Многочисленные психологические и антропологические исследования доказали, что человек не может развиваться как личность вне социума. Без общения невозможна деятельность и контакт между людьми. Аффилиация– это стремление индивида находиться в обществе, устанавливать тёплые, доверительные отношения. Впервые это понятие ввел американский клинический психолог Генри Мюррей, который занимался темами личности и мотивации.
Определение, что это такое
Аффилиация в психологии – это потребность испытывать привязанность, дружить, разделять радость с другими людьми, быть частью группы. Именно так это стремление описал Г. Мюррей в 1938 г. Важным является привлекательность подобного контакта обоих участников взаимодействия.
Исследованием аффилиации как необходимости человека в эмоциональной связи также занимались зарубежные и отечественные психологи, такие как М. В. Либина, Х. Хекхаузен, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен исследовал стремление к установлению межличностных контактов через мотивацию к нему. А. Мехрабиан рассматривал аффилиацию как повседневные социальные взаимовыгодные взаимодействия.
М.И. Лисина утверждала, что мотивация к аффилиации вторична, так как желание общение являет собой удовлетворение познавательной потребности. Д. Макклелланд считал, что аффилиация является постоянной необходимостью в контакте людьми. При этом человек должен чувствовать себя частью системы, достигать признания и получать одобрение общества.
Д.А. Леонтьев указывал, что аффилиация возникает в семейных, дружеских отношениях, и зависит от стиля общения. Стремление проявляется в необходимости не только взаимодействовать с другими людьми, но и оказывать помощь, принимать поддержку. Потребность усиливается при возникновении стрессовых, тревожных ситуациях. Эмоциональный контакт в этих условиях смягчает негативные ощущения. Отсутствие подобной связи усугубляет чувство одиночества и порождает фрустрацию.
Уровень
Психологи выделяют 2 уровня аффилиации – высокий и низкий. Они практические не встречаются в чистом виде, и зависят от типа личности человека, его эмоционального состояния в определенный период времени. Номинально выделяют и средний уровень аффилиации, который характеризуется сочетанием черт обоих типов.
Высокая
Людей с высоким уровнем аффилиации относят к экстравертам. Это открытые, общительные люди, которые не боятся говорить с незнакомцами, не переносят одиночества, любят находится в обществе. Им важно быть частью компании, иметь большой круг друзей, участвовать в мероприятиях.
Такие индивиды легче развиваются, как личность только в социуме, добиваются успехов в окружении людей. В общении они не ограничиваются дежурными фразами, а любят детально обсуждать все интересующие вопросы. При вынужденном одиночестве люди с высоким уровнем аффилиации ощущают себя неуютно.
Низкая
Аффилиация низкого уровня характеризуется желанием поддерживать связь с малым кругом близких друзей, а не устанавливать новые контакты и развивать отношения. Интровертам в психологии приписывают именно низкий уровень. Это независимые люди, которые легко обходятся без общения. Такие индивиды испытывают дискомфорт и усталость после долгих разговоров, ценят личное пространство, не устают от пребывания в одиночестве.
Мотивация
Аффилиация в психологии – это фундаментальное стремление человека, так как сознание развивается только в контакте с себе подобным. Потребность к привязанности проявляется у всех людей, различны мотивы вступления человека в связь с другими индивидами.
Д. Макклелланд и Дж. Аткинсон рассматривали аффилиацию как одну из 4 мотивационных систем. Психолог утверждал, что стремление к аффилиации, власти и достижениям отражают социальные мотивы общения, а стремление к избеганию является проявлением заботы о себе, необходимостью в безопасности. Последний мотив может негативно влиять на остальные, искажая их. Например, аффилиция, в таком случае, будет выражаться в страхе отвержения.
Й.Азендорпф указывал на то, что на мотивацию человека к вступлению в контакт с другими людьми влияет не только ожидание позитивного отклика от партнера по общению, а уже усвоенный опыт успеха в построении отношений.
А. Мехрабиан в исследовании аффилиации опирался на мотивацию человека при взаимодействии с другими людьми. Эта теория легла в основу методики исследования уровня аффилиации, которую А. Мехрабиан разработал в соавторстве с С. Кзенски. В опроснике желание общения рассматривается также либо из стремления к принятию, либо из-за страха быть отвергнутым.
Первый мотив выражает ожидание взаимопонимания, а второй – боязнь несостоятельности связи. Людям, у которых преобладает боязнь отвержения, присущи неуверенность в себе, тревожность. Стремление к аффилиации возникает у эмоционально стабильных, социально-активных индивидов.
4 типа тенденций мотивации
На основе методики А. Мехрабиана, психолог Бирн с соавторами выделили 4 типа тенденций мотивации в зависимости от стремления человека к контакту и страха отвержения:
- Высокий уровень потребности к аффилиации и низкий уровень страха быть отвергнутым – человек удовлетворяет желание к вступлению в контакты. Иногда это выражается в чрезмерной общительности.
- Низкое стремление к контактам и сильный страх отвержения – потребность не удовлетворяется или не осознается.
- Низкая потребность к аффилиации и боязнь отвержения – человек предпочитает оставаться одиноким.
- Сильное желание к установлению отношений и высокий уровень страха быть отвергнутым – общение заканчивается либо достижением цели, либо провалом. Такой тип характеризуется внутренним конфликтом, где человек хочет общения, но сознательно его избегает.
Причины
Аффилиация в психологии – это не обычный эмоциональный контакт, а скорее признание индивида частью целого – общества, определенной социальной группы. Целью вступления человека в общение может выступать желание произвести впечатление, установить власть над другими людьми, получить помощь и поддержку.
Исследователь Хилл выделяет 4 причины установления контакта с другими людьми:
- получение похвалы и внимания;
- преодоление неуверенности в себе через сравнение;
- получение положительных эмоций с помощью общения;
- получение эмоциональной поддержки.
В 1980 году было проведено исследование о том, когда люди хотели бы оказать в обществе других людей, а когда – в одиночестве. Так стремление быть в обществе преобладало в ситуациях, которые доставляют удовольствие, например, при занятиях спортом, общественных мероприятиях, а также в случае угрозы или опасности.
Желание оказаться в одиночестве оказалось выше в неприятных обстоятельствах (если человек раздражен или расстроен) и в ситуациях, где необходимо проявить сосредоточенность (принять важное решение, разобраться со сложной проблемой).
Стремление к аффилиации | Причины |
Социальное сравнение | Сопоставление себя и других людей является основой для получения человеком знаний о себе. Только контактируя с другим человеком и исследуя схожести и различия, индивид может оценить самого себя, уместность своего поведения, адекватность суждений. |
Снижение тревоги | В угрожающих и неприятных ситуациях люди стремятся к контакту для того, чтобы получить сочувствие, поддержку, утешение |
Поиск информации | Дети при встрече с чем-то незнакомым, обращаются к взрослым в поисках ответа о взаимодействии с новым раздражителем. Исследователи Клиннерт и Шейвер вывели теорию на основе поведения ребенка, согласно которой взрослые также ищут человека, способного оказать им помощь и предоставить нужную информацию в затруднительном положении. |
Потребность
Потребность в привязанности формируется у ребенка с рождения. Пребывание в атмосфере любви, симпатии, принятии формирует здоровую полноценную личность. Психологи утверждают, что человек, лишенный ласки, вырастает без чувства привязанности к социуму. Так, аффилиативная потребность возникает в семье и основывается на стиле отношений в семье.
Развитие необходимости общения проходит несколько этапов:
- появление интереса к родителю;
- проявление эмоций по отношению к родителю;
- действия для привлечения внимания родителя;
- ответные эмоции на отношение и реакцию родителя.
С возрастом фокус аффилиативной потребности смещается с родителей и близких взрослых на сверстников. Необходимость в привязанности достигает пика в подростковом и юношеском возрасте, что объясняют ростом самосознания.
Потребность в аффилиации свойственна всему классу людей, вне зависимости от их возраста, пола, расы. Тем не менее, на стремление к установлению связей влияют культурные особенности, условия социализации и воспитание.
Согласно исследованиям, представители западного общества более подвержены чувству одиночества и депрессиям. В традиционных культурах чаще встречаются большие семьи, где люди находятся в атмосфере поддержки, поэтому реже испытывают подобные состояния.
Здоровой называют потребность в общении, если она направлена на взаимовыгодные отношения, их поддержание и развитие. Выделяют также болезненное стремление к аффилиации. Его характеризует желание поддерживать собственные потребности. Если необходимость в аффилиации остается неудовлетворенной, человек чувствует себя одиноким, несчастным и разбитым.
Люди со здоровым стремлением легче переносят дефицит общения, так как опираются на качество эмоционального контакта. Нездоровая аффилиация препятствует развитию отношений, не проявляет гибкости, так как имеет одностороннюю направленность.
Согласно гендерным исследованиям аффилиации, мужчины и женщины имеют разные мотивы к контакту. Первым важнее понимание, легкость общения. Но с возрастом желание взаимодействовать с людьми у мужчин снижается. Представительницы прекрасного пола больше опираются на эмоциональную составляющую – открытость, ранимость, теплоту.
Механизм
Аффилиация в психологии – это не односторонний процесс. Качество и характер общения здесь зависит от обоих участников взаимодействия.
Процесс установления аффилиативной связи состоит из нескольких этапов. Во-первых, человеку необходимо проявить себя и высказать свое желание о взаимодействии с другим индивидом. Так он показывает привлекательность возможного партнера по общению, признает его равным себе и приглашает к вступлению в равноценные отношения. Таким образом, аффилиация представляет собой не личное удовлетворение потребности, а и помощь партнеру в этом деле.
Нередко в общении происходит несовпадение ролей, когда один из участников процесса превращает партнера в средство для исполнения своих желаний (например, в получении помощи, превосходстве, уничижении). В таком случае аффилиация терпит ущерб или разрушается вовсе.
Для установления аффилиации необходимо добиться созвучия в переживаниях с обоих сторон, что будет являться стимулом к поддержанию общения. Так эмоциональный контакт будет ощущаться как поддерживающая связь, которая приносит удовлетворение и чувство ценности самого себя. Цель аффилиации рассматривается не как стремление к любви другого человека. Это желание взаимной дружеской поддержки, симпатии, принятия.
Для установления и сохранения отношений человек использует способы вербальной и невербальной коммуникации. Среди невербальных выделяют улыбку, дружественное выражение лица, зрительный контакт, жестикуляцию и положение тела. К вербальным относят количество и эмоциональную окраску речевых высказываний.
Изначальным мотивом аффилиации считают её ожидаемую ценность. На основе опыта каждый индивид выстраивает процесс установления связи из надежды на контакт или из опасения быть отвергнутым. Этот опыт характеризует общение. Так в ходе контакта человек может чувствовать себя легко и непринужденно, дружелюбно или робко, неловко или неуверенно.
Исходя из этого, каждый новый опыт построения отношений имеет положительный или отрицательный индекс ожидаемой ценности. Чем больше человек уверен в успехе, тем легче происходит контакт. И наоборот, чем больше индивид страшиться неудачи, тем более непривлекательным ему видится взаимодействие с людьми.
Таким образом, ожидание влияет на протекание процесса взаимодействия, а его протекание влияет на результат. Повторение удачных или неудачных исходов общения формируют общую картину стремления к общению, которая устанавливает дальнейшую положительную или отрицательную привлекательность контакта. Так чем выше ожидание успеха, тем более легким кажется процесс и слабее его значимость. Следовательно, чем выше страх отвержения, тем сложнее задание и тем ценнее успех.
Следует отметить, что данные категории применимы в случае первоначального установления контакта с незнакомым человеком. В частных случаях, на аффилиацию оказывают влияет ожидания, связанные с общением с конкретным индивидом, с которым субъект знаком или имеет сведения от нем.
Знания о партнере по взаимодействию дают возможность сделать прогноз о легкости или трудности установления контакта. Например, если предполагаемый партнер обладает более высоким статусом в обществе, даже положительные ожидания могут оказаться под угрозой из-за опасений отвержения. Также может появиться страх, напряженность и скованность, из-за чего установление контакта окажется под угрозой срыва по вине самого субъекта.
Структура аффилиативных отношений меняется в ходе их развития. В начале контакта для собеседников важнее эмоциональная притягательность. В ходе взаимодействия растет уровень доверия друг к другу, и именно доверие становится основой аффилиативной связи. Тем не менее для поддержания отношений важны общие интересы партнеров и совместная деятельность.
При разрушении аффилиативных связей с конкретным человеком усиливается потребность в нахождении нового субъекта отношений. При невозможности заменить утраченную связь появляются депрессивные тенденции или компенсаторное поведение (хобби, общение с животными, природой).
Таким образом, в психологии аффилиация– это стремление к установлению эмоциональной, доверительной связи с другим человеком. Такая связь даёт поддержку, понимание, чувство принадлежности к обществу. Но для развития и поддержания отношений необходим взаимный вклад партнеров по общению.
Видео об аффилиации
Аффилиация. Что это: