В психологии социализацию человека понимают как процесс формирования личности в условиях социума. Этот процесс позволяет с течением времени избирательно ввести в свою систему поведения те нормы и правила, которые приняты в данной социальной группе и обществе.

Французский социолог Э. Дюркгейм (XIX век) был одним из первых, кто обратил внимание на данное явление и подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека путем получения им общественных норм и идеалов. К середине XX века социализация стала самостоятельной междисциплинарной областью исследований, а в 70-х гг. стала популярной проблемой обществознания.

Определение

Проблема определения социализации привела к возникновению различных концепций, которые отличались видением содержания социализации личности.Социализация в психологии. Что это такое, этапы, факторы, стадии, виды, механизмы, функции

КонцепцияОписание
ПсихоанализКонцепция основывается на теории о 3 составляющих психики человека:

  • ид – бессознательная инстинктивная часть, которая включает врожденные стремления человека, инстинктивные и иррациональные импульсы психики. Чаще всего включают в себя сексуальные влечения;
  • эго – часть личности, ответственная за принятие решений, которая появляется лишь в результате конфликта Ид и Суперэго и обеспечивает их взаимодействие;
  • суперэго – бессознательная часть, включающая высшую систему ценностей человека. Она приобретается в процессе усвоения правил поведения и общественных норм. Также сюда относятся семейные запреты, которые вызывают у человека чувства вины и страха.Социализация является результатом взаимодействия данных составляющих с одновременным приобретением индивидом власти над собственной биологической природой.
ГуманистическаяОсновными представителями концепции являются: Э. Фромм, А. Маслоу, Э.Гидденс. Исследователи видели содержание процесса социализации в развертывании личностных характеристик. Например, Э. Фромм утверждал, что социализация зависит от государственного строя. Он выделял и анализировал два основных типа социального характера: 1) «рыночный»; 2) «продуктивный». Рыночный характер является результатом адаптации личности к условиям рынка товаров и труда, ее стремления пользоваться спросом и быть не личностью со своими качествами, а «товаром». Продуктивный характер позволяет человеку раскрыть свой творческий потенциал и полностью реализовать себя в обществе. Э. Гидденс определял социализацию как источник процесса индивидуализации, а также способности независимо мыслить и действовать.
БихевиоральнаяИзвестным представителем теории бихевиоризма является Б.Ф. Скиннер. Он считал, что социализация является практикой социального научения, которое может осуществляться только в соответствии с заданными стандартами.
ФеноменологическаяВ данной концепции известны взгляды М. Вебера, Г. Зиммеля и К. Роджерса. М. Вебер считал, что характер поведения человека определяет его роль в общественных взаимодействиях; К. Роджерс видел ключевое значение социализации в биологической тенденции актуализации (превращения возможностей в действительность) и потребности человека в самосовершенствовании. Г. Зиммель видел процесс социализации как развертывание сущностных свойств человека.
Структурно-функциональнаяФранцузский социолог Э. Дюркгейм видел содержание социализации в дисциплинирующем воздействии общества. Он утверждал, что хотя социализация востребуема обществом, она также необходима для формирования личностной духовной основы (платформы). Он также внес важный вклад в понимание общества как ценностной нормативной системы, подчеркивая особенность социального поведения в регулировании наборами правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Основатели философии позитивизма О. Конт и Г. Спенсер считали человека изначально асоциальным, а формирование личности индивида происходит в обществе путем установленных норм, правил и воздействий. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокин при определении социализации выявил ее факторы, которые могут быть внешние по отношению к личности – космико -географические, биологофизиологические, психологические. Глава школы структурно-функционализма Т. Парсонс создал модель социализации, которая включает два уровня: первичный и вторичный. Известное определение социализации принадлежит З. В. Сикевич, русскому доктору социологических наук, которая видела социализацию в усвоении человеком правил и норм поведения, культуры общества, в котором он живет.
ИнтеракциональнаяСимволический интеракционизм – направление в социологии, которое кладет в основу социальной реальности межиндивидуальные взаимодействия, взятые в их символическом (языковом) выражении. Предшественником данного направления был американский социолог Ч.Х. Кули, который отвергал идею врожденной природы человека, которая зарождается в группах; формирование личности происходит только в результате социальных взаимодействий.

Виды

Социализация в психологии – это процесс формирования личности, который может быть осуществлен в разных формах и видах. В социологии принято выделять две основные формы социализации — первичную и вторичную. Данная классификация была предложена Питером Бергером и Томасом Лукманом, основателями социального конструкционизма — социологической теории познания.

Главным агентом процесса социализации личности на первичном этапе является семья. Общественные нормы, ценности и правила поведения ребенок усваивает в своем близком окружении. На данном этапе в сознании ребенка закладываются представления об особенностях взаимодействия с окружающими.

Вторичную форму социализации обеспечивают многочисленные социальные институты:

  • детский сад;
  • школа;
  • университет;
  • работа;
  • социальные организации;
  • армия;
  • церковь;
  • средства массовой информации.Социализация в психологии. Что это такое, этапы, факторы, стадии, виды, механизмы, функции

На данном этапе социализация происходит в результате общения с одноклассниками, друзьями, коллегами и другими людьми. С данной классификацией связано разделение социализации по ее степени направленности и широте охвата объекта (индивидуальная и тоталитарная).

Индивидуальная социализация помогает идентифицировать свое «Я» с окружающими людьми, конкретным сообществом. Тоталитарная социализация охватывает все определенное сообщество, формируя самоидентификацию «Мы», которая является тотальной. Вторая форма социализации играет важную роль для гражданской и политической социализации.

Также социализация классифицируется на:

  • поло-ролевую. Она заключается в определении человеком различий между мужским и женским полом. Личность в процессе культурного освоения и воспитания начинает идентифицировать себя с женщиной или мужчиной, выполнять соответствующие социальные роли и следовать общественным нормам поведения. Данный процесс социализации может длиться на протяжении всей жизни;
  • семейно-бытовую. Данная социализация предполагает освоение каких-либо социальных ролей в зависимости от положения в семье (например, роль жены, мужа);
  • профессионально-трудовую. Социализация заключается в освоении своей профессии и роли в рабочей деятельности. Включает в себя поведение в соответствии с деловым этикетом, выполнение обязанностей, подчинение вышестоящим руководителям;
  • субкультурно-групповую. Социализация зависит от того, к какому объединению принадлежит человек. Это могут быть неформальные организации, субкультурные общества, которые отличаются поведением от преобладающего большинства (например, хиппи, панки).

В зависимости от периода жизни, в котором человек меняет или приобретает навыки социализации, а также соответствия собственных установок и общественных норм, явление можно классифицировать на:

  • полную социализацию (индивид старается соответствовать всем требованиям социума, который их выдвигает);
  • частичную социализацию (индивид обладает навыками для соответствия социальной группе, но внутренне имеет с ними противоречия);
  • одностороннюю социализацию (человек занимается саморазвитием, но свои умения и навыки развивает в какой-то определенной сфере);
  • ресоциализацию (индивид осваивает новые навыки, занимается познанием и формированием новых ценностей, отвергая свои старые взгляды).

Этапы, стадии

Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Это можно увидеть на примере известных исследователей в области социологии и психологии. З. Фрейд выделял 5 стадий психосоциального развития. Характер его понимания природы личности и процесса социализации проявился в том, что 4 из них приходятся на период до двенадцатилетнего возраста.

Стадии социализации по З. Фрейду:

  • оральная стадия;
  • анальная стадия;
  • фаллическая стадия;
  • латентная стадия;
  • генитальная стадия.

Сведение социализации к перемещению зон сосредоточения либидо представляется суженным пониманием человеческой природы, что особенно отчетливо проявляется в трактовке З. Фрейдом культуры как результата сублимации. Несмотря на наличие осуществляемой с самых разных позиций критики фрейдизма, указывающей на его односторонность, значение положений З. Фрейда для теории и практики сохраняется.

Известные исследователи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, Б. Д. Эльконин сформулировали подход к периодизации развития личности с выделением следующих стадий:

  1. Младенчество (0-1 год).
  2. Детство (1-3 года).
  3. Дошкольный возраст (3-7 лет).
  4. Младший школьный возраст (7-11 лет).
  5. Подростковый возраст (11-15 лет).
  6. Юношеский возраст (15-17 лет).Социализация в психологии. Что это такое, этапы, факторы, стадии, виды, механизмы, функции

Л. Колберг, представитель синтетического подхода, выделял 6 стадий социализации:

  1. Страх наказания.
  2. Склонность к ожиданию поощрений.
  3. Поиск одобрения со стороны общества.
  4. Понимание и следование интересам и правилам общества.
  5. Анализ нравственных убеждений.
  6. Собственно этическая.

Наиболее достоверная и принятая периодизация социализации личности принадлежит Э. Эриксону. Им выделено восемь стадий, охватывающих всю жизнь человека, от рождения до смерти, как единое временное пространство социализации.

Каждой стадии соответствует свой психосоциальный кризис.

  1. Раннее младенчество, 0-1 год.
  2. Позднее младенчество, 1-3 года.
  3. Возраст игры, 3-5 лет.
  4. Среднее детство, 5-11 лет.
  5. Половая зрелость, юность, 11-20 лет.
  6. Ранняя взрослость, 20-40 (45) лет.
  7. Средняя взрослость, 40 (45) — 60 лет.
  8. Поздняя зрелось, от 65 лет.

Функции и роль

Социализация в психологии – это явление, выполняющее следующие функции:

  • нормативно-регулятивная функция. Она формирует деятельность человека с помощью определенных воздействий на него со стороны социальных институтов, которые регулируют общественный образ жизни;
  • личностно-преобразовательная функция. Заключается в индивидуализации человек с помощью формирования у него потребностно-мотивационной сферы, а также системы ценностей и идеалов;
  • творческая функция. На этапе ее выполнения у человека появляется потребность в самореализации с помощью творческой деятельности, решения ситуаций нестандартными способами;
  • коммуникативно-информационная функция. Она обеспечивает взаимоотношения человека с обществом, дает личности информацию об особенностях взаимодействия и желательном образе жизни;
  • прокреативная функция. Заключается в порождении готовности действовать определенным образом;
  • ценностно-ориентационная функция. Она формирует систему ценностей, которые определяют образ жизни человека;
  • компенсаторная функция. Восполняет дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.Социализация в психологии. Что это такое, этапы, факторы, стадии, виды, механизмы, функции

Роль социализации заключается в:

  • самораскрытии личности (социум дан опосредованно, через совокупность индивидуальных жизненных программ);
  • адаптации личности к социальной среде (индивидуальность приспосабливается к внешним условиям, сохраняя изначально заданные сущностные параметры);
  • освоение определенного набора паттернов (личность готова воспринять некоторые предложенные образцы поведения);
  • построение личности по заданному прототипу (индивид полностью подчинен социуму, созидающему его по определенному плану).

Формы проявлений

Социализация в психологии – это процесс, во время которого человек воспринимает и осваивает социальный опыт в зависимости от своих субъективных особенностей.

Социализация может проявляться по следующим признакам:

  • личность легко адаптируется к социальным условиям;
  • личность усваивает ценности, установки и нормы поведения в обществе;
  • личность воспроизводит социально одобряемые модели поведения в обществе;
  • деятельность человека направлена на морально-нравственное поведение, освоение гуманистических ценностей;
  • в жизни человек постоянно развивает свои личностные качества;
  • личность идентифицирует себя с социальными ролями;
  • человек в процессе развития становится интеллектуально зрелым, обретает способность анализировать;
  • личность несет ответственность за свои поступки перед коллективом;
  • личность развивает самосознание и учится рефлексировать.

Факторы

Факторы, определяющие социализацию человека, могут быть разделены на 2 группы: социальные и социально-психологические.Социализация в психологии. Что это такое, этапы, факторы, стадии, виды, механизмы, функции

Первая группа отражает социально-культурный аспект социализации и отражает особенности развития личности в зависимости от культуры, в которой она развивается, исторического фактора и этнических особенностей окружения человека.

Эта группа содержит в себе:

  1. Макрофакторы. Они отражают развитие личности относительно ее проживания в больших социальных общностях (на уровне государства и национальной культуры).
  2. Микрофакторы. Они отражают развитие личности относительно ее развития и воспитания в малых социальных общностях (школа, университет, рабочий коллектив).
  3. Мезофакторы. Они отражают социализацию личности путем ее проживания в средних общностях (регионы, поселения).

Индивидуально-личностные факторы выделяют роль особенности личности в процессе социализации. Необходимо учитывать субъективное усвоение воздействий со стороны общества и личностей, которые по-разному воспринимают одни и те же явления. Все люди выносят из объективно схожих ситуаций совершенно разный опыт, поэтому данный фактор необходимо учитывать при изучении социализации.

Диагностика

Диагностика социализации — это один из инструментов познания явления, который также рассматривается как метод создания условий для дальнейшего обретения навыков социализации.

Функции диагностики социализации:

  • информационно-прогностическая. Заключается в анализе данных, показывающих уровень социализации человека. Они также являются исходными для формирования условий для дальнейшей социализации;
  • оценочно-результативная. Заключается в оценке результатов работы, поиске эффективных путей в решении социальных и педагогических задач;
  • коррекционно-формирующая. Заключается в предоставлении возможности одновременно выявить недостатки и отклонения деятельности и своевременно ее скорректировать для наиболее результативной социализации.

Критерии социализации личности при диагностике явления включают в себя:

  1. Когнитивные компоненты (знание человека о проблемах в социальной сфере, темпы успеваемости в социализации).
  2. Эмоционально-волевые компоненты (отношение человека к своей и чужой национальности, обществу и трудовой деятельности).
  3. Поведенческие компоненты (склонность к коллективизму, степень активности, вовлеченность в отношениях с людьми).

Существует множество психологических тестов для разных возрастных групп, позволяющих определить уровень социализации личности, выявить наличие травмирующих факторов в процессе ее развития.

Например, тест «Уровни социализации личности», размещенный в учебном пособии, который разработан кандидатом философских наук Р.И. Мокшанцевым и доработан кандидатом психологических наук Т. А. Бондаренко.Социализация в психологии. Что это такое, этапы, факторы, стадии, виды, механизмы, функции

Тест позволяет оценить уровни социализации личности и выявить психологические травмы, которые могли быть получены при взрослении. Тест включает в себя вопросы от первого лица о внутреннем состоянии человека и его отношении к жизненным ситуациям; варианты ответа отражают согласие или несогласие человека.

Что касается оценки социализации учащихся школ, можно отметить «Мониторинг социализации личности учащегося», разработанный М. И Рожковым, доктором педагогических наук.

Цель мониторинга — выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Сущность тестирования заключается в прослушивании участниками 20 высказываний, по которым необходимо отметить свое согласие или несогласие с утверждениями.

Методы управления

Социализация в психологии – это процесс, который играет решающую роль в развитии личности с раннего возраста. Методы управления социализацией чаще всего используются в воспитании; сопоставление особенностей процесса социализации и возможностей воспитания позволяет определить конкретные функции воспитательной деятельности по управлению позитивной социализацией ребенка.

Компенсация недостатков первичной социализации

Известно, что первичная социализация играет важную роль в приобретении ребенком первых навыков общения и уяснении им норм поведения. Распространенность жестокого обращения с детьми приводит к тому, что целые группы несовершеннолетних становятся жертвами неблагоприятных условий социализации.

Неблагоприятно действует на социализацию детей и переживаемая взрослыми людьми упадок самого института семьи. Поэтому воспитание должно выполнить задачу компенсации того внимания, которое не было получено ребенком в семье.

Ее может выполнить педагог с помощью следующих позиций:

  • принятие ребенка таким, как он есть;
  • понимание причин замкнутости ребенка;
  • создание ребенку ситуацию успешности;
  • включение ребенка в ситуации деятельности, где он может чувствовать себя значимым.

Предупреждение или коррекция детских комплексов

Дети часто не уверены в себе из-за чувства своей неуспешности в деятельности. Ребенок чувствует дискомфорт из-за пренебрежительного отношения и недоброжелательности со стороны сверстников, начинает считать свою внешность некрасивой и придираться к себе.Социализация в психологии. Что это такое, этапы, факторы, стадии, виды, механизмы, функции

Данные процессы приводят к формированию у ребенка комплексов и выученной беспомощности, что в дальнейшем мешает реализации личности и ее социализации. Поэтому важным является формирование благоприятной среды для развития ребенка и убеждение его в собственной полноценности и нужности.

Расширение социального опыта детей

Формированию здоровой социализации может помочь использование комплекса мероприятий, участие в которых позволяет личности расширить кругозор и освоить опыт гуманных отношений в межличностном взаимодействии.

К таким мероприятиям относятся:

  • экскурсии в музеи, картинные галереи;
  • связь с учреждениями дополнительного образования и культуры;
  • мероприятия социально направленной деятельности (благоустройство архитектурно-пространственной среды, выступление с концертами перед населением);
  • встречи с представителями разных профессий.

Процесс социализации личности – это важное явление, которое начинает проявляться с самого детства. В психологии различают формы, виды и этапы социализации, знание которых, наряду с правильной диагностикой, может помочь своевременно выявить проблемы взаимодействия с обществом и вовремя их скорректировать с помощью методов управления процессом социализации.

Автор: Анна Флейман

Видео о социализации в психологии

Лекция о социализации:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ