В психологии социализацию человека понимают как процесс формирования личности в условиях социума. Этот процесс позволяет с течением времени избирательно ввести в свою систему поведения те нормы и правила, которые приняты в данной социальной группе и обществе.
Французский социолог Э. Дюркгейм (XIX век) был одним из первых, кто обратил внимание на данное явление и подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека путем получения им общественных норм и идеалов. К середине XX века социализация стала самостоятельной междисциплинарной областью исследований, а в 70-х гг. стала популярной проблемой обществознания.
Определение
Проблема определения социализации привела к возникновению различных концепций, которые отличались видением содержания социализации личности.
Концепция | Описание |
Психоанализ | Концепция основывается на теории о 3 составляющих психики человека:
|
Гуманистическая | Основными представителями концепции являются: Э. Фромм, А. Маслоу, Э.Гидденс. Исследователи видели содержание процесса социализации в развертывании личностных характеристик. Например, Э. Фромм утверждал, что социализация зависит от государственного строя. Он выделял и анализировал два основных типа социального характера: 1) «рыночный»; 2) «продуктивный». Рыночный характер является результатом адаптации личности к условиям рынка товаров и труда, ее стремления пользоваться спросом и быть не личностью со своими качествами, а «товаром». Продуктивный характер позволяет человеку раскрыть свой творческий потенциал и полностью реализовать себя в обществе. Э. Гидденс определял социализацию как источник процесса индивидуализации, а также способности независимо мыслить и действовать. |
Бихевиоральная | Известным представителем теории бихевиоризма является Б.Ф. Скиннер. Он считал, что социализация является практикой социального научения, которое может осуществляться только в соответствии с заданными стандартами. |
Феноменологическая | В данной концепции известны взгляды М. Вебера, Г. Зиммеля и К. Роджерса. М. Вебер считал, что характер поведения человека определяет его роль в общественных взаимодействиях; К. Роджерс видел ключевое значение социализации в биологической тенденции актуализации (превращения возможностей в действительность) и потребности человека в самосовершенствовании. Г. Зиммель видел процесс социализации как развертывание сущностных свойств человека. |
Структурно-функциональная | Французский социолог Э. Дюркгейм видел содержание социализации в дисциплинирующем воздействии общества. Он утверждал, что хотя социализация востребуема обществом, она также необходима для формирования личностной духовной основы (платформы). Он также внес важный вклад в понимание общества как ценностной нормативной системы, подчеркивая особенность социального поведения в регулировании наборами правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Основатели философии позитивизма О. Конт и Г. Спенсер считали человека изначально асоциальным, а формирование личности индивида происходит в обществе путем установленных норм, правил и воздействий. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокин при определении социализации выявил ее факторы, которые могут быть внешние по отношению к личности – космико -географические, биологофизиологические, психологические. Глава школы структурно-функционализма Т. Парсонс создал модель социализации, которая включает два уровня: первичный и вторичный. Известное определение социализации принадлежит З. В. Сикевич, русскому доктору социологических наук, которая видела социализацию в усвоении человеком правил и норм поведения, культуры общества, в котором он живет. |
Интеракциональная | Символический интеракционизм – направление в социологии, которое кладет в основу социальной реальности межиндивидуальные взаимодействия, взятые в их символическом (языковом) выражении. Предшественником данного направления был американский социолог Ч.Х. Кули, который отвергал идею врожденной природы человека, которая зарождается в группах; формирование личности происходит только в результате социальных взаимодействий. |
Виды
Социализация в психологии – это процесс формирования личности, который может быть осуществлен в разных формах и видах. В социологии принято выделять две основные формы социализации — первичную и вторичную. Данная классификация была предложена Питером Бергером и Томасом Лукманом, основателями социального конструкционизма — социологической теории познания.
Главным агентом процесса социализации личности на первичном этапе является семья. Общественные нормы, ценности и правила поведения ребенок усваивает в своем близком окружении. На данном этапе в сознании ребенка закладываются представления об особенностях взаимодействия с окружающими.
Вторичную форму социализации обеспечивают многочисленные социальные институты:
- детский сад;
- школа;
- университет;
- работа;
- социальные организации;
- армия;
- церковь;
- средства массовой информации.
На данном этапе социализация происходит в результате общения с одноклассниками, друзьями, коллегами и другими людьми. С данной классификацией связано разделение социализации по ее степени направленности и широте охвата объекта (индивидуальная и тоталитарная).
Индивидуальная социализация помогает идентифицировать свое «Я» с окружающими людьми, конкретным сообществом. Тоталитарная социализация охватывает все определенное сообщество, формируя самоидентификацию «Мы», которая является тотальной. Вторая форма социализации играет важную роль для гражданской и политической социализации.
Также социализация классифицируется на:
- поло-ролевую. Она заключается в определении человеком различий между мужским и женским полом. Личность в процессе культурного освоения и воспитания начинает идентифицировать себя с женщиной или мужчиной, выполнять соответствующие социальные роли и следовать общественным нормам поведения. Данный процесс социализации может длиться на протяжении всей жизни;
- семейно-бытовую. Данная социализация предполагает освоение каких-либо социальных ролей в зависимости от положения в семье (например, роль жены, мужа);
- профессионально-трудовую. Социализация заключается в освоении своей профессии и роли в рабочей деятельности. Включает в себя поведение в соответствии с деловым этикетом, выполнение обязанностей, подчинение вышестоящим руководителям;
- субкультурно-групповую. Социализация зависит от того, к какому объединению принадлежит человек. Это могут быть неформальные организации, субкультурные общества, которые отличаются поведением от преобладающего большинства (например, хиппи, панки).
В зависимости от периода жизни, в котором человек меняет или приобретает навыки социализации, а также соответствия собственных установок и общественных норм, явление можно классифицировать на:
- полную социализацию (индивид старается соответствовать всем требованиям социума, который их выдвигает);
- частичную социализацию (индивид обладает навыками для соответствия социальной группе, но внутренне имеет с ними противоречия);
- одностороннюю социализацию (человек занимается саморазвитием, но свои умения и навыки развивает в какой-то определенной сфере);
- ресоциализацию (индивид осваивает новые навыки, занимается познанием и формированием новых ценностей, отвергая свои старые взгляды).
Этапы, стадии
Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Это можно увидеть на примере известных исследователей в области социологии и психологии. З. Фрейд выделял 5 стадий психосоциального развития. Характер его понимания природы личности и процесса социализации проявился в том, что 4 из них приходятся на период до двенадцатилетнего возраста.
Стадии социализации по З. Фрейду:
- оральная стадия;
- анальная стадия;
- фаллическая стадия;
- латентная стадия;
- генитальная стадия.
Сведение социализации к перемещению зон сосредоточения либидо представляется суженным пониманием человеческой природы, что особенно отчетливо проявляется в трактовке З. Фрейдом культуры как результата сублимации. Несмотря на наличие осуществляемой с самых разных позиций критики фрейдизма, указывающей на его односторонность, значение положений З. Фрейда для теории и практики сохраняется.
Известные исследователи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, Б. Д. Эльконин сформулировали подход к периодизации развития личности с выделением следующих стадий:
- Младенчество (0-1 год).
- Детство (1-3 года).
- Дошкольный возраст (3-7 лет).
- Младший школьный возраст (7-11 лет).
- Подростковый возраст (11-15 лет).
- Юношеский возраст (15-17 лет).
Л. Колберг, представитель синтетического подхода, выделял 6 стадий социализации:
- Страх наказания.
- Склонность к ожиданию поощрений.
- Поиск одобрения со стороны общества.
- Понимание и следование интересам и правилам общества.
- Анализ нравственных убеждений.
- Собственно этическая.
Наиболее достоверная и принятая периодизация социализации личности принадлежит Э. Эриксону. Им выделено восемь стадий, охватывающих всю жизнь человека, от рождения до смерти, как единое временное пространство социализации.
Каждой стадии соответствует свой психосоциальный кризис.
- Раннее младенчество, 0-1 год.
- Позднее младенчество, 1-3 года.
- Возраст игры, 3-5 лет.
- Среднее детство, 5-11 лет.
- Половая зрелость, юность, 11-20 лет.
- Ранняя взрослость, 20-40 (45) лет.
- Средняя взрослость, 40 (45) — 60 лет.
- Поздняя зрелось, от 65 лет.
Функции и роль
Социализация в психологии – это явление, выполняющее следующие функции:
- нормативно-регулятивная функция. Она формирует деятельность человека с помощью определенных воздействий на него со стороны социальных институтов, которые регулируют общественный образ жизни;
- личностно-преобразовательная функция. Заключается в индивидуализации человек с помощью формирования у него потребностно-мотивационной сферы, а также системы ценностей и идеалов;
- творческая функция. На этапе ее выполнения у человека появляется потребность в самореализации с помощью творческой деятельности, решения ситуаций нестандартными способами;
- коммуникативно-информационная функция. Она обеспечивает взаимоотношения человека с обществом, дает личности информацию об особенностях взаимодействия и желательном образе жизни;
- прокреативная функция. Заключается в порождении готовности действовать определенным образом;
- ценностно-ориентационная функция. Она формирует систему ценностей, которые определяют образ жизни человека;
- компенсаторная функция. Восполняет дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.
Роль социализации заключается в:
- самораскрытии личности (социум дан опосредованно, через совокупность индивидуальных жизненных программ);
- адаптации личности к социальной среде (индивидуальность приспосабливается к внешним условиям, сохраняя изначально заданные сущностные параметры);
- освоение определенного набора паттернов (личность готова воспринять некоторые предложенные образцы поведения);
- построение личности по заданному прототипу (индивид полностью подчинен социуму, созидающему его по определенному плану).
Формы проявлений
Социализация в психологии – это процесс, во время которого человек воспринимает и осваивает социальный опыт в зависимости от своих субъективных особенностей.
Социализация может проявляться по следующим признакам:
- личность легко адаптируется к социальным условиям;
- личность усваивает ценности, установки и нормы поведения в обществе;
- личность воспроизводит социально одобряемые модели поведения в обществе;
- деятельность человека направлена на морально-нравственное поведение, освоение гуманистических ценностей;
- в жизни человек постоянно развивает свои личностные качества;
- личность идентифицирует себя с социальными ролями;
- человек в процессе развития становится интеллектуально зрелым, обретает способность анализировать;
- личность несет ответственность за свои поступки перед коллективом;
- личность развивает самосознание и учится рефлексировать.
Факторы
Факторы, определяющие социализацию человека, могут быть разделены на 2 группы: социальные и социально-психологические.
Первая группа отражает социально-культурный аспект социализации и отражает особенности развития личности в зависимости от культуры, в которой она развивается, исторического фактора и этнических особенностей окружения человека.
Эта группа содержит в себе:
- Макрофакторы. Они отражают развитие личности относительно ее проживания в больших социальных общностях (на уровне государства и национальной культуры).
- Микрофакторы. Они отражают развитие личности относительно ее развития и воспитания в малых социальных общностях (школа, университет, рабочий коллектив).
- Мезофакторы. Они отражают социализацию личности путем ее проживания в средних общностях (регионы, поселения).
Индивидуально-личностные факторы выделяют роль особенности личности в процессе социализации. Необходимо учитывать субъективное усвоение воздействий со стороны общества и личностей, которые по-разному воспринимают одни и те же явления. Все люди выносят из объективно схожих ситуаций совершенно разный опыт, поэтому данный фактор необходимо учитывать при изучении социализации.
Диагностика
Диагностика социализации — это один из инструментов познания явления, который также рассматривается как метод создания условий для дальнейшего обретения навыков социализации.
Функции диагностики социализации:
- информационно-прогностическая. Заключается в анализе данных, показывающих уровень социализации человека. Они также являются исходными для формирования условий для дальнейшей социализации;
- оценочно-результативная. Заключается в оценке результатов работы, поиске эффективных путей в решении социальных и педагогических задач;
- коррекционно-формирующая. Заключается в предоставлении возможности одновременно выявить недостатки и отклонения деятельности и своевременно ее скорректировать для наиболее результативной социализации.
Критерии социализации личности при диагностике явления включают в себя:
- Когнитивные компоненты (знание человека о проблемах в социальной сфере, темпы успеваемости в социализации).
- Эмоционально-волевые компоненты (отношение человека к своей и чужой национальности, обществу и трудовой деятельности).
- Поведенческие компоненты (склонность к коллективизму, степень активности, вовлеченность в отношениях с людьми).
Существует множество психологических тестов для разных возрастных групп, позволяющих определить уровень социализации личности, выявить наличие травмирующих факторов в процессе ее развития.
Например, тест «Уровни социализации личности», размещенный в учебном пособии, который разработан кандидатом философских наук Р.И. Мокшанцевым и доработан кандидатом психологических наук Т. А. Бондаренко.
Тест позволяет оценить уровни социализации личности и выявить психологические травмы, которые могли быть получены при взрослении. Тест включает в себя вопросы от первого лица о внутреннем состоянии человека и его отношении к жизненным ситуациям; варианты ответа отражают согласие или несогласие человека.
Что касается оценки социализации учащихся школ, можно отметить «Мониторинг социализации личности учащегося», разработанный М. И Рожковым, доктором педагогических наук.
Цель мониторинга — выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Сущность тестирования заключается в прослушивании участниками 20 высказываний, по которым необходимо отметить свое согласие или несогласие с утверждениями.
Методы управления
Социализация в психологии – это процесс, который играет решающую роль в развитии личности с раннего возраста. Методы управления социализацией чаще всего используются в воспитании; сопоставление особенностей процесса социализации и возможностей воспитания позволяет определить конкретные функции воспитательной деятельности по управлению позитивной социализацией ребенка.
Компенсация недостатков первичной социализации
Известно, что первичная социализация играет важную роль в приобретении ребенком первых навыков общения и уяснении им норм поведения. Распространенность жестокого обращения с детьми приводит к тому, что целые группы несовершеннолетних становятся жертвами неблагоприятных условий социализации.
Неблагоприятно действует на социализацию детей и переживаемая взрослыми людьми упадок самого института семьи. Поэтому воспитание должно выполнить задачу компенсации того внимания, которое не было получено ребенком в семье.
Ее может выполнить педагог с помощью следующих позиций:
- принятие ребенка таким, как он есть;
- понимание причин замкнутости ребенка;
- создание ребенку ситуацию успешности;
- включение ребенка в ситуации деятельности, где он может чувствовать себя значимым.
Предупреждение или коррекция детских комплексов
Дети часто не уверены в себе из-за чувства своей неуспешности в деятельности. Ребенок чувствует дискомфорт из-за пренебрежительного отношения и недоброжелательности со стороны сверстников, начинает считать свою внешность некрасивой и придираться к себе.
Данные процессы приводят к формированию у ребенка комплексов и выученной беспомощности, что в дальнейшем мешает реализации личности и ее социализации. Поэтому важным является формирование благоприятной среды для развития ребенка и убеждение его в собственной полноценности и нужности.
Расширение социального опыта детей
Формированию здоровой социализации может помочь использование комплекса мероприятий, участие в которых позволяет личности расширить кругозор и освоить опыт гуманных отношений в межличностном взаимодействии.
К таким мероприятиям относятся:
- экскурсии в музеи, картинные галереи;
- связь с учреждениями дополнительного образования и культуры;
- мероприятия социально направленной деятельности (благоустройство архитектурно-пространственной среды, выступление с концертами перед населением);
- встречи с представителями разных профессий.
Процесс социализации личности – это важное явление, которое начинает проявляться с самого детства. В психологии различают формы, виды и этапы социализации, знание которых, наряду с правильной диагностикой, может помочь своевременно выявить проблемы взаимодействия с обществом и вовремя их скорректировать с помощью методов управления процессом социализации.
Автор: Анна Флейман
Видео о социализации в психологии
Лекция о социализации: