На протяжении истории человечества всегда существовали личности, которые пытались влиять на других людей, используя особые приемы воздействия. Одним из видов подобного влияния считается внушение.
В повседневной жизни суггестивная методика используется во взаимоотношениях между членами общества, в психологии – это целое направление, научным обоснованием которого занимались ученые прошлого и настоящего.
История становления психологического феномена
Приемами внушения человек начал пользоваться еще с первобытных времен, когда охотники исполняли ритуальные танцы вокруг нарисованного на песке животного. Подобные действия можно ассоциировать с внушением первобытному охотнику уверенности в своей смелости и удачливости путем мобилизации физических сил.
Даже Геродот в V веке до нашей эры упоминал об использовании медициной древности магических формул и заклинаний для изгнания злых духов, которых считали виновниками всяческих болезней. Чтение исцеляющих молитв и разнообразные пассы руками над телом больного также можно отнести к древним вариантам внушения.
Первым письменным свидетельством об использовании психологического воздействия для врачебных целей признан старинный папирус, обнаруженный египтологом Георгом Эберсом внутри фиванской гробницы. Папирус Эберса был составлен врачевателем за 2 тысячи лет до начала нашей эры.
Далее техникой внушения интересовались ученые эпохи Возрождения, отождествляя методику с приемами оккультизма, а научному обоснованию суггестивного воздействия препятствовали служители церкви. С XVI века изучением проблемы занялся Парацельс, который считал способность внушать людям определенные идеи наличием «животного магнетизма».
Проработкой идеи внушаемости занимался Декарт, описавший фундаментальный механизм нервной деятельности – рефлекс. Изучая влияние магнита на человеческий организм, Антон Месмер в ХIХ веке обогатил официальную медицину понятием «внушение» вместо принятого тогда «животного магнетизма».
Первым ученым, попытавшимся научно обосновать психологический прием, стал Джеймс Брэйд. Шотландскому «джентльмену науки» в 1843 году посчастливилось выпустить книгу, в которой по ходу изучения внушенного сна он заменил популярную теорию магнетизма термином «гипноз».
Это обозначение долгое время было популярно среди исследователей прошлого. Пока в 1883 году Бернгейм не обнаружил эффект внушения в состоянии бодрствования, а Эмиль Куэ доказал решающую роль самовнушения в применении лекарств.
Первым русским ученым XX столетия, описавшим роль внушения в жизни общества, стал профессор из Казани Бехтерев В. М. Книга основоположника отечественной психотерапии, подробно описывающая психологический феномен в кругу врачебной практики, была издана в 1908 году.
Определение понятия в представлениях различных авторов
Внушение – это гипноз, считали на заре XX столетия адепты научной мысли, называли свойством воображения в психологии, инструментом медицинской практики. О физиологических и психологических основах феномена высказывались только догадки. Достоверных данных, подкрепленных экспериментами, еще не существовало, хотя исследованием предмета занимались разные психологические школы.
В общем случае внушением называют целенаправленный вид психического воздействия одной личности (суггестор) на другого человека (суггерент) или группу людей путем речевых оборотов. Прием срабатывает в случае, когда у суггерента ослаблен контроль осознания и критическая оценка содержания воспринимаемой информации.
Изучение техники внушения развивалось по двум главным направлениям, кардинально отличающимся друг от друга.
Приверженцы первого направления акцентировали внимание на предметности методики воздействия с акцентом на содержательный аспект. | |
В. М. Бехтерев (1857-1927) | Основатель Казанской школы психологии в своих суждениях опирался на влияние путем внушения чувств, идей, эмоций с учетом особенностей «я» внушаемого субъекта. |
С. В. Кравков (1893-1951) | Основоположник фармакологического направления занимался способами внедрения идей методом формирования в психике образов либо намерений, принимаемых субъектом безоговорочно. |
А. К. Уледов (1920-1999) | Специалист по философии и психологии социального типа разрабатывал направление по привитию взглядов, суждений, привычек путем психологического воздействия на сознание. |
В. А. Бакеев | Исследователь внимания и внушаемости экспериментировал с внушающим воздействием на группы людей, изучал влияние вызова у субъектов чувств, изменения представлений, появления идей. |
Адепты второго направления разрабатывали не один способ воздействия, а процесс восприятия методов внушения в целом. | |
Е. Ш. Натанзон (1920-1988) | По мнению педагога и психолога, внушающее воздействие на коллектив учащихся приводит к некритическому восприятию внушаемой информации с точки зрения социальной психологии. |
Б. Д. Парыгин (1930-2012) | Классик отечественной психологии социального направления предполагал формирование у суггерента отсутствия сознательного контроля над потоком внушаемой информации. |
И. Е. Шварц (1919-1989) | Ученый, занимавшийся психологической оптимизацией педагогического процесса, считал, что субъект не способен сознательно контролировать внушаемый объем. |
А. Н. Леонтьев (1903-1979) | С точки зрения советского психолога и заслуженного педагога, внушаемые сообщения не воспринимаются критически в зависимости от уровня внушаемости субъекта на фоне отсутствия осознанности. |
Внушение – это в психологии инструмент воздействия на личность и на массы, а внушаемая идея может вызвать «заражение», обернуться эпидемией. В отличие от психической заразительности, которая выступает общим стихийным состоянием группы, индивидуальное внушение отличается односторонним персонифицированным воздействием одного индивида на другого субъекта.
Отсутствие единообразия внушенных переживаний и эмоций – это процесс, обусловленный вербальной активностью индивидуальных особенностей личности.
Многообразие видов
Разные люди обладают различной степенью внушаемости, а индивидов, особо подверженных суггестии, психологи назвали внушаемыми.
Изучением приемов и результатов внешнего воздействия на сознание субъекта занимались исследователи различных направлений психологии. Поэтому за многие годы изучения многогранного феномена психики попыток классифицировать его и разделить по видам получилось немало.
Социальная психология в глобальном масштабе рассматривает два аспекта внушения:
- стихийное воздействие на психику в процессе контактов (повседневное общение);
- специально организованное воздействие коммуникативными средствами,
В своих трудах профессор Б. Поршнев рассматривал суггестию (внушение) в ракурсе социально-психологического явления, основанного на фильтрации информации. Факт единства доверия с недоверием был признан необходимым моментом совершенствования личности. Внушение в чистом виде Поршнев отождествлял с абсолютным доверием к смыслу, передаваемому коммуникатором.
Бодрствование и гипноз
С точки зрения методов воздействия суггестора на сознание суггерента, приемы внушения реализуются двумя способами:
- В состоянии бодрствования. Внушение может быть реальным (неречевое действие) либо вербальным (речевые приемы), а также прямым или косвенным. По мнению Бехтерева, успех воздействия объясняется состоянием психики субъекта, которому достаточно внимательно слушать внушаемые слова.
- Под действием гипноза. Практику влияния на психику использовал Зигмунд Фрейд, но со временем от нее отказался, считая гипноз насилием. Результативность гипнотического внушения Бехтерев связывал с наступлением состояния бессознательной пассивности во время гипноза.
По ходу изучения феномена внушения стоит определиться с термином «внушаемость». Это особенность психики (податливость) некритически воспринимать поступающую извне информацию. Кроме того, в психологии существует понятие контрсуггестии – недоверие к словам или действиям, механизм противоположен внушаемости.
Степень внушения
Внушение – это в психологии неотъемлемый инструмент общения, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни.
По степени внушения классифицируют три формы воздействия на сознание суггерента:
- Уговаривание. Реализуется внушаемым посылом, он может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным.
- Давление. Характеризуется отсутствием у суггестора определенной цели для внушения суггеренту обозначенной мысли.
- Эмоционально-волевой посыл. Это автоматическая трансформация логических доводов, которые становятся эмоциональным внушением.
Примером эмоциональной техники влияния на сознания стал необычный случай со знаменитым Федором Шаляпиным. Во время спора артистов о сути искусства Шаляпин незаметно покинул помещение, а спустя некоторое время внезапно ворвался в комнату.
Смертельно побледневший артист с округлившимися от ужаса глазами сообщил о пожаре. Среди спорщиков началась паника, а Шаляпин спокойно сказал, что подобная выходка и есть искусство.
Прямое и косвенное
Классический способ градации видов внушения по способу его воздействия выглядит следующим образом:
- Внушение прямого типа характеризуется открытой (явной) целью, направлено прямо на конкретного индивида. Результат достигается использованием однозначных фраз, произносимых настойчиво твердым тоном. Пример техники: врач сказал мнительной пациентке, что она умрет позже него. После скоропостижной кончины доктора женщина также покинула этот мир.
- Для реализации косвенного воздействия передаваемая информация снабжается скрытым смыслом или поступает в образе условных терминов. В отличие от прямого метода, отсутствует особая строгость формулировок при меньшем давлении и категоричности. Круг приемом дополняется рассказами с акцентированием на ключевых фразах и знаковых сюжетах.
- Метод открытого внушения мобилизует сознание на событии, которое должно произойти, но без конкретизации факта. Суггестор обращается к бессознательной области психики суггерента, а результат ее работы зависит от богатства внутренних ресурсов.
Характерным примером косвенного внушения в медицинской практике является эффект плацебо. Больной вместо лекарства принимает таблетку-пустышку, но верит в ее исцеляющие свойства. Кроме того, факт исцеления возможен при непреклонной вере в скрытые резервы организма, которые активизирует нервная система человека.
Самовнушение
Используя приемы психологии можно внушить самому себе определенные мысли, чувства, представления с лечебной целью. В качестве основного инструмента самовнушения психотерапевт обучают пациента психогенной методике аутогенных тренировок. Эффект внушения достигается путем частого проговаривания формулировок определенной тематики.
В отличие от постороннего внушения, приемы самовнушения признаны наиболее мощным средством воздействия на сознание благодаря занятиям, которые неограниченны рамками времени. Автором современной теории признан Эмиль Куэ – основатель клиники самовнушения.
Гипноз
Внушение – это в психологии приемы суггестии и гипноза, которые принято считать довольно близкими понятиями, поскольку у психологов нет единого мнения о том, какая из техник является доминирующей. Но имеется общий результат воздействия, обозначенный изменением поведения суггерента.
Разработками теории гипноза занимались психологи различных школ прошлого:
- представитель Парижской школы Жан Шарко для введения в состояние транса пользовался шоковыми методами (действие света, звука, металлов, лекарств);
- адепт Нансийской школы Ипполит Бернгейм считал гипнотическое воздействие внушением, отражающимся на воображении;
- резиденты советской школы состояние под гипнозом ассоциировали с наркотическим опьянением, а Бехтерев и Платонов открыли эру постижения глубины внушаемости;
- Зигмунду Фрейду удалось приобщиться к исследованиям Парижской и Нансийской школ, в результате чего Фрейд оставил гипноз и занялся псиихоанализом.
Если официальная медицина при помощи гипноза решала психологические проблемы людей и лечения болезней, то представители православной церкви считали гипнотическое внушение насилием над личностью. Результат воздействия они отождествляли с оккультизмом. Римско-католическая церковь сначала запретила гипноз, затем разрешила его применение только для медицинских целей.
Характеристики и признаки
Результат воздействия на сознание человека зависит от степени внушаемости индивида. Любой вид общения можно приравнять к внушению, но основной его вид – это гипноз.
Основными характеристиками скрытого гипнотического влияния выступают следующие методы:
- Манипулирование психикой через влияние на присущие жертве стереотипы путем формирования чувства вины, использованием человеческих слабостей.
- Безобидные, но неэтичные методы нейролингвистического программирования, работающие на основе коммуникативных способностей человека.
- Применению криминального гипноза сопутствует потеря четкого контроля над разумом, необходимая для стимулирования противоправных действий.
- Технику зомбирования используют сектанты для вербовки путем погружения новых членов в среду заботливой любви, что оборачивается полной зависимостью.
Лучше всего гипнотическому воздействию поддаются люди с ослабленной психикой, находящиеся под алкогольным или наркотическим воздействием, психически больные.
Гипнотическое внушение может быть позитивным либо негативным, а скрытое воздействие распознают по следующим признакам:
- копированию жестов, манеры общения, ритма дыхания собеседника;
- ощущению неловкости, чувства вины, нетерпения в принятии решений;
- чрезмерной суетливости и активности с вовлечением в свои проблемы;
- неестественному поведению с избытком жестикулирования при бегающем взгляде.
Человека, оказавшегося под влиянием гипноза, одолевает приятная усталость, он подвержен внезапной сонливости, а четкость мышления отсутствует. Внешне гипнотическое воздействие суггурента проявляется неподвижностью взгляда, расширением зрачков, неестественной позой, легким покраснением лица.
Для защиты от подобного внушения необходимо тренировать силу воли для обеспечения максимальной стойкости подсознания в условиях экстремальных обстоятельств.
Функции и роль
Внушение – это в психологии помощь в лечении различных заболеваний методами релаксации. Гипнотическое воздействие применяется с целью анестезии либо анальгезии, избавления пациентов от алкогольно-наркотической зависимости.
Психотерапевтическая беседа врача с больным, признающим авторитет доктора, позволяет рассеять опасения за свое здоровье, снять страх перед оперативным вмешательством.
В общественной жизни методика реализуется как вербальным, так и невербальным способом. Гуманный вариант воздействия на психику здоровых людей успешно используется для повышения работоспособности.
Приемы аутогенной тренировки, как активного метода психотерапии, эффективно справляются с последствиями неблагоприятных ситуаций в обычной жизни. Примерами общественной внушаемости можно назвать участников спортивных и театральных зрелищ.
Неоценима роль внушения для всестороннего развития личности в свете педагогического процесса. Исследованиями в этой области занимался Бехтерев, который первым зафиксировал значительную внушаемость детской психики. Во время коллективного воздействия гораздо проще привить детям любые качества, основываясь на авторитетности педагога.
В своих работах о внушении и воспитании Бехтерев указывал на пользу гипноза в запущенных случаях воспитания, для искоренения дурных привычек у школьников.
Методы и методики
Если внушение определяется воздействием на мыслительные и поведенческие процессы человека, то успешность влияния зависит от настроенности внушаемого и применяемых суггестором приемов. К основным методам психологического воздействия относят несколько основных техник.
Убеждение
Методика апеллирует к логическому мышлению для приема определенной точки зрения.
Что обеспечивает эффективность убеждающего приема:
- сила и авторитет внушающего;
- психологический склад личности внушаемого;
- интеллектуально-эмоциональный настрой обоих участников процесса.
Однако малоразвитую личность убедить сложно, поскольку процесс направлен на формирование новых взглядов, основанных на способности анализировать.
Заражение
Прием относится к самым древним механизмам, используемым для формирования массовых явлений (экстазов, психозов). С точки зрения французского психолога Гюстава Лебона (1841-1931), типичные черты зарождения новых качеств у суггерентов обозначаются особенностями поведения в обществе:
- обезличиванием и утратой интеллекта;
- преобладанием чувственности;
- утратой персональной ответственности.
Высокая степень заражения внушаемой личности с признаками аффекта способна автоматически передаваться наблюдателю. Ярким примером подобного явления можно назвать стихию паники, вызванной угрозой внешнего воздействия либо острым страхом.
Принуждение
Методика неотрывно связана с техникой заражения, правильное их сочетание позволяет направить развитие общественных процессов в необходимое русло.
Воздействие принуждением реализуется двумя методами: физическим и психологическим с моральным уклоном. Техника принуждения относится к наиболее насильственным методам воздействия на сознание, обоснована страхом перед наказанием.
Подражание
Социальный феномен отличается сознательным или бессознательным стремлением к воспроизведению чьих-то действий, имитированию определенной манеры поведения или способа мышления.Методика эмоционального внушения была описана Г. Тардтом, сравнившим подражание с наследственностью и молекулярным движением (физика), а немецкий социолог Г. Зиммель назвал подражание «психологическим наследованием».
Поощрение
Этот способ также можно назвать воздействием на психику, стимулирующим закрепление результата внушения. Однако поощрение не стоит доводить до захваливания, чтобы не добиться торможения стремления к внушенному действию.
По мнению психолога О. Запорожца, похвала учителя в педагогическом процессе сначала усиливает активность ученика, затем подсознательно мотивирует к дальнейшим действиям.
Внушение – это техника психического воздействия на сознание собеседника путем высказываний и обсуждения доводов для принятия субъектом определенных решений. В психологии механизмы уверенного навязывания установки на уровне подсознательного восприятия изучены мало. Особенно его глубинные последствия, несмотря на фундаментальные труды В. М. Бехтерева и Б. Д. Поршнева, обозначивших роль и проблемы внушения.
Автор: Татьяна Ларина
Видео о внушении
Самая простая техника внушения: