Под афазией в логопедии понимается речевая дисфункция, включающая чаще всего в себя искажение понимания или словесных выражений, а также невербальных символов. Патология может развиваться вследствие развития в коре головного мозга пораженных центров речи, базальных ядер или белого вещества. Диагностика основана на оценке симптоматики, а также информации, полученной в результате нейропсихологического и нейровизуализационных обследований, в частности, КТ и МРТ.
Эта оценка находится в прямой зависимости от характера и уровня нарушений. Непосредственно влияет также возрастная категория больного. До сих пор для афазии не разработано специфических методов лечения, но используются способы, которые применяются для схожих заболеваний, что часто способствует коррекции и частичному восстановлению речи и ее понимания.
Этиология
Понятие «афазия» произошло от греческого слова «fasio», что в переводе означает «говорю», а также добавления приставки «а» (переводится как «не»). То есть дословно это слово значит «не говорю». Так как при данной патологии речь может частично сохраняться, некоторые исследователи-логопеды предлагают называть данное заболевание «дисфазия».
Но в логопедических исследованиях, чаще всего западных, «дисфазией» называют разные патологии развития речи у детей, по аналогии с тем, что, в частности, к дислалии относят недоразвитие звукопроизношения, хотя предлагается относить частичное недоразвитие речи или алалию.
У правшей и у примерно 2/3 левшей отделы головного мозга, которые отвечают за речь, расположены в левом полушарии. У 1/3 левшей – в правом.
Области коры, которые формируют речь, включают в себя:
- Задневерхнюю височную долю (включающую центр Вернике).
- Прилежащую нижнюю теменную долю.
- Задненижнюю часть лобной коры, которая располагается впереди от моторной коры (зона Брока).
- Подкорковые связи между данными отделами.
Нарушения деятельности любой из перечисленных выше областей головного мозга (в частности, при инсульте, тяжелой травме, инфаркте или опухоли) могут привести к патологиям функциональности речи.
Также логопеды иногда отмечают патологии при изолированных нарушениях субдоминантного полушария головного мозга, что влечет за собой дисфункции просодии (интонационной стороны речи, которая значима для понимания).
Афазия в логопедии – это заболевание, которое имеет значительные отличия от дизартрии. Дизартрия представляет собой патологию речевого развития, связанной с нарушениями моторных проводящих путей и мышц, которые отвечают за артикуляцию.
Однако иногда патология может быть следствием нарушений, способных прогрессировать. Это могут быть опухоли или деменция. В данных случаях состояние будет ухудшаться.
Именно причины, вследствие которых стала развиваться афазия, определяют ее появление, течение и развитие. Это очень важно учитывать при диагностике и назначении лечения.
Афазия чаще всего является следствием патологических изменений, не вызывающих повреждения, способные прогрессировать, в частности, после инфаркта, травм головного мозга. В этих случаях состояние больного не будет ухудшаться. Этиология в логопедии имеет первостепенное значение, и патология, которая вызвана тем или иным заболеванием или травмой, будет разной на различных уровнях развития основного нарушения.
Например, при афазии, которая вызвана опухолью головного мозга, приведет к негативному изменению интеллектуально-мнестических функций, а также иным психическим изменениям, являющимися следствием очаговых поражений мозга.
При заболеваниях сосудов афазия напрямую зависит от специфики инсульта, который может быть геморрагическим или ишемическим, а также от силы развития атеросклеротического процесса.
Если афазия была вызвана травмой, то ее характеристика больше связана с очаговым поражением мозга. В этом случае патология часто обладает свойством качественного обратного развития, ведь изменения, получившие развития после травмы чаще всего бывают у детей или молодежи, когда сохраняется целостность сосудов головного мозга, а также возможность компенсаций его некоторых функций.
Исследования
Впервые афазия была диагностирована в древнеегипетских папирусах, из которых можно узнать о людях с поражениями мозга, потерявшими умение разговаривать. Однако существенные и научные исследования патологии были зафиксированы только в XIX веке европейскими учеными и исследователями.
В 1860-х гг. ученый-невролог Поль Брока, проживавший во Франции, описывал свои наблюдения за 2 больными с поражениями мозга, которые практически полностью не могли разговаривать. Тем не менее один из этих пациентов был способен произнести слог «tan», именно поэтому его прозвали месье Тан.
Вскрытие показало тот факт, что обе больных имели поражение задней части нижней лобной извилины. Этот участок был назван по имени врача – зоной Брока, а характерный вид афазии, при котором пациенту почти невозможно произносить речь, — афазией Брока.
Между афазией у детей и взрослых есть несколько схожих черт:
- Диагностируются серьезные затруднения уже сформированной речи.
- По большей части похожи причины патологии. Это могут быть травмы, воспаления, опухоли. Однако инсульты встречаются у детей очень редко.
- Раннее развитие чаще всего протекает в норме.
- Клиническая симптоматика и признаки патологии аналогично.
Разница протекания заболевания у детей и взрослых особенно видна в следующих факторах:
- Независимо от степени тяжести, детская патология часто может быть вылечена, при этом намного быстрее, чем у взрослых пациентов.
- Разновидности патологии у детей не настолько многообразны, в отличие от взрослых. Это связано с тем, что детская речь не развита окончательно.
Детская афазия имеет похожие черты с алалией:
- негативные изменения всех речевых элементов;
- взаимосвязь нарушений речи и психических систем, связанных с ней;
- общее и частное направления логопедической работы.
Однако между этими 2 заболеваниями есть и существенные отличия:
- алалия – это изначальное, часто врожденное недоразвитие речевых систем, а афазия – нарушения сформированных;
- цель коррекции при алалии – формирование речевых систем и функций, при афазии – восстановительная работа.
Типы
Афазия в логопедии – это заболевание, которое разделяется по уровню выраженности на:
- частичную (в этом случае полноценные речевые функции могут изредка проявляться);
- тотальную (в данном варианте заметны значительные негативные изменения и практически полное отсутствие речи).
Также патологию разделяют на беглую и моторную.
Беглая (рецептивная, сенсорная, Вернике)
В этом случае больные не обладают способностью понимания слов, а также у них отсутствует возможность узнавать различные символы и элементы:
- слуховые;
- зрительные;
- тактильные.
Эта симптоматичная картина вызвана нарушениями функционирования задневерхней височной извилины ведущего полушария речи, иначе называемого центром Вернике. Такой вид патологии нередко сопровождается алексией, которая представляет собой негативные изменения восприятия письменной речи.
Больные данным видом патологии обычно могут произносить простые слова без особых затруднений, но зачастую используют фонемы, которые лишены какого-либо смысла. Однако иногда даже легко произносимые ими слова теряют для таких пациентов смысл, они не могут их понять. В итоге получается бессмысленный набор слов как для окружающих, так и для самих пациентов. Но сами больные не способны понять, что окружающие не понимают их.
При данном виде афазии также нарушена письменная речь, она обычно беглая, но насыщена множеством ошибок, например, характерно отсутствие существительных. Такая картина говорит о беглой аграфии.
Моторная (экспрессивная, медленная, Брока)
Афазия в логопедии – это патология, при которой диагностируется негативные изменения способностей к образованию речи, но при этом частично сохраняется ее осмысленное понимание. Данные признаки являются следствием нарушений, которые влияют на левую лобную или лобно-теменную зоны, в том числе и участок Брока. В таком случае зачастую диагностируются нарушения письма и чтения.
Больные данным типом патологии почти всегда способны понимать и осмысливать собственную и чужую речь, но при этом не могут правильно сами формировать связные слова. Чаще всего такая патология оказывает влияние на правильное и осмысленное образование как письменной, так и устной речи (небеглая аграфия и дисграфия). При этом попытки общаться практически затруднены.
К данному типу относятся несколько разновидностей патологии, их общая объединяющая черта заключается в невозможности реализации активной речевой функции в устной форме:
виды | характеристика |
Эфферентная | Это негативное изменение артикуляции, когда пациент не способен без трудностей переходить от звука к звуку. Такое нарушение характеризуется речью почти без контроля. Она, как правило, состоит из набора звуков или слогов, произносимых случайным образом. Монолог или диалог при этом скудный, человек не используют предлоги и союзы, а также применяют только один падеж. При тяжелых степенях исчезает умение читать вслух. |
Афферентная | Это дисфункция, связанная с артикуляцией, когда пациент не способен определять, как произносить конкретный звук. Человек начинает путать схожие по произношению звуки («м» и «н», «т» и «д» и прочие). Также в процессе речепроизношения пациенты переставляют звуки, слоги и слова местами или вовсе пропускают их. |
Динамическая | У пациентов диагностируются длительные паузы между словами, они не используют предлоги и союзы. Отмечается сбивчивый ритм, смазанная артикуляция, неконтролируемый шепот. У пациентов наблюдается сниженная речевая активность, обычно они не стремятся к ведению диалога. |
Также подобный вид афазии иногда включает просодические нарушения, а также изменения способности к повторению.
Семантическая
При таком виде патологии дисфункции обычно локализуются в теменной коре мозга и примыкающим к ней нервных окончаниях. Болезнь характеризуют затруднения при умении понимать сложные слова и категории, а также отсутствие способности к умению их объяснить. Но при этом человек все-таки может поддерживать диалог.
Амнестическая
Такая форма заболевания появляется после нарушений внутренней системы долей мозга, расположенных в височных долях. Человек обычно способен сохранять умение к ведению диалога, но не может сам называть какие-либо предметы или явления, однако после подсказки все-таки способен на это.
Симптомы
В симптоматичной картине необходимо прежде всего отметить самый часто встречающий признак – это затруднения или невозможность вспомнить какое-то конкретное слово. Такое ощущение испытывал каждый человек хотя бы раз в жизни: слово знакомо, но почему-то нет возможности применить его в диалоге или монологе в нужный момент. Пациенты с афазией такое ощущение испытывают регулярно.
Прочие признаки характерны и встречаются только в зависимости от вида нарушения. Например, в случае небеглых типах, которые подробно описаны у Брока, пациентам диагностируют беглость речи. Такие люди стараются меньше говорить, их характерны запинки, а при тяжелых формах и стадиях и вовсе не способны что-то произнести. Они могут пользоваться при общении каким-то конкретным словом или несколькими и даже – ограничиваться слогом.
В частности, исследователи описывали случаи, когда в скучном словарном запасе пациентов присутствовала только минимальная нецензурная лексика. Для таких форм характерна сложность соединения слов в осмысленные фразы. Пациенты меняют слова местами и используют неверные грамматических формах. Например, пациент пытается сказать: «Моему ребенку подарили игрушечную машинку», но может только произнести: «Ребенок машинка подарить».
Беглые формы, которые изучал Вернике, характеризуются тем, что пациенты могут говорить довольно быстро, избегая запинок, однако структура фраз напоминает набор слов, при котором применяются слова, которые не подходят по значению или вовсе не существуют.
Например, желаемую фразу «Моему ребенку подарили игрушечную машинку», такой пациент может заменить на: «Моей маме подарили лапамасин». При этом у людей с таким диагнозом часто возникают сложности с пониманием чужой речи. Слуховые функции в норме, но родной язык звучит как иностранный или вообще бессмысленный.
При любых видах патологии люди могут испытывать затруднения с умением облекать собственные мысли в слова, а также пониманием смысловой нагрузки чужих слов. Мыслительные функции в норме, память сохраняется и знания об устройстве мире не изменены.
То есть пациент видит ложку, может называть ее вилкой или пошкой, или вообще не подобрать слова. Но при этом он четко отдает себе отчет в том, что ложка относится к посуде, ее берут в руку и с помощью нее едят. Поминание мироустройства сохраняется и может расширятся, исчезает лишь словесная оболочка.
Диагностика
Афазия в логопедии – это заболевание, которая чаще всего диагностируют путем вербального общения. Но ее легко перепутать с коммуникационными проблемами, возникающими при дизартрии, нарушениями слуха или зрения. Также при диагностике нужно учитывать, что афазия Вернике – это только изменение речи, ей не характерно бредовое состояние (например, галлюцинации).
Исследование для определения конкретных форм и видов патологии включает анализ следующих признаков и симптоматической картины:
функция | характеристика |
Спонтанная речь | Речевые способности оценивают по беглости, числу слов в единицу времени, умению инициировать диалог или монолог, присутствию неконтролируемых речевых нарушений, скорости подбора лексем, сомнений и просодической оптимизации. |
Называние | Обследуемый должен называть объекты. Испытывающие трудности при данном тесте могут прибегать к многословным характеристикам (например, «прибор, чтобы узнать время» – «часы»). |
Повторение | Обследуемый должен повторять грамматически сложные предложение или просто фразы. |
Понимание | Обследуемые указывают объекты, называемые логопедом или врачом, выполняют простые команды, отвечают на вопросы «да» или «нет». |
Чтение и письмо | Обследуемые должны написать любую фразу и прочитать ее вслух. В данном случае оценивается не только понимание и произношение, но и также умением записывать под диктовку. |
Нейропсихологическая диагностика может проводиться нейропсихологом, а также логопедом для выявления степени нарушений. Она помогает при формировании планов для корректировки и анализа потенциала для излечения.
При диагностировании используются разные тестов:
- Бостонский тест названий;
- Тест названий действий;
- Номинативный тест;
- Бостонское диагностическое исследование;
- Западный блок тестов для выявления и другие.
К методам нейровизуализации могут относиться МРТ с ангиографией или без нее, а также КТ. Таким способы диагностики обычно используются в случае необходимости уточнения характера поражения. В дальнейшем диагностику проводят, чтобы определить этиологию патологии в соответствии с показаниями.
Лечение
На первом этапе специалист (обычно это логопед) должен установить характер нарушений речевых функций пациента, чтобы в дальнейшем именно их и корректировать с помощью тренировок. К примеру, если установлено, что нарушено умение подбирать слова, то подбираются упражнения для развития этой зоны. Если диагностировано отсутствие понимания грамматики предложений, то необходимо тренировать диалогическую речь.
Следующим этапом становятся реабилитационные мероприятия, которые могут проводить нейропсихолог или логопед.
Они занимаются исследованием состояния и коррекции нарушений высших психических функций:
- память;
- речь;
- восприятие;
- мышление;
- праксис.
Зачастую людям, больным афазией, нужно остеопатическое лечение, а также курсы лечебного массажа или/и физиотерапии.
Современные методы физиотерапии включают транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС). Она весьма эффективная для людей, у которых диагностированы органическими поражения мозга. Данный способ является неинвазивным. Он позволяет стимулировать нервные клетки, которые расположены в зонах мозга, подвергшимся негативным изменениям. Это в свою очередь активирует их и включается в процесс понимания и поддержки речевых функций, а также всех сопутствующих высших психических функций.
Это безболезненный способ без побочных эффектов и легко переносится людьми, что делает его эффективным для работы даже с самыми тяжелыми больными. Коррекционная работа, совмещаемая с транскраниальной магнитной стимуляцией становится еще более эффективной, позволяет получить уникальные результаты.
Больным с тяжелой формой патологии, а также людям, которые ухаживают за ними, доступны для использования при общении специальные приспособления. К таким относятся компьютеризованные устройства, а также коммуникационные доски или книги, где присутствуют рисунки или символы, которые обозначают регулярные потребности больного.
Прогноз
Возможность к излечению частичному или полному зависит от факторов:
- причины появления патологии;
- объемы и локализация нарушений;
- уровень речевого расстройства;
- реакция на коррекцию;
- возрастная категория;
- уровень образования;
- состояние здоровья.
Почти у всех дошкольников речь может восстановиться полностью, даже вследствие серьезного нарушения каких-либо участков мозга. Для детей более старшего возраста самый быстрый вариант излечения – это 3 месяца, но чаще всего – до 1 года. Взрослые, особенно пожилые, могут не восстановиться полностью.
Осложнения
Если своевременно не приступить к коррекции афазии, то могут быть следующие последствия:
- устойчивые изменения, при которых пациент перестанет понимать чужие слова и формировать свою речь;
- комплексы и психологические травмы, связанные с невозможностью общаться.
Несмотря на то, что афазия исследуется уже десятки лет, в настоящее время отсутствует общепризнанные методы диагностики и коррекции, логопеды не могут точно спрогнозировать успешность лечения как для легких, так и для тяжелых форм этого заболевания.
Видео об афазии
Моторная афазия. Упражнения: