Абилитация в психологии и реабилитация. Что это такое, категории, коррекция

Абилитация – это термин, применяемый преимущественно к младенцам и детям раннего возраста с отклонениями в развитии. Введенная в психологическую и педагогическую практику Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1839-р от 31 августа 2016 г. «Об утверждении Концепции развития ранней помощи» абилитация рассматривает вопросы выявления, диагностики и стимуляции раннего развития, образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Такая практика является частью «Службы ранней помощи», призванной обеспечить создание условий по своевременному выявлению нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности детей, их оптимальному развитию и адаптации.

Определение

Абилитация в психологии – это происходящий от латинского habillis (удобный, приспособленный) термин, означающий проведение медико-социальных мероприятий, призванных улучшить психофизические возможности детей с инвалидностью (диагностированной внутриутробно, сразу после рождения или в раннем возрасте).

Все входящие в абиитацию мероприятия имеют своей целью подготовку детей с ограниченными возможностями к их последующей адаптации в общественной жизни, с возможностью реализации в профессиональной и учебной сфере.

В общепринятом понимании под «абилитацией» следует понимать любую подготовительную работу. Как способ реабилитационных действий абилитация широко применяется при проведении лечебно-педагогических мероприятий, позволяющих предупредить развитие патологического состояния у детей в возрасте от 0 до 3-5-ти лет, вызвавших утрату ребенком будущей трудоспособности, способности к полноценному обучению и затрудняющих социальную адаптацию.Абилитация в психологии и реабилитация. Что это такое, категории, коррекция

Педагогический словарь терминов под «абилитацией» понимает формирование способности к чему-либо. Данное понятие используется в педагогике преимущественно в отношении детей с рождения и до достижения 5-летнего возраста и имеет существенное отличие от термина «реабилитация», означающего возвращение способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др.

Назначение

Как сфера деятельности, абилитационная педагогика призвана заниматься вопросами:

  • диагностики и раннего выявления заболеваний, связанных с ограничением социализации, нарушением трудоспособности детей дошкольного возраста;
  • стимуляции раннего развития, семейного воспитания, образования и социализации малышей с ограниченными возможностями здоровья (как физиологическими, так и психологическими);
  • технологии обучения родителей детей с выявленными отклонениями в развитии.

Основные идеи

В основе абилитационной педагогики лежит гуманистическая философия, рассматривающая человеческую природу как неотъемлемую составляющую часть единой системы мироздания. Под влиянием работ Абрахама Маслоу, Карла Роджерса, Шарлотты Бюлер и Карла Юнга сформированы основополагающие идея абилитационного подхода к развитию детей с нарушениями в развитии различных жизненно важных функций и систем, основанные:

  • на праве движения человека по собственному жизненному пути при одновременном уважении своеобразия и особенностей жизни других людей;
  • на осознания индивидом ценности своего тела и его ощущений;
  • на праве личности на удовлетворение ее жизненных потребностей и свободное выражение эмоций;
  • на праве человека на развитие и самореализацию, подразумевающих под собой создание и выработку собственных индивидуальных, социальных и духовных целей.

Взаимосвязь с другими науками

Как научная и прикладная дисциплина абилитационная педагогика тесно связана с клинической психологией, медициной и правовыми науками:

  1. Клиническая и специальная психология, изучающие закономерности и условия нетипичного развития детей младенческого и раннего возраста (от ноля до трех лет), позволяют определить биологические причины отклонений развитии ребенка.Абилитация в психологии и реабилитация. Что это такое, категории, коррекция
  2. Возрастная психология и психология развития создают основу для формирования практической и теоретической базы формирования личности нетипичного человека в социуме, предопределяют механизмы формирования компенсаторных процессов, помогают спрогнозировать индивидуальную программу развития ребенка с отклонениями в физиологическом или психологическом плане.
  3. Медицинские науки обогащают абилитационную педагогику сведениями об этапах перинатального развития, данными о риске рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, способах выявлении и идентификации такого ребенка методами медицинского скрининга.
  4. Правовые науки призваны осуществить защиту прав и интересов особого ребенка и его семьи на полноценную социализацию и адекватное качество жизни.
  5. Социальные науки помогают рассмотреть проблемы абилитации в период младенчества и раннего детства, а также оказывают помощь в определении ребенка с дефектами работы жизненно-важных органов и систем, со своим статусом в обществе.

Отличие от реабилитации и коррекции

Абилитация в психологии – это деятельность, способствующая восстановлению физиологических и умственных способностей детей-инвалидов. В педагогике данный термин появился несколько столетий назад, но свое закрепление получил лишь в конце ХХ в. В это же время было дано определение понятия, а также установлено его качественное отличие от понятия «реабилитации».

В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации объединенных наций (ООН) 48/96, принятая 20 декабря 1993 г.) термин «реабилитация» определен как процесс, целью которого является оказание помощи инвалидам в восстановлении ими оптимальных физических, интеллектуальных, психических и социальных уровней деятельности и поддержание их, а также предоставление им необходимых реабилитационных средств для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Понятие абилитации здесь было сформировано как медицинские, образовательные и логопедические меры, формирующие новые или способствующие развитию уже имеющихся ресурсов социально-психического и физического развития человека.

Специалисты отмечают, что ребенок, появившийся на свет физиологическими или психологическими нарушениями в развитии, не имеет равных возможностей по сравнению со сверстниками. При этом его потребность в любви, заботе близких и удовлетворении коммуникативных контактов находятся на высочайшем уровне.Абилитация в психологии и реабилитация. Что это такое, категории, коррекция

Сравнение абилитации и реабилитации дано советским ученым Бадалян Л.О., понимавшим под:

  • абилитацией — комплекс лечебно-педагогических мероприятий, направленный на лечение патологических состояний у детей в возрасте от 0 до 5-ти лет, приводящих к потере способности к обучению, реализации в профессиональной деятельности и социальной сфере;
  • реабилитацией — лечебно-педагогические мероприятия, используемые для лечения и профилактики патологических состояний, при временной потере трудоспособности.

Кандидат педагогических наук Боровиков Л.И. понимает абилитацию как работу, способствующую формированию социально-психологических и духовно-нравственных новообразований, ответственных за улучшение условий жизни детей с неизлечимыми заболеваниями.

Доцент педагогических наук Г.П. Сергеева характеризует абилитацию как профилактическую деятельность, способствующую коррекции физиологических или психологических дисфункций, возникающих на раннем этапе развития ребёнка, а также помощь детям с инвалидностью.

Реабилитация здесь, это медико-педагогическая и социально-культурная деятельность, способствующая восстановлению (или компенсации) нарушенной деятельности организма.

Применение абилитации на раннем этапе развития призвано оказать помощь ребенку в приобретении или развитии еще несформированных функций и навыков, в отличие от реабилитации, предлагающей восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Абилитация помогает обучить ребенка умению достигать определенного уровня функционального развития альтернативными путями (в случае блокировки привычных путей), а также оказывает помощь в адаптации к потребностям человека окружающей среды для компенсации отсутствующих или нарушенных у него функций.

В отличие от абилитации, термин «коррекция» в медицинской практике применяется только в аспекте ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. Психолого-педагогическая коррекция (исправление) развития возможна только в том случае, когда нетипичное развитие ребенка представляет собой временный процесс, требующий на данном этапе проведения определенных мероприятий для последующей нормализации психофизического развития.

Функции и роль

Абилитация в психологии – это появление новых возможностей, позволяющих индивиду занять свое место в общественной жизни. Давая такое определение термину, профессор Герасименко О. А. и член Общего собрания РБОО «Центр лечебной педагогики» Дименштейн Р.П. понимают под абилитацией процесс становления функциональных способностей у ребёнка, в норме появляющихся без помощи окружающих. У детей с инвалидностью такие способности могут появиться только в результате квалифицированной работы специалистов.

Ученый отмечает, что дети с врожденными дефектами, причисленные в группе риска по инвалидности и социальной дезадаптации, должны проходить раннюю комплексную абилитацию с целью предупреждения появления вторичных (необратимых) отклонений. Лечебно-педагогические мероприятия здесь проводятся также с целью увеличения шансов таких детей на полноценное включение в образовательную среду и общественную жизнь.Абилитация в психологии и реабилитация. Что это такое, категории, коррекция

Основная задача абилитации (по мнению профессора Герасименко О.А.) – разработка методик и принципов оказания ранней медико-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, имеющим различные отклонения (физиологические, психологические) в развитии, а также малышам из групп риска.

В соответствии с законодательством, система «ранней помощи» призвана охватить всех детей с особыми образовательными потребностями на начальных этапах развития, поскольку без ее оказания невозможна полноценная общественная и образовательная интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в будущем.

Исследования показали, что поздно начатый абилитационный процесс, может оказаться малоэффективным и невыполнимым. Так, например, недопустимо начинать коррекционные мероприятия для детей, страдающих детским церебральным параличом или задержкой умственного развития позже 3-го месяца жизни.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1839-р от 31 августа 2016 г. «Об утверждении Концепции развития ранней помощи» в Российской Федерации вводятся особые я структурные подразделения в современных дошкольных образовательных учреждениях, центрах развития и абилитации, в чью задачу входит:

  • обеспечение территориальной доступности абилитационных мероприятий и психолого-педагогических услуг семье, имеющей детей младенческого и раннего возраста;
  • формирование межведомственного механизма раннего выявления риска нарушения в развитии детей младенческого и раннего возраста;
  • реализация комплекса абилитационных программ по профилактике и снижению степени инвалидности ребенка;
  • подготовка к последующему образованию;
  • оказание помощи родителям и другим членам семьи «особенного» ребенка.

Абилитационные мероприятия

Абилитационные мероприятия (медикаментозные, психолого-педагогические, логопедические) объединены термином «ранняя помощь» и их применение целесообразно начинать с момента постановки ребенку диагноза, уже на первом году его жизни.

Доктор Дименштейн Р.П отмечает, что допустимо начинать проведение абилитационных мероприятий с момента перинатальной диагностики отклонений плода. В этом случае комплекс мероприятий должен включать помощь в сопровождении беременности и уходе матери за новорожденным ребенком с нарушением двигательных функций, моторики, сенсорного или психического развития.

Оказываемая в результате абилитационных мероприятий «ранняя помощь» основана на системе специально организованных мероприятий, где каждый этап рассматривается как самостоятельное направление в работе учреждений, относящихся к органам здравоохранения, образования и социальной защиты населения.

В состав абилитационных мероприятий включены:

  • деятельностью по обнаружению детей с отставанием или риском отставания в развитии, требующая проведение ранних диагностических мероприятий и направления ребенка (или беременной женщины) в соответствующую территориальную службу ранней помощи;
  • мероприятия, имеющие своей целью определение уровня и проектирования индивидуальных программ раннего развития малыша;
  • обучение и консультирование семьи;
  • оказание первичной помощи в реализации развивающих программ в условиях, как семьи, так и специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития);
  • целевая работа по развитию сенсомоторной сферы «особого» ребенка;
  • психологическая и правовая поддержка семьи;
  • ранние плановые или экстренные коррекционные медико-психологические мероприятия.

Методы

Применяемые при абилитации методы воздействия представляют собой как традиционные способы педагогического воздействия, так и нетрадиционные направления, заимствованные посредством междисциплинарного взаимодействия.Абилитация в психологии и реабилитация. Что это такое, категории, коррекция

Методологические основы абилитации разработаны и утверждены специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и требуют от специалистов проводить и разрабатывать свои абилитационные мероприятия в соответствии с:

  1. Индивидуальным подходом, призванным ориентировать специалистов не на диагноз ребенка, а на совокупность природных ресурсов его организма.
  2. Комплексным подходом, проводимым в форме сеансов взаимодействия ребенка со взрослым и имеющим под собой цель мотивировать ребенка на ориентировочно-исследовательскую деятельность.
  3. Субъектным подходом, основанным на безусловном принятии «особенного» ребенка в обществе, его праве на удовлетворении своих потребностей в условиях безопасности и эмоционального комфорта.
  4. Экологическим подходом, заключающимся в постепенном погружении ребенка в полифункциональную предметную и социальную среду, значительно расширяющую его психофизические возможности.

Методы абилитационного подхода:

Вид метода Его характеристика
Общие методы Включают в себя универсальные действия специалистов и родителей, используемые в процессе взаимодействия с маленькими детьми, страдающими различные нарушения физиологического или психологического развития. Комплекс включает в себя:
  • методику формирования и поддержки избирательной активности ребенка;
  • поддержку развития самостоятельности ребенка;
  • оказания помощи ребенку (ориентирующей, эмоциональной и физической);
  • настройку динамических характеристик взаимодействия с ребенком;
  • повышение мотивационной сферы ребенка.
Методы базового обучения Комплекс методик, основанный на развитии у ребенка:
  • подражательной способности;
  • способности к обмену социальными сигналами (посредством моделирования необходимых ситуаций);
  • навыков, формируемых в процессе предметного взаимодействия.
Методы развития общения Включают в себя вербальные (словесное обозначение предметов, комментирование) и невербальные (наблюдение, имитация, пересечение взгляда) техники.
Методы развития подвижности Направлены на развитие у ребенка навыков мелкой, тонкой и общей моторики, и проводятся по программам:
  • терапии Бобат;
  • «Маленькие ступени»;
  • Войта.
Методы развития межличностного взаимодействия Методика взаимодействия, основанная на обучение ребенка способности к социальному взаимодействию, посредством создания игровых ситуаций, требующих использования мимики, жестов и голосового сопровождения.

Подборка и использование методов проводятся на основе индивидуального подхода к ребенку и имеют своей целью оказание помощи в его последующем обучении и развитии для полноценной его социализации.

Абилитация в психологии представляет собой специализированную, разработанную в соответствии с предложенными специалистами Всемирной организации здравоохранения подходами программу по предупреждению развития патологических состояний или комплекс мер, направленных на приспособление детей раннего возраста с физиологическими или психологическими нарушениями к условиям жизни.

Составляемые педагогами, специалистами «Центра ранней помощи» при детских дошкольных учреждениях методики подбираются в зависимости от состояния здоровья ребенка, и имеют своей целью подготовку его к дальнейшему обучению, выбору профессии и реализации в профессиональной сфере, а также успешной общественной социализации.

Видео о абилитации

Что такое абилитация:

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Здоровье взрослых и детей. Инструкции по применению препаратов, средств, советы, консультации врачей, специалистов
Добавить комментарий

Lazer kesim Abkant büküm Lazer kesim fiyatları Akbant büküm fiyatları Lazer kesim sac Akbant büküm sac Akbant büküm metal Lazer kesim cnc Akbant büküm cnc Lazer kesim krom Lazer kesim paslanmaz çelik Akbant büküm paslanmaz çelik Lazer kesim alüminyum Akbant büküm alüminyum Lazer kesim ankara Lazer kesim istanbul Dijital reklam ajansı Sosyal medya reklam ajansı Google Ads ajansı Reklam ajansı fiyatları En iyi reklam ajansı Türkiye'deki reklam ajansları Reklam ajansı