Воображение человека способно активно создавать картины и образы. Стимулом для появления их может служить как личная мотивация, так и некие жизненные обстоятельства. В психологии данный процесс, при котором в воображении создаются различные собирательные образы из разных сфер познания, называется агглютинацией.
Понятие агглютинации в психологии
Под этим определением специалисты-психологи понимают некую игру воображения индивида, в результате которой рождаются абсолютно новые образы, постулаты и идеи, объединяющие не сопоставимые в реальном измерении качества и характеристики различных явлений и предметов. Само слово «агглютинация» в переводе с латинского языка дословно обозначает приклеивание, слипание.
Агглютинация в психологии – это особенный тип соединения или слияния в воображении воедино не соединяемых черт и признаков разных объектов.
Агглютинацию относят к аналитико-синтетическим процессам. Результатом работы воображения (или процесса агглютинации) является возникновение в голове человека собирательного образа из нескольких фигур, характеров и типажей, несовместимых при первичном восприятии.
Яркими примерами того, как работает воображение, являются созданные людьми такие известные образы как кентавр или избушка с куриными ножками. Именно агглютинация помогает реализовывать свои творческие задумки писателям, поэтам, художникам и сценаристам.
Создание нового целостного образа возможно благодаря специфике функционирования человеческого мозга – анализу и синтезу. Анализируя данные, человек раскладывает входящую информацию на составные части, а синтезируя их, получает возможность сочетать её в новых идеях и представлениях.
Однако стоит понимать, что такой процесс «складывания мозаики» не хаотичен. Соединению различных деталей в единое целое способствует некая задумка, замысел или иные мотивы, которые могут иногда проявлять себя и в контексте подсознания человека.
При этом отправным пунктом для данных преобразований будет служить личный опыт человека. От того насколько он будет ярким и разнообразным и будут зависеть возможности его воображения.
Иногда агглютинация может свидетельствовать о наличии некоторых серьезных душевных заболеваний (шизофрении), а также нарушениях речи. Возникающие при этом неологизмы (новые слова) не будут иметь особого смысла и, чаще всего, непонятны не только врачу, но и самому больному. Тем не менее, именно появление таких неологизмов позволяет диагностировать эти заболевания.
Причины агглютинации
Агглютинация в психологии – это игра воображения, основывающаяся на ранее приобретенном опыте индивида, в результате которой возникают новые образы.
Причинами появления феномена являются:
- особенности мыслительной деятельности человека – человеку свойственно анализировать и синтезировать информацию, что ведет к её преобразованию и соединению в неожиданные формы у разных индивидов;
- имеющийся опыт – полученные знания в голове людей не хранятся без дела. Особенность мыслящего человека, как упоминалась выше, в том, что он стремится использовать накопленный опыт, пропуская полученную информацию через призму собственного мышления;
- стремление к созданию чего-то нового – порой бывает, что человека занимает какая-либо идея, но для её конкретного выражения ему необходимо создать в своей голове нечто новое, ранее неизвестное;
- динамичность развития мира – человеческое сознание знает, что мир не является чем-то неизменным и статичным и что его можно менять при помощи созидания чего-то нового — открытий, достижений и изобретений, улучшая при этом свою жизнь.
Иногда причинами агглютинации становятся психические заболевания и нарушения в развитии речи, но эти случаи крайне редки.
Признаки
Агглютинация в психологии – это воображение человека, при помощи которого, анализируя и синтезируя информацию, полученную опытным путем, ему удается воссоздавать новые объекты в качестве образов, идеи.
Если говорить об агглютинации как о нормальном механизме работы воображения, во время которого и осуществляется генерирование новых идей, то можно выделить следующие отличительные признаки этого процесса:
- яркость приходящих образов;
- их новизна и оригинальность;
- различная степень реалистичности и правдивости возникающих тезисов;
- устойчивость;
- произвольность и подконтрольность – человек может управлять своей мыслительной деятельностью.
В случае же если речь идет об агглютинации связанной с расстройствами психики или нарушениями речи, то некоторые признаки могут иметь свои особенности. Так, образы, приходящие в голову душевнобольных людей могут быть не менее устойчивыми, яркими и новыми, чем у здорового человека.
Однако они возникают у таких людей непроизвольно и больной человек не в состоянии контролировать возникновение в своей голове навязчивых идеи и сценариев.
Степени агглютинации
Агглютинация — это мыслительный процесс, при котором главенствующую роль занимает воображение. В психологии выделяют несколько степеней или стадии агглютинации, которые проходит личность на каждом этапе своего развития и становления.
Непроизвольная | Занимает временной период в раннем детстве от 2 до 4 лет. В этом возрасте развитие мыслительной деятельности малыша позволяет ему воспроизводить ранее полученные знания и впечатления, однако создавать и комбинировать различные образы ребенок еще не способен. |
Произвольная | Развивается после 4 лет и сопровождается переходом мыслительной деятельности в активную фазу, когда ребенок может не только воспроизвести какой-то рисунок на бумаге, но и придумать что-то свое. В этот период показательна игровая деятельность, в которой процесс агглютинации раскрывается максимально. |
Когда процесс агглютинации происходит непроизвольно, то картины и образы в голове человека возникают непреднамеренно и базируются на ранее полученном опыте. Самым ярким примером непроизвольной работы мозга и воображения являются сновидения.
При произвольном же процессе агглютинации мыслительная деятельность не ограничивается только лишь воспроизведением ранее полученных впечатлений. В результате осознанной произвольной переработки информации появляются мечты, развивается творческое воображение, рождаются новые идеи и образы.
Примеры агглютинации
На самом деле процесс агглютинации крайне важен, потому как является основным двигателем прогрессивного развития всего человечества. Колесо, велосипед и паровоз возникли в свое время как раз в результате интенсивной мозговой деятельности человека, и поэтому неверно думать, что агглютинация помогает лишь людям творческих профессий.
Самыми распространенными знакомыми многим и понятными примерами агглютинации являются небывалые сказочные герои:
- птица Феникс;
- русалка;
- избушка на курьих ножках;
- кентавр.
Все эти персонажи появились как раз в результате слияния нескольких составных частей, их не существует на самом деле, но идея оказалась столь удачной, что запомнилась и была оценена многими людьми.
Авторы-литераторы также нередко создают своих героев, опираясь на некий собирательный образ. Так, великий русский писатель, Лев Толстой не раз сознавался, что образ Ростовой Натальи из произведения «Война и мир» на само деле был придуман им, благодаря действительно существовавшим близким ему женщинам – его сестре и супруге.
Помимо писателей огромную роль агглютинация имеет и для художников, создающих картины. Известно, что приемам склеивания нескольких образов обучал своих учеников Леонардо да Винчи.
Способы создания образов воображения
Неверно полагать, что творческая деятельность, воображение и сам процесс агглютинации строится хаотично и сумбурно. На самом деле трансформация действительности в новые образы подчиняется своим законам и происходит в соответствии с определенными приемами и способами.
Как упоминалось ранее, благодаря анализу и синтезу, могут возникать новые представления и поэтому сам процесс мыслительного расчленения информации на составные части и последующего её соединения носит аналитико-синтетический характер.
В психологии выделяют следующие способы и приемы создания образов в воображении:
- Гиперболизация – сознательное увеличение или, напротив, преуменьшение какого-либо объекта или его частей. Проще всего это отследить на примере народного фольклора, в котором все богатыри наделялись могучей силой, крепостью и ростом, или же, напротив, отдельные герои имели уменьшительные характеристики, которые не мешали им при этом демонстрировать незаурядные умственные способности (Мальчик-с-пальчик). Такой прием применяется не только в славянском народном творчестве, но и прослеживается в сказках и рассказах иных народностей (Циклоп с одним глазом, Будда с несколькими руками).
- Агглютинация – как прием работы воображения подразумевает под собой мысленное соединение различных частей предметов или элементов воедино. При помощи этого метода были созданы образы русалки, кентавра.
- Акцентализация – предполагает выделение какой-либо части или отдельной детали во вновь созданном образе. Таким приемом акцентирования или заострения часто пользуются карикатуристы, подчеркивая в образе какие-то недостатки, например болтливый человек, может быть изображен с увеличенным в длину языком, ленивый чиновник — толстым и с большим животом.
- Типирование – или типизация предполагает напротив создание собирательных образов, присущих для многих людей или явлений. Это могут быть ревнивые герои (Отелло) или же, например, нечестные любители власти и денег.
- Схематизация – это процесс, в результате которого в разнородных предметах выделяются сходные мотивы или черты, и на основании этого и создается нечто новое, например, орнамент или узор характерный для той или иной национальности.
Как диагностируют проблему?
Агглютинация в психологии – это мощная мыслительная практика переработки информации, позволяющая разделять её на отдельные части и создавать абсолютно новые объекты, как материального, так и нематериального характера. Благодаря этому процессу человечество не стоит на месте, а постоянно развивается. Однако иногда это явление может быть связано и с некоторыми расстройствами психики.
Так, при обострении шизофрении одним из самых ярких симптомов является как раз агглютинация. При этом больной человек утрачивает способность разграничивать некоторые понятия, так как из-за нарушений его мозг воспринимает возникающие новые образы как истинные.
Эта же ситуация может наблюдаться и при отклонениях в развитии речи, которые, как правило, тесно связаны с расстройствами психики. При этом такие люди придумывают новые слова (неологизмы), смысл которых непонятен даже им.
Нередко у людей с шизофренией из-за агглютинации нарушается нормальное восприятие собственной личности. Они могут столь тесно идентифицировать себя с иными индивидами или даже явлениями, что становятся не в состоянии отличить, где они сами, а где их воображение.
В результате события внешнего мира очень тесно сплетаются с их жизнью, и они могут утверждать, что некоторые явления это их выражение (например, им кажется, что дождь является их слезами).
Диагностика шизофрений это достаточно долгий процесс, так как для постановки такого рода диагноза специалистами всесторонне изучается жизнь пациента и симптоматика:
- учитываются жалобы пациента;
- проводится опрос близких к нему людей, которые могут охарактеризовать его поведение;
- обращается внимание на общее состояние здоровья, имеющиеся хронические заболевания, полученные травмы;
- изучается, сталкивался ли пациент с:
- галлюцинациями;
- бредовыми навязчивыми идеями;
- повтором (»эхом») собственных мыслей;
- ощущением, что его мысли открыты всем.
Как минимум специалист наблюдает за пациентом в течение месяца, прежде чем поставить диагноз. Кроме поведенческих и когнитивных отклонений обращается внимание на присутствие в речи неологизмов, которые также могут указывать на шизофрению.
Лечение
Если речь идет об агглютинации, в результате которой рождаются новые интересные неразрушительные идеи и реализуются полезные задумки, то такой вид мыслительной деятельности не нуждается ни в лечении.
Напротив, это может свидетельствовать о гармоничном развитии личности и её умении всесторонне применять свой опыт и развивать воображение.
В случае же, когда у человека имеются речевые нарушения, связанные с психическими отклонениями или же диагностирована шизофрения, то такому человеку должна быть оказана всесторонняя помощь специалистов, иначе процесс агглютинации у таких людей может приводить к печальным последствиям как для них самих, так и для их окружения.
До сих пор концепция лечения такого рода отклонений вызывает много споров у специалистов, так как нет единых подходов к терапии этого состояния. Большинство специалистов считает, что лечить шизофрению можно амбулаторно, прибегая к госпитализации только при тяжелых формах. Методы лечения включают в себя медикаментозную терапию, а также психокоррекционную работу с пациентом.
Медикаментозное
Симптоматика, сопровождающая процесс агглютинации при речевых расстройствах и шизофрении, в большинстве своем поддается медикаментозной корректировке.
Американские психиатры в основной своей массе рекомендуют применять для лечения таких больных атипичные нейролептики, которые действуют именно на негативные признаки заболевания. При этом они отмечают важность индивидуального подхода и оптимизации схем лечения для каждого пациента.
Для лечения таких больных назначают такие лекарственные средства, как:
- Клозапин;
- Рисперидон;
- Оланзалин;
- Амисульприд.
Данные средства следует продолжать принимать пациентам и после купирования острого приступа, с целью поддержания ремиссии и минимизации рисков обострения заболевания.
При применении этих медикаментов на терапию положительно реагируют 40-50% больных, немного хуже 30-40% и лишь у 20% пациентов лечение не дает должного эффекта. Также эти лекарственные средства снижают негативные явления, характерные для данного расстройства, уменьшая склонность и тягу у таких больных к суицидам, наркомании, алкоголизму.
Психотерапия
В случае если агглютинация является симптомом расстройства для коррекции состояния нередко прибегают к психотерапии, которую проводят в комплексе с медикаментозной терапией. Только лишь медикаментозное купирование симптомов болезни не сможет в полной мере вернуть пациента к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Для работы с такими пациентами применяют:
- когнитивно-поведенческую терапию – данная методика имеет солидную доказательную базу и позволяет снизить у пациентов число рецидивов заболевания. Её суть заключается в проработке ложных деструктивных установок пациентов и перенастройки его мыслительной деятельности в правильном направлении;
- семейную терапию – когда пациент взаимодействует с психиатром не единолично, а вместе со своей семьей. Задача при этом специалиста состоит в обнаружении проблемных вопросов, их разрешении и налаживании в семье нормального здорового микроклимата, что позволит снизить риск обострения заболевания у пациента.
Эти методики помогают пациентам лучше понять свое состояние, уменьшить приступы бреда и галлюцинации. Недостатком данных подходов является их дороговизна, так как такие занятия проводятся в индивидуальном порядке и стоят недешево.
Прогноз
Примерно в каждом 3-ем случае с течением времени удается купировать всю неприятную симптоматику и пациент ощущает себя полноценным членом общества.
Еще значительная часть таких больных демонстрирует умеренную ремиссию, с практически полным отсутствием проявлений заболевания (в том числе нездоровых агглютинации). Успех в лечении зависит от своевременности выявления проблемы и комплексности подхода в лечении – сочетании психокоррекции с лечением лекарственными препаратами.
При наличии благоприятной обстановки в семье и выполнении всех рекомендации врача удается избежать острых проявлении заболевания (бреда, галлюцинации), а также не допустить социальной деградации пациента, выражающейся в повышенной склонности у таких больных к:
- принятию наркотиков;
- распитию алкоголя;
- суициду.
Агглютинация является уникальной формой мыслительного процесса, позволяющей человеку открывать новое, перерабатывая полученную ранее информацию.
В психологии агглютинация может рассматриваться как полезный инструмент, позволяющий здоровому психически человеку развиваться, а также как симптом серьезных психических отклонений. Как правило, эти отклонения встречаются не часто, поэтому в большей мере агглютинация помогает людям совершенствовать свой опыт и находить новые ответы при решении различных задач.
Видео о воображении в психологии
Понятие, виды, способы развития воображения: