Лоуренс Дж. Филиал, доктор философии, впервые заинтересовался понятием реминисценции. В психологии это явление именует процесс мнимого воспоминания. Батлер в 1963 г. описал воспоминание, как часть нормального процесса пересмотра жизни, вызванного осознанием смерти, и рассматривал использование прошлого, как механизм, который помогает людям подготовиться к смерти, смягчая страх и беспокойство.
Вопреки предыдущим предположениям, возраст не обязательно предсказывает частоту воспоминаний (Романюк и Романюк 1983 г.; Вебстер 1994 г.).
Тем не менее, пожилые люди используют прошлый опыт для различных целей. Молинари и Рейхлин в 1984 г. выдвинули теорию о том, что реминисценция для пожилых людей отражает качественные, а не количественные различия.
Например, пожилые люди склонны использовать свои воспоминания в основном в качестве источника развлечений, тогда как молодые люди используют их в основном в качестве инструмента решения проблем.
Определение
Вонг и Ватт в 1991 г., в одном из немногих исследований, посвященных функциям воспоминаний в связи с адаптивным старением, разработали таксономию 6 типов реминисценций, чтобы различать успешное и неудачное старение.
Их модель состояла из следующих форм:
- интегративных;
- инструментальных;
- пропускающих;
- повествовательных;
- эскапистских;
- навязчивых.
Точно так же Вонг и Уотт обнаружили, что успешные люди имели более низкие уровни навязчивых воспоминаний (Lo Gerfo 1980 г.).
Фрай в 1991 г. обнаружил, что конкретные личностные факторы являются сильными предикторами частоты и приятности воспоминательной активности, утверждая, что люди, обладающие «тонким балансом» таких личностных черт, как чувствительность и открытость, могут обладать большей способностью и быть более отзывчивыми.
В нескольких исследованиях изучалась взаимосвязь между реминисценцией и личностью с использованием шкалы функций воспоминаний Вебстера 1993 г. (RFS) и пятифакторного перечня личности NEO (NEO-FFI).
Вебстер обнаружил, что реминисценция о возрождении горечи коррелировало с невротизмом, воспоминание о разговоре – с экстраверсией, а воспоминание об идентичности и решении проблем – с открытостью.
Вебстер указал, что личностные черты открытости и невротизма, как было обнаружено, значительно коррелировали с общей частотой воспоминаний, тогда как люди с высоким уровнем невротизма чаще испытывали отрицательные эмоции, когда вспоминали что-либо.
Тем не менее, обобщаемость этих результатов для пожилого взрослого населения представляется ограниченной из-за небольшого размера выборки взрослых в возрасте 63 лет и старше (n = 13).
Опираясь на данные исследований, многие учёные отметили следующие понятия реминисценции:
- Это воспроизведение более точного материала по сравнению с тем моментом, когда это было изучено. Так говорил С. Ю. Головин, который приводил в пример студентов: перед экзаменами многие забывают всё, а через 10 лет после окончания школы могут вспомнить, что было на лекциях, какие вопросы были на экзаменах.
- В. А. Жмуров, доктор наук в сфере психиатрии, установил, что реминисценция – это бессознательное восстановление информации, которую человек не пытается вспомнить.
- А. С. Никифоров утверждал, что реминисценция возможна также при негативном переживании событий. Так, например, во время войны многие старики уже не помнят особенности каких-либо дней, но они прекрасно вспоминают те мгновения, в которые им пришлось пережить страшное явление бытия. Иными словами, в мозге человека остаются сильные переживания, которые помогают восстановить картину происходящего даже тем, кто отнюдь не помнит ни единого действия.
В отличие от аллюзии, реминисценция не может быть основана на каком-либо историческом факте. Несмотря на то, что многие воспоминания приходят людям, казалось бы, из прошлого, точно сказать дату и место этих воспоминаний не сможет никто.
Аллюзия считается более сознательным фактом воспоминания:
- Всплывают отдельные куски происходящего, память зацикливается на каком-то моменте. Человек может сказать, «помнишь, улицу и дом красного цвета, там были (опознавательные предметы)…» Это и есть аллюзия, которая всегда имеет отголосок к прошлому.
- Во время аллюзии человек может точно назвать причину воспоминания. Например, в поле обзора попался предмет, который когда-то был связан с каким-то историческим событием.
- Реминисценция больше походит на дежавю, хотя оба феномена считаются нарушением работы отдельных участков коры головного мозга.
Реминисценция в психологии – это способность человеческого мозга обращаться к истокам воспоминаний, которые имели место когда-то давно, но оставили свой след в подсознании за счёт психофизиологических способностей мозга человека.
Характеристики и свойства
Реминисценция характеризуется следующими свойствами:
- Это распространённое явление, которое затрагивает 41% случаев, среди которых есть место бессвязному неосмысленному материалу. То есть, ситуация характерна для тех, кто «просто так» может вспомнить событие из жизни, занимаясь своим делом.
- Насыщенное содержание реминисценции говорит о том, что всплывание отголосок памяти может свидетельствовать о нарушении работы мозга. Характеризуется этот процесс резким воспоминанием, которое человек может передать речью с точными данными.
- Смысловое содержание будет всегда превышать значение воспоминаний для человека. То есть, он будет говорить о том, что видит «внутри головы», не понимая, для чего именно он это вспомнил и держит в подсознании.
- Характерно такое явление для тех. Кто уже покидает этот мир. Перед смертью люди часто сталкиваются с процессом реминисценции, чтобы смерть казалось не такой бесполезной. Прожив многие десятилетия, «жизнь проносится перед глазами». Это явление помогает скрасить процесс ухода из жизни.
Реминисценция не обладает свойствами, так как процесс является свойством других ситуаций, возникающих с человеком:
- Изменение чувствительности органа чувств под влиянием раздражителя. Вместе с реминисценцией наблюдается апатия, синестезия и адаптация к происходящему.
- Свойства восприятия информации не могут быть связаны с реминисценцией. Этот орган чувств всегда будет передавать мозгу только положительные результаты работы после поиска нужного воспоминания.
- Искажённое восприятие предмета (синдром дежавю) порождает иллюзию, реминисценцию, апперцепцию и целостность. Если орган работает неправильно, человек может принимать за один предмет совершенно иной, который будет отождествляться с другими чувствами.
Соответственно социальная память формировалась, как память коллективная, представляющая собой совокупность действий, предпринимаемых социумом по ценостносимволической реконструкции прошлого в настоящем. Сохранение прошлого, как коллективной памяти, в традиционном обществе задавалось самим его укладом.
В обществе модерна и постмодерна коллективная память именно в силу своей аксиологической нагруженности зачастую становится источником легитимизации тех социальных групп, которые посредством манипуляции ценностно-смысловым содержанием исторического прошлого, составляющим значительный раздел социальной памяти, пытаются создать в массовом сознании тот или иной зачастую фальсифицированный образ прошлого:
- Расширение ментальной вместимости социальной памяти позволяет глубже понять ценность прошлого, смысл настоящего и гипотетическую значимость будущего, что в определенной мере способно предотвратить манипуляционные процессы.
- Чем богаче социальная память, тем богаче историческое и актуальное бытие человека и общества.
- Именно сущностная, бытийственная значимость социальной памяти в современном обществе, особенно в период переоценки ценностно-смыслового бытия социума, особо значима, так как именно она может, с одной стороны, наиболее адекватно выявить процесс самоидентификации общества, а с другой – раскрыть возможные вариативно-модальные характеристики его будущего.
- Бытие социальной памяти в различных ее формах выступает предметом теоретического дискурса в рамках современного гуманитарного знания.
Наиболее продуктивными из свойств являются:
- ассоционистская;
- когнитивная;
- культурно-историческая;
- семиотическая.
Одновременно с кризисом позитивизма, представление о реминисценции в рамках когнитивной психологии утратило свою привлекательность. Выход из создавшейся ситуации был предложен отечественной школой психологии в работах Л. С. Выготского, А. Я. Лурии, А. А. Леонтьева, где отчетливо проступает научная позиция, которая позволяет рассматривать память, как культурноисторическое явление.
Функции и роль
Понимание памяти, как культурно-исторического явления, породило установление новых связей между историками и психологами. Для того чтобы культурный человек был способен раскрывать свое бытие в современном ему мире, не утрачивая связь с предшествующим, необходимо, чтобы он мог понимать смысл уже существующих артефактов и умел находить в них отзвуки своей культуры.
Реминисценция в психологии – это процесс семиотического воспроизведения материала памяти. Они осуществляются на границе, где происходит встреча – взаимодействие ядра социальной памяти с ее маргинальными окраинами, где осуществляется перевод ценностно-символических кодов с одного языка на другой:
Анализ социальной памяти | Реминисценция в онтогносеологическом ключе является необходимым, но не достаточным для полного ее исследования. Социальная память – это не только реальность, имеющая особые способы своего бытия, это еще и определенный уровень отношений, которые постоянно образуются в рамках социальной памяти, связывая прошлое, настоящее и будущее. |
Гносеологические траектории | Роль реминисценции также доказана в теоретико-познавательном дискурсе. Она предполагает и некоторую корреляцию онтогносеологического подхода. В современном культурологическом знании в настоящее время происходят процессы, аналогичные тому, которые привели в середине XX века к институализации нового научного направления – науковедения. |
Корреляция позиций | Реминисценция позволяет характеризовать все гносеологические позиции. Её роль заключается в институализации нового научного направления. |
Таким образом, несмотря на то, что реминисценция указывает на психиатрическое и психофизиологическое расстройство, этот процесс важен для изучения патогенеза личности в разрезе формирования памяти и воспоминаний.
Формы проявлений
Анализ современной философской литературы, посвященной проблемам реминисценций, позволил выявить специфику возникновения реминисценций, раскрыть их функционально-смысловую характеристику.
В процессе возникновения реминисценций могут быть задействованы, как 2 однородных (в определенной степени), так и 2 разнородных феномена культуры. Один из них – та сущность, которая обозначается в этом процессе, и поэтому выступает, как основная (primary subject) форма проявления.
Второй – сущность вспомогательная (secondary, subsidiary subject), как форма проявления.
Она соотносима с обозначаемым уже готового наименования:
- Гетерогенность этих сущностей и сопутствующие им ассоциативные комплексы позволяют выходить за пределы и старого, и нового круга представлений, синтезируя принципиально новую реальность.
- Сам процесс реминисциоризацни может быть рассмотрен, как собственно проблемная когнитивно-номинативная ситуация со многими переменными факторами, среди которых могут быть, как факты личной интеллектуальной, духовной культурной жизни человека, так и бытия общества, в котором живет человек.
- Реминисцентный процесс предельно богат и разнообразен в формах проявления. Он охватывает всю интенцию субъекта реминисценции, включая момент выбора того или иного способа выражения смысла реминисценции.
Замысел реминисценции – это острая потребность назвать осознаваемое (зачастую довольно смутно), но еще не додуманое понятие (вещь, предмет) путем использования уже существующего текста, звука, краски, жанра искусства.
Психологические теории и школы
Реминисценция в психологии, согласно концепции М. Вартовского, это артефакты выступают, как объективизация человеческих потребностей и намерений, уже насыщенных когнитивным и аффективным содержанием.
- Первый уровень артефактов составляют так называемые первичные артефакты.
- Вторичные артефакты включают, кроме первичных артефактов, способы их использования.
- Третий уровень представляет собой класс артефактов, которые, оставаясь посредниками между человеком и окружающим его культурным миром, одновременно выходят за свои собственные пределы, составляя как бы свой, автономный мир.
Существует единая теория, которая показывает специфику анализа социальной реминисценции. Она основана на работах Ю. Н. Давыдова, В. А. Колеватова, А. И. Ракитова, М. А. Розова, Л. П. Швец, в которых социальная память рассматривается с позиций теории информации.
Диагностика
Реминисценция поддаётся анализу только при изложении смысла содержания. Текстуальное воспроизведение, как метод диагностики, не проводится. Лучше всего использовать материал, который заставляет сосредоточиться и сконцентрироваться на одной мысли. Реминисценция может быть обнаружена при иллюстративных моментах, но и это зависит от отношения испытуемого к наглядному материалу.
Методы управления
Выдвинута гипотеза о перспективности использования реминисценций в педагогическом процессе в качестве одного из эффективных методов формирования социальной памяти.
Метод аналогии
Методика помогает установить причины, вызывающие всплеск реминисценции. Автором диагностического анализа является психолог Л. Швец. Он же предложил использовать метод для установления причин, по которым человек может испытывать психологические расстройства личности.
Модальный метод дискурса
Модальный метод является гносеологической вариацией онто-гносеологического метода, который выступает в качестве основного инструмента в исследовании.
Привлечение же модального метода, пока еще слабо ангажированного в философскосоциологическом знании, может способствовать раскрытию новых аспектов трансмутации ценностно-смыслового содержания социальной памяти:
- Под модальным методом исследования понимается способ познания, при котором основные характеристики рассматриваемого явления зависят от характера устанавливаемой им достоверности, которая может выступать как возможная, действительная или необходимая.
- Модальная методология позволяет разрешить парадокс «плюрального понимания» феноменов социальной памяти.
Метод модального дискурса можно пройти в клинической больнице бесплатно, но только при постановке человека на учёт.
Философский метод
Реминисценция в психологии – это связь с памятью, которая позволяет восстановить культурно-историческую связь с предыдущими событиями. С. В. Дементьевой предложен вариант философского анализа роли реминисценций в социальной памяти общества. Она, по мнению С. В. Дементьевой, позволяет углубить ментальную вместимость социальной памяти.
Автор подчёркивает, что в реминисцентном отражении и постижении мира культуры нет главных и второстепенных линий. В зависимости от способности человека к творческому постижению явлений культуры, от его личностной ментальной вместимости второстепенные сюжеты могут превратиться в главные, и наоборот.
Факт реминисценции в науке о психологии личности расценивается, как способность человека вспоминать нечёткие и бессознательные материалы, которые не могли бы быть получены в обычном состоянии.
При этом реминисценция – это неконтролируемая способность человека избирательно выдавать факты из глубин памяти. Если такой феномен имеет место в период кризиса, можно подвергнуть процесс диагностике и методам управления.
Видео о памяти в психологии
Процессы и виды памяти: