Абстракция — это термин, применяемый в психологии, который употреблялся еще Аристотелем, но был переведен с греческого языка и определен как непосредственный термин Боэцием. Боэций известен как римский философ, теолог и музыкальный деятель. Он также являлся одним из главных наставников в античной философии и логике.
Определение термина
Абстракцию в психологии классифицируют по нескольким теориям.
Наиболее простое деление этого термина:
Теория | Традиционная | Нетрадиционная |
Определение |
В основе традиционной теории лежит образ наивного мира. Главный недостаток такой теории заключается в невозможности обратного течения. Иными словами, при образовании все более обратных понятий отсутствует возможность повернуть течение в обратную сторону. Это связано с тем, что при образовании понятий отбрасываются лишние признаки, которые больше не могут участвовать в процессе. | Нетрадиционная теория абстракции базируется на математическом анализе. И. Г. Ламберт доказал, что с помощью математического анализа можно сохранять частные случаи, которые решают проблему традиционной абстракции. |
Также можно разделить определения абстракции по различным школам, в зависимости от ее основателя.
Абстракция имеет несколько определений. Вот, как ее понимали основатели различных школ психологии:
- Современное определение абстракции базируется на теории Аристотеля. Древнегреческий философ считал, что абстрагирование является методом одностороннего (намеренного) изучения реальности. Аристотель также связывал науку и абстракцию, так как наука познает общее, а общее познается путем абстракции.
- Непосредственный термин «абстракция» ввел Боэций. По его мнению, абстракционное мышление является одной из сторон и форм познания, которое заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений между предметами, а также выделении количества связей и общих качеств.
- Гегель является представителем вершины немецкой классической философии. Абстракция — это идеальный предмет (несуществующий), который создается в результате абстрактного мышления. Гегель считал, что выражение «Абстрактное мышление является признаком высокого интеллекта» — это заблуждение, поэтому его труды были направлены на опровержение данного высказывания.
Чаще всего предпочитают использовать наиболее общее понятие.
Классификация
Абстракция в психологии — это отвлечение (мысленное) от ряда особенностей различных предметов, а также взаимоотношений между ними. Также абстракция является результатом абстрагирования, понятием, которое образуется в результате отвлечения.
Абстракцию, как результат мыслительного процесса, направленного на определенную цель, можно классифицировать по признакам.
Наиболее популярная классификация зависит от цели абстрагирования:
- содержательная. Представляет собой выделение частного через общее;
- формальная. Выделяет то, что не существует само по себе (например, цвет).
Также существует 5 типов абстракции.
Наиболее часто используемые типы абстракции:
Тип | Цель | Пример |
Обобщающая |
Целью данного вида абстракции является получение общей картины. Чтобы достигнуть результата, необходимо оттолкнуться от индивидуальных признаков. | Самый яркий пример — математическое уравнение. При составлении равенств используются различные символы, но, если вычленить определенную систему, можно получить обобщенный результат (который также соответствует математическим правилам). |
Изолирующая |
Главная цель — получение определенного (индивидуального) признака исследуемого объекта, а затем сосредоточить внимание. | При рассмотрении фрукта можно заметить его цвет, а также представить его вкус. Данные качества и являются индивидуальными признаками, которые «изолируют» предмет от других. |
Идеализирующая |
В основе данного вида лежит идеализация. Идеализация представляет собой психологический процесс, результатом которого является преувеличение положительных качеств данного объекта. Целью идеализирующей абстракции является выработка идеализированной схемы объекта, при которой реальные атрибуты признаются несущественными. | Яркий пример идеализации — математические и физические явления, которые используются для описания закономерностей. В реальности не существует изолированных точек, прямых линий и времени. Их также нельзя измерить или потрогать. |
Менее популярными являются чувственная примитивная и конструктивизирующая абстракции.
Абстракцию в психологии по Жану Пиаже (психологу и философу из Франции) можно разделить по 3 типам:
- эмпирическая. Представляет собой процесс сосредоточения внимания на предметах и их свойствах;
- псевдоэмпирическая. Процесс сосредоточения на действии, направленном на предметы, а также свойства этих действий;
- рефлексивная. Предполагает обдумывание полученных результатов.
Весь процесс также становится новым предметом для размышления.
Характеристики и свойства
Абстракция в психологии — это результат абстрактного мышления.
Для такой формы мыслительной деятельности характерны следующие черты:
- обобщенность. Позволяет отказаться от различных свойств объекта, которые в решении конкретной задачи не имеют смысла;
- отвлеченность. Представляет собой отсутствие связи с единым конкретным образом. К примеру, за основу берется яблоко. Фрукт лежит на столе, но я его не клал на стол. Если в комнате живет мой сосед, то путем умозаключения можно понять, что яблоко на стол положил сосед. В данном случае фрукт используется лишь как сторонний предмет, который позволяет получить определенное знание;
- присутствие вербального компонента. Результаты необходимо облекать в словесной форме. Для получения наиболее точного и верного вывода также рекомендуется делать записи для дальнейшего анализа;
- оперирование с понятиями, суждениями. При применении методов используются различные структуры, обладающие рамками. Такое ограничение позволяет избежать ошибок и четко сформулировать поступающую информацию.
Данные черты характерны для абстрактно-логического мышления, которое развивается постепенно и при котором возможны нарушения.
Функции и роль
Абстрактное мышление — это тип мышления, при котором человек способен выходить за рамки обыденного, чтобы рассмотреть общую картину в более широких понятиях. Достигается это путем отвлечения от деталей, которые считаются ненужными.
Абстракция в психологии – это отвлечение, которое выполняет следующие функции:
- нахождение и выявление конкретных признаков, которые необходимы для дальнейшего анализа;
- оптимальная оценка явлений и предметов, а также сравнительная характеристика;
- для наиболее точного анализа (в различных ситуациях) требуется обобщение и систематизация явления;
- использование полезных знаний, а также отвлечение от лишних признаков для решения конкретных ситуаций;
- классификация знаний, а также составление определенных систем для более удобного решения задач;
- рассмотрение общих и частных признаков на предмет соответствия;
- получение объективного анализа происходящего;
- создание полной картины путем рассмотрения и соединения отдельных сведений, используемых в процессе абстрактного мышления;
- создание акцента на определенных событиях, которые участвуют в создании общей картины.
Абстрактное мышление очень актуально для каждого человека, так как данные функции происходят в организме автоматически. Несмотря на то, что данные функции в той или иной степени развиты в каждом человеке, их можно усовершенствовать для получения наибольшей практической формы.
Формы проявлений
Формы абстрактного мышления определяются путем соблюдения правил и использование методов и инструментов формальной логики.
Выделяют следующие формы абстракции и абстрактного мышления:
- понятие;
- суждение;
- умозаключение.
Классифицируют формы абстрактного мышления по методам и операциям, которые используются для решения конкретной задачи.
Понятие
Понятие является наиболее универсальной категорией абстрактного мышления. С помощью понятийного аппарата существует возможность вычислить объект или любое явление, которые являются частью окружающего мира.
Понятие применяется для проявления наиболее ярких признаков описываемой системы, так как создает акцент только на индивидуальных чертах. Понятийный аппарат разграничивает объекты: например, апельсин — это апельсин, а не банан, а компьютер — не цветок.
Существует также «классификация» понятий по объему, которую также можно представить в виде диаграммы Эйлера (представляет собой схему, которую можно изобразить путем подмножеств).
Подвид | Описание | Пример |
Одно включает другое |
При данном подвиде одна категория будет включать в себя другой. Изобразить можно такое понятие путем кругов, где наиболее крупный включает в себя более мелкий. Таких кругов может множество. | Наиболее яркий пример: фрукты, персики. Или же — цветы, розы. |
Частичное совпадение |
Такой подвид используется для решения ситуаций в определенном контексте. Такие понятия совпадают только частично. Понятия с частичным совпадением применяются в тех случаях, когда в процессе абстрактного мышления у некоторых предметов появляются специфические черты, между которыми наблюдаются связи. | Примером данного понятия являются студенты, которые играют в футбол и студенты, которые занимаются музыкой. В данной ситуации общей характеристикой являются «студенты». |
Полное несовпадение |
Данный подвид характерен для тех понятий, которые не имеют ничего общего. | Пример: машины и животные, растения и люди. |
Для данной формы характерно четкое определение, которое является основным требованием.
Суждение
Суждение в психологии является одной из форм мышления, в которой утверждается или отрицается что-то о предмете, его свойствах или взаимоотношении между предметами.
В процессе абстрактного мышления (по данной форме) необходимо определить истинность данного суждения, так как в противном случае его невозможно использовать для дальнейших логических операций. Примером такой формы является высказывание: «Все люди любят кататься на велосипеде».
Если доказать верность данной фразы, то ее можно применять для дальнейшего развития и анализа.
Суждение определяется объемом. Возможно использование относительно целого пласта объектов (применяются местоимения «все», «никто»), или же использование части объектов («некоторое», «те»). Для начала необходимо определить тип суждения, а затем выбрать способ использования.
Умозаключение
Умозаключение — это одна из форм умственной активности. Применяется для получения новых знаний из уже приобретенных. Существует несколько типов умозаключения.
Силлогизм является классическим типом умозаключений и представляет собой дедуктивное умозаключение. Для него характерно получения вывода из нескольких суждений.
Например:
- томат — это овощ;
- овощи полезны для организма;
- следовательно, томат полезен для организма.
По такому же принципу можно получить знание опосредованно.
Если опустить суть явления, делая его бессмысленным, то суть останется той же:
- все люди — цветы;
- цветы любят есть;
- следовательно, все люди любят есть.
Силлогизм объединяет два суждения, давая возможность получить новое знание.
Психологические теории и школы
Абстракция и абстракционное мышление (теория) имеет довольно долгую историю. Впервые формулировка данной концепции относится к Аристотелю, а верное толкование приобрела в системе Платона. Впервые упоминание об «абстракции» и «абстрактном мышлении» восходят к Аристотелю.
Философская школа, основанная им в 334 году в Афинах, происходит от слова «перипатетик» (крытая галерея). Вышеупомянутая школа называлась перипатетическая. По определению Аристотеля, абстрагирование считается методом намеренного одностороннего изучения реального мира.
Такая концепция не получила развития в эллино-римской и средневековой философии, несмотря на то что в современном мире не считается ошибочной.
Сторонники сенсуализма (К. А. Гельвеций, Джон Локк, Томас Гоббс) считали, что абстракционизм позволяет закрыть реальные процессы, проходящие вокруг, от глаз исследователя. Философы считали, что абстрагирование приводит к одушевлению мнимых сущностей в качестве непосредственных объектов мышления человека.
Немногим отличалось мнение представителей рационализма XVII-XVIII вв. Рационалисты считали, что разум является основой познания и поведения людей. К сторонникам данного философского направления можно отнести Р. Декарта, Б. Спиноза, Г. Лейбница.
Гегелевская философия XIX века исключала абстракцию из философских методов. Г. Гегель написал статью «Кто мыслит абстрактно?», где выразил мысль о том, что использовать данный метод может быть как признаком большого ума, так и глупости.
Во второй половине XIX века абстрактное мышление снова возвращают в «строй» философских методов, возобновляя ее аристотелевский смысл. В XX веке философская наука доказала объективную значимость абстракции. Основанием для этого послужили релятивистские тенденции в физике, а также трансфинитные принцы в математике.
Абстракция — это мысль, которая появилась в результате абстрагирования. Абстрактное мышление позволяет выйти за рамки стандартного восприятия мира, результатом которого являются абстрактные понятия, описывающие свойства и мысли предмета, что широко применяет в психологии и других науках.
Видео об абстракции в психологии
Ясность: абстракции и примеры: