Стереотипизация – это акт формирования представлений в психологии о каком-либо событии, людях, которые переносят на всю группу подобных явлений или персон. Изначально словом «стереотип» называли форму для печати оттисков в типографии. В 1922 г. американский журналист У. Липпман использовал его как научное понятие, понимая под стереотипом неуточненный образ восприятия реальности, который порождает предрассудки.
Определение, что это такое
Понятие «стереотип» разрабатывали многие исследователи на протяжении истории человечества.
Определение развивалось из близких по смыслу характеристик:
- архетип (К.Г.Юнг);
- заблуждение (Платон);
- неверные умозаключения, идолы разума (Р. Декарт, Ф. Бэкон);
- предрассудки (Ф.Ницше).
В зарубежной психологии исследованием стереотипизации занимались М. Хоркхаймер, Т.В. Адорно, В. Дуаз. В отечественной науке понятие ввел П.А. Сорокин, который рассматривал стереотип как шаблонное поведение человека. В.А.Ядов описывал определение как эмоционально окрашенные социальные образы.
Ю.А. Сорокин называл стереотипом процесс общения по принятым в обществе языковым моделям. По П.Н. Шихиреву – это примитивный, чувственно окрашенный набор качеств, необъективно отражающий реальность. Т.Е. Васильева, В.С. Агеев, И.С. Кон определили стереотип как способ обработки информации и модель действий в разных жизненных ситуациях.
В. Дуаз выделил 4 вида стереотипов:
- индивидуальные представления людей о среде своего обитания;
- шаблоны, которые возникают в процессе общения между людьми;
- коллективные модели, которые формируются в межгрупповом общении;
- идеологические представления, которые появляются под влиянием исторических событий.
Ю.Е. Прохоров рассматривал стереотип, с одной стороны, как элемент, хранящий и транслирующий культуру данного общества, а с другой, как устоявшееся средство опознания «своих» в данной культуре.
Какие бывают
Стереотипизация – это шаблонный перенос образа на ситуации и людей. Поверхностные модели включают в себя убеждения, основанные на необъективной оценке внешних характеристик. Глубинные стереотипы в психологии передаются в социуме годами и даже веками. Они формируются под влиянием исторических событий.
Личностная
Представляет собой стереотипы, которые сформированы у определенной личности. Они могут либо совпадать с социальными стереотипами или им противоречить.
Объективная
Устойчивые представления отражают действительные особенности группы, подвергаемой стереотипизации. Степень объективности может отличаться. Не существует абсолютно объективных стереотипов, так как шаблонные образы являются обобщениями, поэтому не могут соответствовать реальным фактам.
Обстоятельственная
Здесь шаблонными характеристиками наделяют обстоятельства и ситуации.
Например:
- В Сибири всегда идет снег.
- На Севере всегда зима.
- В Индии грязно и много болезней.
Динамическая
Такой вид стереотипизации основан на представлении о физическом образе другого человека. Это автоматическое положение осанки, пластика ходьбы и поз. Именно благодаря этому феномену можно узнать своих знакомых издалека.
Негативная
Негативные стереотипы – это то, что и считают стереотипом в обществе. Их используют как средство для оскорбления других людей. Пример негативного стереотипа – «все блондинки – глупые». Так девушка, которая окончила университет с красным дипломом может подвергаться насмешкам при устройстве на работу и не получить желаемую должность из-за стереотипа.
Позитивная
Позитивные стереотипы преподносятся как комплимент. Например, распространенный шаблон «все азиаты умны» или «все азиаты сильны в математике». Несмотря на первое позитивное впечатление, такое суждение может принести вред. В соответствии с ним, маленький ребенок азиатского происхождения может чувствовать себя неправильным или ущербным, если испытывает проблемы в обучении.
Нейтральная
Суть этого вида – в реакции конкретных людей на суждения. Исследователи Лепор и Браун выяснили, что люди с высоким уровнем стереотипизации более ярко реагируют на нейтральные фразы и подгоняют их под усвоенные ранее шаблоны.
Точная
Точные стереотипы отражают объективную действительность, хотя со стороны могут казаться неуместными. Например, пожилые люди действительно передвигаются медленнее молодых.
Приблизительная
Так называют стереотипные суждения, которые можно трактовать двояко. К примеру, психически нездоровые люди опасны для окружающих. Это не является абсолютно точным утверждением, но и не является ложью. Здесь можно сказать, что на самом деле лишь люди с некоторыми заболеваниями психики могут угрожать безопасности других, но только в случае отсутствия медицинской помощи.
Социальная
Социальными стереотипами называют такие образы, которыми наделяются все люди, которых лицо не признает членами своей группы.
К этому виду стереотипов относятся:
- этнические – по расе и национальности;
- гендерные – по половому признаку;
- конфессиональные – по отношению к людям разных религий;
- возрастные – по возрасту (чаще всего касаются детей, подростков и стариков);
- эстетические – по внешнему виду, красоте, стилю;
- ролевые – по взаимодействию между людьми (отношения мужа и жены, ученика и учителя);
- бытовые – по организации хозяйства и досуга.
Социальные шаблоны скорее ложные. Они искажают представления людей, вносят разлад в отношения.
Например:
- Мужчина должен содержать семью, а женщина – заниматься хозяйством.
- Женщина, которая строит карьеру – несчастна.
- Женщина обязана родить ребенка.
- Мужчины от природы полигамны.
- Женщины плохо водят автомобиль.
- Все азиаты выглядят одинаково.
- Все немцы – пунктуальны.
- Все англичане любят чай.
- Все евреи – меркантильны.
- Россияне любят выпить.
- Все старики ворчливы.
- Все молодые ничего не знают о жизни.
Причины и процессы формирования
Стереотипизация – это в психологии формирование суждений через взаимодействие элементов психики. Стереотипы появляются при отсылке к индивидуальному или групповому жизненному опыту. Образование стереотипов происходит во второй сигнальной системе и включает в себя 3 фазы.
Фаза | Описание |
Начальная | Отдельные зрительные и речевые раздражители действуют на сигнальную систему и входят во взаимодействие со словесными и зрительными образами в высших отделах мозга. Как следствие возникает целостное представление, которое состоит из сформированных форм сознания и ассоциаций. |
Фаза поисковой реакции | Поступающие образы соотносятся с уже имеющимися представлениями и распознаются как исходные. При этом сохраненная модель перестает быть размытой, а приобретает конкретный характер, наполняется деталями. |
Узнавание | Сохраненная информация для стереотипа содержится в виде ассоциации. Части восприятия при контакте с раздражителем возбуждаются и генерируют различные образы, чувства, символы, из которых создается стереотип. |
У. Квастхофф отмечал, что функции стереотипов необходимы для нормальной работы психики и сознания – социального существования, внутренно-психологической стабилизации, переработки информации. В процессе образования стереотипа участвуют такие психические действия как атрибуция, категоризация, избирательное внимание, формирование понятий, оценка.
Стереотип основывается на 3 компонентах:
- когнитивный – человек осознает информацию об объектах;
- аффективный – выражает оценочные переживания по поводу объектов;
- социальный – показывает программу действий по отношению к объектам.
Возникают стереотипы по разным причинам. Главная из них – защита мозга от перегрузки объемом информации. Механизм стереотипизации основывается на упрощении мыслительного процесса. Психика не каждый раз реагирует на раздражители со всей полнотой переживаний, а переносит их на уже усвоенные модели. Постоянный поток новой информации нагружает мозг, поэтому организм самостоятельно проводит классификацию поступающих стимулов, подгоняя их под привычные образы.
Так процесс познания не превышает обыденный уровень, опираясь на житейский опыт, сформированный через обобщение представлений. Одновременно с этим сам окружающий мир содержит схожие, однообразные, повторяющиеся элементы, на которые человек реагирует стереотипными действиями. Отказ от стереотипизации привел бы к постоянной работе психике по дифференциации и классификации информации. Так шаблонное мышление упрощает познание мира и облегчает работу мышления.
Усваиваются стереотипы через инкультурацию и социализацию. Сами шаблоны – это часть культуры. Многие группы стереотипов человек запоминает с детства, выносит их из семьи и окружения. Закрепление образов происходит в возрасте 12-30 лет, после чего они практически не изменяются. В итоге готовые модели отражают понимание не только своей группы, но и представление других групп о собственной.
Формирование образов происходит в общении с близкими людьми, которые чаще всего присутствуют в жизни. Это семья, друзья, учителя, коллеги. Но иногда шаблонное мышление проявляется и в частных контактах. Например, если на рынке человека обсчитал продавец определенной национальности, то в итоге покупатель перенесет свое суждение на всех лиц этой национальности.
Также в усвоении стереотипов участвуют средства массовой информации, так как для многих людей они являются авторитетом. Мнения, транслируемые в СМИ, часто вытесняют личные убеждения.
Это происходит по нескольким причинам:
- Если человек не обладает достаточными знаниями о предмете обсуждения, то полагается на информацию из новостей или газет, не подвергая ее критической оценке.
- Статус источника играет важную роль в процессе стереотипизации. Суждение известного общественного деятеля или политика считаются более весомыми.
- Опора на мнение СМИ косвенно снимает ответственность за принятые решения. Человек принимает точку зрения авторитетного источника, считает ее правильной и справедливой.
Положительная роль и влияние
Стереотипизация – это в психологии устойчивые эмоционально окрашенные представления в какой-то группе людей. Такие поведенческие модели оказывают разное влияние на жизнь людей. Положительное действие стереотипов заключается в освобождении психики от выполнения многообразных процессов, направленных на сканирование окружающей среды.
Так сознание направляет свою работу на решение других задач. Большую часть стереотипов человек усваивает в детском возрасте. Поэтому шаблоны используются, чтобы отличать плохое от хорошего, оценить безопасность пространства.
Негативное влияние и вред
Стереотипизация – это в психологии форма восприятия людей или объектов. Негативная роль стереотипа заключается в том, что подобные представления часто основаны на ложной субъективной информации. Шаблоны используют для того, чтобы ввести людей в заблуждение или манипулировать ими. Стереотипы вносят в общение разногласия, порождают конфликты.
Ложные представления нарушают понимание правильных жизненных ориентиров, настраивают человека против других на основе их пола, расы, внешности. Вместо того, чтобы находить сходства, стереотипы акцентируют внимание на различиях, делят общество на «своих» и «чужих».
Кроме того, негативные стереотипы часто становятся истоком стигматизации, дискриминации и ксенофобии. Такие установки возникают у людей, употребляющих шаблоны, из страха потери своей социальной идентичности. Путем негативизма и нетерпимости они упрочивают свое положение в занимаемой группе и ощущают психологический комфорт.
Как не подчиняться и избавиться
Стереотипизация – это в психологии сформированный образ, который проявляется на конкретный стимул. Чтобы избавиться от влияния стереотипов, необходимо провести осознанную работу над собой. Нужно понять какие именно шаблоны и представления являются полезными и принятыми, а какие – негативными. Нужными считаются стереотипы, которые человек сформировал на собственном опыте, без опоры на мнение общества. Также к ним можно отнести социальные образы, но те, которые индивид пропустил через себя.
Чтобы проделать такую работу необходимо выписать наиболее известные представления и прочитать их несколько раз. На каждую фразу появляется эмоциональный отклик. Именно чувственно окрашенные ощущения показывают отношение к стереотипу. Также существуют несколько методик избавления от стереотипизации.
Остановка стереотипа
Механизм этого метода основывается на остановке структур, которые поддерживают стереотип, например, устойчивые образы и реакции, эмоциональные и телесные колебания. С самого начала необходимо отследить подобные психофизические реакции, рассмотреть их по отдельности, выделить наиболее яркую. Поэтому первым шагом является наблюдение и анализ.
Например, стереотипное действие – почесывание затылка как реакция на стимул. Здесь остановкой считается направленное внимание на движение руки, которое разрушает последовательность проявления шаблона. Отдельной частью этого процесса можно назвать попытку остановки внутреннего диалога в момент наиболее сильного сопротивления.
Замена стереотипа
Состоит в замене одного представления другим. Как и в предыдущем примере, избавление от стереотипа происходит по однообразной схеме – в момент проявления реакции. В данном случае, действие необходимо заменить схожим по форме проявлением.
Преобразование стереотипа
Стереотипное действие изменяется через преобразование пути его проявления. В этом методе необходимо осознанно перехватить инициативу в момент раскрытия структур, после чего наделить устоявшиеся элементы новыми свойствами. На примере физического стереотипа – преобразовать почесывание затылка в совершение другое действия, не связанного с телом.
Выход за пределы стереотипа
Отличается от предыдущих способов тем, что здесь не используется прямое воздействие на структуры стереотипа.
Метод состоит из 3 этапов:
- Осознание одной из составляющих частей стереотипа.
- Осознание всех структур шаблона.
- Осознание цельности частей стереотипа в момент проявления.
Здесь реакция на раздражитель в виде почесывания затылка переживается до двигательного проявления шаблона. Человек осознает проигрывание стереотипа, но не показывает его физически, вследствие чего происходит затухание действия.
Выделяют также следующие способы работы со стереотипами во взаимодействии с другими людьми:
- осознание – называние паттерна поведения;
- выяснение причин поведения – проговаривание объективных и субъективных причин использования шаблона;
- обсуждение – доказательство непродуктивности использования шаблона и проблем в общении из-за этого;
- анализ – обсуждение прошлого опыта, на базе которого появился стереотип;
- переоценка – разбор причин использования модели и оценка ее значения;
- информирование – сообщение полной информации о суждении;
- экран проекций – игнорирование стереотипа;
- переключение внимания – переведение внимания на другие раздражители;
- конгруэнция – подыгрывание, пока не закончится влияние стереотипа;
- копирование – повторение поведение партнера (иногда необходимо, чтобы он это заметил, а иногда – нет);
- внешняя диссоциация – отделение человека от его суждения, общение только с той частью, которая интересует собеседника.
Стереотипизация – это важный процесс, который экономит усилия мозга и разгружает психику. Стереотипы дают возможность ориентироваться в мире, понимать ценности конкретного общества. В то же время, представления в психологии иногда несут негативный посыл и воспринимаются как оскорбления. Поэтому нужно понимать, какие шаблоны являются частью мировоззрения, и употреблять их с осторожностью, чтобы не обидеть собеседника.
Видео о стереотипизации
Социальные стереотипы: