Термин «адаптация» в контексте психологической науки означает способность личности приспосабливаться к изменяющимся условиям социальной среды. Его основоположником считается немецкий физиолог Герман Ауберт. Это понятие в психологию ввел канадский эндокринолог Ганс Селье.
Определение
Психологическая адаптация – не менее сложный, многоэтапный и мультифакторный процесс, чем биологическая. Последняя предусматривает способность живых организмов приспосабливаться к изменению климатических, пищевых и других условий обитания. Она напрямую связана с эволюционным отбором.
В психологическом контексте это подразумевает гармоничную интеграцию личности в социальные процессы, развитие необходимых коммуникативных навыков и эмоциональной устойчивости. Концепция имеет длинную историю формирования, развития и изучения. Существует множество ее трактовок и формулировок.
Адаптация – это в психологии механизм социальной приспосабливаемости, суть которого пытались понять еще древнегреческие философы. Тематические работы есть у Гиппократа, Анаксагора и Демокрита. Врач, мыслитель и философ древней Эллады полагал, что социальные обстоятельства в некоторой степени определяют внешний вид людей.
Позже это утверждение высказывал Ламарк – французский естествоиспытатель и мыслитель, который активно занимался изучением адаптационного механизма. Теоретическое обоснование идее о взаимосвязи внешнего вида и среды обитания дал Чарльз Дарвин.
Изначально в науке господствовала концепция влияния только физиологических и биологических факторов на приспосабливаемость живых организмов, в том числе человека. Ее кардинально изменил Ганс Селье. Вопросами адаптации усиленно занимались Сеченов с Павловым.
Они рассматривали сугубо физиологические аспекты процесса. Советский социолог Г. И. Царегородцев излагает психологические закономерности и принципы в своей работе «Философские проблемы теории адаптации». Его определение – степень вовлеченности человека в общественные и трудовые процессы.
По мнению выдающегося американского ученого А. Маслоу, психологическая адаптация представляет собой оптимальное взаимодействие человеческой личности с окружающей средой. Особую актуальность данная проблематика приобрела в XXI веке с началом стремительного технологического развития.
В условиях постоянно меняющегося мира, когда человечество находится, по мнению многих футурологов, на пороге технологической сингулярности, адаптация личности стала еще более сложным и многофакторным процессом.
Возникают новые концепции, появляются свежие формулировки и взгляды. В работе И. А. Милославской «Роль социальной адаптации в условиях современного НТР» дается объективно-субъективная характеристика приспосабливаемости личности реалиям высокотехнологичной среды обитания.
По мнению автора, человеку необходимо постоянно усваивать новые коммуникативные навыки и подчиняться иным стандартам жизнедеятельности для наилучшей социально-психологической адаптации.
Фрейд и Адлер в своих трудах позиционируют приспосабливаемость личности как выработку защитных механизмов от внешних раздражителей. Каждая психологическая школа, учение и концепция дают собственное определение адаптации. Часто эти трактовки размыты, плохо сочетаемы или даже вступают в явное противоречие.
Все авторы сходятся в одном – скорость и уровень приспосабливаемости к изменению окружающих социальных условий зависят от личностных характеристик.
На психологическую адаптацию влияют:
- степень внушаемости;
- обучаемость;
- эмоционально-волевое самообладание;
- тип темперамента;
- степень активности.
Этими критериями список не ограничивается. Некоторые авторы добавляют сюда жизненные приоритеты и ориентиры, социальные установки и индивидуальные цели.
Виды
Первым отечественным ученым, который раскрыл механизм психологической адаптации, считается М. Ярошевский. Его работы опирались на результаты изысканий зарубежных коллег. Он занимался выявлением различий в поведенческих закономерностях индивидов, помещенных в одну социальную среду.
Адаптация – это в психологии по Ярошевскому передача отдельной личности ценностных ориентиров общественной группы, что позволяет человеку становиться ее неотъемлемой и органичной частью. Эту концепцию в дальнейшем развивал Л. Выготский, который установил равноценность взаимного влияния социальной среды и индивида.
Согласно его теории, существуют следующие виды психологической адаптации:
Поведенческая | Подразумевает принятие индивидом правил и норм поведения, принятых в социальной группе. |
Общественная | Характеризуется приспособлением к новому коллективу и способностью решать задачи совместно с другими членами группы. Она предполагает развитие коммуникативных навыков. |
Профессиональная | Ее сущность заключается в постоянном совершенствовании трудовых способностей и стремлении к карьерному росту. |
Этническая | Предполагает установление грани допустимого влияния большинства на национальное меньшинство. Такая проблема актуальна не только для отдельной личности, но и для целых государств. |
Личность адаптируется к предлагаемым социальным условиям существования на физиологическом, социально-бытовом и психоэмоциональном уровнях. Первый предусматривает привыкание к естественным изменениям окружающей среды – климатическим, техногенным и другим.
Социальная адаптация предполагает интеграцию в общественный строй, привыкание к культурным тонкостям. Такой вид приспосабливаемости может иметь пассивный характер, когда личность принимает сложившиеся нормы поведения и не старается найти компромисс между индивидуальными предпочтениями и массовыми традициями.
Гораздо больше возможностей открывается при активной социально-психологической адаптации. В этом случае индивид старается разработать собственную линию поведения или даже выбрать оптимальную группу для приспособления к новым условиям.
Яркий пример такого подхода – смена местожительства на более приемлемое с точки зрения профессиональной или творческой реализации. Активная социальная адаптация предполагает интенсивную межличностную коммуникацию и быстрое переключение между сферами приложения трудовых усилий.
Психологическая приспосабливаемость тесно связана физиологической, поскольку активирует особые компенсаторные системы организма, обеспечивающие надлежащую стрессоустойчивость и адекватные реакции на внешние раздражители.
Запускается механизм нейрогуморальной регуляции, который активизирует секрецию гормона надпочечников – адреналина. Он позволяет справляться со стрессовыми ситуациями, неизбежными в адаптационный период. Выделяются эндорфины – нейромедиаторы, которые снижают психоэмоциональное напряжение.
Адаптация к социальной среде часто ассоциирована с необходимостью изменения мышления. В психологии это означает выработку нужных динамических стереотипов и поведенческих реакций. А на физиологическом уровне проявляется созданием устойчивых нейронных связей и формированием необходимых условных рефлексов.
Характеристики и свойства
По мнению американского психолога Ричарда Лазаруса, на социально-психологическую адаптацию влияет информация, получаемая индивидом при взаимодействии с общественной средой и противоречащая изначальным жизненным установкам.
В итоге наблюдается несогласованность внутреннего посыла с реальными условиями существования. Это вызывает состояние психологического дискомфорта, которое побуждает к действию.
Гипотеза была подтверждена экспериментальным путем при изучении Ричардом Лазарусом и группой исследователей когнитивной оценки угрозы на формирование стрессовых реакций.
Условная интенсивность эмоциональных переживаний свидетельствует о степени адаптации индивида к социально-психологическим условиям. Фрейд, Адлер и Гартман проблематику рассматривали в контексте выработки защитных механизмов.
Общественные структуры, разделение труда, социальное неравенство и другие факторы, по мнению мастеров психоанализа, оказывают сильное влияние на успешность адаптации личности. Их свойствами и характеристиками определяются возможности развития индивида.
Структура общества, воспитание и обучение формируют поведенческие реакции и обеспечивают успешность адаптации. Важное условие гармоничной интеграции – социальная уступчивость. Она определяет нормы поведения индивида.
Скорость и глубина адаптации зависит не только от особенностей психики, эмоциональной устойчивости и внутренних резервов. Большое влияние на процесс приспосабливаемости оказывают внешние воздействия.
На материальном уровне выделяются вещественные факторы, а в социальной среде – общественное развитие, этнические моменты, условия жизни. Каждый индивид входит в адаптационный процесс в разном моральном и физиологическом состоянии.
Одни человек легче и быстрее приспосабливается, другой – сложнее и медленнее. По мнению многих исследователей, на адаптивность оказывают сильное влияние средовые факторы и субъективное воздействие.
К первым причисляют:
- Характер трудовой деятельности. Профессиональная деформация психики замедляет процесс адаптации и вносит в него коррективы.
- Условия жизни. Они имеют принципиальное значение, поскольку окружение во многом формирует внутренний мир и взгляды личности.
- Социальная прослойка. Это комплексная характеристика адаптационного процесса, оказывающая влияние на поведенческие реакции и мировоззренческую позицию.
К субъективным свойствам адаптационного процесса принято относить гендерную принадлежность, возраст, психоэмоциональные и физиологические особенности личности.
У исследователей нет единого мнения о том, какая группа факторов оказывает большее влияние на способность индивида приспосабливаться к изменившимся условиям.
По одной из теорий на адаптацию воздействует комплекс следующих критериев:
- когнитивного;
- эмоционального;
- мотивационного;
- практического.
В процессе жизнедеятельности в предложенных условиях формируется новая поведенческая модель, что ускоряет приспособление.
Функции и роль
Адаптация – это в психологии особая форма личностной трансформации, предусматривающая сокращение затрат внутренней энергии на противостояние стрессовым ситуациям и раздражающим факторам.
Важной функцией такого процесса считается способность индивида нивелировать травмирующие обстоятельства до более комфортных. Например, впервые побывавший на охоте человек зачастую испытывает шок. По мере привыкания к новым условиям восприятие становится более спокойным.
Вырабатывается механизм стрессоустойчивости, что способствует формированию психологических компенсаторных внутренних резервов. Роль адаптации в жизни человека очевидна.
Она позволяет:
- легче достигать поставленных целей;
- спокойнее реагировать на стрессовые ситуации;
- быть устойчивее к моральному прессингу;
- повысить самооценку;
- снизить уровень конфликтности;
- улучшить собственные коммуникативные навыки;
- успешнее продвигаться по карьерной лестнице.
В процессе разрешения адаптационных трудностей, конфликтов и противоречий развиваются интеллектуальные способности, вырабатываются необходимые психоэмоциональные реакции.
Формы проявлений
Основной, самой продолжительной и сложной адаптацией считается приспосабливаемость к новому социальному окружению и изменившимся общественным условиям. Это активная форма развития личность, в рамках которой ощущается взаимное влияние человека и среды обитания.
Важное проявление такой адаптации – характер взаимодействия, который включает коммуникативные нюансы, индивида с окружающими людьми. Успешное приспособление к изменившимся условиям означает способность личности вести жизнедеятельность в новой социальной среде.
Адаптационный механизм на психологическом уровне может приобретать различные формы и проявления. Это определяется персональными эмоциональными и физиологическими характеристиками человека. Адаптация проявляется изменением взглядов и поведенческих реакций на ситуативные раздражители.
Психологические теории и школы
Выделяются 2 формы приспосабливаемости личности в аспекте редукции психического напряжения – активное взаимодействие с социальной средой и пассивное. Первое называется анапластическим типом адаптации и наилучшим образом способствует совершенствованию индивида.
Пассивное или конформное взаимодействие предполагает принятие ценностных ориентиров социальной группы и именуется аутопластическим подходом.
Интеракционистская психологическая школа выделяет следующие типы адаптации в аспекте социально-экономического взаимодействия:
- внеличностный;
- ситуативный;
- индивидуальный;
- общий.
Такая классификация характеризуется высоким уровнем обобщения при отсутствии содержательных критериев, отражающих эффективность адаптационного процесса. Интеракционистская школа – направление американской психологии, культурологии и социологии, изучающее символическое взаимодействие личности с обществом.
Ее адаптационная теория дополняется исследованиями российского психолога и общественного деятеля А. Д. Реана, проведенными в 2004 году. Истинное приспособление, по его мнению, заключается в взаимном изменении себя и окружающей среды.
Школа аналитической психологии, базирующаяся на исследованиях Фрейда и Юнга, трактует адаптацию личности в рамках общественного сознания. Это своеобразная теория коллективного разума, которая гласит, что поведенческие реакции индивида формируются под воздействием социального окружения.
Британская антропологическая школа прикладной психологии проводит параллель развития психических процессов современного человека с примитивными верованиями, представлениями о нравственности и обычаями различных социально обособленных групп.
Австрийская психологическая школа выдвигает адаптационную теорию целостности сознания отдельной личности, которая определяет успешность ее приспособления к новым условиям существования.
Методы управления
Адаптация – это в психологии процесс приведения эмоциональных реакций и умственной деятельности человека в соответствие к социальным стандартам и требованиям среды обитания. Она поддается управлению специальными способами, разработанными ведущими специалистами отрасли.
Метод проб и ошибок
Американский психолог и педагог Эдвард Ли Торндайк в 1898 году предложил управлять адаптацией личности в социальной среде или трудовом коллективе эмпирическим способом, используя врожденные способности человека к перебору вариантов действий.
Метод заключается в решении жизненных задач с применением накопленного опыта и попутным приобретением нового в процессе преодоления трудностей. Согласно этой теории, на достижение каждой следующей цели тратится времени, усилий и ресурсов меньше, чем на предыдущую.
Методика нашла широкое применение в развитии адаптационного механизма школьников, студентов и других социальных групп. Преимущество способа заключается в том, что ему не требуется учиться. Способность к поиску вариантов решения проблемы заложена в каждом человеке изначально.
Формирование поведенческих реакций
Этот метод предусматривает развитие мотивационной составляющей и систему поощрений, которая стимулирует дальнейшее совершенствование личного адаптационного механизма. Такой способ управления приспосабливаемостью индивида разработан представителем бихевиористской психологической школы Дж. Уотсоном.
Он рассматривал систему «стимул-реакция» в качестве механизма формирования новых форм поведения в определенной социальной среде. Уотсон категорически заявлял о решающей роли воздействия окружения на выработку психологического типа и модели поведения.
Наблюдательный способ
Теория, выдвинутая французским психологом и нейропсихиатром Анри Валлоном, предусматривает управление адаптацией путем создания удобных для наблюдения и анализа условий.
По мнению автора, помещение индивида в новую социальную среду вынуждает его подсознательно присматриваться к поведению окружающих и невольно подражать ему. Так происходит интеграция личности в общественную группу.
Подобный тип адаптации называют латентно-пассивным. Это в психологии – частое явление, свойственное людям флегматичного темперамента. Большая часть получаемой от внешнего мира информации, по мнению автора теории, воспринимается на подсознательном уровне, что играет ключевую роль в выработке общепринятых норм поведения.
Видео об адаптации
Адаптация человека к условиям среды: