Психотерапия – это воздействие лечащего врача на психическое состояние пациента путем установления с ним личного контакта. В психологии понятие «психотерапия» было введено в научный оборот английским врачом Дэниэлом Хак Тьюком в 1872 г.
В своей книге «Иллюстрация воздействия разума человека на его тело» он посвятил явлению целую главу, где описывал психотерапию как действие, которое дух пациента мог иметь в отношении своего тела благодаря влиянию врача. Само явление Дэниэл понимал как помощь врача, который, с помощью воздействия на душевное состояние пациента, способен исцелить его тело.
Определение
Психотерапия в психологии – это явление, термин обозначения которого стал общеупотребительным только в 90-х гг. XIX в. в связи с развитием техники гипноза. Только тогда психотерапия стала рассматриваться как составляющая медицинского воздействия по лечению больных с помощью специалистов органов здравоохранения.
Обращаясь к истории психотерапии, лечение эмоциональных или психологических проблем можно наблюдать еще в глубокой древности. Древние греки были первыми, кто определил психическое заболевание как вид медицинского отклонения, а не признак божественного наказания.
Хотя их понимание природы психического заболевания не всегда было верным, они признавали лечебную ценность утешительных и разъяснительных личных бесед. С падением Римской Империи Средневековье вернулось к сверхъестественному как причине психических заболеваний. Однако существовали врачи (например, Парацельс (1493-1541 гг.)), которые выступали за психотерапию для лечения душевнобольных.
В XIX в. было впервые использовано слово «психотерапия» Дэниелом Хэк Тьюком, который определил термин психотерапия в своем словаре. В дальнейшем многие поведенческие и другие науки развивались в области определения психотерапии, но до сих пор нет единого мнения относительно единственного значения явления.
Например, Льюис Вольберг (1977 г.) приводит в своей книге 37 определений психотерапии и заключает, что их можно обобщить в том, что психотерапия является подходом ко многим проблемам эмоциональной природы.
В определение психотерапии Фрейдом заложена концепция, которые повлияла на будущее концепции психотерапии. Она описывала подавленные воспоминания, сложные и психические травмы как аналогичные поражения, которые вызывают физические заболевания, что стало логическим следствием концепции патологического психического феномена и отходом от вклада Дэниела Тьюка.
Данная психотерапия пришла к тому, что психические расстройства ничем не отличаются от физических заболеваний. З. Фрейд определял психотерапию как возможность познать себя и внедрить бессознательные элементы на уровень сознания с помощью психоаналитика.
При определении современного понимания психотерапии чаще всего используется содержание Страсбургской декларации, принятой Европейской психотерапевтической ассоциацией в 1990 г.
Ее основные положения:
- Психотерапия является такой дисциплиной, представляющей собой свободную и независимую профессию.
- Образование психотерапевта предполагает высокую степень теоретической и клинической подготовки.
- Образование психотерапевта предполагает изучение всех терапевтических методов, теории, получение терапевтического опыта и практики под надзором.
Также известно современное определение психотерапии Б.Д. Карвасарского (2000 г.), который в своем пособии по психологии приводит определение, описывающее психотерапию как инструмент, который с помощью методик воздействия на психику помогает человеку модифицировать свои отношения в обществе и поведение, оценивающееся негативно с точки зрения самого пациента или общества.
Виды
Психотерапия в психологии – это система лечебного воздействия на человека, которая формировалась множеством психологических школ и направлений. Они отличаются основными взглядами на структуру личности человека и терапевтическими методами лечения. Несмотря на многообразие видов психотерапии, можно выделить 3 ее основных направления: поведенческое, гуманистическое, психодинамическое.
Направление | Характеристика |
Поведенческая психотерапия | Поведенческая психотерапия — это эффективная и динамично развивающаяся форма лечения. Основные признаки направления характеризуются тем, что поведенческая психотерапия:
Терапевты поведенческого направления исходят из того, что пациенты должны быть мотивированы на излечение и изменение. При этом ответственность за неудовлетворительные изменения и неудачи в лечении ложится на пациентов. В поведенческой психотерапии мотивация и обоснование — это повседневные задачи терапии и терапевтов. В рамках поведенческой терапии пациенты всегда активно включаются в планирование и проведение лечения. Они знают смысл, цель и процесс диагностических и терапевтических вмешательств и сами устанавливают цели, которые хотят достичь. Терапевты ответственны за то, чтобы соблюдать эту прозрачность требований. Терапевтическое воздействие дополнительно активируется поведением терапевта, это минимизирует сопротивление пациента. В каждом случае поведенческая психотерапия стремится к достижению стабильного результата лечения. Иногда стабильный результат достигается не за один терапевтический шаг. При определенных обстоятельствах возможны также рецидивы. В последние десятилетия распространился опыт их предотвращения, они потеряли угрожающий характер и проходят менее тяжело и продолжительно. Поведенческая психотерапия основывается на принципе минимального вмешательства. Лечение планируется индивидуально для каждого пациента в соответствии с определенными индикативными критериями. При этом они подбираются оптимально под потребности каждого пациента. |
Гуманистическая психотерапия | Данное направление основывается на принципе ценности человеческого опыта, выделяет энергию пациента, которую он может потратить на самовыражение и реализацию своего заложенного потенциала. Гуманистическое направление ставит на первое место:
В задачи терапевта данного направления входит с помощью безусловного принятия, эмпатии и поддержки передать клиенту новый позитивный принимающий эмоциональный опыт, через который клиент учится понимать и принимать себя. |
Психодинамическая психотерапия | Данное направление часто обращается к психоанализу, благодаря которому в начале XX в. возникло понимание бессознательного, а также сексуальной энергии либидо, неосознаваемой энергии и импульсов, которые взаимодействуют в сфере бессознательного и влияют на жизнь человека. Психоанализ был начальным направлением, с которого запустился процесс формирования психотерапии как обособленной и самостоятельной профессиональной сферы, который продолжается до сих пор.
Психодинамическая психотерапия нередко отождествляется с психоанализом, но методы воздействия на пациента данных направлений отличается: психоанализ основывается на интерпретациях и акцентирует внимание на отношениях пациента и аналитика; психодинамическая психотерапия старается анализировать прежде всего деятельность человека в реальной жизни, старается не выделять аналитические отношения и использует, помимо стандартных методов, такие способы терапии как совет и поддержка. Терапевтический процесс строится на постепенном и осторожном процессе вывода содержимого бессознательного в сознание. Он позволяет медленно, но основательно преобразовать структуру психики человека, разрешая его внутренние конфликты и развивая понимание себя у пациента. |
Также можно выделить виды психотерапии в зависимости от проведения сеансов лечения:
- индивидуальная и групповая психотерапия (зависит от количества участвующих в терапии);
- директивная и недирективная психотерапия (директивный подход отличается прямым участием пациента в процессе терапии, но решение его проблемы является зоной ответственности только врача; недирективный вид акцентирует внимание на побуждении пациента самому осмыслять свои действия и принимать активное участие в лечении);
- волевая и пассивная (различаются в зависимости активности пациента во время лечения);
- поисковая и корректирующая (различаются в зависимости от задач, стоящих перед терапевтом);
- краткосрочная и длительная (зависит от количества сеансов, необходимых для лечения);
- казуальная и симптоматическая (при симптоматической психокоррекции целью воздействия является некоторый симптом (тревога, заикание и т.д.) или группа симптомов; казуальная терапия отличается обменом информацией психотерапевта и пациента, что приводит к пониманию больным своих травм и переживаний).
Значение и цель
Психотерапия как практический процесс в психологии – это важное явление, значение которого проявляется в решении следующих задач:
- Изменение негативных установок пациентов по отношению к себе и миру.
- Воздействие на чувства пациента путем замены негативных и мешающих жизни чувств на положительные. При этом негатив не отрицается как существующий и выполняющий свою роль в психике; формируются инструменты работы с данными чувствами, чтобы уменьшить их влияние (потеря внимания, стресс, неуверенность в себе) на человека и увеличить шанс возникновения положительного отношения к любой ситуации.
- Формирование у пациента навыков самопомощи в трудных ситуациях, умения отделять свои фантазии от объективной реальности, относиться к событиям с разных точек зрения. Важная задача психотерапии – не показать пациенту, в чем заключается его проблема, а научить его понимать ее и решать самостоятельно.
Основными целями психотерапии являются:
- познать себя;
- облегчить эмоциональную боль и неуверенность в себе;
- развить более полное понимание своих психологических проблем;
- сформировать эффективные механизмы преодоления стресса и негативных мыслей;
- способствовать более точному пониманию событий прошлого и того, что пациент хочет для своего будущего.
Психологические теории и школы
Психотерапия в психологии — это направление, которое может основываться на концепциях многих школ и направлений психотерапии.
Основные из них включают в себя:
- психодинамическую психотерапию;
- бихевиоральную психотерапию;
- когнитивный подход;
- гуманистическое направление лечения.
Представителем психоанализа, вида психодинамического подхода, является З. Фрейд, который разработал динамическую модель психики, основанную на противодействии конфликтующих сил личности.
Элементы сознательного и бессознательного определялись Фрейдом на основе составляющих психики:
- Ид – бессознательная инстинктивная часть, которая включает врожденные стремления человека, инстинктивные и иррациональные импульсы психики. Чаще всего включают в себя сексуальные влечения.
- Эго– часть личности, ответственная за принятие решений, которая появляется лишь в результате конфликта Ид и Суперэго и обеспечивает их взаимодействие.
- Суперэго – бессознательная часть, включающая высшую систему ценностей человека. Она приобретается в процессе усвоения правил поведения и общественных норм. Также сюда относятся семейные запреты, которые вызывают у человека чувства вины и страха.
Ид действует в результате 2 видов влечения: Эроса и Танатоса. Первое влечение определяется энергией либидо; второе – стремлением к разрушению. Причиной отклонений в психике, согласно подходу Фрейда, являются детско-родительские отношения, которые проявляются в требованиях Суперэго в бессознательном пациента.
Другим направлением психодинамического подхода является аналитическая психология К. Юнга. Он, в отличие от Фрейда, не считал энергию бессознательного единственно сексуальной; она является подвижным психическим началом, которое определяет степень интенсивности процессов в психике.
Также он разделял коллективное и индивидуальное бессознательное, придавая особое значению первому. Коллективное бессознательное в культуре проявляется в виде архетипов, являющиеся общими символами, значимые для любых людей вне зависимости от культурного фактора.
Целью его терапии является интеграция подавляемых аспектов бессознательного в жизнь человека и его интеграция в коллективное бессознательное. Терапевт занимает директивную позицию наставника, который истолковывает клиенту все происходящее с ним.
Карен Хорни принадлежит еще одно направление психодинамической терапии – «культуралистское». Согласно ему, невротический человек сталкивается с внутренними конфликтами, которые возникают из-за базальной тревоги, которая развивается из-за неблагоприятных детско-родительских отношений.
В результате тревожного состояния человек становится невротическим, начинает принимать иррациональные решения, использовать психологические защиты и при любых обстоятельствах чувствовать себя неудовлетворенным. Осознание и преодоление этих неконструктивных стратегий являются целью психодинамической терапии К. Хорни.
В бихевиоральной психотерапии можно выделить теорию социального научения А. Бандуры, который выявил проведение процедур терапевтического моделирования в целях формирования новой когнитивной и поведенческой компетентности. В целом, все представители данной школы добивались желательного человеческого поведения, преодолевая неодобряемые обществом стремления.
Они пытались изменить пациентов путем их обучения продуктивным способам поведения в определенных ситуациях. Таким образом, бихевиоральная терапия сводится к модифицированию действий клиента путем «наказаний» и «поощрений».
В когнитивной психотерапии поведенческие и эмоциональные проблемы связываются с нарушением когнитивных процессов. Проблемой человека, согласной данной теории, являются ошибочные автоматические мысли, которые необходимо изменить на объективные в процессе лечения. Примером данной школы является рационально-эмоциональная терапия, разработанная Альбертом Эллисом.
Исследователь считал, что эмоциональные расстройства и ненормальное поведение являются следствием неадекватных иррациональных убеждений. В качестве лечения он видел исправление нерациональных мыслей пациента и формирование у него навыков самопомощи.
Наиболее видным представителем направления также является А. Бек, который считал, что проблема пациентов заключается в нарушении мышления и восприятия при анализе каких-либо событий. Ложные представления, согласно подходу данной терапии, являются когнициями, а целью лечения – их исправление.
Гуманистическое направление включает в себя следующие теории:
- личностно-центрированная психотерапия Роджерса. Карл Роджерс был убежден, что сущность человека позитивна, но данный потенциал проявляется лишь в атмосфере позитивного принятия, эмпатического понимания и открытости своим чувствам. Человек, обращаясь за помощью, способен сам найти способ решения своих проблем. Задача психотерапевта заключается в создании условия для позитивных изменений;
- экзистенциональная психотерапия. Ее представителем был Ролло Мэй, который первым, опираясь на европейскую экзистенциальную и феноменологическую традицию, сформулировал предпосылки и основные характеристики экзистенциальной установки терапевта в психотерапии. Терапевт не считал, что человеческая природа заключена в наборе стимулов и стремлений. Задача лечения в данном подходе заключается в том, чтобы помочь людям обрести свободу для осознания и осуществления своих возможностей;
- жизнеизменяющая психотерапия. Основатель теории — Джеймс Бюдженталь. Областью применения жизнеизменяющей терапии является субъективность пациента, то есть его субъективные переживания. В процессе развития человек теряет свой внутренний ориентир, из-за наличия самообъективации и потери своих стремлений в попытках удовлетворять окружающих. В результате терапии, переживая свою субъективность, пациент начинает ощущать себя более свободным и имеющим выбор там, где раньше он переживал вынужденность;
- гештальт-терапия. Инициатором данной теории является Фредерик (Фриц) Перлз. В основе гештальт-терапии лежит психологическая концепция «незавершенных действий». Часто случается, что человек старается избежать проживания своих чувств в ответ на какую-то ситуацию; он старается забыть о случившемся, считая, что подавление мыслей способствует избавлению от воспоминаний. На самом деле подавленные чувства начинают выражаться в неосознанном виде, из-за человек может в дальнейшем страдать от повторяющихся сценариев, неудовлетворенности жизнью. Гештальт-терапия позволят прожить свои чувства, высказать недосказанное и отпустить подавленную когда-то ситуацию.
Методы
Психотерапия в психологии – это процесс, который может проходить в соответствии с несколькими методами. Согласно описанию эмпирически поддерживаемых методов лечения, существует 3 метода психотерапевтического эффективного воздействия: когнитивно-поведенческая терапия, психодинамическая терапия и поддерживающая психотерапия.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
КПТ часто считается наиболее эффективным методом лечения широкого спектра расстройств. КПТ эффективна сама по себе или в сочетании с другими видами лечения для избавления от тревоги, депрессивных симптомов у пациентов с бессонницей, избавления от вредных привычек. Механизм работы терапии заключается в поиске и осознании автоматических мыслей, которые приводят к негативным реакциям.
Психодинамическая терапия
Терапия необходима для повышения осведомленности пациента о своих неосознанных мыслях и мотивах поведения, развития нового понимания своей мотивации и разрешения конфликтов.
Доказано, что краткосрочная психодинамическая терапия с использованием психотерапевтической терапии является эффективным средством лечения депрессивного расстройства. Также терапия позволяет проработать травмы и детско-родительские отношения.
Поддерживающая психотерапия
В поддерживающей терапии, в зависимости от особенностей течения заболевания и его общей клинической картины, могут применяться различные психотерапевтические методы:
- рациональная психотерапия;
- активирующая психотерапия;
- терапия гипнозом;
- аутогенная тренировка;
- групповая психотерапия;
- виды когнитивного воздействия;
- общеоздоровительные мероприятия.
Психотерапия – это система воздействия терапевта на психическое состояние пациента. В психологии данный процесс необходим для целенаправленной, структурированной и планомерной помощи человеку в тяжелой жизненной ситуации.
Знание видов и методов психотерапии может помочь выбрать наиболее приближенное к своим индивидуальным запросам направление воздействия, что в дальнейшем сделает психотерапию наиболее эффективной.
Видео о психотерапии в психологии
Этапы и переносы в психотерапии: