Особо эффективное упражнение по повышению внимания, концентрации, а также развития обоих полушарий мозга — это таблица Шульте, методологическая основа которой известная на протяжении многих лет. В век современных технологий, ее положительные качества можно оценить в режиме онлайн, что позволяет пользоваться техникой в любом месте.
Что это такое?
Таблица Шульте (пользоваться онлайн можно без каких-либо проблем) представляет собой лист квадрата, который разбит на 25 равных частей, состоящих из 5 строк и 5 столбцов. На них отмечены цифры от 1 до 25 или буквенные значения, разбросанные в случайном порядке.
Первоначально упражнение разрабатывалось в качестве психодиагностического анализа, исследующего особенности памяти и внимания. Первое определение методики дал немецкий психиатр Вальтер Шульте.
Психологический контекст использования таблицы предполагает наличие диагностических мероприятий таких показателей, как распределение, отвлечение, переключение или сосредоточение внимания исследуемого пациента.
Первоначальная методика позволяла выявить основные свойства, характерные для работоспособности, включая расстройства внимания, истощаемость и врабатываемость психических явлений.
Функциональные особенности при диагностике эффективности работы и уровня психической устойчивости были разработаны по методологическому анализу Козыревой А. Ю., которая проводила тест при помощи 5 различных таблиц 5×5. В результате исследования оценивался количественный показатель пропущенных цифр, а также общее время на тест и возможность допустимых ошибок.
Виды таблиц Шульте
Помимо стандартной версии таблиц, современная психологическая практика разработала большую вариативность используемых методик. Так, одни из них формируют не только числовое, но и буквенное значение, некоторые — предоставляют возможность поиска цветов или отдельных предметов.
Также таблицы классифицируются исходя из уровня сложности и количества ячеек:
- простые: до 4×4;
- средние: до 5×5;
- сложные: 6×6 и выше.
Классическим вариантом считается черно-белая палитра, которая позволяет лучше выделять цифровые значения на фоне ячеек. Цветная разновидность является более сложной, поскольку человеческий мозг в этом случае может понижать поиск чисел благодаря отвлечению на различные оттенки.
В некоторых случаях возможно использование буквенных значений, в особенности при обучении ребенка не только вниманию, но и составлению целых слов или предложений. Такая техника нередко применяется в дошкольных учреждениях.
Методика таблицы Шульте
После создания стандартной методики с использованием таблиц Шульте, специалисты в сфере психиатрии, отслеживали качество работоспособности, а также скорость на определение и поиск ориентировочных значений. В этом случае проводились наблюдения за лобными долями мозга и направлением взгляда пациентов.
В ходе самого исследования была определена высокая эффективность упражнений не только для развития внимания, но и памяти, интеллектуально-познавательных навыков в целом. Проведение регулярных занятий развивает множественные показатели у людей, вне зависимости от возраста или специфики деятельности.
Особенность, характеризующаяся высокой эффективностью, определяется проведением методики — символьные значения выявляются сразу и вместе, одновременно с последовательным поиском. Методологические свойства упражнений привели к тому, что таблицы начали использоваться повсеместно — от различных курсов по повышению внимания, до развития навыка скорочтения.
Работы некоторых ученых указывают на то, что процесс поиска числовых или символьных значений соотносится с таким же когнитивным свойством, которое характерно для практики медитации. Подобное состояние может не только развить недостающие навыки, но и положительно влиять на все области мозга.
Особое внимание следует обратить лицам, которые страдают от различных дегенеративных или физиологических нарушений передних частей мозга, при которых значительно нарушается воображение, память и сила воли. В этом случае таблицы играют важную роль при использовании комплексной терапии.
При занятиях с таблицами, у взрослого или ребенка происходит одинаковый процесс — сильное стимулирование лобной коры мозга, что не характерно для других методов диагностики.
В некоторых случаях возможно применение поиска чисел с одновременным проговариванием их вслух, что позволяет не только развить свойства головного мозга, но и подтянуть качество речи.
Также таблица представляет собой эффективное упражнение, позволяющее развить функцию периферического зрения — важного этапа, при котором совершенствуется навык скорочтения. Частые тренировки по методике расширяют естественный охват зрения, потому в видимое поле попадает куда больше информации.
С целью диагностики, а также для количественной или процентной оценки процесса внимания у дошкольников, применяется красно-черный вариант таблицы. В этом случае развивается динамический процесс внимания, который задействует практически все доли мозга, связанные с обучением.
Помимо этого, прохождение теста является важным условием при трудоустройстве на машиниста или его помощника.
Помимо младшего возраста, таблицы подойдут и взрослым. В этом случае они позволяют значительно расширить кратковременную память, угол зрения, а также навык концентрации и более быстрого восприятия информации.
Как эффективно работать с таблицами Шульте?
Для того чтобы упражнение было наиболее эффективным, следует воспользоваться простыми рекомендациями по его выполнению. Нижеописанный пошаговый алгоритм характеризуется действиями, характерными для классического варианта таблицы — чисел от 1 до 25. Расположиться к таблице на расстоянии в 35-40 см, такое же, как и при чтении книг.
Основной алгоритм проведения методики:
Этапы | Описание |
I | Зафиксировать мысленную точку на числе в центральном квадрате, которую необходимо удерживать неизменной. Любой сдвиг в сторону значительно снижает эффективность методики. |
II | Находить числа по мере возрастания, от 1 до 25. Процесс поиска должен отличаться максимальной скоростью, без наличия пропусков. Лучше всего числовой ряд проговаривать вслух. Особо важно избегать лишних движений глаз от центральной точки. |
III | Периодичность и время выполнения упражнения следует выбирать таким образом, чтобы избежать переутомления всего организма. Стандартное использование — 10-12 таблиц в сутки. |
IV | По тому, как быстро будет развиваться навык, следует переходить наиболее сложные вариации таблиц, включая повышение количества ячеек, изменение чисел словами и оттенками. |
Занимаясь по методологическому упражнению, наибольшее внимание следует уделить качеству тренировок. Необходимо контролировать положение глаз, избегая переноса фокусного расстояния. Со временем этот навык будет улучшаться, одновременно с повышением скорости чтения, увеличения концентрации и памяти.
Методика обрела особую популярность в отношении нейролингвистического программирования (НЛП), в рамках которого предполагалось, что применение таблиц Шульте позволяет уйти от критического восприятия к избирательному, что повышает эффективность в решении логических задач.
Как пользоваться онлайн
Таблицы Шульте в интернете имеет свои достоинства и недостатки. Так, многие исследования указывают на то, что пользоваться техникой в режиме онлайн бессмысленно, поскольку наведение курсора на найденное число приводит к понижению контроля над процессом.
Однако при применении методики не в приложении, а при помощи имеющегося на сайте изображения с таблицей, этого недостатка можно избежать. В таком случае упражнение не отличается какими-то определенными особенностями выполнения.
Основная цель тренировок по методике Шульте — это не обычный поиск числовых или буквенных значений, а полноценное развитие умения концентрации и кратковременной памяти. Также упражнение позволяет расширить зрительный угол, охватывающий периферийные области.
Режим занятий
Для того чтобы эффективно тренироваться по таблицам Шульте, необходимо помнить о том, что не следует допускать каких-либо неприятных ощущений, возникающих в области лба или глазах. В этом случае лучше дать организму небольшой перерыв и отдохнуть, так как перенапряжение негативно влияет на все функции человеческого тела.
Тренироваться необходимо не менее чем 2 раза в неделю, по 10-12 таблиц в день. Время на проведение упражнения — до 15 мин. включительно. Чем быстрее выполнилась техника, тем лучше для нейрофизиологических систем.
Также при занятии с таблицами особо важно обеспечить наилучшее расстояние от глаз до экрана или печатного варианта — в среднем 35-40 см, как и в случае чтения. Для того чтобы получить максимально возможную выгоду от занятия, следует не стараться выполнить его на скорость. Главное здесь — это качество.
Несмотря на то, что большинство людей сначала начинают искать числовые значения путем перестройки взгляда на другие объекты, не стоит преждевременно волноваться. Каждый последующий раз совершенствует навык концентрации, что позволяет сохранить фокус на центральном числе.
Как использовать таблицы в работе с детьми?
Используя таблицы Шульте, у ребенка развиваются навыки памяти и концентрации, которые особо важны в подготовительном процессе к школе. В отличие от взрослых, детям необходимо давать менее сложные виды упражнения, которые не доставят каких-либо неудобств, а также не приведут к переутомлению.
Для детей до 12 лет лучше всего использовать небольшие таблицы, — на 3×3 и 4×4 квадратов. Если ребенок показывает хорошие результаты на протяжении 10-15 упражнений, количество ячеек можно увеличить.
Алгоритм проведения не отличается от стандартной модели. Ребенку таким же образом следует сконцентрировать взгляд на центральном числе и, не уводя взгляда от него проговаривать цифры в порядке возрастания. На начальном этапе рекомендуется использовать числовые элементы от 1 до 9.
Также могут применяться двухцветные варианты с большим количеством ячеек, однако в таком случае упор делается на поиск, вне зависимости от фокусировки ребенка. Хоть такой вариант и не характерен для методики Шульте, это позволяет наработать навык быстрого нахождения элементов.
Вместо цифр, могут использоваться различные предметы, включая любимых героев из сказок или мультфильмов. Такая практика хорошо зарекомендовала себя на начальном этапе образования, что позволяет мотивировать ребенка и добавить дополнительный интерес к дальнейшему обучению.
Для того чтобы повысить результативность применения таблиц Шульте, можно увеличить сложность упражнения — попросить ребенка прочитать числа в обратном порядке, находить четные или нечетные, а также поставить временные рамки на выполнение задания.
Для того чтобы расширить угол зрения, полезным будет современная вариация таблицы, при которой на каждом уровне находится центральное число и два по сторонам.
Алгоритм выполнения следующий:
- Фиксация взгляда в центральной части таблицы.
- Медленный спуск взгляда вниз, на каждый уровень строго по центру.
- Чтение цифровых значений, находящихся слева и справа от центрального элемента.
- Повторение упражнение наоборот — снизу вверх.
Таблица Шульте (пользоваться онлайн можно без каких-либо ограничений) при детском проведении характеризуется обязательным присутствием взрослого, который сможет контролировать процесс обучения, а также следить за движением глаз у ребенка.
Исследования, а также большой опыт преподавательской практики указывает на то, что такие занятия позволяют значительно улучшить память, внимательность, а также увеличить общую скорость чтения. Помимо самих таблиц, может выполняться второстепенное занятие по внеклассовому чтению на скорость.
Выбирая основной вариант обучения, следует уделить должное внимание возрасту и возможностям ребенка. Лучше всего начинать с наиболее простых вариантов, по мере выполнения которых двигаться к сложным упражнениям.
При хорошей организации внутри детского коллектива, можно прибегнуть к различным динамическим играм с таблицей Шульте. Так, педагог способен разработать собственный план, который подстегнет ученика к обучению. Например, можно добавить к упражнению различные вознаграждения.
Для того чтобы максимально развить все необходимые умения, следует привлечь ребенка к непосредственному рисованию таблиц. Поскольку техника не отличается сложной визуальной характеристикой, такое выполнение смогут освоить все.
Исходя из этого, ребенок учится не только внимательности, памяти и другим немаловажным качествам, но и изучает геометрические фигуры, цифры и повышает навык рисования.
Как по ним нельзя заниматься?
Таблица Шульте (пользоваться онлайн можно практически при любой ситуации) имеет свои противопоказания, которые характерны для основной техники выполнения. Для того чтобы повысить эффективность от упражнения, такие советы следует учесть.
Во-первых, использование таблиц Шульте не рекомендуется чаще чем 2-3 раза в неделю. В противном случае может наблюдаться обратный эффект, при котором снижается навык запоминания и концентрации. Это приводит к потере мотивации, которая необходима для любого процесса обучения.
Вопреки распространенному мнению, при выполнении таблиц Шульте, запрещается переводить взгляд от центральной точки или числа, потому как в этом случае теряется любая эффективность от упражнения. Исключением является проведение занятий в дошкольных группах, что требует начального или подготовительного этапа.
Для развития таких важных навыков, как концентрация, внимательность, память и периферическое зрение, отлично подходят специализированные таблицы Шульте. Помимо этого, упражнение может развить в ребенке качества, необходимые в будущем.
На данный момент существует большое разнообразие онлайн сервисов, где можно пользоваться основными достоинствами методики без каких-либо ограничений.
Видео о таблицах Шульте
Как правильно проходить таблицы Шульте: