Темперамент – это совокупность факторов, которые формируют у человека интерпретацию создания, отражая через поведение отношение к окружающей среде.
В психологии этот термин появился давно благодаря Юнгу, Стреляу и многим другим психоаналитикам, изучающим психопаталогию личность. В данном случае идёт речь о влиянии темперамента и характера на личность изнутри. Психическая сущность накладывает отпечаток на индивидуальность человека.
К. Г. Юнг писал, что единственной реальностью можно считать настоящее «Я» человека – индивидуальность, которая отличается за счёт характера, манеры поведения и темперамента.
Последнее – то, что нельзя передать по наследству или взрастить и воспитать в ребёнке до достижения им определённого возраста. Однако многие генетики и нейробиологи считают, что именно эта особенность в характеристики личности может формироваться в утробе (до рождения), но только в зависимости от матери.
Для изучения данного термина психологам приходилось использовать эмпирическую технику и привлекать физиологов, нейропсихологов и психофизиологов.
Определение
Темперамент – это в психологии подразумевается под понятием базовой личности, обычно предполагаемая биологически детерминированной и присутствующая на ранних этапах жизни.
Она включает такие характеристики, как:
- уровень энергии;
- эмоциональная отзывчивость;
- поведение;
- настроение;
- темп реакции;
- поведенческое торможение;
- готовность исследовать.
В поведении темперамент определяется, как конституциональный характер реакции человека с аналогичным диапазоном характеристик. В каждой популяции есть люди, которые демонстрируют высокий уровень исследовательского поведения в отношении новых черт, а другие проявляют неофобию.
Темперамент – это характерный для человека уровень эмоциональной возбудимости или интенсивности, который обычно распознается в течение первых нескольких недель после рождения.
Часто считается, что это ранний признак личности, хотя личность сочетает в себе темперамент с опытом, чтобы сформировать качества на всю жизнь. Такая особенность понятия была сформирована Дарвином, который исследовал поведение животных.
Также теорию определения создал и греческий врач Гиппократ. Он проводил дифференциацию людей в зависимости от жидкости, которая преобладала в теле человека – флегма, кровь, желчь или чёрная желчь.
В зависимости от преобладания того или иного фактора, определялся индивидуальный набор реакций. Они, в свою очередь, составляли класс реакций, особенностей поведения и мироощущения человека. Теория Гиппократа вошла в историю под названием гуморальной теории темперамента.
К. Г. Юнг решил, что его теория психоанализа «работает» иначе – он назвал темперамент способом пополнения энергии индивидуума, которая вбирается и растрачивается на конкретный объект:
- Интровертное отношение порождало абстрагирующую реакцию, в сущности которая подразумевала заботу. Сюда относят понятие Фрейда в теории сексуальности: человек заботиться о ком-то до тех пор, пока он желает быть подвластен объекту вожделения.
- Экстравертное поведение – это отражение личного настоящего отношения к объекту, который не достоин заботы и внимания. Человек темпераментный никогда не будет тратить свою энергию на то, что его не волнует.
Первый тип темперамента позволяет увидеть, как люди готовы принести себя в «жертву» ради кого-то. Это «медвежья услуга», добро, которого не ждут. Второй тип олицетворён с хладнокровным индивидом, который не готов просто так расходовать своё внимание на объект воздыхания.
Несмотря на это, интроверт будет стараться оградить себя от внимания себе подобного человека, а экстраверт позволит о себе заботиться. Такой объект не представляет ценности для экстраверта, и поэтому последний не станет придавать значения его поступкам. В народе про этот факт говорят: «позволяет себя любить».
Первым учёным-психофизиологом стал И. П. Павлов, который исследовал темперамент, как основу психофизиологического анализа.
В своих работах он определял понятие следующими факторами:
- условнорефлекторная деятельность;
- различия в аспектах рефлексов-затухания интересов;
- условность нервных процессов;
- фундаментальность свойств возбуждения нейронов и нервных клеток человека.
На основе этого В. С. Мерлин положил начало новой области экспериментов и исследований в сфере темперамента, назвав процесс интегральной индивидуальностью. Учёный изучал связь между свойствами темпераментов и нервной системой.
Виды
Относительно дифференцировки (угасание) и работоспособности (возбуждения) нервной клетки Павлов выделил основные типы реакций:
Тип реакции | Характеристика и понятие |
Уравновешенный, живой тип ЦНС, активный | Сангвиник |
Выносливый, неуравновешенный, активный и безудержный тип | Холерик |
Выносливый, уравновешенный, инертный тип ЦНС | Флегматик |
Слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип | Меланхолик |
Вслед за Павловым вклад в развитие теорий внесли Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын.
Они выделили дополнительные 2 характеристики, повлиявшие на формирование термина:
- Динамичность – быстрота и лёгкость, с которой нервная система генерирует процесс возбуждения или угасания. Динамичный характер заставляет организм вырабатывать условные рефлекса.
- Лабильность – скорость возникновения и прекращения процесс возбуждения или тормозного процесса.
Лабильность позволила выявить преимущество «слабого» типа темперамента – высокая чувствительность, сензитивность характера. И она определяется уровнем реакции и её влиянием на индивидуальность человека.
Характеристики и свойства
Понятие темперамента восходит к древнегреческим философам, включая Гиппократа и Галена, которые постулировали, что причина обычного поведения человека заключается в различной концентрации юмора.
Само слово предполагает связь между поведенческими предрасположениями и основными биологическими субстратами. Однако, несмотря на долгую историю исследований, точное определение темперамента продолжает оставаться предметом многочисленных споров и дискуссий.
Существует общее согласие относительно некоторых ключевых компонентов темпераментных черт, включая их проявление в раннем возрасте, генетическое влияние и умеренную стабильность во времени.
Однако существует и разногласия относительно границ между темпераментом и личностью. Действительно, некоторые выдающиеся исследователи утверждают, что, как темперамент, так и личность относятся к эндогенным базовым тенденциям мыслей, эмоций и поведения. Различие между этими конструкциями в значительной степени является искусственным.
Действительно, найти отдельные измерения между темпераментом и личностью было трудно, по крайней мере, в перекрестных исследованиях предшественников и последователей (Дарвин, Юнг, Павлов).
Очередное исследование позволило проверить степень ассоциации между факторами личности «Большой Пятерки»:
- невротизм;
- экстраверси;
- открытость;
- приятность;
- добросовестность.
В сравнение были взяты 4 измерения темперамента:
- негативная аффективность;
- экстраверсия;
- энергичное внимание;
- ориентирующая чувствительность.
Ожидаемые сильные ассоциации были обнаружены между 2 шкалами экстраверсии, и невротизмом и негативной аффективностью.
Функции и роль
Темперамент – это (в психологии личности понятие темперамента трактуется, как наследственная черта характера, развивающаяся вне зоны комфорта (утроба матери)) основная проблема, которая до сих пор остаётся до конца не изученной. Существует несколько систем организации, каждая из которых имеет частично перекрывающиеся измерения.
Первоначальная работа Т. Чесс в Нью-Йоркской лаборатории постулировала 9 непрерывных измерений темперамента дополнительно к 3 категориям свойств: «сложный», «легкий» и «медленный». Примерно в то же время, была проведена перекрёстная оценка результатов по тестированию личностных структур.
На основе тестирования Айзенка был выдвинуто следующее предположение:
- В отличие от измерений, которые относятся к эмоциональной реактивности или общей гедонистической валентности, многие теории темперамента включают меру эмоциональной регуляции, которая включает в себя способность упорствовать, обращать внимание, откладывать удовлетворение, планировать и модулировать эмоциональные реакции.
- Эта черта может служить для изменения или переопределения внешнего выражения первых двух измерений. Некоторые из этих «исполнительных» функций по-разному упоминались, как усиленный контроль или постоянство.
- Это измерение также иногда оценивается, как обратное измерению поиска новизны или экстраверсии.
- Общий уровень активности также включен в некоторые шкалы темперамента, как это было в оригинальных формулировках Томаса и Гиппократа.
Большинство классификационных структур организованы количественно, так что индивидуум получает «балл» для определенного измерения (который может варьироваться), и затем создается портрет личности для ряда исследований.
Формы проявлений и физиология
Генетические, поведенческие и экологические влияния на данные исследований продемонстрировали сильные, но не доминирующие, аддитивные генетические результаты большинства основных темпераментов и личностных измерений.
В детских исследованиях сообщалось о коэффициентах наследуемости в диапазоне от 0,2 до 0,5 для многих основных измерений, но они могут быть намного выше. Эти результаты были одинаковыми для всех инструментов и информаторов, однако, некоторые тестирования проводились на более старых выборках с использованием «личности», а не шкалы темперамента.
Коэффициенты наследуемости, как правило, – ниже при наблюдении, в отличие от родительского мнения, на которое ссылаться ошибочно. Там были использованы данные субъективных реакций. Отдельно стоит изучать поведение близнецов, чтобы установить объективность экспериментальных исследований.
В таких случаях физиология предполагает условно принимать во внимание «эффект контраста», когда родители дизиготных близнецов переоценивают темпераментные различия похожих внешне личностей.
По формам проявления выделяют 2 основных компонента: активность и эмоциональность:
Активность |
|
Включаемость | Скорость, с которой объект готов взяться за задание или деятельность. |
Инициативность | Количество инициатив, идей и предложений, которые человек может выдвинуть на обсуждение за определённое время. |
Темп психических процессов | Скорость реакции в ответах, познавательных процессах, сообразительности и запоминании. |
Эмоциональность | |
Впечатлительность | Уровень силы эмоционального раздражителя, который способен вызвать реакцию. |
Подвижность | Скорость возникновения или прекращения/смены эмоциональных состояний. |
Импульсивность | Скорость влияния эмоции на становление побудителем к выполнению действий. |
Немецкий философ И. Кант разделял темпераменты людей на 2 вида – темпераменты чувств и деятельности. Сангвинический и меланхолический 0 темпераменты чувств, а холерический и флегматический – темпераменты «дела».
Если сравнивать теорию с нынешним представлением стереотипов, то можно отметить, что все сангвиники – люди дела, а холерики – эмоциональные неподвижные личности. Однако, философ утверждает, что в темпераменте есть двоякая интерпретация.
Подвижные люди чаще подвергаются импульсивности и чувствам. Они склонны к необдуманным поступкам в то время, как холерики, которые воспринимаются людьми в роли нерешительных индивидов, являются более спокойными личностями, которые сначала обдумают всё «на эмоциях», а потом приступят к делу с «холодной головой».
Диагностика
Темперамент можно изучить благодаря существующим методам оценки. В психологии наиболее широко используется традиционный метод – это вопросник, в котором либо родители оценивают своих детей, либо индивидуумы оценивают себя.
Сторонники этой системы указывают на ряд преимуществ по сравнению с наблюдательными или лабораторными процедурами, в том числе способность информанта оценивать «обычный» темперамент ребенка по времени, простоту введения и хорошие психометрические свойства техники.
Некоторые вопросники используют формат «истина/ложь», другие используют шкалу Лайкерта, в которой информанты оценивают степень своего согласия с каждым утверждением.
Подход, который может послужить моделью для включения множества информаторов и стратегий оценки, – это система эмпирической оценки по Ахенбаху в количественном измерении психопатологии.
Широко используемые инструменты позволяют получить стандартизированные результаты среди информантов (родитель, личность, учитель), используя анкеты. В последнее время они также позволяют интегрировать данные наблюдений.
Методы управления
Как и Айзенк, другие теоретики были заинтересованы в определении количества различных темпераментов. Статистические методы такие, как факторный анализ, были применены, но со смешанными результатами. Однако есть теория, которая, имеет оплот в этой области. Используя три измерения: эмоциональность, активность и общительность, была разработана модель темперамента EAS.
EPQ-модель в системе EAS – управление и формирование темпераментом
Темперамент – это (в психологии и психопедагогике используется метод комплексного анализа для коррекции поведенческих факторов) переменная «величина», которой можно управлять в условиях несовершенства – детьми.
Статистический анализ результатов скрининга позволяет выявить расстройства личности. Результаты исследований в рамках тестирования показали высокий процент (41%) людей с вероятным расстройством личности среди выборочной здоровой популяции.
Отсюда можно сделать вывод, что управление взрослым сформированным темпераментом возможно лишь в условиях труда:
Темперамент | Подчинённый/Руководитель |
Холерик | Руководитель придерживается авторитарного типа управления. Ему свойствен контроль, и заинтересовать может сплочённость команды, наличие высоких целей, самостоятельность подчинённых.
Последние под руководством холерика должны проявлять креативность в работе. Работник-холерик очень противоречив – активен, но не любит спешки и заданного извне темпа. |
Сангвиник | IPDE-s анализ выявляет сильные стороны руководителя:
Руководитель-сангвиник не любит ленивых. Подчинённый-сангвиник поддаётся управлению, если с ним будут говорить на равных. Тип сдержанный, деловой, стремится занять место руководителя. Не получится фамильярно общаться с таким подчинённым, так как он разделяет, как и руководитель, людей на полезных, близких и коллег. |
Флегматик | TEMPS-A анализ выявил особенности управления деятельностью руководителем-флегматиком. Он придерживается лояльного типа управления, не контролирует подчинённых и часто перекладывает на них ответственность. Если ему приходится отвечать за поступки, он применяет авторитарный стиль управления над подчинёнными.
Последние, в свою очередь, будучи также флегматиками, будут послушно выполнять команды, тщательно проверять результаты работы. Они не берут на себя инициативу, не проявляют командный дух. |
Меланхолик | STAI-Y тестирование позволяет выявить сильные стороны меланхолика. Руководитель такого типа считается эмоционально закрытым. Он не подаёт виду о своих переживаниях. Подчинённый-меланхолик заинтересован в такой работе, где нет негативной атмосферы. Меланхолик – это идеальный подчинённый для руководителя с авторитарным типом управления. |
Комплекс анализов применяется в кадровой политике компаний для выявления наиболее благоприятного кандидата на должность. Также могут применяться и другие методы управления.
Поощрение и наказание
В работе с темпераментом всегда следует учитывать хорошие и плохие стороны человека.
То, как можно влиять на негативные черты, помогает в управлении позитивными особенностями темперамента личности:
- Архитектура темперамента выделяет «неприкасаемых» работников – те, которые не любят указаний, но выполняют всё чётко по плану.
- Работники «скоростные» проявляют свой темперамент в общении – быстро отвечают, запоминают и не только. Это говорит о сильной личности, а показатель скорость тесно связан с эмоциями.
- Чтобы воздействовать на «тормозных» личностей (флегматик, меланхолик), нужно положить на их плечи непосильную ношу. Такие люди первые заметят, что на их долю выпало самое сложное, а любой кризис в компании можно миновать.
Эти методы позволяют не только распознать в человеке черты характера, но и создать в группе/команде благоприятную для работы атмосферу. Темперамент помогает выявить сильные стороны индивидуума.
Это, своего рода, рычаг, за который можно тянуть и направлять коллегу или подчинённого в нужное русло не без выгоды для себя. В психологии методы управления темпераментами сводятся к познанию особенностей проявления характера и анализу общения.
Видео о темпераментах в психологии
Типы и свойства темпераментов: