Социометрия (трактуется как теория и метод одновременно) – это одно из современных направлений социальной психологии, которое сыграло важную роль в исследовании малых групп, в том числе и школьных. Она сформировалась и широко применялась в первой половине ХХ в.

Сам термин «социометрия» имеет латинскую этимологию и происходит от сочетания двух слов: «socius», что переводится как компаньон, и «metrum», то есть «мера». «Социометрия» (как термин) уже упоминается в 1916 г. в тексте письма, направленного в МВД Австро-Венгерской империи. Но серьезные исследования и публикации по этому вопросу появились только 1931–1936 гг.

Определение социометрии

Социометрия – это качественный метод измерения социальных отношений и основан на изучении поведения отдельного человека в составе группы.

Впервые он был разработан психотерапевтом Якобом Леви Морено (в последствии адаптирована Элен Дженнингс), исследования которого были направлены на установление взаимосвязи между социальными структурами и психологическим благополучием и предназначались для нужд групповой психотерапии.Социометрия. Методика для школьников, подростков, взрослого коллектива, что это такое в психологии по Морено, Коломенскому

Свое первое долгосрочное социометрическое исследование Морено провел в 1932–1938 г. в государственной школе для девочек в Гудзоне (штат Нью-Йорк).

Социометрия (как система) включает три составляющие, которые являются объектом изучения:

  • socius, что в переводе с латинского значит «союзник», «друг»;
  • измерение;
  • драму, то есть действие.

Наивысшей стадии развития социометрия (ее «старая школа», основоположником которой является Якоб Морено) достигла приблизительно к середине 1950-х гг., а с 1956 г. начинается формирование «новой социометрии», которая в основном придерживается «старого» направления.

Учение Якоба Морено получило развитие в работах его последователей, например, таких западных социологов, как Л. Д. Зелени, X. Р. Бекли, А. Бнейрштедт, С. Энгельмейер, которые рассматривали исследования ученого применительно к другим проблемам, которые возникают в обществе. В связи с этим стали выделять политическую, семейную, военную социометрию и так далее.

В России о социометрии заговорили только в середине прошлого века. Однако слово «социометрия» в тот период заменялось другими терминами: «групповая терапия», «малая группа», «групповой статус». Но к 2000 г. по данной теме появляются первые публикации таких российских психологов, как Я. Л. Коломинский, А. И. Розов, И. П. Волоков, Г. М. Андреева.

Социометрия (методика для школьников, дошкольников, производственных групп) как метод исследования, применяемый российскими учеными, ограничивалась в основном социометрическим анкетированием.

Основные отечественные школы были основаны Яковом Львовичем Коломинским в Минске и Игорем Павловичем Волковым в Ленинграде. Также к ведущим можно отнести эстонскую школу социометрии.

В настоящее время социометрия рассматривается российскими учеными как отрасль психологии, исследованиями которой занимались такие психологи, как Е. В. Андриенко, Р. С. Немов, Б. А. Сосновский, Н. Лутошкин, В. С. Авеносов, Е. И. Рогов и другие.

Различные психологи, исходя из своего видения вопроса, дают социометрии различные определения. Однако главным объектом исследования всегда остаются межличностные отношения, характерные для исследуемой группы.

  • Например, Якоб Морено определял социометрию как » исследование эволюции и организации групп и положения индивидов в них». По его мнению, социометрические исследования выявляют скрытые структуры, которые придают группе ее форму: альянсы, подгруппы, выявляют скрытые убеждения, идеологические соглашения.
  • Элен Дженнингс, одна из пионеров в области социометрических исследований, описала социометрию как «устройство для графического и прямого отображения общей конфигурации отношений между членами группы в определенный момент времени».
  • Александер Франц (психоаналитик, основатель «Чикагской школы» психоанализа) трактовал социометрию как «метод, используемый для обнаружения и манипулирования социальной конфигурацией путем измерения притяжений и отталкиваний между индивидами в группе».
  • Ури Бронфенбреннер (крупный специалист в области детской психологии) определял социометрию как «метод выявления, описания и оценки социального статуса индивидов, структуры и развития (групп) путем измерения степени принятия или отвержения индивидов в группах».

В словарях чаще всего приведено обобщающее определение: социометрия – это измерение взаимоотношений, доминирующих среди членов группы.

Социометрические методы

Термин «социометрические методы» относится к большому классу методов, которые оценивают положительные и отрицательные связи между людьми внутри группы.Социометрия. Методика для школьников, подростков, взрослого коллектива, что это такое в психологии по Морено, Коломенскому

Болгарский психолог Любен Десев методы социометрии разделил по трем направлениям:

  • динамическое – это методы, изучающие группы в действии (к исследователям данной области он относит самого Якоба Морено, Дженнингс и Инфельда);
  • диагностическое, направленное на изучение и систематизацию социальных групп (в этом направлении работали Джордж Эндрю Лундберг, Ури Бронфенореннер, Френсис Чэпин, Дж. X. Крисуэлл, Л. Д. Зелени, Эмори Богардус и другие).
  • математическое (исследователи Пол Лазарсфельд, Чарльз Додд, Д. Стюарт).

Социометрический метод Якоба Морено – это метод сбора первичной социальной информации о взаимоотношениях индивидов в малых социальных группах.

Он включает:

  • социометрию (то есть опрос, позволяющий выявить взаимоотношения в группе, и фиксацию полученных данных);
  • социодраму (проигрывание различных социальных ситуаций) и психодраму (проигрывание ситуаций, возникающих при межличностном общении);
  • групповую терапию, или моренотерапию (действие, предполагающее активизацию у участников группы чувства ответственности за себя и за группу в целом).Социометрия. Методика для школьников, подростков, взрослого коллектива, что это такое в психологии по Морено, Коломенскому

Основной принцип мореновского метода состоит в том, что каждый участник группы может оценивать другого члена группы по одному или нескольким критериям в циклическом порядке.

Социометрическая процедура

Социометрические исследования проходят по определенному сценарию, который принято называть социометрической процедурой.

Ее назначение выявить:

  • уровень сплоченности (разобщенности) исследуемого коллектива;
  • социометрический статус респондентов, входящих в состав данной группы;
  • присутствие подгрупп.

Сама процедура включает несколько этапов исследования. Предварительно проводится подготовительная работа.

На этом этапе определяется цель исследования, проблема и объект исследования:

  1. Первая фаза. Она предполагает установление контакта между исследователем и исследуемыми, определение числа критериев (вопросов) и их содержание.
  2. Вторая фаза – это проведение опроса, позволяющего получить от респондента информацию о других участниках группы.

Опрос может проходить в 2 версиях: непараметрической, параметрической.

При непараметрической форме каждому исследуемому предоставляется неограниченная, а при параметрической – ограниченная возможность выборов. Морено, Холланд, Лейнхарт и многие другие исследователи доказывали, что ограничение числа вариантов выбора респондентом искажает структуру группы.

Они утверждали, что только предоставление неограниченного выбора дает объективные социометрические данные.

Однако при неограниченном количестве вариантов выбора процесс оценивания членов коллектива становится сложным и длительным. Следует учесть и тот момент, что в больших группах, где члены коллектива имеют ограниченную информацию друг о друге, невозможно сделать рейтинговое упорядочение всех участников группы.

Количество ограничений (d) можно вычислить для коллективов с разным числом участников.

В свое время такую формулу расчета предложили Якоб Морено и Элен Дженнингс:

P(A)= d/(n-1), где Р – это вероятность случайного события (А), а N – количество респондентов. При этом Р(А) – величина, ограниченная границами 0,20–0,30.Социометрия. Методика для школьников, подростков, взрослого коллектива, что это такое в психологии по Морено, Коломенскому

Величина ограничения выборов:

N (число респондентов)D (социометрическое ограничение)P (A) (вероятность случайного выбора)
1.5–710,2–0,14
2.8–1120,25–0,18
3.12–1630,25–1,9
4.17–2140,23–0,19
5.22–2650,22–0,19
6.27–3160,22–0,19
7.32–3670,21–0,19
  1. Фаза обработки полученных данных. К основным способам обработки относят графический, табличный и математические способы.
  • Социограммы (графический способ) – оригинальный метод анализа социометрических данных, состоящие из точек и линий, обозначающих респондентов и их выбор других членов группы. Социограмма – эффективный способ отображения внутренней структуры группы. Главный недостаток социограммы состоит в том, что двумерная картина структуры группы передает более упрощенное представление, чем несет на самом деле (в двух измерениях невозможно представить большинство взаимоотношений). В 1940 г. была предложена «целевая социограмма», в который набор концентрических кругов использовался в качестве обозначения определения статуса индивидуумов: более значимые члены группы располагались ближе к центру, а низкорейтинговые распределялись на периферии.Социометрия. Методика для школьников, подростков, взрослого коллектива, что это такое в психологии по Морено, Коломенскому

Социограмма считается лучшим наглядной иллюстрацией, но плохим инструментом для определения реальной структуры группы.

  • Социоматрица, или табличный способ. Самая ранняя работа о социоматрицах написана Форсайтом и Кацем (1946). В 1950 г. был разработан алгоритм, который позволил привести социоматрицу к стандартной форме, а в 1963 г. данный алгоритм был вписан в компьютерную программу.

Социоматрица – это таблица, в которой фиксируется вся информация о выборах респондентов в экспериментальном коллективе. По горизонтали и вертикали таблицы указаны имена (или номера) участников группы. В точках пересечения строк и столбцов выставляется «+» при положительном выборе и «-» при отрицательном. «0» указывает на отсутствие выбора.

  • Математический способ. Различные характеристики респондента и группы можно отобразить в числовой форме, используя данные, отмеченные в таблице (социоматрице). Например, чтобы выразить социометрический статус (СС) отдельного индивида в математических показателях, необходимо воспользоваться формулой:

Социометрия. Методика для школьников, подростков, взрослого коллектива, что это такое в психологии по Морено, Коломенскому, где

Социометрия. Методика для школьников, подростков, взрослого коллектива, что это такое в психологии по Морено, Коломенскому– СС i-респондента группы;

Социометрия. Методика для школьников, подростков, взрослого коллектива, что это такое в психологии по Морено, Коломенскому– выборы, которые получены i-членом;

N – общее число респондентов в экспериментальной группе.

Также можно вычислить положительный или только отрицательный индексы СС индивида, входящего в состав группы:Социометрия. Методика для школьников, подростков, взрослого коллектива, что это такое в психологии по Морено, Коломенскому

В форме числа можно выразить индекс психологической «сплоченности (единения) группы».

Расчеты производятся по такой формуле:Социометрия. Методика для школьников, подростков, взрослого коллектива, что это такое в психологии по Морено, Коломенскому, где

Социометрия. Методика для школьников, подростков, взрослого коллектива, что это такое в психологии по Морено, Коломенскому– взаимность в коллективе по результатам позитивных выборов;

Социометрия. Методика для школьников, подростков, взрослого коллектива, что это такое в психологии по Морено, Коломенскому– число позитивных взаимных связей в группе;

N – число членов, входящих в состав экспериментальной группы.

Полученные социометрические индексы – это объективизация результатов проведенного исследования. Таким же образом можно вычислять индексы (индивидуальные и групповые) эмоциональной экспансивности, объема коммуникации индивида, концентрации взаимодействия и другие показатели, характеризующие внутреннюю структуру коллектива и его отдельных членов.

Методика Морено

Морено считал, что изучение социальных систем требует особого подхода, который и лег в основу социометрии.

Он выделил 2 структуры отношений:

  • макроструктуру (участие индивидов в различных сферах жизнедеятельности);
  • микроструктуру (взаимоотношения с окружающими).

Несоответствия в них являются источником возникновения напряженности в отношениях и конфликтов.

Основными понятиями микроструктуры являются «социальный атом» (первичный элемент структуры) и «теле» (единица, измеряющая успешность индивида).

Под социальным атомом Морена подразумевал индивида вместе со значимыми для него людьми. А простейшей единицей чувства, посылаемой от одного члена группы к другому, Якоб Морено дал название «теле».Социометрия. Методика для школьников, подростков, взрослого коллектива, что это такое в психологии по Морено, Коломенскому

Для каждой группы людей свойственно наличие индивидуальной микроструктуры, которая характеризуется по таким социометрическим показателям:

  • положение испытуемых в микроструктуре группы;
  • эмоциональные предпочтения;
  • существование устойчивых подгрупп, сформированных на почве взаимных предпочтений;
  • характер отвержений.

По мнению ученого, психологический комфорт участников группы непосредственно связан с их положением в ее структуре. Поэтому одним из объектов исследований был социометрический статус каждого респондента группы.

Это:

  • «звезды» – члены группы, которые имеют наибольшее число позитивных и наименьшее количество негативных выборов (не следует отождествлять с лидером);
  • участники группы с высоким, средним и низким статусом (они распределены по числу позитивных и негативных предпочтений);
  • изолированные – члены коллектива, у которых отсутствуют как позитивные, так и негативные выборы;
  • отверженные – те, у которых крайне мало положительных, однако много отрицательных выборов;
  • изгои – это участники, не имеющие положительных выборов.

Важно! Чтобы группа имела сильное психологическое положение, необходимо наличие в ней большого количества именно взаимных выборов.

Полученные результаты Морено использовал для смягчения конфликтов, выявления неформальных лидеров, оптимизации социально-психологического климата в наблюдаемой группе.

Методика Я. Л. Коломинского

Социометрия для школьников и дошкольников разрабатывалась такими исследователями, как Я. Л. Коломинский, И. П. Волков.

Социометрический вариант, адаптированный Коломинским для дошкольников, носит условное название «У кого больше?».

Экспериментатор предварительно заготавливает по 3 карточки (рисунка) для каждого ребенка с указанием на них его постоянного номера.

На первом этапе эксперимента в отдельной комнате ребенку дают 3 его картинки, которые предлагают по одной положить любым 3 детям группы. Данные фиксируются в социоматрице (таблице).

Для малышей 3–4 лет предусмотрен другой вариант. В этом случае исследователь заготавливает фотографии всех участников группы и 4 картинки с изображением жилья с разным уровнем привлекательности, например, дворец, хороший дом, изба и ветхая избушка. Ребенку предлагают разложить фотографии одногруппников по строениям, в зависимости от степени симпатии к ним.Социометрия. Методика для школьников, подростков, взрослого коллектива, что это такое в психологии по Морено, Коломенскому

В ходе этого эксперимента полученные данные изображают в виде круговой диаграммы, в которой каждая окружность – это 4 варианта построек.

  1. Дальнейшая работа экспериментатора направлена на установление диагностических показателей и их трактовка.

Методика Т.Д. Марцинковской

Социометрия для школьников и дошкольников разрабатываются и другими исследователями. Например, Т.Д. Марцинковская (известный российский психолог) предлагает несколько иной вариант получения информации. Ее методика называется «Два домика» и направлена на определение особенностей взаимоотношений в детском коллективе, установление значимого для ребенка круга общения.

В ходе эксперимента детям предлагают рисунки 2 домов: красивого с большим количеством интересных игрушек внутри и маленького черного домика без игрушек. Исследователь предлагает каждому ребенку пригласить остальных участников в тот или иной дом. Такой опрос также позволяет получить достаточно материала для исследования внутренней структуры детского коллектива.

Социометрия для школьников и взрослых имеет одни и те же задачи – анализ внутренней структуры коллектива и выявление индивидуальных характеристик членов группы (например, степень комфортности или социометрический статус), что позволяет улучшить социально-психологический климат внутри коллектива и значительно повысить эффективность выполняемой деятельности.

Наиболее известные социометрические методики для трудовых коллективов разработаны такими авторами:

  • Л. Н. Лутошкин (диагностика психологического климата группы);
  • А. С. Михайлюк, Л. Ю. Шарыто (оценка социально-психологического климата в трудовом коллективе);
  • Р. С. Немов (социально-психологическая самооценка коллектива и оценка организационного климата).

Функции и роль

Социометрия имеет две основные отрасли: исследовательскую и прикладную:

  • Исследовательская социометрия занимается изучением социально-эмоциональных взаимоотношений в группах с использованием определенных критериев, например, определение лидера внутри коллектива.
  • Исследования прикладной социометрии направлены на оказание помощи группам и отдельным индивидам в расширении и развитии их уже существующих психосоциальных взаимоотношений.Социометрия. Методика для школьников, подростков, взрослого коллектива, что это такое в психологии по Морено, Коломенскому

Сейчас социометрия является одним из самых популярных методов анализа социальных сетей. Ее цель состоит в том, чтобы отобразить все отношения и разделить их на положительные и отрицательные выборы (или на отношения положительного, отрицательного или нулевого направления).

Для этого разрабатываются специальные программные обеспечения, направленные на анализ групп и их структур. Например, международная социальная сеть «Facebook» во многом опирается на социометрию своих пользователей.

Социометрические методы, основанные на оценке социального выбора и межличностной привлекательности, также используются:

  • в социальной психологии;
  • социологии;
  • психиатрии;
  • социальной антропологии.

«Главной методологической задачей социометрии (по определению Морено) является пересмотр экспериментального метода с тем, чтобы он мог эффективно применяться к социальным явлениям.» Исходя из того, что социометрия определяет симпатии и антипатии в группе, ее методы применимы для изучения этнических отношений и способов идентификации индивидов с этническими группами.

Например, используя социометрические исследования, Джоан Крисуэлл изучала бело-черные отношения в американских классах, Габриэль Вейманн исследовал этнические отношения в Израиле, а Джеймс Пейдж изучал внутриэтническую и межэтническую идентификацию в пределах Тихого океана.

Несмотря на феноменальные успехи, достигнутые за последние несколько десятилетий в анализе социометрических данных, полученных в результате исследования различных групп (школьных, дошкольных, студенческих, профессиональных), характерные недостатки все еще сохраняются.

Наиболее серьезным из них является «тенденция к использованию случайных вариаций» и трактовка таковых как социально значимых.

Автор: Ирина Журавка

Видео о социометрии

Исследование отношений в коллективе методом социометрии:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ