Арт-терапия – это самостоятельная терапевтическая практика в современной психологии, которая начала свое развитие в 40-50-х годах ХХ столетия в США и Великобритании. В основе этой техники лежат идеи исцеления, обретения гармонии и душевного равновесия через выражение творческих замыслов.
Что такое арт-терапия в психологии?
Термин «арт-терапия» («аrt» в переводе с англ. — «искусство») впервые употребил художник Адриан Хилл в 1938 г. в отчете о работе с больными туберкулезом. Концептуальная база, включая гуманистические модели развития личности, была наработана представителями психологии К. Рождерсом и А. Маслоу.
Процесс создания произведения искусства или созерцание творений других людей используется в качестве средства, чтобы:
- понять, исследовать свои эмоции и чувства;
- справиться со стрессом;
- повысить свою самооценку;
- проработать коммуникативные навыки.
Арт-терапия в психологии – это вспомогательный метод не только для улучшения работы мыслительных процессов мозга, но и способ преодоления стрессов, а также психологических расстройств.
На сегодняшний день арт-терапия является весьма актуальным методом психокоррекции. Это не только очень древняя, естественная форма выражения и изменения эмоционального состояния человека, но и одно из самых прогрессивных и популярных направлений в современной психологии.
Цели и задачи методики
Главная функция арт-терапии — это способность успокоить человека, помочь ему расслабиться, понять свои желания, почувствовать себя в безопасности и выплеснуть негативные эмоции, мысли и чувства.
Арт-терапия способствует:
- уменьшению напряжения;
- активизации внутреннего жизненного потенциала;
- выявлению и пробуждению внутренних личностных ресурсов;
- социальной адаптации;
- формированию коммуникативных и межличностных навыков;
- нормализации жизни в целом;
- отработке у человека навыка концентрироваться на своих ощущениях и эмоциях;
- созданию благоприятной атмосферы, позволяющей понять внутренний мир человека через диалог с самим собой;
- содействию в поиске эффективных индивидуальных методов для выражения собственных чувств.
Одним словом, главная задача арт-терапии заключается в гармонизации эмоционального состояния через развитие навыка самопознания и самовыражения.
Применение творческого процесса помогает людям найти новые пути самовыражения, познать свои глубинные чувства и овладеть естественными способами преодоления трудностей на пути своего развития.
Показания
Арт-терапия в психологии – это эффективный способ раскрыть и расширить свои созидательные возможности независимо от возраста и наличия способностей к искусству.
Общим показанием к применению арт-терапии является неспособность или слабая способность человека приспосабливаться к условиям социальной жизни из-за ограниченного межличностного общения или по ряду других причин в силу физических или психических особенностей человека.
Для проведения арт-терапевтической практики имеются следующие показатели:
- низкая самооценка и негативные представления личности о себе;
- проблемы в эмоциональном развитии, такие как высокая степень тревожности из-за обид, страхов или переживания горя;
- стрессовые ситуации, состояние депрессии, эмоциональная пустота и чувство одиночества;
- трудности в межличностных отношениях, недостаток социальных контактов и враждебное отношение к окружающим людям;
- симптомы психосоматического характера в развитии и нарушение функционирования дыхательной, двигательной, центральной нервной системы и так далее.
Арт-терапия дает положительные результаты при решении основных проблем в эмоциональной области, используется для активизации жизненных ресурсов человека, а также эффективна в психосоциальной работе с клиентами.
Преимущества и недостатки
Одним из главных преимуществ арт-терапии является возможность заниматься в группах, что содействует формированию определенной модели окружающего мира, в которой можно исследовать собственное поведение и испытать новые формы взаимодействия.
Среди недостатков данного метода можно отметить невозможность достижения быстрого результата из-за возможности нерегулярных арт-терапевтических встреч и в некоторых случаях низкой степени вовлеченности участников.
Краткие сведения о преимуществах и недостатках расположены в таблице ниже:
Преимущества | Недостатки |
Арт-терапия в группе является общим делом, при этом каждый участник получает поддержку. Обмен общими предметами снижает уровень изоляции и тревожности. | Метод, при котором отсутствуют инструкции, указания и четкое направление может оказаться малоэффективным. |
В процессе творческого созидания каждый участник имеет возможность как вербального, так и невербального взаимодействия. | Неопределенные временные границы и нерегулярность арт-терапевтических сеансов не может показать быстрые результаты. |
После создания своей работы каждый участник получает обратную связь и это позволяет лучше ориентироваться во внутреннем мире и ясно осознавать свои модели поведения в обществе. | Необходимость учитывать индивидуальные возможности человека при работе в группе и готовить отдельный набор материала для каждого участника. |
Арт-терапия помогает распознать разрушающие чувства, которые тяжело сразу определить, если они кроются глубоко в бессознательном. Данная практика в психологии позволяет посмотреть на проблему со стороны и переосмыслить уже очевидное. При этом акцент делается не на получении результата с какими-либо критериями или параметрами, а на самом процессе создания своего произведения.
Виды арт-терапии
Арт-терапию можно разделить на индивидуальную и групповую. Индивидуальная арт-терапия применяется для пациентов с неглубокими психическими расстройствами, когда невозможно применить вербальную психокоррекцию. Групповая терапия используется в случае, если необходимо поработать над развитием коммуникативных и социальных навыков в ходе взаимной поддержки и решения общих проблем.
Для женщин, мужчин
Творческая деятельность, основанная на выражении зрительных образов, была известна еще с древних времен. Она открывает канал связи с подсознанием, где хранится важная информация о самоощущении, самопознании и месте человека в обществе. По мнению З. Фрейда любой вид художественного творчества несет компенсаторную функцию.
С его помощью взрослым людям легче справиться с психическими проблемами такими, как:
- низкая или искаженная самооценка;
- страхи;
- состояние внутреннего напряжения;
- депрессия и так далее.
Арт-терапия для взрослых людей особенно распространена через занятия рисованием и живописью. В процессе на бумаге вырисовываются образы, часто указывающие на травмирующие воспоминания, которые оказывают неблагоприятное воздействие и нарушают психическое равновесие.
В процессе творения часто просыпается азарт и появляется вдохновение, при котором в коре головного мозга возникает доминирующий очаг возбуждения, а именно положительные эмоции, с помощью которых легче преодолевается апатия и чувство разочарования.
Арт-терапевтическая деятельность очень полезна для беременных женщин.
Среди популярных направлений можно выбрать по желанию:
- рисование или раскрашивание;
- лепку;
- бодиарт безопасными красками;
- сказкотерапию;
- изготовление кукол и игрушек.
Для пожилых людей
Перед началом арт-терапевтической работы психологи тщательно оценивают физическое состояние пожилых людей, так как они часто имеют ряд «возрастных» заболеваний. Чаще всего их собирают в группы, причем смешанные по возрастному составу.
Психолог принимает во внимание возрастные особенности престарелых клиентов таких, как быстрая утомляемость, слабость зрения и слуха, малоподвижность суставов, снижение памяти и интеллекта, возможное нарушение речи.
С учетом данных особенностей подбирается определенная методика с использованием крупных кистей или мелков для рисования и устанавливается дополнительное освещение.
В арт-терапевтической работе с пожилыми людьми акцент делается на обзор их жизненного опыта, на воспоминаниях, на проработку отрицательных и положительных моментов их жизни в настоящий период. Люди этой возрастной группы особенно нуждаются к обращению к прошлому, чтобы увидеть смысл в событиях своей жизни.
Для стимуляции общения в группах используется техника коллажа из цветной бумаги или ткани. Для повышения концентрации внимания, а также для того, чтобы сблизить участников группы, используются такие упражнения, как «передача листа» или «завершение каракулей».
Многие престарелые люди не проявляют интерес к рисованию из-за нарушения памяти. В этом случае арт-терапевты применяют игровые техники с часто повторяющимися элементами.
Материалами для игровых техник служат:
- куски текстиля;
- разного вида бумага;
- липкая лента;
- шерсть;
- проволока;
- карандаши;
- ножницы;
- пластиковые бутылки и прочие материалы.
Для детей
Арт-терапия в психологии – это один из эффективных и широко распространенных направлений в психологической работе с детьми. Психолог организовывает арт-терапевтические занятия таким образом, что дети воспринимают их как позитивный и естественный творческий процесс, а не как коррекционную практику для отстающих в развитии.
Специалисту по арт-терапии следует предъявлять повышенные требования в процессе выбора метода с учетом возраста и базовых потребностей конкретного ребенка. Так, например, у детей дошкольного возраста базовой потребностью являются сюжетно-ролевые игры.
С учетом этого психолог выбирает игровую коррекцию в качестве приоритетного метода или в виде фона для других практик таких, как песочная терапия, ролевое моделирование в игре-драме и других.
Для детей арт-терапия имеет ряд преимуществ по сравнению с другими техниками, в основе которых лежат принципы вербального общения, что особенно значимо для детей со слабо выраженными коммуникативными навыками.
Детям удается лучше, чем взрослым людям передать свои переживания с помощью символов без использования слов. Способность детей мыслить образами позволяет применять данный метод как средство познания окружающего мира и своего места в нем.
Результатом арт-терапевтической работы является повышение самооценки ребенка, развитие уверенности в себе, изменение самоощущения в положительном направлении, демонстрирование независимости в отношениях с арт-терапевтом, снижение тревожности и напряжения.
Направления и методы арт-терапии
В основе арт-терапии лежит изобразительное искусство, по средствам которого плавно корректируются нарушения у людей с трудностями к социальной адаптации.
Популярными направлениями арт-терапии являются:
- сказкотерапия или библиотерапия – создание литературного произведения или чтение подобранных для конкретной цели произведений;
- изотерапия – создание художественного образа, передающего чувства и переживания человека;
- фототерапия – коррекционный метод с применением фотографий;
- игровая терапия – метод с использованием сюжетно-ролевых игр;
- песочная терапия – создание символов посредством работы с песком;
- музыкотерапия – терапия с использованием музыкальных произведений;
- танцевальная терапия – выражение эмоций и чувств посредством танцевальных движений;
- драматерапия – драматизация жизненных сюжетов.
Ключевым принципом арт-терапевтического действия является метод активного воображения, дающий человеку беспредельные возможности для самореализации и самовыражения в процессе создания творческого продукта.
Упражнения терапии
Каждый человек независимо от наличия или отсутствия особого таланта к тому или иному виду искусства способен визуализировать свои внутренние конфликты через формы и символы. Среди великого разнообразия упражнений психолог должен выбрать наиболее подходящее направление по медицинским показаниям с учетом предпочтений клиента.
Изотерапия
Изотерапия – терапия посредством изобразительного творчества, в том числе рисования с использованием как карандашей, фломастеров, красок и листа бумаги, так и широкого набора художественных материалов таких, как пластилин, глина, восковые мелки, ткань, шерсть, нитки и прочие материалы.
Упражнение «Тематический рисунок»
Темы для рисования могут быть самыми разнообразными и затрагивать индивидуальные или групповые проблемы при работе в группе.
Популярными являются темы:
- «Я и моя семья».
- «Мой обычный день».
- «Неприятная ситуация».
- «Мои заветные желания».
- «Страх» и другие.
При этом человек рисует все, что хочет. На процесс отводится 30 мин. После чего происходит обсуждение рисунка. Если работа проводится в группе, то вывешиваются произведения всех участников, затем происходит обсуждение каждого рисунка.
Упражнение «Мандала»
Основой данного упражнения является круг (в переводе с санскритского языка «Мандала» означает Магический круг). Чаще всего создают цветовой круг с использованием полного цветового спектра, так как такая работа имеет целительный эффект и приводит к состоянию равновесия.
Порядок проведения упражнения:
- Человеку предоставляется лист бумаги с нарисованным кругом, разделенным на 12 равных частей от центральной точки, и краски, среди которых обязательно присутствует белый и фиолетовый цвет.
- Психолог предлагает закрасить сектора круга, начиная с красного цвета и заканчивая фиолетовым. При этом необходимо отслеживать свое эмоциональное состояние и реакцию на тот или иной цвет. Человеку разрешается создавать оттенки и фокусировать внимание на том, нравится или не нравится цвет или оттенок.
- На заключительном этапе проводится анализ цветов и обсуждение цветовых представлений в данном рисунке.
В процессе закрашивания может играть тихая спокойная музыка, но разговаривать во время работы не рекомендуется.
Фототерапия
Фототерапия применяется для решения вопросов психологического характера и гармоничного развития личности путем создания, созерцания и обсуждения фотографических снимков или слайдов.
Фотография является одной из форм визуального искусства, где автор отражает индивидуальные душевные особенности. С помощью камеры фотограф запечатлевает те образы, которые резонируют с его восприятием, вызывают положительные эмоции и творческое вдохновение. Отсюда проистекает резонанс и гармония с внешним миром красоты.
Смысл фототерапии заключается в том, что снимок предает чувства и мысли его создателя в момент съемки. Хорошее настроение, позитивный настрой и творческий азарт непременно отражается на нем. Человек может вернуться к нему в будущем, если у него появятся чувства тревоги и разочарования.
Музыкотерапия
Арт-терапия в психологии – это мягкий, но действенный метод коррекции психоэмоционального состояния человека, а музыкотерапия является одним из популярных направлений в данной практике. Она применяется в клиниках и медицинских сообществах для лечения и реабилитации пациентов под контролем психолога, который тщательно подбирает музыкальные произведения.
Все дело в том, что любой вибрирующий звук оказывает воздействие на все клетки человеческого организма. Звуки образуют своеобразные энергетические поля, которые начинают движение в пространстве. Они резонируют с клетками человека, поглощаются ими и это оказывает положительный эффект на весь организм.
Музыкальную терапию применяют во многих учреждениях по всему миру для лечения и профилактики внутренних заболеваний, поведенческих нарушений, эмоциональной нестабильности и других нарушениях.
Некоторые люди, к примеру с синдромом дауна или аутисты, не могут эмоционально выразить все то, о чем думают. Для них музыкотерапия – это то средство, которое открывает возможность общения с миром и налаживает межличностные отношения в семье.
Одним из методов музыкотерапии считается импровизация на разных музыкальных инструментах, прослушивание и анализ произведений. Музыкальное занятие, как правило, длится не более 50 мин и может проводится в комбинации с другими видами арт-терапии.
Сказкотерапия
Сказкотерапия – метод арт-терапевтической работы, при котором используют фантазию и сказку как способ расширения сознания и развития личностных качеств. Содержание сказок вызывает эмоциональный отклик не только у детей, но и у взрослых людей. Сказочные образы воздействуют одновременно на два уровня психики: на сознательный и бессознательный уровни.
Именно сказкотерапия способствует выработке «нравственного иммунитета», когда человек может противостоять негативным аспектам социальной жизни на духовном, ментальном и эмоциональном уровне.
В рамках терапии клиент может сам сочинить сказку, где расскажет:
- как найти и сохранить любовь;
- как научиться прощать и ценить отношения;
- как бороться со злом и нести добро в мир.
Форма сказочного повествования дает возможность помечтать и представить свои идеи восприятия действительности безоценочно и целостно.
На заключительном этапе психолог анализирует авторскую сказку по нескольким параметрам. Он изучает информационное содержание произведения, определяет основную тему и сюжет, а также рассматривает линию главного героя. После анализа специалист выявляет основную проблему клиента и определяет средства и задачи психологической работы с автором сказки.
Для детей разработан метод неоконченной сказки, который хорошо помогает выявить эмоциональное состояние ребенка. Для этого необходимо рассказать маленький фрагмент сказки, заменив образы мамы и папы, братьев и сестер, друзей сказочными персонажами. Затем предложить ребенку выбрать направление повествования и смоделировать сюжет.
Далее предложить ребенку самому продолжить рассказ, задав вопрос: «А что было дальше? Как ты думаешь?» Важно обратить внимание на то, как ребенок слушает сказку: спокойно и заинтересованно или нервничает, говорит пониженным тоном или шепотом, краснеет, бледнеет или отказывается продолжать историю.
Если присутствуют признаки волнения, это говорит о наличии острой проблемы, которую нужно решать.
Результаты терапии
В результате арт-терапевтической работы происходит психокоррекция на сознательном и подсознательном уровне. У человека развивается и усиливается внимание, понимание к своим чувствам и переживаниям, а это приводит к повышению самооценки.
В процессе создания творческих образов клиент может освоить новые навыки и получить новый опыт. Внутренние конфликты прошлого, выплывающие из подсознательного и вызывающие болезненные ощущения и воспоминания, контролируются и поддерживаются психологом в абсолютно безопасном пространстве.
Применение методов арт-терапии в психологии дает возможность людям свободно выражать свои чувства и эмоции, желания и фантазии и выдавать их в виде творческого произведения.
Этот вид терапии, в результате которого рождаются музыкальные композиции, иллюстрации, сказочные истории, танцы, скульптуры, является наиболее приятным и безопасным способом для обретения гармонии и душевного покоя.
Видео про арт-терапию
Основные направления арт-терапии: