Слово «амбивалентность» используется в психологии для обозначения любой двойственности или неоднозначности. Это довольно широкое понятие, которое характеризуется одновременное существование полярных состояний.
То есть амбивалентность представляет собой расщепление отношения человека к кому-либо или чему-либо. Он испытывает два совершенно противоположных чувства в одно время.
Амбивалентность может быть нормальной, когда человек не уверен, какие именно чувства он испытывает или чрезмерной, когда два разных отношения совершенно невозможно объяснить с точки зрения логики. Иногда такое состояние является симптомом более сложных психичсеких заболеваний.
Первым данный термин был введен психиатром по имени Эйген Блейер. Он определил амбивалентность еще в начале 20 века. Психиатр был уверен, что такая двойственность была характерна шизофреникам.
Определение
Многие известные психологи и психиатры по-своему рассматривали данные понятия:
Имя специалиста |
Формулировка амбивалентности |
Зигмунд Фрейд | В отличие от своего коллеги (Блейера) был убежден в том, что амбивалентность представляет собой довольно мирное сосуществование разных побуждений в одном человеке. При этом побуждения относятся к двум противоположным сферам (например, жизни и смерти), которые объедены одной личностью. Также ученый был уверен, что совершенно каждый человек рождается амбивалентным, то есть двойственность эмоций является нормой. По мнению Фрейда, в детстве положительные эмоции расположена на сознательном уровне, в то время, как все негативные чувства человек пытается спрятать в своем подсознании. Если создаются определенные условия, которые больше благоприятны для негативных чувств, то они высвобождаются и в таком состоянии человек способен на совершенно непредсказуемые поступки или высказывания. |
Карл Юнг | По мнению специалиста, сознательные и бессознательные чувства способны гармонично существовать в личности и не оказывать негативного влияния на состояние психики. Однако он допускал, что в какой-то момент может начаться конфликт чувств, эмоций или желаний. |
Скотт Фиджеральд | Он был убежден, что в амбивалентности нет совершенно ничего плохого. Психолог напротив был уверен в том, что благодаря амбивалентности увеличиваются умственные способности личности. То есть, чем явнее проявляется амбивалентность, тем выше уровень интеллекта. |
Амбивалентность в психологии – это внутреннее «я», которое пребывает в разрозненном состоянии. При этом человек не полностью сформировал представление о себе и не в состоянии удержать психическое равновесие. Таким людям сложнее удается общаться с другими людьми.
С ними окружающие не способны чувствовать себя в безопасности, уютно. Это объясняется тем, что амбивалентные личности и сами не доверяют окружающему миру и постоянно ожидают какую-то опасность. На фоне этого общение невозможно формировать по горизонтальной или равноправной модели.
Амбивалентный человек уверен в том, что один из двух собеседников обязательно должен быть хуже, а также слабее. Причем сам а такая личность предпочитает выбирать доминирующую позицию. У таких людей часто проявляются признаки манипулятивного поведения.
Так как у человека этого типа недостаточно внутренних опор, он пытается погасить эту потребность за счет собеседников. Это более современное объяснения того, что собой представляет амбивалентность.
Виды
Благодаря работам Блейра, Фрейда и Юнга удалось выделить три основных вида амбивалентности:
- Эмоциональная. Как правило, наиболее ярко она проявляется в романтических отношениях. Часто случается, что человек одновременно испытывает нежность и недовольство по отношению к объекту своего обожания.
- Волевая. Такая амбивалентность характеризуется двумя разными целями и ожидаем совершенно разных результатов. Человек не может сделать выбор, поэтому он постоянно откладывает это решение и рискует ни преуспеть ни в одном из начинаний.
- Интеллектуальная. В этом случае человек не может выбрать между двумя противоречащими друг другу идеями.
В современной психологии выделяют еще 4 вид амбивалентности – социальную. Речь идет о случаях, когда человек одновременно соблюдает все общепринятые законы, но при этом утверждает, что он очень верующий человек. Таких людей в психологии называют православными атеистами.
Характеристики
Амбивалентность в психологии – это состояние, которое человек способен определить самостоятельно. Часто такие личности признаются, что им сложно сделать выбор или даже определиться с тем, как они относятся к окружающему миру.
Таким людям характерно следующее поведение:
- Постоянное изменение планов. Например, человек покупает путевку и планирует поехать с друзьями в Европу, но за несколько часов до вылета покупает билет в Австралию. То есть он совершает абсолютно нерациональный поступок.
- Нерешительность. Амбивалентная личность постоянно может размышлять над одной ситуацией, но постоянно менять к ней отношение. Например, сегодня он любит свой дом, а на следующий день хочет переехать в квартиру.
- Неопределенность в любви. Партнеры таких людей постоянно мучаются от того, что их то любят, то не любят.
- Отсутствие простых ответов. Люди этого типа все ставят под сомнение и постоянно говорят противоположные вещи, чаще не могут подтвердить сказанное разумными фактами. Из-за этого окружающим приходится доказывать им очевидные вещи. Самое сложное в том, что точка зрения амбивалентного человека может меняться каждый день, час или даже несколько минут в запущенных ситуациях.
Амбивалентность является своего рода конфликтом внутри самой личности. Это могут сложные или самые простые решения. Например, амбивалентность проявляется даже при выборе пищи во время обеда.
Человек понимает, что лучше питаться полезной пищей, но ему также хочется побаловать себя фаст-фудом. С одной стороны можно выбрать овощи и фрукты, что будет лучшим выбором, но при этом человек не почувствует удовлетворения.
Функции и роль
Амбивалентность может играть положительную или отрицательную роль в жизни человека. Все зависит от его возраста и того, насколько обострена эта двойственность. Например, подобные переживания могут помешать полноценному развитию подростка. Например, в период 15-16 лет приходит время, когда нужно определять с институтом, будущей работой.
Вполне логично, что с одной стороны подросток хочет учиться, чтобы добиться успеха в жизни, с другой – ему намного интереснее проводить время с друзьями. То есть начинается период, когда человек испытывает спутанные чувства, желая остаться в своей зоне комфорта, но продолжить развиваться.
Нередко на этом этапе ошибку допускают родители подростка. Они начинают давить и проявлять настойчивость, говоря ребенку, что он обязан делать. В этом случае двойственность подростка усугубляется другими моральными проблемам. Теперь он хочет угодить отцу и матери, но одновременно с этим испытывает злость из-за того, что они на него давят.
В возрасте 9-13 лет амбивалентность положительно сказывается на личности, так как ребенок учится рассказывать близким о своих переживаниях, так как он не в силах держать их в себе. В этот период важно прислушиваться к словам ребенка, который открыто сообщает, что родители его не понимают и не считаются с ним. Это позволяет наладить диалог.
Чем старше становится человек, тем больше усиливается двойственность. С одной стороны он доволен своей жизнью, с другой – думает, что было бы, если бы он когда-то выбрал другой путь. В жизни добавляется больше проблем и ситуаций, при которых люди часто испытывают двойственные чувства (на работе, в семейной жизни).
Мир становится более противоречивым. Если в этот период человек научится расставлять приоритеты, то амбивалентность будет приносить пользу. Но если он поддастся этой двойственности, то постепенно она начнет занимать все мысли.
Амбивалентность, которая сегодня широко рассматривается в психологии, — это состояние, позволяющее пройти испытание независимостью. Либо человек сам научится выбирать одно из своих чувств, либо начнет прислушиваться к тому, кто является для него более авторитетной личностью.
Главная опасность этого периода заключается в том, что подростки подвержены влиянию плохих компаний, алкоголя и прочих негативных факторов. Если в качестве своего наставника подросток выбирает родителя, то в этом нет ничего плохого, но есть риск того, что ребенок так и не научится самостоятельности.
Среди очевидных негативных сторон амбивалентности можно выделить то, что она может омрачить отношение к жизни. Особенно это опасно для подростков, у которых могут возникнуть суицидальные мысли, которые в сочетании с повышенной импульсивностью могут привести к страшным последствиям.
С другой стороны, как утверждал Скотт Фиджеральд, двойственность действительно стимулирует умственную активность. Но она может сбить с толку или сделать человека более нерешительным, чем он есть на самом деле. У ребенка может развиться чувства несовершенства, комплексы, повышенное беспокойство. Поэтому родители должны обращать внимание на подобные изменения в поведении ребенка.
Формы проявлений
Существует масса проявления амбивалентности. Например, любовь к родителям граничит с острым желанием начать жить отдельно. В запущенных ситуациях подросток может даже поступить совершенно нелогично и навредить себе или кому-либо еще из-за того, что его сознание разрывается от сложного выбора.
Точно так же родители после рождения ребенка безумно счастливы, но они устают от плача и желают хотя бы на пару дней отправить его к бабушке и дедушке.
Человек может наслаждаться ностальгическими воспоминаниями из прошлого, даже если в ходе тех событий он потерял нечто важное. Люди могут одновременно испытывать страх, а также любопытство. Нередко амбивалентность проявляется в виде садомазохизма.
При этом человек не только желает физической боли во время утех. К подобным ситуация можно отнести женщин, которые долгие годы продолжают жить и мучиться с наркоманами или алкоголиками, но не уходят от них.
Внешне такое состояние проявляется в перемене настроения. Например, утром муж был нежен и дружелюбно общался с женой, обнимал ее, а вечером он перестает ее замечать и не разговаривает с ней. Как правило, таких людей характеризуют, как трусливых или безрассудных. Это может проявляться только иногда.
Также у людей, страдающих от сильной двойственности часто можно заметить признаки в виде подергивания рук или ног. Они ведут себя нервно, плохо спят. Иногда они начинают есть в огромных количествах, а потом несколько дней голодают.
Психологические теории и школы
Согласно когнитивным теориям, основанным на согласованности, большинство людей предпочтут надежность и познание последовательного типа. Они испытывают напряжение, если отмечают несогласованность своих стремлений или эмоций. В прошлом психологи преимущественно рассматривали инстинктивное желание человека избавиться от дискомфорта на психологчисеком уровне и вернуть баланс.
Существует несколько распространенных теорий:
- Теория баланса. Ее разработал теоретик Фриц Хайдер, который рассматривал семейные отношения, которые являются проекцией того, как человек взаимодействует с другими людьми. Теория баланса сконцентрирована на социальных связях, которые анализируют с точки зрения того, как сам индивид воспринимает их и особенности восприятия других лиц. Также учитывается сама тема двойственности. Получается так называемая триада отношений или треугольник. Чтобы добиться в нем баланса, согласно теории Хайдера, все три составляющих должны быть противоположными или два направления положительными и только одно отрицательным. Это наиболее философский подход.
- Оценочно-когнитивная теория консистенции. Она основывается на состоянии, когда человек испытывает разные чувства к объектам, которые сильно отличаются по своей величине или значимости. В этом случае амбивалентность рассматривается так называемой функцией количества конфликтов в позе. Одновременно с этим последовательность оценочно-познавательного типа представляет собой функцию величины разности между создаваемыми оценками.
- Когнитивная теория диссонанса. Согласно данной теории, самым мощным фактором, который формирует поведение человека, является непоследовательность познания. Первые упоминания этой теории встречаются в середине 20 века. Первым подробно данную теорию рассматривал Фестингер. Позже свою лепту внесли и другие теоретики, и психологи. Когнитивный диссонанс является результатом двух противоречивых мыслей или каких-либо мнений. Согласно более современным исследованиям, далеко не все существующие когнитивные несогласованности могут одинаково огорчать. То есть не всегда диссонанс способен вызывать проблемы, они создаются самими индивидами. Когнитивный диссонанс подразумевает то, что человек ведет себя одним образом, хотя на самом деле он испытывает совершенно другие мысли и эмоции. Из-за желания удовлетворить все свои противоречивые потребности он может довести себя до критичного состояния.
Диагностика
Амбивалентность в психологии – это состояние, которое диагностируется путем проведения нескольких тестов. Например, наиболее эффективным считается тест Каплана. Его обычно применяют, когда необходимо определить наличие биполярного расстройства. Также психолог может предложить пройти тест Пристера.
Он выявляет наличие различных конфликтов, которые могут возникать внутри личности. Также существует тест Ричарда Петти, который активно используют в современной психологии.
Также существует общепринятое общее тестирование, состоящее из шести простых вопросов. Психолог уточняет, открывает ли пациент кому-либо свою душу, как часто он обсуждает проблемы с разными людьми.
Также нужно уточнить, не испытывает ли человек определенный дискомфорт, если ему нужно откровенно говорить своему собеседнику о своих истинных чувствах. В качестве ответов пациент выставляет баллы от 1 (совершенно не согласен) до 5 (абсолютно согласен).
На основе тестирования психолог получает более четкую картину состояния пациента. В зависимости от того, насколько ярко проявляется амбивалентность, могут быть назначены те или иные методы купирования и изменения данного состояния.
Методы управления
Амбивалентность в психологии – это не заболевание, а симптом. Поэтому главной задачей психолога является выявление точную причину развития двойственности. Она появляется на фоне различных психических расстройств.
Поэтому Юнг и другие психологи предлагали комплексные терапевтические мероприятия, основой которого являются медикаментозные препараты:
- Нормотимики. Применяются в том случае, если у пациентов выявлены резкие перепады настроения, которые ему все сложнее контролировать.
- Антидепрессанты. Используются в сложных ситуациях, когда амбивалентность спровоцирована расстройствами головного мозга, на фон которых могут развиться длительные депрессии.
- Транквилизаторы. Они могут облегчить состояние пациента, который страдает от приступов тревожности, панических атак. Также транквилизаторы прописывают при серьезных проблемах со сном, так как такой симптом может только усугубить ситуацию.
- Нейролептики. Позволяют улучшить концентрацию. Она, как правило, значительно снижается из-за постоянного состояния двойственности.
- Ноотропы. Препараты этого типа способствуют нормализации кровообращения в головном мозге человека. При этом улучшается активность его работы при самых разных расстройствах психического характера.
Также психолог может предложить начать принимать легкие снотворные или седативные препараты. Некоторые обращаются в этом случае к народной медицине. Положительное влияние оказывают витамины группы В. Они улучшают работу нервной системы человека и позволяют избежать развития депрессии.
Дозировка препаратов определяется врачом, также как и продолжительность лечения. Самолечением в этом случае заниматься крайне опасно. Одновременно с приемом медикаментозных средств рекомендуется посещать психолога, так как работа должна вестись в двухстороннем порядке. Специалист должен выявить наиболее сильные и слабые стороны пациента.
В конечном счете человек должен научиться определять свои чувства и осуществлять выбор, не пребывая постоянно в двойственном состоянии. Для этого можно использовать приватные разговоры или занятия в группах. Не лишним будет проводить приемы и выполнять упражнения, направленные на личностный рост пациента.
Если ни один из этих способов не помог, то это говорит о том, что проблемы намного глубже. То есть амбивалентность приобрела патологический характер. В этом случае необходимо обращаться к психиатру.
В противном случае у человека появится еще больше проблем в процессе общения. Он может начать вести себя слишком агрессивно и неадекватно. Негативная реакция будет занимать преобладающую позицию в поведении.
Если амбивалентность не сильная, то ее присутствие в жизни человека считается нормальным. Это выбор и сомнения, которые люди должны периодически испытывать. Но, если двойственность приводит к отчаянию и создается ощущение безвыходности ситуации, то в этом случае поможет самостоятельная работа над собой.
Например, человек может попробовать обесценить ситуацию, то есть перестать предавать ей такое большое значение, пока не пройдет какое-то время. Также современные психологи рекомендуют настраиваться на более позитивные эмоции и стараться больше концентрироваться на них.
Еще один способ – заставить себя выбрать одну из эмоций или путь, так как в любом случае оба решения не полностью устраивают человека. Хорошим решением будет осознание того, что если продолжить концентрироваться на своем двойственном отношении, то человек никуда не начнет двигаться.
Если человек осознает то, что проблемы не исчезнут, пока он не примет решение, то ему будет проще осознать, какое из решений хоть немного больше его устраивает.
Семейные психологи рекомендуют поменять модель отношений между близкими людьми. Например, если высокая амбивалентность подростка спровоцирована тем, что его родители постоянно требуют от него принятия конкретного решения, то им стоит научиться проявлять большее терпение. Для этого также может потребоваться работа с психологом.
Есть другие варианты и упражнения, основанные на методиках личностного роста. Это объясняется тем, что амбивалентность часто становится причиной низкой самооценки, неуверенности в себе.
Современная психология рассматривает амбивалентность во многих ракурсах. Это состояние, которое может меняться даже в зависимости от ситуации в стране. Амбивалентность наблюдается в политических взглядах, вере и многих других спектрах жизни человека. Однако ее нужно контролировать и не допускать того, чтобы двойственность становилась постоянной.
Видео про амбивалентность
Амбивалентность чувств и эмоций: