Под термином дезадаптация в психологии подразумевается утрата либо же снижение способностей индивида приспосабливаться к окружающему миру и иным людям. Данная проблема может касаться как взрослых людей, так и детей.
Причины возникновения дезадаптации у детей различны и могут быть связаны с разного рода конфликтными ситуациями, отсутствием воспитания и взаимопонимания в семье.
Также сегодня четко прослеживается связь между возникающей дезадаптацией и влиянием гаджетов, когда ребенок, впадая в это состояние, отгораживается от мира реального и полностью погружается в виртуальный, что лишь усиливает фрустрацию.
Что такое психологическая дезадаптация у детей и подростков
Психологическая дезадаптация у детей и подростков проявляется в нарушениях психогенных адаптационных процессов, что снижает гибкость их психики и негативно отражается на школьном обучении и социализации, а также домашней семейной жизни ребенка. Дезадаптация у детей негативно влияет на школьную успеваемость, когда ребенку или подростку сложно усваивать учебный материал.
Неспособность приспособиться также сказывается на отношениях со сверстниками и педагогами. Такие дети могут быть чрезмерно замкнутыми или же проявлять свою негибкость в агрессивной форме.
Детям с дезадаптацией трудно подолгу пребывать в школьном коллективе, тогда как дома они могут чувствовать себя вполне комфортно, хотя иногда бывают и ситуации и наоборот. Особенно опасно развитие дезадаптации в настоящее время, когда замкнутый ребенок находит замену живому общению в интернете и его асоциальная модель поведения закрепляется довольно быстро.
Опасность нарушения
На первый взгляд может показаться, что дезадаптация не таит в себе серьезной угрозы и при желании ребенка можно будет заставить адекватно реагировать на какие-то ситуации и проблемы.
Однако это не совсем так. Когда родители и педагоги не усматривают в дезадаптации ребенка серьезную проблему и не пытаются корректировать его поведение, то закрепление такого негибкого поведения происходит на психофизическом уровне.
В результате у ребенка прочно закрепляются определенные психологические привычки, которые сложно исправить, даже прорабатывая их с психологом. Зачастую родители и учителя не видят проблему с дезадаптацией у ребенка и списывают поведенческие особенности на характер.
С другой стороны вычислить дезадаптацию на какой-то начальной фазе не просто, так как проявляется она не сразу, поэтому еще одна опасность данного состояния кроется в трудности распознавания этого поведенческого отклонения. Чаще всего становится очевидно, что человек совершенно дезадаптирован, только лишь когда он попадает в сложную ситуацию и оказывается совершенно не приспособлен к ней.
Виды психологической дезадаптации
Дезадаптация в психологии – это нарушения, возникающие в общении с окружающими, которые возникают по причине утраты индивидом гибкости и адаптационных способностей. Такой человек, взрослый или ребенок, становится равнодушным, не проявляет эмпатию (заинтересованность, сопереживание).
По глубине развития процесса дезадаптацию можно разделить на:
- полную – когда происходят серьезные личностные изменения и человек утрачивает интерес к жизни и другим людям. При данной форме у взрослых, а также подростков может развиться какая-либо пагубная зависимость;
- частичную – когда человек временно выпадает из привычной социальной жизни, что, несомненно, сказывается на его адаптивных качествах. Так, например, бывает после болезни, когда детям вновь трудно влиться в свой класс и сразу начать общаться как раньше.
С психологической точки зрения дезадаптация делится на:
- патогенную;
- психосоциальную;
- социальную.
Социальная дезадаптация
Данная форма связана с утратой у детей и подростков связи с иными членами общества. Когда такие дети сталкиваются с необходимостью пребывания в коллективе, их дезадаптация проявляется в асоциальном поведении и неадекватных реакциях на разные события и ситуации.
Родители могут отмечать, что дома ребенок стал тревожным, плаксивым и раздражительным. У некоторых детей из-за адаптационного стресса даже могут наблюдаться нервные тики.
Патогенная дезадаптация
Этот вид дезадаптации развивается у лиц, имеющих психические отклонения. У таких людей невозможность нормально адаптироваться является следствием функционально-органического поражения нервной системы (психопатия, шизофрения).
Как правило, неблагоприятная внешняя обстановка, в которой приходится пребывать такому человеку, провоцирует усиление дезадаптационного расстройства. В этом случае работа психиатра в 1-ю очередь должна быть направлена на корректировку основного заболевания, а затем по мере возможности корректировку дезадаптации.
Психосоциальная дезадаптация
Трудности с адаптацией к тем или иным условиям могут быть связаны и с индивидуальными особенностями личности ребенка. Так, например, при смене учебного заведения дети могут стать более замкнутыми, что вполне естественно, если это явление носит временный характер.
Если же привыкание к новому коллективу затянулось, то дезадаптация может перейти в патогенную форму, что негативно отражается на психоэмоциональном состоянии ребенка.
В подростковом возрасте у таких ребят может проявляться агрессия, желание все делать наперекор и противопоставлять себя другим. Таких подростков часто причисляют к трудно воспитуемым и требующим обучения по индивидуальному плану или же в специальном заведении.
Также данная форма дезадаптации может носить временный характер в так называемые возрастные кризисные периоды, когда по мере взросления, из-за сложностей идентифицирования себя в этом мире, ребенок может стать частично дезадаптированным.
Причины дезадаптации
Дезадаптация в психологии – это отклонение в поведении, которое характеризуется неспособностью индивида свободно контактировать с людьми и выстраивать с ними нормальные коммуникации. Как и любое отклонение, оно не возникает на пустом месте и имеет свои предпосылки развития.
Педагогическая запущенность
Педагогическая запущенность возникает в результате безнадзорности и бесконтрольности, когда ребенком попросту не занимаются родители.
В результате ребенок, предоставленный сам себе, демонстрирует поведение, отклоняющееся от нормы, также страдает и его развитие. Чаще всего такая проблема возникает у детей, растущих в асоциальных семьях, когда с ребенком жестоко обращаются, пренебрегают его потребностями и правами.
Но иногда педагогическая запущенность может проявляться и у детей из относительно благополучных семей. Это возникает в том случае, если к ним предъявляются завышенные или напротив заниженные образовательные и воспитательные цели, а также используются неэффективные способы обучения и воспитания.
В результате педагогически запущенные дети нередко замыкаются в себе, стараются никого не впускать в свой внутренний мир. Такие ребята в последующей взрослой жизни испытают трудности в поисках своего места, рода деятельности. Ликвидировать педагогическую запущенность проще пока человек не стал взрослым, его психика гибче и до конца не сформировались взгляды на жизнь.
Отсутствие взаимопонимания в семье
Даже если родители не ведут асоциальный образ жизни, во внешне благополучной семье может быть далеко все не так гладко, как кажется постороннему человеку на 1-й взгляд.
Нередко родители, закрывая базовые потребности ребенка в еде и одежде, не умеют выстроить с ним нормальные доверительные отношения, могут быть чрезмерно деспотичны и строги к нему или же наоборот все позволять. Отсутствие налаженного контакта между родителями и ребенком негативно сказывается на модели построения связей и его собственных коммуникации с иными людьми.
Также негативно на детей влияют частые ссоры родителей и отсутствие взаимопонимания между ними. Когда ребенок видит, что родители не ладят между собой, он в более раннем возрасте может считать себя виновным в этом, а в старшем возрасте просто пытаться дистанцироваться от такой семьи.
Кроме того в будущем подобную модель родительского поведения ребенок может непроизвольно воспроизводить при построении собственных отношений с противоположным полом.
Смена привычного образа жизни
Перемена работы, смена места жительства в силу обстоятельств имеет негативные последствия для некоторых людей. Иногда бывает трудно приспособиться к изменившимся условиям, особенно если причины этих перемен нерадостны (болезнь, увольнение для взрослых). Дети же, оказавшиеся в таком положении, еще более уязвимы.
Попадая в новый класс, коллектив, у них не всегда получается выстроить дружественные отношения со сверстниками и учителями, что травмирует их психику и они реагируют на подобный стресс уходом в себя. Они могут отказываться идти в школу, общаться с кем-либо. При отсутствии помощи психолога дезадаптация в дальнейшем в такой ситуации будет только усугубляться.
Конфликт с окружением
Явные открытые конфликты также могут провоцировать развитие дезадаптации. Особенно пагубно на детскую психику воздействуют длительные затянувшиеся деструктивные (разрушительные) конфликты.
Детские конфликты в раннем возрасте могут вести к развитию психологических травм, а подростковые конфликты будут отличаться своей жестокостью и агрессией. В любом возрасте у ребенка, ставшего участником конфликтной ситуации, могут быть проблемы с адаптацией к окружающим, вне зависимости от того, был он жертвой конфликта или провокатором.
В 1-м случае ребенок-жертва получает травму и ему кажется, что весь мир настроен против него. Во 2-й ситуации провокатор (больше это касается подростков) из-за своей негибкости и ложных личностных убеждений пытается противостоять всему окружению и выразить таким способом протест, но в итоге помимо того, что приносит зло окружающим, страдает и сам.
Симптомы и признаки
Дезадаптация в психологии – это особое состояние, при котором снижаются адаптивные функции личности. В случае если речь идет о дезадаптации детей и подростков важно как можно раньше выявить это состояние, чтобы помочь ребенку и снизить негативное влияние возникшего поведенческого отклонения на текущую и последующую жизнь.
Для этого родителям и педагогам важно знать, по каким проявлениям можно выявить дезадаптацию у детей. Все признаки и симптомы, указывающие на данное состояние, можно условно разделить на несколько групп.
На физиологическом уровне | Если ребенок имеет проблемы с адаптацией в коллективе, то на физическом уровне это может выражаться в:
|
На познавательном (когнитивном) уровне | Программу по разным предметам такой ребенок будет усваивать с трудом. При этом если ребенок пытается преодолеть трудности, то эти попытки не увенчаются успехом. Нередко такие дети, понимая, что с ними что-то не так, отказываются учиться вовсе. |
На сенситивном (эмоциональном) уровне | У ребенка сформировано резко негативное отношение к школе, учителям и сверстникам, с которыми он вынужден находиться в одном коллективе. |
На поведенческом уровне | Нередко при дезадаптации дети становятся импульсивными и проявляют агрессию. Они не принимают установленные правила и предъявляют неадекватные требования к учителям и одноклассникам. Однако стоит отметить, что в силу особенностей характера не все дети с дезадаптацией ведут себя агрессивно, некоторые из них наоборот могут зажиматься и становятся неспособными защитить себя. |
Особенности психологической дезадаптации
Дезадаптация характеризуется некоторыми психологическими особенностями, с которыми сталкивается индивид, пребывающий в этом состоянии. Эти проявления связаны с тем, что человек по своей сути является социальным существом и при возникновении проблем с адаптацией к окружающим людям он начинает жить в выдуманной им иллюзорной реальности.
Такими особенностями или признаками являются:
- раздражительность – зачастую таким людям (особенно детям и подросткам) сложно понять позицию другого человека, которая вызывает у них лишь только отторжение и гнев;
- агрессивность – связана с негативным мышлением и утратой навыков дружелюбного общения;
- замкнутость (уход в себя) – разрывая отношения с привычным кругом общения, человеку становится сложно выстраивать новые коммуникации, в результате чего он замыкается в себе. Таким путем индивид закрывается от взаимодействия с иными людьми и, по его мнению, ограждает себя от эмоционального дискомфорта, хотя на самом деле его отстраненность тяготит его не меньше, чем боязнь общения;
- социофобия – человеку становится трудно выстраивать социальные связи, в результате чего любой выход в общество становятся для него болезненным. Данное состояние является результатом длительной дезадаптации индивида, когда ему не была своевременно оказана психологическая помощь;
- бойкотирование общепринятых правил – пребывая в дезадаптированном состоянии, человек склонен ставить под сомнение и обесценивать принятые нормы поведения. Ему кажется, что действительность должна измениться, а принимать её такой, какая она есть, он не обязан.
Индивидуальный адаптационный потенциал
Специалисты-психологи исходят из того, что каждый человек имеет определенный адаптационный потенциал, который может снижаться в силу различного негативного воздействия:
- педагогической запущенности;
- конфликтов;
- тяжелого внутрисемейного микроклимата.
Такой потенциал представляет собой набор качеств и черт характера человека, которые помогают человеку успешно интегрироваться в общество других людей. Положительным моментом является то, что дезадаптация в большинстве случаев поддается корректировке и при желании адаптивный потенциал может быть восстановлен.
Вместе с тем адаптивность не остается постоянной и неизменной на протяжении всей жизни человека. Например, дети хуже адаптируются к изменяющимся условиям и при переходе в новый коллектив, их личностные особенности в такой ситуации подвергаются некоторым преобразованиям.
Для предупреждения развития у человека (особенно у детей) состояния дезадаптации необходимо создание условий для гармоничного развития личности.
Подстройка и дезадаптация истероида
Дезадаптация в психологии – это реакция на стрессовую коммуникативную ситуацию. Для того чтобы помочь человеку легче подстроится к новой обстановке и окружению, следует ориентироваться на его тип личности. Для истероида характерны такие черты характера как бесконечный эгоцентризм, желание быть в центре событии и внимания, преувеличение собственной значимости.
Среди всех психотипов расположить к себе истероида проще всего. Для таких людей важна лесть и восхищение, тогда они будут настроены к собеседнику благосклонно. В процессе беседы можно интересоваться их жизнью, здоровьем и делами, что позволит приблизиться к ним.
Большинство детей и подростков в той или иной мере имеют черты истероида, так как они до определенного возраста крайне эгоцентричны, поэтому расположить к себе ребенка на самом деле не так и тяжело.
Лишенный внимания истероид, напротив, испытывает сильный душевный дискомфорт, так как его натура требует признания и восхищения. Также люди такого типа плохо справляются с неопределенностью и длительным ожиданием. От этого они испытывают дистресс и теряют равновесие.
Подстройка и дезадаптация эпилептоида
Отличительными чертами эпилептоида являются исполнительность, бережливость, пунктуальность, надежность. Среди негативных черт такого типа личности можно выделить неумение сочувствовать другим людям, раздражительность при нарушении порядка, желание подчинять себе.
Такие люди теряются в ситуациях когда:
- кто-то не выполняет данное обещание;
- вокруг него творится сумбур и хаос;
- в ходе беседы рассуждают об отвлеченных темах (философии, религии) или событиях отдаленного будущего;
- подвергают сомнению его жизненные установки и принципы.
Эпилептоидам информацию необходимо преподносить в четкой, конкретной и лаконичной форме, избегая при этом жестикуляции и излишней эмоциональности. Для того чтобы расположить к себе такого человека можно использовать технику «зеркало» и ненавязчиво повторять его жесты и принимаемые им позы.
Подстройка и дезадаптация паранойяла
Обычно черты этого психотипа начинают проявляться не в детском, а в старшем подростковом возрасте. Такие ребята отличаются сосредоточенностью на своей цели, могут быть крайне серьезны и озабочены и жаждут достичь желаемого во что бы то ни стало.
Главными чертами характера у паранойялов являются чрезмерная напористость и целеустремленность. При этом негативными сторонами такой личности являются раздражительность, гневливость, склонность к авторитаризму.
Для того чтобы расположить к себе такую личность необходимо разделять с ней цели к которым она так упорно идет. При этом не стоит использовать неприкрытую лесть – в отличие от истероида паранойял расценивает подобные прогибы как способ что-то заполучить от него.
Данный типаж меньше всего подвержен дезадаптации, так как обладает крепкой нервной системой. Именно паранойялы становятся отличными разведчиками, летчиками и спецагентами.
Вызвать дистресс у них может лишь наглядная и аргументированная демонстрация недостижимости цели, вынашиваемой годами.
Подстройка и декомпенсация шизоида
Шизоидов отличают от иных типов оригинальные и специфические взгляды на привычные вещи. Для того чтобы расположить его к себе следует проникнуться этими идеями.
Дезадаптировать таких людей очень просто – достаточно создать вокруг них хаос. Причем если для эпилептоида хаос это нарушение привычного уклада жизни, то шизоида легко вывести из себя перегрузив его сенсорные органы. Для него невыносимы ситуации, в которых он вынужден воспринимать большой объем информации.
Он может утомиться как от общения с большим количеством людей, так и от внешнего неодушевленного раздражителя — жужжащего весь день триммера для покоса травы, громкой музыки, работы бульдозера.
Также такие люди не выносят критики, особенно в резко негативном ключе и, попадая в такие ситуации, уходят в себя. Применение грубого психологического насилия в отношении шизоида с высмеиванием и унижениями может повлечь за собой серьезную реакцию – именно такой типаж людей чаще всего может взять в руки оружие и отомстить обидчику.
Проявление подобной агрессии нередко можно увидеть в поведении подростков, когда нерешенные конфликты они решают радикально (стрельба, поножовщина), что ведет к печальным и непоправимым последствиям.
Подстройка и дезадаптация гипертима
Гипертимы являются самыми располагающими к себе людьми. По натуре своей они весельчаки и не выносят все, что связано с монотонностью и рутиной. В детстве такому ребенку сложно концентрироваться на заданиях требующих длительной сосредоточенности и скрупулезности.
Состояние дистресса или дезадаптации у гипертимов вызывает лишение его общения, которое ему жизненно необходимо, так же как удовлетворение базовых потребностей в еде, питье и сне. Для того чтобы снять стрессы гипертимы чаще других прибегают к искусственным стимуляторам – алкоголю и наркотикам.
В отличие от замыкающегося в себе шизоида гипертим в состоянии дезадаптации будет активно обращаться к окружающим за помощью, ведя себя как ребенок. Для того чтобы преодолеть стресс ему важно восстановить коммуникации и увидеть обратную позитивную реакцию от иных людей.
Подстройка и декомпенсация эмотива
Эмотивы отличаются мягкостью, неконфликтностью и чрезмерной эмоциональностью. Они высокоинтеллигентны и для них важна этика и эстетика в общении – оно должно быть вежливым, культурным и сердечным. Декомпенсацию эмотивных людей может вызвать хамство и грубость, а также темы для разговоров, которые они считают низменными.
Также люди данного типа плохо переносят как физические, так и психологические нагрузки. Большой объем работы, который надо выполнить за короткий срок, способен вызывать у них дезадаптивную реакцию и довести их до нервного срыва.
Подстройка и дезадаптация астеника
Дети-астеники с ранних лет отличаются беспокойным сном и плохим аппетитом. Они не выносят громких звуков, яркого освещения, склонны к уединению, ведь даже небольшое количество людей вокруг них отбирает их энергию. Из-за этого они быстро утомляются и устают, а также часто бывают раздражительны. Вместе с тем астеники незлопамятны, дисциплинированны, скромны, дружелюбны и исполнительны.
Для того чтобы расположить к себе астеника следует проявить к нему ласку и продемонстрировать понимание. Дезадаптируются такие личности при нестабильных жизненных обстоятельствах.
Работа, связанная с переменой мест или большим потоком людей, проходящих через астеника, может надолго вывести его из колеи, именно поэтому чаще всего они подолгу трудятся на одном и том же рабочем месте много лет.
Дети астеники плохо приспосабливаются к новому коллективу, с ранних лет сторонятся шумных развлечений. Такому ребенку комфортно в устойчивой среде, среди близких и хорошо знакомых людей.
Дезадаптация школьников как вид социальной неприспособленности к обстановке
Особенно остро проблема социальной дезадаптации стоит среди учеников начальных классов. В психологии существует даже такой термин как «школьная дезадаптация», означающий неприспособленность ребенка к выстраиванию отношений в социуме и обучению.
Обычно предпосылками развития школьной дезадаптации являются:
- слабый уровень дошкольной подготовки;
- отсутствие адаптации к ритму обучения в школе;
- отсутствие привитых элементарных поведенческих норм.
Большинство учеников 1-го класса в той или иной мере сталкиваются со школьной дезадаптацией. Также данное состояние может возникать в переходный период, когда подросток перестает быть ребенком и происходит перестройка личности.
Школьная дезадаптация у детей и подростков проявляется в:
- низкой успеваемости по большинству предметов;
- самовольном беспричинном пропуске занятий;
- пренебрежении установленным в школе порядком, общепринятыми нормами поведения;
- отсутствием уважения к сверстникам и взрослым наставникам;
- возникновении конфликтных ситуации;
- замкнутости, нежелании ни с кем общаться.
При возникновении данной проблемы ребенка или подростка нельзя оставлять наедине со своими переживаниями и трудностями. В этих случаях необходима комплексная работа педагогов, психологов и родителей.
Коррекция состояния
Как упоминалось ранее, состояние дезадаптации не является постоянным и из него можно выйти. Для этого необходимо прорабатывать внутренние страхи и тревоги. Как детям, так и взрослым с данной проблемой можно и нужно обращаться к специалистам-психологам.
Действенным методом в борьбе со страхом коммуникации является преодоление себя и принуждение к общению. Это поможет справиться с боязнью людей. Также следует формировать оптимистичное позитивное мышление, которое будет способствовать установлению новых связей и контактов.
Дети и подростки в силу возраста не в силах преодолеть данное состояние самостоятельно, поэтому нуждаются в поддержке и помощи родителей, которые в случае необходимости всегда могут получить конкретные советы у психолога.
Понятие «дезадаптация» в психологии означает неспособность индивида адекватно и безболезненно контактировать с внешним миром.
В наши дни проблема дезадаптации детей и подростков встает порой очень остро, что связано не только с трудностями в построении коммуникации, которые возникали и ранее, но и с негативной стороной развития прогресса, когда у детей с малых лет есть возможность погружаться в виртуальную реальность.
Это способствует еще большему отстранению и закреплению асоциального поведения, когда ребенок, не получивший своевременную психологическую помощь, во взрослой жизни оказывается неспособным решать возникающие проблемы и предпочитает изолированный образ жизни.
Видео о дезадаптации
Расстройство адаптации:
https://www.youtube.com/watch?v=g40qqKdZuig