Инсайт – популярный психологический термин, подразумевающий под собой внезапное озарение, ставшее причиной великих научных открытий, позволяющее взглянуть на проблему с совершенно новой, объективной, внутренней стороны и решить ранее невыполнимые задачи.
Впервые озвученный в работах В. Келлера и Г. Уоллеса интеллектуальный прорыв – это результат длительного мыслительного процесса, связывающий сознательное мышление с бессознательной частью психики, способной вывести мыслительный процесс на новый, ранее недоступный уровень.
Определение
Инсайт в психологии – это прорыв сознания и возможность проникнуть в самую суть и природу вещей. Повсеместно использующийся в психологии и зоологии термин впервые был озвучен Г. Уоллесом, определившим его как «озарение», а затем и В. Келером, изучавший природу шимпанзе и реагирование обезьян на различные, нестандартные реакции.
Посадив животное в клетку, Келлер поместил на определенном расстоянии от него банан и палку. Как ни пыталось животное, оно не могло дотянуться до банана, но как только в поле зрение обезьяны попала палка, то все части картины мгновенно слились, позволив животному заполучить желанный банан.
Сделанное открытие настолько укрепилось в подсознании шимпанзе, что в следующем похожем случае действие было повторено.
В процессе его открытия под вопросом оказалась бихевиористическая, поведенческая концепция жизни людей и стало основой экспериментно-психологической теории (гельштат психологии) людей, описывающий «инсайт» как процесс мыслительной деятельности человека, являющейся результатом полного познания явления и нахождения выхода из сложившейся ситуации.
Согласно гельштат психологии под инсайтом, переводимом с английского как проницательность или внезапная догадка открывающая смысл, понимается осознание сути проблемной ситуации и нахождение, нестандартного, неприменяемого ранее решения.
Наиболее яркими примерами инсайта стали законы, открытие Ньютоном, сидевшим под яблоней или Архимедом, залезшим в бочку с водой.
З. Фрейд характеризовал инсайт, как получение необходимого озарения, посредством которого бессознательное можно превратить в сознательное, а сознание должно стать объединяющей частью всей структуры личности и ее способности к поиску необходимых решений.
Наиболее яркое и нестандартное определение понятия дано в концепции К. Юнга, где инсайт ассоциируется с интуицией, определяющей отношение человека к самому себе, своим действиям, решениям и окружающему миру.
Свое понятие инсайта Юнг опробовал на себе, попытавшись связать свою патологическую супружескую неверность с принятыми в обществе протестантскими нравственными устоями, и пришедший к мысли о собственной полигамной сущности.
В психоанализе под инсайтом понимается возможность индивида изменять свое поведение, осознавать взаимодействие разных частей собственного сознания и понимать смысл человеческого поведения.
Традиционно в психоанализе различаются 2 типа «прорыва сознания»:
- умственное, понимаемое над способностью личности правильно оценивать поведение личности;
- эмоциональное, проявляющееся в возможности индивида ощущать свою бессознательную строну.
На ранних этапах развития психоанализа под термином «инсайт» понималось только эмоциональное реагирование терапевта на полученную от больного информацию. С развитием фрейдовской «теории влечения» к терминологии инсайта также подключилось понимание пациентом свих проблем.
К этому понятию психологии присоединяют еще и эмоциональные переживания, поскольку если основываться на только интеллектуальном понимании, то психологу, по мнению Дж. Сэндлера, для лечения болезни достаточно было бы предложить больному просто почитать учебник по психиатрии.
По мнению Дж.Барнета знание становится инсайтом только тогда сопровождает значительными изменениями в психиатрической деятельности пациента и способах организации предыдущего опыта.
В трудах К. Дункера и М. Вертгеймера «Инсайт» представлен в форме человеческого мышления, при котором результат достигается путем умозрительного заключения, а не подробного анализа.
Я.И. Пономарев понимал инсайт — как результат интуитивных мыслительных поисков возможного решения.
Помимо этого, современные психологи, также пришли к мнению, что инсайт может быть вызван озарением, связанным с прошлыми воспоминаниями.
В психиатрии термин инсайт был использован как понятие пациента о существующей у него патологии. Озарение в этом случае понимается как диагноз, позволяющий сохранить личность, тогда как отказ видеть проблему рассматривается в форме невроза.
Одновременно с изучением озарения было начато исследования и способности человека к инсайту. Так, Х. Кеннеди считал, что способность к инсайту развивается на всем протяжении жизни человека, начиная от случайно познаваемых ребенком состояний удовольствия и боли, до сознательного и субъективного наблюдения взрослого.
А. Фрейд писала об инсайте как о способности, закладываемой с самого детства, и подразумевала под ней один из факторов нормального развития человека.
По мнению П. Грейя каждая ступень, которую человек проходит при постижении инсайта становится важным аспектом познания личности для управления своего внутреннего Эго.
В современной психологии понятие инсайта тесно связано с гельштат психологией, представляющей собой сумму различных частей (мыслей, чувств, образов), собираемых человеком для реализации определенной внутренней потребности.
Инсайт для гельштат психологии – это самый важный, последний ингредиент, позволяющий посмотреть в самую суть проблемы и закончить требуемый образ.
Важность инсайта в том, что личность, не нашедшая ответа на мучающий ее вопрос, будет постоянно, подсознательно искать решение возникшей проблемы и в какой-то момент ее озарит нужный ответ, возникающий из слуховых, зрительных и мыслительных образов прошлого, сохранившихся в человеческой памяти.
По мнению Г. Уоллеса. — человеческий мозг не сможет успокоиться, пока не найдет единственно правильный, завершающий ответ, так же как при длительном просмотре фильма возбужденное сознание личность настойчиво будет требовать финальной сцены картины, и не успокоится пока не получит желаемое.
Этапы прохождения
Инсайт в психологии – это долгожданный ответ, полученный неожиданно и внезапно, и позволяющий воедино соединить все элементы ранее невыполнимой задачи.
Наступление инсайта невозможно пропустить, поскольку момент озарения сопровождается чувством воодушевления и эйфории, возникающий по окончании душевного дисбаланса, вызванного нерешенной проблемой. Несмотря на то, что озарение кажется совершенно непредсказуемым ученым удалось его изучить и проанализировать.
Так В. Келлер по время своего наблюдения за инсайтом выделил 3 основных этапа процесса:
- хаотичное поведение;
- пауза, отвлечение;
- адекватное поведение.
Незадолго до него, занимаясь точными науками, математик Анри Пуанкаре рассматривая озарение при занятии точными науками, независимо от психологов выделил 4 этапа озарения, распределив цепочку процесса от подготовительного этапа до практически применяемого правильного решения.
З.Фрейд и К. Юнг связали сознательный инсайт с бессознательным мышлением, а Г. Уоллес — сформулировал и выделил 4 этапа «мыслительного прорыва».
Созданная Г. Уоллесом теория озарение, основанная на концепции А. Пуанкаре, в человеческой психике означает, что момент мыслительного прорыва возникает не сразу, а настигает человека постепенно, пройдя в своем развитии 4 последовательные стадии.
- На первом, подготовительном этапе человек собирает данные о мучающей его проблеме и старательно ищет пути возможного решения, опираясь на предыдущий жизненный опыт.
- Второй этап — инкубационный, наступает с того момента, когда личность, отчаявшаяся найти решение, освобождает сознание от работы и переключается от мучающий ее проблемы на другие сферы действия, тем самым давая мозгу отдохнуть. Отключенное сознание запускает работу бессознательного мышления, происходящего на фоне отдыха или смены человеческой деятельности
- Отсутствие усилий и смена жизнедеятельности приводит к тому, что человека посещает озарение (3-й этап) становящееся плодом работы подсознания индивида. В момент видимого отдыха бессознательное «Я», изученное З.Фрейдом, переосмыслило тщательно собранные и усвоенные человеческим сознанием факты, выдвинув новый, ранее не существующий ответ.
- С момента озарения личность входит в 4-й этап – проверки, на протяжении которого сознательная часть психики тестирует и применяет выдвинутую бессознательным «Я» идею.
Виды
Инсайт в психологии – это яркая, внезапно возникшая догадка, характеризующаяся интуитивным прорывом, направленным на решение долгое время мучающей индивида, задачи.
В психологии различаются 2 вида инсайта:
Эмоциональный | Понимается как глубокое и полное понимание природы определенного явления. Также под эмоциональным инсайтом, в психиатрии, подразумевается фактор или элемент успешного познания какого-либо элемента или символа, поступившего из бессознательной части мышления. |
Интуитивный | Определяется как интуитивное восприятие сути определенного явления, состояния человеческой психики или мотивов, руководивших индивидом. В психиатрии под интуитивным инсайтом подразумевается также способность личности точно формулировать динамику возникающих в сознании мыслей. |
С учетом приведённого деления становится понятно, что прорыв сознания опирается не только на интеллект человека, а мышление в психологии становится эффективным только в том случае, если помогает объединить в одно целое знание и человеческие эмоции.
Одновременно с тем, не следует считать инсайт результатом психологический работы, поскольку, по мнению Келлера, инсайт сработал только тогда, когда обезьяна не только придумала как добыть еду, но и сбила банан палкой, реализовав свою идею на практике.
Озарение – это часть развития человека и важный этап познания себя, но за идеей должно непременно следовать действие, позволяющее выйти за рамки привычного поведения.
Классические примеры
Инсайт в психологии – это практически мгновенный процесс, на появление которого требуются доли секунды, но требующий длительной и плодотворной подготовки. На рождение минутного озарения у пациентов психологов, как правило, может уходить 1-2 сеанса, а для ученых с момента подготовки и перед озарением могут пройти годы кропотливого сбора и осмысления информации.
Самыми яркими примерами инсайта считаются:
- Закон Архимеда о статистике жидкостей. Древнегреческий ученый просто решил принять ванную, когда вдруг заметил, что воды из нее выливается пропорционально весу погружаемого в нее тела.
- Периодическая система Д.И. Менделеева, которую знаменитый химик случайно увидел во сне. Озарению ученого предшествовала долгая, занявшая многие годы подготовка, на протяжении которой нобелевский лауреат обдумывал расположение химических элементов, и наконец, отключив сознание, увидел правильную последовательность во сне.
- Сила гравитации была открыта И. Ньютонов во время чаепития под яблоней. Внезапно упавший плод заставил ученого задуматься о силе притяжения, заставляющего яблоки падать на землю, а также удерживающей Землю от падения на Солнце.
- Идея электродвигателя посетила Н. Теслу во время прогулки по и была подобна взрыву молнии, но моменту озарения предшествовала длительная подготовка и изучение конструкции двигателей, типов сборки и электрической спецификации.
Подобные моменты озарения случались у огромного количества ученых, писателей, музыкантов и художников и стали символом гениальности, подсказываемой сознательному мышлению бессознательной частью мозга.
Ложный инсайт и защита психики
Помимо истинного озарения в психологии также можно выделить понятие ложного инсайта, подразумеваемого как неправильное решение, которое бессознательное услужливо предоставляет в уставшем мозге личности.
Ложное озарение возникает в человеческом сознании после долгого мыслительного процесса, в течение которого индивид безуспешно пытается найти решение неизвестной проблемы посредством ранее полученного опыта. Длительное функционирование мозга закономерно приводит к перенапряжению психики, выдающей человеку неверное решение, кажущееся ему на фоне безысходности просто идеальным.
В данном случае отсутствует необходимая для прорыва работа бессознательной части психики, а полученное, неверное решение является только способом уставшей психики избавиться от мучающей ее проблемы, тем самым предотвратив развитие неврозов.
Помимо ложного инсайта, появлению озарения могут также препятствовать защитные механизмы психики, срабатывающиеся при ее сильном напряжении и помогающие человеку расслабиться, уменьшить внутриличностный конфликт и снять беспокойство.
В целях защиты психика применяет метод фантазии, позволяющий измученному поиском решения человеку поверить в правильность озарения. Уставший от безысходности индивид принимается искать пути решения проблемы в мире фантазий, то есть там, где их быть не может, а услужливое сознание в попытках снять напряжение подсовывает ему неверное решение.
Психологические школы и теории
Феномен инсайта впервые был описан французским математиком Анри Пуанкаре, давший в 1910-м году при изучении точных определение озарению, как результату длительной неосознанной работы, впоследствии подхваченное Г. Уоллесом, переведшим на английский язык работы французского математика.
В своей теории «Инсайта» Г. Уоллес дал определение понятию, как проникновению в суть, заменившее французское «Illumination», впервые озвученное Пуанкаре, а также, изучив практическую работу Келлера и его исследования с шимпанзе, определил стадии появления инсайта на подготовительную, инкубационную, озарение и практику.
Основатель гельштат-психологии Келлер ввел понятие инсайт в свою теорию, в качестве не внезапного озарения, а долгого мыслительного процесса, накапливающего результаты с обязательным эмоциональным переживанием.
В российской науке изучение инсайта провела Наталья Бехтерева, сформулировав результат своего исследования в 2-х теориях:
- Первая содержала мнение о том, что в момент озарения сознание человека функционирует наподобие радиоприемника и самостоятельно создает основы для озарения.
- Вторая обосновывала феномен инсайта в качестве транса, возникающего в бессознательном мышлении.
Попытки объяснения гениальности предпринимались и в дальнейшем, но установить суть важных научных открытий, произошедших с музыкантами, писателями и физиками полностью еще не удалось.
Отрицательное отношение к озарению характерно для последователей бихевиористского течения, понимающего под предметом психологии не сознание, а поведение человека.
Приверженцы бихевиористской концепции отрицают возможность бессознательного вмешательства в сознательное мышление, обосновывая свое мнением отсутствием научных подтверждений гениальному озарению, но на вопрос о происхождении великих научных открытий так же не имеет конкретного ответа.
Метод контроля
Инсайт, понимаемый в психологии в качестве озарения, хотя и считается синонимом гениальности, но все же может быть искусственно синтезирован человеком.
Поиск нестандартных решений должно проводиться по установленным законам, среди которых:
- Необходимость накопления достаточной научной, усвоенной и переработанной базы информации, поскольку озарение происходит не из нечего, а из проникнувшей в бессознательное внешней информации, постигаемой из книг, общения и жизненного опыта.
- Создание обязательных пауз, дающих возможность сознанию передать накопленную информацию бессознательной части мышления. В форме паузы может выступать отдых или смена деятельности, предполагающая полное отвлечение от интересующей проблемы. В случае несоблюдения данного условия в качестве озарения индивида посетить ложный инсайт или фантазия, созданная уставшей и перегруженной нервной системой.
- Обязательная смена деятельности, поскольку чаще всего озарения возникают во время долгих прогулок, отдыха и занятий, доставляющих удовольствие, а не нудной, монотонной работы.
Хорошим способом, по мнению ученых, для достижения инсайта считаются медитативные практики, позволяющие человеку сконцентрироваться на дыхании и отвлечься от мыслительного процесса.
Применение
В психологической практике инсайт применяется врачами в терапии, в целях накопления информации о проблеме и путем наводящих вопросов подведения пациента к необходимым путям решения.
Накапливая информацию о состоянии и проблеме мучающей пациента психолог, постепенно задавая вопросы, наводит клиента на единственно правильное решение, подсказываемое ему бессознательным, и помогающее определить единственно правильный выход из сложившейся ситуации.
Подобная методика может занимать от 3-5-ти сеансов, но является намного эффективнее обычной консультации, поскольку просто услышавшие мнения психотерапевта пациент может не обратить внимание на свою проблему, в то время, как самостоятельно принятое решение будет усвоено и применено на практике.
Помимо психологии и науки инсайт широко применяется в маркетинге, посредством изучения интересов потребителей.
В данном случае инсайт имеет 2 значения. В первом он подразумевает мозговой штурм, результатом которого может стать революционная концепция, а во втором полное погружение в потребительскую среду с целью последовательного сбора информации о мотивах, двигаемых клиентам при совершении покупки.
Последовательно собирая звенья гельштат-цепи маркетолог:
- исследует цели, преследуемые покупателем;
- определяет выгоду, которую должен получить потребитель при приобретении товара;
- думает о чувствах потребителя, стараясь увидеть товар глазами покупателя.
После соединение всех звенев маркетинговой гельштат-цепи возникает единственное верное решение, позволяющее создать продукт, полностью отвечающий потребности клиентов и наделенный всеми необходимыми качествами.
Инсайт в психологии – это внутренний, мыслительный прорыв, возникающий в бессознательной части мозга и позволяющий решить долго мучающую проблему.
Ставшее причиной гениальных научных открытий внезапное озарение, возможно пытаться синтезировать, но не реально с точностью повторить, поскольку из-за особенностей психики верный ответ может быть просто блокирован защитными функциями уставшего мозга.
Видео про инсайт
Что такое инсайт и зачем он нужен: