деятельность отечественного психолога П.И. Зинченко, который в 1961 г. проводил ряд исследований, направленных на изучение феномена.
В проводимом эксперименте, неожиданно для всех испытуемых, профессор психологии попросил вспомнить все то, что они могли запомнить по дороге на работу.
Исследования показали, что подопытные чаще всего запоминали:
- чем занимались (но не то, о чем думали или мечтали);
- что препятствовало или способствовало достижению желаемой цели;
- что-то необычное или странное;
- нечто такое, что не было никак связано с имеющимся кругом знаний.
Автор начал сравнивать продуктивность и эффективность запоминания непроизвольного типа исходя из одинаковой информации для всех. При этом учитывалось то, насколько важен материал испытуемому исходя из целей, мотивов или методов выполнения задачи.
Путем исследования, психолог получил объективный результат о том, что информация, которая связана с психологической цепочкой в сознании, запоминается куда лучше, чем тот материал, который никак не относится к условиям достижения цели.
В 60-х годах была подробно изучена взаимосвязь мнемических средств и эффективности различных организационных вопросов, в том числе — качества запоминания. Советский психолог А.А. Смирнов, рассматривающий развитие мнемической функции у человека, подчеркнул, что при обучении особо важно наличие внешних систематизированных методик, которые присущи произвольному запоминанию.
Само понятие «внутренняя и внешняя память» начало активно популяризироваться А.Н. Леонтьевым, в 1972 г. При помощи термина, профессор смог описать процесс подключения внешних средств, что косвенно влияет на эффективность запоминания.
В. Я. Ляудис в 1976 г. указал на то, что в процессе развития запоминания у детей, внешние проявления изначально применяются с целью обозначить внешнюю регуляцию внутреннего психологического плана и имеющихся представлений. Только после этого, личность ребенка может проявлять регуляторную способность к запоминанию и припоминанию.
Этапы овладения произвольными формами памяти
Произвольная память в психологии – это процесс, который формируется на основании интеллектуального развития ребенка. Развивается еще в дошкольном возрасте, при этом начальные проявления заметны во время проведения сюжетных или ролевых игр.
Основные предпосылки формирования произвольного запоминания у дошкольника:
- высокая активность и частое участие в играх;
- развитие коммуникативных навыков, которые помимо общения, позволяют взаимодействовать с воображаемыми предметами;
- совершение разных действий, которые связаны с моментами из прошлого или будущего. К примеру, когда необходимо рассказать о чем-то, что уже прошло или выполнить определенное задание не в настоящее время, а немного позднее.
Изначально ребенок обучается таким предпосылкам при помощи наблюдения за взрослыми, постепенно перенимая опыт и знания. Наиболее важной составляющей произвольного запоминания является участие в играх.
В процессе самой игры, ум ребенка развивается быстро, приобретаются необходимые навыки и умения. Игры словесного типа, помимо улучшения речевого аппарата, способны развить память и мышление. В то же время, дидактические игры учат пошаговому следованию правилам или инструкциям.
Овладение непроизвольным мышлением включает 3 этапа:
- Подсказки от взрослого, который сможет повторить, рассказать или пересказать. Сюда же относятся различные наводящие вопросы типа «Что было дальше?», которые помогут ребенку эффективнее обучаться, связывая материал с основной задачей запоминания.
- Выявление задач, которые обучают вспоминанию и запоминанию информации.
- Детское осознание о необходимости развития специальных методов запоминания.
Произвольное запоминание формируется еще в процессе взросления, — когда ребенок постепенно учится действиям, способствующим лучшему восприятию информации, а также ее удержанию в памяти. Подобные навыки позволяют воспроизводить полученные данные с большей точностью. Такой процесс формирования заканчивается приблизительно к 13-15 годам.
Обучение ребенка в школе в значительной степени повышает скорость усвоения работы произвольной памяти, которая приобретает все больший смысл. Так, при учебе, растет количество получаемых данных, которые нужно запоминать. При этом ребенок обращает внимание на то, что информация не всегда показывается так же ярко и наглядно, как этого бы хотелось.
Для наиболее разностороннего развития, недостаточно запоминать лишь то, что нравится. Обучение предмета, который ребенок не любит, способствует не только повышению навыка запоминания, но и в достаточной степени совершенствует силу волю и концентрацию.
Совершенствование произвольного запоминания и его активного использования на практике особо важны для интеллектуального развития ребенка, включая способность к быстрому приобретению умения логически мыслить.
Произвольная модально-специфическая память у детей и подростков при разных типах дизонтогенеза
Произвольная память в психологии – это одна из наиболее изученных и важных функций в развитии ребенка. Исследовательская деятельность отражала важность логического мышления наряду с мнестическим процессом.
Усилиями В.В. Лебединского были выявлены 6 типов психиатрического дизонтогенеза, которые влияют на качество когнитивных процессов у ребенка.
Так, развитие умственных способностей может характеризоваться следующими характеристиками:
- задержанное;
- дефицитарное;
- искаженное;
- поврежденное;
- дисгармоничное;
- недоразвитость.
Психологами были проведены тесты, исследующие качество произвольной памяти у детей в сравнении с различными отклонениями в развитии. На данный момент становится популярной нейропсихологическая теория, которая объясняет наличие нарушений у ребенка, исходя из плохо развитой модальной памяти. Это же влияет на общую успеваемость в школе.
Цель практически всех исследований — это изучение свойств произвольного запоминания у детей, которые отличаются между собой исходя из типов психологического развития.
В рамках тестирования, психологи преследовали следующие цели:
- сопоставление показателей произвольной памяти слухового и зрительного типа, включая характер удержания и заучивания у тех детей, которые страдали шизофренией или различными органическими расстройствами;
- определение взаимосвязи между организацией обучения при помощи стимулов и эффективности запоминания вербальной информации в разных группах;
- проведение сравнительных тестов произвольной, непроизвольной, тактильной и зрительной памяти у детей;
- реализация сравнительного анализа свойств и параметров, которые учитывали бы пол или возраст испытуемых.
Гипотезы, которые ученые пытались доказать или опровергнуть:
- уровень развития произвольной памяти у ребенка тесно связан с наличием когнитивных или психических отклонений;
- отдаленные или слабо выраженные смысловые образы могут влиять на симптоматику психически нездорового ребенка;
- модальная память способна по-разному влиять на успешность самого запоминания у ребенка с каким-либо отклонением.
Таким образом, ученые могли отследить достаточно большую выборку испытуемых, каждый из которых отличался исходя из диагностированного заболевания. Наиболее частыми психическими болезнями стали шизотипическое расстройство и шизофрения. Также учитывалось лечение больного в психиатрической лечебнице.
Результаты
Проведенная исследовательская практика позволила сделать ряд выводов, которые относятся к уровню модально-специфического запоминания у детей.
Учеными были обнаружены следующие особенности:
- Качество произвольного запоминания выше у детей без психических отклонений, в то время как большие шизофренией отличались резидуально-органическими расстройствами мышления.
- Все исследуемые группы начинали лучше воспринимать и изучать материал после введения различных стимулов, усиленных ассоциаций и упрощений.
- Введение различных связей между ассоциациями, исходя из их смысловой нагрузки, неодинаково повлияло на уровень запоминания информации. Усложнение задачи дало возможность дифференцировать ребенка с ненормативными нарушениями в развитии.
- Дети, диагнозом которых является шизотипическое расстройство, выполняли задание приближенно к нормативным показателям, в то время как ребенок с шизофренией оперировал данными намного хуже.
- Специфическое или тактильное запоминание оказались наиболее сложными в исследуемых группах. Для того чтобы запомнить информацию эффективнее всего, подходило зрительная или слуховая память.
- Были обнаружены различные несоответствия в отдельных компонентах памяти непроизвольного типа у больных и здоровых детей по признакам разных полов.
Также ученым удалось выявить наличие организации при помощи стимулов, которые влияют на процесс произвольного запоминания, исходя из наличия или отсутствия когнитивного дизонтогенеза. Подобное тестирование позволяет опознать ребенка с нарушениями в развитии, поскольку его память и воспроизведение информации не отличаются высокой эффективностью.
Развитие произвольной памяти
Развитие произвольной памяти у дошкольников следует начинать как можно раньше, постоянно совершенствуя и практикуя различные техники. Помимо педагогического обучения, к этому процессу нужно подойти и родителям.
Наиболее популярные и эффективные игры для совершенствования памяти у детей:
Название | Описание |
«Картинки» | Ребенку на короткий промежуток времени показывается определенное изображение. После этого картинка забирается, взрослый просит описать то, что удалось запомнить, — в максимально подробных деталях. |
«10 отличий» | Помимо классического проведения техники, что характеризуется поиском отличий между одновременно расположенными картинками, задачу можно усложнить. Так, сначала следует показать одно изображение, после чего — второе. Затем необходимо попросить ребенка указать на отличия. |
«Портрет» | Может проводиться как родителем, так и педагогом или участником образовательной группы. Необходимо показать ребенку определенного человека, после чего зайти за ширму, дверь или просто отойти, изменив при этом какой-либо элемент образа. После чего — вернуться к ребенку и спросить про то, что было изменено в обличии. |
«Описание» | После успешной прогулки, родитель может вместе с ребенком вспомнить различные детали по пути домой. Так, дошкольник может указать на необычного человека, проходящего мимо, или же интересный объект. После этого необходимо называть различные детали обозреваемого предмета. Чем больше таких подробностей — тем лучше для памяти. |
«Попробуй повторить» | Для этой игры берутся счетные палочки, спички, бусы или любые другие предметы. Взрослому необходимо выложить из них любую композицию, после чего — дать несколько секунд ребенку для запоминания. Затем дошкольник должен повторить композицию в максимально подробных деталях. |
«Зоопарк» | Взрослый выкладывает определенное количество мягких игрушек, — от 3 до 7. На протяжении 30 сек. ребенку дается возможность запомнить их расположение, после чего дошкольник разворачивается спиной. В это время взрослый меняет игрушки. Задача — рассказать то, что изменилось. |
Помимо развития произвольной памяти, вышеописанные игры совершенствуют навык внимания, концентрации и в некоторых случаях — усидчивости. Главное, как можно чаще практиковать различные техники, совершенствуя их при необходимости.
Упражнение «Воображение»
Основная цель упражнения — запомнить слова, высказанные взрослым при помощи их образной зарисовки на бумаге. После чего необходимо их повторить, глядя на рисунок. Главное — проговаривать как можно больше предметов для того, чтобы ребенок акцентировался на визуальной составляющей.
Упражнение включает несколько этапов:
- Даются простейшие слова: стол, человек, стул, солнце.
- К сказанным словам добавляется прилагательное: старый стол, высокий человек, яркое солнце.
- Слова усложняются различными абстракциями: грусть, радость, сказка.
Количество высказываемых слов должно увеличиваться постепенно. Упражнение можно усложнить путем создания образов при помощи счетных палочек. Подобные трудности позволяют наиболее эффективно развить память.
Упражнение «Рисунок по памяти»
Упражнение позволяет развить не только качество запоминания, но и концентрацию. Для его выполнения необходимо дать ребенку карандаш и лист бумаги. Взрослому следует показать в течение 30 с любой рисунок, после чего — попросить дошкольника его запомнить и перерисовать.
Желательно, чтобы изображения рисовались простым карандашом. Для начала подойдут обычные геометрические фигуры, после чего рекомендуется усложнять задание — увеличить количество и сложность рисунков, показывать цветные картинки и абстракции.
Упражнение «Оживление»
Цель упражнения — совершенствование слуховой и зрительной памяти. Следует показать ребенку любое животное, после чего предложить оживить его в голове. После этого дошкольник должен рассказать о том, что было в его представлении.
Ребенку необходимо описать самое животное, включая то, чем оно занимается. В случае, если данное упражнение будет слишком сложным, можно прибегнуть к визуальным карточкам. Помимо животных, ребенку можно показывать разнообразные предметы.
Упражнение «Разноцветная лестница»
Для этого упражнения необходимо наличие 5 разноцветных карт. В течение 10 сек. ребенок должен их внимательно рассмотреть, после чего запомнить последовательность цветовой палитры. Затем карты закрываются бумагой или любым другим предметом.
После этого взрослый предлагает дошкольнику закрыть глаза, мысленно представляя расположение карт. Ребенку необходимо наиболее точно перечислить их, в соответствии с тем, где именно находятся цвета. Заключительным этапом является проверка ответа с исходным изображением.
Так как психология человека не ограничивается простыми упражнениями и играми, помимо них, развить произвольную память помогут: правильный режим дня, физические нагрузки и полезный рацион питания. Порционное потребление пищи, богатой нужными аминокислотами и микроэлементами, а также хороший 8-часовой сон — это лучшие спутники эффективного запоминания информации.
Видео о произвольной памяти
Произвольная память: