В психологии для изучения личности человека и выявления его проблем используется множество различных способов. Один из самых распространенных — это психоанализ. Основатель его теории и разработчик практических методов австрийский врач-невролог Зигмунд Фрейд.
Именно он, работая во Франции и в Вене, в конце XIX века произвел «революцию» на стыке медицины и психологии, выпустив «Введение в психоанализ».
Определение
Психоанализ по Зигмунду Фрейду, это очень важная часть в психологии, её фундамент. В его трудах есть много определений психоанализа — это средство для самопознания и исследования, способ осознания бессознательного, инструмент для духовных и нравственных изысканий, а также методика для лечения различных психических заболеваний и избавления от переживаний.
Именно множественность определений психоанализа Фрейда позволила в дальнейшем создать различные его трактовки. Так как теория и практика психоанализа были продолжены, развиты и критикуемы большим количеством исследователей, практически каждый из них дал свое толкование и определение психоанализу.
Например, доктор А. Адлер, коллега Фрейда и глава института психоанализа создал свою его версию — индивидуальную психологию. Он считал, что психоанализ должен изучать не причины, а цели неврозов. А именно, комплекс неполноценности и стремление к социализации и власти, возникающие в процессе воспитания у детей и продолжающие развиваться с возрастом.
Другой ученик Фрейда, К. Юнг, исходил из психоаналитической концепции бессознательного отдельной личности. Но развил ее и создал аналитическую психологию с учением о коллективном бессознательном. И психоанализ, по его мнению, это способ выявить общие ключевые моменты (архетипические), скрытые в прошлом не отдельно взятого человека, а народов и даже человечества в целом.
В 1920-1930 г возник неофрейдизм. Его представители К. Хорни ,Э. Фромм отказались от значимого в классическом психоанализе влияния либидо на формирование личности и её патологии. По их мнению, главная задача психоаналитиков — выявлять социальные и культурные факторы, наибольшим образом влияющие на человека с детства.
Продолжателями классического психоанализа стали специалисты направления эго-психологии. Они акцентировали свое внимание на неврозе переноса и считали психоанализ методом выявления максимального количества таких явлений в жизни человека, начиная с самого раннего детства.
После 1950 г возникло направление психосоматической медицины. Врачи этого направления считали психоанализ методом лечения различных соматических заболеваний, даже органического происхождения. С помощью психоаналитических техник они занимались терапией невроза органов.
В 1960 г ученым Ж. Лаканом классический психоанализ был преобразован в структурный. В отличие от первого, он создал новую топологическую модель психики, в которой выделил не бессознательное, предсознание и сознание, а символическое, воображаемое и реальное.
После 1970 г А. Лоренцер определил основы психоаналитической герменевтики. Он считал сознание не менее важным участником формирования личности, чем бессознательное. Именно в сознании складывается сочетание коллективных и индивидуальных норм, формирующих символический жизненный проект.
https://www.youtube.com/watch?v=UXESMb2o2QE
Суть и базовые принципы
Австрийский врач-невролог Зигмунд Фрейд является признанным основателем теории психоанализа и одноименного метода лечения. В 1880 г он, совместно с доктором Иосифом Брейером, наблюдал влияние гипноза на истерические припадки у женщин. Во время гипнотических сеансов пациентки вспоминали, очень эмоционально реагировали и переживали травмирующие события своей жизни.
Брейер назвал это состояние катарсисом. После вывода из транса они совершенно не помнили о произошедшем. Тем не менее, после сеанса происходило полное избавление от всех симптомов истерии и невроза.
Это навело Фрейда на понимание того, что причины различных душевных заболеваний и проявлений кроются в той части личности, которая не осознается человеком, т.е. в бессознательном. Он начал искать способы извлечения этой информации с целью сознательного переживания пациентом этих событий.
Ему пришлось работать с множеством пациентов с истерическими и невротическими расстройствами различного происхождения, в том числе сифилитического и органического. В беседах с ними, он использовал исследование сновидений и фантазий больных, их оговорки и описки.
Итак, первоначально используя психоанализ как метод лечения больных, Фрейд на его основании к концу 1890 года сформировал теорию психоанализа. А позднее дополнил её «Толкованием сновидений». Позднее Фрейд описал структуру личности и теорию поведения человека.
Психоанализ в психологии это ряд основных постулатов:
- Психика человека по строению похожа на айсберг, где верхушка это сознание, а огромная подводная часть — бессознательное. Между ними есть небольшая прослойка в виде предсознания, которое служит для временного хранения информации.
- Бессознательное наполнено иррациональными влечениями и желаниями, оно лишено морали и символично. В нем хранятся все нерешенные вытесненные из сознания конфликты, травмирующие события, всевозможные страхи. Они не осознаются человеком, но полностью определяют его опыт, отношения с окружающими и поведение.
- Все, что социально неприемлемо — сексуальные желания, влечения, удовольствия, вытесняется в процессе развития и жизни человека в область бессознательного. И оттуда продолжает воздействовать на проявления этого человека. Если между содержанием бессознательного и сознанием начинается сильное противоречие, то возникает конфликт. Он может проявляться в форме неврозов, истерии, депрессии.
- Попытка осознания каких-либо элементов бессознательного встречает стойкое сопротивление с помощью различных психических механизмов — проекции, отрицания, сублимации, регрессии и других. Так выстроена защита нашего мозга от наплыва очень мощных вытесненных влечений. Поэтому для этой цели необходим контакт с психоаналитиком.
- В случае, если защитные механизмы справляются с потоками бессознательного, человек может быть творчески одаренным а любой области науки, культуры или искусства. Если же механизмов не достаточно, либо этот поток слишком мощный — возникают различные заболевания — неврозы, депрессии, тревога, истерия.
- Психика человека управляется двумя видами энергии. Первая — сексуальная, созидательная энергия — либидо. Вторая — деструктивная, разрушительная. В отличие от животных, поведение которых подчинено инстинктам, человеком управляет его прошлый опыт, заключенный в бессознательном. А возникающее при конфликтах напряжение, человек может снижать с помощью прямого направления энергии (сексуальных или разрушительных действий), либо с помощью сублимации.
- Генетический подход. Все желания, влечения и неразрешенные в детстве конфликты влияют на все проявления взрослой личности. В зависимости от стадии развития (до 2 лет оральная, 2-4 фекальная и с 4-5 лет генитальная) все неудовлетворенные желания получают различные проявления во взрослой жизни. Они тоже требуют осознания и разрешения для избавления от мешающих привычек и неврозов.
Психоаналитических методик влияния множество, однако их можно объединить в несколько этапов. Вначале врач должен получить максимальное количество информации о бессознательном пациента. Для этого применяется метод свободных ассоциаций, толкование снов и различных ошибочных слов и действий. В некоторых случаях используется и гипнотическое воздействие.
Далее врач должен выявить, преодолеть и показать пациенту его методы психологической защиты. И в финале он показывает пациенту значимые конфликты, подавленные желания, позволяет пережить травмирующие события.
Психологические теории и школы
Психоанализ в психологии это важнейший элемент ее теории и практики. Именно поэтому у Зигмунда Фрейда было много не только почитателей и продолжателей, но и критиков.
Каждый из них частично принимал постулаты психоанализа, но не соглашался с некоторыми из них, внося свои поправки, и создавая новые теории. Так возникли многочисленные психологические школы, своим появлением обязанные все же именно классическому психоанализу.
Аналитическая, глубинная психология
Институт К. Юнга и Общество аналитической психологии были созданы в 1948 году в Цюрихе. Карл Юнг работал вместе с Фрейдом и частично принимал постулаты психоанализа до 1911 года. Затем он обнаружил, что существует не только индивидуальное бессознательное, но и коллективное.
Под ним подразумевается наследуемая многими поколениями в течении сотен тысяч лет структура психики. Именно она с помощью архетипов определяла развитие людей всех времен и культур. Архетипы — это общечеловеческая символика, понимаемая интуитивно.
Также Юнг выделял такие части бессознательного, как индивидуальное, семейное, групповое, национальное и коллективное. То есть потенциал развития человека в момент его рождения уже практически определен предыдущими поколениями.
Эго-психология
Ее создателями стали Анна Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда) и Мелани Кляйн. Анна изучала преимущественно Я (эго, предсознание) и механизмы влияния его на ОНО (бессознательное). Она разработала теорию защитных механизмов, которыми пользуется Я, чтобы вытеснить в бессознательное конфликты и влечения.
Также Анна Фрейд всю жизнь работала с детьми, создала детски психоанализ. Методика классического психоанализа была переработана ею и адаптирована для работы с детьми, в том числе в игровых формах.
Теории объектных отношений (британская школа психоанализа)
Представители этого направления высказали теорию, что уже во младенце с рождения присутствуют структуры Я и Оно. Именно отношения между младенцем и значимыми взрослыми определяет его дальнейшее личностное развитие.
Ученые соглашались с определяющим влиянием этих отношений на разных стадиях развития — оральной, анальной и генитальной на последующее Эдипова комплекса и комплекса Электры. Важную роль играют даже предметы, окружающие малыша. В последующей взрослой жизни человек переносит из детства сценарии отношений со значимыми взрослыми, добавляя сюда и различные объекты.
Структурный психоанализ Ж.Лакана
Свои психоаналитические исследования Лакан начал в 1950 г. Он предположил, что бессознательное имеет свою структуру и она напоминает язык. Также он пытался обнаружить связи между бытием, познанием, сознанием и бессознательным.
По его мнению, Оно — реальное, Я — воображаемое, а сверх-Я — бессознательное символическое. И в обычной жизни именно сверх-Я противостоит воображаемому. Искусство и его образы являются продуктом сверх-Я, они составляют отдельный мир. Однако все эти символы подтверждают существование Оно.
Селф-психология (Х. Кохут)
Возникла в 1960-1970 годах в США как продолжение классического психоанализа, но с акцентом на переживание человеком самости.
Кохут работал с пациентами, имевшими нарциссические расстройства и заметил наличие у них специфического механизма переноса различных типов. Он выделил селф-перенос идеализирующий, зеркальный и близнецовый. Психоаналитическую методику он предложил ограничить интроспекцией, считаю остальные способы не подтверждаемыми эмпирическим путем.
Интерперсональный психоанализ (Г.С.Салливан, Клара Томпсон)
С конца 1920 годов Салливан работал преимущественно с пациентами шизоидного типа личности или расстройства. Он понял, что само понятие личности условно и недоказуемо.
И поэтому разработал теорию интерперсонального психоанализа, предлагавшую в качестве основного объекта исследования межличностные отношения. Он дополнил её и специальными психотехниками. Они позволяют выявлять свои вытесненные и подавленные желания и конфликты через взаимодействие и поведение с другими людьми.
Интерсубъективный подход (Р. Столороу)
Он был разработан в 70-х годах прошлого века на основе Селф-психологии Кохута. Акцент в нем делается на улучшение аффективного взаимодействия между доктором и пациентом, как двумя субъективными мирами. С этой целью активно изучается механизм переноса и сопротивления между двумя Я, которые формируют интерсубъективное поле.
Показания к началу применения
Психоанализ в психологии это наиболее «медицинская» его часть, метод лечения некоторых заболеваний и коррекции имеющихся личностных проблем.
Его рекомендуют применять в таких ситуациях:
- тревожные состояния,
- навязчивые слова, действия, мысли,
- панические атаки,
- неврозы различного проявления и происхождения,
- различные зависимости,
- фобии,
- депрессивные состояния,
- психосоматические заболевания,
- конфликтность, частые стрессы,
- семейные проблемы,
- личные и сексуальные проблемы.
Достоинства и недостатки
Как теория и практическая методика, психоанализ обладает рядом как достоинств. так и недостатков.
Достоинства | Недостатки |
Центром психической жизни становится бессознательное | Изучить бессознательное можно, только извлекая оттуда информацию в сознание, а при этом возникает множество искажений |
Можно помочь пациенту «вспомнить» многие факты из прошлого с целью переживания событий и излечения | Иногда травмирующие события не удается переработать и отыграть и тогда возможно либо сохранение проблем или заболевания, либо даже ухудшение состояния |
Разработаны методики психоанализа для практической работы с пациентами | Толкование свободных ассоциаций, снов и оговорок очень субъективно и находится в большой зависимости от опыта, культуры и морального облика самого врача |
Сексуальная сфера стала изучаема психологом и ее влияние на развитие и жизнь человека очень велико | Иногда значение либидо и комплексов преувеличивается врачом, отрицающим влияние воспитания, среды и окружения |
Терапия позволяет не просто избавиться от заболеваний или проблем, она просто расширяет граница сознания человека в ранее неизвестные ему области | Психоаналитическая терапия — очень длительная, чаще дорогая и не гарантирует улучшения или излечения. |
Методы
Психоанализ в психологии это не только теория, но и практическая методика работы с пациентами. Она имеет четкую структуру и направление исследования, которое может занимать многие месяцы и даже годы.
- Метод свободных ассоциаций. Во время сеансов, на ранних этапах работы, психоаналитик предлагает говорить пациенту абсолютно все, что приходит в голову. Все мысли, даже незначительные, непристойные или несерьезные на первый взгляд. Они помогают изучить бессознательное пациента и выявить конфликты и комплексы.
- Толкование сновидений. Вытесненные желания, находящиеся в бессознательном стремятся проникнуть в сознание. Но, так как в состоянии бодрствования они встречают сопротивление в виде защитных механизмов, гораздо проще этот процесс происходит во время сна. В форме символических значений, нередко в искаженном, сгущенном или смещенном виде они преобразуются в зрительные образы. И сразу после пробуждения, пока образы не успели перейти в предсознание, многие люди способны подробно описывать свои сны. Из них психоаналитик может почерпнуть множество полезной информации о работе бессознательного и заключенных в нем конфликтах и влечениях отдельного индивидуума. Главное при этом правильно интерпретировать увиденное.
- Выявление ошибочных слов (сказанных или написанных) или действий. Влияние бессознательного на поведение человека несомненно, при этом ничего случайного в нем нет. И наиболее ярко это можно увидеть на примере якобы «ошибочных» действий или слов. Врач исследует оговорки, описки, опечатки, случайно повторяемые действия. На самом деле, эти слова или действия — именно то, чего на самом деле человек хочет. Просто обычно они блокируются сознанием, не считая таких вот сбоев. Например, человек обещает и хочет обязательно попасть на какую-то важную встречу, но при этом неоднократно про неё «забывает», или «просыпает» или опаздывает. Именно это красноречиво говорит о том, что на самом деле встречаться он не желает. А его поведение просто подчиняется в данном случае.
- Выявление вытеснения, переноса, отрицания, сопротивления, рационализации, регрессии и других защитных механизмов. Всего их существует около 30. Поскольку содержание бессознательного не подвластно социальным нормам и воспитательным установкам, с помощью защитных механизмов психика человека удерживает его поведение и мысли в рамках социально одобряемых правил и приличиях. Свои влечения пациент может переносить на другого человека (в том числе доктора), может замещать их на другие, отрицать их, пытаться рационально объяснить, отказываться от них и даже сублимировать в другое русло. При этом во время изучения его свободных ассоциаций, снов или оговорок реальные подавленные желания все же можно выявить.
- На последнем этапе психоанализа выявленные конфликты и травмирующие события прорабатываются, растолковываются, переживаются заново. После полного осознания и принятия пациентом этих событий конфликт может быть разрешен. В результате чего исчезают беспокоящие симптомы, тревожность, депрессия, неврозы, смягчается течение психосоматических заболеваний.
Таким образом, психоанализ, как теория и методика, внес неоценимый вклад в психологию и медицину, раскрыв новые горизонты личности человека. Он обрел множество последователей и школ, продолжающих его идеи. И на практике он применяется очень многими психологами и врачами.
Автор: Наталья Калегова
Видео о психоанализе
Лекция о современном психоанализе: