Саморегуляция – это методики улучшения собственного психического, эмоционального и когнитивного состояния. Они помогают осознанно контролировать произвольные реакции на внешние обстоятельства и быстро восстанавливать потерю интереса, сил или мотивации. В статье подробно описаны виды саморегуляции в психологии и способы ее развития.
Понятие саморегуляции в психологии
Саморегуляция в психологии – это комплексный подход к развитию собственных реакций, эмоций, мыслей и уровня мотивации. Понятие широкое, и в зависимости от цели может использоваться для улучшения психоэмоционального баланса, повышения уровня внимания и устойчивости реакций поведения на внешние ситуации.
Таким образом, саморегуляция – процесс внутренней активности каждого человека, главная цель которого – научиться управлять собственным состоянием и активностью.
Процесс усвоения навыка начинается во время возникновения любых противоречий, связанных с мотивацией, мировоззрением человека или его пониманием норм поведения в обществе. В зависимости от разных социально-психологических ситуаций, саморегуляция может выполнять задачи становления личностного восприятия событий, развития волевых усилий и самоконтроля.
Развитие саморегуляции является важным интегральным процессом становления целостной личности, которая способна анализировать, оценивать и корректировать собственное поведение в контексте возникшей ситуации.
Задачи саморегуляции
Саморегуляция в психологии – это разнообразный спектр воздействия на внутреннее состояние и поведение человека, используемый для эффективного решения проблем таких как:
- повышение уверенности;
- уменьшение тревоги, страха;
- развитие желаемых навыков и профессиональной компетенции.
Саморегуляцию как подход в психологии используют для решения различных задач, самыми наглядными из которых являются следующие:
- познание важности психологических состояний и их роли в жизни человека;
- мобилизация сил в критических ситуациях, развитие мотивации;
- формирование стойкой и осознанной целеустремленности;
- комфортная адаптация в профессиональной среде;
- повышение эффективности и продуктивности;
- принятие решений и расстановка приоритетов;
- улучшение когнитивных и эмоционально-волевых реакций;
- осознание и корректировка подсознательных убеждений;
- повышение самоконтроля и силы воли;
- рефлексия на жизненный опыт;
- развития навыка сдерживаться в конфликтных ситуациях;
- повышение стрессоустойчивости;
- развитие концентрации и сохранение ясного мышления;
- быстрое восстановление эмоционального фона после потрясений.
Саморегуляция является многогранным феноменом человеческой личности, который изучается разными дисциплинами – биологией, психологией, социологией и экономикой – с целью разностороннего развития человека.
Снятие проявлений стрессовых состояний
Самый распространенный способ использования саморегуляции психоэмоционального состояния – это уменьшение проявлений стрессовых реакций организма. Умение отвлекаться от тревожных мыслей, собирать внимание и концентрироваться в сложных ситуациях – одно из проявлений активного использования человеком навыка саморегуляции.
Уменьшение степени эмоциональной напряжённости
Еще одна важная функция саморегуляции – это уменьшение степени эмоциональной напряженности, независимо от причин ее возникновения. В психологии разработано много методик, помогающих уменьшить эмоциональное возбуждение и негативный настрой, связанных с внутренними переживаниями, неуверенностью или нерешительностью.
Главными способами уменьшить эмоциональную напряженность считаются такие инструменты как: медитация, активная визуализация и легкие упражнения.
Предотвращение нежелательных последствий
Важным заданием саморегуляции является уменьшение стрессовых и тревожных ощущений из-за ожидания нежелательных последствий в будущем. Такой исход возможен из-за умения объективно оценить собственные сильные и слабые стороны, визуализировать волнующие моменты (публичное выступление), с использованием самовнушения, что все пройдет успешно.
Усиление мобилизации ресурсов
Один из положительных сторон развития навыка – умение мобилизовать собственные ресурсы и силу воли. Именно с развитой саморегуляцией ученые связывают развитие таких черт лидера как ответственность, самостоятельность, настойчивость, гибкость и высокий уровень стрессоустойчивости.
Это не врожденное свойство характера, а результат длительного самоконтроля и самопознания, который в определенный момент становится автоматическим.
Классификация и отличительные особенности
Саморегуляция в психологии – это довольно широкий в своем понимании феномен, используемый в разных целях. Самые главные предпосылки, помогающие развить ту или иную форму саморегуляции, сводятся к тому, что с помощью осознанного внимания к собственным психологическим и ментальным процессам, можно научиться управлять эмоциями и мыслями.
Во многом на саморегуляцию влияют внешние обстоятельства, но научиться контролировать собственные реакции, переживания и ощущения, вызванные ситуациями, можно. Чтобы лучше понимать, как работает саморегуляция, необходимо разделять ее психологическую, эмоциональную и рефлексивную составляющую.
Психическая саморегуляция
Задачи психической саморегуляции нацелены на выработку стрессоустойчивости и быстрого восстановления сил. Умение поддерживать высокую мотивацию и критически воспринимать любые замечания, является основой здорового формирования личности. Психологическая саморегуляция помогает управлять собственным состоянием в зависимости от потребностей и норм общества.
В результате хорошо развитой психологической регуляции у человека формируется стойкий иммунитет к необоснованной критике, адекватная оценка собственных достижений и возможностей, что является признаком самодостаточной личности. Таким образом, психологическая саморегуляция является основой для успешной социализации индивида.
Эмоциональная саморегуляция
Эмоциональная саморегуляция – это способность быстро осознавать и регулировать проявление собственных эмоций, вызванных внешними обстоятельствами. Этот навык контроля эмоций основывается на умении корректировать сильные эмоциональные состояния как негативные (в случае разгромной критики), так и положительные (чрезмерное веселье).
Эмоциональная саморегуляция – это осознанное переживание эмоций в нужном темпе, а также умение гибко и спонтанно реагировать на любые обстоятельства. Как результат, контроль собственных чувств придает не только уверенности в собственных силах, но также и придает четкое понимание того, как достичь задуманного.
Рефлексивная саморегуляция
Самым важным аспектов саморегуляции является умение рефлексировать и анализировать собственные ощущения и как они меняются в зависимости от ситуации. Это осознанный подход, который помогает понять собственные силы, возможности и приоритеты.
Рефлексивная саморегуляция способствует более четкому представлению личностных потребностей, моделированию проблем и их решений, помогает контролировать процесс их реализации и при необходимости корректировать собственные действия.
Особенности методов ПСР
Психическая саморегуляция – это способы управления собственным физическим, психическим и эмоциональным состоянием с помощью выполнения легких упражнений, тренировки мышления или глубокой визуализации. После усвоения методики можно улучшить психоэмоциональное состояние, научиться управлять поведением, улучшить продуктивность и понять, как принимать решения правильно.
Саморегуляция в психологии – это многообразное явление, самыми распространенными подходами развития которого являются:
- нервно-мышечная релаксация;
- аутогенная и идеомоторная тренировки;
- сенсорная репродукция образов.
Задачами данных методов является:
- уменьшение стрессового состояния или эмоционального напряжения;
- снижение возможности нежелательных последствий;
- мобилизация ресурсов для достижения задуманного.
Нервно-мышечная релаксация
Нервно-мышечная релаксация – это набор легких физических упражнений, предназначенных для снижения нервного повышенного состояния и расслабления мускулатуры тела.
Главная идея этого подхода состоит в том, чтобы через активную мышечную релаксацию успокоить психику. При правильном выполнении и чередовании нужных упражнений можно добиться максимального расслабления тела и уменьшить проявление невротических состояний и избавиться от бессонницы.
Аутогенная тренировка
Аутогенная тренировка (аутотренинг) – один из самых универсальных способов релаксации, который можно освоить самостоятельно. Он представляет собой набор мыслительных упражнений для расслабления тела и ума. Суть подхода состоит в том, чтобы снять напряжение при помощи абсолютной релаксации, уменьшить стресс и ощущение усталости.
Аутотренинг во многом похож на самогипноз, поскольку использует те же техники для погружения в глубокое спокойное состояние, напоминающее пограничное состояние между сном и бодрствованием. Классическая методика аутотренинга состоит из 2-х ступеней: физическое расслабление с помощью мысленного сканирования всего тела, и глубокой визуализации отдыха.
Идеомоторная тренировка
Идеомоторная тренировка – это эффективный способ улучшить собственные когнитивные или профессиональные навыки. Суть подхода состоит в мысленном проживании ситуации, воспроизводя ощущения, связанные с будущей деятельностью (ощущения от выступления, занятия спортом или игры на фортепьяно).
Чтобы идеомоторная тренировка была максимально эффективной, необходимо представлять максимальное количество деталей и собственных ощущений, видеть себя действующим лицом.
Эта тренировка способствует самопрограммированию, повышает уверенность в собственной компетенции и дает чувство контроля ситуации.
Необходимо тренироваться на 2-х уровнях:
- внешний (активная визуализация ситуации);
- внутренний (воображать зрительные, слуховые и тактильные ощущения от собственных переживаний в тот или иной момент визуализации).
Сенсорная репродукция образов
Сенсорная репродукция образов – это метод релаксации с активной визуализацией позитивной ситуации, которая отображает достижение желаемого (например, представление прогулки в лесу или успешного публичного выступления).
Чтобы этот метод принес плоды, необходимо использовать глубокую визуализацию:
- прорисовать детальный образ воображаемой ситуации;
- глубоко и медленно дышать;
- пытаться вызвать положительные эмоции и приятные ощущения от мыслительного образа.
Этот метод расслабления нацелен на успокоение нервной системы и регулирование кровеносного давления.
Примеры саморегуляции
Саморегуляция – это очень многообразный феномен в психологии, который помогает научиться управлять собственным восприятием мира, восстанавливать равновесие и придерживать баланс эмоций даже в кризисных ситуациях. Это целенаправленное развитие человека и его личностных качеств.
Предназначение методики состоит в создании надежного фундамента для продуктивности и познания человека. В зависимости от аспекта, который необходимо скорректировать, методика саморегуляции может видоизменяться.
Самыми базовыми примерами саморегуляции является умение расслабляться.
Для этого советуют подобрать самый приятный вид активности:
- прогулки;
- рисование;
- чтение;
- юмор;
- занятие танцами.
Такие виды активности помогают разгрузить голову, после чего посмотреть на проблему или ситуацию с новой перспективы.
Не менее важным аспектом саморегуляции является коррекция психоэмоционального состояния. В отличие от простой релаксации, умение управлять свои эмоциями – это более тонкая деятельность, направленная не только на отвлечение мыслей, а на их корректировку, а также умение уравновесить эмоции. Для этого подходит слушание любимой музыки, разные виды медитации или сон.
Упражнения
Несмотря на то, что саморегуляция имеет разные цели и задания, ее можно развить с помощью регулярной практики. Системно-функциональный подход к освоению метода саморегулирования помогает развить осознанность и стрессоустойчивость.
Самые распространенные упражнения, которые помогут успокоить нервы и сконцентрироваться на задании:
Упражнение | Описание |
Раскачивание | Упражнение помогает отвлечься от назойливых мыслей. Для выполнения необходимо расслабиться сидя или стоя, запрокинув голову немного назад. С закрытыми глазами начать в удобном темпе раскачиваться из стороны в сторону, направив свои мысли на телесные ощущения. |
Раскрытие | Упражнение увеличивает приток энергии, независимо от ситуации. Для его выполнения нужно встать прямо, и начать делать взмахи руками в разные стороны в удобном темпе. Акцент должен быть на равномерном и глубоком дыхании – это помогает отвлечься от мыслей.
Успешное выполнение упражнения придает ощущение легкости, бодрости и позитивного настроя. |
Пятерка | Упражнение помогает отвлечься от монотонной работ и повысить внимание. Для этого нужно целенаправленно рассматривать предметы в помещении или сконцентрировать на собственном восприятии. Далее нужно ответить на следующие вопросы:
Поиск ответов поможет отвлечься и взбодрить мозг для последующей работы. |
Мысли на бумаге | Вести дневник – это отличный способ не только освободить голову от множества мыслей, но и также возможность проанализировать собственное психоэмоциональное состояние. Психологи советуют вести дневник регулярно, записывать случайные мысли утром («поток сознания»), али же записывать впечатления после прожитого дня вечером. Это упражнение помогает уменьшить напряжение и успокоиться. |
Полезное воображение | Упражняться в формировании позитивных образов и мышления – еще один способ развить саморегуляцию. Визуализация как способ повышения уверенности – давно проверенный метод улучшить навыки, подготовиться к публичным выступлениям и справиться с негативными эмоциями. Умение создавать позитивные образы – это навык, который возможно развить при регулярном и тщательном его выполнении.
Для этого необходимо максимально четко представлять ситуацию, прокручивать в воображении собственные ощущения, возможные запахи и другие мелочи, которые делают воображение максимально приближенным к реальности. |
Правильное дыхание | Еще один способ успокоить нервы, мозг и эмоции – научиться дышать. Сало кто задумывается, правильно ли и достаточно ли глубоко он дышит.
Сегодня существует множество техник правильного дыхания. Так, например, чтобы успокоить ум, советуют осознано вдыхать и выдыхать на 21 счет, считая с конца и внимательно следя за каждым движением легких и воздуха. Такое упражнение помогает успокоиться и переключиться от назойливых мыслей. |
В психологии саморегуляция – это универсальный способ улучшить качество жизни. Она помогает справиться с широким спектром проблем, научиться регулировать собственное самочувствие и повышать стрессоустойчивость – личностные качества, которые делают каждого человека сильнее.
Видео о методах саморегуляции
Стресс-менеджмент. Методы саморегуляции:
Приходилось ли вам выступать перед аудиторией? (да, нет)
Какие чувства вы испытывали при этом? (стеснение, волнение)
Выйди пожалуйста к доске и расскажи о ярком эпизоде своей жизни
Что же помогает избежать этого страха?
Есть понятие- саморегуляция. Что такое саморегуляция? Если слово незнакомо, то мы обращаемся к словарю. ( с1. Саморегуляция- управление своим эмоциональным состоянием …) (закрываю с) как вы поняли еще раз, скажите мне что такое саморегуляция (видео с молодым человеком)
Понравилось ли вам его выступление? (да) А почему понравилось выступление его аудитории? (интересное выступление) да посмотрите какая у него мимика, эмоции, дыхание, скорость речи.
Можно ли этому научиться? (да, нет) вы уже догадались что цель нашего мастер класса, это управлять эмоциями, взглядом, мимикой, контролировать себя.
Существуют много методик: (упражнение фортепиано на всякий случай)
Концентрация на слове- выберите какое-нибудь короткое слово, к примеру мама, мысленно произнесите первый слог на вдохе, а второй на выдохе. Состредоточьтесь на своем слове, которое отныне будет вашим персональным словом для успокоения. Произносите три раза. Молодцы
Существуют способы саморегуляции эмоционального состояния во время напряжения
В случае выявления признаков напряженности необходимо расслабить ваше тело, сесть удобнее, установить спокойный ритм дыхания, сделать 2-3 глубоких вдоха, и сосредоточиться на самоконтроле, к примеру «как я выгляжу», «не сжаты ли мои зубы», «не скован ли я»
( картинка напряженный человек, расслабленный)
Когда у вас назначена встреча с важным человеком, с которым вы не виделись прежде,
И вы очень волнуетесь, стесняетесь, боитесь не понравится человеку, боитесь сказать лишнего, вам точно нужно настроится. Представляем, что этот человек точно такой же как вы, у него тоже есть своим проблемы и кому-то он вовсе не нравится, самое главное это быть полностью уверенным, что у вас все получится с этим человеком, и в этом непоколебимом состоянии уже вести разговор. Если вы будете самим собой, то после встречи вы можете не думать о том, что вы сказали что-то не так, что вы вели себя глупо. Главное, насколько бы вам не нравился этот человек, не возносите его в своих глазах, не нужно думать, что вы не достойны этого человека
( салфетки, семь листочк.) (слайд 1 ) Здравствуйте, на случай если потребуется, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток.
1 салфетка- меня зовут Аннэта Денисовна
2 салфетка- я провожу у вас сегодня мастер класс
3 салфетка- занимаюсь волейболом
Расскажите пожалуйста, о себе столько фактов, сколько салфеток себе взяли
Замечательно, мы с вами познакомились, давайте прослушаем причту как раз на нашу тему
(слайд 2 картинка с притчей
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
О чем мы сегодня будем говорить? Какова наша цель? (работа в команде, взаимопомощь)
А как вы понимаете что такое взаимопомощь? А взаимопомощь друг другу? (помощь друг другу)
(слайд 3) Упражнение ладошка- у вас на парте есть листочек и ручки, обведите пожалуйста свою ладонь, в центре напишите свое имя, а на каждом пальце, что нравится в самом себе, затем передайте свой листочек соседу по парте, он отмечает плюсом то, с чем согласен. А если есть что-то добавить, можете дописать.
Как думаете какие положительные качества помогут нам работать в команде? (отзывчивость, ответственность)
(слайд 4) упражнение групповой рисунок- Один человек начинает рисунок на тему (моя комната), другой его дополняет своим элементом. И так каждый человек, стараясь придерживаться общей темы.
Получился у вас рисунок? Нравится ли он вам? Сейчас вы работали сплоченно, в команде, это и есть взаимопомощь.
Добрый день, ребята, меня зовут Аннэта Денисовна, и сегодня мы с вами проведем мастер класс
Есть небольшой секрет, возьмите салфетку
Как думаете для чего раздала салфетки?
А салфетки я раздала чтобы о вас узнать о вас поближе.
сколько салфеток взяли, столько фактов о себе можете рассказать
с кем то мы уже познакомились, а думаю в процессе мастер-класса познакомимся поближе.
Салфетки – на случай если понадобится возьмите, пожалуйста немного салфеток (1с. Меня зовут аннэта денисовна, 2с. я провожу у вас сегодня матер класс, 3с. Занимаюсь волейболом) расскажите о себе столько фактов, сколько салфеток вы взяли.
Вы узнали обо мне
Из чего сделаны салфетки?
Про бумагу сейчас предлагаю загадку
Это нестандартная задача- головоломка, которая не имеет общих правил решения, подобная задача предполагает нестандартное решение.
Как вы думаете, что же это такое «креативное мышление»? (ответы) да, правильно
(Никто не знает)
Придется обратиться к словарю
Давайте проверим, прав ли Саша? обратимся к словарю
Катя прочитай, пожалуйста
На слайде Креативное мышление — это способность нестандартно воспринимать окружающий мир и это придумывать новые идеи.
Как вы поняли? как ты правильно поняла значение этого словосочетания
В профессиональной деятельности педагога появляются проблемы и как раз с помощью креативного мышления они находят необычные решения и нестандартный подход.
Какова цель нашего мастер-класса
Совершенно верно. цель это понять что такое креативное мышление как и с помощью чего его развивать креативное мышление.
Любая профессия требует креативности
На слайде
Креативность – быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким духовным и эстетическим ценностям, способность к самообладанию и уверенность в себе.
Как же развивать креативное мышление?
Существуют различные методы и приемы для развития креативного мышления, вот некоторые из них
на слайде
1. Дорисовывание элементов
2. «Да, нет».
3. Составление рассказов-фантазий.
4. «Составление рифмованных текстов»
5. И т.д.
Сделаем с вами небольшую разминку. (на слайде слово карандаш) ребят, какие первые мысли вам пришли в голову, о чем вы подумали какие ассоциации? (школа, писать, черный).
Молодец, хорошо. Я бы об этом не подумала. Какой оригинальный ответ.
У каждого есть свои ассоциации. Такими упражнениями вы развиваете свою оригинальность.
Выполняя это вы проявили воображение, быстроту
мы с вами ПОИГРАЕМ
ПЕРЕД ВАМИ ТРИ СЛОВА солнце, помидор, собака. Прочитайте.
Вам необходимо найти сходства между двумя словами или предметами, которое оно обозначает, но отличное от третьего (солнце и помидор по форме круглые, у помидора и у собаки есть хвостик, солнце не двигаются, солнце и помидор не может издавать звуков солнце на закате красное как помидор, собака и помидор состоят из трех слогов, солнце и собака начинаются на букву с, помидор и собака три гласные буквы)
Поиграть со своими близкими
Развивать свое креативное мышление, гибкость
Рассмотрим еще одну игру (слайд аббревиатура)
На всякий случай (к примеру даны три буквы НИК, каждая буква это начало одного слова (научно-исследовательский кабинет) на слайде ДОФ, ЭДА, у кого какие варианты? (ответы)
Играя в эту игру вы сможете развивать свое креативное мышление
Есть еще одно упражнение «рисование обеими руками» в процессе рисования у вас работает правое полушарие, которое развивает творческие способности, возьмите пожалуйста карандаши и листочки и попробуйте нарисовать одновременно одной рукой круг, а другой треугольник. Дома попробуйте тренироваться до тех пор, пока не научитесь делать это хорошо обеими руками.
Еще одна игра, в которую вы можете играть, гуляя по улице и читать вывески наоборот (магазин- низагам) (пекарня- янракеп) (реклама- амалкер) а теперь попробуем наоборот, например (алокш- школа) (показано на слайде акличот- точилка) (китсал-ластик)
Таким образом, с помощью простых игр и упражнений, можно развивать креативное мышление, которое способствует быстроте, гибкости, оригинальности вашего мышления.
Вы проверили свои способности
Я благодарю вас на участие в мастер-классе. Какова была цель мастер-класса? Я надеюсь, что вы, как будущие педагоги обязательно воспользуетесь данные упражнения, что быть креативным педагогом
Рефлексия
1. Самым интересным было…
2. Я хочу применить …
Спасибо за внимание