Абилитация – это термин, применяемый преимущественно к младенцам и детям раннего возраста с отклонениями в развитии. Введенная в психологическую и педагогическую практику Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1839-р от 31 августа 2016 г. «Об утверждении Концепции развития ранней помощи» абилитация рассматривает вопросы выявления, диагностики и стимуляции раннего развития, образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Такая практика является частью «Службы ранней помощи», призванной обеспечить создание условий по своевременному выявлению нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности детей, их оптимальному развитию и адаптации.
Определение
Абилитация в психологии – это происходящий от латинского habillis (удобный, приспособленный) термин, означающий проведение медико-социальных мероприятий, призванных улучшить психофизические возможности детей с инвалидностью (диагностированной внутриутробно, сразу после рождения или в раннем возрасте).
Все входящие в абиитацию мероприятия имеют своей целью подготовку детей с ограниченными возможностями к их последующей адаптации в общественной жизни, с возможностью реализации в профессиональной и учебной сфере.
В общепринятом понимании под «абилитацией» следует понимать любую подготовительную работу. Как способ реабилитационных действий абилитация широко применяется при проведении лечебно-педагогических мероприятий, позволяющих предупредить развитие патологического состояния у детей в возрасте от 0 до 3-5-ти лет, вызвавших утрату ребенком будущей трудоспособности, способности к полноценному обучению и затрудняющих социальную адаптацию.
Педагогический словарь терминов под «абилитацией» понимает формирование способности к чему-либо. Данное понятие используется в педагогике преимущественно в отношении детей с рождения и до достижения 5-летнего возраста и имеет существенное отличие от термина «реабилитация», означающего возвращение способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др.
Назначение
Как сфера деятельности, абилитационная педагогика призвана заниматься вопросами:
- диагностики и раннего выявления заболеваний, связанных с ограничением социализации, нарушением трудоспособности детей дошкольного возраста;
- стимуляции раннего развития, семейного воспитания, образования и социализации малышей с ограниченными возможностями здоровья (как физиологическими, так и психологическими);
- технологии обучения родителей детей с выявленными отклонениями в развитии.
Основные идеи
В основе абилитационной педагогики лежит гуманистическая философия, рассматривающая человеческую природу как неотъемлемую составляющую часть единой системы мироздания. Под влиянием работ Абрахама Маслоу, Карла Роджерса, Шарлотты Бюлер и Карла Юнга сформированы основополагающие идея абилитационного подхода к развитию детей с нарушениями в развитии различных жизненно важных функций и систем, основанные:
- на праве движения человека по собственному жизненному пути при одновременном уважении своеобразия и особенностей жизни других людей;
- на осознания индивидом ценности своего тела и его ощущений;
- на праве личности на удовлетворение ее жизненных потребностей и свободное выражение эмоций;
- на праве человека на развитие и самореализацию, подразумевающих под собой создание и выработку собственных индивидуальных, социальных и духовных целей.
Взаимосвязь с другими науками
Как научная и прикладная дисциплина абилитационная педагогика тесно связана с клинической психологией, медициной и правовыми науками:
- Клиническая и специальная психология, изучающие закономерности и условия нетипичного развития детей младенческого и раннего возраста (от ноля до трех лет), позволяют определить биологические причины отклонений развитии ребенка.
- Возрастная психология и психология развития создают основу для формирования практической и теоретической базы формирования личности нетипичного человека в социуме, предопределяют механизмы формирования компенсаторных процессов, помогают спрогнозировать индивидуальную программу развития ребенка с отклонениями в физиологическом или психологическом плане.
- Медицинские науки обогащают абилитационную педагогику сведениями об этапах перинатального развития, данными о риске рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, способах выявлении и идентификации такого ребенка методами медицинского скрининга.
- Правовые науки призваны осуществить защиту прав и интересов особого ребенка и его семьи на полноценную социализацию и адекватное качество жизни.
- Социальные науки помогают рассмотреть проблемы абилитации в период младенчества и раннего детства, а также оказывают помощь в определении ребенка с дефектами работы жизненно-важных органов и систем, со своим статусом в обществе.
Отличие от реабилитации и коррекции
Абилитация в психологии – это деятельность, способствующая восстановлению физиологических и умственных способностей детей-инвалидов. В педагогике данный термин появился несколько столетий назад, но свое закрепление получил лишь в конце ХХ в. В это же время было дано определение понятия, а также установлено его качественное отличие от понятия «реабилитации».
В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации объединенных наций (ООН) 48/96, принятая 20 декабря 1993 г.) термин «реабилитация» определен как процесс, целью которого является оказание помощи инвалидам в восстановлении ими оптимальных физических, интеллектуальных, психических и социальных уровней деятельности и поддержание их, а также предоставление им необходимых реабилитационных средств для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.
Понятие абилитации здесь было сформировано как медицинские, образовательные и логопедические меры, формирующие новые или способствующие развитию уже имеющихся ресурсов социально-психического и физического развития человека.
Специалисты отмечают, что ребенок, появившийся на свет физиологическими или психологическими нарушениями в развитии, не имеет равных возможностей по сравнению со сверстниками. При этом его потребность в любви, заботе близких и удовлетворении коммуникативных контактов находятся на высочайшем уровне.
Сравнение абилитации и реабилитации дано советским ученым Бадалян Л.О., понимавшим под:
- абилитацией — комплекс лечебно-педагогических мероприятий, направленный на лечение патологических состояний у детей в возрасте от 0 до 5-ти лет, приводящих к потере способности к обучению, реализации в профессиональной деятельности и социальной сфере;
- реабилитацией — лечебно-педагогические мероприятия, используемые для лечения и профилактики патологических состояний, при временной потере трудоспособности.
Кандидат педагогических наук Боровиков Л.И. понимает абилитацию как работу, способствующую формированию социально-психологических и духовно-нравственных новообразований, ответственных за улучшение условий жизни детей с неизлечимыми заболеваниями.
Доцент педагогических наук Г.П. Сергеева характеризует абилитацию как профилактическую деятельность, способствующую коррекции физиологических или психологических дисфункций, возникающих на раннем этапе развития ребёнка, а также помощь детям с инвалидностью.
Реабилитация здесь, это медико-педагогическая и социально-культурная деятельность, способствующая восстановлению (или компенсации) нарушенной деятельности организма.
Применение абилитации на раннем этапе развития призвано оказать помощь ребенку в приобретении или развитии еще несформированных функций и навыков, в отличие от реабилитации, предлагающей восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.
Абилитация помогает обучить ребенка умению достигать определенного уровня функционального развития альтернативными путями (в случае блокировки привычных путей), а также оказывает помощь в адаптации к потребностям человека окружающей среды для компенсации отсутствующих или нарушенных у него функций.
В отличие от абилитации, термин «коррекция» в медицинской практике применяется только в аспекте ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. Психолого-педагогическая коррекция (исправление) развития возможна только в том случае, когда нетипичное развитие ребенка представляет собой временный процесс, требующий на данном этапе проведения определенных мероприятий для последующей нормализации психофизического развития.
Функции и роль
Абилитация в психологии – это появление новых возможностей, позволяющих индивиду занять свое место в общественной жизни. Давая такое определение термину, профессор Герасименко О. А. и член Общего собрания РБОО «Центр лечебной педагогики» Дименштейн Р.П. понимают под абилитацией процесс становления функциональных способностей у ребёнка, в норме появляющихся без помощи окружающих. У детей с инвалидностью такие способности могут появиться только в результате квалифицированной работы специалистов.
Ученый отмечает, что дети с врожденными дефектами, причисленные в группе риска по инвалидности и социальной дезадаптации, должны проходить раннюю комплексную абилитацию с целью предупреждения появления вторичных (необратимых) отклонений. Лечебно-педагогические мероприятия здесь проводятся также с целью увеличения шансов таких детей на полноценное включение в образовательную среду и общественную жизнь.
Основная задача абилитации (по мнению профессора Герасименко О.А.) – разработка методик и принципов оказания ранней медико-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, имеющим различные отклонения (физиологические, психологические) в развитии, а также малышам из групп риска.
В соответствии с законодательством, система «ранней помощи» призвана охватить всех детей с особыми образовательными потребностями на начальных этапах развития, поскольку без ее оказания невозможна полноценная общественная и образовательная интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в будущем.
Исследования показали, что поздно начатый абилитационный процесс, может оказаться малоэффективным и невыполнимым. Так, например, недопустимо начинать коррекционные мероприятия для детей, страдающих детским церебральным параличом или задержкой умственного развития позже 3-го месяца жизни.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1839-р от 31 августа 2016 г. «Об утверждении Концепции развития ранней помощи» в Российской Федерации вводятся особые я структурные подразделения в современных дошкольных образовательных учреждениях, центрах развития и абилитации, в чью задачу входит:
- обеспечение территориальной доступности абилитационных мероприятий и психолого-педагогических услуг семье, имеющей детей младенческого и раннего возраста;
- формирование межведомственного механизма раннего выявления риска нарушения в развитии детей младенческого и раннего возраста;
- реализация комплекса абилитационных программ по профилактике и снижению степени инвалидности ребенка;
- подготовка к последующему образованию;
- оказание помощи родителям и другим членам семьи «особенного» ребенка.
Абилитационные мероприятия
Абилитационные мероприятия (медикаментозные, психолого-педагогические, логопедические) объединены термином «ранняя помощь» и их применение целесообразно начинать с момента постановки ребенку диагноза, уже на первом году его жизни.
Доктор Дименштейн Р.П отмечает, что допустимо начинать проведение абилитационных мероприятий с момента перинатальной диагностики отклонений плода. В этом случае комплекс мероприятий должен включать помощь в сопровождении беременности и уходе матери за новорожденным ребенком с нарушением двигательных функций, моторики, сенсорного или психического развития.
Оказываемая в результате абилитационных мероприятий «ранняя помощь» основана на системе специально организованных мероприятий, где каждый этап рассматривается как самостоятельное направление в работе учреждений, относящихся к органам здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
В состав абилитационных мероприятий включены:
- деятельностью по обнаружению детей с отставанием или риском отставания в развитии, требующая проведение ранних диагностических мероприятий и направления ребенка (или беременной женщины) в соответствующую территориальную службу ранней помощи;
- мероприятия, имеющие своей целью определение уровня и проектирования индивидуальных программ раннего развития малыша;
- обучение и консультирование семьи;
- оказание первичной помощи в реализации развивающих программ в условиях, как семьи, так и специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития);
- целевая работа по развитию сенсомоторной сферы «особого» ребенка;
- психологическая и правовая поддержка семьи;
- ранние плановые или экстренные коррекционные медико-психологические мероприятия.
Методы
Применяемые при абилитации методы воздействия представляют собой как традиционные способы педагогического воздействия, так и нетрадиционные направления, заимствованные посредством междисциплинарного взаимодействия.
Методологические основы абилитации разработаны и утверждены специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и требуют от специалистов проводить и разрабатывать свои абилитационные мероприятия в соответствии с:
- Индивидуальным подходом, призванным ориентировать специалистов не на диагноз ребенка, а на совокупность природных ресурсов его организма.
- Комплексным подходом, проводимым в форме сеансов взаимодействия ребенка со взрослым и имеющим под собой цель мотивировать ребенка на ориентировочно-исследовательскую деятельность.
- Субъектным подходом, основанным на безусловном принятии «особенного» ребенка в обществе, его праве на удовлетворении своих потребностей в условиях безопасности и эмоционального комфорта.
- Экологическим подходом, заключающимся в постепенном погружении ребенка в полифункциональную предметную и социальную среду, значительно расширяющую его психофизические возможности.
Методы абилитационного подхода:
Вид метода | Его характеристика |
Общие методы | Включают в себя универсальные действия специалистов и родителей, используемые в процессе взаимодействия с маленькими детьми, страдающими различные нарушения физиологического или психологического развития. Комплекс включает в себя:
|
Методы базового обучения | Комплекс методик, основанный на развитии у ребенка:
|
Методы развития общения | Включают в себя вербальные (словесное обозначение предметов, комментирование) и невербальные (наблюдение, имитация, пересечение взгляда) техники. |
Методы развития подвижности | Направлены на развитие у ребенка навыков мелкой, тонкой и общей моторики, и проводятся по программам:
|
Методы развития межличностного взаимодействия | Методика взаимодействия, основанная на обучение ребенка способности к социальному взаимодействию, посредством создания игровых ситуаций, требующих использования мимики, жестов и голосового сопровождения. |
Подборка и использование методов проводятся на основе индивидуального подхода к ребенку и имеют своей целью оказание помощи в его последующем обучении и развитии для полноценной его социализации.
Абилитация в психологии представляет собой специализированную, разработанную в соответствии с предложенными специалистами Всемирной организации здравоохранения подходами программу по предупреждению развития патологических состояний или комплекс мер, направленных на приспособление детей раннего возраста с физиологическими или психологическими нарушениями к условиям жизни.
Составляемые педагогами, специалистами «Центра ранней помощи» при детских дошкольных учреждениях методики подбираются в зависимости от состояния здоровья ребенка, и имеют своей целью подготовку его к дальнейшему обучению, выбору профессии и реализации в профессиональной сфере, а также успешной общественной социализации.
Видео о абилитации
Что такое абилитация: