Упражнения на развитие дикции и артикуляции пользуются большой популярностью, поскольку помогают не только в общении с людьми, но и необходимы в профессиональной деятельности. Для овладения данными навыками понадобится немного времени и терпения.
Для чего нужна четкая дикция и артикуляция?
Четкая дикция и артикуляция помогает быстро выстраивать отношения с людьми, позволяет знакомиться с противоположным полом. Про таких людей часто говорят: «у него подвешен язык». Однако, помимо бытовых особенностей, люди с хорошей дикцией могут рассчитывать на работу в каком-либо коллективе, где необходимы подобные навыки – телевидение, кино, переводчики.
Для чего нужна дикция:
- Для понимания человека окружающими людьми. Несмотря на сложную тему, человек, владеющий хорошей дикцией, может легко и быстро объяснить любую тему.
- Произвести впечатление. С помощью разговорных навыков можно легко завоевать доверие любого человека и произвести на него хорошее впечатление. Это поможет в переговорах и при заключении каких-либо контрактов.
- Привлечь внимание аудитории. Такого человека будут всегда слушать и понимать. Незаменимы навыки для учителей или тех, кто работает с большой аудиторией.
Считается, что любой актер, который не имеет должной подготовки в плане дикции, обязательно столкнется с трудностями на сцене.
Особенности правильного произношения у взрослых и детей
Упражнения на дикцию и артикуляцию можно выполнять самостоятельно в домашних условиях, поскольку они не требуют каких-либо затрат и времени.
Нарушения правильной дикции как у взрослых, так и у детей могут быть вызваны различными факторами. В большинстве случаев при нормальном артикуляционном аппарате, проблема связана с плохо развитой дикцией и не имеет патологического характера.
В более редких случаях нарушение дикции может быть вызвано различными аномалиями или патологиями в речевом аппарате:
- дефекты в строении губ;
- недоразвитость уздечки языка;
- неправильный прикус.
Выступления таких людей отталкивают, слушатели не могут разобрать слов, при этом понимание темы ухудшается.
Оратор может торопиться, пропускать слова, проглатывать окончания или середину слов. Некоторые очень лениво произносят свой монолог, заменяя при этом буквы.
Отсутствие пауз или интонации у лектора приводят к непониманию темы, лекция становится неинтересной.
Проблема может значительно осложняться, когда выступающий использует профессиональные средства – микрофон, интернет или другую профессиональную аппаратуру.
В некоторых случаях у оратора сбивается темп и ритм выступления. Связано это с отсутствием практики у лектора, проблемами с постановкой голоса или неразвитостью лицевых мышц, которые принимают участие в дикции.
Характерное различие развитие дикции у взрослых от детей заключается в том, что проблема требует гораздо больше времени и усилий для ее решения. При этом в некоторых случаях приходится обращаться к психологической помощи, поскольку иногда проблема с нарушением речи может быть связана с личными переживаниями человека.
Секреты тренировки артикуляторов для четкого произнесения звуков
Хорошо развитая дикция позволяет разборчиво произносить слова и правильно воспринимать их слушателями. Для повышения ее качества необходимо работать над артикуляторами.
В постановке правильной артикуляции участвуют 3 основных отдела: язык, губы и нижняя челюсть. При этом качество артикуляции зависит от лицевых мышц, расположенных в области щек, гортани и расположения верхнего неба.
Для получения более четких и правильных звуков рекомендуется систематически выполнять специальные упражнения. При этом необходимо учитывать правильность расположения губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти с учетом каждой отдельно взятой буквы.
Лучшие приемы и упражнения для развития дикции и артикуляции
Упражнения на дикцию и артикуляцию можно подобрать самостоятельно или проконсультироваться с логопедом, который поможет подобрать наиболее подходящие техники.
Улучшить произношение и качество дикции можно с помощью специальных артикуляционных комплексов, которые делают слова и отдельные буквы более четкими.
Артикуляция звуков «Ш — Ж»
Чтобы улучшить произношение буквы «Ш» необходимо округлить губы и выдвинуть их вперед, образовав между зубами небольшую щель. Кончик языка и переднюю часть его спинки следует слегка приподнять. При этом необходимо следить, чтобы они не соприкасались с альвеолами или резцами. Среднюю часть спинки языка необходимо опустить, а заднюю – приподнять.
Боковые части языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо следует приподнять. Затем издают ротовой звук «Ш». После этого размыкают голосовые связки и произносят глухой звук «Ш».
Для проработки звука «Ж» выполняется аналогичное упражнение. Разница заключается лишь в том, что во время произношения голосовые связки диктора должны быть сомкнуты. При этом звук должен быть звонкий.
Артикуляция звуков «К — Г, X»
Для правильного произношения звука «К» необходимо опустить кончик языка, отодвинуть его от нижних резцов глубоко внутрь полости рта. Заднюю часть спинки языка следует зафиксировать в виде небольшого горбика. При этом должна получиться смычка между твердым и мягким небом. Само мягкое необходимо поднять. Голосовые связки следует разомкнуть. Звук «К» – глухой.
Звук «Г» прорабатывается по аналогичной схеме. Однако, в отличие от предыдущего звука положение голосовых складок должно быть сомкнуто.
Артикуляция звука «Х» идентичная проработке звука «К». Однако, есть небольшое отличие, которое заключается в том, что задняя часть спинки языка не должна образовывать смычку. На ее месте должна быть небольшая щель, расположенная на стыке мягкого и твердого неба.
Отработка звука «Ц»
Упражнение: губы находятся в нейтральном положении. Щель между челюстями должна составлять не более 1-2 мм. При этом кончик язык следует разместить таким образом, чтобы он упирался в нижние резцы.
Переднюю часть спинки языка следует немного выгнуть так, чтобы его боковые части упирались к коренным зубам. После этого вдоль всего языка должен получиться своеобразный желобок.
Во время произношения звука передняя часть спинки языка необходимо к альвеолам передних зубов, чтобы получилась смычка. Такая же смычка должна образоваться и между спинкой языка и альвеолами верхних зубов.
Произношение с ускорением
Артикуляционные упражнения с ускорением необходимы профессиональным ведущим, дикторам, лекторам, ораторам. Чтобы ускорить темп речи и при этом не потерять четкость произносимых слов, необходимо постоянно тренироваться, увеличивая свой темп. Во время исполнения техник можно использовать диктофон, что позволит лучше понять, насколько сильно снижается качество дикции.
В качестве разминки рекомендуется использовать скороговорки. В большинстве случае у ораторов возникают проблемы с произношением таких звуков как «Ж-Ш», «С-З» и звуком «Р».
Примеры скороговорок:
- У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чоботы.
- Шли бездорожьем дрожжи и вожжи. Дрожжи визжали, вожжи дрожали.
- У Сони и Сани в сетях сом с усами. Сом с усами в сетях у Сони и Сани.
- Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку — цап!
- Идет козел с косой козой, идет козел с босой козой, идет коза с косым козлом, идет коза с босым козлом.
Можно использовать и другие скороговорки, которые помогут подготовиться к выступлению.
Артикуляционная гимнастика
Для улучшения работы артикуляционного аппарата необходимо выполнять различные упражнения. Тот или иной способ зависит от конкретного отдела речевого аппарата, который необходимо развить. Однако, лучше всего прорабатывать поочередно все области.
Гимнастика для щёк
Для щек полезно втягивать и раздувать их поочередно. Упражнение выполняется несколько раз для каждой щеки. Затем переходят ко второму упражнению. Суть его заключается в следующем: перегоняют воздух из одной щеки в другую, после чего его загоняют сначала под нижнюю губу, затем – под верхнюю.
После этого переходят к следующей технике: напрягают щеки и губы, словно пытаясь при этом вытолкнуть воздух изо рта. Затем переходят к последнему упражнению. Для этого втягивают обе щеки, одновременно смыкая и размыкая губы. По окончании гимнастики рекомендуется немного отдохнуть и переходить к следующему отелу речевого аппарата.
Гимнастика нижней челюсти
Для проработки нижней челюсти упираются в нее кулаками и с небольшой силой надавливают челюстью на кулаки. Проделывают это несколько раз. Затем выполняют различные разминающие действия: смещают челюсть вверх-вниз, назад-вперед и совершают круговые движения.
Гимнастика мягкого нёба
Размять и привести в форму мягкое небо можно с помощью следующих упражнений:
- Производят зевание с открытым ртом.
- Собирают язык в форме лопатки и подтягивают к мягкому небу, после чего его возвращают к альвеолам.
- Произносят все согласные звуки поочередно, пытаясь при этом зевать.
В завершении после указанных действий производят имитацию полоскания горла. Все упражнения выполняются по несколько раз.
Гимнастика губ
Для разминки губ, в первую очередь, смыкают между собой зубы и вытягивают губы в трубочку, стараясь при этом напряженно улыбаться.
Затем смыкают зубы и делают различные движения: вверх-вниз, влево-вправо, круговые движения. После этого выполняют пожевывания губ.
Следующее упражнение: натягивают губы на зубы и пытаются улыбнуться, чтобы губы скользили по зубам.
Затем переходят к такому упражнению: подтягивают верхнюю губу, обнажая при этом верхние зубы. Потом проделывают то же самое только для нижней губы и челюсти.
В заключении выполняют имитацию «фыркания».
Гимнастика языка
Упражнения на дикцию и артикуляцию также включают в себя разминку языка.
Методики:
- Комплекс разминки начинают с вращения языком в области за зубами. При этом во время вращения задерживают язык поочередно возле левой и правой щеки.
- Затем выполняют пожевывание языка.
- Слегка похлопывают губами по языку.
- Упражнение «иголочка» – вытягивание языка в виде иглы.
- Стараются поочередно достать языком до носа и подбородка.
- Сворачивают язык трубочкой и делают втягивания и вытягивания. Во время вытягивания выдувают через трубочку воздух.
- Пытаются переворачивать язык на разные боковые стороны.
- В завершении язык стараются как можно дольше удержать возле верхнего неба.
После всех комплексных упражнений переходят к упражнениям, которые помогают улучшить качество дикции перед различными выступлениями.
Комплексы и упражнения для четкости речи
Упражнения для четкости речи выполняются, исходя из того, где будет выступать человек и его профессиональной деятельности.
Для публичных выступлений
Перед публичными выступлениями, чтобы оратора слушали, необходимо тщательно подготовиться.
Упражнения:
- Проговаривание скороговорок. Рекомендуется выполнять чтение таких стишков постоянно, независимо от того, где будет лектор выступать. Со временем это значительно повысить качество выступлений.
- Чтение вслух. Можно читать различную литературу – от классики до новостных заметок. Это поможет расставлять акценты в тексте и улучшить интонацию.
- Общение с людьми. Помогает не только научиться правильно и ясно излагать свои мысли, но и придает уверенности выступающему.
- Визуализация образов. Можно представлять все что угодно. Однако визуализировать необходимо все в мельчайших подробностях.
- Синонимы. Перед выступлениями рекомендуется проделать такое упражнение: подобрать к любым словам как можно больше синонимов. Это повысить словарный запас и разнообразить речь.
Также перед лекцией необходимо провести разминку всех звуков и речевого аппарата в целом.
Для вокала
Упражнения на дикцию и артикуляцию для вокалистов проводится в 2 этапа. Первый предназначен для хорошей концентрации звука, второй – для глубины и красоты голоса.
Упражнения:
- Необходимо длительно и ровно с закрытым ртом пропеть слог «М». Гортань опустить, сделать резкий вдох через нос. Затем необходимо опустить и расслабить нижнюю челюсть, зубы при этом остаются разомкнутыми. Губы следует сомкнуть, язык не напряжен. Начинают упражнение с любой удобной ноты, постепенно повышаясь на полтона.
- Пропеть слог «Ми-и-и». Упражнение выполняется по аналогичной (предыдущей) схеме. При выполнении техники не следует напрягать челюсть и губы.
- «М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И». Пропеть данное сочетание необходимо естественно на одной позиции. Звук следует концентрировать на кончике передних зубов.
- «РО-О-О-О-О-О». Рот широко открыт, челюсть опущена вниз, губы расслаблены. Петь необходимо академически между звуком «А» и «О». Гортань должна быть подвижной – сначала поднимается, затем опускается. Затем следует изобразить зевок со звуком, который должен подниматься из груди.
В завершении можно выполнить упражнение со слогом «РО-О-О-О-О-О». Выполняется оно по принципу стаккато, чередуя быстрый вдох и выдох.
Для постановки речи у детей
Упражнения детей необходимо выполнять ежедневно, не пропуская ни одного дня. Длительность курсов зависит от того, какие нарушения есть у ребенка.
Приемы и техники:
Название упражнения | Методика исполнения |
«Дудочка». | Ребенок должен сложить губы в виде трубочки и как можно максимально выдвинуть ее вперед. |
«Заборчик» | При выполнении этой методики необходимо улыбаться так, чтобы были видны зубы ребенка. Первую и вторую разминку рекомендуется выполнять поочередно. |
«Кролик» | Ребенку следует самостоятельно приподнять насколько возможно верхнюю губу, чтобы обнажились резцовые зубы. |
«Злая лошадка» | Здесь необходимо имитировать фырканье лошади. При этом рот должен быть закрыт. |
«Пятачок» | Для начала губы требуется сложить в виде трубочки, после чего необходимо начать вращать ими в разные стороны. |
«Лошадка» | Упражнение подразумевает под собой щелканье языком, изображающее цокот копыт. |
«Грибок» | Ребенок должен плотно прижать язык к небу и максимально долго продержать его в таком положении. |
«Гармошка» | Сперва следует сложить язык в виде грибка, а затем несколько раз открыть и закрыть рот. |
«Рыбка» | Необходимо втянуть щеки и удерживать их несколько секунд в таком положении. |
«Хомяк» | Сперва ребенок должен раздуть обе щеки, а затем проделать тоже самое поочередно. |
«Лопатка» | Язык необходимо разместить на нижней губе. Рот при этом должен оставаться закрытым. |
«Часики» | Сначала открывают рот, после чего кончиком языка поочередно касаются каждого уголка рта. |
Каждое упражнение необходимо повторить несколько раз. Удерживать каждую позицию нужно на протяжении 5-7 с.
Все методики и упражнения можно выполнять самостоятельно или обратиться к специалисту, который поможет улучшить дикцию, восстановит артикуляцию и поставит речь. Детям разрабатывать артикуляцию рекомендуется под наблюдением логопеда.
Все методики и упражнения можно выполнять самостоятельно или обратиться к специалисту, который поможет улучшить дикцию, восстановит артикуляцию и поставит речь. Детям разрабатывать артикуляцию рекомендуется под наблюдением логопеда.
Видео об упражнениях на дикцию
Лучшее упражнение для дикции: