Современная наука характеризуется множеством методов классификации объектов, будь то медицина, антропология, физика или психология. Одним из таких является дихотомия — глобальный подход в изучении определенного понятия путем разделения его на 2 отличающиеся части.
Определение дихотомии в психологии
Дихотомия в психологии – это такое явление, которое характеризуется раздвоением целостного феномена на 2 равные части, связанные больше внутренним характером, нежели между собой.
Дихотомические проявления характерны не только в психологической практике, они также используются в философии, логике, математике и лингвистике. Классическая дихотомия применяется в качестве вспомогательного фактора, которым устанавливается классификация определенных феноменов.
Синонимами явления выступают:
- сопоставление;
- раздвоение;
- развилка.
Дихотомическое мышление в психологии, которое также называют черно-белым складом ума — это одно из опасных когнитивных искажений, которое приводит к развитию хронического стресса.
Человек, подверженный дихотомии, не умеет воспринимать ситуацию в качестве усредненного варианта, принимая только крайности. Такой индивид мыслит в контексте «очень плохо» или «очень хорошо».
«Черно-белое» мировоззрение приводит к развитию различных заболеваний, которые тесно связаны с нервной системой:
- Клиническая депрессия.
- Нарушения сна.
- Диабет II типа.
- Острые патологические процессы сердечнососудистой системы.
- Инфекционные заболевания.
- Эпилепсия.
- Рассеянный склероз.
В некоторых случаях дихотомия способна «запускать» пусковой механизм в развитии психических заболеваний, которые переносятся через плохую наследственность: шизофрения, биполярное аффективное расстройство, болезнь Альцгеймера и Паркинсона.
Дихотомия в психологии – это явление, которое также используется в качестве защитного механизма, при помощи чего индивид оправдывает или обосновывает собственные действия.
Однако в том случае, когда дихотомия является строгой, нежелание осознавать наличие противоречий приводит к плачевным последствиям для психического здоровья.
Пошаговые действия для преодоления дихотомии
Дихотомия в психологии – это такой феномен, который не имеет практически никаких позитивных сторон, что обусловливается полным искажением реальности и отрешении от социального общества.
Последовательность действий в психиатрической практике по преодолению дихотомического мышления включает следующие шаги:
- Начальная оценка степени выраженности искаженного мышления. Перед непосредственной коррекцией состояния, необходимо изучить, как сильно индивид подвержен дихотомии. Это дает возможность составить объективную оценочную модель, благодаря чему выявляются не только скрытые проблемы, но и правила, следуя которым, человек определяет феномен в качестве крайнего варианта.
- Доказательная база в справедливости использования того или иного подхода. Выявление и развитие объективных причин указывают на применение дихотомического мышления в рамках сознания. Это дает возможность найти слабые места с искаженными установками, которые затем корригируются.
- Дискредитирование дихотомии. Поскольку дихотомическое мышление характеризуется многими когнитивными ошибками, необходимо точное указание на их наличие, исходя из определенного контекста или ситуации. Это позволяет оценить последствия влияния на сознание, что мотивирует искать новые стратегии для более объективного понимания мира.
- Развитие новых категорий мышления. Ассоциативно-символьные обозначения, рассматривающиеся в плоскости мышления индивида, способствуют устранению дихотомии. Так, оценочная категория «удобно-неудобно» дает возможность более точно выявить истину. Также нередко применяется стратегия «величина выгоды», которая отличается сравнением при помощи процентного соотношения двух разных ситуаций.
- Закрепление новых умений. После того, как обновленные навыки были найдены, и человек полностью осознает саму возможность их использования в жизни, следует когнитивно-поведенческая терапия, направленная на изменение привычек и паттернов мышления.
Дихотомическое мышление нашло свое полезное применение при написании книг, где сравниваются два аспекта — хорошее и плохое, а также в качестве математической и философской модели мышления.
Помимо основных правил, описанных в психиатрической практике, при дихотомии, особенно полезно избегать спонтанных решений, уметь разделять действия и личность, никак не соединяя их.
Как распознать склонность к крайностям в повседневной жизни?
В современном мире, дихотомическое мышление проявляется в контексте таких тем, как политика, теории заговора, искаженное восприятие собственного тела и нарциссизм. Поскольку существует историческая необходимость в выживании, дихотомия обусловлена эволюционной моделью социального общества.
События, подверженные дихотомическому искажению, рассматриваются в контексте крайнего оценивания.
Человек мыслит принципом «либо белое, либо черное», где не существует никаких полутонов. Такой индивид склонен говорить о том, что он ничего не умеет, что потраченное время было бессмысленным. Вследствие этого возникают различные депрессивные состояния.
Подверженные такому типу мышления, часто оценивают продукты питания как слишком полезные, так и очень вредные, хотя большинство из них таковыми не могут быть. Второстепенное проявление — частое чередование переедания компульсивного характера и строгих диетических норм, включая крайность в голодании.
Индекс массы тела таких индивидов меняется со стороны в сторону, что подкрепляется подпорченным состоянием здоровья.
Частое дихотомическое разделение людей на «гуманитариев» и «технарей» вредит не только самой успеваемости, но также ухудшает состояние психического здоровья. Такие индивиды не обладают критическим мышлением в жизни, что проявляется в неуспеваемости или маниакальном желании быть лучше всех.
Что такое дихотомия добра и зла?
Многие из авторов, в частности писатели или философы давно рассуждают о дуальной характеристике вселенной. Такие сочетания, как любовь и ненависть, добро и зло, свет и темень являются не только противоположными явлениями, но также не могут существовать друг без друга.
Именно «добро и зло» — наиболее известная дихотомическая пара, которая затрагивает следующие вопросы:
- Чем является добро и зло?
- Насколько относительно зло от добра?
- Могут ли два термина содействовать друг другу?
Применяя дихотомическое распределение, тем самым представляя добро в качестве понятия «не зло» и наоборот, известные философы как один заявляли о том, что одно без другого попросту не может существовать.
Дихотомия в психологии – это также явление, способное оправдать моральный релятивизм в отношении добра и зла, — позицию, при которой совершение злого поступка неизбежно, хоть оно и может служить во благо социальной группе. Такой дихотомический принцип часто используется в истории.
Отличный пример — развязывание жестоких сражений и совершение кровавых революций.
Философская практика в Азии отошла от дихотомического осмысления добра и зла при помощи двух философов — Лао Цзи и Будды. В практическом смысле, буддизм наделяет вселенную двумя равноправными свойствами, — хорошим и плохим, что определяется нейтральной позицией ко всему происходящему.
По мнению буддистов, такое восприятие ведет к просветлению и освобождению души от колеса перерождений, Сансары. Китайский философ Лао Цзи пошел еще дальше, пытаясь найти наиболее рационалистический подход к дихотомии.
Он полагал, что стремление к сотворению благих целей в конечном итоге обязательно приводит к размножению общего зла, поскольку одно без другого существовать не может.
Исходя из китайской практики, которая соединяет в себе душу и сознание, многие мыслители призывают не кидаться в крайности, совершая любые действия только с точки зрения рационализма и разумности.
Наиболее яркий пример дихотомического отношения — образ Инь-Ян, который определяет 2 элемента как связанные, проникающие одно в другое.
Дихотомия жизни и смерти
Дихотомия жизни и смерти описывается в качестве экзистенциального опыта, который находит свое применение во всех областях психологии. Это объясняет фактическое представление смерти как неизбежного процесса всего живого. Осознание смертности индивида способствует более глубокому и осознанному пониманию жизни.
Дихотомическая особенность смерти объясняется ее антагонистом — цветущей и энергичной жизни, которая полностью чужда и противоположна небытию.
Любые знания о смерти человека никогда не отменят того, что она является составной частью жизненных процессов, где человеку ничего не остается делать, как принять неизбежное.
Многие философы указывают на то, что переживать о смерти — это бессмысленное занятие, поскольку оно в любом случае будет неизбежным. Бенедикт Спиноза, один из известнейших философов-рационалистов, указывает на то, что мудрый человек не думает о смерти, а о том, что он имеет сейчас.
При помощи различных идеологических практик, человеческая природа пыталась отрицать дихотомическую составляющую экзистенциальных переживаний, Так, исходя из христианской концепции бессмертной души, религия буквально отвергает саму смерть, устраняя лишнюю, «неудобную» трагичность.
Человеческая смертность также характеризуется иным типом дихотомии. Хоть и каждое индивидуальное существо — это носитель любых социальных возможностей, излишне короткая жизнь не дает прожить их все даже при наличии наиболее благоприятных обстоятельств.
Основная мысль объясняется следующей фразой: «Если жизнь индивида была бы аналогичной жизни человечества, он стал бы участником всего исторического развития».
Различительные черты в исторической и экзистенциальной дихотомии обладают большим значением, поскольку их смешивание приводит к основополагающим последствиям в рамках развития всего общества.
Сохраняя исторические противоречия, многие пытались уверить человечество в том, что «чему уж быть, того не миновать». Смысл фразы состоит в том, что все должны смириться с трагической судьбой. Однако такого мнения не было достаточно для того, чтобы усмирить человеческую природу, которая выявляется в желании жить.
Дихотомия и трихотомия
Человеческая природа является сложнейшей системой, в которой заключаются множественные естества. Вопрос о дихотомии и трихотомии возник вследствие развития христианского богословия, в котором существуют два отдельных лагеря.
Если дихотомисты говорят лишь о двух частях человеческой природы: души и тела, то трихотомисты добавляют к ним еще одну составляющую — дух. Последние полагают, что дух от души отличаются столь сильно, как и сознание от тела.
С целью описания трихотомии, используются понятия о сферических явлениях и их прямой взаимосвязи между собой. Так, в религиозной практике выделяют 2 основных положения. В первом случае, Дух способен общаться с Богом, тем самым черпая у него нужное побуждение для построения жизни по замыслам Священного Писания.
Второй отличает душу в качестве феномена, содержащего эмоции, волю и интеллект. Тело же способно связать человека с внешним миром при помощи всех органов чувств.
Аристотель в своем труде «Этика», разделяет душу на две разные части. Если одна отвечает за разум, то вторая — за инстинктивные и животные помыслы. В церквях часто видели такую характеристику в качестве трихотомии, поскольку полагали, что философ указывал на различие между духом и душой.
Исходя из трудов великих мыслителей, выводились новые антропологические теории, которые описывали явление духа в качестве двух разных частей. На это указывают не только религиозные писания, но и некоторые другие книги по психологии. Юнг также различал два понятия в качестве основных частей подсознательного.
Учитывая авторитетность многих философских, религиозных и психологических трудов, можно точно говорить о том, что мнение о трихотомии хорошо аргументируется.
Физиологическая концепция также объясняет разделение между феноменами в качестве человеческих свойств, которые передаются эволюционно. В этом случае противопоставление не учитывает духовность, однако говорит о наследственной модели поведения.
Дихотомическое деление
Дихотомическое деление характеризуется разделением объема частного понятия на 2 противоречащих друг другу феномена. Является одним из методов классификации множеств, понятий или целых классов на отдельные производные и элементы. Определяется по форме «X или не-X»
Логическим основанием деления дихотомического типа служит объективное отсутствие или наличие признака, который образует целый элемент. Так, понятие «человек» разделяется на 2 класса «мужчина» и «не-мужчина», которые являются взаимоисключающими.
Потому как оба понятия противоречат друг другу, их основной феноменологический объем не пересекается. В то же время понятие «человек» можно поделить на 2 термина «мужчина» и «женщина», которые соотносятся исходя из признака пола.
Однако между данными элементами нет логического противопоставления, потому таковые не могут называться дихотомическим делением.
Примеры дихотомического деления при обозначении делимого буквой А, а выделенные элементы B и не-B:
- граждане: совершеннолетние и несовершеннолетние;
- организмы: одноклеточные и не одноклеточные (многклеточные);
- продукты: съедобные и несъедобные;
- радиоактивность: природная и неприродная (искусственная);
- учебные учреждения: частные и нечастные (государственные);
- социальные общества: классовые и неклассовые.
Дихотомическое деление является всегда правильным, поскольку оно в любом случае исключает возможные ошибочные деления. Противопоставления всегда образуют одно целое, хоть они не связаны друг с другом.
Сравнивая классическое деление, исходя из видоизменения целого, дихотомическая область обладает рядом преимуществ и недостатков:
Достоинства | Недостатки |
Исключение всех типов делимого, потому сначала выделяется вид, а затем образуется понятие, которое ему противоречит. В этом случае не нужно образовывать все формы. | Отрицательная величина может выявляться в качестве неопределенности. К примеру, при процессе деления уголовных преступлений на не-должностные и должностные. |
Члены дихотомии — это 2 равноценные понятия, которые в полной мере исчерпывают объем целого. Из-за этого деление всегда является соразмерным. | В случае дальнейшего деления часто теряется последовательность и четкость, на что указывает наличие противоречащих понятий. Так, разделение уголовных преступлений по недолжностному признаку на нехозяйственные и хозяйственные, не учитывает попадание в первую группу должностных факторов. |
Деление проводится исключительно от целого основания — отсутствия или наличия у объекта признаков. | Относительность классификации из-за невозможности описания всех явлений в качестве определенных групп. |
Дихотомия и дуализм
Несмотря на то, что дуализм, как и дихотомия, — это методологический процесс деления целостного на 2 разные части, в случае него, элементы взаимосвязаны и не влияют на свойства между собой.
Также дуализм делится исходя из методов использования, в частности выделяются следующие типологии:
- Онтологический. Предполагает выявление различий в природных явлениях, которые влияют на сознание и материю.
- Гносеологический. Философская концепция, объясняющая сознательный жизненный опыт в качестве чего-то раздельного с реальным миром.
- Антропологический. Учитывает противоположность тела и души, но не сводится к сознанию.
- Метафизический. Объясняет использование гетерогенных начал при объяснении реальности происходящего.
- Этнический. Соотносится с разделением социальных групп людей по расовому признаку.
Дихотомическая соционика схожа с дуализмом, потому как описываемые психотипы являются равнозначными и равноценными. Классическая теория дихотомии похожа на этический дуализм — систематизированный комплекс мнений, которые четко делят все явления на добрые и злые.
Верное понимание, как дихотомии, так и ее деления в любых сферах, дает возможность оценивать любую ситуацию более осознанно и рационально. При этом излишне развитое дихотомическое мышление способно вызвать различные проблемы, которые до сих пор активно изучаются в практике психологии.
Видео о дихотомии в психологии
Дихотомии. Это должен знать каждый соционик: