Понятие деструкция применяется во многих научных дисциплинах и в буквальном смысле означает нарушение целостности, уничтожение, разрушение. В психологии под этим термином подразумевается отторжение индивидом общепринятых устоев, отличное от нормального поведение, имеющее разрушительный характер. С таким человеком не просто ладить окружающим и для него самого построение собственной жизни часто становится проблемой.
Определение деструкции в психологии
Деструкция – это в психологии стремление человека вести себя разрушительно по отношению к самому себе и окружающему миру. Для деструктивного человека становится нормой поступать неуважительно и пренебрежительно по отношению к устоям, укладам и законам общества.
Такой человек всеми силами старается выразить протест действиями или словами. По мнению психологов, деструктивное поведение в той или иной мере свойственно основной массе людей, но особо остро оно проявляется в тяжелые и переломные жизненные периоды.
Именно по этой причине деструкция характерна для многих подростков, когда в пубертатный период картина их мира полностью меняется и, как никогда, обостряется желание бунтовать и протестовать.
Психологи выделяют 2 типа поведения человека — конструктивное и деструктивное, или, проще говоря, созидательное и недопустимое. Аномальная деструктивная линия поведения вызывает порицание общества, не одобряется им.
Порой деструктивно ведущий себя человек может шокировать общественность своими неадекватными поступками. Деструкция, проявляющаяся в крайних формах, может рассматриваться как патологическое отклонение.
Деструктивная поведенческая модель характеризуется рядом особенностей:
- отрицательно оценивается большей частью людей;
- причиняет ущерб, как самому человеку, так и окружению;
- не удовлетворяет социально-общественные ожидания;
- сопряжена с разрушительной направленностью индивида, его личными негативными жизненными установками;
- часто проявляется как реакция на нетипичную ситуацию;
- развивается вследствие социальной дезадаптации.
Деструктивное поведение может быть направлено как на некий внешний объект (конфликты, драки, порча имущества), так и на самого себя (употребление алкоголя, наркотиков, суицидальное поведение).
Почему возникает деструктивная модель поведения?
Большинство психологов сходятся во мнении, что деструктивную модель поведения ребенок перенимает из своего семейного опыта. Уже к 4-5 годам у маленького человека получено достаточно опыта и знаний, которыми он будет руководствоваться в дальнейшей жизни.
Исходя из того, каким был этот опыт, и будет зависеть проявление деструкции в большей или меньшей степени.
Если малыш с детства видел дома конструктивную (созидательную) модель поведения, где все члены семьи проявляют заботу друг о друге и совместно решают проблемы, то он будет иметь более устойчивую психику, и риски проявления деструктивного поведения при этом минимальны.
При неблагоприятной семейной обстановке, когда дома ребенок видит насилие, потребление алкоголя, наркотиков, агрессию, риски возникновения данного отклонения в поведении высоки.
Некоторые специалисты отмечают, что деструкция может быть следствием не только пребывания в опасной социальной ситуации в ранние годы, но и проявляться у детей из внешне благополучных семей, где их возможно недолюбили, были с ними слишком строги и требовательны.
Такие дети всю жизнь ощущают беспомощность и отчужденность, и эти эмоции находят выход в деструктивном поведении.
При этом состояние, как в первом, так и во втором случае может усугубляться при наличии некоторых дополнительных провоцирующих факторов:
- пагубных привычек индивида;
- его общественного безразличия;
- отсутствия адекватного наказания за содеянные проступки;
- социальной и личной жизненной неустроенности.
Деструктивная модель поведения имеет 2 основных векторов направленности:
- на внешний мир – вандализм, терроризм, насилие, агрессия по отношению к людям и животным;
- на внутренний мир – потребление психотропов, ведение аморального образа жизни, попытки нанесения себе травм, ведущих к летальному исходу.
Крайней формой проявления внешней деструкции является убийство, а внутренней – суицид.
Характерные признаки и симптомы деструкции
Деструкция – это в психологии особое разрушительное поведение, которое демонстрирует индивид, желая привлечь внимание и транслируя окружению, что для него общепринятая мораль ничего не значит.
Отличительными признаками подобного поведения являются:
- нанесение материального вреда, намеренная порча имущества и чужих вещей;
- эмоциональная холодность, отчужденность;
- создание реальной опасности для жизни и здоровья своего собственного или других людей;
- враждебность, неумение и нежелание сглаживать конфликты, намеренное их провоцирование;
- целенаправленное разрушение привычного уклада отношений в семье, на работе;
- агрессия и жестокость по отношению к другим людям, животным, природе.
Симптомами, указывающими на риски развития и проявления деструктивного поведения, являются:
- аутичность, отстраненность;
- дезадаптация (сложности с выстраиванием коммуникативных связей);
- неадекватность;
- низкая либо полностью отсутствующая мотивация, заинтересованность в чем-либо;
- отсутствие результативности.
Виды разрушительного поведения
Согласно одной из классификации деструктивное поведение делится на 2 вида:
- девиантное – отличающееся от общепринятых этических и морально-нравственных стандартов, закрепленных в обществе;
- делинквентное – выходящее за рамки не только общепринятых ценностей на бытовом уровне, но и нарушающее существующие законы. В этом случае помимо общественного порицания индивида с деструктивным поведенческим расстройством могут наказывать процессуально по административным либо уголовным статьям.
По иной классификации деструкцию разделяют по типу направленности:
Антисоциальная | Против общественности |
Суицидная | Против самого себя |
Аддиктивная | Возникающая вследствие зависимости |
Фанатическая | Имеет место быть у некоторых представителей религиозных общин |
Нарцистическая | Когда человек, уверенный в своем превосходстве, считает себя вправе пренебрегать иными людьми |
Формы поведения и их описание
Деструкция находит разное выражение в формах поведения. Это зависит от сложившихся коммуникаций с социумом и степени социализированности личности.
В психологии выделяют следующие формы деструктивного поведения:
- социально-психологическая дезадаптация – человек считает себя вправе пренебрегать общепринятыми нормами морали;
- радикальная адаптация – выражается в попытках изменить мир, бросить ему вызов;
- гиперадаптация — развивается при недостижимости поставленных целей и задач;
- конформистская адаптация – характеризуется подчинением любым предлагаемым обществом нормам, даже если они разрушительны;
- девиантная адаптация – мотивационное поведение, выходящее за границы дозволенного.
Деструктивный конфликт — какой он?
Деструктивный конфликт – это крайняя степень напряженности в отношениях, в которых одна из сторон или обе не стремятся найти какие-либо точки соприкосновения и урегулировать возникшие разногласия.
Деструктивные конфликты разрушительны и не ведут к эффективному взаимодействию, нахождению компромисса или принятию решений более-менее устраивающих обе стороны.
Противоположным понятием является конструктивный конфликт, в котором оппоненты разумно полагают, что компромисс будет выгоднее продолжительных споров, пререканий и уж тем более физического воздействия и стремятся прийти к общему знаменателю как можно скорее.
Существует также еще одна форма поведения в конфликтных ситуациях – конформизм.
При таком поведении человек безоговорочно подчиняется воле оппонента, даже если он с ним не согласен. В случае возникновения противоречий и разногласий люди, для которых не характерно деструктивное поведение, всячески стремятся как можно быстрее прийти к консенсусу.
Даже если конфликт приобретает не совсем приятное очертание, они, как правило, сохраняют лицо и не опускаются до грубостей, нецензурных выражений и применения физической силы.
Деструктивная же личность обычно вообще не способна воспринимать чужое мнение и, конфликтуя, намеренно идет на обострение ситуации, переходит на личности, оскорбляет оппонентов, ведет себя вызывающе и провокационно.
Деструктивные конфликты ни к чему не ведут. В подобных спорах не появляется какое-либо решение, а стороны расходятся только затем, чтобы встретившись вновь вспоминать былые обиды и продолжать дальше обострять ситуацию.
Психологи призывают учиться управлять конфликтами и можно с уверенностью утверждать, что данное умение пригодится абсолютно каждому человеку.
Чем деструктивность опасна для общества?
Деструкция – это в психологии тяга индивида к совершению разрушительных действий, провоцированию конфликтов, противопоставлению себя всем принятым нормам общественной жизни. Деструктивная личность создает ряд проблем, как себе, так и своему окружению.
При менее выраженных формах деструктивного поведения такие люди угнетают окружение морально, являясь токсичными друзьями, родственниками, коллегами, родителями.
Их стараются избегать, так как общение с ними не приносит никакого удовольствия, и оппонент всегда после беседы с деструктивным человеком чувствует себя униженным и подавленным.
При более ярко выраженном деструктивном поведении помимо словесного давления такие личности могут представлять реальную угрозу не только для психологического состояния своего окружения, но и их физического здоровья.
В порыве ярости и агрессии эти люди могут нанести другим увечья, покалечить и избить их, особенно если страдают зависимостями и плохо контролируют свое поведение.
Особо вольно деструктивный человек чувствует себя в домашней обстановке, где он может зачастую безнаказанно издеваться над близкими, которые слабее его.
С этим поведенческим расстройством как раз и связана проблема домашнего насилия и тирании, когда над женами и детьми издеваются их мужья и отцы, а правоохранительная система слабо реагирует на жалобы и часто ситуация доходит до трагической.
Особую тревогу также вызывает деструктивное поведение подростков, так как нередко оно может проявляться не явно и родители даже могут и не подозревать, что их ребенок склонен к разрушительному поведению. Внешняя деструкция в таком возрасте обычно выражается в вандализме, драках.
В некоторых случаях подростки могут увлекаться экстремальными видами спорта, наносить на тело чрезмерно много татуировок. Все это является проявлением внутреннего негативизма. Иногда дети в этом возрасте не проявляют свой протест открыто, а полностью уходят в себя, имея при этом суицидальные мысли.
В такой ситуации очень сложно распознать внутреннюю деструкцию, так как внешне жизнь ребенка может выглядеть обычно – учеба, друзья.
В этом случае важно знать, чем интересуется подросток, что он смотрит и в каких социальных группах состоит, так как нередко информация, полученная из этих источников, может подталкивать ребенка совершить непоправимый шаг.
Как деструктивному человеку измениться в лучшую сторону?
Когда человек осознает свою проблему, связанную с деструкцией и начинает с ней бороться, он не всегда может знать, что именно необходимо делать, чтобы снизить градус внутренней напряженности и агрессии.
В некоторых случаях при сильном проявлении ярости человек не может справиться с этим самостоятельно, и ему необходима помощь психолога, а также прием седативных препаратов, которые будут успокаивающе воздействовать на психику и тормозить процессы перевозбуждения.
Важную роль играет профилактика развития деструктивности, которую наиболее эффективно проводить в детском и подростковом возрасте.
Для предотвращения развития деструкции учителя совместно с родителями должны на ранних стадиях проявления агрессии принимать меры, направленные на коррекцию подобного поведения.
Для профилактики деструктивного поведения необходимо:
- направлять мысли ребенка в позитивное русло;
- отслеживать социальные контакты детей и подростков, а также информацию, которую они черпают из интернета (игры, группы, сообщества, фильмы и видео);
- прививать любовь к спорту, культурному досугу;
- поощрять созидательные инициативы.
Для корректировки состояния у взрослых важно комплексно прорабатывать проблему самостоятельно и со специалистом.
Развитие эмпатии и способности к состраданию
Оказываясь под влиянием деструктивных порывов, человек может утратить способность сопереживать и сочувствовать. В этом случае необходимо заново этому учиться. Когда человек начинает проявлять сострадание и сопереживает другим, он ощущает меньше агрессии к окружающему миру и другим людям.
Для развития эмпатии можно привлекать деструктивно настроенных личностей к волонтерской деятельности, помощи немощным, старикам и животным.
Ощущая как с другой, созидательной и позитивной, стороны раскрывается и проявляется его энергия, деструктивный человек начинает осознавать весь ужас своих разрушительных действий и понимает, куда можно направить свои усилия не для разрушения, а во благо.
Избегание страха
Людям, у которых деструкция направлена на самих себя, следует бороться, прежде всего, со своими страхами, из-за которых и возникают саморазрушительные идеи. Важно учиться воспринимать самого себя и отличать истинные страхи и ложные.
Истинные страхи могут подталкивать человека к совершению реально опасных деяний, направленных на причинение вреда своему здоровью. При возникновении навязчивых мыслей, фобий следует обращаться за помощью к специалисту – психотерапевту, психологу.
Высвобождение агрессии
При наличии деструктивных наклонностей следует учиться выплескивать негативную энергию, не ломая что-то или избивая кого-то, а несколько иным способом. Мужчинам можно порекомендовать посещать тренажерный зал, занятия боксом или экстремальные виды спорта.
Кому-то эмоциональную разрядку помогают получить более спокойные увлечения – рисование, музыка, вышивание, лепка, рыбалка. Для высвобождения лишней агрессивной энергии полезно чаще бывать на природе, медитировать, уменьшить потребление красного мяса и алкоголя.
Повышение самооценки
Нередко за деструктивным поведением скрывается попытка выглядеть более уверенным и самодостаточным человеком, однако следует понимать, что в этом случае разрушительные действия не помогут ощущать себя полноценным членом общества.
В этом случае важно найти занятие по душе, свое призвание, раскрыться и проявиться в чем-либо, чтобы в первую очередь обрести гармонию в душе. Это не значит, что необходимо сделать головокружительную карьеру или добиться небывалых высот в спорте, искусстве или другой сфере.
Не каждый человек способен поражать талантами, но каждый может проживать жизнь достойно, занимаясь любимым делом и принося пользу людям. Это может быть деятельность, направленная на созидание, от которой человек действительно получает удовольствие и которая поднимает его уровень самооценки.
В этом случае деструктивное поведение постепенно уходит на дальний план и заменяется трудом, созиданием и чувством удовлетворения от достигнутых результатов.
Деструкция – это особый тип разрушительного и агрессивного поведения в психологии, из-за которого индивид может причинять страдания окружению или самому себе.
Деструкция может проявляться незначительно, а может приобретать крайние формы и приводить к печальным последствиям – вражде, насилию, убийствам.
Подобное поведение не должно оставаться без внимания, ведь на ранних этапах проявления ярости и агрессии человеку можно помочь избежать совершения ошибок и вернуть его к нормальной жизни.
Видео о деструкции в психологии
Конструкция и деструкция в психологии:
https://youtu.be/u3fFAu6XOlc