О том, что такое самооценка первым упомянул в своих трудах Соломон. Он утверждал, что от того, что у человека на сердце зависит и то, каким человеком он является. В психологии это определение по-прежнему остается актуальным, но разных психологи добавляют что-то новое в понимание самооценки.
Карл Роджерс утверждал, что, исходя из того, как индивидуум относится к самому себе, он будет относить и к окружающим его людям. То есть основной проблемой многих людей становится принятие самого себя. Это может спровоцировать огромное количество не только эмоциональных, но и психологических проблем.
Также Карл Роджерс провел исследования и заключил, что огромное количество людей считают себя недостойными или вовсе презирают себя. Эту теорию продолжил Джон Пауэлл, который рассуждал о том, что у каждого есть определенные комплексы неполноценности. Если человека говорит, что у него нет никаких комплексов, то, по мнению Пауэлла, просто притворяется и пребывает в еще более сложной ситуации.
Определение
Самооценка в психологии – это характеристика комплексного типа. Она демонстрирует, насколько человек хорошо воспринимает самого себя. Самооценка может касаться внешности, умственных способностей, физических данных, уровня образованности и многого другого, что является приоритетным для человека.
Само понятие не сразу появилось в психологии. Постепенно ученые расширяли данное понятие и в итоге сошлись на общем определении. Первым, кто стал подробно изучать самооценку, стал Уильям Джеймс. Он определял самооценку, как образ самого себя. Ученый разделил это понятие на чувство и эмоции, составные элементы и поступки, которые совершает человек с той или иной самооценкой.
Говоря о составных элементах, Джеймс разделял их на 3 типа. Он предполагал, что личность может быть физической, социальной или духовной. Каждая из них проявляется по-разному, даже если речь идет об одном и том же человеке.
О личности рассуждал и Зигмунд Фрейд. Он чаще связывал самооценку с суперэго, и утверждал, что человек не осознает себя реально, а мотивируется подавленными инстинктами. С этой точкой зрения был не совсем согласен Беррес Фредерик Скиннер, который считал, что самооценка человека неразрывно связана с его жизненным опытом. То есть самооценка по его мнению – это характеристика человека, которая формируется на фоне положительного или отрицательного опыта.
Свою концепцию предлагал и Альберт Бандура. Он развил теорию Скиннера, но считал, что человеку не обязательно получать личный опыт. Он утверждал, что самооценка способна сформироваться и на фоне наблюдения за положительным или отрицательным опытом другого человека.
Он называл это косвенным подкреплением. Альберт был уверен, что благодаря наблюдению человек способен намного быстрее сформировать свои личностные качества, включая самооценку.
Отечественная психологи рассматривала самооценку, как деятельность человека. То есть ее формирование происходит в зависимости от того, чем именно занимается человек на протяжении жизни. Постепенно он начинает осознавать себя субъектом деятельности, а значит, его самооценка понижается или повышается.
В частности, эту теорию выдвигали Акудинова Н. Е., Горбачева В. А. Также отечественные психологи сходились во мнении, что большое влияние на формирование самооценки оказывает фактор социальной среды, в которой пребывает человек. То есть большое влияние оказывает семья, школа, работа и прочие сферы жизни любого человека.
Карл Роджерс рассматривал самооценку как «Я-концепцию». Он полагал, что формирование этой характеристики происходит в юности, когда ребенок только начинает учиться самореализовываться.
Виды
Также большой вклад в изучение данного определения внес Абрахам Маслоу. Он оценил самооценку, как иерархию потребностей человека. На основе этого он создал своеобразную пирамиду, где в самом низу располагаются физиологические потребности. Выше он разместил потребность в безопасности и защите, любви, самоуважении.
На самой верхушке пирамиды находится потребность самосовершенствования. Согласно теории Маслоу невозможно изменить верхний уровень самооценки, если не проделана работа над более низким. То есть, чтобы добиться самосовершенствования, нужно сначала получить самоуважение.
Если рассматривать подробнее, то Маслоу разделял самооценку следующим образом:
Потребность человека |
Особенности |
Физиологическая | К ним относятся плотские потребности. Например, движение, собственное жилье, еда, воспроизведение потомства, красивая одежда и прочее. |
Безопасность | Уверенность человека в будущем, стабильность, безопасность жизни, доверие к окружающим, гарантированное трудоустройство, здоровье. |
Любовь | Потребность человека взаимодействовать с социумом, принадлежности к той или иной социальной группе, внимание по отношению к себе, заботе. |
Самооценка | Потребность в уважении окружающих, особом социальном статусе, карьерном росте. |
Самовыражение | Нравственные потребности, например, в признании творчества, реализации имеющихся навыков и умений. |
Также в современной психологии определяют несколько основных видов самооценки:
- Адекватная. В этом случае то, кем человек себя воспринимает и какими качествами наделяет, полностью совпадает с тем, что о нем думают окружающие. Адекватная самооценка обозначает трезвое мышление и признание своих сильных, а также слабых сторон. Личность способна к самокритике и готова проделывать работу над ошибками. Благодаря этому сильные стороны характера человека продолжают культивироваться, а слабые стороны становятся все менее заметными.
- Неадекватная. Искаженное восприятие собственного «Я». Человек не оценивает себя объективно, старается выдавать желаемое за действительное. При этом неадекватная оценка не обязательно завышена. Человек может быть о себе худшего мнения, чем его окружение. В этом случае личность пытается развивать в себе качества, которые не являются необходимыми, из-за чего возникает внутренний диссонанс, и появляются проблемы в общении с окружающим миром. Неадекватная самооценка не позволяет человеку самореализовываться и развиваться.
- Смешанная. В зависимости от ситуации человек может проявлять сначала одни качества, а потом совершенно противоположные. Такая личность может казаться очень уверенной в себе, а в следующую минуту проявлять слабость и неспособность принимать обдуманные решения.
Характеристики и свойства
Самооценка в психологии – это довольно сложное понятие, больший интерес представляет ее структура или основные свойства и характеристики. Данному вопросу посвящали исследования многие ученые. Например, структуру самооценки изучали Горбачева В. А, Липкина А. И, А. Маслоу и многие другие. Наиболее интересной концепцией считается работа М. Вагнера.
Именно он определил основные факторы, на фоне которых и происходит построение самооценки. Прежде всего, он предположил, что самооценка характеризуется тем, насколько личность ощущает себя любимой. Также он утверждал, что самооценка характеризуется чувством собственного достоинства и чувством компетентности. Каждый из этих факторов взаимосвязан.
Ощущение себя любимым
Эта самая важная характеристика самооценки человека, на которой она и базируется. Ощущение себя любимым означает принадлежность, безопасность. При этом личность становится частью родства, где его любят, ценят и уважают. Чем больше заботы получает человек, тем выше становится и его самооценка.
Не удивительно, что многие современные психологи убеждены, что самооценка формируется еще на этапе взросления, когда большую роль в жизни человека играют родители. Они удовлетворяют потребность личности в ощущении себя любимым.
При этом в любви должно быть минимум условий. Если такое проявление полностью безвозмездно, то и уровень самооценки у человека будет значительно выше.
Чувство собственного достоинства
Это вторая важная составляющая самооценки. Речь идет об ощущении целостности личности, то есть возможность чувствовать себя хорошо, нравится себе, уважать себя. Чувство собственного достоинства означает, что человек не стыдится того, что он сам о себе думает. Он уверен, что поступает правильно, в полном соответствии со своими моральными принципами.
Безусловно, чувство собственного достоинства неразрывно связано с предыдущим пунктом. Если человек лишен любви, то развить в себе это качество намного сложнее.
Чувство компетентности
Самооценка в психологии, согласно Вагнеру, основывается и на том, насколько компетентным чувствует себя человек. Это осознание того, что личность способна сделать.
Компетентность характеризуется оптимистическими взглядами на вещи, благодаря которым намного легче решиться на тот или иной ответственный шаг. Люди, которые обладают здоровой компетентностью, меньше боятся, отвечают за свой выбор и двигаются вперед.
А. Бандура называл такое состояние самоэффективностью. Он также разделял точку зрения Вагнера и определял самооценку, как сразу три составляющие.
Функции и роль
Самооценка очень важна в жизни каждого человека.
Она выполняет сразу несколько важных функций:
- Стимулирующую. Благодаря самооценке человек мотивирует себя. Благодаря этому он совершает те поступки, которые позволяют повысить самооценку, а значит и двигаться вперед. Например, это стимулирует подниматься по карьерной лестнице или закончить музыкальное произведение. Все зависит от устремлений и талантов личности.
- Пост прогнозную. Если тот или иной поступок может негативно повлиять на качество самооценки личности, то она не совершает его. Это позволяет рационально оценивать свои шансы и не делать того, что не приемлемо в социуме.
- Регулирующую. Личность лучше понимает задачи, которые перед ней стоят и выбирает те, которые с большей вероятностью позволят повысить самооценку и самореализоваться в той или иной среде.
- Эмоциональную. Личность получает возможность удовлетворять свои потребности и получать удовлетворение от того, как складывается жизнь.
- Защитную. За счет самооценки формируется стабильность личности.
- Контролирующую. Для сохранения уровня самооценки человек лучше контролирует себя при выполнении разных задач и действий.
- Развивающую. Личность стремиться совершенствоваться и развиваться чтобы поддерживать самооценку на нужном уровне или повысить ее.
Формы проявлений и физиология
Разные формы самооценки проявляются по-разному.
Например, можно оценить форму проявления на основе уровня самооценки:
- Заниженная. Человек не удовлетворен своей жизнью и постоянно винит себя в неудачах. Это проявляется в виде частой самокритике, регулярном чувстве вины, желании постоянно угождать другим людям, даже если проявляют неуважение. Люди с заниженной самооценкой постоянно боятся предпринимать любые действия, опасаясь того, что подобное только усугубит ситуацию. При этом внешне человек может быть очень привлекательным и физически подтянутым.
- Низкая. Человек не способен выстраивать отношения, любая коммуникация дается ему с огромным трудом. Такие личности постоянно извиняются, даже в том, в чем они совершенно не виноваты. Люди с низкой самооценкой оправдываются, выглядят нервозными, расстроенными. Их часто называют теми, кто не проявляет никакой инициативы. Даже при отличных внешних данных такие люди могут страдать от комплекса самозванца. Если даже такая личность и добьется успеха, она будет уверена в том, что это произошло исключительно по случайности, и больше такой удачи повторить не получится.
- Нормальная. При нормально сформированной самооценке человек принимает решения и готов нести ответственность за свой выбор. Такие люди выглядят уверенными, волевыми, к ним прислушиваются окружающие. Личность с нормальной самооценкой спокойно озвучивает свое мнение, не извиняется по пустякам и отличается реалистичными ожиданиями. Благодаря этому людям этого типа легче построить карьеру и начать отношения с противоположным полом.
- Завышенная. Совершенно очевидно, что человек самовлюблен и страдает нарциссизмом. Это проявляется довольно ярко. Люди с завышенной самооценкой могут начать вести себя агрессивно, если услышат критику в свой адрес. Такие личности уверенны только в своей правоте, никогда не извиняются, даже если они действительно виноваты. Люди со слишком высокой самооценкой постоянно соперничают с окружающими или даже с родными людьми. Они не любят слушать других и редко следуют советам, так как уверены, что только их решения могут быть единственно верными.
Психологические теории и школы
Проблемы самооценки затрагиваются в трех школах:
- Отечественной. В этом случае самооценка больше связана с деятельностью. Характеристика рассматривается в рамках педагогики (Например, А. С. Макаренко или Сухомлинского В. А.) и в самой психологии (А. С. Выгодский, С. Л. Рубенштейн).
- Бихевиоральной. В этом случае рассматривается в первую очередь поведение человека и внешние признаки самооценки. Внутренние аспекты рассмотреть невозможно, так как объективного метода исследования в данной школе так и не было предложено.
- Когнитивной. Самым ярким примером теории данной школы являются работы Д. Келли, который придерживался концепции того, что природа и поведение человека неразрывно связаны, то есть формирование самооценки происходит в зависимости от окружения.
Диагностика
Самооценка в психологии – это особенность человеческого «Я», для которой было разработано множество методик, способных определить уровни самооценки. Например, большую работу в этом вопросе проделал Б. Ф. Скиннер, Д. Келли, А. Фрейд. Согласно теориям специалистов, самооценку нельзя рассматривать как общую часть человеческого сознания. Поэтому диагностика проводится одностороннего типа.
Диагностические мероприятия можно проводить по методике Маслоу. В этом случае пациенту предлагается самостоятельно заполнить пирамиду и расположить в ней основные определения, которые имеют для него наибольшее и наименьшее значение. Также существуют различные тесты, которые могут включать даже тест Роршаха, который частично позволяет понять, какого мнения о себе человек.
Современные частные психологи проводят подобную диагностику как в специализированных центрах, так и на дому и даже онлайн. Стоимость диагностики зависит от квалификации психолога. Как правило, тестирование устраивается в рамках одного приема, поэтому цена диагностики может составить от 500 до 2000 руб.
Методы повышения низкой самооценки
Самооценка в психологии – это явление, которое рассматривается с разных точек зрения. В зависимости от этого отличаются и методы влияния на пациентов, страдающих от пониженной самооценки. В связи с этим существует сразу несколько методик самосовершенствования.
Методика терапии фиксированной роли
Данную методику разработал Джордж Келли, работы которого относятся к когнитивной школе психологии.
Принцип лечения заключается в нескольких этапах:
- Сначала пациенту предлагают написать о себе рассказ в третьем лице. Он должен оценить себя с точки зрения другого человека.
- Далее врач исследует полученный очерк и выявляет те характеристики, на которые пациент обращает внимание, когда он оценивает других людей.
- После этого терапевт сам составляет очерк фиксированной роли, наделяя пациента теми качествами, которых ему не хватает. При этом имя пациента не употребляется. Врач использует вымышленную личность.
- На следующем этапе пациенту предлагают сыграть роль того вымышленного персонажа и попробовать почувствовать в себе такую же уверенность.
- На протяжении 3 недель пациент должен читать подготовленный терапевтом очерк и стараться быть похожим на главного героя.
Методика компенсирования недостатков
Компенсационные процессы психики были рассмотрены Д. Добсоном и Н. Пелтом. Они основывались на том, что у человека с низкой самооценкой наблюдаются также большие проблемы со здоровьем, чем у тех, кто ценит себя больше. На основе этой теории и была создана методика, которая базируется на так называемой инвентаризации достоинств, а также недостатков.
Принцип работы с пациентом заключается в том, что терапевт просит его выписать на листе бумаги свои основные достоинства и недостатки. При этом негативные стороны своей личности требуется разделить на несколько групп: те, которые можно изменить и неизменяемые недостатки. К первой категории относятся недостатки, которые при усердной работе можно изменить и превратить в преимущества.
Например, к такой категории можно отнести стеснительность. Частично, путем упражнений ее можно преодолеть. Многие полагают, что недостатки внешности нужно указать в группе неизменяемых качеств. Но это не так. Благодаря спортивным тренировкам и правильно подобранной одежды можно избавиться и от таких проблем.
Однако к неизменяемому недостатку можно отнести, например, низкий рост. Чтобы избавиться от такого комплекса терапевт предлагает использовать метод компенсации. Допустим, молодой человек неуверен в себе из-за роста. В этом случае он должен уделять больше внимания своему интеллектуальному развитию.
По такому же принципу психологи рекомендуют действовать и родителям. Если они видят, что ребенок значительно уступает сверстникам по своим физическим показателям, то необходимо приложить больше усилий для его развития в интеллектуальной среде.
Этот принцип работает и в обратном направлении. Например, если девушка жалуется на то, что все обращают внимание только на ее выдающуюся внешность, то не обязательно менять прическу или скрывать свою красоту. Достаточно развиться в другом направлении и тогда именно оно будет первым бросаться в глаза окружающим.
Обучение навыкам поведения
Данная методика была разработана в бихевиоральной школе психологии. Терапевтические мероприятия заключаются в том, что выполняется своеобразная репетиция поведения. То есть пациента обучают навыкам поведения, которые свойственны человеку с более высокой самооценкой.
Также проводятся занятия на умение общаться с другими людьми. В ходе таких репетиций пациент примеряет на себя образ более уверенного в себе человека и фиксирует это чувство.
Фактически речь идет о тренинге, в ходе которого клиент играет роль. Если он, наоборот, страдает от повышенной самооценки, то ему может выпасть роль человека, который должен перед всеми извиниться за какой-либо проступок. При этом пациент говорит не от себя, а от лица вымышленного персонажа.
Так ему намного проще попробовать себя в новом качестве. После нескольких таких репетиций люди меняют свое поведение и учатся использовать иные навыки общения.
По такому же принципу можно работать в домашних условиях. Например, человеку предстоит важная встреча, которой он очень боится. В этой ситуации стоит решить, что именно он скажет, с какими интонациями и выражением лица. После этого остается отрепетировать свою речь, желательно перед зеркалом.
Стоит учитывать, что самооценка является очень сложной характеристикой. Поэтому не все способы, используемые в психологии способны сразу изменить поведение человека и его мнение о самом себе.
Это долгая работа. Терапевт может использовать сразу несколько методов повышения самооценки, в зависимости от типа личности. Особенно сложно приходится с теми, у кого диагностирована смешанная самооценка, так как такие люди часто путаются в своих собственных эмоциях. Тем не менее, каждый может выполнять описанные выше упражнения в домашних условиях.
Видео о самооценке
Как повысить самооценку: