Многие даже не догадываются, что они страдают от дислалии. Это довольно распространенные в логопедии дефекты звукопроизношения у людей, которые не страдают от проблем со слухом или артикуляционным аппаратом. Главное проявление дислалии – это замена, искажение или отсутствие тех или иных звуков в речи.
Если степень развития такого дефекта не сильная, то это не влияет на качество жизни человека. Но есть более сложные формы дислалии, которые очень заметны при разговоре с окружающими.
Что происходит со звуками при дислалии?
Человеку становится сложно правильно произносить некоторые звуки. Это приводит к тому, что он либо вовсе пропускает их или неосознанно искажает. Например, ярким примером дислалии является ситуация, когда человек вместо [л] произносит [в]. Часто дети страдают от того, что они не могут поизносить рычащие звуки. Зачастую такой дефект проходит сам, но иногда он остается и требует корректировки.
Чаще всего отклонения диагностируются в возрасте до 6 лет.
Классификация дислалии
Существует 6 основных разновидностей дислалии, которые могут быть вызваны разными причинами.
Механическая
Дислалия этого типа чаще всего связана с особенностями анатомического строения артикуляционного аппарата. То есть проблема может быть в неправильном формировании неба и даже губ. Некоторые из этих особенностей можно устранить. При этом дислалия механического типа не оказывает никакого влияния на написание или словарный запас человека.
Функциональная
Подобный тип дефекта может развиться на фоне социальных факторов или по причине нейродинамических патологий головного мозга. Словарный запас и письменная речь могут меняться. В свою очередь функциональная дислалия может быть моторной или сенсорной.
Моторный тип
К подобному отклонению приводят нейродинамические сдвиги, которые происходят в центральном отделе так называемого речедвигательного анализатора. Во время речи человек неправильно двигает губами и языком, из-за чего он произносит звуки неправильно. Такой тип дефекта также принято называть фонетическим.
Сенсорный тип
В этом случае изменения происходят в речеслуховом анализаторе. Человек не может выделить акустически сходные фонемы (например, мягких, шипящие или звонкие). При этом звуки заменяются или сильно искажаются во время устной речи. То есть данное отклонение является фонематическим. Также при развитии такого дефекта пациент может начать заменять буквы во время написания.
Акустико-фонематическая
Нарушения речи такого типа происходят на фоне избирательного неточного анализа фонем по их фонетическим характеристикам. Человек страдает от плохого звуковосприятия и не может полноценно различать звуки, поэтому он неправильно их распознает и воспроизводит.
При развитии акустико-фонематической формы дислалии пациенты не страдают от ухудшения слуха. Некоторые звуки они могут хорошо распознавать, а другие нет.
Артикуляторно-фонематическая
В эту группу дефектов входят отклонения, которые характеризуются неправильным отбором фонем по артикуляторным параметрам. Подобный тип нарушения может проявляться по-разному. Например, у человека может быть неполностью сформирована артикуляторная база. В этом случае вместо правильно звука он выбирает тот, который кажется ему наиболее подходящим по признакам артикуляции.
Также артикуляторная база может быть полностью сформирована, например, когда ребенок хорошо знает фонемы, понимает, как они звучат, но при произношении заменяет их другими.
Мономорфный тип
Человек не выговаривает только одну группу звуков. Например, он четко произносит все фонемы кроме звонких и шипящих.
Полиморфная
У пациента возникают проблемы со звуками из разных групп. Полиморфная дислалия представляет собой довольно обширную группу просты и сложных дефектов. Они могут объединяться. Если врач диагностирует фонематический дефект, то к его названию приставляется «пара». То есть вместо сигматизма, может быть поставлен диагноз парасигаматизм.
Простые дислалии
Дислалия в логопедии – это дефект, который может быть более простым, когда происходит изменение только одной группы фонем.Такие ситуации встречаются во врачебной практике довольно часто.
Сигматизм
В данном случае человек не может корректно произносить шипящие [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящие фонемы [с], [с’], [з], [з’].
Ротацизм
Данное отклонение затрагивает только звуки [р] и [р’]. Это очень распространенный вид дислалии. Данные фонемы дети могут произносить правильно только после 2-х лет. В большинстве случаев все дело в артикуляционной подготовке. Ребенок не сразу понимает, как правильно нужно размещать язык, для произнесения этих звуков.
Существует несколько разновидностей ротацизма:
Тип ротацизма | Особенности |
Боковой | При произношении звуков боковые края языка не соприкасаются с верхними крайними зубами. |
Горловой | Корень языка слабый. |
Велярный | Как только язык приближается к твердому и мягкому небу, начинается вибрация. |
Увулярный | Происходит вибрация маленького язычка. |
Раскатистый | Язык движется слишком интенсивно. |
Фрикатичный | Звук [р] произносится на английский монер. |
Параротацизм
В этом случае вместо [р] человек произносит [л]. Чуть реже встречается замена на [д] или на [г]. Существует около 30 подтипов отклонения этого типа.
Ламбдацизм
Чаще всего происходит незначительная замена звука [л] на [л’]. В более редких случаях человек произносит вместо этой фонемы [й].
Парасигматизм
Бывает межзубным, боковым, чуть реже призубным. Человек меняет [ф] на [ш], [ш] на [с]. Есть и другие вариации. Данный дефект является симметричным. Это означает, что при проблемах с мягкими звуками, человек также искажает и мягкие.
Йотацизм
При подобном отклонении пациент не может корректно произносить [й]. Он заменяет этот звук или просто «проглатывает» его.
Гамацизм
Характеризуется недостатком произношения фонем [г] и [г’]. Пациент также может заменять их на схожие, когда язык находится в наиболее близком к правильному положении.
Каппацизм
Пациент не может правильно выговаривать [к] и [к’].
Хитизм
Возникают проблемы с фонемами [х] и [х’]. При произношении может наблюдаться слишком сильная вибрация языка.
Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости
Дислалия в логопедии – это очень обширная тема, которая включает в себя проблемы с произношением согласных с неправильной постановкой звонкости и глухости. Согласно онтогенезу речи, ребенок начинает довольно поздно различать такие фонемы из-за их акустической близости. Но позже данная особенность русского языка должна довольно легко усваиваться.
Тем не менее, дефекты этого типа встречаются в 4% случаев у детей, у которых диагностировано нарушение звукопроизношения. Причиной данного отклонения чаще всего становится неправильно развитое фонематическое восприятия или проблемы с координированностью работа голосового аппарата или артикуляционного. Нередко дефект появляется одновременно с развитием тугоухости или проблем с голосовыми связками.
Отклонение этого типа довольно легко определить:
- человек начинает оглушать звонкие фонемы;
- пациент, наоборот, произносит глухие согласные слишком звонко;
- звонкие и глухие звуки смешиваются.
Сложные дислалии
Дислалия в логопедии также может проявлять в более сложных формах. Это ситуации, когда происходит комбинирование сразу нескольких дефектов. Чаще всего встречается ротацизм и ламбдацизм и ротацизм и сигматизм.
Если у человека слишком короткая подъязычная уздечка, то в этом случае он произносит звук [р] очень приглушенно или заменяет его другими фонемами, которые относятся к категории нижних смягчающих шипящих.
Также пациент может страдать от дефекта противопоставления звуков по их параметрам твердости и мягкости или звонкости и глухости. Самым сложным видом отклонения является тотальная дислалия. В этом случае ребенок произносит неправильно практически все согласные звуки. При этом с гласными звуками никаких проблем чаще всего не наблюдается.
Также существует такое понятие, как готтентатизм. В этом случае из всех согласных ребенок произносит только [т].
Причины механической дислалии
Главной причиной развития дислалии этого типа является органический дефект. То есть у ребенка или взрослого человека был неправильно развит артикуляционный аппарат (губы, язык или челюсть).
Из наиболее часто встречающихся аномалий, провоцирующих такие проблемы с речью, можно выделить:
- Короткую уздечку языка. Есть подъязычная связка укороченная, то в этом случае проблемы возникают с верхнеязычными звуками.
- Макроглоссию и микроглоссию. Это нарушения при которых язык может быть слишком массивным или, наоборот, маленьким. Как правило, от таких проблем страдают дети с физической или умственной отсталостью.
- Слишком толстые или малоподвижные губы. В этом случае человек не может корректно произносить губные или губно-зубные звуки.
Также проблемы могут возникнуть на фоне неправильного прикуса или при неправильном построении и росте зубов.
Причины функциональной дислалии
При развитии данного отклонения артикуляционный аппарат не нарушен. Это означает, что органической основы, отвечающей за нарушения в процессе звукопроизношения, нет. Функциональная дислалия преимущественно развивается на фоне одного из факторов.
Биологические предпосылки
Данная группа факторов, на фоне которых развивается функциональная дислалия, включает в себя:
- задержку психического развития;
- заболевания хронического типа;
- соматические патологии;
- инфекционные заболевания, которые пациент перенес в момент активного становления речи;
- гиповитаминоз;
- проблемы с питанием, на фоне которых развиваются такие состояния, как дистрофия.
Нарушения подобного типа негативно сказываются на нейродинамике. Она, в свою очередь, отвечает за дифференцирование, которое осуществляется через слуховой аппарат, а также речедвигательный анализатор.
Социальные предпосылки
Дислалия в логопедии – это отклонение, которое может развиться из-за неправильного воспитания речи со стороны родителей. Часто взрослые сюсюкают с маленькими детьми. Они запоминают такое произношение и начинают ему подражать.
Также подобное происходит в том случае, если родители сами страдают от шепелявости, картавости других дефектов речи. Если в момент активного становления речи, ребенок оказывается в двуязычной среде (например, когда семья переезжает в другую страну), то это также может стать причиной дислалии.
Диагностика
Диагностические мероприятия начинаются с того, что врач уточняет у матери ребенка, как проходила ее беременность, были ли у нее серьезные заболевания в этот период.
Также нужно учитывать и то, чем болел сам ребенок в раннем возрасте. Нужно определить есть ли проблемы в психомоторном развитии. Чтобы упростить первичный сбор анамнеза, рекомендуется предоставить доктору медицинскую карту и прочие документы, в которых подробно описываются все отклонения.
Помимо стандартного опроса врач проверяет состояние слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. В процессе обследования врач определяет подвижность артикуляционного аппарата. Для этого ребенку предлагается выполнить несколько простых упражнений.
Также диагностика включает в себя оценку звукопроизношения. Врач должен понять, насколько дефекты сложные. Особое внимание требуется уделить фонетическому слуху, то есть тому, насколько хорошо пациент способен разделять звуки на стандартные группы.
В своем заключении логопед должен указать форму и вид дислалии, а также особенности звукопроизношения. Если врач выявил, что ребенок страдает от отклонения механического типа, то дополнительно нужно пройти осмотр у стоматолога, а также ортодонта.
При функциональной дислалии требуется консультация невролога. Он проведет соответствующие анализы и даст свое заключение. Дополнительно логопед может выдать направление к отоларингологу, который оценит состояние слухового аппарата. Только при полной диагностике можно приступить к занятиям по корректировке.
Коррекция дислалии
Коррекция дислалии осуществляется в три этапа. Только при всестороннем подходе отклонение можно будет исправить максимально быстро.
Подготовительный этап
Если ребенок страдает от механической разновидности дислалии, то в первую очередь требуется устранить дефекты, которые ее вызвали. Например, врач может выполнить пластику уздечки языка или назначить ортодонтическое лечение.
В случае моторной дислалии требуется пройти курс упражнений, направленных на правильное развитие моторики речевого аппарата. Для этого может быть назначен логомассаж или артикуляционная гимнастика.
Если у ребенка диагностирована функциональная дислалия, то главная задача – развить фонематические процессы. Чтобы сформировать корректное звукопроизношение, необходимо выполнять упражнения на мелкую моторику и отрабатывать так называемые опорные звуки.
Постановка
На этом этапе необходимо сформировать первичные произносительные навыки. Врач должен поставить ребенку изолированный звук. Это может быть выполнено с помощью механических приспособлений или путем выполнения упражнений на подражание. Также важно наладить автоматизацию звуков в отдельных слога, затем в словах и предложениях.
Упражнения для автоматизации
Важной частью данного этапа является не только заключительная коррекция произношения звуков, но и формирование правильных коммуникативных навыков. То есть ребенок должен научиться безошибочно употреблять нужные звуки в процессе общения, не задумываясь над этим.
Важно, чтобы логопедические мероприятия были регулярными, не менее 2-3 раз в неделю. Также врач будет давать домашние задания. Дома ребенок также должен заниматься артикуляционной гимнастикой самостоятельно или совместно с родителями.
Если поставлен диагноз простая дислалия, то обычно уже через 1-3 месяца наблюдаются серьезные улучшения. В случае сложного дефекта на корректировку может потребоваться до полугода.
Существует ряд базовых упражнений, которые врачи рекомендуют при многих разновидностях дислалии:
- Улыбка. Нужно улыбнуться так, чтобы были видны передние зубы. Такое положение губ нужно зафиксировать на 10 секунд.
- Трубочка. Необходимо сжать зубы и вытянуть губы вперед, создавая ими форму трубочки. В таком положении они должны находиться также 10 секунд.
- После этого нужно чередовать «улыбку» и «трубочку» 10 раз или больше. Каждый раз нужно удерживать положение губ на 10 секунд.
- Воронка. На следующем упражнении необходимо разомкнуть зубы и вытянуть губы. После этого требуется резко втянуть их и подвернуть под зубы. Выполнять 10 раз.
- Литавры. Губы находятся под зубами. В таком положении ими нужно как бы похлопать, создавая звуки.
- Лошадка. Губы находятся в расслабленном состоянии. Нужно начать фыркать, как это обычно делают лошади.
- Засов. На следующем упражнении необходимо сжать зубы и начать двигать нижней губой вправо и влево.
- Прятки. Нижняя губа спрятана под верхними зубами. В таком положении нужно стоять 5 секунд. После этого такая же манипуляция производится с нижней губой. Необходимо выполнить 10 повторов.
Дифференциация
Дислалия в логопедии – это отклонение, которое может потребовать дифференциации в том случае, если поставленный звук начинает смешиваться с другими. Для этого требуются дополнительные мероприятия по коррекции. Нужно развить слуховую дифференциацию, закрепить произносительную. Ребенок должен уметь выполнять фонематический анализ и синтез.
Для этого пациент предлагают прослушать попарные слова, в которых есть новый звук и та фонема, которую он раньше использовал в качестве заменителя. Как только ребенок узнает слово, он должен правильно произнести звук, который он в нем услышал.
На первичных этапах дифференциации врач уделяет внимание каждому из смешиваемых звуков. При этом он последовательно произносит их вместе с ребенком и пытается сформировать у него слуховой образ воспроизведенной фонемы. Логопед придерживается определенного плана.
Сначала он должен уточнить артикуляцию звука и создать своеобразную опору на тактильное или зрительно восприятие. После этого он выделяет отдельный звук в слоге. Потом задача усложняется и нужно уточнить звук в слове, а потом в длинном предложении.
Второй этап дифференциации заключается в смешивании похожих звуков. Ребенок должен научиться быстро определять каждый из них. Также важно уделить внимание развитию синтеза, а также фонематического анализа.
Прогноз, что будет без лечения
Если не начать своевременную корректировку дислалии, то в дальнейшем это может привести к проблемам в письменной речи. Если ребенок неправильно слышит звуки, то он не сможет хорошо писать диктанты и полноценно обучаться в школе. В редких случаях подобное даже приводит к отклонению в развитии, так как детям с такими отклонениями сложнее научиться читать и считать.
От этого зависит, насколько успешным будет ребенок в школе. Поэтому подобные дефекты рекомендуется исправлять до начала посещения образовательного учреждения.
С подобным отклонением ребенку будет сложнее взаимодействовать с другими детьми. Дислалия может стать предметом шуток одноклассников. Это может привести к депрессии и замкнутости. Ребенок перестает чувствовать себя уверенно, боится отвечать у доски. Это негативно сказывается на обучении и формировании социальных связей.
В младшем возрасте произвести корректировку проще. Взрослому человеку с дислалией также приходится сталкиваться со сложностями на работе, особенно если она связанна с общением с людьми. Если речь идет о механическом дефекте на фоне неправильного расположения зубов, то с каждым годом ситуация может ухудшаться. Проблемы появляются не только в речи.
У человека могут начать развиваться сопутствующие патологии других органов и систем. Поэтому чем быстрее будет произведена корректировка и при необходимости лечение, тем быстрее ребенок сможет жить полноценной жизнью и развиваться без каких-либо отклонений.
Таким образом, дислалия в логопедии является дефектом, который может развиться по многочисленным причинам. Это отклонение, хорошо поддающееся корректировке, даже если речь идет о сложной форме дислалии. Но полная коррекция произношения возможна только при правильной диагностике.
Видео о дислалии
Диагноз — дислалия: