Специалистами установлены примерные сроки речевого развития ребенка. Задержкой называют запаздывание или полное отсутствие признаков развития речи. Детям, которые испытывают сложности с запуском речи, нуждаются в дополнительной терапии.
Описание патологии
Задержка речевого развития, или ЗРР, это определение состояния, которое требует корректировки. Оно отражает затяжные темпы овладения речью, чем у детей похожей возрастной группы. Обозначение «ЗРР» применимо к детям 3-4 летнего возраста, когда логопед может дать заключение по итогам обследований.
Диагноз можно поставить на основе анализов нескольких компонентов:
- звуки раннего возраста (гуление, лепет);
- наличие словаря и навыков грамматического построения фраз;
- фразовость и связность.
По статистике, диагноз ЗРР ставят 3-10% детей определенной возрастной группы.
Мальчикам ставят такой диагноз в 4 раза чаще, чем девочкам. Само по себе состояние задержки речи не так опасно, но невозможность овладеть речью часто приводит к нарушению психических процессов. Нередко нарушения в развитии речи идет одновременно с трудностями становления психики. Поэтому полный диагноз может звучать так: «ЗПРР» или задержка психо-речевого развития.
Когда нужно обращаться к врачу
Об обращении к врачу говорят тогда, когда выявлено отставание от возрастных норм развития навыков говорения. Сроки часто называют условными, но специалисты принимают внимание допуск запаздывания. Например, отставание возможно у ребенка в том случае, если в анемнезе одного из родителей зафиксирован поздний запуск речи.
Кроме того, о задержке можно говорить при наличии гиперопеки, когда родители предупреждают каждое желание ребенка, неустанно контролируют его действия и не дают широкой возможности для познания окружающего мира.
Признаки, по которым можно определить, нужно ли идти к специалисту:
- Если к одному году ребенок не воспроизводит 10 слов или слогов, обозначающих определенные предметы, действия или людей. К этому возрасту ребенок обязательно придумывает обозначение для того, чтобы позвать родных людей. Если он не произносит слово «мама» полностью, то запоминает и говорит часть слова.
- Когда к 2-м годам речь не усложняется, а запас слов остается на уровне годовалого возраста. Если дети не умеют сочетать слова друг с другом и выстраивать фразы.
- Если к 3-м годам не возникает новых буквенных сочетаний. Ребенок не воспринимает обращенные к нему просьбы.
- К периоду 4-х лет не происходит формирования предложений, а ребенок не осознает смысла простых коротких рассказов длительностью в 3-4 предложения.
- К 5-ти годам дети не в состоянии описать небольшое событие, выговорить стандартные звуки.
Эти характеристики не относятся к выговариванию звуков «Л» или «Р». Когда задержка составляет 3-6 месяцев, то речь может идти о диагнозе «ЗРР». Кроме того, на этом этапе нужно определить ЗРР, чтобы отличить от другого состояния, такого как аутизм.
При этом состоянии трудности с запуском речи осложняются дополнительными симптомами. Дети-аутисты не уделяют внимания окружающим людям, не могут фиксировать взгляд. Они действуют однотипно, говорят односложно, не задумываясь о смысле сказанного.
Причины заболевания
Специалисты выделяют органические и социальные причины развития ЗРР. Треть случаев патологии не позволяет говорить о причинах со стопроцентной уверенностью.
К ряду факторов биологического характера относятся:
- Дисфункция мозга. Эта причина объясняется поражением головного мозга ребенка на этапе перинатального развития. Часто у детей, которые испытывают трудности с запуском речи, была зафиксирована гипоксия, то есть нехватка кислорода, травмирование при рождении, а также недоношенность или перехаживание беременности.
- Заболевания, зафиксированные в раннем возрасте. Патологии, протекающие с осложнениями, существенно влияют на дальнейшее развитие.
- Проблема, сопряженная с развитием слухового аппарата. Тугоухость может влиять на становление речевой функции.
- Наследственность. Невысокие темпы освоения речью могут зависеть от одного из родителей.
Социальными причинами традиционно становится рождение и воспитание ребенка в неблагоприятной социальной среде. Например, у родителей, которые употребляют алкоголь, часто отсутствуют дома, оставляют детей наедине с собой, часто растут дети, которые начинают говорить дольно поздно. Нарушение сроков запуска может быть следствием педагогической запущенности, отсутствия контактов, дефицит общения.
Негативное влияние на детей оказывает билингвизм, то есть развитие в семье, где родители говорят на нескольких языках.
Вторая проблема социального характера, которая оказывает негативное влияние на ребенка в сфере речевого развития, это гиперопека. Специалисты подчеркивают, что дети, желания которых родители угадывают до момента озвучивания просьбы, испытывают трудности с запуском речи.
Еще один негативный фактор – развитие среди окружения, где фиксируется избыток информации. Ребенок сталкивается с перенасыщенностью гаджетов. Сведения, которые поступают, не отвечают требованиям по возрасту. Дети не слушают речь, звучащую вокруг, относятся к ней как к раздражающему фактору.
Симптомы
Запаздывание сложно определить в раннем возрасте, так как небольшое отставание может быть обусловлено наследственностью и не указывать на серьезные проблемы.
Признаки, по которым можно выявить отставание:
- Ребенок может говорить, но при этом его словарный запас и коммуникативные способности соответствуют стандартам, принятым для младшей возрастной группы. Например, мальчик к 3-м годам использует только единичные слова или междометия, но не может строить фразы. Еще одним примером может быть нарушение дикции у ребенка, когда его не понимают сверстники.
- Если у ребенка повреждения затронули психику, то он не воспринимает речь, обращенную к нему, не вступает в диалог, не строит предложения. У таких детей наблюдаются трудности с формированием бытовых навыков: они не умеют самостоятельно надевать одежду, не ходят в туалет, е едят ложкой и вилкой.
- При диагностированной моторной алалии ребенок понимает речь, способен откликнуться на просьбы, но не воспроизводит речь. У него отсутствует пассивный словарь, он не запоминает слова.
- Если у ребенка нарушена дикция, что называется дизартрией, то таких детей можно определить по внешнему виду. Дети приоткрывают рот, у многих усиливается слюноотделение. Слабое речевое дыхание при этом заставляет ребенка говорить тихо и по слогам.
- При диагностированном аутизме ребенок с ЗРР может произносить отдельные слова, но е понимать смысла того, что он сказал. Другой вариант – понимание речи, но невозможность ответить на обращение. Такие дети часто пытаются причинить себе боль, не могут смотреть в глаза, когда к ним обращаются, проявляют агрессию без причины.
Классификация и стадии развития
Задержка речевого развития относится к категории патологий, имеющих несколько стадий. Каждая из них характеризуется разными признаками.
Официальная классификация предполагает наличие 4-х форм патологии:
- Это самая тяжелая степень, когда ребенок почти не говори. Он не понимает обращенную к нему речь.
- Эта степень характеризуется состоянием, при котором активный словарь ребенка состоит из общеупотребительных слов. При этом ребенок неправильно произносит звуки, путает слоги или не произносит начало или окончание слов.
- Это степень, когда ребенок часто заменяет звуки один на другой. Речь состоит из односложных коротких предложений, а у ребенка отсутствует необходимость в сочетании слов, связывании во фразовую речь.
- Эта стадия характеризуется невнятностью, наличием ошибок, не чуткостью артикуляции. Ребенок произносит звуки неправильно, ошибается в словообразовании, не прослеживает логику между зависимостью окончаний друг от друга, но при этом у него наблюдается критическое мышление и фиксируется способность к обучению.
Задержка речевого развития может привести к серьезным осложнениям, ведь речь – это основа интеллектуального развития. Когда дети общаются между собой или со взрослыми, они познают мир вокруг себя, развиваются психически и физически.
Если речь не запущена, то отставание психического типа становится более заметным. До трех лет это состояние предполагает только отставание речи, но к 5-ти годам нарушение расширяется, а состояние уже подразумевает нарушения психики.
Осложнения
Без своевременной корректировки дети испытывают проблемы с памятью, у них дестабилизируется внимание. Без перечисленных умений и навыков полноценное развитие невозможно.
Ребята имеют проблемы с пересказом прочитанного, совершают много ошибок при письме. Если не обращать внимания на нарушение, то после того, как ребенку исполнится 7 лет, он сможет обучаться только по специальной коррекционной программе.
Методы лечения
Чтобы правильно поставить диагноз необходимо посетить специалистов: от педиатра, невролога, отоларинголога (для исключения тугоухости) до логопеда и детского психолога. Задача специалистов на первом этапе – выписать направление для дальнейшего обследования.
Диагностика включает несколько блоков:
Медицинское обследование | ЭЭГ, проверка функционирования артерий головного мозга | Обнаружение микроскопических повреждений мозга, исключение аденоидита, тугоухости, отита |
Консультация логопеда | Мониторинг реакций, наблюдение за голосовой активностью. | Определение наполненности словаря, оценка полученных данных. |
Встреча с психиатром | Проведение диагностики, тестирование по шкале Гриффитс, Бейли. | Оценка общего развития. |
Задержка развития речи нуждается в терапии. Лечение ЗРР включает работу по коррекции и предупреждению осложнений. Какие приемы должны быть включены в схему – решают специалисты. Это зависит от того, как сильно отражается отставание.
Коррекция предполагает создание благоприятной среды, стимуляцию речевого аппарата, а также подбор материала. Необходимой становится показ образцов правильно выстроенной речи, а также обязательное проговаривание того, что делает ребенок.
Если отставание основано на дисфункции мозга, то работе логопедов и психологов должна сопутствовать медикаментозная терапия. Часто невролог назначает ноотропные препараты, а также массаж и физиотерапию.
Одновременно с проведением медицинских процедур обязательно подключение направленного семейного воспитания, а также занятия с логопедом и психологом. Эти процедуры помогают стабилизировать или активировать познавательные процессы, что, в свою очередь, влияет на речевой запуск. Специалисты рекомендуют уделить улучшению мелкой моторики.
Научно доказано, что связь пальчиковая моторика рук тесно связана с речевым центром.
Методы работы:
- Логопедические занятия. Специалист встречается с маленьким пациентом на постоянной основе, проводит специальные уроки, помогает активировать речевой центр. Методика работы логопеда, как правило, включает: гимнастику артикуляции, повторение упражнений на постановку звуковой техники, а также различные игровые техники с включением работы пальцев.
- Встречи с логопедом-дефекологом. Уроки отличны от традиционных встреч с логопедом. Отличие заключается в том, что дефектолог работает людьми, которым трудно понимать обращенную к ним речь. На уроках дают стандартные представления о сущности предметов, постепенно дети осваивают такие понятия, как «большой-маленький». На этих занятиях дети играют, формируют пассивный словарный запас, развивают экспрессивную речь.
- Микротоковая рефлексия. Этот метод применяется для терапии детей с задержкой развития речи как рекомендованный Министерством здравоохранения. Особенность метода заключается в выборочной активации некоторых зон головного мозга. известно, что область Вернике отвечает за понимание, а сфера Брока – за активный словарный запас и желание его пополнять. Лечение проводят таким образом, чтобы воздействовать на лобные доли. Чтобы контролировать ситуацию ребенку проводят электроэнцефалографию.
- Логопедический массаж. Один из способов воздействия на мускулатуру, задействованную при артикуляции. Специалисты воздействуют на мышцы лица, губ, неба. Целью воздействия становится нормализация тонуса языковых мышц, круговых мышц рта. Такой метод часто рекомендуют детям, у которых зафиксировано слюнотечение.
Известно, что комплексная работа психологов, медиков, логопедов направлена на нормализацию процессов. Поддержка команды специалистов показана детям, которые плохо понимают речь, легко возбуждаются, у них нет навыков социально-бытового типа.
Задержка речевого развития требует назначения специальных препаратов в некоторых случаях. Неврологи назначают такие лекарственные средства, как Кортексин, Кигитум, Цераксон. Препараты этих групп призваны активировать нейроны, задействованные при передаче нервных импульсов. Подобные приемы помогают нейтрализовать последствия гипоксии плода.
Помимо этого, нормализовать работу нервной системы ребенка помогают правильно назначенные витаминные комплексы, включение специальных иммуномодулирующих средств. Невролог назначает лекарственные средства с учетом особенностей ребенка.
Своевременная диагностика и правильно назначенное лечение обеспечивает результат. Если работа по устранению причин, повлекших ЗРР, назначена грамотно, то к старшему дошкольному возрасту задержку удается устранить. Эффективность применяемых методик зависит от слаженности работы специалистов и родителей. Без поддержки семьи добиться ощутимых результатов довольно трудно.
Специалисты подчеркивают, что профилактика отставания включает несколько мероприятий:
- Создание комфортных условий для благоприятного течения беременности
- Обеспечение условий для поэтапного речевого развития без стрессов
- Подбор игрушек, развивающих материалов с направлением на речевое развитие
- Своевременное посещение логопеда, педиатра, невролога
Родителям и специалистам необходимо тщательно наблюдать за состоянием ребенка. Для диагностики и считывания состояний созданы специальные графики, которые позволяют отслеживать отставания даже при условии допуска запаздывания запуска речи.
Если у ребенка диагностирована задержка речевого развития, то необходимо как можно скорее начать терапию. Помимо логопедических занятий она может включать специальное воздействие на зоны головного мозга, а также назначение медикаментозной терапии.
Видео о задержке речевого развития у детей
Что делать при ЗРР у детей: