Существует несколько теорий психоразвития личности. Каждая раскрывает специфические закономерности развития. Возрастная периодизация основывается на теории психоанализа, а также биологических особенностях человека.
Во главе угла рассматривается личность «Я-индивид» в системе социальных отношений. На становление здоровой влияют внешние факторы, по Эриксону — формирование происходит под влиянием общих процессов, отслеживает зависимость от ценностей общества.
Определение и сущность
Возрастная периодизация по Эриксону — это этапы становления, которые личность проходит от момента рождения до смерти. Психоаналитик выделил 8 стадий, расширив классическую теорию психоанализа.
Процесс развития длиться непрерывно всю жизнь, каждый этап сменяет предыдущий при успешном или неудачном преодолении специфических кризисных моментов.
При благоприятном прохождении развиваются такие качества как воля, надежда, уверенность, целеустремленность, верность, забота, любовь, мудрость.
Эриксон делал акцент на «Эго-идентичности», целостность развития личности достигается несмотря на влияние внешних факторов, социума.
Периодизация помогает ответить на вопрос «Кто я?», найти баланс между психикой личности и ролями, навязанными обществом.
Теория развития личности интересна не только с точки зрения психоанализа. Познавательна для родителей, сталкивающихся с детскими кризисами, педагогов, формирующих будущее поколение, бизнесменов, создающих продуктивную команду, и самой личности, познающей свое Я. Концепция дает некоторые педагогические решения для успешного преодоления специфических кризисов.
Процесс развития может проходить пассивно или активно при участии авторских инициатив человека. Возрастная периодизация описывает пассивное, естественное развитие здоровой личности, отмечая вершины успешно прошедших кризисов.
Используется для психоанализа при возникновении сбоев психики вследствие внешних обстоятельств или при приобретении отрицательного опыта на определенной стадии. В концепции указывается связь между специфическими кризисами и возрастными этапами, отмечаются адаптивные, успешные пути развития.
Теория Эриксона, разработанная в прошлом столетии, стала основой для дальнейшего развития психоанализа. Исследования развития стадий личности продолжили последователи классического психоанализа. Так Джеймс Марсиа продолжил разработку статусов идентичности на стадии отрочества.
Американский психолог Джон Хилл рассматривал в своих работах глубинные процессы психического развития личности. Исследования Дж. Коте и Ч. Левина о психоаналитической социальной психологии базируются на возрастной периодизации.
Критиковали концепцию Эриксона преимущественно представители нативизма, считающие, что характеристики зрелой личности предопределены с момента зачатия. Главную движущей силой формирования психики называют наследственность, минимизируя роль влияния среды, культуры, социума.
Критерии и принципы
Эрик Эриксон стал последователем Зигмунда Фрейда, расширив его теорию психосексуального развития. По З. Фрейду человек является биологическим существом, руководствуется инстинктами жизни и смерти. Поведением управляет либидо, находящее разрядку в сексуальном поведении. Э. Эриксон расширил понятие развития личности, рассматривал через призму влияния социума.
Согласно его концепции, ценности и нормы общества передаются в процессе воспитания. Становление происходит под воздействием социума, навязывающего определенные роли, ценности, идеалы.
На каждом этапе личность проходит определенные стадии, зависящие от биологического возраста. Постепенно, шаг за шагом происходит процесс идентичности, удается определить себя как целостную личность в обществе.
Основные принципы:
- Социум является основной средой формирования личности.
- Развитие происходит непрерывно от рождения до смерти.
- Процесс становления проходит последовательные стадии.
- Этапы жизни идентичны для всех.
- Переход от стадии к стадии сопровождается личностным кризисом, человек может успешно пройти или не преодолеть этап.
- Кризис сопровождается потерей идентичности, задачей психоанализа является ее восстановление.
Эриксон считал, что первичной мотивацией является социальная, а не личностная.
Концепция базируется на следующих тезисах:
- Индивидуальные различия — у каждого человека своя сила Эго.
- В когнитивных процессах участвует бессознательное, проявляющееся через символы, игры.
- Общество определяет путь развития человека.
- Гендерные отличия обусловлены биологическими особенностями мужчин и женщин. Половая специфика развития зависит от силы либидо.
- Эпигенетика — рост и развитие человека соответствует определенному плану, в соответствии которому возникают части, главенствующие в определенный период. Основная задача каждой стадии — сформировать функциональное целое (здоровое эго).
Этапы
Возрастная периодизация по Эриксону базируется на непрерывности жизненного цикла, последовательном прохождении стадий. Каждый этап соответствует определенному биологическому возрасту. При успешном прохождении кризиса формируется определенная эго-сила.
Стадии развития
Кризис существует на каждом этапе, является моментом выбора между прогрессом и регрессом. В приобретенных качествах заключается глубинная идентичность себя, а также определяется отношение к социуму.
Стадия развития | Область отношений в социуме | Полярные качества | Результат успешного прохождения кризиса |
Младенчество (от 0 до года) | Мать или опекун | Доверие/недоверие | Жизненная радость, надежда |
Ранее детство (1-3 года) | Родители или опекуны | Автономия/стыд, сомнения | Сила воли |
Детство (3-6 лет) | Родители, семья | Инициатива/пассивность, чувство вины | Целеустремленность |
Школьный возраст (6-12 лет) | Школа | Компетентность/неполноценность | Компетентность |
Отрочество, юность (12-20 лет) | Сверстники | Идентичность личности/смешивание ролей | Верность, идентичность личности |
Ранняя зрелость (20-25 лет) | Друзья, возлюбленные | Интимность/изоляция | Любовь |
Средняя зрелость (25-65 лет) | Родные, друзья, коллеги | Продуктивность/застой | Забота, развитие творческого потенциала |
Поздняя зрелость (после 65 лет) | Близкие, человечество в целом | Целостность личности/отчаяние | Мудрость |
Младенчество
При положительном прохождении кризиса формируется доверие, регресс сопровождается неуверенностью, страхами. Степень доверия ребенка к себе, окружающему миру зависит от проявляемого внимания, любви.
Если физиологические и психоэмоциональные потребности младенца быстро удовлетворяют, малыш чувствует себя комфортно, формируется представление о счастливом безопасном мире. При отсутствии должного ухода, любви, внимания вырабатывается страх неопределенности, транслируемый в мир.
Первый год жизни не является решающим. Кризис доверия возникает и на последующих стадиях развития, при положительном разрешении личностного конфликта формируется надежда.
Ранее детство
Возрастная периодизация по Эриксону второй стадии соответствует анальной фазе Фрейда. Овладение двигательными способностями определяет формирование самостоятельности.
При предоставлении возможности развивать и совершенствовать способности, без подкрепления опыта критикой, у ребенка вырабатывается ощущение контроля над собственным телом и побуждениями. Дети гордятся обретенными новыми навыками, проявляют инициативу.
Если же взрослые стремятся «облегчить» жизнь ребенка, выполняют посильные для малыша действия, закладывают зерна сомнений, неуверенности.
При систематическом ограждении ребенка от возможности проявить себя, а также акцентуации неудач (разлитое молоко, разбитая чашка, мокрая постель) навязывается неуверенность, стыд. Сомнения в себе и своих возможностях является помехой для взаимодействия с окружающим миром.
Развитие пассивности на этом этапе негативно повлияет на инициативность в подростковом и взрослом периоде. Если же малыш на этой стадии вынес позитивные уроки самостоятельности, удачным прохождением этапа станет приобретение волевых качеств. Соотношение между стыдливостью и уверенностью в своих действиях не является постоянным, может меняться под влиянием возникающих событий в будущем.
Детство
На этапе дошкольного развития ребенок уже приобрел много навыков, он не только отвечает на действия других детей, уже способен сам придумывать игры, занятия. По средствам изобретательности расширяется словарный запас, фантазия способствуют развитию абстрактного мышления.
У детей, которым доступна свобода выбора двигательной активности, формируется и закрепляется предприимчивость. Взрослые должны отвечать на интеллектуальные запросы ребенка, предоставляя ответы на интересующие вопросы.
Если же окружение показывает, что поведение несет опасность, вопросы и игры — глупы, неуместны, а игры, у ребенка формируется ощущение несоответствие нормам и ожиданиям. При успешном прохождении кризиса личность развивает целеустремленность, обратной стороной медали является пассивность, отсутствие инициативы.
Школьный возраст
Возрастная периодизация по Эриксону охватывает биологический возраст от 6 до 11 лет и совпадает с латентным этапом классического психоанализа. Сопровождается развитием когнитивных способностей, дети организовывают и создают правила игры. Появляется очередность, соблюдение норм поведения, у ребенка развивается интерес к устройству вещей.
Формируются трудовые навыки, по средствам фантазии, творчества возникает желание созидать, проявлять себя через деятельность. Детям интересно мастерить, сооружать шалаши, пробовать себя в рукоделии, кулинарии. Если порывы ребенка хвалят, награждают и развивают, формируются способности к творчеству.
Взрослые, которые пресекают самовыражение ребенка через трудовую деятельность, формируют у него чувство неполноценности. Окружение не ограничивается домом, оказывает влияние школьный социум. Положительным прохождением этапа является развитие уверенности, формируют не только родители, подкрепляют позитивный или негативный опыт наставники и учителя.
Отрочество, юность
Классический психоанализ связывает пятый период с пробуждением любви и ревности к родителям. Успешным разрешением кризиса является поиск объекта привязанности в группе сверстников. Эриксон расширяет проблематику этой стадии, указывает на возникновение других конфликтов идентичности.
Психологическое и физиологическое развитие подростков проявляется в возникновении новых потребностей, взглядов на устройство мира. Создают идеальную карту мира, семьи, отношений, несоответствующие реальности.
Для преодоления противоречий ищут или перенимают близкие теории мировоззрения, примиряющие воображаемое и действительность. Подростки считают, что визуализации идеальной картинки достаточно для ее воплощения в реальности.
Связь с окружающими колеблется между двумя крайностями — поиском своего Я и путаницей социальных ролей. При положительном исходе кризиса подросток обобщает свои роли — сына/дочери, ученика, друга, спортсмена. Переосмысление и анализ с прошлым позволяет проецировать будущее.
Шансы на успешную идентификацию вырастают при позитивном прохождении стадий детства, овладения самостоятельность, предприимчивостью, целеустремленностью. Путаница самоидентификации приводит к непониманию подростка кто он, к какой среде принадлежит.
Поведение, вызванное личностными противоречиями, характерно для малолетних преступников. У девочек проявляется по средствам распущенности в отношениях со сверстниками, взрослыми. Эриксон подчеркивал непрерывность смены аспектов в течение всей жизни. Успешной решение проблемы на одной стадии не является гарантией отсутствия этой же задачи в будущем.
Ранняя зрелость
Начало зрелости совпадает с периодом ухаживания, началом семейной жизни и трудовой деятельности. Возрастная периодизация включает специфически параметр, заключающийся между формированием близости и отрицательным разрешением конфликта — одиночеством.
Развитие интимности по Эриксону заключается в способности заботиться об окружающих без потери идентичности. Понятие распространяется не только на любовные отношения, но и на дружбу.
Если же в браке или приятельских отношениях личность не достигла близости, дальнейшее состояние определяется одиночеством. При благоприятном разрешении кризиса личности результатом станет формирование привязанности.
Средняя зрелость
На этом этапе наблюдается 2 параллельных линии развития личности — общечеловеческий путь и зацикленность на себе. Общечеловечность подразумевает интерес к судьбам людей вне близкого круга, мысли о будущих поколениях и устройстве общества.
Вырабатывается ощущение причастности к истории формирования социума, возникает желание заботиться о молодежи, облегчения их жизни. Негативным разрешение стадии является сосредоточенность на себе, удовлетворение собственных потребностей.
Поздняя зрелость
Последняя стадия предполагает завершение трудовой деятельности, период размышлений совпадает с биологической старостью. Психосоциальное состояние формируется между параметрами цельности, идентичности и безнадежности.
Положительный исход кризиса формируется у людей, ощущающих удовлетворенность от прожитых лет. Тех, кто воспринимает жизнь, как цепь упущенных возможностей, охватывает отчаяние. Положительным разрешением конфликта идентичности является мудрость.
Значение и роль
Возрастная периодизация позволяет определить нормы развития личности, соответствие биологическому возрасту. Особенности последовательных стадий используется в психологии, педагогике, социологии. Отвечает на вопросы развития личности, культуры, общества.
Применение возрастной периодизации:
- родители, зная особенности определенных этапов способствуют формированию у ребенка положительных качеств, помогают преодолению специфических кризисов;
- педагоги используют для формирования идентичности при путанице ролей, способствуют успешному прохождению кризисов предыдущих стадий;
- психологи применяют инструменты возрастной периодизации для формирования здоровой психики человека, восстанавливают равновесие между индивидуальностью и социальными ролями;
- социологи исследуют влияние самоидентичности на развитие культуры и социума для снижения девиантного поведения среди подростков и взрослых.
Эриксон выявил закономерность физиологического и психического развития поколений вне зависимости от предъявляемых требований социума. Возрастная периодизация позволяет разрабатывать стратегии воспитания, обучения, а также трудовой деятельности. Взаимосвязь успешного развития личности используется и для формирования здорового социума на государственном уровне.
Применять таблицу Эриксона можно для поиска самоидентичности, успешного преодоления кризисов, понимания своих социальных ролей. Зная особенности каждого возраста, легче определиться с целями, задачами того или иного периода. Классификация необходима для правильного управления динамичного развития и духовного роста общества.
Возрастная периодизация основывается на беспрерывном развитии личности, зависимости психологического здоровья и успешного преодоления кризисных этапов. На каждой стадии ощущается влияние социума, в свою очередь личность также воздействуют на развитие общества.
По Эриксону периодизация классического психоанализа расширилась, охватывая весь жизненный цикл человека. Созданная концепция стала основой для развития возрастной психологии, а также для более детального психоанализа личности.
Видео о возрастной периодизации
Развитие идентичности по Э. Эриксону:
https://www.youtube.com/watch?v=IDei645jPvg