Бихевиоризм – это психологическая теория, которая была впервые выдвинута в 1913 году психологом классического направления Дж. Уотсоном. Название «бихевиоризм» произошло от английского «behavior», означающего «поведение», что является главным предметом изучения исследователями этой теории.
Основываясь на фиксации поведения человека, проявляющееся в его реакциях на определенные стимулы, ученые создавали собственные трактовки относительно главной цели бихевиоризма – повлиять на поведение человека.
Определение
Бихевиоризм в психологии – это направление, которое трактует поведение человека с точки зрения его внешних реакций, отрицая при этом сознательный компонент личности, ее мотивы и цели, предшествовавшие совершению действия. Представители бихевиоризма (теории среды) считают, что поведение человека формируется только социальными факторами; врожденные склонности отрицаются.
Предмет психологии, согласно теории, состоит в изучении реакции человека или животного, которая появляется в ответ на какой-либо стимул извне; общая схема поведения субъекта: S-R (стимул-реакция).
Бихевиоризм считает объективным только внешние особенности поведения, которые можно наблюдать, а психически процессы, мотивы и внутренние стремления сводятся к субъективным, не имеющим большого значения факторам. Бихевиористы не видят разницы между механизмами поведения человека и животного.
Основателем бихевиоризма является Д. Б. Уотсон, который изучал исключительно человеческие реакции на стимулы, игнорируя субъективные факторы, не поддающиеся внешнему наблюдению (мышление, эмоции, ощущение, восприятие). В дальнейшем идеи Д. Б. Уотсона стали основой для формирования необихевиоризма, основателем которого стал Б. Ф. Скиннер.
Поведенческие конструкции Скиннера отличаются от моделей классической теории среды, но суть явления осталась той же – внутренние процессы психологической структуры, которые невозможно изучить с помощью объективных методов, не могут объективно изучаться или являются недоступными для научного исследования.
Психология наиболее известного представителя необихевиоризма является наукой манипулирования поведением человека путем обнаружения механизмов стимулирования. Сам стимул создается по намеченному плану, а необходимое поведение человека формируется с помощью позитивных и негативных вознаграждений.
Основные идеи
Представители бихевиоризма выдвигали следующие основные положения своей теории:
- человек действует всегда исходя из личной полезности своего поведения, старается вести себя так, чтобы получить одобрение и расположение со стороны окружающих;
- поведение, которое можно объективно наблюдать, является надежной научной величиной;
- главная задача психологии – изучать механизмы, стимулирующие необходимое поведение;
- животные и люди всегда ведут себя так или иначе в зависимости от реакций, вызываемых определенными раздражителями (стимулами);
- изучение механизмов стимула можно предсказать реакцию животного или человека;
- реакции человека формируются только с помощью воздействия извне.
Направления
Теория бихевиоризма, как и любое направление в психологии развивалась, проходя через множество школ и направлений.
Классический бихевиоризм
Классический бихевиоризм начал развиваться с середины 20-х гг. XX в. в США. Его основателем стал Дж. Уотсон, который стремился преобразовать психологию в объективную науку, которая могла бы изучать явления с точки зрения их объективных проявлений. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях.
При этом исследователь отрицал научность фиксации субъективных переживаний человека:
- страдание;
- сожаление;
- переживание;
- осознание.
Предметом изучения психологии, по мнению Дж. Уотсона, являются объективно наблюдаемые реакции человека, которые возникают в результате стимулирующего воздействия извне. Поведение человека определяется набором его реакций, которые возникают по формуле S – R (стимул – реакция) и подразделяются на наследственные и приобретенные.
Основные методы, с которыми работает бихевиоризм, включают в себя наблюдение, объективное тестирование, экспериментальные воздействия, которые позволяют выявить математически связанные переменные влияния среды на организм человека. С этим методом связана научная цель воздействий – научиться контролировать поведение.
Теория связей Торндайка
Торндайк стал основателем теории научения, основанную на 2 законах: закон упражнения и эффекта. Исследователь занимался опытами над животными, что привело его к формированию теории научения. Например, Торндайк помещал кошку в ящик, называемый «проблемным ящиком», в котором есть препятствия, которые животному необходимо преодолеть.
Чтобы получить угощение, кошка должна была нажать на пружину, которая привела бы в действие механизм открытия ящика. Результаты двигательных реакций кошки фиксировались в специальных графиках, «кривых научения». В результате эксперимента, ученый выявил однотипность поведения животного, которое совершало беспорядочные движения, пока случайно не задевало необходимую пружину.
С течением времени количество однотипных движений уменьшалось, а необходимых (по отношению к пружине) – увеличивалось. Данный вид обучения животного получил название «метод проб и ошибок». Также Торндайк формировал теорию научения, основанную на системе наказания или положительного поощрения.
Теория основывается на следующих положениях:
- частота повторения определенных стимулов и вызываемой реакции напрямую влияет на закрепление связи;
- возможно повлиять на степень закрепления реакции на какой-либо стимул с помощью положительного подкрепления;
- создание новых связей зависит от личной готовности субъекта;
- если среди возникших двух раздражителей один связан с позитивным восприятием для субъекта, то второй также становится способен вызывать положительную реакцию.
Оперантный бихевиоризм
Наиболее яркий представитель бихевиоризма Б.Ф. Скиннер, изучая человека и животных, выделил 3 вида их поведения: условно-рефлекторное, безусловно-рефлекторное и оперантное. Последний вид поведения активно изучался Скиннером, который описывал его как реакцию человека не на стимулы, а на собственные действия, которые в сознании закрепляются как положительные.
Оперантное поведение предполагает активные действия организма, результат которых может привести или к отвержению модели взаимодействия или к ее положительному закреплению, что повышает вероятность возникновения поведения повторно. В результате изучения явления, Скиннер разработал теорию научения, которая, с помощью подкрепления, позволяет сформировать необходимое поведение.
Теория социального научения
Психолог Альберт Бандура родился в Канаде 4 декабря 1925 г. и в своей научной деятельности опирался на исследования классического и оперантного бихевиоризма.
При этом Бандура не был согласен с представителями раннего направления, которые говорили о прямом подкреплении человека как единственном варианте его научения. Психолог выработал новую теорию с понятием косвенного научения, раскрывающего возможность человека формировать свое поведение, опираясь на чужой опыт.
В отношениях с людьми человек опирается на следующие признаки косвенного подкрепления:
- похвала;
- внимание;
- отвержение;
- принятие;
- наказание.
В результате наблюдения за группой испытуемых, Бандура выяснил, что люди учатся при помощи моделирования, наблюдая за другими людьми и примеряя на себя их модели поведения.
Социальное научение проходит через следующие стадии:
- Наблюдение формы поведения у окружающих.
- Применение данной формы поведения у себя.
- Генерализация раздражителя.
Если поведение других для человека является субъективно положительным – он получит косвенное позитивное подкрепление, что закрепит определенные реакции в поведении человека. При отрицательной субъективной оценке действий окружающих человек подкрепляется отрицательно, что подавляет в нем тенденцию действовать в дальнейшем подобным образом.
Роль обусловливания
Бихевиоризм в психологии – это направление, основным принципом которого является закон эффекта, который был сформулирован американским психологом Эдвардом Ли Торндайком, который считал, что последовавшая за поведением реакция определяет вероятность совершения действий повторно. Это выделило подкрепление как решающую реакцию на поведение, усиливая ее связь со стимулом (S – R).
Положительное подкрепление:
- вознаграждение;
- похвала;
- одобрение;
- получение желаемого.
Отрицательное подкрепление:
- замечание;
- болезненные действия;
- наказание;
- критика;
- отсутствие получения желаемого.
Действие подкрепление является механизмом обуславливания, которого выделяют 4 формы:
- Опернантное. Обуславливание происходит с помощью подкрепления определенной произвольной реакции. Поведение субъекта не вызывается; оно должно происходить до того, как будет осуществлено подкрепление.
- Классическое. Обуславливание является научением, при котором первоначально нейтральный стимул начинает ассоциироваться у субъекта с определенной реакцией после того, как за нейтральным стимулом многократно проявлялся другой раздражитель.
- Избегание. В основе этой формы обуславливания лежит подкрепление путем прекращения воздействия неприятного стимула.
- Контробуславливание. Метод контробуславливания основан на трудах известного русского ученого академика Ивана Павлова и его знаменитых опытах с собаками. Контробуславливание состоит в изменении эмоциональной реакции на раздражительный стимул.
Методы
Бихевиоризм – это направление, методы которого в классической психологии основывались на естественнонаучных способах изучения. Основателем классических методов бихевиоризма стал Дж. Уотсон, который старался сформировать науку с использованием объективных способов наблюдения, фиксирования и анализа информации об объекте изучения.
Методы Дж. Уотсона:
- Наблюдение. Метод является основным для исследования поведения изучаемого объекта. Наблюдение состоит в планомерном восприятии явления, результаты которого фиксируются наблюдателем.
- Объективное тестирование. Объективное тестирование характеризуется методом измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Дж. Уотсон адаптировал объективное тестирование к бихевиоризму: исследователь предложил оценивать результаты теста только касательно поведения человека, исключая его психические процессы. Таким образом фиксация результатов демонстрировала реакцию испытуемого на различные раздражители.
- Дословная запись. В классическом бихевиоризме данный метод рассматривался спорно, учитывая отказ Уотсона от интроспекции, метода психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов. Несмотря на это, исследователь использовал дословную запись, потому что она позволяла фиксировать речевую реакцию объекта. Это подразумевало, что речь является не менее важной реакцией, чем моторика тела, что в дальнейшем стало поводом для критики Уотсона его последователями. Основатель бихевиоризма признавал, что данный метод может быть неточен и часто использовал его для фиксации изменения тона голоса, не принимая во внимания высказывания о личных переживаниях, образы и мысли человека.
- Условные рефлексы. Основа данного метода состоит в том, что реакции приспособления человека и животного возникают при специальных условиях, которые закрепляют связь между условным раздражителем и безусловным рефлекторным актом, который подкрепляет раздражитель. Условный сигнал должен происходить быстрее безусловного подкрепления; после их нескольких сочетаний может сформироваться рефлекс.
Безусловные и условные рефлексы | |
Являются врожденными | Могут формироваться в течение всей жизни |
Передаются по наследству | Не передаются по наследству |
Практически не ослабевают с течением жизни | Могут вырабатываться и ослабевать в течение жизни |
Реакция заложена изначально, проявляет себя в ответ на адекватные стимулы | Вырабатываются с помощью безусловных рефлексов |
Осуществляются за счет подкорковых структур головного мозга и центров спинного мозга | Действуют за счет участия коры больших мозговых полушарий |
Формирование условного рефлекса было первоначально изучено советским физиологом И.П. Павловым, исследования которого во многом повлияли на взгляды Дж. Уотсона.
https://www.youtube.com/user/synergytvru
Достижения и критика
Бихевиоризм в психологии – это направление, которое сильно повлияло на педагогическую мировую практику. Возникло предположение, что особенности поведения человека зависят от связи набора стимулов и реакций.
Одним из достижений бихевиоризма является расширение класса объектов исследования, когда стало изучаться поведение животного и человека (младенца), что было невозможно с помощью интроспекции, фиксации наблюдения собственных психических процессов.
Исследователи в области изучения поведения внесли значительный вклад в продвижение таких разделов психологии как образование, научение, формирование навыков.
Проблемой бихевиоризма является игнорирование внутренних психических процессов человека; исследователи не создавали методов анализа невербальных проявлений, их деятельность ограничивалась наблюдением поверхностных внешних проявлений, чего недостаточно для теоретического анализа.
Кроме того, практически все эксперименты бихевиористов проходят в лабораторных условиях, что мешает понять действие открытий в условиях реальной жизни, где на человека влияет множество внешних и внутренних факторов, не учитываемых в искусственно созданной среде.
Критики бихевиоризма отмечали, что тезис о том, что наблюдаемое поведение является надежной относительно науки величиной, является ошибочным. При изучении человека необходимо учитывать разные мотивирующие импульсы, которые скрыты от наблюдателя.
Бихевиоризм – это такое направление в психологии, которое занимается исследованием поведения человека и животного, выявлением способов его обучения, формированием условных рефлексов и использованием механизмом обуславливания для подкрепления необходимого поведения.
Главная цель бихевиоризма – повлиять на характер действий человека, сформировать у него желательные реакции. Несмотря на значительный вклад в изучение поведения, теория подвергается критике из-за игнорирования внутренних психических процессов, которые должны быть учтены как мотивирующие импульсы, играющие важную роль в изучении человека.
Видео о бихевиоризме
Что такое бихевиоризм: