С научной точки зрения феномен воображения и его видов начал исследоваться психологами относительно недавно – с конца XIX века. «Первопроходцами» в этой области стали Т. Рибо (его вообще можно считать основоположником), В. Вундт, Э. Мейман.
Из российских специалистов можно отметить А. Мищенко, Ф. Матвеева. Каждый из них пытался сформулировать свой вариант определения для этого психического процесса, находя в нем все новые нюансы и аспекты.
Что психологи понимают под воображением
Если попытаться собрать некое «среднее арифметическое» из определений, которое дают воображению разные специалисты в области психологии, то его можно описать как более или менее контролируемую способность сознания и подсознания индивида к «конструированию» образов, представлений, идей, предметов, которые им лично не воспринимались (или в принципе не могли восприниматься) с помощью органов чувств, и манипулировать ими.
По сути, это «база» для образного мышления – воображение оказывает человеку неоценимую помощь, когда сделать что-то на практике невозможно, проблематично или нецелесообразно.
Первую попытку дать феномену определение сделал Т. Рибо. Основной тезис его работ – «воображать – значит изображать». Соответственно, воображение – это процесс создания образов, идей и представлений, «перекраивание» и «комбинирование» собственного опыта и получение на его основе чего-то совершенно нового.
Воображение в психологии (виды его сначала не выделялись) первыми российскими исследователями тоже трактовалось как процесс. По их мнению, любой процесс, сопровождающийся созданием образов и мысленным управлением ими, можно было считать таковым. Этой точки зрения придерживались А. Петровский и М. Ярошевский, из современных авторов ее продолжают разделять В. Казаков и Л. Кондратьева.
Далее очень «расплывчатое» определение было сужено и конкретизировано в работах М. Гамезо и И. Домашенко. Воображение понималось ими как происходящий в психике процесс сотворения новых образов и представлений на базе оценки и переработки предшествующего опыта.
Позже появились трактовки воображения как способности (В. Кудрявцев), специфической деятельности нервной системы (Б. Теплов, Л. Столяренко). Принимая во внимание сложность его функционирования, Л. Выготский говорил даже о «психологической системе», в которой воображение неразрывно связано с мышлением и эмоциями.
Оригинальную идею высказал Э. Ильенков, по мнению которого, описываемый процесс – это лишь «производная», «побочный эффект» самого воображения. А его суть – возможность глазами видеть реальность (то есть способность организма создавать на поверхности сетчатки образ предмета из окружающей действительности). Воображение автором гипотезы рассматривается как оптическое явление.
В последнее время «фокус» исследования этого феномена несколько сместился. Особо актуальными признается изучение сути творчества, поиск принципов и методов диагностирования, позволяющих в раннем возрасте выявить и развить соответствующие способности у детей. Из занимающихся этим специалистов можно отметить А. Брушлинского, А. Пономарева, В. Крутецкого, А. Петровского.
Из зарубежных специалистов огромный вклад в развитие феномена воображения внес Дж. П. Гилфорд, который, по сути, является создателем психологии творчества. Он заменил термин «воображение» словами «дивергентное мышление», под которым понимал создание новых, оригинальных и уникальных идей, основная цель которых – самовыражение. Такое мышление отличается беглостью, гибкостью и точностью.
С точки зрения физиологов, воображение – это актуализация, перегруппировка и распад связей нейронов, создание из них новых систем. В итоге появляются образы, не являющиеся пережитым опытом, но тесно с ним связанные.
Сложность, спонтанность и непредсказуемость феномена, его связь с эмоциональной сферой дает основания полагать, что процесс идет не только в коре мозга, но и в гипоталамо-лимбической системе.
Разновидности воображения
С существованием нескольких видов воображения соглашаются абсолютно все психологи. Это отмечалось даже на ранних стадиях исследования феномена. Поэтому имеющуюся классификацию можно считать актуальной, общепринятой и «плодом коллективного творчества». Автора она не имеет.
Воображение в психологии (виды) |
Что из себя представляет |
Пассивное (непроизвольное) | Максимально простое по сравнению с прочими явление. Образы возникают и комбинируются спонтанно, сознанием процесс практически не контролируется, он протекает как бы «сам по себе» (четки выраженного намерения, обусловившего их появление, нет), мысли «блуждают». Такое воображение характерно для маленьких детей (до 3-5 лет) и людей, находящихся в состоянии полусна, дремоты. Чаще всего оно базируется на подсознательных фобиях и желаниях. |
Активное (произвольное) | Процесс воображения «запускается» намеренно и имеет целью решение поставленной задачи. В результате возникает точное и четкое представление о каком-то предмете, его свойствах, идее. Классические примеры активного воображения – дизайнерский или архитектурный проект, детская игра с распределением ролей. |
Воссоздающее (репродуктивное) | Сознание, получив определенные данные из разных источников, воссоздает образ или предмет, который человек никогда лично не наблюдал. Так можно вообразить, например, внешность книжного персонажа, какое-либо историческое событие, картину далекого космоса, местность по карте. |
Творческое (продуктивное) | По сути, разновидность активного воображения, но очень специфическая. Итог такого процесса – произведения искусства, достижения в области науки и техники. Он очень индивидуален, неизменно несет «отпечаток» сознания создателя. |
Воображение в психологии (виды, описанные выше, признаются бесспорно существующими) некоторыми исследователями трактуется шире. Они включают в число его разновидностей мечту (произвольное воображение) – представление о желаемом в будущем, создающееся с некой целью и определенным мотивом.
Этот процесс явно является осмысленным, поэтому другие психологи не видят смысла в выделении нового вида, считая мечту просто вариацией активного воображения.
Свойства и характеристики
Исследованием свойств и характеристик воображения активно занимались В. Штерн и Д. Дьюи. Они рассматривали его как изначально присущую человеку, «заданную» способность.
Своеобразие воображения понималось ими в присущем ему свойствах:
- это мысленный выход личности за пределы непосредственно ею воспринятого и пережитого;
- это образ желаемого будущего либо «зримый» результат определенной деятельности;
- это возможность «оживить» и «переиграть» произошедшее.
По мнению тех же исследователей, воображение обладает следующими характеристиками:
- Яркость и отчетливость. Они принимали за аксиому то, что у детей оно более яркое и оригинальное чем у взрослых, ведь у последних полет воображения сильно ограничивается критичностью мышления.
- Реалистичность. Степень совпадения воображаемых образов и представлений с реальной действительностью.
- Контролируемость. Возможность сознания влиять на течение процесса воображения и управлять им, изменяя определенные параметры или общую направленность по усмотрению человека.
- Уровень активности образов. Общепринятая точка зрения – чем эмоционально насыщеннее создаваемые образы, тем они активнее. Например, страх невротика может полностью «заменить» реально произошедшее воображаемым развитием событий. Степень активности – возможность образов быть мотивами деятельности и поведения, их регуляторами. Максимальная побудительная сила присуща идеалам и фобиям, минимальная – грезам, фантазиям.
Воображение в психологии, виды которого не обладают устойчивыми характеристиками (даже индивидуальными) – это объективная данность. Они сильно варьируются в зависимости от того, насколько создаваемый образ значим для конкретного человека.
Какую роль играет воображение, в чем его функции
Любой психический процесс имеет определенные функции.
Воображение не исключение:
- Познание. Позволяет расширить кругозор, получить новые гипотетические знания, смоделировать свое поведение в ситуации, которую еще не доводилось переживать.
- Прогнозирование. С достаточно высокой долей вероятности можно представить конечный итог пока еще не завершенного деяния.
- Понимание. Возможность поставить себя на место другого, чтобы понять, что он переживает, каковы его эмоции, чувства, мотивы поведения. В высшей степени развитое понимание – эмпатия.
- Защита. Представляя будущие события, прогнозируя действия (свои и других), ход событий, можно заранее «предвидеть» потенциальные проблемы и неприятности и вовремя принять необходимые меры.
- Саморазвитие. Целесообразно развивать любую способность сознания, в том числе и эту. В дальнейшем это позволит контролировать речь, эмоции, внимание и память.
- Воспоминание. Пережитые события сохраняются в памяти в виде образов и представлений, которые сознание неизбежно в большей или меньшей степени «редактирует».
- «Мобилизация» когнитивных способностей. Созданные образы (четкое представление желаемого объекта) направляют внимание именно на поиск нужного, не отвлекаясь на прочее.
В жизни любого человека воображение играет значительную роль, ведь это очень полезный для психики процесс.
Оно:
- Помогает избавиться от нервного перенапряжения, хотя бы мысленно удовлетворив собственные желания. В результате «сглаживаются» конфликты с социумом и с самим собой, контролируются эмоции.
- Способствует решению поставленных задач. С мысленными образами, в отличие от окружающей действительности, любой человек может обращаться так, как ему заблагорассудится.
- Позволяет планировать, анализировать, оценивать, помогая акцентировать внимание на наиболее важном и отбросить второстепенное, незначительное.
- Даже помогает привести в норму физиологические параметры – кровяное давление, частоту пульса, температуру тела. Именно эта особенность стала базой для аутотренинга. Верно и обратное – «находя» у себя симптомы болезней, можно спровоцировать развитие недуга.
Исследования психологов показывают, что у каждой личности доминирует одна, максимум 2-3 функции воображения. Это позволяет определить базовые черты характера и с достаточной долей вероятности предсказать поведение человека в определенной ситуации.
Как проявляется воображение
В зависимости от вида воображения, оно проявляется в разных формах.
Для активного воображения это:
- Мыслительный эксперимент. Характерен в основном для ученых. Считается, что первым стал «ставить» такие опыты Аристотель, а широко популяризировал их Галилей. При отсутствии возможностей провести эксперимент в реальности – это единственный вариант поведения для того, кто желает спрогнозировать результат собственных действий.
- Фантазия. Не имеет ничего общего с реальностью. Воплотить ее в жизнь не получится просто потому, что предметы, о которых можно фантазировать, не существуют в реальности. Зато итогом может стать, например, роман в жанре научной фантастики.
- Мечта. Четкий образ желаемого, того, что можно получить в реальности. Может быть и полезной, и вредной. В первом случае – это стимул к действиям, направленным на ее достижение, во втором – склонность «витать в облаках», ничего полезного не предпринимая.
Пассивное воображение проявляется как:
- Сновидение. Порождается здоровой психикой. Отражает эмоциональное отношение к пережитому. Другие варианты их трактовки – «перевод» информации из оперативной в долговременную память либо удовлетворение подсознательных потребностей.
- Галлюцинация. Характерно для бодрствующего человека с нарушениями психики, либо находящегося под воздействием алкоголя, наркотиков, психотропных веществ. Реальностью не является, но им воспринимается именно в таком качестве.
- Греза. Отличается от мечты тем, что не имеет практически или вообще никакого отношения к объективной реальности. Это приятная, но иллюзорная альтернатива действительности.
Соответственно, отсутствие у человека воображения означает для него полную невозможность любого прогресса.
Психологические теории и школы
Разные психологические школы имеют свою точку зрения на происхождение и развитие воображения.
Наиболее известными являются:
- Гештальт-психология (М. Вертгеймер, К. Кофка, Р. Арнхейм). Основой развития воображения стала способность к визуализации. Постепенно реально существующие объекты сменились вымышленными.
- Психоанализ (З. Фрейд, Э. Крис, К. Коби). Воображение возникло как защитная реакция организма на испытанный в детстве отрицательный опыт. Оно позволяет создать ложные воспоминания о негативных ситуациях.
Свое мнение есть и у отдельных специалистов:
- Т. Рибо. Воображение – продолжение познания реальности, особенно явно проявляющееся у детей. По мере взросления оно преобразовывается в творческие способности.
- Д. Дьюи. Воображение базируется на самых основных инстинктах. Толчок его развитию дают подсознательные желания и потребности.
- Ж. Пиаже. Это не что иное, как временное, искаженное отражение реальности. Для человека оно бесполезно, так как не помогает открыть ничего нового, «смазывая» картину действительности.
- Л. Выготский. Развитие воображения невозможно без реально существующей действительности, ведь оно является ее отражением и неразрывно связано с ней. Это творческая, комбинационная деятельность, опирающаяся на опыт и расширяющая его границы.
- М. Беркинблит. Воображение, наряду с мышлением – одна из функций комплексной познавательной деятельности. Оно «включается», когда имеющихся фактов недостаточно для прогнозирования итога действий.
Абсолютное большинство школ и специалистов признают тесную взаимосвязь воображения и мышления. Первое без второго просто не имеет цели и смысла, а второе без первого не способно создать ничего нового.
Психологические тесты для диагностики воображения
Методик, диагностирующих функциональный механизм воображения, пока не существует. А для большинства имеющихся тестов нет четких возрастных рамок. Это большая объективная трудность в изучении вопроса. Однако опытному психологу можно обойтись и без тестов – достаточно понаблюдать за человеком, побеседовать с ним на отвлеченные темы, проанализировать результаты его деятельности.
Популярные тесты:
- «Вербальная фантазия». Тест для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенку предлагается придумать и рассказать историю о заданном живом существе. Время на обдумывание ограничено (минута). Рассказ оценивается с очки зрения логичности, оригинальности, эмоциональности, детализированности.
- «Невербальная фантазия». Еще один тест для детей. Им показывают лист с набросками изображений, предлагают нарисовать нечто свое, основываясь на них, и рассказать о нарисованном. Время работы – 5 минут. Критерии оценки те же.
- Опросник Р. Гордона. Позволяет определить, насколько человек способен контролировать воображение, и его яркость. Суть теста – он должен вообразить определенные сцены из жизни. В зависимости от того, как хорошо у него получается, он дает ответы «да», «нет», «не уверен». Даже один отрицательный ответ свидетельствует о проблемах в области манипулирования пространственными образами и контроля за ними.
- Тест О. Моткова. Позволяет оценить степень пространственного воображения. Испытуемому предлагаются разные ситуации, которые нужно детально представить, чтобы найти правильный ответ.
- Опросник Шиана. Его цель – оценить яркость воображения. Необходимо «по частям» представить и описать любого хорошо известного человека (друга, родственника) – его лицо и голову, характерную позу, процесс ходьбы, одежду. Далее специалист переходит к слуховым и тактильным образам, действиям, вкусам, запахам.
- Ручное манипулирование. Дает оценку объективации воображения. Необходимо максимально быстро собрать из объемных или плоских геометрических фигур более сложную.
- Тест Роршаха. Всем известные чернильные пятна. Исходя из числа и качества ответов оцениваются оригинальность и глубина воображения. Интерпретировать результаты достаточно сложно, требуется особая подготовка.
- Тест Масселона. Определяет продуктивность воображения. Испытуемому предлагается за ограниченное время составить как можно больше предложений с тремя заданными словами. Учитывается их связность и количество.
- Тест «Геометрические фигуры». Та же цель, что и у предыдущего. На листе бумаги располагаются 50 кругов, квадратов, треугольников, овалов. Необходимо изобразить максимум объектов, включающих эту фигуру.
Диагностику воображения у ребенка может провести любой психолог. Такие специалисты есть в большинстве школ, для родителей это будет бесплатно. Взрослому тоже никто не запрещает обратиться за соответствующей консультацией. Цена вопроса – стоимость одного визита к психологу.
Возможные нарушения воображения
Психопатологическая симптоматика определенных заболеваний может включать нарушения как активного, так и пассивного воображения.
Чаще всего они проявляются у больных, для которых характерны:
- инфантильность;
- повышенная возбудимость;
- склонность к выдумкам и фантазированию.
Патологии пассивного воображения:
- Онейроид. Помрачение сознания, напоминающее сон или грезу. Его провоцируют серьезные повреждения черепа, инфекционные заболевания, лихорадка, в некоторых случаях – острая шизофрения. В результате получается «калейдоскоп» фантастических образов, по сути, псевдогаллюцинации.
- Ониризм. Неспособность отличить сны от реальности. Утром приснившееся воспринимается как пережитое, критически оценить образы больной не в состоянии. Если ситуация усугубляется, начинают возникать яркие подробные видения, стоит только ему закрыть глаза днем.
- Галлюцинации воображения. Представленное принимается за действительное. Особенно это характерно для детей. У взрослых с нарушениями психики является следствием длительно вынашиваемых в подсознании аффективных идей.
- Бред воображения. Следствие склонности к фантазиям у тех, кого психологи называют «мифоманами». Больной полностью осознает себя, но контролировать внезапно возникающий поток образов не может.
- Сновидный эпилептический приступ. По сути, эквивалент эпилептического припадка. Видения почти всегда стандартны – преобладающий алый цвет, угрожающие монстры, химеры.
Нарушения активного воображения:
- Психотический фантазм. Воображаемое считается более реальным, чем действительность. В тяжелых случаях появляются сложные сюжеты, напоминающие бред. Расстройство типично для органических поражений мозга, сопровождающихся грубыми нарушениями памяти, эпилепсии, шизофрении.
- Непсихотический фантазм. Человек фантазирует «для себя», создавая и поддерживая психологическую защиту и «для других», желая манипулировать окружением. Патология характерна при склонности к мифомании, инфантильности и истерии.
- Бредоподобная идея. Ложное умозаключение, спровоцированное нарушениями в эмоциональной сфере. Возникает в острой стадии маниакально-депрессивного синдрома. От бреда отличается меньшей устойчивостью, бессистемностью, мимолетностью, возможностью сравнительно легко разубедить человека.
Главный признак расстройства воображения – неспособность отличить его «продукт» от реальности. Также отмечается отсутствие критического подхода к таким «результатам».
Как управлять воображением
Способность управлять собственным воображением очень полезна. Его можно превратить в эффективный инструмент для решения самых разных задач.
Визуализация
Это «прикладное» воображение.
Техники управления им:
- Агглютинация. «Склеивание» единого образа из разных деталей, отдельных элементов.
- Заострение. Акцент на определенной черте создаваемого образа.
- Гиперболизация. Изменение размеров объекта, числа его составных частей, их перемещение.
- Схематизация. Поиск сходных черт при «сглаживании» различий.
- Типизация. Воплощение в едином образе сути того, что повторяется во многих явлениях одного рода.
Разрешение противоречий
Разработан Г. С. Альтшуллером. Имеет целью избавиться от противоречивых характеристик объекта или целой их системы без дополнительных средств. Противоречия можно разрешать во времени, пространстве, структуре, воздействии, отношении.
Идеальный конечный результат
Позволяет определить способы, подходящие для решения данной проблемы и оценить их эффективность. Необходимое условие – минимум используемых ресурсов, отсутствие усложнений и любых негативных последствий.
Морфологический метод
Путем анализа выявляются базовые характеристики объекта или системы, имеющие значение для решения проблемы. Они распределяются по «шкале» от наиболее к наименее важным. Это позволяет найти нестандартное решение, которое сразу в воображении возникнуть не может.
«Мозговой штурм»
Цель метода – максимально быстрый поиск решения задачи. Необходимо предложить как можно больше идей, даже если они кажутся совершенно невероятными и фантастичными. Далее проводится их оценка.
Воображение – очень специфическая «функция», свойственная исключительно человеку. Его суть – способность формировать в уме картины и образы, воссоздавая и преобразовывая предыдущий опыт. В психологии феномен воображения и его видов исследуется давно и очень активно, но он настолько сложен и «оригинален», что пока полностью понять механизм явления и объяснить его не удается.
Видео про воображение
Понятие, виды и способы развить воображение: