Ассимиляция в психологии возникла как проекция биологических процессов ассимиляции человека на его психическую составляющую. Это в первую очередь процесс познания, который возник как средство адаптации человека в мире, к окружающей его материальной и социальной среде.

Поскольку окружающие условия постоянно меняются, изменяются и его адаптационные способности. Процесс ассимиляции в сознании человека — жизненно важная функция, которая позволяет выживать ему в различных условиях.

Понятие ассимиляции в психологии. Основные термины

Ассимиляция в психологии — это процесс приобретения нового опыта и знаний через призму уже существующего мировоззрения человека и его ранее накопленного опыта и знаний об окружающем мире. Это понятие впервые было введено Жаном Пиаже. По его мнению, существует несколько этапов адаптации человека к окружающей среде, одним из которых является ассимиляция.Ассимиляция в психологии. Что это, определение по Пиаже, примеры

Восприятие одной и той же информации разными людьми различно. Сознание каждого человека индивидуально и восприятие новой информации зависит от уже существующих в его сознании идей, целей и понимания мира, как с физической, так и с социальной точки зрения. Получаемая человеком извне информация, модифицируется в сознании соответственно его представлениям, опыту и знаниям.

Как работают механизмы по версии Пиаже

В процессе взросления человек может многократно менять одни и те же представления о мире в результате получения новой информации.Ассимиляция в психологии. Что это, определение по Пиаже, примеры

Механизм ассимиляции, по мнению Пиаже, работает следующим образом:

  1. Получение новой информации.
  2. Поиск знаний и опыта в сознании, соответствующих новой полученной информации.
  3. Сопоставление существующего знания с полученной информацией о нем.
  4. Интерпретирование существующего знания согласно новой полученной информации.

Если во время сопоставления, преобразование существующей информации согласно новым полученным сведениям является нецелесообразным, происходит не интерпретирование, а полное ее замещение согласно содержанию новой информации.

В психологии этот механизм обработки информации называется аккомодацией. По версии Пиаже принцип построения психической ассимиляции основан на принципе биологической ассимиляции.

Ассимиляция и аккомодация связаны между собой и всегда работают последовательно. Бывают ситуации, когда человек находится в состоянии логического противоречия, которое возникает по причине конфликта между ассимиляцией и аккомодацией в отношении определенного объекта, опыта или какой-либо информации.

Чтобы выйти из подобного психического напряжения ему необходимо принять решение в пользу одного из механизмов преобразования. После того, как решение будет принято, напряженность спадает и человек переходит в состояние когнитивного равновесия.

Признаки ассимиляции

Ассимиляция играет существенную роль в развитии человека. Она влияет на формирование знаний, представлений о мире, умений, которые человек приобретает в течение жизни. В процессе развития у человека возникают новые механизмы познания мира, меняется структура понятий и их взаимосвязь в сознании.

Основные признаки ассимиляции в процессе развития:

  • поступательный характер развития (каждая следующая ступень познания базируется на предыдущей, но с более высоким и расширенным ее пониманием);
  • дифференциация (разделение знания или явления, которое ранее было неделимым).
  • возникновение новых характеристик и свойств существующих элементов знаний, умений и идей.
  • перестройка взаимосвязей между представлениями, знаниями и различными убеждениями человека.Ассимиляция в психологии. Что это, определение по Пиаже, примеры

Ассимиляция – сложный процесс, который формирует не только представление о мире, но и влияет на самореализацию человека в социуме.

Причины ассимиляции

Ассимиляция в психологии — это способность человека встраивать получаемую информацию в уже существующие информационные схемы в сознании. Основной причиной возникновения такого явления является необходимость индивидуума адаптироваться к окружающей физической и социальной среде.

С рождения человек становится заложником окружающих его обстоятельств, в результате чего у него возникает стремление познать как можно больше объектов, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для успешной адаптации и существования в соответствующих условиях. Изменение условий в дальнейшем также может служить причиной следующего этапа ассимиляции.

Кроме адаптации, у человека существуют и другие причины, побуждающие его к ассимиляции. К ним можно отнести его основные потребности (физические и социальные), различного вида мотивации (возникшие на основе его мировоззрения и целей в жизни), внешние стимулы деятельности.

Примеры ассимиляции

В процессе ассимиляции человек добавляет получаемую информацию к уже существующей информации того же типа в его сознании.

Причем эта новая информация может видоизменить определенные представления человека об изучаемом вопросе, изменить схему взаимодействия понятий в отношении какого-либо объекта и отношение к самому объекту. В процессе ассимиляции существующие представления модифицируются, но не заменяются полностью новыми представлениями.Ассимиляция в психологии. Что это, определение по Пиаже, примеры

Процесс ассимиляции иллюстрируется следующими примерами:

  • Студент, изучающий особенности какого-либо известного физического явления.
  • Ребенок увидел собаку новой породы, которую еще не видел, но знает, как должна выглядеть собака в общем понимании.
  • Танцор, изучающий новую разновидность танца.

Связь аккомодации и ассимиляции

Ассимиляция в психологии — это процесс добавления нового знания о каком-либо объекте или явлении к уже существующему знанию о нем. В процессе получения нового опыта или новой информации в отношении какого-либо объекта человек пытается осмыслить эту информацию в соответствии с уже имеющимися в его сознании сведениями о подобных объектах (ассимиляция).

Если же имеющихся сведений недостаточно для подобного осмысления, включается новый алгоритм адаптации — аккомодация. В результате аккомодации у человека появляются совершенно новые представления об объекте.

Ассимиляция и аккомодация являются дополняющими друг друга средствами адаптации человека в окружающем мире.

В таблице приведен пример использования этих 2-х методов:

СобытиеАссимиляцияАккомодация
Друзья рассказали об отличном приключенческом фильме и позитивно отзывались о режиссере этого фильмаЭтот режиссер знает свою работу, снимает хорошие фильмы в соответствующем жанре
После просмотра фильма стало ясно, что это совсем не то, что ожидалосьЭтот режиссер знает свою работу, но иногда делает свою работу некачественно
После ознакомления с фильмографией этого режиссера и просмотра большого количества его фильмов выяснилось, что почти все его фильмы оставляют желать лучшегоЭтот режиссер совершенно не умеет снимать фильмы в этом жанре

Ассимиляция в психологии. Что это, определение по Пиаже, примеры

Аккомодация происходит, когда человек получает какую-либо новую информацию, и не может ее сопоставить с уже имеющейся. Далее, узнавая новое о ранее полученной информации, происходит ее модификация (ассимиляция).

Если же со временем окажется, что все эти дополнения к этой информации ложны, произойдет снова аккомодация и представление об этом объекте будет полностью пересмотрено и изменено.

Если бы в предложенном примере оказалось, что большинство фильмов предполагаемого режиссера снято качественно, то повторная аккомодация по отношению к этому режиссеру в сознании зрителя уже бы не случилась.

Чем ассимиляция отличается от диссимиляции?

Диссимиляция является обратным процессом по отношению к ассимиляции. Ассимиляция в психологии. Что это, определение по Пиаже, примерыЕсли результатом ассимиляции является добавление информации к уже сформированным каким-либо понятиям в сознании человека, то диссимиляцией называется устранение части информации о каком-либо понятии или объекте.

Модель ассимиляции проблемного опыта

Процесс ассимиляции может быть применен для решения психологических проблем человека. Известный британский психолог Вильям Стайлс, исследуя эту тему, определил 8 уровней осознания проблемы человеком, пройдя которые, он сможет избавиться от своей проблемы.

Уровень 0: отвращение проблемы

Человек, не осознавая причин возникновения проблемы, просто избегает таких ситуаций или тем для разговора, которые подсознательно выводят его из эмоционального равновесия.

Для того, чтобы человек смог перейти на следующий уровень решения проблемы он должен определить в какие моменты (в каких ситуациях и во время каких тем разговора с людьми) у него возникает тревожное состояние и меняется эмоциональный фон.

Уровень 1: нежелательные мысли

После определения момента возникновения тревоги, у человека возникают мысли, связанные с проблемой. Эти мысли вызывают массу негативных чувств (страх, гнев, тревогу), которые могут спровоцировать возврат человека на предыдущий уровень.

Чтобы этого не случилось необходимо изначально быть готовым к преодолению этой ступени и проявить волевое усилие. Если самому это сделать сложно, в этом может помочь психотерапевт.

Уровень 2: смутное осознание проблемы

Вначале мысли о проблеме вызывают чувство глубокого дискомфорта и переживаний, но ее осознание и анализ помогают прояснить детали проблемы, а далее и предпосылки к формулировке самой проблемы. Прояснение ситуации приводит к снижению негативных эмоций, связанных с решаемой проблемой.

Уровень 3: формулировка и прояснение проблемы

На данном этапе человек может уже четко сформулировать свою проблему, что уже является половиной ее решения. Ведь с этого момента он может начать работу над ее устранением. Более детальная проработка причин ее появления позволит найти метод, который может повлиять на причины ее возникновения или исправить следствие этих причин.

Уровень 4: понимание/инсайт

В результате осмысления проблемы, поиска фактов и событий, которые стали причиной ее возникновения, а также связей между ними, возникает более глубокое понимание проблемы. Дальнейшее изучение этих составляющих приводит к способу ее решения, который может быть получен с помощью логических выводов или внезапно (инсайт).Ассимиляция в психологии. Что это, определение по Пиаже, примеры

В процессе этого осмысления могут возникать как негативные, так и позитивные чувства, но как только достигается необходимая ясность в рассуждениях, позитивные эмоции существенно возрастают по отношению к негативным.

Уровень 5: опробование на практике/проработка

На данном уровне предпринимаются первые попытки применения найденного решения по устранению рассматриваемой проблемы. Если в результате этих действий проблема не решается, или решается не полностью, рассматриваются дополнительные или альтернативные способы ее решения.

Для успешного поиска эффективных методов, настрой человека должен быть оптимистичным и позитивным. Возникающие препятствия на пути решения, человек должен рассматривать не как причину остановки, а как толчок к более эффективному поиску ее решения.

Уровень 6: решение проблемы

Происходит достижение поставленной задачи, проблема решается, и человек испытывает гордость и удовлетворение за проделанную работу. Он начинает понимать, что этот опыт можно использовать и в решении других проблемных ситуаций. Эмоции человека становятся более позитивными.

Уровень 7: овладение

Приобретенный опыт в решении конкретной проблемы успешно используется в других схожих ситуациях. Это умение применяется уже подсознательно, а при возникновении подобных проблем, эмоции человека носят нейтральный характер и уже не вызывают страха или тревоги.

Явления, возникающие вследствие ассимиляции бессознательного

Ассимиляция в психологии — это процесс расширения сведений в сознании человека о явлении, объекте или опыте, соответственно новой полученной информации.

В процессе ассимиляции человек может использовать не только информацию, поступающую извне, но и внутреннее содержание своего сознания, а также подсознания. В результате ассимиляции бессознательного могут наблюдаться как позитивные, так и негативные явления, связанные с психическим развитием человека.

Подсознание человека состоит из 2-х частей: коллективной и индивидуальной. Коллективное бессознательное представляет собой опыт всего человечества, накопленный тысячелетиями. В этот опыт входит как культурное, так и духовное наследие, а также информация о материальной стороне окружающего мира.

Индивидуальное бессознательное включает в себя индивидуальный опыт человека, его знания и навыки, личное миропонимание и мировоззрение, а также уникальные черты характера и нравственного развития.

В результате ассимиляции коллективного бессознательного человек может безмерно увеличить свое Эго и присвоить себе некоторые заслуги человечества или их часть. В таком случае, человек искусственно расширяет область своей личности и происходит самовозвеличивание человека над всеми, вследствие чего возникает психическая патология — мания величия.Ассимиляция в психологии. Что это, определение по Пиаже, примеры

В таком состоянии индивидуальная составляющая человека регрессирует, он становится беспомощным, слабым, хотя внешне он демонстрирует всевластие.

Существует и противоположная психическая патология — комплекс неполноценности, которая может возникнуть, если человек, ознакомившись с огромным информационным объемом коллективного бессознательного, начинает чувствовать себя подавлено.

В таком человеке появляется неуверенность и не желание тратить усилие на восприятие и изучение этой информации, в результате чего он доходит до простого глупого смирения в отношении происходящего.

Внешне, такие люди выглядят слабыми и неуверенными в себе, хотя на самом деле, это достаточно волевые люди, но с гипертрофированным Эго. Они никак не могут смириться с тем, что коллективное психическое их подсознания на несколько порядков больше, выше и сильнее их индивидуального.

Возникающие затруднения и что с ними делать?

В процессе изучения коллективного наследия прошлого, коллективная психическая составляющая сознания на какое-то время объединяется с психологией индивидуальной. По сути, сама индивидуальная сторона человека возникла из коллективного опыта, который доминировал над индивидуальным сознанием во времена первобытнообщинного строя.

Первобытный человек был более коллективным, нежели обладал какой-либо индивидуальностью. Люди того времени мало отличались друг от друга и их жизнь проходила как одно целое в интересах всего племени или коллектива. Со временем, человек стал менее зависим от какого-либо конкретного общества, и приобрел индивидуальные и уникальные черты.

Но все же, чтобы начать развитие своей индивидуальной личности, человек вначале должен ознакомиться с наследием и опытом прошлого, накопленного нашими предками. И тут могут возникать проблемы, связанные с замещением индивидуального содержания личности коллективным содержанием.

Если это происходит:

  • человек перестает развиваться как индивидуальная личность;
  • его своеобразие заглушается;
  • поведение подстраивается под какие-либо существующие доминирующие коллективные установки коллективного бессознательного.

Чтобы исключить эту проблему, следует всегда помнить о том, что во время анализа и изучения коллективного опыта, нельзя допускать замещения своего индивидуального сознания какими-бы то ни было постулатами или коллективными установками прошлого (а также настоящего).

Человек находится в постоянном процессе развития, и догматическое следование по какому-либо коллективному пути может в некоторой степени притормозить его индивидуальное развитие.

На каких-то этапах следование выбранным коллективным установкам может и помочь человеку в его развитии, но достигнув определенного этапа развития, он должен уметь направлять свое индивидуальное психическое развитие в необходимом ему русле.

Ассимиляция — это одна из важнейших способностей человеческого сознания, которая позволяет познавать и изучать окружающий мир. Процесс ассимиляции начинается с раннего детства и не прекращается в течение всей жизни. В психологии это явление играет существенную роль.

Изучая материальную, социальную и духовную сферы направления жизнедеятельности, человек познает мир, создает новые материальные и духовные ценности, улучшает качество жизни, а также способствует развитию сознания людей, передавая свой опыт новым поколениям.

Видео об ассимиляции

Ассимиляция и психология завершения:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ